Пособие от 11.06.2014
Автор: Белокопытов В., Филиппенков В.

Защита от домашнего насилия


СОДЕРЖАНИЕ

 

Обращение в правоохранительные органы. Уголовная ответственность за причинение телесных повреждений и угрозу убийством

Проблема домашнего насилия в других странах

Развитие законодательства Республики Беларусь в сфере противодействия домашнему насилию. Защитное предписание

Предоставление услуг временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье

Установленные формы документов, принимаемых субъектами профилактики правонарушений

 

Материал помещен в архив

 

ЗАЩИТА ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Проведенный анализ криминогенной обстановки в Республике Беларусь свидетельствует о том, что в 2013 г. возросло на 12 % количество преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. За указанный период зарегистрировано более 2 000 преступлений данной категории, при этом 77 % преступных деяний в сфере семейно-бытовых отношений совершены лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, 28 % преступников имели судимость. В результате преступных действий погибло 132 человека и ранено 85 потерпевших (примечание 1).

В 2013 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 7,7 тыс. административных правонарушений, связанных с умышленным причинением телесных повреждений, что на 31,4 % превышает аналогичные показатели 2012 г. При этом причинение умышленных телесных повреждений в течение года повторно за сравниваемые периоды возросло в 3,1 раза (примечание 2).

За несоблюдение правил пользования жилыми помещениями к административной ответственности в 2013 г. привлечено 3 512 граждан. Судами рассмотрено 37 гражданских дел по искам о выселении без предоставления другого жилого помещения за невозможностью совместного проживания, по 16 из них вынесено решение об удовлетворении исковых требований.

По мнению Генеральной прокуратуры РБ, одними из факторов, способствующих совершению преступлений на семейно-бытовой почве, являются нарушение гражданами общественного порядка в жилых помещениях, систематическое злоупотребление спиртными напитками, тунеядство при отсутствии надлежащего реагирования местных исполнительных и распорядительных, а также иных государственных органов, необеспечение профилактической работы с гражданами этих категорий.

Указанные факты потребовали принятия радикальных мер, в т.ч. и правового характера, так как правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, как показывают данные статистики, к сожалению, имеют сегодня самое широкое распространение.

Как свидетельствует анализ имеющейся информации, около 90 % административных правонарушений рассматриваемой категории совершено мужчинами. Как правило, это супруг жертвы (45 %) или ее бывший супруг (14 %).

Около 60 % обидчиков страдают алкоголизмом, еще 4 % - наркотической или игровой зависимостью. Причем в 75 % случаев насилие совершается вне зависимости от приема алкоголя. Это свидетельствует об определенной модели поведения человека, а алкоголь выступает катализатором насилия.

Среди агрессоров есть и внешне вполне благополучные люди (руководители, служащие, предприниматели).

Чаще от семейных агрессоров страдают женщины (95 %), преимущественно в возрасте 27-40 лет (32 %), замужем (54 %) или разведенные (17 %), имеющие одного ребенка (41 %) или двух детей (30 %). Около 70 % лиц подвергаются физическому насилию, 50 % - экономическому, 97 % - психологическому, 5 % - сексуальному. Большинство жертв страдает сразу от нескольких видов насилия.

Также отмечается тенденция роста количества обращений от женщин и мужчин в возрасте старше 60 лет. В основном они страдают от своих взрослых детей.

Особое беспокойство вызывают случаи насилия, в результате которых страдают дети или когда они являются его свидетелями по отношению к своим близким.

Несмотря на то что многие телесные повреждения, причиненные своим близким, хотя не повлекли за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности у пострадавших лиц (как правило - женщин), их особая опасность состоит в том, что они совершены непосредственно на бытовой почве.

 

Справочно

В Республике Беларусь создан сайт www.ostanovinasilie.org, который объединяет в себе полезную информацию как для граждан, находящихся в ситуации домашнего насилия, так и для специалистов. Данный сайт является информационной платформой, где каждый посетитель может узнать о проблеме домашнего насилия, путях ее решения, а также об организациях, куда можно обратиться за помощью.

В настоящее время данном на сайте по адресу http://ostanovinasilie.org/здесь-вам-могут-оказать-приют/ содержится перечень приютов, кризисных комнат и центров, где могут разместить жертв домашнего насилия.

Обращение в правоохранительные органы. Уголовная ответственность за причинение телесных повреждений и угрозу убийством

Однако еще большую опасность представляют преступные деяния, совершаемые в отношении членов семей и других близких родственников, при этом многие из преступлений в силу различных причин остаются неизвестными правоохранительным органам.

Как известно, одним из основных и вместе с тем сложных криминологических аспектов изучения проблем латентной преступности (в т.ч. и в сфере семейно-бытовых отношений) является определение ее размеров и установление состояния латентности отдельных видов преступных деяний.

Достаточно наглядно проявляется высокий уровень латентности преступности при анализе результатов рассмотрения сообщений об умышленном причинении легких телесных повреждений, многие из которых совершаются в отношении членов семей и других близких родственников. Хотя указанное преступное деяние законодателем отнесено к делам частного обвинения, потерпевшие (как правило - женщины) предпочитают обращаться с заявлениями не в суд, а в органы внутренних дел.

 

Справочно

Согласно ст.153 Уголовного кодекса РБ (далее - УК РБ) умышленное причинение легкого телесного повреждения, т.е. повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности, наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 1 года, или арестом на срок до 3 месяцев.

Определение легкого телесного повреждения дано в главе 3 Правил судебно-медицинской экспертизы характера и тяжести телесных повреждений в Республике Беларусь, утвержденных приказом Белорусской государственной службы судебно-медицинской экспертизы от 01.07.1999 № 38-с.

Согласно части второй ст.24 Уголовно-процессуального кодекса РБ (далее - УПК РБ) дело о преступлении, предусмотренном ст.153 УК РБ, относится к делам частного обвинения и возбуждается лицом, пострадавшим от преступления.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2015 г. согласно абзацу 2 ст.153 УК РБ, в редакции Закона РБ от 05.01.2015 № 241-З, наказание предусматривает общественные работы, или штраф, или исправительные работы на срок до 1 года, или арест.

С 30 сентября 2016 г. определение легкого телесного повреждения дано в подп.5.3 п.5 Инструкции о порядке проведения судебно-медицинской экспертизы по определению степени тяжести телесных повреждений, утвержденной постановлением Государственного комитета судебных экспертиз РБ от 24.05.2016 № 16.

 

В 2013 г. в органы внутренних дел поступило 15,3 тыс. таких сообщений, по 44 % из которых принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а по 40 % - о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить уголовное дело частного обвинения (примечание 3). При этом большая часть пострадавших от умышленного причинения легких телесных повреждений после вынесения постановления о прекращении проверки не воспользовалась возможностью возбуждения в суде уголовного дела частного обвинения и привлечения виновных к уголовной ответственности. За указанный период судами зарегистрировано лишь 203 преступления, предусмотренных ст.153 УК РБ, хотя только органами внутренних дел прекращена проверка 6,1 тыс. сообщений (примечания 3, 4).

Потерпевшие не пользуются возможностью возбуждения уголовного дела частного обвинения по различным причинам (близкие отношения с виновным лицом, а также неоднозначно воспринимаемая процедура судебного разбирательства дел частного обвинения). При этом значительной части правонарушителей, умышленно причинивших потерпевшим легкие телесные повреждения, удается избежать уголовной ответственности из-за отсутствия в стране налаженного механизма оказания правоохранительными и судебными органами содействия пострадавшим в реализации их процессуальных прав по делам о преступлениях, отнесенных законодателем к делам частного обвинения.

Необходимо также отметить, что большая часть зарегистрированных преступлений (66 %), предусмотренных ст.153 УК РБ, совершена лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, а среди потерпевших свыше половины составляют женщины (примечание 4).

Практика свидетельствует, что своевременное возбуждение уголовных дел по фактам умышленного причинения легких телесных повреждений, многие из которых совершаются в сфере семейно-бытовых отношений, способствует в ряде случаев предотвращению в дальнейшем других насильственных преступлений. Игнорирование же или несвоевременная реакция в отношении так называемых бытовых дел создает атмосферу равнодушия и безразличия к подобным явлениям, поощряет правонарушителя, делает его более наглым, дерзким и нередко приводит к совершению значительно более опасных посягательств (примечание 5).

Учитывая значительную распространенность случаев умышленного причинения легких телесных повреждений, представляется целесообразным внесение изменений в ст.26 УПК РБ в части отнесения этих преступлений к делам частно-публичного обвинения. Возложение в таком случае обязанности доказывания вины на орган уголовного преследования может способствовать снижению уровня латентности преступлений, предусмотренных ст.153 УК РБ, и более эффективному применению мер уголовно-правового воздействия на правонарушителей.

Выводы о высокой латентности умышленных причинений легкого телесного повреждения подтверждаются также результатами исследования, проведенного Научно-исследовательским институтом Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, определившего коэффициент (уровень) латентности преступлений, предусмотренных ст.115 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), как 13,1 (примечание 6).

Достаточно высокий уровень латентности характерен для еще одного вида преступного деяния, который также имеет место в сфере семейно-бытовых отношений, - угрозы убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества, который в Российской Федерации (ст.119 УК РФ) составляет коэффициент 8,5 (примечание 6).

Анализ данных уголовной статистики Республики Беларусь свидетельствует, что уголовные дела в нашей стране в 2013 г. возбуждались по 15 % сообщений об угрозе убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества, а по 82 % сообщений выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Таким образом, в процессуальном порядке (наиболее эффективном в плане обеспечения защиты прав граждан) не расследовались факты, изложенные в 6,5 тыс. сообщений (примечание 3).

 

Справочно

В соответствии со ст.186 УК РБ угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества общеопасным способом, если имелись основания опасаться ее осуществления, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 1 года, или арестом на срок до 6 месяцев.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2015 г. согласно абзацу 2 ст.186 УК РБ, в редакции Закона РБ от 05.01.2015 № 241-З, наказание предусматривает общественные работы, или штраф, или исправительные работы на срок до 1 года, или арест, или ограничение свободы на срок до 2 лет, или лишение свободы на тот же срок.

 

Распространенная практика отказа в возбуждении уголовного дела не позволяет использовать значительный превентивный потенциал уголовно-правовой нормы, предусмотренной ст.186 УК РБ. Известно, что эффективная реализация норм с так называемой двойной превенцией может способствовать предупреждению совершения в дальнейшем других преступлений, в т.ч. наиболее опасных насильственных преступных деяний. Как отмечает И.В.Овсянников, лучше возбудить уголовное дело, расследовать его и убедиться в отсутствии или наличии события преступления, чем пройти мимо вероятного преступного деяния, при этом позволив виновному избежать уголовной ответственности и продолжить преступную деятельность (примечание 7).

Проблема домашнего насилия в других странах

Проблема домашнего насилия не является спецификой отдельного государства. Например, французская статистика утверждает: ежегодно 50 тыс. француженок обращаются в полицию с жалобами на своих мужей. Причем так поступают лишь 10 % женщин, подвергающихся той или иной форме насилия. Остальные мирятся с этим, надеясь, что все успокоится само собой.

Факт насилия над тем или иным членом семьи со стороны близких во Франции стал считаться отягчающим обстоятельством и в зависимости от его характера может значительно увеличить срок тюремного заключения. Что касается нелетальных случаев, а их большинство, то Законом от 2005 г. предусмотрено немедленное изъятие из дома распустившего руки супруга сразу после того, как его «половина» подала заявление в полицейский комиссариат. Отдельно во французском законе предусмотрена ответственность граждан в тех случаях, когда жертвами насилия становятся дети. В 2007 г. в свод законов была внесена статья, в которой закреплена обязанность граждан сообщать о подобных случаях. Кто этого не делает, зная о насилии над детьми, рискует попасть на скамью подсудимых и получить тюремный срок до 3 лет, а также заплатить штраф до 45 тыс. евро.

Во Франции сейчас существуют несколько десятков центров, куда помимо полиции могут обращаться женщины. Для того чтобы им оказали помощь, достаточно позвонить по номеру телефона 3919 и получить юридическую консультацию. При необходимости пострадавшую отправят в один из многочисленных приютов, созданных специально для жертв мужей.

Домашнее насилие - одна из самых острых социальных проблем Индии. И там главная жертва, как правило, женщина. По данным Бюро учета преступлений, насилие в отношении женщин со стороны мужа или родственника совершается в Индии каждые 9 минут.

Закон Индии о защите женщин от домашнего насилия принят в 2006 г. На его основании уже было возбуждено более 8 тыс. уголовных дел.

Насилие распространяется не только на жен и детей, но зачастую и на слуг. Они являются неотъемлемой частью многих индийских семей. Даже индийцы со средним достатком могут позволить себе нанять няню для ребенка или домработницу, которая берет на себя самую тяжелую часть домашней работы. Эти люди - выходцы из беднейших районов страны и низших каст, очень часто безграмотные и социально незащищенные - становятся жертвами властолюбивых хозяев, порою превращающихся в садистов.

В Израиле от рук своих супругов ежегодно погибают примерно 20 женщин. Особенно часто это встречается в арабском секторе, а также общинах фалашей и фалашмура - эфиопских евреев. В этих слоях израильского общества женщина, и особенно молодая, в случае малейшего непослушания может быть подвергнута жестокому насилию со стороны старших членов семьи.

В ортодоксальных арабских семьях братья, иногда вступаясь «за честь рода», могут убить сестру или близкую родственницу, которая в их понимании эту честь уронила. Согласно статистике, предоставленной рядом общественных организаций, в Израиле от насилия страдает не менее 100 тыс. женщин и в два раза больше детей. При этом полиция и инспекторы социальной службы фиксируют не только физическое насилие, но и так называемое «серое», под которое подпадают эмоциональные издевательства, унижения, а также «экономический террор», когда женщина и реже мужчина лишаются возможности участвовать в планировании бюджета и его использовании.

Израильские психологи считают, что дети, оказавшиеся свидетелями любого рода насилия над членами своей семьи, испытали стресс. Им также рекомендуется находиться вместе с матерями в соответствующих убежищах. В 2013 г. в убежищах для женщин скрывались от разбушевавшихся и представлявших опасность глав семейств 641 женщина и 1 047 детей.

В конце 2013 г. парламент Израиля принял в предварительном чтении законопроект, согласно которому женщине, более месяца находящейся в убежище для пострадавших от насилия, будет выплачиваться пособие по обеспечению прожиточного минимума.

Каждую неделю в Великобритании две женщины погибают от рук мужей, бывших супругов или партнеров. По данным министерства внутренних дел, в 2013 г. о насилии в своих семьях сообщили 1,2 млн. женщин, причем в двух случаях из трех это был не первый инцидент. Но на самом деле их значительно больше. По данным исследования местной организации «Совет гражданам», более полумиллиона жертв домашнего насилия предпочитают не сообщать о своей беде, так как чрезвычайно сильно напуганы.

Статистика усугубляется еще одной проблемой: женщина, заявившая о том, что ее бьет муж, должна с ним развестись, иначе в дальнейшем ее детей могут забрать органы опеки.

Британский парламент собирается изменить уголовное законодательство таким образом, чтобы семейное насилие стало отдельной категорией преступлений с наказанием до 14 лет лишения свободы.

Британская полиция сможет отслеживать поведение домашнего тирана после первого же зафиксированного инцидента, а также ввести меры для ограждения жертвы от его посягательств. По данным британских средств массовой информации, ожидается, что закон получит широкую поддержку в парламенте и будет принят.

В США ежегодно регистрируется более 5 млн. обращений от тех, кто подвергся побоям со стороны близких. Особенно много таких случаев в среде индейцев, где 60 % женщин хотя бы раз подвергались насилию, при том что в среднем по стране эта цифра составляет около 25 %.

По данным ООН, в США также довольно высокий уровень насилия в отношении беременных. Повышенный уровень бытовой агрессии отмечается даже в семьях полицейских. Не защищены от этого и сексуальные меньшинства.

Основными законодательными документами по противодействию домашнему насилию являются Акт по предотвращению домашнего насилия и поддержке и Акт о насилии по отношению к женщинам, в рамках которых действует «горячая линия» на 170 языках, а жертвам агрессии при необходимости предоставят приют, накормят, окажут помощь и защитят.

Только в 2012 г. федеральные власти выделили около 600 млн.долл. США на программы в рамках Акта о насилии по отношению к женщинам. Кроме того, на федеральном уровне действует закон, запрещающий уличенным в бытовой агрессии иметь огнестрельное оружие.

Во многих штатах ответственность за бытовое насилие не выделена отдельно в административном и уголовном кодексах и обычно квалифицируется по соответствующим статьям: например, нападение или нанесение побоев, попытка похищения. Однако в некоторых штатах, как, например, в Северной Каролине, повышена ответственность за рукоприкладство в отношении близких. Предусмотрена уголовная ответственность как за убийство, так и за побои с тяжкими последствиями или попытку похищения. Менее тяжкие проступки наказываются мягче, например, суд может направить обвиняемого на прохождение группового психологического тренинга продолжительностью от 4 до 12 месяцев. Причем платить за это придется правонарушителю. В этом случае суд может принять во внимание материальное положение виновного и снизить плату. Для защиты жертвы суд может выдать охранный ордер.

Развитие законодательства Республики Беларусь в сфере противодействия домашнему насилию. Защитное предписание

В Республике Беларусь большое значение в преодолении фактов домашнего насилия, а также правонарушений, совершаемых на бытовой почве, придается принятому 4 января 2014 г. Закону РБ № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее - Закон № 122-З), которым в сферу правового регулирования введен институт «защитного предписания».

В соответствии со ст.23 Закона № 122-З вынесение защитного предписания является мерой индивидуальной профилактики правонарушений, которое выражается в установлении гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

В соответствии с решением Конституционного Суда РБ от 27.12.2013 № Р-898/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» установленные ст.31 Закона № 122-З ограничения соответствуют требованиям части первой ст.23 Конституции Республики Беларусь, согласно которым допускается ограничение прав и свобод личности в случаях, предусмотренных законом, в т.ч. в интересах национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод других лиц.

Порядок вынесения защитного предписания

Порядок вынесения защитного предписания установлен в ст.31 Закона № 122-З, а также принятым во исполнение Закона № 122-З Положением о порядке принятия мер по обеспечению местами временного пребывания граждан, в отношении которых вынесено защитное предписание, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2014 № 353.

В частности, защитное предписание применяется после вынесения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное ст.9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП РБ), совершенное по отношению к члену семьи, к гражданину:

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. в ст.17.1 КоАП РБ слова «Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное» заменены словом «Оскорбительное» на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З (далее - Закон № 95-З).

 

• которому вынесено официальное предупреждение по основаниям, предусмотренным абзацем 3 или 5 части второй ст.26 Закона № 122-З. При этом защитное предписание применяется в течение года после объявления такого официального предупреждения;

• в отношении которого осуществляется профилактический учет по основаниям, предусмотренным абзацем 3 или 4 части второй ст.28 Закона № 122-З.

 

Обратите внимание!

Таким образом, защитное предписание будет выноситься лицам, совершившим повторно в течение года административное правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений на почве возникающих конфликтов между членами семьи. Так, после первого правонарушения агрессору будет объявлено официальное предупреждение. Второе правонарушение в течение года является основанием для вынесения защитного предписания.

 

Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное ст.9.1, 9.3, 17.1 КоАП РБ, совершенное по отношению к члену семьи.

 

Справочно

Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест (часть первая ст.9.1 КоАП РБ).

Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере до 10 базовых величин или административный арест (часть вторая ст.9.1 КоАП РБ).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. абзац 1 части 2 ст.9.1 КоАП РБ дополнен словами «либо нарушение защитного предписания» Законом № 95-З.

 

Оскорбление, т.е. умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (ст.9.3 КоАП РБ).

В соответствии со ст.17.1 «Мелкое хулиганство» КоАП РБ нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин или административный арест.

 

Защитное предписание реализуется в двух направлениях.

Так, например, если жертва семейного насилия по своей инициативе покинула собственное жилище, уехала к родителям, друзьям, обратилась в кризисную комнату и т.д., то в этом случае защитным предписанием агрессору запрещается предпринимать попытки выяснять ее место пребывания, если она находится в месте, ему неизвестном, запрещается посещать места нахождения и пребывания жертвы, общаться с ней, в т.ч. по телефону и посредством сети Интернет (части первая и четвертая ст.31 Закона № 122-З).

Другая ситуация - когда жертва семейного насилия не имеет возможности покинуть помещение, в котором проживает, но при этом очевидно, что она нуждается в защите. В таком случае защитное предписание (с письменного согласия совершеннолетнего пострадавшего) обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее жилое помещение и налагает запрет распоряжаться общей совместной собственностью (часть пятая ст.31 Закона № 122-З).

Защитное предписание с установлением обязанности и запрета, указанных в части пятой ст.31 Закона № 122-З, согласовывается соответствующим прокурором при отсутствии письменного согласия гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в зависимости от гражданина, в отношении которого вынесено защитное предписание, либо по иным причинам не способен (способны) самостоятельно защитить свои права и законные интересы.

 

Обратите внимание!

Указанные запреты и обязанность устанавливаются руководителем органа внутренних дел или его заместителем на срок от 3 до 30 суток со дня объявления защитного предписания гражданину, в отношении которого оно вынесено, и могут быть прекращены руководителем органа внутренних дел или его заместителем по заявлению совершеннолетнего лица, пострадавшего от насилия в семье (части одиннадцатая и двенадцатая ст.31 Закона № 122-З).

Отмена защитного предписания

Отмена постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное ст.9.1, 9.3, 17.1 КоАП РБ, совершенное по отношению к члену семьи, влечет отмену применения защитного предписания.

Предоставление услуг временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье

Порядок принятия местными исполнительными и распорядительными органами решений о создании государственных организаций, их структурных подразделений по предоставлению услуг временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, а также мер по обеспечению местами временного пребывания граждан, в отношении которых вынесено защитное предписание, предусмотренный частью третьей ст.17 Закона № 122-З, установлен Положением.

Так, Положение обязывает местные исполнительные и распорядительные органы принимать меры по обеспечению местами временного пребывания граждан, в отношении которых вынесено защитное предписание, устанавливающее обязанность правонарушителя, совершившего насилие в семье, покинуть общее с лицами, пострадавшими от насилия в семье, жилое помещение.

Размещение таких граждан в гостиницы, общежития, другие имеющиеся помещения осуществляется по их просьбе местными исполнительными и распорядительными органами.

Места для обеспечения временного пребывания граждан, в отношении которых вынесено защитное предписание, определяются (создаются) решениями местных исполнительных и распорядительных органов. Решение должно содержать сведения о расположении указанных мест, условиях и порядке их предоставления. Такие места могут предоставляться на безвозмездной или возмездной основе.

Основанием для рассмотрения вопроса об обеспечении гражданина, в отношении которого вынесено защитное предписание, местом временного пребывания является письменное его обращение. На основании письменного обращения местным исполнительным и распорядительным органом незамедлительно принимается решение о предоставлении гражданину места временного пребывания либо об отказе в его предоставлении.

Установленные формы документов, принимаемых субъектами профилактики правонарушений

В соответствии с предписаниями Закона № 122-З Положением утверждены формы:

протокола профилактической беседы;

• официального предупреждения;

решения об осуществлении профилактического учета;

решения о прекращении профилактического учета;

• профилактического дела;

протокола о вручении копии решения об осуществлении профилактического учета о разъяснении прав и обязанностей гражданина, в отношении которого принято такое решение;

• защитного предписания;

протокола о вручении копии защитного предписания.

Форма протокола профилактической беседы предусматривает ее устное проведение должностным лицом субъекта профилактики правонарушений с указанием основания ее проведения, предусмотренного частью второй ст.24 Закона № 122-З. Обеспечена возможность учинения отметки об осуществлении демонстрации наглядных материалов, видеосюжетов (часть седьмая ст.25 Закона № 122-З), а также об отказе гражданина, с которым проведена профилактическая беседа, подписать протокол (часть восьмая ст.25 Закона № 122-З). Кроме того, учтены предписания части восьмой ст.25 Закона № 122-З о разъяснении гражданину, с которым проведена профилактическая беседа, его прав и обязанностей, подписании протокола гражданином и должностным лицом, проводившим профилактическую беседу.

Форма официального предупреждения предусматривает его вынесение руководителем (заместителем руководителя) субъекта профилактики правонарушений с указанием основания вынесения, предусмотренного частью второй ст.26 Закона № 122-З, и правовых последствий его объявления (осуществление профилактического учета, применение защитного предписания). Учтены требования части третьей ст.27 Закона № 122-З об объявлении официального предупреждения, вручении его копии и разъяснении гражданину, которому оно объявлено, его прав и обязанностей, подписании официального предупреждения гражданином, которому оно объявлено, и должностным лицом, вручившим его копию. Обеспечена возможность учинения отметки об отказе гражданина, которому объявлено официальное предупреждение, подписать его оригинал.

Форма решения об осуществлении профилактического учета предусматривает его принятие руководителем (заместителем руководителя) субъекта профилактики правонарушений с указанием основания осуществления профилактического учета, предусмотренного частью второй ст.28 Закона № 122-З.

Форма решения о прекращении осуществления профилактического учета предусматривает его принятие руководителем (заместителем руководителя) субъекта профилактики правонарушений с указанием основания осуществления профилактического учета, предусмотренного частью второй ст.28 Закона № 122-З, и основания прекращения его осуществления, предусмотренного ст.30 Закона № 122-З.

Форма профилактического дела предусматривает указание субъекта профилактики правонарушений, которым оно заведено, данных гражданина, в отношении которого осуществляется профилактический учет, основания его осуществления, предусмотренного частью второй ст.28 Закона № 122-З. Для удобства практического применения с учетом предписаний части первой ст.30 Закона № 122-З, устанавливающей по общему правилу прекращение осуществления профилактического учета по истечении 1 года со дня принятия решения о его осуществлении, предусмотрено указание даты принятия решения об осуществлении профилактического учета и его прекращении. Также установлена форма описи документов, находящихся в профилактическом деле.

Форма протокола о вручении копии решения об осуществлении профилактического учета и о разъяснении прав и обязанностей гражданина, в отношении которого принято такое решение, предусматривает его составление должностным лицом субъекта профилактики правонарушений с указанием основания порядка его вручения. Учтены требования части четвертой ст.29 Закона № 122-З о вручении копии решения об осуществлении профилактического учета гражданину, в отношении которого оно принято, разъяснении ему прав и обязанностей, подписании копии протокола гражданином, которому вручена копия решения об осуществлении профилактического учета, и должностным лицом, вручившим копию такого решения. Обеспечена возможность учинения отметки об отказе гражданина, которому вручена копия решения об осуществлении профилактического учета, подписать протокол.

Форма защитного предписания предусматривает его вынесение руководителем (заместителем руководителя) органа внутренних дел в отношении гражданина, которому ранее выносилось официальное предупреждение (с указанием даты и основания его вынесения) либо осуществляется профилактический учет (с указанием даты и основания его осуществления). Учитывая, что защитное предписание применяется после вынесения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, совершенное по отношению к члену семьи, предусмотрено указание конкретного состава административного правонарушения, являющегося в соответствии с частью второй ст.31 Закона № 122-З основанием для вынесения защитного предписания, а также данные члена (членов) семьи, по отношению к которому (которым) такое деяние совершено.

Частью одиннадцатой ст.31 Закона № 122-З определено, что указанные в защитном предписании запреты и обязанность устанавливаются на срок от 3 до 30 суток, для чего в полагающей части формы предусмотрена соответствующая графа. Также полагающая часть содержит безусловные запреты, установленные частью четвертой ст.31 Закона № 122-З, и предусматривает указание запрета и обязанности, установленных частью пятой ст.31 Закона № 122-З, которые применяются с письменного согласия пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье.

В форме защитного предписания также предусмотрено согласование его прокурором, которое возможно в порядке, установленном частью шестой ст.31 Закона № 122-З.

Учитывая, что установление защитным предписанием обязанности временно покинуть общее жилище и запрета распоряжаться общей совместной собственностью возможно с письменного согласия пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье (часть пятая ст.31 Закона № 122-З), а копия защитного предписания под подпись вручается такому гражданину (гражданам), в форме защитного предписания предусмотрены графы для написания указанного согласия и учинения отметки о получении копии защитного предписания.

Следует отметить, что при применении защитного предписания с установлением запрета распоряжаться общей совместной собственностью не предполагается информирование об этом нотариусов, организаций по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, равно как и принудительное выселение гражданина в случае установления обязанности временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) жилище.

Данные предписания отсутствуют в Законе № 122-З, информирование нотариуса только одного населенного пункта не имеет смысловой нагрузки, а направление сообщений всем нотариусам республики практически невозможно. Кроме того, защитное предписание применяется на основании не вступившего в законную силу постановления о наложении административного взыскания, а отмена постановления влечет и отмену защитного предписания (часть тринадцатая ст.31 Закона № 122-З). В случае когда организацией по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним несвоевременно получено соответствующее решение суда, могут быть безосновательно ограничены права гражданина распоряжаться своим имуществом.

При этом абзацем 6 части второй ст.32 Закона № 122-З установлено, что граждане обязаны не нарушать содержащиеся в защитных предписаниях запреты, выполнять обязанность. Таким образом, нарушение запрета распоряжаться общей совместной собственностью, как и остальных запретов и обязанности, установленных защитным предписанием, будет являться основанием для начала административного процесса по ст.23.4 КоАП РБ (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий). Подобный механизм наиболее удобен для применения на практике.

Форма протокола о вручении копии защитного предписания предусматривает его составление должностным лицом субъекта профилактики правонарушений с указанием основания порядка его вручения. Учтены требования части седьмой ст.31 Закона № 122-З об объявлении защитного предписания и вручении его копии гражданину, в отношении которого оно вынесено, разъяснении ему прав и обязанностей, подписании протокола гражданином, в отношении которого применено защитное предписание, и должностным лицом, вручившим копию защитного предписания. Обеспечена возможность учинения отметки об отказе гражданина, которому вручена копия защитного предписания, подписать протокол.

Таким образом, с принятием указанных нормативных правовых актов в Республике Беларусь практически сформировано правовое поле для противодействия домашним хулиганам и насильникам. Вместе с тем эффективность предотвращения данного социального зла будет зависеть не только от деятельности субъектов профилактики - правоохранительных органов, местных исполнительных и распорядительных органов и т.п., но и от активного участия в этом процессе общественности и в первую очередь лиц, подвергающихся насилию со стороны близких им людей.

 

Примечание 1. Сведения о зарегистрированных и расследованных преступлениях: форма № 101 / Информ. центр МВД РБ.

Примечание 2. Сведения об административных правонарушениях, зарегистрированных органами внутренних дел: форма № 701 / Информ. центр МВД РБ.

Примечание 3. Банк данных автоматизированной информационной системы «Единая книга» / Информ. центр МВД РБ.

Примечание 4. Сведения о регистрации и предварительном расследовании преступлений: форма № 453 / Информ. центр МВД РБ.

Примечание 5. Сахаров, А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР / А.Б.Сахаров // Российский криминологический взгляд. - 2009. - № 1. - С.57-187.

Примечание 6. Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности: монография / под ред. С.М.Иншакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. - С.839.

Примечание 7. Овсянников, И.В. Рассмотрение сообщений о преступлениях. Процессуальные и криминалистические проблемы / И.В.Овсянников - М.: Юрлитинформ, 2010. - С.208.

 

11.06.2014

 

Валерий Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»

Владимир Филиппенков, главный специалист отдела криминологической экспертизы проектов правовых актов и информационно-аналитического обеспечения криминологических исследований государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»