Пособие от 05.08.2016
Автор: Бакун Ю.

Застройщик, осуществляющий строительство самостоятельно, не вправе вести своими силами технический надзор


СОДЕРЖАНИЕ

 

Застройщик не имеет права вести своими силами технический надзор на объектах, на которых он осуществляет строительную деятельность самостоятельно

Необходимость осуществления технического надзора зависит от источника финансирования

Работы по текущему ремонту осуществляются на основании сметной, а не проектной документации

 

Материал помещен в архив

 

ЗАСТРОЙЩИК, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ СТРОИТЕЛЬСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНО, НЕ ВПРАВЕ ВЕСТИ СВОИМИ СИЛАМИ ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР

Ситуация

В УП «Р» есть свой отдел капитального строительства. Некоторые строительно-монтажные работы УП «Р» выполняет самостоятельно, для выполнения иных работ привлекаются подрядные организации. Предприятие планирует самостоятельно выполнять работы, которые будут оформлены как «реконструкция», «реставрация» и «новое строительство».

Как правильно организовать приемку работ технадзором (необходимо привлечь инженера (инженерную организацию) или можно осуществить технадзор самостоятельно; должны ли быть специалисты аттестованы или эти работы могут принимать специалисты технадзора без аттестата)?

При наличии своих аттестованных специалистов может ли УП «Р» осуществлять технадзор на всех объектах самостоятельно?

Нужно ли проводить приемку работ технадзором при выполнении текущих ремонтов и необходима ли сметная документация на текущий ремонт, прошедшая госэкспертизу?

Застройщик не имеет права вести своими силами технический надзор на объектах, на которых он осуществляет строительную деятельность самостоятельно

Технический надзор в строительстве осуществляется в соответствии с ТКП 45-1.03-162-2009 (02250) «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения» (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2009 № 396) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/242237/339858). Согласно части первой п.3.1 ТКП 45-1.03-162-2009 технический надзор осуществляется на всех объектах строительства независимо от форм собственности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 октября 2020 г. ТКП 45-1.03-162-2009 на основании постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.10.2020 № 67 утратил силу.

С 23 октября 2020 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке осуществления технического надзора за строительством, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.08.2020 № 40.

 

Технический надзор могут проводить только аттестованные специалисты. Это вытекает из содержания части первой п.3.4 ТКП 45-1.03-162-2009, согласно которой функции инженера технического надзора могут выполнять специалисты с высшим образованием, соответствующим виду профессиональной деятельности, или специалисты со средним специальным образованием, соответствующим виду профессиональной деятельности, в соответствии с квалификационными требованиями, установленными действующими актами законодательства, и аттестованные (сертифицированные) в порядке, установленном Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Чтобы разобраться, кто должен осуществлять технический надзор (привлеченная инженерная организация или самостоятельно), прежде всего, определимся с терминологией в отношении заданного вопроса. Для этого обратимся к Закону Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З), так как к нему отсылает ТКП 45-1.03-162-2009. Итак, исходя из вопроса, приходим к выводу, что УП «Р» является застройщиком.

Застройщик - это юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность самостоятельно с привлечением инженера (инженерной организации), с привлечением либо без привлечения для выполнения отдельных видов работ подрядчика в строительной деятельности на основании заключенного договора (абзац 13 ст.1 Закона № 300-З).

Застройщик не имеет права вести своими силами технический надзор на объектах, на которых он осуществляет строительную деятельность самостоятельно. В этом случае он обязан привлекать инженера (инженерную организацию) для выполнения функции технического надзора за строительством.

Однако застройщик имеет право осуществлять технический надзор за строительно-монтажными работами, которые выполняются подрядчиком, привлеченным на основании договора (контракта) строительного подряда (п.3.8 ТКП 45-1.03-162-2009).

Таким образом, самостоятельно вести технадзор УП «Р» может в случае, если:

1) является заказчиком (то есть самостоятельно не осуществляет строительную деятельность - вытекает из определения, данного в абзаце 12 ст.1 Закона № 300-З) либо

2) является застройщиком (тогда оно может осуществлять технадзор за работами, выполняемыми подрядной организацией).

Необходимость осуществления технического надзора зависит от источника финансирования

Обратимся к нормам законодательства, регулирующим порядок осуществления технического надзора при текущем ремонте. Итак, из анализа норм абзацев 2 и 3 п.3.1 ТКП 45-1.03-162-2009 вытекает, что, прежде всего, необходимо определить источник финансирования текущего ремонта.

Так, если источник финансирования - средства республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, то технический надзор необходимо осуществлять.

А вот если источником финансирования будут собственные средства, то технический надзор проводится на усмотрение заказчика, в том числе собственными силами.

Работы по текущему ремонту осуществляются на основании сметной, а не проектной документации

Согласно абзацу 3 п.4.23 ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание» (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.03.2014 № 85) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/315341/434817) разработка проектной документации при выполнении работ по текущему ремонту зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций не требуется. Работы осуществляются согласно сметной документации, составленной на основании дефектных актов, оформленных в установленном порядке. Государственная экспертиза по указанной документации проводится по усмотрению заказчика.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 ноября 2018 г. абзац 3 п.4.23 ТКП 45-1.02-295-2014 исключен на основании изменения № 6 в данный ТКП, внесенного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.09.2018 № 208.

 

Кроме этого, выполнение строительно-монтажных работ по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы (п.9 ст.51 Закона № 300-З).

Отметим, что:

проектная документация объекта строительства (проектная документация) - это взаимоувязанные проектные документы, служащие основой для возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта объекта строительства, разработанные в две стадии (архитектурный проект и строительный проект) или в одну стадию (строительный проект) в соответствии с решением заказчика (застройщика) (п.3.11 ТКП 45-1.02-295-2014);

• смета (сметная документация) - это взаимоувязанные документы, входящие, как правило, в состав проектной документации, представляющие денежное выражение строительства объекта и (или) очереди строительства, пускового комплекса и определяющие их стоимость (абзац 38 ст.1 Закона № 300-З, п.3.15 ТКП 45-1.02-295-2014).

Текущий ремонт объекта - совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий (абзац 44 ст.1 Закона № 300-З).

Согласно п.13 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476, не является обязательной государственная экспертиза проектной документации согласно приложению 1 к данному Положению (в п.2 указано, что «Сметная документация, составленная в установленном порядке, на ремонтные работы, относимые к текущему ремонту»), за исключением проектной документации на объекты, финансируемые полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 января 2017 г. следует руководствоваться Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791.

 

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм, смета (сметная документация) не является проектной документацией.

Более того, Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в своем письме от 20.06.2014 № 02-3-02/4813 «О разъяснении практики применения НПА» дало официальное толкование некоторым нормам законодательства и указало, что «составленные на текущий ремонт сметы на основании дефектного акта не относятся к термину "проектная документация"» и что «не является обязательной государственная экспертиза сметы, составленной в установленном порядке на основании дефектного акта на ремонтные работы, относимые к текущему ремонту».

 

05.08.2016

 

Юлия Бакун, юрист