


Материал помещен в архив


ЗАТРАТЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ: НОВЫЕ НОРМЫ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З принята новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК), которая вступила в силу с 1 января 2019 г. Изменения в НК, внесенные новой редакцией, затронули в том числе порядок исчисления налога на прибыль. Наиболее существенные изменения произошли в подходе к налоговому учету и определению затрат, учитываемых при налогообложении. Рассмотрим подробнее данные изменения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2023 г. следует руководствоваться НК с учетом изменений, внесенных Законом от 17.07.2023 № 284-З. |
Определение затрат, учитываемых при налогообложении, в новой редакции НК установлено пунктом 1 статьи 169, в соответствии с которым данными затратами признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством.
Затраты, как и ранее, отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления). Почти неизменными остались и критерии, при наличии хотя бы одного из которых затраты не могут быть признаны экономически обоснованными. Напомним, что такими критериями согласно пункту 4 статьи 169 НК являются:
• фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
• работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и выполнение таких работ, оказание таких услуг относятся к трудовым обязанностям такого лица;
• работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если выполнение таких работ, оказание таких услуг относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.
ВАЖНО! Вышеуказанные критерии не подлежат применению при выполнении работ, оказании услуг плательщику организацией в случае, если такие плательщик и организация являются участниками одного холдинга.
В 2019 г. к затратам, учитываемым при налогообложении, относятся две группы затрат:
• затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее - затраты по производству и реализации);
• нормируемые затраты.
Само определение затрат по производству и реализации, учитываемых при налогообложении, по сравнению с редакцией НК, действовавшей в 2018 г., не претерпело в 2019 г. существенных изменений.
![]() |
Справочно Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (ст.170 НК). |
В соответствии с нормами НК, действующими в 2019 г., у плательщиков сохранилось право на включение в затраты по производству и реализации инвестиционного вычета.
![]() |
Справочно Согласно абзацу второму подпункта 2.2 пункта 2 статьи 170 НК инвестиционным вычетом признается сумма, исчисленная от первоначальной стоимости основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, а также от сформированной в бухгалтерском учете стоимости вложений в основные средства, используемые в предпринимательской деятельности, в связи с их реконструкцией, модернизацией, реставрацией (далее - стоимость вложений в реконструкцию). |
При этом с 1 января 2019 г. размер инвестиционного вычета увеличен:
• по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию - не более 15 % первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию) вместо 10 % в 2018 г.;
• по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию - не более 30 % первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию) вместо 20 % в 2018 г.
Напомним, что сумма инвестиционного вычета включается в затраты по производству и реализации в отчетном периоде, на который приходится месяц:
• с которого в соответствии с законодательством начато начисление амортизации основных средств, используемых в предпринимательской деятельности;
• в котором стоимость вложений в реконструкцию увеличила в бухгалтерском учете первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.
Еще одним новшеством с 2019 г. является исключение из списка зданий, по которым не может быть применен инвестиционный вычет, зданий, предназначенных и (или) используемых для общественного питания.
![]() |
Справочно Инвестиционный вычет не применяется к зданиям (абз.2 ч.5 подп.2.2 п.2 ст.170 НК): • жилых объектов (кроме общежитий); • культурно-развлекательных (ночных) клубов; • используемым для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса; • гостиниц и других зданий для краткосрочного проживания (кроме относящихся к объектам придорожного сервиса); • сборно-разборным и передвижным. |
Претерпело изменение и понятие стоимости вложений в реконструкцию. В 2018 г. к стоимости вложений в реконструкцию относилась стоимость работ по реконструкции (модернизации, реставрации) зданий (включая стоимость материалов, использованных при их проведении), иных работ, которая увеличила в бухгалтерском учете первоначальную стоимость используемых в предпринимательской деятельности основных средств.
С 2019 г. к стоимости вложений в реконструкцию относятся все фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, транспортных средств, используемых в предпринимательской деятельности, основных средств, которые увеличили в бухгалтерском учете первоначальную стоимость этих объектов.
Переходим ко второй группе затрат, учитываемых при налогообложении, - к нормируемым затратам.
К ним относятся определенные затраты, поименованные в пункте 1 статьи 171 НК, а именно:
• командировочные расходы (расходы на служебные командировки) в пределах норм, установленных законодательством;
• затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством;
• потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов в пределах норм естественной убыли, а также норм потерь (боя), установленных законодательством, а при их отсутствии - в пределах норм, установленных руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным. При отсутствии установленных норм такие недостачи и (или) порчи товаров признаются сверхнормативными;
• расходы на управленческие услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения, в пределах суммы, рассчитанной исходя из коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы по организации в целом, определенного в порядке и размере, установленных законодательством;
• затраты по контролируемой задолженности в пределах, рассчитанных в соответствии со статьей 172 НК;
• для организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, за исключением организаций системы Министерства энергетики Республики Беларусь, - затраты на оплату накладных расходов и технологических потерь в пределах норм и нормативов, установленных в соответствии с законодательством;
• прочие затраты, определенные пунктом 2 статьи 174 НК.
Остановимся подробнее на некоторых из перечисленных затрат:
• командировочные расходы (расходы на служебные командировки) в пределах норм, установленных законодательством.
Порядок включения командировочных расходов в затраты, учитываемые при налогообложении, в 2019 г. не изменился, но поскольку на практике часто возникают вопросы, связанные с расчетом суточных при направлении работников в служебные командировки, в том числе за пределы Республики Беларусь, обращаем внимание на следующее.
Размеры возмещения расходов работников при служебных командировках определяются на основании Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 35, Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 июля 2010 г. № 115 (далее - Инструкция № 115).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. постановление № 35 на основании постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 22.11.2019 № 68 утратило силу. В связи с чем следует руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках» (далее - постановление № 176). Комментарии см. здесь. С 5 октября 2019 г. постановление № 115 на основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2019 № 45 утратило силу. В связи с чем следует руководствоваться постановлением № 176. Комментарии см. здесь. |
При направлении за границу в командировку в случае, если принимающая сторона согласно приглашению берет на себя расходы, связанные с обеспечением командированного работника питанием, транспортом и иностранной валютой на личные расходы, направляющая сторона выплату суточных этим лицам не производит, за исключением времени нахождения в пути. За время нахождения в пути суточные выплачиваются в порядке, предусмотренном Инструкцией № 115 (ч.1 п.25 Инструкции № 115).
Если принимающая сторона предоставляет командируемым работникам за свой счет питание, но не обеспечивает транспортом или не оплачивает расходы, связанные с проездом в городском транспорте страны пребывания от места проживания до места работы (службы, обучения и стажировки), и не выплачивает указанным лицам иностранную валюту на личные расходы, направляющая сторона выплачивает суточные в размере 30 %, а при выплате иностранной валюты на личные расходы - 15 % от нормы, установленной для государства, в которое направлен работник в командировку (ч.2 п.25 Инструкции № 115).
Если принимающая сторона берет на себя расходы, связанные с обеспечением командированных работников питанием и транспортом, но не выплачивает указанным лицам иностранную валюту на личные расходы, направляющая сторона выплачивает суточные в размере 15 % от нормы, установленной для государства, в которое направлен работник в командировку. Указанный порядок выплаты суточных может применяться по решению нанимателя также и для работников, направленных в командировку для участия в международных мероприятиях (ч.3 п.25 Инструкции № 115).
В случаях если работники, направленные в командировки, не обеспечиваются питанием, суточные выплачиваются в полном объеме, если принимающая сторона берет на себя расходы только по обеспечению одноразовым питанием, - в размере 70 %, двухразовым - в размере 30 % от нормы, установленной для государства, в которое направлен работник в командировку (ч.4 п.25 Инструкции № 115).
На примере рассмотрим порядок включения в затраты, учитываемые при налогообложении, командировочных расходов.
![]() |
Пример Работник по приглашению иностранной организации был направлен в служебную командировку в г. Санкт-Петербург (Российская Федерация) с 13 по 18 декабря. Согласно билетам на проезд сотрудник выезжает из г. Бреста 13 декабря в 23:00 и прибывает в г. Санкт-Петербург 14 декабря в 11:40. Выезжает из г. Санкт-Петербурга 17 декабря в 18:00 и прибывает в г. Брест 18 декабря в 8:00. Принимающая сторона обязалась обеспечить указанного работника питанием в следующем объеме: • 14 декабря - ужин; • 15, 16 декабря - завтрак, обед, ужин; • 17 декабря - завтрак, обед. Принимающая сторона не выдавала командированному работнику иностранную валюту на личные расходы и не обеспечивала его транспортом в месте командирования. |
Нормы оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу установлены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2001 г. № 7. В частности, норма суточных для краткосрочной командировки (60 и менее дней) в г. Санкт-Петербург установлена в размере 30 долларов США за каждый день.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 октября 2019 г. постановление № 7 на основании постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 27.09.2019 № 52 утратило силу. В связи с чем следует руководствоваться постановлением № 176. Комментарии см. здесь. |
Сумма суточных за период нахождения сотрудника в служебной командировке составит:
• за время нахождения в пути (13 и 18 декабря) суточные выплачиваются в полном объеме - 60 долларов США (2 дн. × 30 долл. США);
• за день, в который сотрудник обеспечивался питанием один раз (14 декабря), - 21 доллар США (1 дн. × 30 долл. США × 70 %);
• за дни, в которые сотрудник обеспечивался трехразовым питанием (15 и 16 декабря), - 18 долларов США (2 дн. × 30 долл. США × 30 %);
• за день, в который сотрудник обеспечивался питанием два раза (17 декабря), - 9 долларов США (1 дн. × 30 долл. США × 30 %).
Согласно законодательно установленным нормам сумма суточных за время командировки в представленном примере составила 108 долларов США, и, следовательно, в этой сумме данные расходы можно отнести в состав затрат, учитываемых при налогообложении;
• затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР), израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.
Данные затраты включают в себя затраты на ТЭР, используемые в производстве, и затраты на топливо для механических транспортных средств.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2016 г. № 216 утверждено Положение о порядке разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов, которым определяется порядок нормирования данных расходов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2023 г. Положение № 216 изложено в новой редакции постановлением Совмина от 23.12.2022 № 900. |
При этом действие указанного Положения распространяется на юридические лица с годовым потреблением ТЭР 100 тонн условного топлива и более и (или) юридические лица, имеющие источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более, и не распространяется на виды топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования.
Нормирование расхода видов топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 141.
Обращаем внимание, что абзацем вторым подпункта 1.2 пункта 1 статьи 171 НК определено, что при отсутствии законодательно установленных норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых - в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством.
Вместе с тем в соответствии с нормами вышеуказанной Инструкции при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций, и расходы на топливо в пределах данной нормы включаются в затраты, учитываемые при налогообложении;
• потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов в пределах норм естественной убыли, а также норм потерь (боя).
Подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 171 НК закреплено, что при отсутствии норм на потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов, а также норм потерь (боя), установленных законодательством, такие затраты учитываются в пределах норм, установленных руководителем организации по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным.
ВАЖНО! Руководитель устанавливает нормы самостоятельно только при отсутствии норм, утвержденных законодательством.
Обращаем внимание, что если нормы на потери от недостачи и (или) порчи товаров не установлены законодательством и в свою очередь не установлены руководителем, такие недостачи и (или) порчи товаров признаются сверхнормативными;
• расходы на управленческие услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения.
![]() |
Справочно Управленческие услуги - услуги по управлению организацией (или ее подразделениями, или направлениями деятельности этой организации), осуществлению организационно-распорядительных, контрольных функций в отношении производства, технологического и (или) иного процессов, рисков, имущества, закупок, сбыта (подп. 2.29 п.2 ст.13 НК). |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 2013 г. № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» нормирует заработную плату руководителей.
Подпунктом 2.1 пункта 2 данного постановления установлено, что коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и средней заработной платы по организации в целом (далее - коэффициент) не может превышать 8.
Таким образом, в случае, когда в штате организаций отсутствует руководитель и организации привлекают к выполнению управленческих услуг индивидуальных предпринимателей, а также предприятия, которые применяют особые режимы налогообложения, расходы на управленческие услуги, оказываемые данными субъектами хозяйствования, для включения в нормируемые затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль, не могут превышать восьмикратный размер средней заработной платы по организации в целом.
Обращаем внимание, что ограничения по коэффициенту действуют только в случае оказания управленческих услуг индивидуальными предпринимателями, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения. Если организация, привлекаемая к выполнению функций руководителя, находится на общей системе налогообложения, то такое ограничение не применяется. В затраты в таком случае включается вся сумма вознаграждения, которая определена договором на оказание управленческих услуг;
• затраты по контролируемой задолженности в пределах, рассчитанных в соответствии со статьей 172 НК.
Нормами пункта 1 статьи 172 НК установлено, что если у организации имеется контролируемая задолженность, сумма которой в три и более раза (для организации, производящей в этом году подакцизные товары, - более, чем в один раз) превышает величину ее собственного капитала, сумма предельных затрат подлежит определению.
![]() |
Справочно На основании подпункта 2.1 пункта 2 статьи 172 НК под контролируемой задолженностью белорусской организации понимается задолженность по работам (услугам) перед: • учредителем (участником) белорусской организации, владеющим на последний день соответствующего налогового периода прямо и (или) косвенно не менее чем 20 % акций (паев, долей в уставном фонде) этой организации (далее в настоящей статье - учредитель (участник)), и иным ее взаимозависимым лицом; • взаимозависимым лицом учредителя (участника) белорусской организации; • иным лицом, которому учредитель (участник) белорусской организации или его взаимозависимое лицо гарантировали (обязались) погасить задолженность белорусской организации по работам (услугам). |
С января 2019 г. сумма контролируемой задолженности определяется как совокупность сумм задолженностей перед всеми лицами, указанными в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 172 НК, по следующим видам работ (услуг):
• заемным средствам по кредитам, займам (за исключением коммерческих займов) без учета суммы задолженности по процентам по ним;
• инжиниринговым услугам, маркетинговым услугам, консультационным услугам, услугам по предоставлению информации, управленческим услугам, посредническим услугам, услугам по поиску и (или) подбору персонала, найму персонала, предоставлению персонала для осуществления деятельности, вознаграждению за передачу (предоставление) имущественных прав в отношении объектов права промышленной собственности;
• неустойкам (штрафам, пеням), суммам, подлежащим уплате в результате применения иных мер ответственности, включая возмещение убытков, за нарушение договорных обязательств,
прочие затраты, определенные пунктом 2 статьи 174 НК.
В состав прочих затрат включаются:
• выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде:
- вознаграждений по итогам работы за год, выплат, носящих характер вознаграждения по итогам работы за год;
- единовременных пособий лицам, уходящим на пенсию;
- доплат, компенсаций, пособий, порядок выплаты которых и их минимальный размер установлены законодательством и по которым законодательством предоставлено право их повышения, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, превышающих минимальный размер;
- доплат, компенсаций, пособий, по которым законодательством предоставлено право определения размера и порядка выплаты, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, в пределах, установленных законодательством, при их наличии;
- единовременной выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление;
- оплаты дополнительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательством. Настоящее положение распространяется в том числе на выплату в соответствии с законодательством денежной компенсации за неиспользованные дни указанных дополнительных отпусков;
• расходы по благоустройству населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест;
• расходы на проведение в соответствии с законодательством по случаю государственных праздников, праздничных дней и памятных дат официальных торжественных мероприятий, военных парадов, артиллерийских салютов и фейерверков;
• вознаграждения и (или) компенсируемые расходы членам совета директоров (наблюдательного совета), представителям государства в органах управления организаций, если иное не установлено законодательством;
• представительские расходы;
• затраты по транспортировке (доставке) покупателей (заказчиков) до торгового объекта (места выполнения работ, оказания услуг) и обратно в направлениях, обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования;
• компенсация за использование личных транспортных средств, выплачиваемая работникам, работа которых не носит разъездной характер, а также суммы арендной платы, выплачиваемые таким работникам, выступающим арендодателями личного транспортного средства;
• членские взносы (вступительные и иные) в объединения предпринимателей и нанимателей, союзы, ассоциации;
• проценты по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам.
Совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов, указанных в подпункте 3.18 пункта 3 статьи 174 НК, с учетом налога на добавленную стоимость (для банков - от суммы доходов, определяемой в соответствии со ст.176 НК, за вычетом доходов, относящихся в соответствии с НК ко внереализационным доходам, кроме сумм доходов, указанных в подп.3.18 п.3 ст.174 НК).
![]() |
Справочно В соответствии с подпунктом 3.18 пункта 3 статьи 174 НК к внереализационным доходам относятся доходы от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества. |
Таким образом, для расчета 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав берется выручка с налогом на добавленную стоимость (по строке 1 налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль) и доходы от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)). Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав считается нарастающим итогом за налоговый период.
В свою очередь, хочется обратить внимание на один нюанс, связанный с отнесением расходов к прочим затратам.
При выплате доплат, компенсаций, пособий, порядок выплаты которых и их минимальный размер установлены законодательством и по которым законодательством предоставлено право их повышения, в затраты без ограничения включается минимальная сумма доплаты, установленная законодательством.
В случае, когда руководитель повышает локальным документом процент или сумму минимальной выплаты, то разница между минимальной доплатой и доплатой, установленной руководителем, включается в прочие затраты, размер которых, напомним, не может превышать 1 % выручки.
Если законодательством установлена так называемая плавающая сумма или процент от минимального до максимального значения, то в затраты по производству и реализации может быть включено не более максимальной суммы или максимального процента установленной доплаты.
![]() |
Пример В Трудовом кодексе Республики Беларусь установлено минимальное ограничение доплаты работнику за каждый час работы в ночное время - не ниже 20 % часовой тарифной ставки (оклада). Руководитель установил своим работникам доплату за каждый час работы в ночное время в размере 30 % от их окладов. |
В рассматриваемом примере сумма доплаты в пределах ее минимальной границы, установленной Трудовым кодексом Республики Беларусь, а именно не более 20 % часовой тарифной ставки (оклада) работника, включается в затраты по производству и реализации. Сумма доплаты в размере 10 % (30 % (установлена руководителем) - 20 % (минимальная доплата по законодательству)) часовой тарифной ставки (оклада) включается в прочие затраты.
Обращаем внимание! Плательщик самостоятельно определяет, какие из произведенных расходов будут включаться в состав прочих затрат, учитываемых при налогообложении, с целью определения в дальнейшем их совокупного размера, чтобы не превысить установленного для него ограничения в 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов, указанных в подпункте 3.18 пункта 3 статьи 174 НК.
08.02.2019
Е.А.Шерий, консультант управления прямого налогообложения главного управления методологии налогообложения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь