Пособие от 11.09.2013
Автор: Навойчик Ю.

Завышение объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ. Административные правонарушения, выявленные в ходе проверок


 

Материал помещен в архив

 

ЗАВЫШЕНИЕ ОБЪЕМОВ И (ИЛИ) СТОИМОСТИ ВЫПОЛНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ХОДЕ ПРОВЕРОК

Ответственность за завышение объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ как со стороны подрядчика (субподрядчика), так и со стороны заказчика предусматривает ст.21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В ходе предварительной документальной проверки расчетов за выполненные работы проверяющие органы сталкиваются с нарушениями, ведущими к завышению стоимости строительных и ремонтных работ.

К завышению стоимости строительных и ремонтных работ относятся:

1) ошибки при расчете цены инвестора (заказчика) - завышение базисной стоимости подрядных работ по сравнению со сметной документацией, завышение индексов изменения стоимости работ по элементам затрат;

2) ошибки при расчете цены предложения подрядной организации;

3) стоимость строительно-монтажных работ, не выполненных, но включенных в состав оплаченных этапов (комплексов) работ;

4) стоимость строительных материалов, не числящихся по бухгалтерскому учету подрядчика, выставленных заказчику для оплаты в составе выполненных этапов (комплексов) работ;

5) индексация авансов, не покрытых стоимостью выполненных этапов (комплексов) работ, а также своевременно не использованных целевых авансов;

6) неправильный расчет затрат за технадзор заказчика, авторский надзор проектного института;

7) неправильное определение суммы налогов и неналоговых платежей;

8) необоснованная «экономия» договорной цены - замена материалов или технологии работ при снижении потребительских и качественных характеристик выполненных работ по сравнению с проектом;

9) арифметические ошибки;

10) включение в расчетные документы работ и затрат, фактически не выполненных или ранее оплаченных;

11) выполнение строительно-монтажных работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, договором (контрактом);

12) невыполнение объемов строительно-монтажных работ и затрат, входящих в этап (комплекс) работ;

13) стоимость строительных материалов, не уложенных в дело;

14) неправильное применение расценок, норм и цен;

15) необоснованное увеличение стоимости монтажных работ за счет завышения количества единиц и веса оборудования;

16) некачественно выполненные работы;

17) повторное предъявление к оплате отдельных элементов прямых затрат, накладных расходов, учтенных в составе комплексных норм, цен, расценок или входящих и оплаченных в составе процентных начислений (временные здания и сооружения, зимнее удорожание);

18) неполный или несвоевременный возврат подрядной организацией заказчику стоимости материалов и конструкций от разборки;

19) стоимость работ по монтажу и демонтажу строительных машин и механизмов;

20) стоимость работ по устранению брака и переделкам некачественно выполненных строительных и ремонтных работ;

21) работы по текущему ремонту основных средств;

22) другие нарушения законодательства Республики Беларусь и нормативно-технических документов по строительству.

 

Пример 1

В соответствии с актами выполненных работ строительство объекта осуществлялось в период с апреля 2010 г. по январь 2011 г., т.е. продолжительность работ составила 8 месяцев, что превысило нормативные сроки (4 месяца) в 2 раза. При этом не были выполнены работы по ремонту штукатурки и окраске стен дворового фасада и арок, замене дверной входной группы на дверные блоки из массива дуба, замене ворот на кованые распашные и др.

 

При проверке актов выполненных работ за период с апреля 2010 г. по январь 2011 г. было установлено, что учреждением при выполнении функций заказчика строительства были нарушены требования п.2 ст.2 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З), которым предусмотрено, что государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать:

• требования законодательства, в т.ч. обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, заключенных договоров, а также внедоговорные обязательства;

• требования градостроительной и проектной документации, утвержденной в установленном порядке.

В ходе проверки правильности расходования государственных средств, выделенных на строительный объект «Капитальный ремонт и модернизация учебного корпуса. Корректировка», возникла необходимость проведения контрольного обмера объемов выполненных строительно-монтажных работ.

Проверка достоверности объемов выполненных работ проведена путем инструментального обмера, а также исчисления объемов работ в соответствии со строительными нормами и правилами и сопоставления результатов с учетными данными объемов выполненных работ у заказчика и данными, содержащимися в проектно-сметной документации; сопоставления израсходованных на выполненные объемы работ денежных, материальных и других средств с объемами (сумма, размер), предусмотренными (отраженными) в проектно-сметной документации, документах бухгалтерского учета и других документах, служащих основанием для получения денежных средств, а также требованиями актов законодательства, в т.ч. технических нормативных правовых актов.

Согласно актам выполненных работ подрядной организацией было произведено утепление чердачного перекрытия на 856,3 кв.м, в т.ч.: в июне 2010 г. - 286 кв.м, в сентябре 2010 г. - 300 кв.м, в октябре 2010 г. - 270,3 кв.м. На данный объем работ использовано 123,474 5 куб.м матов минераловатных, стоимость которых (в текущих ценах) составила 33 586 333 руб. (без налога на добавленную стоимость).

В ходе контрольного обмера исходя из плана чердачного перекрытия был произведен подсчет площади чердачного перекрытия в соответствии со строительными нормами и правилами. Произведенными расчетами было установлено, что в площадь чердачного перекрытия, подлежащего утеплению, были включены площади, занимаемые деревянными балками перекрытия и капитальных стен. Таким образом, фактическая площадь чердачного перекрытия, подлежащая утеплению, составляла 556,3 кв.м, что на 300 кв.м больше площади, указанной в сметной документации. Соответственно, подрядной организацией был завышен и объем утеплителя.

Установлено также, что подрядной организацией в расчеты стоимости строительных материалов в текущих ценах была включена мастика битумная кровельная в количестве 0,892 т, применение которой не предусмотрено проектно-сметной документацией: утепление чердачного перекрытия производится матами минераловатными «насухо».

Не подтверждено выполнение работ по ремонту штукатурки стен главного фасада в объеме 1 815,44 кв.м. Путем соскабливания окрасочного состава с поверхности стен не были выявлены участки новой штукатурки. Кроме того, вся поверхность была однородна, тогда как на цоколе и наружных оконных откосах здания наблюдаются «пятна» от разницы старой и новой штукатурки (фотоматериал прилагается). Таким образом, подрядной организацией объем работ в количестве 1 815,44 кв.м, отмеченный по расценке Е61-10-3 «Ремонт штукатурки гладких фасадов по камню и бетону с земли и лесов цементно-известковым раствором площадью до 10 кв.м толщиной слоя до 20 мм (перетирка)», не был выполнен ни как перетирка, ни как ремонт штукатурки.

Заказчиком не были представлены документы (паспорта, сертификаты и др.), подтверждающие, что ремонт штукатурки стен фасадов производился с применением материала, предусмотренного проектно-сметной документацией. В ходе проверки не представилось возможным установить, какой материал и в каком количестве был фактически использован подрядной организацией при производстве работ по ремонту штукатурки, так как он был скрыт последующими операциями (окраской и нанесением защитно-отделочного состава).

В ходе контрольных обмеров зачастую выявляются такие нарушения, как в пп.11-22.

 

Справочно

Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с проектной документацией, устанавливающей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, в т.ч. со сметной документацией (сметой), определяющей цену работы. При отсутствии иных указаний в договоре предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в проектной документации, в т.ч. сметной документации (проектно-сметной документации) (п.1 ст.698 Гражданского кодекса РБ).

Функции заказчика, застройщика в области финансирования, учета и отчетности: рассмотрение представляемых подрядчиком справок, актов выполненных работ, подписание их и производство расчетов за выполненные работы, обеспечение своевременного финансирования строительной деятельности, своевременные расчеты за выполненные работы и контроль за целевым использованием средств, выделенных на строительство объекта (подп.3.2, 3.3 п.3 примерного перечня функций заказчика, застройщика, утвержденного постановлением Минстройархитектуры РБ от 20.05.2011 № 25 (далее - примерный перечень)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 мая 2014 г. вступило в силу постановление Минстройархитектуры РБ от 04.02.2014 № 4. Данным постановлением уточнен и расширен перечень функций заказчика, застройщика, а также установлены функции руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства.

 

Пример 2

В 2011 г. учреждение выступало заказчиком по капитальному и текущему ремонту зданий. Финансирование капитального и текущего ремонта зданий учреждения осуществлялось за счет средств районного бюджета.

 

Установлено, что при выполнении работ по текущему ремонту зданий учреждением для обоснования принятия решения о проведении текущего ремонта комиссией составлялись дефектные акты с указанием перечня видов выполняемых ремонтных работ, которые были исходным документом для составления сметы на проведение ремонтных работ. На основании сметы подрядчиками составлялись акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (форма С-2) (далее - акт формы С-2), которые служат подтверждением объемов и стоимости выполненных ремонтных работ.

 

Обратите внимание!

С 3 августа 2013 г. вступило в силу постановление Минстройархитектуры РБ от 28.06.2013 № 21 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29 апреля 2011 г. № 13».

Взамен одной формы акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (формы С-2) утверждены 3 формы акта с аналогичным названием: С-2, С-2а и С-2б. В акте формы С-2 сохранены разделы «Расчет стоимости работ в базисных ценах» и «Расчет стоимости работ в текущих ценах», а в актах форм С-2а и С-2б таких разделов нет, все расчеты выполняются в текущих ценах.

 

Проверкой правильности расчетов за выполненные работы по текущему ремонту зданий учреждения было установлено следующее.

В соответствии с государственными договорами на выполнение подрядных работ, заключенными между учреждением (заказчиком) и унитарным предприятием (УП) «Р» (подрядчиком), в 2011 г. выполнялись ремонтно-строительные работы на объекте «Текущий ремонт здания». Всего за 2011 г. по текущему ремонту было выполнено ремонтно-строительных работ на 350 млн.руб. Финансирование работ осуществлялось за счет средств районного бюджета. Оплата за выполненные работы была произведена подрядчику УП «Р» в полном объеме.

В ходе проверки (22 декабря 2011 г.) в присутствии представителей заказчика и подрядчика был проведен выборочный контрольный обмер выполненных объемов ремонтно-строительных работ за 2011 г., которым было установлено завышение выполненных работ на 22 719 631 руб.

В нарушение п.2 ст.2, п.2 ст.53 Закона № 300-З, подп.3.2, 3.3 п.3 примерного перечня учреждением (заказчиком) были подписаны акты формы С-2 и справки о стоимости выполненных работ и затратах (форма С-3) (далее - справка формы С-3) за июль-сентябрь 2011 г. с работами, фактически не выполненными (ремонт штукатурки потолков по камню и бетону цементно-известковым раствором площадью до 10 кв.м толщиной слоя 30 мм в количестве 840 кв.м, ремонт штукатурки потолков по камню и бетону цементно-известковым раствором площадью до 10 кв.м толщиной слоя 20 мм - 325,4 кв.м, ремонт штукатурки внутренних стен по камню и бетону цементно-известковым раствором площадью более 10 кв.м толщиной слоя 40 мм - 606,24 кв.м).

Кроме того, контрольным обмером было установлено, что в акты формы С-2 и справки формы С-3 за октябрь 2011 г. была включена стоимость материалов, не предусмотренных нормативным расходом, а также сверх установленного нормативного расхода (клеевая смесь в количестве 1 т на 674 800 руб. (с НДС), профили холодногнутые - 83 пог.м на 179 480 руб. (с НДС), штукатурный состав ротбанд - 115 кг на 118 956 руб. (с НДС), штукатурный состав тайфун-мастер - 320 кг на 448 512 руб. (с НДС)).

Контрольным обмером также было установлено неправильное применение подрядчиком единичных расценок сборников единичных расценок.

Так, в июле-октябре 2011 г. использовались:

• для штукатурки плоских поверхностей оконных и дверных откосов - расценка сборника ресурсно-сметных норм № 15 «Отделочные работы» (РСН 8.03.115-2007), утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 12.11.2007 № 364 (далее - приказ № 364), Е15-65-2 «Штукатурка криволинейных поверхностей оконных и дверных откосов по бетону и камню» (прямые затраты - 1 701 867 руб., в т.ч. заработная плата - 1 201 765 руб.; эксплуатация машин - 7 142 руб., в т.ч. заработная плата - 3 052 руб.; материалы, изделия, конструкции - 492 960 руб., в т.ч. транспорт - 2 613 руб.) вместо Е15-65-1 «Штукатурка плоских поверхностей оконных и дверных откосов по бетону и камню» (прямые затраты - 1 013 509 руб., в т.ч. заработная плата - 513 407 руб.; эксплуатация машин - 7 142 руб., в т.ч. заработная плата - 3 052 руб.; материалы, изделия, конструкции - 492 960 руб., в т.ч. транспорт - 2 613 руб.);

• для установки внутренних дверных блоков - расценка сборника ресурсно-сметных норм № 10 «Деревянные конструкции» (РСН 8.03.110-2007), утвержденного приказом № 364 (далее - РСН 8.03.110-2007), Е10-25-1 «Заполнение балконных проемов в каменных стенах жилых и общественных зданий блоками дверными с полотнами спаренными, площадью проема до 3 квадратных метров» (прямые затраты - 1 481 167 руб., в т.ч. заработная плата - 401 552 руб.; эксплуатация машин - 264 421 руб., в т.ч. заработная плата - 31 801 руб.; материалы, изделия, конструкции - 815 194 руб., в т.ч. транспорт - 5 174 руб.) вместо Е10-229-3 «Установка дверных блоков деревянных на распорных дюбелях в кирпичных стенах при площади проема до 2 квадратных метров» (прямые затраты - 525 036 руб., в т.ч. заработная плата - 388 331 руб.; эксплуатация машин - 24 211 руб.; материалы, изделия, конструкции - 112 494 руб., транспорт - 1 753 руб.);

• для устройства зазора между дверной коробкой и стеной расценка сборника 10 «Деревянные конструкции» (РСН 8.03.110-2007) Е10-116-1 «Герметизация мест примыкания оконных (дверных балконных) блоков к кирпичным стенам полиуретановой пеной» (прямые затраты - 323 032 руб., в т.ч. заработная плата - 29 032 руб.; материалы, изделия, конструкции - 294 000 руб., в т.ч. транспорт - 14 000 руб.) вместо Е10-231-1 «Заполнение зазора между дверной коробкой и стеной монтажной пеной в бетонных и кирпичных стенах при площади проема до 2 квадратных метров» (прямые затраты - 573 648 руб., в т.ч. заработная плата - 38 148 руб.; материалы, изделия, конструкции - 535 500 руб., транспорт - 25 500 руб.).

Таким образом, завышение стоимости выполненных работ по текущему ремонту, оплаченное заказчиком за счет средств районного бюджета, составило 22 719 631 руб., или 6,37 % от стоимости выполненных ремонтно-строительных работ.

 

Обратите внимание!

Ответственность за правильность расчета суммы, предъявляемой в органы казначейства к оплате за выполненные работы, несет заказчик (часть вторая п.81 Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.12.2001 № 120).

 

Пример 3

В соответствии с государственным контрактом общество выступало заказчиком по объекту «Реконструкция сыродельного производства с установкой новой линии по выпуску твердых сыров мощностью 15 тонн в сутки» (далее - объект), генподрядчик - открытое акционерное общество (ОАО) «П», технический надзор - УП «К», авторский надзор - закрытое акционерное общество (ЗАО) «Д».

 

По состоянию на 1 ноября 2011 г. объем выполненных работ по указанному объекту составил 89 748,6 млн.руб., в т.ч.: оборудование - 79 575,2 млн.руб., затраты на проектно-сметную документацию, авторский и технический надзоры - 523,2 млн.руб., строительно-монтажные работы - 9 280,0 млн.руб., прочие затраты - 370,2 млн.руб.

Расчеты за выполненные работы производились на основании подписанных представителями заказчика и генерального подрядчика актов формы С-2 и справок формы С-3 согласно Положению о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 (далее - Положение).

В соответствии с п.13 Положения порядок расчетов за выполненные работы определяется законодательством и договором строительного подряда. За расчетный период может быть принят месяц либо другой период времени, необходимый для выполнения этапа работ или всего объема работ, предусмотренного договором строительного подряда.

В соответствии с п.14 Положения расчеты за выполненные работы осуществляются на основании справки о стоимости выполненных работ (этапов) по форме согласно приложению 5 к Положению. Подтверждением объемов и стоимости выполненных работ, включаемых в указанную справку, служит акт выполненных работ (этапов) по форме согласно приложению 6 к Положению, в который включаются законченные работы (этапы), предусмотренные графиком производства работ, с применением коэффициента, определяемого соотношением статистических индексов стоимости строительно-монтажных работ на дату сдачи-приемки выполненных работ и дату заключения договора строительного подряда.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 апреля 2014 г. вместо справки о стоимости выполненных работ (этапов) и акта выполненных работ (этапов) (соответственно приложения 5 и 6 к Положению) следует руководствоваться формами:

1) С-3а «Справка о стоимости выполненных работ», установленной постановлением Минстройархитектуры РБ от 17.10.2011 № 48, в редакции постановления Минстройархитектуры РБ от 01.04.2014 № 19;

2) С-2в «Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ», установленной постановлением Минстройархитектуры РБ от 29.04.2011 № 13, в редакции постановления Минстройархитектуры РБ от 01.04.2014 № 18.

 

Проверкой правильности составления актов выполненных работ и расчетов стоимости в текущих ценах к ним было установлено, что в июне-октябре 2011 г. субподрядной организацией в акты формы С-2, а также в расчет стоимости в текущих ценах по указанному объекту были включены командировочные расходы, рассчитанные исходя из нормативной трудоемкости, учтенной в ресурсно-сметных нормах. Вместе с тем размер командировочных расходов в расчете стоимости в текущих ценах не был приведен в цифровом значении к сентябрю 2010 г. (не разделен на статистический индекс текущего месяца к сентябрю 2010 г., т.е. был взят на текущий месяц).

Таким образом, субподрядной организацией в акты выполненных работ был неверно включен и определен размер командировочных расходов. В результате произведенных перерасчетов сумма излишне включенных в выполнение работ по объекту командировочных затрат составила 37 517 132 руб.

 

Пример 4

В ходе проверки на объекте «Спортивно-развлекательный центр» в рамках контроля за исполнением договорных обязательств были проведены контрольные обмеры, по результатам которых было установлено завышение стоимости выполненных работ. Фактически не выполненные и выполненные некачественно работы были оплачены за счет средств бюджета.

 

В ходе проведенного контрольного обмера было установлено, что между стеной здания и гранитными плитами имеются пустоты, не заделанные раствором, что свидетельствует о некачественном выполнении работ и отступлении от проектных решений. В отдельных местах на кровле имелись блюдца, заполненные водой, что указывает на некачественное выполнение работ по устройству уклонов кровельного покрытия. Кроме того, работы по монтажу одного колодца выполнены не были.

Проектом было предусмотрено устройство гидроизоляции на глубину 44 см от уровня земли, контрольным обмером установлено, что материал «Кровляэласт» уложен на глубину 33 см. При визуальном осмотре чаши бассейна установлены трещины в местах установки закладных деталей и местах стыковки днища чаши с боковыми стенами, что стало причиной течи чаши бассейна.

При вскрытии обшивки стен из металлических кассет было установлено, что плиты утеплителя крепятся к стенам здания дюбелями, часть которых расположена в швах между плитами утеплителя. Проектным решением предусмотрено крепление 5 дюбелями на 1 лист плиты утепления.

Стоимость некачественно выполненных работ и работ, фактически не выполненных, относится к завышению стоимости выполненных объемов работ. Бюджетные средства, перечисленные за такие работы, считаются оплаченными необоснованно и подлежат возврату в бюджет на основании требований ст.136 Бюджетного кодекса РБ.

 

Пример 5

При проверке выполненных ЗАО «Б» монтажных работ в порядке авторского надзора УП «В» (проектировщик) совместно с представителем проектной организации УП «П» были установлены следующие нарушения нормативной и проектной документации:

• в днище детского и купального бассейнов заложены стеновые заборники воды для аттракционов вместо донных;

• в цепях циркуляции отсутствуют заявленные к поставке проектные ротаметры;

• монтаж насосов аттракционов выполнен с нарушением строительных норм;

• поставлен робот-пылесос с техническими параметрами по производительности в 4 раза ниже заявленных в договоре поставки;

• пылесос полуавтоматический отсутствует;

• вместо проектных пластинчатых теплообменников с автоматикой производства Республики Беларусь установлены импортные теплообменники иного типа.

Кроме того, эксплуатирующей бассейны службой выявлена неудовлетворительная работа аэромассажных аттракционов и семейной горки, а также то, что монтаж пультов управления электрооборудованием выполнен с отклонением от проектных решений.

 

Повторной проверкой были установлены факты некачественного выполнения работ, что может стать причиной выхода из строя оборудования, травматизма, заболеваний купающихся и обслуживающего персонала. В ходе проверки было установлено следующее:

• вместо заявленных на тендере пластинчатых теплообменников в комплекте с автоматикой подрядной организацией было смонтировано 2 разнокалиберных трубчатых теплообменника, работы выполнены с отступлением от проектных решений, в результате чего не обеспечивается рабочий режим бассейна. Работы на сумму 45 млн.руб. подлежат снятию с выполнения (бюджетные средства потрачены необоснованно);

• ротаметры (расходомеры), предусмотренные проектом и тендерным предложением, не установлены, что впоследствии приведет к выходу из строя фильтрующего оборудования, невозможен контроль скоростей фильтрации и промывки - работы по монтажу на сумму 6 млн.руб. подлежат снятию с выполнения (бюджетные средства потрачены необоснованно);

• компрессоры установлены с нарушением технических условий производителя, что стало причиной неудовлетворительной работы аэромассажного сиденья, требуется замена труб на металлические длиной 80 см на компрессоре;

• в днище детского и купального бассейнов установлены стеновые заборники (решетки) воды, что грозит травмами купающимся, требуется замена стеновых на донные. В ходе проверки 2 донные решетки переданы эксплуатирующей организации;

• форсунки, установленные в днище детского бассейна, не укомплектованы, и в этом причина плохой дезинфекции бассейна. Плохая дезинфекция бассейна может вызвать заболевания;

• на объекте установлен пылесос-робот не проектной производительности, пылесос-полуавтомат отсутствует, что не позволяет производить постоянную очистку бассейнов;

• монтаж шлангов систем дозировки средств дезинфекции (гипохлорит натрия) выполнен с нарушением технических норм, что может явиться причиной протечки гипохлорита натрия; в нарушение требований проекта пункт дозировки установлен перед теплообменником.

 

Пример 6

Выборочной проверкой соблюдения законодательства при формировании стоимости строительных объектов было установлено необоснованное включение в октябре 2011 г. в стоимость подрядных работ по объекту «Перепрофилирование не завершенного строительством объекта» премий за производственные результаты.

 

Так, согласно части третьей подп.7.3 раздела 7 Методических указаний по определению стоимости строительства в текущем уровне цен, расчету и применению индексов цен в строительстве, утвержденных приказом Минстройархитектуры РБ от 29.12.2007 № 444 (далее - Методические указания), затраты по выплатам стимулирующего характера в размере 30 % включаются в стоимость выполненных работ без подтверждения отчетными данными подрядной организации при условии выполнения календарных графиков производства работ (ежемесячно, ежеквартально, нарастающим итогом, по генподряду в целом и (или) по отдельным субподрядным организациям), что должно быть предусмотрено в договорах строительного подряда или дополнительных соглашениях к ним.

В соответствии с частью шестой подп.7.3 раздела 7 Методических указаний договором строительного подряда (государственным контрактом) может быть предусмотрена привязка выплат стимулирующего характера к календарным графикам производства работ со снижением их в случае невыполнения календарного графика, но не более 30 % от нормы, подтвержденной отчетными данными подрядной организации, и от норматива в размере 10,6 %, установленного для выплат стимулирующего характера инженерно-техническим и линейным работникам. При превышении нормативных сроков строительства (кроме случаев превышения по не зависящим от подрядчика причинам) затраты по выплатам стимулирующего характера в стоимость выполненных работ после истечения нормативного срока строительства не включаются, что должно быть предусмотрено в договорах строительного подряда.

Согласно частям первой-третьей п.17 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450, сроки строительства объекта (выполнения строительных работ), устанавливаемые в договоре, не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией и условиями подрядных торгов.

В исключительных случаях изменение (продление) продолжительности строительства объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета, производится по согласованию с Министерством архитектуры и строительства РБ и Министерством экономики РБ (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента РБ или Правительства РБ).

При строительстве объектов за счет иных источников, включая объекты жилищного строительства, изменение сроков строительства осуществляется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами.

Окончание срока строительства объекта «Перепрофилирование не завершенного строительством объекта» было предусмотрено в сентябре 2011 г. По информации УП «У» перенос срока ввода в эксплуатацию указанного объекта с государственными органами не согласовывался.

Вместе с тем в нарушение вышеуказанных требований законодательства в акты формы С-2 по объекту «Перепрофилирование не завершенного строительством объекта» за октябрь 2011 г. были включены выплаты стимулирующего характера на общую сумму 9 млн.руб., что привело к завышению стоимости выполненных и оплаченных за счет бюджетных средств строительно-монтажных работ, чем также были нарушены требования п.2 ст.2 Закона № 300-З, согласно которым государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования законодательства, в т.ч. обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, заключенных договоров, а также внедоговорные обязательства.

 

11.09.2013

 

Юрий Навойчик, юрист