Пособие от 15.07.2011
Автор: Смольский А.

Заявление должника о банкротстве: правовые и экономические аспекты


 

Материал помещен в архив

 

ЗАЯВЛЕНИЕ ДОЛЖНИКА О БАНКРОТСТВЕ: ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1. Неплатежеспособность как признак банкротства

2. Обеспеченность имуществом и банкротство

3. Величина чистых активов и банкротство

4. Право и обязанность должника подать заявление о банкротстве

5. Формальности, связанные с подачей заявления должника о банкротстве

6. Некоторые проблемы, возникающие при рассмотрении заявления о банкротстве

Неплатежеспособность как признак банкротства

Важнейшими нормативными правовыми актами, регулирующими процедуру экономической несостоятельности (банкротства) в нашей стране, являются Закон РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) и Указ Президента РБ от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее - Указ № 508).

 

 

От редакции: С 25 января 2013 г. взамен Закона о банкротстве принят Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

С 8 февраля 2013 г. Указ № 508 в связи с принятием Указа Президента РБ от 05.02.2013 № 63 «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)» утратил силу.

 

В соответствии со ст.1 Закона о банкротстве и подп.1.4 Указа № 508 признаком экономической несостоятельности (банкротства) является неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер.

Понятие неплатежеспособности. Понятие неплатежеспособности трактуется в ст.1 Закона о банкротстве как неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Однако неплатежеспособность - это экономическое явление, которое не может и не должно вызывать каких-либо правовых последствий для должника автоматически. Скорее она является сигналом, свидетельствующим о недостаточной эффективности ведения бизнеса. Рассматривая проблему банкротства с экономической точки зрения, необходимо исходить из анализа обстоятельств, возникновение которых приводит организацию к неспособности оплатить долговые обязательства.

Виды неплатежеспособности. Выделяют неплатежеспособность временную и устойчивую, относительную и абсолютную.

Временная неплатежеспособность, т.е. неспособность должника исполнить обязательства в определенное время, тогда как деятельность организации и ее активы могут позволить сделать это позже, не может служить основанием для банкротства. Гражданское право и практика его применения выработали множество способов обеспечения обязательств (использование неустойки, залога, поручительства, гарантии и др.), возможность перевода долга, уступки прав требования долга, новации и так далее, поэтому временные проблемы с платежеспособностью вполне могут быть решены в рамках обязательственного права без использования такого специфического института, как банкротство.

Устойчивая неплатежеспособность, длящаяся в течение некоторого продолжительного периода времени, свидетельствует о хронических проблемах в ведении бизнеса, невозможности урегулирования долгов обычными способами. В данном случае можно вести речь о возможности банкротства должника.

Относительная неплатежеспособность - неплатежеспособность, при которой стоимость имущества должника превышает сумму его обязательств.

Абсолютная неплатежеспособность - величина обязательств больше стоимости имущества, известная также как неоплатность или сверхзадолженность, используется в разных странах в качестве основного или дополнительного признака банкротства.

Вместе с тем в современной ситуации стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском балансе, часто не соответствует рыночной (причем может быть как значительно выше, так и значительно ниже ее), имеет искусственную природу. Невозможность определения точной стоимости имущества должника до осуществления сделки по его продаже обусловливает неприменимость абсолютной неплатежеспособности как основного критерия банкротства.

Степени тяжести состояния организации. Для того чтобы определить, какой вид неплатежеспособности используется в качестве признака банкротства в белорусском законодательстве, необходимо обратиться к Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ, Минэкономики РБ и Минстата РБ от 14.05.2004 № 81/128/65 (далее - Инструкция по анализу) (примечание 1). Инструкция по анализу предполагает расчет и оценку 3 основных показателей: коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами.

Выделяются 3 степени тяжести состояния организации:

1) неплатежеспособность организации и неудовлетворительность структуры ее бухгалтерского баланса - при наличии коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода, значения которых меньше нормативных (нормативы дифференцированы по отраслям);

2) неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер, - при неплатежеспособности организации в течение 4 кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса;

3) устойчивая неплатежеспособность - при неудовлетворительности структуры бухгалтерского баланса в течение 4 кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также наличии значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающего 0,85.

Таким образом, признаками банкротства являются наличие у организации коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами, значения которых меньше нормативных в течение 4 кварталов подряд (неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер), или наличие коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами, значения которых меньше нормативных в течение 4 кварталов подряд, и коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающего 0,85 (неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер).

Обеспеченность имуществом и банкротство

Обеспеченность обязательств должника имуществом имеет значение не только при определении вида неплатежеспособности, но и при выявлении признаков преднамеренного банкротства.

В соответствии с п.12 Инструкции по определению наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовке заключений по данным вопросам, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 20.06.2008 № 129, признаком преднамеренного банкротства является неплатежеспособность должника, вызванная действием или бездействием лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, а также собственника имущества юридического лица - унитарного предприятия или учредителя (участника) должника.

В целях выявления признаков преднамеренного банкротства вначале производится расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами, а также величины чистых активов за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также в ходе проведения процедуры банкротства. Затем в случае установления существенного изменения фактических значений одного или нескольких из этих показателей проводится анализ условий совершения сделок должника за тот же период, реализация которых могла быть причиной соответствующей динамики значений коэффициентов. Под существенным при этом понимается такое изменение показателей, при котором темп их изменения равен или превышает среднее значение процентной ставки рефинансирования Нацбанка РБ за анализируемый период.

В результате проведенного анализа могут быть сделаны следующие выводы:

- если значения анализируемых показателей существенно не ухудшились, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;

- если значения одного или нескольких из анализируемых показателей существенно ухудшились, но не было выявлено сделок, совершенных на заведомо невыгодных для должника условиях, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;

- если значения одного или нескольких из анализируемых показателей существенно ухудшились и выявлены сделки, совершенные на заведомо невыгодных для должника условиях, то признаки преднамеренного банкротства усматриваются.

Величина чистых активов и банкротство

Величина чистых активов характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами, и определяется в соответствии с Инструкцией о порядке расчета стоимости чистых активов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.06.2008 № 107.

Величина чистых активов также увязывается с уставным фондом коммерческой организации. С 1 февраля 2009 г. в соответствии с п.7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации; Декрет № 1), коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов (за исключением открытых и закрытых акционерных обществ, а также коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов). Однако законодательством сохранено требование о том, что если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана в установленном порядке уменьшить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости ее чистых активов (п.3 ст.471 Гражданского кодекса РБ).

Уставный фонд в принципе не может иметь отрицательную величину. В частности, согласно п.8 Положения о регистрации на момент осуществления государственной регистрации уставные фонды коммерческих организаций, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, должны быть сформированы в размере не ниже минимального размера, предусмотренного законодательством, других коммерческих организаций - в размерах, предусмотренных их уставами (учредительными договорами - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров). Наряду с этим ст.28 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» определено, что уставный фонд хозяйственного общества определяет минимальный размер имущества этого общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Исходя из п.3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1, юридическое лицо, для которого соответствующим законодательством установлен минимальный размер уставного фонда, может быть ликвидировано по решению хозяйственного суда в случае уменьшения стоимости чистых активов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством.

Величина чистых активов связана с показателем обеспеченности финансовых обязательств активами. Фактически в первом случае из величины обязательств отнимается величина активов, а во втором - величина обязательств делится на величину активов. Поэтому при отрицательной величине чистых активов и значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами будет больше 1, в то время как максимально допустимым является значение 0,85.

Таким образом, величина чистых активов непосредственно не связана с банкротством (кроме оценки ее изменения при выявлении признаков преднамеренного банкротства), но ее снижение ниже определенного значения (тем более приобретение отрицательного значения) связывается с ликвидацией коммерческой организации, которая практически всегда будет осуществляться с использованием процедуры банкротства.

Право и обязанность должника подать заявление о банкротстве

Основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве в соответствии со ст.7 Закона о банкротстве является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый характер. Должник вправе подать заявление о банкротстве при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства или обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).

Статьи 8 и 247 Закона о банкротстве устанавливают для должника обязанность подать заявление о своем банкротстве в следующих случаях:

- если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению его деятельности;

- органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

- органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

- при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме из-за недостаточности имущества.

В первом, втором и четвертом случаях заявление должно быть подано не позднее 1 месяца с момента возникновения соответствующего основания.

Однако в соответствии с подп.1.13 и 1.14 Указа № 508 на период принятия мер по досудебному оздоровлению, предложенных комиссией по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и утвержденных соответствующим решением государственного органа, юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника; государственные организации вправе подать в хозяйственный суд заявление должника по согласованию с государственным органом, в подчинении (составе) которого они находятся или осуществляющим управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника, а дочерние унитарные предприятия, учрежденные государственными юридическими лицами, - по согласованию с государственным органом, в подчинении (составе) которого находится их учредитель (примечание 2).

Случаи, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов может привести к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности, могут повторяться достаточно часто при удовлетворении хозяйственными судами исковых требований о взыскании с должника крупных сумм, влияющих на его платежеспособность. Возможно также обращение взыскания на имущество должника для исполнения судебных решений. Поэтому в целях защиты интересов всех кредиторов законодательством установлена обязанность подачи должником заявления о банкротстве.

С этой нормой согласуется и требование подп.1.10 Указа № 508, которое предусматривает, что если хозяйственным судом установлено, что взыскиваемая сумма долга не позволит юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в дальнейшем осуществлять хозяйственную (экономическую) деятельность, то суд выносит и направляет в адрес этого юридического лица, собственника имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, индивидуального предпринимателя, республиканского органа государственного управления, местного исполнительного и распорядительного органа, государственного органа (организации), в ведении либо подчинении которого находится должник, частное определение, обязывающее в установленный судом срок принять меры по проведению досудебного оздоровления.

Юридические или физические лица, руководители органов (организаций), в отношении которых вынесено частное определение, обязаны в срок, установленный хозяйственным судом, либо принять соответствующие меры по проведению досудебного оздоровления, либо представить обоснованное решение о его нецелесообразности.

Таким образом, должник вправе подать заявление о банкротстве при своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, и обязан подать такое заявление при устойчивой неплатежеспособности.

Формальности, связанные с подачей заявления должника о банкротстве

Форма и содержание заявления должника о банкротстве определены ст.23 Закона о банкротстве.

Заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме, подписывается руководителем должника либо должником - индивидуальным предпринимателем. В нем должны быть указаны:

- наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

- имя (наименование) должника, его место нахождения, почтовый адрес и банковские реквизиты;

- размер требований кредиторов по денежным обязательствам, не оспариваемым должником;

- размер задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, а также по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту);

- сумма вознаграждений, причитающихся к выплате по авторским договорам;

- размер задолженности по обязательным платежам;

- обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

- сведения о принятых к производству общим и хозяйственным судами исковых заявлениях к должнику, а также об исполнительных документах;

- сведения об имеющемся у должника имуществе, в т.ч. о денежных средствах и дебиторской задолженности;

- номера счетов должника в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, почтовые адреса банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;

- сведения об обязательствах должника, срок исполнения по которым не наступил;

- иные сведения, подтверждающие основания для подачи заявления должника и необходимые для правильного разрешения дела о банкротстве;

- перечень прилагаемых документов.

В заявлении должника - индивидуального предпринимателя указываются также сведения об обязательствах должника, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Должник обязан направить копии заявления должника кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Такая подробная регламентация процедурных вопросов формы и содержания заявления должника вызвана тем, что оно должно содержать максимально возможный объем информации об активах и пассивах должника, его финансовом положении, необходимый для принятия обоснованного решения о возбуждении дела о банкротстве и определения соответствующей процедуры (защитный период или конкурсное производство). Должник обязан отразить в своем заявлении все указанные сведения (их наличие или отсутствие). В противном случае хозяйственный суд в соответствии со ст.32 Закона о банкротстве возвращает заявление должнику (за исключением случаев, когда подача заявления о банкротстве является обязанностью должника в соответствии со ст.8 Закона о банкротстве).

Подпунктом 1.14 Указа № 508 дополнительно установлено, что государственные организации вправе подать в хозяйственный суд заявление должника по согласованию с государственным органом, выступающим в соответствии с законодательством от имени собственника, в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы.

Состав и содержание документов, прилагаемых к заявлению должника, определены ст.160 Хозяйственного процессуального кодекса РБ, ст.24 Закона о банкротстве и подп.1.12 Указа № 508.

К заявлению должника прилагаются документы, подтверждающие:

- уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере;

- обстоятельства, на которых основывается требование должника о признании себя банкротом;

- государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а для истцов, находящихся за пределами Республики Беларусь, - документы, подтверждающие их юридический статус;

- полномочия лица, подписавшего заявление;

- наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

- иные обстоятельства, на которых основывается заявление должника.

К заявлению должника также прилагаются:

- список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей, указанием их почтовых адресов и банковских реквизитов;

- бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы, документы о составе и стоимости имущества должника - индивидуального предпринимателя или их копии, заверенные в нотариальном порядке;

- решение учредителей (участников) должника - юридического лица или собственника имущества должника - унитарного предприятия о подаче в хозяйственный суд заявления должника или его копия, заверенная в нотариальном порядке, за исключением случаев, когда в соответствии с Законом о банкротстве подача заявления должника является обязательной;

- протокол собрания работников должника или его копия, заверенная в нотариальном порядке, на котором избран представитель работников должника для участия в судебном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника.

- документы, свидетельствующие о том, что руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, разработали меры по досудебному оздоровлению (а должник осуществил эти меры) или приняли решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления;

- учредительные документы должника - юридического лица или их копии.

В случае если должник не приложит к своему заявлению указанные документы, оно подлежит возвращению заявителю исходя из ст.32 Закона о банкротстве.

Таким образом, форма и содержание заявления должника о банкротстве, а также перечень прилагаемых к нему документов подробно регламентированы законодательством; их несоблюдение влечет возвращение заявления должнику.

Некоторые проблемы, возникающие при рассмотрении заявления о банкротстве

Практика свидетельствует о том, что в ряде случаев заявление о банкротстве возвращается заявителю или вообще не подается (после предварительного обсуждения) из-за слишком хороших значений показателей, рассчитанных на основе бухгалтерского баланса, когда формально должник не является устойчиво неплатежеспособным (неплатежеспособность не приобретает устойчивый характер). Рассмотрим, из-за чего такое возможно.

Нередко это происходит в результате нарушений или особенностей ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, приводящих к неадекватному отражению стоимости активов, капитала и обязательств.

Наиболее часто встречаются следующие случаи.

1. В нарушение требований ст.1 и 8 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон о бухгалтерском учете) отсутствуют документы учета и отчетности за определенные периоды (данные бухгалтерского учета и отчетности, ведущихся на общих основаниях, или книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения). Вследствие этого невозможно получить информацию о наличии, состоянии и оценке активов и обязательств, доходах и расходах.

2. В нарушение требований ст.12 Закона о бухгалтерском учете, Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180, не проводится инвентаризация основных средств, вложений во внеоборотные активы, материалов, расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, расходов будущих периодов, товаров отгруженных и других активов и обязательств. Вследствие этого отсутствует документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств, отраженных в учете и отчетности.

 

 

От редакции: С 1 января 2014 г. Закон о бухгалтерском учете утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

 

3. Имеются расхождения между отраженными в учете и бухгалтерской отчетности величинами отдельных активов, капитала и обязательств, другие нарушения в ведении учета, т.е. постановка и организация бухгалтерского учета не в полной мере обеспечивают возможность проверки достоверности данных о полученных доходах, произведенных расходах и отраженных результатах финансово-хозяйственной деятельности.

4. Указанная в учете и отчетности стоимость основных средств, материалов и других активов часто не соответствует действительности в связи с нарушениями установленных законодательством требований по ведению их учета и переоценки, наличие отдельных имеющихся объектов может быть не отражено в бухгалтерском учете, а другие объекты, числящиеся в учете, фактически отсутствуют.

5. На счетах вложений во внеоборотные активы, затрат в незавершенном производстве, расходов будущих периодов накапливаются значительные суммы, которые рассматриваются как активы, но уже не могут быть возмещены вследствие резкого сокращения хозяйственного оборота или прекращения деятельности. Они оказывают искажающее влияние на рассчитываемые коэффициенты платежеспособности и обеспеченности имуществом.

6. На счетах учета расчетов часто отражены значительные суммы дебиторской задолженности, которые уже не могут быть взысканы из-за ликвидации контрагентов, нахождения их в процедурах банкротства и непредъявления своевременно требования кредитора, истечения сроков исковой давности. Это также оказывает искажающее влияние на рассчитываемые коэффициенты платежеспособности и обеспеченности имуществом.

7. При ликвидации организации и составлении промежуточного ликвидационного баланса не обеспечивается осуществление необходимых корректировок бухгалтерского учета:

- в нарушение Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89, на конец месяца не закрывается счет 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» (если по каким-то причинам на дату составления промежуточного ликвидационного баланса в составе сальдо по данному счету были отражены какие-либо суммы, они подлежали списанию);

- продолжает сохраняться сумма на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», хотя необходимость отражения дополнительных хозяйственных операций на данном счете у ликвидируемой организации отсутствует, и эта сумма должна быть списана по направлениям списания производственных запасов;

- на счетах 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» продолжают накапливаться расходы, хотя в связи с отсутствием деятельности по выпуску продукции, оказанию услуг либо выполнению работ, расходы по осуществлению которых отражаются на этих счетах, на дату составления промежуточного ликвидационного баланса какие-либо расходы на данных счетах у ликвидируемой организации должны отсутствовать; при наличии по каким-то причинам на данных счетах сальдо его необходимо списать на счет 92 «Внереализационные доходы и расходы» с последующим закрытием на счет 99 «Прибыли и убытки»;

- на счете 44 «Расходы на реализацию» продолжают числиться расходы, которые подлежат списанию на счет 92 «Внереализационные доходы и расходы» на дату составления промежуточного ликвидационного баланса;

- на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» продолжает числиться сумма, что допускается при положительной оценке ликвидационной комиссией (ликвидатором) перспектив взыскания недостач с виновных лиц; в этом случае в промежуточном ликвидационном балансе по строке 280 «Прочие оборотные активы» отражается соответствующий показатель, в ином случае сумму следует списать на счет 92 «Внереализационные доходы и расходы» и др.

Вследствие неосуществления необходимых корректировок в бухгалтерском учете и отчетности допускается завышение стоимости активов и капитала, что приводит к искусственному улучшению рассчитываемых на его основе показателей финансового состояния и платежеспособности и затягиванию процесса ликвидации, за время которой исчезает многое из еще остававшегося имущества.

Несмотря на то что показатели финансового состояния организации достаточно легко и просто рассчитываются на основе имеющихся данных бухгалтерской отчетности, кажущаяся простота может привести к неверным выводам по следующим основным причинам:

- из-за недостоверности данных учета и отчетности, не отражающих реальное положение дел в активах, капитале и обязательствах (кроме ошибок, умышленных искажений, это может быть вызвано и особенностями учета и оценки - проведением переоценок различными способами, отражением различных активов по реальной цене или по фактической себестоимости, сохранением в учете отсутствующих активов из-за проведения инвентаризации и т.д.);

- в результате изолированного рассмотрения показателей (вне увязки с имущественным положением, а также без учета динамики их изменения и сравнения с аналогичными компаниями отрасли).

Таким образом, применение показателей платежеспособности и обеспеченности имуществом для характеристики состояния должника при подаче заявления о банкротстве имеет ограничения, требующие квалифицированной интерпретации из-за наличия часто не вполне достоверных (отражающих действительное положение дел) данных учета и отчетности.

 

Примечание 1. Необходимо отметить, что Инструкция по анализу применяется только в отношении юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (кроме бюджетных, страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций). На индивидуальных предпринимателей ее положения не распространяются.

Примечание 2. Необходимо также отметить, что в отношении субъектов естественных монополий, юридических лиц, являющихся режимными и особо режимными объектами и (или) имеющих такие объекты, юридических лиц, имеющих объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, в соответствии с подп.1.3 Указа № 508 законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) не применяется, за исключением подп.1.6-1.8 Указа № 508, а также ст.15, 16 и части четвертой ст.113 Закона о банкротстве.

 

15.07.2011 г.

 

Алексей Смольский, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации и управления Белорусского государственного экономического университета, аккредитованный эксперт по банкротству и улучшению финансового состояния должников

 

От редакции: В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президента РБ от 27.06.2011 № 5 (с 1 сентября 2011 г.), от 24.01.2013 № 2 (с 1 мая 2013 г.) и от 21.02.2014 № 3 (с 8 марта 2014 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2012 г. постановление Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» на основании постановления Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 утратило силу.

С 1 апреля 2012 г. постановление Минфина РБ, Минэкономики РБ и Минстата РБ от 14.05.2004 № 81/128/65 «Об утверждении Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности» на основании постановления Минфина РБ, Минэкономики РБ и Белстата от 27.12.2011 № 139/205/338 утратило силу.

С 31 августа 2012 г. постановление Минфина РБ от 27.06.2008 № 107 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» на основании постановления Минфина РБ от 11.06.2012 № 35 утратило силу.

С 7 февраля 2013 г. постановление Минэкономики РБ от 20.06.2008 № 129 «Об утверждении Инструкции по определению наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовке заключений по данным вопросам» на основании постановления Минэкономики РБ от 04.12.2012 № 107 утратило силу.