Пособие от 05.12.2022
Автор: Семёнова К.

Земельный налог для организаций: проект изменений в НК-2023


СОДЕРЖАНИЕ

 

С 2023 года меняется порядок исчисления, представления налоговой декларации и уплаты земельного налога

Налоговую декларацию по земельному налогу заполняет налоговый орган

Представление организациями в налоговый орган уведомлений о земельных участках

Земельный налог уплачивается авансовыми платежами

Включение земельного налога в затраты

Признание плательщиками земельного налога бюджетных организаций

Изменение норм НК по земельным участкам, на которых отсутствуют капитальные строения

Корректировка льгот по земельному налогу

Увеличение порога кадастровой стоимости земли для установления налоговой базы

Увеличение ставок земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы применяется их площадь

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Для всех отраслей

Земельный налог для организаций: проект изменений в НК-2023

Ксения Семёнова

Ксения Семёнова
экономист

05.12.2022

На Национальном правовом интернет-портале 29 ноября 2022 г. размещен проект Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения».

 

Основные новации, предусмотренные проектом Закона по земельному налогу, изложены в разделах:

С 2023 года меняется порядок исчисления, представления налоговой декларации и уплаты земельного налога

С 2023 года сумму земельного налога для организаций будут определять налоговые органы на основании имеющихся у них сведений. Проект Закона вносит корректировки в пп.4-9, 11, 14, 21 ст.243, ст.244 и 245 НК.

Налоговую декларацию по земельному налогу заполняет налоговый орган

С 2023 года утверждается отдельная налоговая декларация по земельному налогу и отдельный расчет по арендной плате за земельные участки. Планируется предварительное заполнение налоговым органом по истечении налогового периода на основании имеющихся у него сведений налоговой декларации (расчета) по земельному налогу за прошедший год и направление ее плательщикам-организациям для подписания. Предварительная налоговая декларация направляется организациям-плательщикам по месту постановки на учет на портал МНС не позднее 30 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Предварительная декларация не направляется:

• организациям, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;

• организациям, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности);

• организациям при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;

• организациям, указанным в ч.1 п.12 ст.243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;

• крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые в соответствии с п.1 ст.384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК.

Организации, получившие предварительную декларацию, не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, проверяют ее, при необходимости вносят в декларацию изменения и (или) дополнения, подписывают ее электронной цифровой подписью и направляют ее обратно в налоговый орган.

При получении после 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, новых или отличных от уже имевшихся сведений о земельных участках за истекший налоговый период налоговый орган направит организациям на портал МНС уточненную предварительно заполненную декларацию, сформированную с учетом новых сведений. Срок направления - не позднее 10 рабочих дней со дня поступления новых сведений.

В свою очередь, организации не позднее 10 рабочих дней со дня получения такой предварительно заполненной декларации при необходимости вносят в нее изменения и (или) дополнения, подписывают ЭЦП и направляют обратно в налоговый орган.

 

внимание

Обратите внимание!

Независимо от получения от налогового органа предварительной декларации организации будут самостоятельно представлять декларацию по земельному налогу:

• при их ликвидации, реорганизации - в порядке, установленном ст.44 и 45 НК;

• при необходимости внесения изменений и (или) дополнений в декларации, представленные за истекший налоговый период, - в порядке, установленном ст.40 НК.

 

Предполагается, что декларацию по земельному налогу за 2022 год не позднее 20.02.2023 обязаны представить либо внести в нее соответствующие изменения организации:

• на которые в IV квартале 2022 г. распространялись положения ч.2 п.7 ст.243 НК, - при переходе на общий порядок налогообложения либо на особый режим налогообложения с уплатой земельного налога;

• плательщики единого налога для сельхозпроизводителей, которые по итогам 2022 года не выполнили условие по выручке, установленное п.1 ст.347 НК (подп.5.1 п.5 ст.5 проекта Закона).

Срок уплаты (доплаты) такими организациями земельного налога за 2022 год - не позднее 22.02.2023 (подп.5.2 п.5 ст.5 проекта Закона).

Представление организациями в налоговый орган уведомлений о земельных участках

По сроку не позднее 1 декабря текущего налогового периода для организаций вводится обязанность по представлению в налоговый орган по месту постановки на учет уведомлений о земельных участках, в том числе (п.3 ст.244 НК-2023):

• по которым для организаций установлены увеличенные (уменьшенные) ставки земельного налога местными Советами депутатов (п.10 ст.241 НК);

• в отношении которых организации вправе применить понижающие коэффициенты к годовой ставке земельного налога, установленные п.12 ст.241 НК;

• части которых имеют разное функциональное использование (разные виды оценочных зон) и разные ставки налога;

• предоставленных бюджетным организациям при передаче расположенных на них объектов недвижимости в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.

В такой же срок, не позднее 1 декабря текущего налогового периода, организации вправе представить уведомления (п.4 ст.244 НК-2023):

• о земельных участках, в отношении которых применяются льготы по земельному налогу;

• о фактическом использовании земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, а также находящихся в государственной собственности земельных участков, предоставленных в аренду и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством.

Плательщики единого налога для производителей сельхозпродукции будут подавать сведения не позднее 20 января года, следующего за налоговым периодом. Уведомления не будут представлять организации, которым не направлена предварительно заполненная налоговым органом декларация.

Земельный налог уплачивается авансовыми платежами

С 2023 года планируется уплата организациями авансовых платежей по земельному налогу в одинаковой сумме, определяемой в размере 1/4 суммы налога, исчисленного за прошлый год по трем срокам: не позднее 22 мая, 22 августа, 22 ноября текущего налогового периода (п.133 ст.1 проекта Закона, п.6 ст.244 НК-2023).

При этом авансовые платежи не будут уплачивать:

• бюджетные организации;

• организации - плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, у которых по итогам календарного года не соблюден установленный законодательством критерий валовой выручки для применения этого режима налогообложения.

Уполномоченными лицами, указанными в ч.2 п.12 ст.243 НК, по обязательствам организаций, указанных в ч.1 п.12 ст.243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления авансовые платежи будут уплачиваться в размере сумм земельного налога, фактически полученных от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах.

Земельный налог по итогам истекшего налогового периода будут уплачивать не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом:

• бюджетные организации, плательщики единого налога для сельхозпроизводителей - в размере исчисленной суммы земельного налога за налоговый период;

• уполномоченные лица, указанные в ч.2 п.12 ст.243 НК, по обязательствам организаций, указанных в ч.1 п.12 ст.243 НК, при отсутствии у них органов управления - в размере разницы между фактически полученными от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах суммами земельного налога и авансовыми платежами за указанный налоговый период;

• иные организации - в размере разницы между суммой земельного налога, подлежащей уплате за истекший налоговый период, и авансовыми платежами за указанный налоговый период.

Планируется, что в 2023 году независимо от указанных выше порядка определения авансов и сроков их уплаты организации (за исключением бюджетных, плательщиков единого налога для сельхозпроизводителей и уполномоченных лиц, указанных в ч.2 п.12 ст.243 НК) будут уплачивать авансовые платежи в размере 1/4 суммы земельного налога, исчисленной за предыдущий налоговый период, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период. Сроки уплаты авансов - не позднее 22.02.2023, 22.05.2023, 22.08.2023, 22.11.2023 (подп.5.3 п.5 ст.5 проекта Закона).

Включение земельного налога в затраты

Суммы земельного налога организации (за исключением бюджетных и плательщиков единого налога для сельхозпроизводителей) будут включать в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав:

• в квартале текущего налогового периода, на который приходится срок уплаты авансового платежа, - в сумме авансовых платежей;

• в IV квартале текущего налогового периода, в котором производится корректировка нарастающим итогом затрат на сумму, определенную в виде разницы между суммой земельного налога, исчисленной за налоговый период, и суммой авансовых платежей за этот налоговый период.

Бюджетные организациями и плательщики единого налога для сельхозпроизводителей суммы земельного налога будут включать в затраты в IV квартале текущего налогового периода в размере суммы земельного налога, исчисленной за налоговый период (п.134 ст.1 проекта Закона, пп.1, 2 ст.245 НК-2023).

С 2023 года не будут учитываться в затратах при налогообложении прибыли суммы земельного налога, исчисленные за земельные участки, на которых отсутствуют капитальные строения, в отношении которых применяется ставка земельного налога, увеличенная на коэффициент 3 в соответствии с п.121 ст.241 НК (подп.3.5 п.3 ст.245 НК-2023).

Признание плательщиками земельного налога бюджетных организаций

Новой редакцией КоО, вступившей в силу с 1 сентября 2022 г., предусмотрен новый вид образования - дополнительное образование одаренных детей и молодежи. В связи с этим корректируется п.1 ст.237 НК-2023.

Планируется, что с 2023 года не будут признаваться плательщиками земельного налога бюджетные организации по земельным участкам, находящимся у них в постоянном или во временном пользовании, при сдаче расположенных на этих землях объектов недвижимости в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование организациям и индивидуальным предпринимателям для организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи (п.127 ст.1 проекта Закона, абз.5 ч.3 п.1 ст.237 НК-2023).

Предполагается признавать бюджетные организации плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, на которых отсутствуют капитальные строения (п.127 ст.1 проекта Закона, ч.1 п.1 ст.237 НК-2023).

Изменение норм НК по земельным участкам, на которых отсутствуют капитальные строения

Планируется корректировка понятия земельных участков, на которых отсутствуют капитальные строения, введенного Законом от 31.12.2021 № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения», которое должно было применяться с 01.01.2023. Абзацы 8-10 п.3 ст.238 НК-2023 излагаются в новой редакции (п.128 ст.1 проекта Закона).

Здесь и дальше в таблицах нормы, которые исключены, выделены розовой заливкой, которые внесены (изменены), - зеленой.

 

НК-2023 в ред. Закона № 141-З НК-2023 в ред. проекта Закона
Пункт 3 ст.238
Для целей настоящей главы используются следующие термины и их определения:
Абзацы 8-10
земельные участки, на которых отсутствуют капитальные строения, - земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), на которых в течение трех лет с даты их предоставления: земельные участки, на которых отсутствуют капитальные строения, - земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) либо земельные участки, целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), на которых в течение трех лет с даты принятия решения о предоставлении земельного участка (если принятие такого решения не требуется - в течение трех лет с даты государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок) либо в течение трех лет с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка:
не произведена государственная регистрация создания последнего из возводимых капитальных строений (зданий, сооружений) (в случае, если они подлежат государственной регистрации); не произведена государственная регистрация создания последнего из возводимых капитальных строений (зданий, сооружений) и (или) государственная регистрация изменения капитальных строений (зданий, сооружений) в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса (за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом) (в случае, если они подлежат государственной регистрации);
не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и передаточных устройств (в случае, если их государственная регистрация не требуется) не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств (в том числе при возведении сооружений и (или) передаточных устройств с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов), за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (в случае, если их государственная регистрация не требуется)

 

Соответственно, порядок исчисления земельного налога по таким земельным участкам будет изложен в новой редакции, отличной от редакции, установленной Законом № 141-З.

 

НК-2023 в ред. Закона № 141-З Проект НК-2023 в ред. проекта Закона
Пункт 61 ст.243
Земельный налог за земельные участки, на которых отсутствуют капитальные строения, исчисляется организациями с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 3 в соответствии с пунктом 121 статьи 241 настоящего Кодекса, с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором истек трехлетний период с даты принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода прав на земельный участок, по последнее число последнего месяца квартала, в котором:
произведена государственная регистрация создания последнего из возводимых капитальных строений (зданий, сооружений) (в случае, если они подлежат государственной регистрации);
принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и передаточных устройств (в случае, если их государственная регистрация не требуется)
Земельный налог за земельные участки, на которых отсутствуют капитальные строения, исчисляется организациями (организациям) с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 3 в соответствии с пунктом 121 статьи 241 настоящего Кодекса, с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором истек трехлетний период с одной из дат, определенных в абзаце восьмом пункта 3 статьи 238 настоящего Кодекса, по последнее число последнего месяца квартала, в котором:
произведена государственная регистрация создания и (или) изменения капитальных строений (зданий, сооружений) в случаях, указанных в абзаце девятом пункта 3 статьи 238 настоящего Кодекса;
принято в эксплуатацию сооружение и (или) передаточное устройство и (или) последняя очередь строительства и (или) пускового комплекса в случаях, указанных в абзаце десятом пункта 3 статьи 238 настоящего Кодекса

 

По земельным участкам, на которых отсутствуют капстроения, не будет применяться освобождение от земельного налога. Для этого ст.239 НК дополнена п.21 следующего содержания (п.129 ст.1 проекта Закона):

«Освобождение от земельного налога, предусмотренное законодательными актами и настоящим Кодексом, не распространяется на предоставленные организациям земельные участки, на которых отсутствуют капитальные строения, в отношении которых применяется ставка земельного налога, увеличенная на коэффициент 3, в соответствии с пунктом 121 статьи 241 настоящего Кодекса, если иное прямо не установлено в этих законодательных актах и настоящим Кодексом.».

Ранее предполагалось, что по земельным участкам, на которых отсутствуют капитальные строения и в отношении которых применяется ставка земельного налога, увеличенная на коэффициент 3 в соответствии с п.121 ст.241 НК, не будут применяться льготы, установленные в п.1 ст.239 НК (абз.13 п.133 ст.2 Закона № 141-З).

При этом для резидентов СЭЗ льготы по земельному налогу по п.5 ст.383 НК-2023, предусмотренные:

• подп.5.1, - будут действовать независимо от ограничения, установленного п.21 ст.239 НК-2023;

• подп.5.2, - не будут применяться в отношении земельных участков, на которых отсутствуют капстроения (п.194 ст.1 проекта Закона).

Бюджетные организации будут признаваться плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, на которых отсутствуют капитальные строения (п.127 ст.1 проекта Закона, ч.1 п.1 ст.237 НК-2023).

Кроме того, с 1 января 2023 г. ставка земельного налога на земельные участки, на которых отсутствуют капитальные строения, увеличивается на коэффициент 3 (п.121 ст.241 НК-2023 в ред. Закона № 141-З).

Корректировка льгот по земельному налогу

По земельным участкам, занятым материальными историко-культурными ценностями, не применяется льгота по земельному налогу при использовании их организациями (кроме бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры) для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций. С 2023 года планируется снять это ограничение (п.129 ст.1 проекта Закона, подп.1.1 п.1 ст.239 НК-2023).

С 1 января 2023 г. предлагается освободить от обложения земельным налогом не только земельные участки санаторно-курортных и оздоровительных организаций, но и используемые (предназначенные для использования) обособленными подразделениями иных организаций для осуществления санаторно-курортного лечения и оздоровления населения. Для применения льготы организации должны быть включены в перечень, утвержденный Совмином (п.129 ст.1 проекта Закона, подп.1.9 п.1 ст.239 НК-2023).

 

справочно

Справочно

Перечень санаторно-курортных и оздоровительных организаций для реализации населением права на санаторно-курортное лечение и оздоровление с использованием средств республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь приведен в приложении 1 к постановлению Совмина от 26.10.2021 № 610.

 

Таким образом, льготой по налогу на недвижимость с 2023 года смогут воспользоваться организации, у которых имеются собственные оздоровительные учреждения (санатории, профилактории, комплексы и др.) при условии включения их в перечень Совмина.

Для применения льготы по земельному налогу организациями культуры с 2023 года Минкультуры по мере обращения будет выдавать организациям заключения об отнесении их в календарном году к организациям культуры (п.129 ст.1 проекта Закона, ч.2 подп.1.9 п.1 ст.239 НК-2023).

С 2023 года предполагается освобождение от земельного налога организаций, признанных в соответствии с законодательством банкротами, в отношении которых открыто ликвидационное производство. Льгота будет применяться по квартал, в котором внесена запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении организации из этого регистра (п.129 ст.1 проекта Закона, подп.1.33 п.1 ст.239 НК-2023).

В новой редакции изложена льгота для организаций, которым земельные участки предоставлены для строительства и (или) обслуживания жилых домов и гаражей, принадлежащих физлицам.

 

НК-2022 НК-2023 в ред. проекта Закона
Пункт 1 ст.239
Освобождаются от земельного налога у плательщиков-организаций:
Подпункт 1.19
земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания жилых домов, строительства и (или) обслуживания гаражей, изолированных помещений автомобильного транспорта (гаражей-стоянок), машино-мест в многоквартирных жилых домах, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств физических лиц, в части площадей земельных участков, приходящихся на площади указанных объектов, принадлежащих:
физическим лицам, указанным в подпунктах 7.2, 7.3 и части первой подпункта 7.4 пункта 7 настоящей статьи, с учетом особенностей, предусмотренных частью второй настоящего подпункта;
земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания жилых домов, строительства и (или) обслуживания гаражей, изолированных помещений автомобильного транспорта (гаражей-стоянок), машино-мест в многоквартирных жилых домах, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств, в части площадей земельных участков, приходящихся на площади указанных объектов, принадлежащих:
физическим лицам, указанным в подпунктах 7.2 и 7.3 пункта 7 настоящей статьи, с учетом особенностей, предусмотренных частью второй настоящего подпункта;
плательщикам, указанным в пункте 2 статьи 386 настоящего Кодекса, независимо от выполнения ими условий, определенных пунктом 2 статьи 386 настоящего Кодекса. плательщикам, указанным в пункте 2 статьи 386 настоящего Кодекса, независимо от выполнения ими условий, определенных пунктом 2 статьи 386 настоящего Кодекса.
Земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания жилых домов, освобождаются от земельного налога в части площадей земельных участков, приходящихся на площадь жилых помещений, принадлежащих физическим лицам, указанным в части первой подпункта 7.4 пункта 7 настоящей статьи, с учетом особенностей, установленных частями второй и третьей подпункта 7.4 пункта 7 настоящей статьи Земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания жилых домов, освобождаются от земельного налога в части площадей земельных участков, приходящихся на площадь жилых помещений и машино-мест в таких жилых домах, принадлежащих физическим лицам, указанным в подпунктах 7.2 и 7.3 пункта 7 настоящей статьи

Увеличение порога кадастровой стоимости земли для установления налоговой базы

Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка или его площади в зависимости от установленного порога кадастровой стоимости земельных участков. Если кадастровая стоимость земельного участка за гектар равна порогу или выше него, то налоговой базой будет кадастровая стоимость земельного участка, если ниже - площадь земельного участка. На 2023 год планируется увеличение размера порога по всем видам оценочных зон (п.130 ст.1 проекта Закона).

 

Оценочная зона земельного участка Размер порога, руб. за гектар
2022 год
(подп.6.5-6.11 п.6 ст.240 НК-2022)
2023 год
(подп.6.5-6.11 п.6 ст.240 НК-2023)
Общественно-деловая зона для размещения:    
- автомобильных заправочных и газонаполнительных станций
9 228
11 018
- автомобильных рынков, игорных заведений
6 151
7 344
- иных объектов
33 551
40 060
Производственная зона
16 775
20 029
Рекреационная зона
18 452
22 032
Жилая многоквартирная зона
49 210
58 757
Жилая усадебная зона
24 606
29 380

Увеличение ставок земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы применяется их площадь

Планируется увеличить ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы применяется их площадь, по всем оценочным зонам (п.131 ст.1 проекта Закона).

 

Оценочная зона земельного участка Размер ставки, руб. за гектар
2022 год
(подп.6.1-6.3 п.6 ст.241 НК-2022)
2023 год
(подп.6.1-6.3 п.6 ст.241 НК-2023)
Общественно-деловая зона, производственная зона, рекреационная зона
184,52
220,32
Жилая многоквартирная зона
12,32
14,71
Жилая усадебная зона
24,61
29,38

 

Проиндексированы также ставки земельного налога на земли сельхозназначения, установленные в приложениях 3 и 4 к НК-2023.

Ставка земельного налога на земли сельхозназначения, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями и другими объектами, увеличена с 1,04 до 1,24 руб. за гектар (п.3 ст.241 НК-2023).