


Материал помещен в архив
ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ, ПОЛЬЗОВАНИЯ И ВЫСЕЛЕНИЯ
Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством (ст.48 Конституции Республики Беларусь).
Данная гарантия реализовывается государством посредством предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений социального пользования бесплатно. Однако данный вид жилых помещений государственного жилищного фонда имеет особый статус, а порядок пользования этим жильем имеет некоторые ограничения, в частности - при предоставлении и дальнейшем распоряжении данным жильем.
В материале рассмотрены права и обязанности нанимателя жилого помещения социального пользования, статус жилых помещений социального пользования, особенности предоставления и ограничения: кто имеет право получить социальное жилье, на какой срок и можно ли его приватизировать, за что могут выселить из социального жилья и др.
Правовое регулирование
Порядок предоставления жилых помещений социального пользования, а также пользования ими регулируют следующие нормативные правовые акты:
1) Жилищный кодекс Республики Беларусь (далее - ЖК);
2) Указ Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденное данным Указом (далее - Указ № 563, Положение № 563).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 апреля 2020 г. Указ № 563 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 07.04.2020 № 121 утратил силу. Комментарий см. здесь; |
3) постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2013 № 193 «Об утверждении типовых договоров найма и поднайма жилого помещения государственного жилищного фонда, внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 сентября 2006 г. № 1191 и признании утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2006 г. № 371 и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 июля 2020 г. в постановление № 193 внесены изменения постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2020 № 391, в частности, изменено название: «Об утверждении типового договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда»; |
4) постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2006 № 301 «Об утверждении Положения о порядке определения среднемесячного совокупного дохода и стоимости имущества граждан и членов их семей для предоставления жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда»;
5) постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2014 № 11 «О применении судами законодательства о договорах найма жилых помещений государственного жилищного фонда»
Понятие и статус жилых помещений социального пользования
Жилое помещение социального пользования - это жилое помещение типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда, предоставляемое гражданам на условиях договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда (п.18 ст.1 ЖК) без взимания платы за пользование жилым помещением (п.52 Положения № 563).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. ЖК изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З. Комментарий см. здесь. |
Таким образом, в состав жилых помещений социального пользования включаются жилые помещения типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда, построенные (реконструированные), приобретенные, освободившиеся .
Под жилыми помещениями типовых потребительских качеств понимаются жилые помещения, благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта (п.20 ст.1 ЖК).
Жилые помещения социального пользования относятся к одному из четырех видов жилых помещений государственного жилищного фонда (подп.1.1 п.1 Указа № 563).
Жилые помещения социального пользования приобретаются (строятся, реконструируются, включаются в фонд жилых помещений социального пользования из числа свободных (освободившихся) квартир, домов) местными исполнительными и распорядительными органами и, как правило, находятся в коммунальной собственности.
Вместе с тем жилые помещения государственного жилищного фонда могут находиться в республиканской собственности, а также в безвозмездном пользовании организаций негосударственной формы собственности, созданных в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, а также и в иных случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.
![]() |
Обратите внимание! Положением № 563 предусмотрена возможность перевода жилых помещений коммерческого использования (в том числе - республиканского жилищного фонда) в фонд жилых помещений социального пользования по заявлению нанимателя. Согласно п.53 Положения № 563 жилое помещение республиканского и коммунального государственного жилищного фонда включается в состав жилых помещений социального пользования и исключается из их состава по решению местного исполнительного и распорядительного органа. |
Жилые помещения социального пользования, как и иные виды жилых помещений государственного жилищного фонда, не подлежат приватизации, обмену, разделу, продаже, предоставлению по договору поднайма, если иное не определено Президентом Республики Беларусь (подп.1.2 п.1 Указа № 563).
Более того, п.60 Положения № 563 установлен прямой запрет на исключение заселенных жилых помещений социального пользования из состава таких жилых помещений, кроме случаев, установленных законодательными актами.
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с абзацем 6 ст.1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к законодательным актам относятся Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Законодательными актами являются Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь, перечень которых установлен в п.5 ст.2 Закона № 130-З. |
Абзацем 2 п.2 ст.72 ЖК также установлен запрет на отчуждение жилых помещений социального пользования, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Несмотря на содержание в указанных нормативных предписаниях ссылок на возможность определения Президентом Республики Беларусь либо законодательным актом иного порядка распоряжения государственным жилищным фондом, в настоящее время такого акта, предоставляющего возможность передачи социального жилья в собственность нанимателю любым из указанных способов, нет.
При этом следует отметить, что данные запреты не ограничивают право местных исполнительных и распорядительных органов исключать незаселенные (свободные, освободившиеся) жилые помещения из состава жилых помещений социального пользования, придавать данным помещениям иной статус (например, жилых помещений коммерческого использования) и предоставлять в соответствии с законодательством.
Таким образом, заселенные жилые помещения социального пользования государственного жилищного фонда не подлежат переходу в частный жилищный фонд и, по общему правилу, не изменяют своего статуса.
Однако следует отметить особенность, установленную в отношении статуса жилых помещений социального пользования, предоставленных после 1 марта 2016 г. лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Гражданам из числа указанной категории лиц жилые помещения в статусе социального жилья предоставляются временно по договору найма на срок 5 лет. В дальнейшем данные лица вправе реализовать свое право на жилище путем строительства жилья с предоставлением государственной поддержки. По истечении срока действия договора найма статус жилого помещения социального пользования подлежит изменению - жилое помещение переходит в состав фонда жилых помещений коммерческого использования.
Аналогичный порядок установлен в отношении трудоспособных совершеннолетних членов семьи выбывшего либо умершего нанимателя жилого помещения социального пользования, не имеющих во владении и пользовании либо в собственности в данном населенном пункте другого жилого помещения общей площадью 15 м2 и более (в г. Минске - 10 м2 и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям. С одним из таких членов семьи заключается договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда на срок до 10 лет, а в дальнейшем данное жилое помещение переходит в фонд жилых помещений коммерческого использования.
Норма предоставления жилого помещения социального пользования
Законодательством также строго определен размер предоставляемого жилого помещения социального пользования: в пределах от 15 до 20 м2 общей площади жилого помещения на одного человека, за исключением предоставления жилых помещений социального пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
![]() |
Обратите внимание! Иные виды жилых помещений государственного жилищного фонда (жилые помещения в общежитиях, специальные жилые помещения, жилые помещения коммерческого использования) данными пределами не ограничены. |
Вместе с тем пп.56 и 57 Положения № 563 определено, что жилое помещение социального пользования может быть предоставлено во владение и пользование с превышением максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения в следующих случаях:
1) если оно представляет собой однокомнатную квартиру либо жилую комнату или предназначено для проживания граждан независимо от пола, кроме супругов (за исключением жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений государственного жилищного фонда, находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом, подлежащих сносу, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма переставших соответствовать установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и признанных непригодными для проживания (п.48 Положения № 563));
2) при предоставлении дополнительной площади жилого помещения сверх минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения. В соответствии с п.57 Положения № 563 дополнительная площадь жилого помещения в виде комнаты или в размере 15 м2 общей площади предоставляется: Героям Беларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы, а также гражданам, страдающим заболеваниями, дающими им право на дополнительную площадь, другим гражданам в соответствии с законодательством.
![]() |
Обратите внимание! Перечень заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на получение дополнительной площади жилого помещения, определен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2012 № 202.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июля 2020 г. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.06.2020 № 64 в названии приложения 1 к постановлению № 202 слово «лицами» заменено словом «гражданами». |
Право на получение жилых помещений социального пользования
Категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования, условия их предоставления и пользования ими определены главой 17 ЖК. Определение иных категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования, относится исключительно к компетенции Президента Республики Беларусь. Данная компетенция реализована в Положении № 563. В частности, категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования, перечислены в п.63 Положения № 563.
Необходимо обратить внимание, что Положением № 563 устанавливаются два возможных варианта получения социального жилья.
Предоставление жилого помещения социального пользования состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий
Предоставление жилых помещений социального пользования состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданам из числа категорий, перечисленных в п.63 Положения № 563, предусматривается:
• отдельным категориям граждан независимо от доходов в соответствии с подп.63.1-63.11 п.63 Положения № 563;
• гражданам, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу постановки на учет (и на день предоставления жилого помещения социального пользования), и которые располагают заявленным имуществом, общая стоимость которого не превышает размера стоимости квартиры типовых потребительских качеств исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования на одного члена семьи, из числа категорий, определенных подп.63.12.1-63.21.7 п.63 Положения № 563.
![]() |
Обратите внимание! Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения с 1 мая по 31 июля 2017 г. утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.04.2017 № 19 и составляет 183,82 руб. Порядок определения среднемесячного совокупного дохода и стоимости имущества граждан и членов их семей для предоставления жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2006 № 301. |
В данном случае при предоставлении жилых помещений социального пользования должны быть соблюдены ограничения по составу членов семьи, а также с учетом находящегося в собственности недвижимого имущества. Так, п.66 Положения № 563 установлено, что жилые помещения социального пользования предоставляются имеющим право на получение таких жилых помещений:
• гражданину и совместно состоящим с ним на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий супруге (супругу), их несовершеннолетним и совершеннолетним нетрудоспособным детям и нетрудоспособным родителям;
• детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - без учета членов их семей;
• гражданам, взявшим на воспитание троих и более детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, - с учетом их несовершеннолетних детей, а также воспитываемых детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, состав членов семьи нанимателя, которому предоставляется жилое помещение социального пользования, четко определен законодательством. При этом следует иметь в виду, что нанимателем должен являться непосредственно «носитель льготы», а именно - лицо, относящееся к одной из категорий лиц, перечисленных в п.63 Положения № 563.
Следующее ограничение касается наличия недвижимости либо факта ее отчуждения. Согласно части второй п.66 Положения № 563 правом на получение жилого помещения социального пользования гражданин может воспользоваться только при отсутствии у него и членов его семьи, совместно состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в собственности жилых помещений в данном населенном пункте общей площадью 15 м2 и более (в г. Минске - 10 м2 и более) на одного человека, соответствующих установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.
Если у гражданина или членов его семьи, совместно состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеется в данном населенном пункте на праве собственности жилое помещение, то жилое помещение социального пользования предоставляется в пределах от 15 до 20 м2 общей площади жилого помещения на каждого члена семьи за вычетом общей площади жилого помещения, находящегося в их собственности. Если в результате вычета общей площади жилого помещения, находящегося в собственности, жилое помещение социального пользования исходя из его размера не может быть предоставлено на весь состав семьи, то оно предоставляется только гражданину, имеющему право на его получение.
Согласно части второй п.67 Положения № 563, если в течение 5 лет до получения жилого помещения социального пользования гражданин, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, произвел отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения или совершил действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, ему предоставляется жилое помещение в пределах от 15 до 20 м2 общей площади жилого помещения на каждого члена семьи за вычетом общей площади жилого помещения, находившегося у него до отчуждения или до совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий.
При этом если в результате вычета общей площади жилого помещения, принадлежавшего гражданину до отчуждения или до совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, жилое помещение социального пользования исходя из его общей площади не может быть предоставлено на весь состав семьи, то оно предоставляется только гражданину, имеющему право на его получение.
![]() |
Пример При предоставлении жилого помещения малообеспеченной многодетной семье из пяти человек установлено, что супруге гражданина принадлежит (либо супруга произвела отчуждение) однокомнатная квартира 40 м2. Площадь предоставляемого жилого помещения социального пользования должна составлять от 35 до 60 м2 вместо 75-100 м2. Соответственно, состав семьи при предоставлении данного жилого помещения должен уменьшиться до 2-4 человек. |
Исходя из буквального содержания п.66 Положения № 563 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, и лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется без учета членов их семьи, то есть в виде однокомнатной квартиры (часть вторая п.55 Положения № 563).
Включение жилого помещения в состав жилых помещений социального пользования
Процедура включения жилого помещения в состав жилых помещений социального пользования в данном случае определена подп.1.1.181 п.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее - перечень № 200).
![]() |
Обратите внимание! При включении жилого помещения в состав социального жилья не применяются ограничения, устанавливаемые при предоставлении жилых помещений социального пользования пп.55, 56, 66 и 67 Положения № 563. |
Право на получение жилого помещения социального пользования может быть реализовано только один раз, за исключением случаев предоставления жилого помещения социального пользования при выселении из другого жилого помещения социального пользования, а также при улучшении жилищных условий малообеспеченных граждан, указанных в подп.63.12 п.63 Положения № 563, при условии сдачи занимаемого жилого помещения социального пользования.
Порядок предоставления и пользования жилыми помещениями социального пользования
Жилое помещение социального пользования предоставляется по решению местного исполнительного и распорядительного органа (далее - местный исполком), принятому при участии общественной комиссии по жилищным вопросам.
Процедура предоставления жилого помещения отличается от административной процедуры включения жилого помещения в состав жилых помещений социального пользования в соответствии с подп.1.1.181 п.1 перечня № 200, и носит уведомительный характер. Так, согласно п.64 Положения № 563 местный исполком извещает гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющего право на предоставление жилого помещения социального пользования, о предоставлении ему жилого помещения социального пользования заказным письмом с обратным уведомлением либо передает ему это извещение под подпись.
Гражданин, уведомленный о предоставлении ему жилого помещения социального пользования, либо его представитель, уполномоченный в установленном порядке, в течение 30 дней со дня получения такого извещения обязан обратиться в местный исполком с заявлением о предоставлении предлагаемого жилого помещения социального пользования или письменно отказаться от предоставления.
Необращение гражданина (его представителя) в указанный срок в местный исполком рассматривается как его отказ от предоставления предлагаемого ему жилого помещения социального пользования - но только в случае, если данный гражданин уведомлен надлежащим образом о предоставлении ему жилого помещения социального пользования.
Этот срок продлевается на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему обратиться в местный исполком (болезнь, нахождение за пределами населенного пункта, иная уважительная причина), при документальном подтверждении такой причины.
Пунктом 65 Положения № 563 предусматривается возможность внеочередного предоставления жилых помещений социального пользования определенным категориям граждан.
При этом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения социального пользования предоставляются в течение 5 лет с даты принятия решения об эмансипации или вступления в брак, после достижения ими совершеннолетия либо по их желанию в течение 1 года после окончания учреждений высшего образования.
До обеспечения данных лиц жилыми помещениями социального пользования им бронируются и предоставляются жилые помещения в общежитиях в порядке, предусмотренном п.100 Положения № 563 и Положением об общежитиях, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269.
Основанием для вселения в жилое помещение социального пользования является договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда (далее - договор найма), который заключается с гражданином, имеющим право на получение данного жилого помещения, на основании принятого соответствующим органом решения о предоставлении ему жилого помещения социального пользования (п.71 Положения № 563).
В договоре найма указывается, что предоставляемое жилое помещение является жилым помещением социального пользования и не подлежит исключению из состава жилых помещений социального пользования, приватизации, обмену, разделу и предоставлению по договору поднайма.
Наниматель жилого помещения социального пользования вправе вселить в занимаемое жилое помещение только следующих членов семьи:
• супругу (супруга);
• своих несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей;
• своих нетрудоспособных родителей.
![]() |
Обратите внимание! Указанные члены семьи не должны иметь в данном населенном пункте жилых помещений в собственности либо жилого помещения государственного жилищного фонда во владении и пользовании на основании договора найма. |
При этом следует иметь в виду, что поскольку жилые помещения социального пользования разделу не подлежат, члены семьи нанимателей таких жилых помещений не вправе требовать заключения с ними отдельного договора найма (часть третья п.7 постановления Пленума № 11).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 сентября 2021 г. в ч.3 п.7 постановления Пленума № 11 внесены изменения постановлением Пленума Верховного Суда от 30.09.2021 № 8. Изменения не повлияли на суть материала. |
По договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда наниматель и члены его семьи несут обязанности, установленные в отношении нанимателей государственного жилищного фонда, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг, плате за пользование жилым помещением, по соблюдению Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399, и т. д.
Выселение из жилых помещений социального пользования
Выселение граждан из жилых помещений допускается только по основаниям, предусмотренным ЖК и иными законодательными актами. Жилищный кодекс и законодательные акты устанавливают следующие основания выселения граждан из жилых помещений социального пользования.
1. В случае выезда нанимателя жилого помещения по договору найма на место жительства в другое жилое помещение либо его смерти такой договор расторгается либо прекращается.
В случаях выезда нанимателя жилого помещения социального пользования на другое место жительства или его смерти (объявления умершим) совершеннолетние члены его семьи, обеспеченные в данном населенном пункте другим жилым помещением, соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 м2 (в г. Минске - не менее 10 м2) на одного человека, подлежат выселению из жилого помещения социального пользования без предоставления другого жилого помещения (часть первая п.1 ст.91 ЖК, часть шестая п.69 Положения № 563).
Если совершеннолетние нетрудоспособные члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, не имеют во владении и пользовании либо в собственности в данном населенном пункте другого жилого помещения общей площадью 15 м2 и более (в г. Минске - 10 м2 и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, с одним из них заключается договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда.
Если трудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, не имеют во владении и пользовании либо в собственности в данном населенном пункте другого жилого помещения общей площадью 15 м2 и более (в г. Минске - 10 м2 и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, с одним из них заключается договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда на срок до 10 лет.
В течение указанного срока гражданам, проживающим в данном жилом помещении, предоставляется внеочередное право на улучшение жилищных условий путем строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения с государственной поддержкой.
По истечении срока действия договора, заключенного на 10 лет, жилое помещение социального пользования подлежит включению в состав жилых помещений коммерческого использования по решению местного исполнительного и распорядительного органа. С гражданами, проживающими в этом жилом помещении, заключается договор найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда в порядке и на условиях, определенных Положением № 563.
2. Граждане, взявшие на воспитание в приемную или опекунскую семью троих и более детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, и получившие в связи с этим жилое помещение социального пользования, подлежат выселению из такого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в случаях принятия органом опеки и попечительства решения об освобождении (отстранении) их от исполнения обязанностей опекунов (попечителей) в отношении указанных детей, прекращении (расторжении) договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью либо приобретения взятыми на воспитание детьми дееспособности в полном объеме, если эти граждане ранее не имели во владении и пользовании жилых помещений государственного жилищного фонда по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда (п.2 ст.91 ЖК, п.70 Положения № 563).
Если указанные граждане ранее имели во владении и пользовании жилые помещения государственного жилищного фонда, им при выселении предоставляются эти жилые помещения или равноценные им другие жилые помещения на условиях договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда, заключаемого в соответствии с законодательством.
Дети-сироты и (или) дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат выселению из жилых помещений социального пользования, предоставленных указанным гражданам, если за ними закреплены жилые помещения государственного и (или) частного жилищных фондов, нанимателями или собственниками которых являются их родители, или им принадлежат на праве собственности жилые помещения, за исключением случая предоставления жилого помещения социального пользования новому опекуну (попечителю), приемному родителю этих детей.
3. Договоры найма, заключенные с нарушением норм Положения № 563, признаются недействительными в судебном порядке (п.73 Положения № 563, ст.64 ЖК).
В случае признания договора найма недействительным граждане, указанные в этом договоре, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, если они ранее не имели во владении и пользовании жилых помещений государственного жилищного фонда по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда.
![]() |
Обратите внимание! Требования о признании недействительным договора найма могут быть предъявлены в течение 3 лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания договора найма недействительным. |
Если граждане, указанные в признанном недействительным договоре найма, ранее имели во владении и пользовании жилые помещения государственного жилищного фонда, им при выселении предоставляются эти жилые помещения или равноценные им другие жилые помещения на условиях договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда, заключаемого в соответствии с законодательством.
4. При выселении нанимателей жилых помещений социального пользования, уклоняющихся от внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением применяются положения ст.86 ЖК.
Кроме того, в отношении нанимателей жилых помещений социального пользования, систематически нарушающих Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений также может быть инициирован вопрос о выселении без предоставления другого жилого помещения по основанию, предусмотренному абзацем 4 п.1 ст.85 ЖК.
![]() |
Обратите внимание! Получение, приобретение нанимателем жилого помещения социального пользования в собственность жилых помещений, в том числе в данном населенном пункте, не является основанием для выселения из жилого помещения социального пользования. |
31.07.2017
Наталья Кухарчик, юрист, специалист в области жилищного законодательства