Ценовая дискриминация
1. Ситуация, когда производитель продает одинаковые продукты на разных отдельных рынках по разным ценам. Эти рынки могут быть изолированы друг от друга по многим причинам, включая различное географическое положение (например, внутренний и зарубежный рынки), назначение самого продукта (например, детали для сборки и запасные части для автомобилей) и требования потребителей (например, промышленное и бытовое потребление электричества).
Ценовая дискриминация может быть как прибыльной, так и убыточной. Например, дискриминирующие цены могут использоваться в качестве средства финансирования работающих на полную мощность производств, облегчая таким образом достижение существенной экономии от масштаба в производстве. С другой стороны, ценовая дискриминация может использоваться как средство увеличения монопольных прибылей.
2. Продажа одного и того же товара разным покупателям по неодинаковым ценам. Обычно практикуется монополистами. Для проведения этой политики требуется наличие устойчиво сегментированного рынка, что позволяет монополистам использовать в своих интересах различные группы потребителей. Чистая ценовая дискриминация встречается редко, поскольку продавцы обычно слегка изменяют товар (например, путешествие по железной дороге в разных классах, разные места в театре). Государство может использовать ценовую дискриминацию с целью перераспределения богатства, однако, как правило, это способ реализации монопольного положения - извлечения более высокой чистой экономической прибыли.
Виктор Гавриленко, юрист