


Материал помещен в архив
10 ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПО УЧЕТУ ОТХОДОВ
Правовые основы обращения с отходами, уменьшение объемов их образования, а также предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья определены Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З).
Учет отходов - система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними (п.33 ст.1 Закона № 271-З).
Порядок ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении хозяйственной и иной деятельности учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отходов, иных видов воздействия на окружающую среду и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды определен ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т).
В материале приведены отдельные ситуации, возникающие в организациях при учете отходов.
Вопрос 1: Какие учетные документы применяются для учета отходов?
Ответ: Для учета отходов применяются книга учета отходов по форме ПОД-9 (далее - книга ПОД-9) и книга общего учета отходов по форме ПОД-10 (далее - книга ПОД-10) (пп.12.1, 13.1 ТКП 17.02-12-2014).
Вопрос 2: В чем разница между книгами ПОД-9 и ПОД-10?
Ответ: Книга ПОД-9 применяется для ведения учета отходов в местах их образования (поступления), а книга ПОД-10 - для ведения учета отходов в целом для организации (пп.12.1, 13.1 ТКП 17.02-12-2014).
Под местом образования (поступления) отходов следует понимать место нахождения источника образования отходов.
При этом к источникам образования отходов производства относятся технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех и др.) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства (п.2 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует применять п.2 Инструкции № 17 в редакции постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.11.2019 № 39. |
Вопрос 3: Имеет ли организация право применять иные формы учетной документации для учета отходов, кроме книг ПОД-9, ПОД-10?
Ответ: Применение иной формы книги ПОД-10 не предусмотрено.
Вместе с тем при изготовлении книги допускается вносить изменения в нее в части расширения и сужения граф и строк с учетом цифровых показателей, включения дополнительных граф (включая их разделение) и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации (п.4.2, раздел 13 ТКП 17.02-12-2014).
Вместо книги ПОД-9 допускается применение иных форм учетной документации, но только для организаций, не представляющих статистическую отчетность об обращении с отходами производства. При этом при разработке формы следует учитывать требования ТКП 17.02-12-2014.
Вопрос 4: Может ли организация вести книги ПОД-9, ПОД-10 в форме электронного документа?
Ответ: Ведение книг ПОД-9, ПОД-10 в форме электронного документа не предусмотрено (разделы 12, 13 ТКП 17.02-12-2014).
Вместе с тем допускается документирование управленческой деятельности и в виде электронного документа при условии соблюдения требований к электронному документу (п.9 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).
В книге ПОД-9 (приложение К к ТКП 17.02-12-2014), книге ПОД-10 (приложение Л к ТКП 17.02-12-2014) в качестве обязательных реквизитов предусмотрены подпись лица, ответственного за их ведение, и подпись проверяющего.
Для признания электронного документа подлинным документом требуется электронная цифровая подпись. В этом случае такой документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно (часть первая ст.22 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться ст.22 Закона № 113-З с учетом изменений, внесенных Законом от 14.10.2022 № 213-З. |
Вопрос 5: Организация не ведет производственной деятельности, все структурные подразделения находятся в одном здании.
Необходимо ли вести учет отходов в книге ПОД-9?
Ответ: Такой необходимости нет.
В данной ситуации вся информация об отходах отражается в книге ПОД-10 (часть третья п.12.1, часть вторая п.13.1 ТКП 17.02-12-2014).
Вопрос 6: Организация имеет аппарат управления и структурное производственное подразделение (цех), расположенные в разных зданиях.
Какие формы учетной документации следует применить в данной ситуации?
Ответ: У организации два источника образования отходов, значит, как в аппарате управления, так и в цехе для учета отходов следует применять книгу ПОД-9 и в целом по организации книгу ПОД-10 (разделы 12, 13 ТКП 17.02-12-2014).
Вопрос 7: Организация арендует административное помещение. Условиями договора аренды предусмотрено, что арендодатель оказывает услуги по сбору, хранению, вывозу на захоронение отходов с момента их образования. В обязанности арендодателя входит также разработка инструкции по обращению с отходами на арендованных площадях.
Нужно ли организации вести учет отходов в книге ПОД-10 и разрабатывать инструкцию по обращению с отходами?
Ответ: Не нужно.
В данной ситуации право собственности на отходы согласно условиям договора приобретено арендодателем, и организация не является производителем отходов (п.1 ст.3 Закона № 271-З, п.4 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 декабря 2019 г. п.4 Инструкции № 45 исключен постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.11.2019 № 42. |
Вопрос 8: Организацией списана пришедшая в негодность спецодежда (халаты, костюмы хлопчатобумажные). В этом же периоде (месяц) отходы от списания спецодежды были оприходованы как ветошь и переданы для использования в производственное подразделение.
Нужно ли в книгах учета отходов отражать образование ветоши и ее передачу для использования?
Ответ: Нужно.
Изношенная спецодежда хлопчатобумажная и другая относится к отходам с кодом 5820903, 4-й класс опасности согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. введен в действие общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т. |
Вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства, являются отходами. Под обращением с отходами понимается деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием, использованием отходов и (или) подготовкой их к использованию (пп.13, 19 ст.1 Закона № 271-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. согласно п.13 ст.1 Закона № 271-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З, далее - Закон № 186-З) обращение с отходами - деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, подготовкой, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов. |
В книге ПОД-9 следует отразить как факт поступления ветоши, так и факт ее использования (подп.12.2.2, 12.2.3, 12.2.6 п.12.2 ТКП 17.02-12-2014).
Вопрос 9: В процессе вырубки металлического листа образуются отходы, которые впоследствии передаются во вспомогательное производство для изготовления продукции.
Следует ли указанные отходы учитывать в книгах ПОД-10, ПОД-9?
Ответ: Нет.
Отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов, - это вторичные материальные ресурсы (п.3 ст.1 Закона № 271-З). Отходы, которые впоследствии используются для производства продукции, относятся к вторичному сырью (п.2 ст.1 Закона № 271-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. согласно пп.2 и 3 ст.1 Закона № 271-З (в редакции Закона № 186-З) вторичные материальные ресурсы - отходы, в отношении которых имеется возможность использования на территории Республики Беларусь, вторичное сырье - вторичные материальные ресурсы, которые подготовлены к использованию для производства продукции, электрической и (или) тепловой энергии, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с требованиями, установленными обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами. |
С учетом того что отходы от вырубки металлического листа используются в качестве вторичного сырья, в бухгалтерском учете они отражаются как материалы (субсчет 10-1 «Сырье и материалы») (п.16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).
Вопрос 10: Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка учета отходов?
Ответ: Нарушение порядка учета отходов рассматривается как нарушение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и нормативов в области окружающей среды и влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - до 500 базовых величин (ст.15.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. нарушение общих требований в области охраны окружающей среды, установленных Президентом Республики Беларусь, требований экологических норм и правил или нормативов в области охраны окружающей среды влечет наложение штрафа в размере до 20 БВ, на ИП – до 50 БВ, а на юрлицо – до 100 БВ (ст.16.1 КоАП от 06.01.2021 № 91-З). Пособие-навигатор см. здесь. |
24.06.2016
Валерий Шафранский, экономист