Комментарий от 26.11.2015
Автор: Кухарчик Н.

Изменения в порядке формирования фонда арендного жилья, предоставления арендных квартир и порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 16.11.2015 № 460


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения

Изменения в порядке платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования, аккумулирования средств, полученных от предоставления данных помещений

Перевод общежитий в фонд жилых помещений коммерческого использования

Изменения в порядке постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений

Изменения в порядке предоставления жилых помещений коммерческого использования

Изменения в порядке реализации жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Материал помещен в архив

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА АРЕНДНОГО ЖИЛЬЯ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АРЕНДНЫХ КВАРТИР И ПОРЯДКЕ УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ.
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 16.11.2015 № 460

Общие положения

В данном материале рассматриваются изменения, внесенные Указом Президента Республики Беларусь от 16.11.2015 № 460 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 460) в Указ Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» (далее - Указ № 563). Новая редакция Указа № 563 начинает действовать с 1 марта 2016 г. (далее - Указ № 563 в редакции от 01.03.2016).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 апреля 2020 г. Указ № 563 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 07.04.2020 № 121 утратил силу. Комментарий см. здесь.

 

Положения Указа № 460 направлены на дальнейшее развитие фонда жилых помещений коммерческого использования государственного жилищного фонда, так называемого арендного жилья. Кроме того, Указ № 460 предусматривает корректировку некоторых оснований для постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и порядка предоставления жилых помещений социального пользования лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В пп.2 и 6 Указа № 460 определен порядок вступления его в силу.

По общему правилу Указ № 460 применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу. По жилищным отношениям, возникшим до вступления в силу Указа № 460, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.

Вместе с тем в отношении отдельных изменений предусматривается обратная сила закона. В частности, положения Указа № 460, касающиеся изменения статуса жилых помещений, предназначенных для временного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, и иностранцев, которым предоставлены статус беженца или дополнительная либо временная защита в Республике Беларусь, применяются к отношениям, возникшим с 1 апреля 2014 г. Таким образом, данные помещения не подлежат включению в состав жилых помещений коммерческого использования, а относятся к специальным жилым помещениям (п.113 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом № 563 (в редакции от 01.03.2016) (далее - Положение)).

Жилые помещения, расположенные на территории Республики Беларусь и предназначенные для проживания сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований, аккредитованных в Республике Беларусь, наоборот, исключаются из состава специальных жилых помещений и в соответствии с дополненным подп.1.10 в п.1 Указа № 563 предоставляются в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь. Такой порядок будет разработан до 1 марта 2016 г.

Аналогично предусмотрено применение обратной силы закона к отношениям, возникшим с 1 апреля 2014 г. в части правового регулирования статуса жилых помещений государственного жилищного фонда в административных и общественных зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе в пожарных депо, находящихся в оперативном управлении органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (подп.2.5 п.2 Указа № 563 в редакции от 01.03.2016). Такие помещения сохраняют статус специальных жилых помещений государственного жилищного фонда.

При этом предусматривается, что с нанимателями, проживающими в жилых помещениях, включенных в состав специальных жилых помещений, не состоящими в трудовых (служебных) отношениях с органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеют на территории Республики Беларусь жилых помещений в собственности (долей в праве общей собственности на жилые помещения) и (или) во владении и пользовании, договоры найма специального жилого помещения государственного жилищного фонда заключаются на срок, не превышающий 5 лет.

Вместе с тем до 1 марта 2016 г. жилые помещения государственного жилищного фонда в зданиях, выделенных для размещения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении иных государственных органов и государственных организаций или в безвозмездном пользовании иных организаций, подлежат включению в состав жилых помещений коммерческого использования в общем порядке, предусмотренном в подп.2.1 п.2 Указа № 563.

Порядок заключения договоров найма жилых помещений коммерческого использования в таких случаях определен в части четвертой подп.2.5 п.2 Указа № 563 в редакции от 01.03.2016.

 

Обратите внимание!

Обязанность по внесению платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования в зданиях, выделенных для размещения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении иных государственных органов и государственных организаций или в безвозмездном пользовании иных организаций, возникает у нанимателей с 1 марта 2016 г.

 

Одновременно определен порядок предоставления жилых помещений коммерческого использования в зданиях, выделенных для размещения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении иных государственных органов и государственных организаций или в безвозмездном пользовании иных организаций (часть третья п.79 Положения).

Пункт 2 Указа № 563 дополнен подп.2.7, предусматривающим, что с даты принятия решений о включении заселенных жилых помещений государственного жилищного фонда в состав жилых помещений коммерческого использования соответствующие договоры найма жилого помещения государственного жилищного фонда прекращают свое действие. Данная норма внесена в целях уточнения и исключения возникающих споров в случаях наличия двух видов договоров на одно жилое помещение.

Указ № 460 предусматривает и иные случаи применения обратной силы закона, подробно изложенные далее.

Указом № 460 внесены изменения в п.4 Указа № 563, определяющий порядок реализации жилищных прав граждан, которым принадлежат на праве собственности жилые помещения, находящиеся в многоквартирном или блокированном жилом доме, признанные не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодными для проживания либо аварийными или грозящими обвалом вследствие чрезвычайных ситуаций.

Жилое помещение коммерческого использования будет предоставляться собственнику такого жилого помещения с его согласия. Кроме того, собственник будет вправе с письменного согласия совершеннолетних членов его семьи, проживающих совместно с ним, требовать предоставления ему жилого помещений коммерческого использования по общей площади менее общей площади принадлежащего ему жилого помещения либо письменно отказаться от такого жилого помещения.

В случае отказа от предоставления жилого помещения коммерческого использования гражданин, которому принадлежит на праве собственности жилое помещение, совместно с членами его семьи, проживающими совместно с ним, после выплаты ему денежной компенсации в размере рыночной стоимости, подлежит выселению из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения (часть третья п.4 Указа № 563).

Предусмотрен также порядок финансирования мероприятий, связанных с реализацией прав собственников в указанных случаях. В частности, выплата денежной компенсации и оплата расходов, связанных с оценкой стоимости жилых помещений, осуществляются местными исполнительными комитетами из средств местных бюджетов. Подпунктом 3.1 п.3 Указа № 460 предусматривается поручение областным, Минскому городскому исполнительным комитетам (далее - облисполкомы, горисполком) ежегодного при формировании проектов соответствующих областных бюджетов и бюджета г. Минска на очередной финансовый год предусматривать средства на финансирование указанных выплат.

Рассмотрим подробнее изменения, предусмотренные Указом № 460.

Изменения в порядке платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования, аккумулирования средств, полученных от предоставления данных помещений

Справочно

Порядок расчета размера платы за пользование жилым помещением коммерческого использования см. в материале «Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2014 № 1297 "О некоторых вопросах предоставления жилых помещений коммерческого использования". Урегулирование порядка предоставления арендного жилья».

 

Изменения, внесенные Указом № 460, касаются определения размера платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования, предоставляемыми гражданам, указанным в части первой п.77 и п.78 Положения, на условиях договора найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда, заключенного на срок трудовых (служебных) отношений. Размер платы в таких случаях рассчитывается с применением понижающих коэффициентов, установленных облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в пределах 20 м2 общей площади жилого помещения на одного человека. Общая площадь, свыше указанной, оплачивается по общему правилу без применения понижающих коэффициентов. Исключение - предоставление однокомнатной квартиры: в данном случае понижающие коэффициенты применяются независимо от общей площади предоставляемого жилого помещения.

 

Обратите внимание!

Действие части второй подп.1.6 п.1 Указа № 563 в редакции от 01.03.2016 распространяется на вновь заключаемые договоры найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда, а также на договоры найма, заключенные до 1 марта 2016 г. При этом обязанность нанимателей по внесению платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования, предоставленными до вступления в силу Указа № 460, возникает с 1 марта 2016 г.

 

Подпункт 1.7 п.1 Указа № 563 изложен в новой редакции, предусматривающей изменение порядка аккумулирования средств, полученных от предоставления жилых помещений коммерческого использования.

С 1 марта 2016 г. данные средства подлежат зачислению на специальные счета:

• облисполкомов и Минского горисполкома - средства, полученные от сдачи жилых помещений коммерческого использования коммунального жилищного фонда;

• других государственных органов и государственных организаций, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения республиканского жилищного фонда, или государственных органов и государственных организаций, заключивших договор безвозмездного пользования жилым помещением республиканского жилищного фонда, или уполномоченных ими лиц - средства, полученные от сдачи жилых помещений коммерческого использования республиканского жилищного фонда.

Данные средства имеют строго целевое назначение и направляются на приобретение, строительство (реконструкцию) жилых домов (квартир), реконструкцию капитальных строений (зданий, сооружений) под жилые помещения коммерческого использования, а также на текущий ремонт свободных (освободившихся) жилых помещений коммерческого использования, если иное не установлено законодательными актами. При этом определено ограничение объема средств, подлежащих направлению на текущий ремонт свободных (освободившихся) жилых помещений коммерческого использования: не более 10 % от общего объема средств, полученных от предоставления этих помещений и зачисленных на специальные счета.

Населенные пункты на территории области, в которые облисполкомы направляют средства, полученные от предоставления жилых помещений коммерческого использования, определяются облисполкомами исходя из количества граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в населенном пункте и спроса населения на такое жилье. Данные подходы позволят сбалансировать направление средств, поступающих от платы за пользование арендным жильем, на определенные выше цели (строительство (реконструкцию), приобретение либо текущий ремонт) исходя из имеющейся потребности в таких средствах в регионах.

Определено также право государственных органов и государственных организаций, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения республиканского жилищного фонда, или государственных органов и государственных организаций, заключивших договор безвозмездного пользования жилым помещением республиканского жилищного фонда, или уполномоченных ими лиц предоставлять право организациям, находящимся в их подчинении или входящим в их состав (систему), использовать указанные средства по целевому назначению, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Перевод общежитий в фонд жилых помещений коммерческого использования

Пункт 2 Указа № 563 дополнен подп.2.31, предусматривающим возможность изменения назначения здания общежития на здание многоквартирного жилого дома и последствия такого изменения в случае, если жилые помещения в общежитии являются заселенными.

Для принятия решения об изменении назначения здания общежития на здание многоквартирного жилого дома необходимо наличие следующих условий:

1) инициатива (то есть согласие) местного исполнительного и распорядительного органа (в отношении общежития коммунального жилищного фонда) или государственного органа, другой организации (в отношении общежития республиканского жилищного фонда);

2) жилые помещения, расположенные в общежитии, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к квартирам.

Данная процедура осуществляется в соответствии с административной процедурой «Принятие решения о возможности использования эксплуатируемого капитального строения (здания, сооружения) по назначению в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества», предусмотренной п.3.301 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

Согласно п.26 ст.1 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее - ЖК) квартира - это изолированное жилое помещение, состоящее из одной или нескольких жилых комнат и подсобных помещений и имеющее вход из вспомогательного помещения либо непосредственно с придомовой территории.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. ЖК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З. Комментарий см. здесь.

 

Обратите внимание!

Таким образом, изменение назначения здания возможно в случае первоначального придания статуса общежития многоквартирному жилому дому. Как правило, на практике такие общежития именуются «общежитие квартирного типа».

 

В случае принятия местным исполкомом решения об изменении назначения здания общежития на многоквартирный жилой дом жилые помещения государственного жилищного фонда, расположенные в данном доме, в том числе заселенные, подлежат включению в состав жилых помещений коммерческого использования в порядке, определенном в подп.2.1 п.2 Указа № 563 в редакции от 01.03.2016.

На основании решений о включении заселенных жилых помещений в состав жилых помещений коммерческого использования местные исполкомы, другие госорганы и организации заключают договоры найма жилого помещения коммерческого использования в следующем порядке:

• с нанимателями либо совершеннолетними членами, бывшими членами семьи выбывших (умерших) нанимателей, за исключением граждан, не подлежащих выселению, - на установленный в ранее заключенных договорах найма срок, а при отсутствии договора найма и (или) трудовых (служебных) отношений с организацией, предоставившей жилое помещение, независимо от его принадлежности - на срок, не превышающий 5 лет;

• с нанимателями либо членами их семей, не подлежащими выселению из жилых помещений в общежитиях в соответствии с п.4 ст.221 ЖК, - бессрочно.

При этом нанимателям, не подлежащим выселению из жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии в соответствии с п.4 ст.221 ЖК, совершеннолетним членам их семей, а также иным гражданам, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется право владения и пользования этими жилыми помещениями, предоставляется право обратиться с заявлением о приватизации занимаемых жилых помещений в соответствии с законодательством, то есть до 1 июля 2016 г. Учитывая, что норма подп.2.31 п.2 Указа № 563 вступает в силу с 1 марта 2016 г., у нанимателей остается 4 месяца для реализации права на приватизацию жилого помещения.

 

Обратите внимание!

В п.4 ст.221 ЖК перечислены наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда в общежитиях (за исключением нанимателей, с которыми расторгнут трудовой договор в соответствии с пп.4, 5 и 7-9 ст.42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)), которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения типовых потребительских качеств, соответствующего требованиям п.3 ст.84 ЖК, из жилых помещений государственного жилищного фонда в общежитиях, предоставленных до 2 марта 2013 г.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 июня 2021 г. следует руководствоваться ст.42 ТК с учетом изменений, внесенных Законом от 28.05.2021 № 114-З. Комментарий см. здесь.

Изменения в порядке постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений

Дополнено основание постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленное подп.3.1.6 п.3 Положения. Данное дополнение связано с изменениями, внесенными в подп.2.5 п.2 Указа № 563. В частности, установлена возможность постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, проживающих в специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда в административных и общественных зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе в зданиях пожарных депо, на условиях договора найма специального жилого помещения государственного жилищного фонда, заключенного на срок трудовых (служебных) отношений либо на срок, не превышающий 5 лет.

В подп.4.3 п.4 Положения внесены корректировки в части уточнения порядка исчисления периодов регистрации по месту жительства в г. Минске для целей постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий: на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не принимаются граждане, прибывшие в г. Минск из других населенных пунктов и имеющие менее 10 лет регистрации по месту жительства в г. Минске. Данная корректировка позволяет суммировать периоды проживания (регистрации по месту жительства, прописки) в г. Минске в случаях временного выбытия из него. Корректировка аналогичного содержания внесена в подп.4.5 п.4 Положения в отношении граждан, имеющих менее 5 лет регистрации по месту жительства в населенных пунктах Минского района. Кроме того, внесено дополнение - это исключение из ограничения, устанавливающего обязательность проживания в течение 10 либо 5 лет в г. Минске, населенных пунктах Минского района для граждан, получивших послевузовское образование, наравне с молодыми рабочими (служащими), молодыми специалистами, получившими профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, прибывших по распределению, направленных на работу.

Пункт 4 Положения дополнен подп.4.10 в части отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, имеющих в собственности в населенном пункте по месту принятия на учет жилые помещения (доли в праве общей собственности на жилые помещения), признанные не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания, приобретенные путем заключения договоров купли-продажи, дарения, мены и других (за исключением вступления в наследство) после принятия в установленном порядке решения о признании жилого помещения не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, непригодным для проживания. Вместе с тем данное ограничение применяется только в случаях принятия граждан на учет по основанию, предусмотренному в подп.3.1.3 п.3 Положения.

Изменен п.13 Положения, устанавливающий перечень документов, запрашиваемых и представляемых при подаче гражданами заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Названный перечень дополнен рядом следующих документов:

• сведения о получении (неполучении) льготного кредита, одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения гражданином и членами его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (подп.13.10 п.13 Положения). Данный документ необходим для подтверждения оснований принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом ограничения, установленного подп.4.8 п.4 Положения;

• справка, содержащая сведения из записи акта о заключении брака, если в записи акта о заключении брака супруги значатся как вступившие в брак впервые, - при принятии на учет нуждающихся граждан, относящихся к молодым семьям в соответствии с подп.3.1.11 п.3 Положения;

• копия трудового договора - при принятии на учет граждан, проживающих в общежитии. Данный документ необходим для установления срока, на который заключен договор найма жилого помещения;

• справка о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий - при принятии на учет граждан в случае, если супруги зарегистрированы в разных населенных пунктах или в разных районах населенного пункта в соответствии с частями второй и третьей п.7 Положения.

 

Обратите внимание!

Кроме того, перечень документов, указанных в п.13 Положения, теперь не является исчерпывающим: местный исполком или организация, осуществляющая учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе запросить в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур», иные документы (сведения), необходимые для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 

Корректировка п.19 Положения позволяет помещать общие списки учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также информацию об условиях включения граждан в отдельные списки не только в доступных для ознакомления местах, но и в глобальной компьютерной сети Интернет на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, других организаций.

Также уменьшен срок извещения о принятом местным исполкомом или организацией, ведущими учет, решении об изменении очередности гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, - названные органы обязаны сообщить гражданину об изменении очередности с указанием соответствующих оснований в письменной форме в пятидневный срок со дня принятия такого решения.

Пункт 40 Положения дополнен частями третьей-шестой, предусматривающими порядок сохранения даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в отношении:

• военнослужащих в случае принятия их на военную службу (службу) в соответствующие государственные органы, организации в связи с присвоением им воинского или специального звания, а также в случае увольнения с военной службы (службы) в связи с выходом в отставку и продолжающих работу в данных госорганах, организациях;

• судей, назначенных на должность судьи в суды общей юрисдикции.

При этом такой порядок сохраняется при условии подачи заявления о принятии на учет в течение 6 месяцев со дня принятия на работу, службу, назначения на должность судьи, а также при условии, что со дня увольнения до даты принятия на работу, службу, назначения на должность судьи прошло не более 3 месяцев и при наличии у гражданина оснований постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных п.3 Положения, с учетом норм п.4 Положения (за исключением подп.4.4 и 4.6 п.4 Положения).

С учетом нормативного предписания, установленного п.4 ст.109 ЖК, п.51 Положения дополнен частью, предусматривающей возможность приобретения по договору купли-продажи освободившегося жилого помещения государственного жилищного фонда в квартире в случае, если в ней отсутствуют наниматели по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, а собственники жилых помещений частного жилищного фонда не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Освободившаяся изолированная жилая комната передается местным исполнительным и распорядительным органом, другими государственными органами и иными государственными организациями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения республиканского жилищного фонда, или вышестоящими органами, государственными органами или иными государственными организациями, заключившими договор безвозмездного пользования жилым помещением, или уполномоченными ими лицами по договору купли-продажи одному из проживающих в квартире собственников жилых помещений частного жилищного фонда, не нуждающемуся в улучшении жилищных условий, по его письменному заявлению исходя из времени подачи такого заявления. При этом продажа жилых помещений осуществляется по оценочной стоимости (но не выше рыночной), определенной индексным методом в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Изменения в порядке предоставления жилых помещений коммерческого использования

Пункт 77 Положения дополнен нормативным предписанием, предусматривающим, что в г. Минске обеспечиваются коммерческим жильем граждане, не обеспеченные жильем не только в г. Минске, но и в Минском районе. Данное дополнение обусловлено необходимостью упорядочения подходов при предоставлении арендного жилья гражданам на период трудовых (служебных) отношений.

Категория граждан, имеющих первоочередное право на предоставление жилых помещений коммерческого использования, дополнена лицами, направленными на работу в организации в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета либо договором о подготовке научного работника высшей квалификации на платной основе (абзац шестой п.77 Положения).

Перечень организаций, имеющих в соответствии с п.79 Положения право самостоятельно предусматривать в локальных нормативных правовых актах категории граждан, имеющих первоочередное право на предоставление жилых помещений коммерческого использования, из числа своих работников дополнен с учетом ограничения, предусмотренного абзацем 2 п.75 Положения, государственными органами и иными государственными организациями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения коммунального жилищного фонда.

Изменение, внесенное в п.86 Положения, позволяет выдавать индивидуальное ходатайство о предоставлении жилого помещения коммерческого использования в первоочередном порядке не только организациям государственной формы собственности, но и иным организациям.

В п.90 Положения предусматриваются последствия прекращения договора найма жилого помещения коммерческого использования, заключенного на срок трудовых (служебных) отношений.

По общему правилу договор найма жилого помещения коммерческого использования, заключенный на срок трудовых (служебных) отношений, прекращается в связи с прекращением трудовых (служебных) отношений с организацией, предоставившей жилое помещение либо ходатайствовавшей о предоставлении жилого помещения коммерческого использования, либо в связи со смертью, признанием судом безвестно отсутствующим или объявлением умершим нанимателя жилого помещения. Вместе с тем, если в жилом помещении остались проживать совершеннолетние члены семьи нанимателя, имеющие первоочередное право на предоставление жилого помещения коммерческого использования соответствующего жилищного фонда, то договор найма может быть заключен с таким членом семьи.

С даты прекращения трудовых (служебных) отношений с организацией, предоставившей жилое помещение либо ходатайствовавшей о предоставлении жилого помещения коммерческого использования, и при условии отсутствия оснований для заключения договора найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда на новый срок наниматель вносит плату за пользование этим помещением без учета понижающих коэффициентов до даты фактического освобождения жилого помещения.

При этом в части пятой п.90 Положения определяется порядок уведомления о прекращении трудовых (служебных) отношений: государственные органы и другие организации, ходатайствовавшие о предоставлении жилого помещения, обеспечивают информирование местного исполнительного и распорядительного органа, предоставившего жилое помещение коммерческого использования на срок трудовых (служебных) отношений, о прекращении с работником (сотрудником), в отношении которого было выдано ходатайство, трудовых (служебных) отношений не позднее 5 рабочих дней со дня прекращения данных отношений.

Кроме того, п.92 Положения дополнен частью, предусматривающей порядок выселения нанимателя, которому жилое помещение предоставлено в связи с характером трудовых (служебных) отношений, из жилого помещения коммерческого использования коммунального жилищного фонда в случае получения во владение и пользование (приобретения в собственность) им либо членами его семьи в данном населенном пункте жилого помещения общей площадью 15 м2 и более на одного человека (для г. Минска - 10 м2 и более в г. Минске либо 15 м2 и более в населенном пункте Минского района), соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.

В таком случае договор найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда подлежит расторжению, а проживающие в этом жилом помещении граждане - выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

При этом в случае выявления в ходе уточнения данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, факта получения во владение и пользование (приобретения в собственность) жилого помещения наниматель вносит плату за пользование жилым помещением коммерческого использования без учета понижающих коэффициентов, с даты получения во владение и пользование (приобретения в собственность) жилого помещения до даты фактического освобождения жилого помещения коммерческого использования.

 

Обратите внимание!

Действие части пятой п.90, части второй п.92 Положения распространяется на вновь заключаемые договоры найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда, а также на договоры найма, заключенные до 1 марта 2016 г. При этом обязанность нанимателей по внесению платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования, предоставленными до вступления в силу Указа № 460, возникает с 1 марта 2016 г.

Изменения в порядке реализации жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Указом № 460 в Положение вносится ряд изменений, касающихся реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из числа детей-сирот), направленных на решение сложившейся в республике ситуации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями социального пользования.

Пункт 55 Положения изложен в новой редакции, предусматривающей предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, и лицам из числа детей-сирот жилых помещений социального пользования только в виде однокомнатных квартир. Таким образом, жилые помещения социального пользования будут предоставляться без учета членов семьи таких лиц (абзац 3 п.66 Положения).

При этом в соответствии с абзацами 9 и 10 подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (в редакции от 01.03.2016) указанным лицам предоставляется возможность вне очереди использовать государственную поддержку на улучшение жилищных условий своих семей путем строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений.

С целью своевременного обеспечения жилыми помещениями социального пользования детей-сирот внесены изменения в п.65 Положения, в соответствии с которым данные лица будут обеспечиваться жилыми помещениями социального пользования в течение 5 лет с момента принятия решения об эмансипации, вступления в брак, после достижения совершеннолетия, а лица, получающие высшее образование, по их желанию будут обеспечиваться жильем в течение года после окончания учреждения образования (часть вторая п.65 Положения). При этом до момента обеспечения социальным жильем местные исполнительные и распорядительные органы обязаны обеспечить таких лиц жилыми помещениями в общежитиях (часть третья п.65 Положения).

Дополнительные нормы включены в Положение и в части заключения договора найма жилого помещения социального пользования. В частности, согласно дополненному п.671 Положения договор найма жилого помещения социального пользования с лицами из числа детей-сирот будет заключаться на срок до 5 лет.

По истечении пятилетнего срока действия договора жилое помещение социального пользования подлежит включению в состав жилых помещений коммерческого использования по решению местного исполнительного и распорядительного органа, за исключением случаев, если наниматель относится к иным лицам, определенным в п.63 Положения.

Таким образом, Указ № 460 предусматривает внесение комплексных изменений и дополнений в Указ № 563 и Положение. Приведению в соответствие с Указом № 460 также подлежит ряд нормативных правовых актов Правительства Республики Беларусь:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2014 № 1297 «О некоторых вопросах предоставления жилых помещений коммерческого использования»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2008 № 1408 «О специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда» и др.

 

26.11.2015

 

Наталья Кухарчик, начальник отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь