


Материал помещен в архив
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства (часть шестая ст.13 Конституции Республики Беларусь).
Кодекс Республики Беларусь о земле (далее - КоЗ) в абзаце 39 ст.1 определяет сельскохозяйственные земли как земли, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции и включающие в себя:
• пахотные земли - сельскохозяйственные земли, систематически обрабатываемые (перепахиваемые) и используемые под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав со сроком пользования, предусмотренным схемой севооборота, а также выводные поля, участки закрытого грунта (парники, теплицы и оранжереи) и чистые пары;
• залежные земли - сельскохозяйственные земли, которые ранее использовались как пахотные и более 1 года после уборки урожая не используются для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлены под пар;
• земли под постоянными культурами - сельскохозяйственные земли, занятые искусственно созданной древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) или насаждениями травянистых многолетних растений, предназначенными для получения урожая плодов, продовольственного, технического и лекарственного растительного сырья, а также для озеленения;
• луговые земли - сельскохозяйственные земли, используемые преимущественно для возделывания луговых многолетних трав, земли, на которых создан искусственный травостой или проведены мероприятия по улучшению естественного травостоя (улучшенные луговые земли), а также земли, покрытые естественными луговыми травостоями (естественные луговые земли) (абзацы 2-5 ст.7 КоЗ).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться ст.1 КоЗ в ред. Закона от 18.07.2022 № 195-З. Комментарии см. здесь. |
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются:
а) сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам (КФХ), иным организациям для ведения сельского хозяйства, в том числе для ведения подсобного сельского хозяйства, научным организациям, учреждениям образования - для исследовательских и (или) учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства по их выбору в постоянное или временное пользование либо аренду;
б) гражданам Республики Беларусь - в пожизненное наследуемое владение либо аренду;
в) иностранным гражданам и лицам без гражданства - в аренду для ведения КФХ (ст.37 КоЗ).
Выбор ограниченного вещного права осуществляется в соответствии со ст.14-17 КоЗ.
Изъятие и предоставление земельных участков для целей, связанных с ведением сельского хозяйства (включая КФХ и личные подсобные хозяйства), осуществляется, как правило, райисполкомами (подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 января 2023 г. взамен Указа № 667 действует постановление Совмина от 13.01.2023 № 32 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З "Об изменении кодексов"». |
Мелиорация земель - деятельность, направленная на коренное улучшение земель с целью обеспечения создания и поддержания оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв для сельскохозяйственных растений, лесов и иных насаждений путем проведения мелиоративных мероприятий (абзац 11 ст.1 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 № 423-З «О мелиорации земель», далее - Закон № 423-З).
Эта деятельность финансируется за счет средств республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, средств пользователей мелиоративных систем, организаций по строительству и эксплуатации мелиоративных систем, иных источников, не запрещенных законодательством (часть первая ст.16 Закона № 423-З).
Межхозяйственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, имеющие межхозяйственное значение, а также внутрихозяйственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юридических лиц, находятся только в собственности государства. Внутрихозяйственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут находиться в государственной или частной собственности (ст.3 Закона № 423-З).
Мелиорация земель проводится на основе проектной документации, разработанной с соблюдением требований Инструкции о порядке разработки и утверждения проектной документации по мелиорации земель, утвержденной постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 23.09.2009 № 71.
Мелиоративные мероприятия на государственных мелиоративных системах проводятся организациями по строительству и эксплуатации мелиоративных систем, а на находящихся в частной собственности - пользователями мелиоративных систем самостоятельно или организациями по строительству и эксплуатации мелиоративных систем на основании договора на проведение мелиоративных мероприятий.
Эксплуатация (обслуживание) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений осуществляется пользователями мелиоративных систем или организациями по строительству и эксплуатации мелиоративных систем на основании договора на оказание услуг по эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст.19 Закона № 423-З).
![]() |
Справочно Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.05.2009 № 584 утверждены формы: • примерного договора на проведение мелиоративных мероприятий; • примерного договора на оказание услуг по эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 ноября 2022 г. следует руководствоваться формами примерного договора на проведение мелиоративных мероприятий и примерного договора на оказание услуг по эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений в ред. постановления Совмина от 18.10.2022 № 700.
Правила эксплуатации (обслуживания) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2009 № 920. |
Закон Республики Беларусь от 20.05.2013 № 24-З «О племенном деле в животноводстве» (далее - Закон № 24-З) охватывает деятельность племенных хозяйств и иных юридических лиц, осуществляющих деятельность в данной сфере (ст.13-18):
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. Закон № 24-З изложен в новой редакции Законом от 18.04.2022 № 162-З. Комментарий см. здесь. |
а) племенной завод - юридическое лицо, являющееся племенным хозяйством, располагающее определенным стадом высокоценных животных определенной породы и осуществляющее их разведение в целях совершенствования существующих и создания новых типов, линий, кроссов, пород животных;
б) племенной репродуктор - юридическое лицо, являющееся племенным хозяйством, осуществляющее разведение племенных животных в целях их размножения;
в) селекционно-гибридный центр - юридическое лицо, являющееся племенным хозяйством, осуществляющее деятельность по разведению племенных животных на основе чистопородного разведения исходных пород животных и скрещивания их для получения;
г) селекционно-генетический центр - юридическое лицо, являющееся племенным хозяйством, осуществляющее деятельность по чистопородному разведению племенных животных и (или) получению спермы, эмбрионов;
д) генофондное хозяйство - юридическое лицо, являющееся племенным хозяйством, осуществляющее деятельность по сохранению генофондных (малочисленных) пород и др.
Племенное животное используется в целях воспроизводства породы при условиях его мечения, регистрации в государственном реестре племенных животных, племенных стад - базе данных, содержащей информацию (сведения) об уникальном номере, о происхождении, перемещении, выбытии племенных животных, племенных стад и иную информацию (сведения) о племенных стадах (абзац 12 ст.1, часть вторая ст.35 Закона № 24-З).
Другими источниками информации в соответствии с Законом № 24-З являются:
а) генетический сертификат - документ установленного образца, выдаваемый на племенную продукцию (материал) по результатам генетической экспертизы и подтверждающий достоверность ее (его) происхождения и отсутствие генетических аномалий;
б) государственная информационная система в области племенного дела в животноводстве - совокупность центрального банка данных, банков данных и баз данных в области племенного дела в животноводстве, а также информационных технологий и комплекса программно-технических средств;
в) племенное свидетельство - документ установленного образца, подтверждающий происхождение и племенную (генетическую) ценность племенного животного, племенного стада.
![]() |
Справочно Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2013 № 1005 утверждены: • Положение о государственной племенной службе; • Положение о порядке выдачи паспорта субъекта племенного животноводства; • Положение о порядке выдачи племенного свидетельства; • Положение о порядке проведения генетической экспертизы и выдачи генетического сертификата; • Положение о порядке формирования и использования данных государственной информационной системы в области племенного дела в животноводстве.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться постановлением № 1005 в ред. постановления Совмина от 23.09.2022 № 633. |
Как сказано в преамбуле, Закон № 24-З направлен на создание условий для получения и использования качественной племенной продукции (материала). Вопросы правовой охраны полученных результатов интеллектуальной деятельности регулируются главой 64 «Права на породы животных и сорта растений» Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) и охраняются патентами (срок действия - 20 лет с правом продления).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться разделом V (ст.979-1030) ГК с изменениями, внесенными Законом от 13.11.2023 № 312-З. |
Селекционным достижением в животноводстве признается порода, то есть целостная многочисленная группа животных общего происхождения, созданная человеком и имеющая генеалогическую структуру и свойства, которые позволяют отличить ее от иных пород животных этого же вида, и количественно достаточная для размножения в качестве одной породы. При производстве, воспроизводстве, предложении к продаже, продаже и иных видах сбыта охраняемых селекционных достижений применение зарегистрированных для них наименований обязательно (п.1 ст.1003 ГК).
Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 287-З «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» (далее - Закон № 287-З) направлен на создание условий, обеспечивающих получение достоверных сведений о сельскохозяйственных животных (стадах) и продуктах животного происхождения. Этим целям служат идентификация, регистрация сельскохозяйственных животных и стад, а также другие меры.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. в ниженазванные ст.17, 18, 20 Закона № 287-З внесены изменения, из названия Закона № 287-З слово «сельскохозяйственное» исключено Законом от 04.01.2021 № 76-З. |
Согласно ст.17 Закона № 287-З:
• крупный рогатый скот, овцы, козы, лошади и племенные свиньи идентифицируются владельцами сельскохозяйственных животных индивидуально;
• свиньи, не являющиеся племенными, идентифицируются юридическими лицами и ИП постадно, физическими лицами - с присвоением каждому животному идентификационного номера.
Идентификация сельскохозяйственных животных (стад) осуществляется с использованием следующих средств идентификации:
а) две бирки или бирка и бирка с микрочипом - для крупного рогатого скота, овец, коз;
б) бирка или бирка с микрочипом - для племенных свиней;
в) бирка или татуировка - для свиней, не являющихся племенными;
г) микрочип - для лошадей.
Идентификационный номер является уникальным и не присваивается повторно после убоя, падежа или гибели сельскохозяйственного животного (стада) другому сельскохозяйственному животному (стаду).
Затем сельскохозяйственные животные (стада) подлежат обязательной регистрации путем внесения информации в реестр сельскохозяйственных животных (стад) на договорной основе ГУ «Центр информационных систем в животноводстве» (ст.18 Закона № 287-З).
Идентификация продуктов животного происхождения обеспечивается на основании их маркировки, которая осуществляется юридическими лицами и ИП при производстве и реализации (выпуске в обращение) продуктов животного происхождения, в том числе при их переработке и утилизации. Прослеживаемость продуктов животного происхождения обеспечивается юридическими лицами и ИП на основании товаросопроводительной документации, представленной владельцами сельскохозяйственных животных (стад), изготовителями продуктов животного происхождения на бумажных и (или) электронных носителях (ст.20 Закона № 287-З).
Правовой охране подлежат селекционные достижения не только в животноводстве, но и в растениеводстве. Помимо ГК охрана осуществляется на основании Закона Республики Беларусь от 13.04.1995 № 3725-XII «О патентах на сорта растений» (далее - Закон № 3725-XII).
Сорт растения - группа растений в рамках низшего из известных ботанических таксонов, которая может быть определена степенью проявления признаков, являющейся результатом реализации данного генотипа или комбинации генотипов, отличима от любой другой группы растений степенью выраженности по крайней мере одного из этих признаков и может рассматриваться как единое целое с точки зрения ее пригодности для воспроизводства в неизменном виде целых растений этой группы.
Правовая охрана предоставляется, если сорт растения является новым, отличимым, однородным и стабильным (п.1 ст.4 Закона № 3725-XII).
Есть определенные противоречия между Законом № 3725-XII, предоставляющим 25-летний срок патентной охраны (п.3 ст.5), и ГК, устанавливающим 20-летний срок (ст.1006).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 ноября 2023 г. следует руководствоваться п.3 ст.5 Закона № 3725-XII в ред. Закона от 09.01.2023 № 243-З. Установленный срок не изменился. |
Закон № 3725-XII признает открытую (ст.30) и принудительную (ст.31) лицензии на сорта растений, то есть:
• патентообладатель может подать в патентный орган для опубликования в официальном бюллетене заявление о предоставлении любому лицу разрешения использовать сорт растения на условиях неисключительной лицензии (открытая лицензия), либо
• при неиспользовании или недостаточном использовании патентообладателем сорта растения в течение 3 лет лицо, желающее и готовое использовать сорт растения, в случае отказа патентообладателя от заключения лицензионного договора, может обратиться в суд с заявлением о предоставлении ему принудительной неисключительной лицензии.
Закон Республики Беларусь от 02.05.2013 № 20-З «О семеноводстве» (далее - Закон № 20-З) направлен на создание условий для получения семян растений с наилучшими сортовыми и посевными качествами, предусматривает ведение реестра производителей семян сельскохозяйственных растений, а также государственного реестра сортов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 ноября 2021 г. следует руководствоваться Законом от 07.05.2021 № 102-З «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений». Комментарии см. здесь. |
Качество семян подтверждается:
1) актом апробации сельскохозяйственных растений - сортовые качества семян сельскохозяйственных растений при их производстве;
2) удостоверением о качестве семян растений - посевные качества семян растений при их производстве;
3) свидетельством на семена сельскохозяйственных растений (ст.24 Закона № 20-З), сопровождающим эти семена при их реализации, - сортовые и посевные качества реализуемых семян сельскохозяйственных растений (части первая-третья ст.16 Закона № 20-З).
Как правило, запрещаются производство, реализация и использование семян растений, сортовые и посевные качества которых не подтверждены указанными выше документами (часть четвертая ст.16 Закона № 20-З).
Закон № 20-З предусматривает также создание государственного страхового фонда семян сельскохозяйственных растений на случай гибели посевов.
![]() |
Справочно Положение о порядке формирования и использования государственного страхового фонда семян сельскохозяйственных растений утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2013 № 961. Кроме того, этим же постановлением утверждены: • Положение о порядке выдачи разрешений на использование семян сельскохозяйственных растений, принадлежащих к сортам, не включенным в государственный реестр сортов; • Положение о порядке проведения апробации сельскохозяйственных растений; • Положение о порядке проведения лабораторного сортового контроля; • Положение о порядке выдачи удостоверения о качестве семян растений. Положение о порядке проведения государственного испытания сортов, порядке включения сортов в государственный реестр сортов, исключения их из этого реестра и порядке его ведения утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.09.2006 № 1135.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2021 г. действуют Положение о порядках проведения государственного испытания сортов сельскохозяйственных растений, включения и исключения их из государственного реестра сортов сельскохозяйственных растений, а также о порядке ведения указанного реестра, Положение о порядке выдачи разрешений на использование или реализацию семян сельскохозяйственных растений, принадлежащих к сортам, не включенным в государственный реестр сортов сельскохозяйственных растений, Положение о порядках проведения апробации, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля сельскохозяйственных растений, выдачи акта апробации сельскохозяйственных растений, утв. постановлением Совмина от 24.12.2021 № 746. |
Государственным органом специальной компетенции в данной сфере является ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» и его территориальные организации, которая в числе прочего:
1) проводит мероприятия по определению сортовых и посевных качеств семян сельскохозяйственных растений;
2) осуществляет ведение реестра производителей семян сельскохозяйственных растений;
3) проводит государственное испытание сортов и грунтовой контроль, а также осуществляет ведение государственного реестра сортов (ст.11 Закона № 20-З).
Производство продуктов питания
Производство продуктов питания регулируется Законом Республики Беларусь от 29.06.2003 № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (далее - Закон № 217-З), Законом Республики Беларусь от 09.01.2006 № 96-З «О безопасности генно-инженерной деятельности» (далее - Закон № 96-З) и др. Многие аспекты этих законов относятся к санитарно-эпидемиологической, производственной, торговой, медицинской и прочим сферам. Непосредственно к сельскохозяйственным организациям имеет отношение ст.9 Закона № 217-З, определяющая обязанности производителей:
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 января 2019 г. следует руководствоваться ст.11 Закона № 217-З в редакции Закона от 17.07.2018 № 127-З. |
1) обеспечивать соблюдение установленных требований к производству и обороту продовольственного сырья и пищевых продуктов;
2) при разработке продовольственного сырья и пищевых продуктов, изменении технологий их производства в установленном порядке обосновывать требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, их упаковке, маркировке и информации для населения, разрабатывать программы производственного контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, методы испытаний, а также устанавливать сроки их годности;
3) обеспечивать контроль качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, материалов и изделий, подготовки их к производству, соблюдение технологических режимов производства продовольственного сырья и пищевых продуктов;
4) осуществлять производственный контроль качества и безопасности выпускаемой продукции в установленном ими порядке с учетом определения критических контрольных точек и требований законодательства;
5) своевременно представлять населению и органам, осуществляющим надзор в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, необходимую и достоверную информацию о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, соответствующую установленным законодательством требованиям к содержанию и способам представления такой информации;
6) безотлагательно информировать население и органы, осуществляющие надзор в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, об отклонениях от нормативных требований к качеству продовольственного сырья и пищевых продуктов;
7) обеспечивать лабораторный контроль качества и безопасности производимых продовольственного сырья и пищевых продуктов;
8) осуществлять контроль за состоянием здоровья, условиями труда работников, которые в процессе производства и оборота продовольственного сырья и пищевых продуктов осуществляют непосредственный контакт с продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, материалами и изделиями, а также за прохождением ими медицинских осмотров, соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
9) иметь документ, удостоверяющий качество и безопасность каждой реализуемой партии продовольственного сырья и пищевых продуктов, а в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, и иные документы, также удостоверяющие их качество и безопасность;
10) создавать условия, обеспечивающие качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов при их производстве и обороте, в том числе обеспечивать хранение и транспортировку продовольственного сырья для производства пищевых продуктов и пищевых продуктов, предназначенных для реализации в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность, в специально предназначенных или оборудованных для этих целей помещениях и транспортных средствах, соответствующих обязательным требованиям в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов;
11) упаковывать продовольственное сырье и пищевые продукты с применением способов, обеспечивающих сохранение качества и безопасность при их обороте;
12) соблюдать требования законодательства по утилизации, промышленной переработке и уничтожению продовольственного сырья и пищевых продуктов;
13) приостанавливать производство и оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов по решению органов, осуществляющих надзор в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, на срок, указанный в решении этих органов, а в случаях, определенных законодательством, прекращать производство и оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов;
14) исполнять иные обязанности в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов в соответствии с законодательством.
Качество и безопасность производимых продовольственного сырья и пищевых продуктов подтверждаются удостоверением качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов и иными документами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
![]() |
Справочно Удостоверения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов формы 1 (мясная промышленность) и формы 2 (молочная промышленность) утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь от 16.03.2006 № 22/12/13/7.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 апреля 2021 г. постановление № 22/12/13/7 на основании постановления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь и Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 23.03.2021 № 19/26/20/17 утратило силу. |
Надзор в области обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов осуществляется Департаментом ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и другими государственными организациями, подчиненными данному Министерству, обл(рай)исполкомами, их структурными подразделениями, местными администрациями, в области безопасности - органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор. Кроме того, надзор за качеством и безопасностью осуществляют органы надзора за соблюдением ТНПА.
![]() |
Справочно Положение о надзоре в области обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов в Республике Беларусь утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.08.2004 № 1023. Положение о надзоре в области обеспечения качества зерна, муки, крупы, комбикормов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2004 № 79. Также см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2010 № 131 «Об органах, уполномоченных на осуществление контроля (надзора)». |
Указанные органы осуществляют также надзор (контроль) в соответствии с Законом № 96-З.
![]() |
Справочно Положение о порядке государственной регистрации сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.09.2006 № 1195.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 июля 2022 г. постановлением Совмина от 01.07.2022 № 428 изменено название Положения № 1195: «Положение о порядке государственной регистрации генно-инженерных животных, сортов генно-инженерных растений и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов». |
Потребительская кооперация - это система потребительских обществ, их союзов и созданных ими в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей членов потребительских обществ и населения Республики Беларусь, унитарных предприятий и учреждений (абзац 2 ст.1 Закона Республики Беларусь от 25.02.2002 № 93-З «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь», далее - Закон № 93-З).
Основные задачи потребительской кооперации:
• организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
• закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственного растительного сырья и технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
• производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;
• оказание платных услуг населению;
• организация рынков для торговли товарами (ст.3 Закона № 93-З).
Потребительское общество - добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц в форме потребительского кооператива с целью удовлетворения их материальных (имущественных) и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (абзац 3 ст.1 Закона № 93-З).
Потребительское общество создается учредителями по территориальному, производственному или иному признаку на основе членства.
В отличие от производственных кооперативов (колхозов) потребительский кооператив - некоммерческая организация. Потребительские кооперативы имеют и другие отличия от производственных (возможность членства юридических лиц, необязательность трудового участия, ограниченная возможность субсидиарной ответственности). Потребительская кооперация строится как объединение потребительских обществ в союзы, областных союзов - в Белкоопсоюз.
Учредителями потребительского общества могут быть граждане либо граждане (достигшие 16 лет) и юридические лица. Число учредителей потребительского общества должно быть не менее трех, максимально не ограничивается. Но, если членами потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и (или) количество членов этого общества превышает 100 человек, в потребительском обществе могут создаваться кооперативные участки (ст.7 Закона № 93-З).
При вступлении в члены потребительского общества гражданин или юридическое лицо уплачивают:
а) вступительный взнос, который при выходе члена из состава потребительского общества не возвращается;
б) паевой взнос (при выходе подлежит возврату) (ст.14 Закона № 93-З).
Структура управления потребительским обществом основана на принципах «кооперативной демократии» и состоит из общего собрания членов потребительского общества, собрания уполномоченных, правления, ревизионной комиссии.
Все имущество потребительского общества принадлежит ему на праве собственности, является неделимым и не распределяется по долям (вкладам) между членами и работниками потребительского общества. Источниками его формирования являются паевые взносы членов, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им унитарных предприятий и учреждений, доходы от размещения его собственных средств в банках и иные источники (ст.24 Закона № 93-З).
В потребительском обществе могут создаваться:
1) паевой фонд - состоит из паевых взносов членов потребительского общества и направляется на формирование его имущества;
2) резервный фонд - его средства направляются на покрытие убытков потребительского общества и иные цели, предусмотренные законодательством и уставом;
3) иные фонды, предусмотренные законодательством Республики Беларусь и уставом потребительского общества (ст.25 Закона № 93-З).
Доходы (прибыль) потребительского общества, полученные от его предпринимательской деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды поступают в полное его распоряжение (ст.26 Закона № 93-З). Однако распределение прибыли не производится (п.5 ст.116 ГК).
В настоящее время комплексного НПА по вопросу социально-культурного развития села и агропромышленного комплекса нет. Однако во многих НПА имеются отдельные нормы (как правило, льготного характера), относящиеся к сельскому хозяйству.
Например:
• Указ Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» - предоставляет различные льготы при строительстве жилья в сельской местности.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2025 г. действует Указ от 06.03.2025 № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве». Комментарий см. здесь; |
• Указ Президента Республики Беларусь от 17.06.2011 № 253 «Об отдельных вопросах купли-продажи жилых домов (квартир) сельскохозяйственных организаций» - предусматривает соответствующие меры при продаже жилья;
• Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.2005 № 405 «О некоторых мерах по строительству жилых домов (квартир) в сельской местности».
С другой стороны, принимаются меры по сокращению неиспользуемых жилых домов (Указ Президента Республики Беларусь от 23.02.2012 № 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 сентября 2021 г. действует Указ от 24.03.2021 № 116 «Об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами». |
Жилищный кодекс Республики Беларусь (п.3 ст.37) предусматривает, что работники организаций социально-культурной сферы, потребительской кооперации, постоянно проживающие и работающие в сельской местности, обслуживающие работников сельскохозяйственных организаций, имеют право на принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в этих сельскохозяйственных организациях.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. следует руководствоваться п.3 ст.38 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З. |
Правила приема лиц для получения высшего образования I ступени, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80, предусматривают (п.4 и др.) особенности при приеме на обучение за счет средств бюджета лиц, работающих в сельском хозяйстве.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться п.4 Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утв. Указом от 27.01.2022 № 23. |
18.10.2016
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук
По этой теме также см.
1. Сельское хозяйство: организационно-правовые формы сельхозорганизаций.
2. Сельское хозяйство: договорные отношения.
3. Меры по реорганизации и привлечению инвестиций в сельское хозяйство. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 04.07.2016 № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций».