Алгоритм от 01.02.2017
Автор: Бекиш А.

Алгоритм юридических действий по государственной регистрации информационных систем, не содержащих сведений, составляющих государственные секреты


СОДЕРЖАНИЕ

 

Правовое регулирование

Определение информационной системы

Цели государственной регистрации информационных систем, не содержащих сведений, составляющих государственные секреты

Условия государственной регистрации информационных систем

Алгоритм юридических действий по государственной регистрации информационных систем

Проблемные моменты в правовом регулировании государственной регистрации информационных систем

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, НЕ СОДЕРЖАЩИХ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ

Правовое регулирование

1. Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Закон № 455-З).

2. Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник.

 

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2009 № 673 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "Об информации, информатизации и защите информации" и о признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - постановление № 673).

4. Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 05.08.2009 № 32 «О некоторых вопросах государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем и о признании утратившим силу постановления Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. № 51» (далее - постановление № 32).

Определение информационной системы

Информационная система - совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств (абзац 14 ст.1 Закона № 455-З).

 

Основные элементы информационной системы Определение
1. Банк данных Организационно-техническая система, включающая одну или несколько баз данных и систем управления ими (абзац 3 ст.1 Закона № 455-З).

Справочно

Под базой данных понимается совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях (абзац 2 ст.1 Закона № 455-З)
2. Информационная технология Совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации (абзац 15 ст.1 Закона № 455-З)
3. Комплекс программно-технических средств Совокупность программных и технических средств, обеспечивающих осуществление информационных отношений с помощью информационных технологий (абзац 20 ст.1 Закона № 455-З).

Справочно

Информационные отношения - отношения, возникающие при поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, пользовании информацией, защите информации, а также при применении информационных технологий (абзац 17 ст.1 Закона № 455-З)

Цели государственной регистрации информационных систем, не содержащих сведений, составляющих государственные секреты

Государственная регистрация информационных систем осуществляется в целях создания единой системы учета информационных систем, обеспечения их сохранности, а также информирования государственных органов, физических и юридических лиц об информационных системах в Республике Беларусь (часть первая ст.26 Закона № 455-З). В то же время государственная регистрация информационных систем направлена на:

• обеспечение взаимодействия информационных систем на основе использования общих требований, правил, протоколов и форматов;

• создание единых (унифицированных) способов доступа пользователей к информации, содержащейся в информационных ресурсах (п.15 Положения о порядке государственной регистрации информационных систем, использования государственных информационных систем и ведения Государственного регистра информационных систем, утвержденного постановлением № 673, далее - Положение).

Государственной регистрации подлежат государственные информационные системы; негосударственные информационные системы регистрируются в Государственном регистре информационных систем на добровольной основе, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (части пятая, шестая ст.26 Закона № 455-З).

 

Справочно

Под государственной информационной системой понимается информационная система, создаваемая и (или) приобретаемая за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юридических лиц (абзац 5 ст.1 Закона № 455-З).

Условия государственной регистрации информационных систем

Условиями государственной регистрации информационных систем являются:

• соответствие информационной системы заявленным характеристикам и требованиям Положения;

• регистрация всех информационных ресурсов, содержащихся в ней (п.22 Положения).

Алгоритм юридических действий по государственной регистрации информационных систем

Составление заявки на государственную регистрацию информационной системы
   
Подача заявки в уполномоченный орган
   
Рассмотрение заявки в уполномоченном органе
   
Принятие решения о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) информационной системы
   
Включение информационной системы в Государственный регистр информационных систем и направление заявителю регистрационного свидетельства (обжалование решения об отказе в государственной регистрации информационной системы)

Шаг 1. Составление заявки на государственную регистрацию информационной системы

Форма заявки на государственную регистрацию информационного системы утверждена постановлением № 32 (далее - заявка).

 

№ п/п Какие сведения указываются в заявке Примечание
1
Наименование заявителя Для юридического лица указываются его полное наименование и юридический адрес, для физического лица - фамилия, собственное имя и отчество
2
Объект регистрации (созданная информационная система)  
3
Общие сведения об информационной системе Вносятся общие сведения об информационной системе, составляющие ее индивидуальное описание, с учетом требований п.4 Инструкции о порядке заполнения формы заявки на государственную регистрацию информационной системы и формы свидетельства о государственной регистрации информационной системы, утвержденной постановлением № 32 (далее - Инструкция)
4
Сведения о заказчике, разработчике информационной системы и субъектах информационных отношений Указываются с учетом требований п.5 Инструкции
5
Сведения об аттестации информационной системы, сертификации и лицензировании частей информационной системы Указываются с учетом требований п.6 Инструкции
6
Сведения об интеграции информационной системы в общегосударственную автоматизированную информационную систему Указываются с учетом требований п.7 Инструкции
7
Сведения об услугах информационной системы Указываются с учетом требований п.8 Инструкции
8
Сведения о классификаторах информационной системы Указывается перечень классификаторов и справочников информации, используемых в информационной системе с учетом требований п.9 Инструкции
9
Дополнительные сведения Указывается любая информация, имеющая, по мнению заявителя, значение для государственной регистрации информационной системы и придания сведениям об информационной системе публичности
10
Наименование должности, фамилия, собственное имя, отчество и подпись должностного лица заявителя (если заявитель юридическое лицо); фамилия, собственное имя, отчество заявителя (если заявитель физическое лицо)  
11
Дата составления заявки  
12
Контактное лицо Указываются сведения, необходимые для установления оперативного контакта регистрирующего органа и заявителя (фамилия, собственное имя, отчество, адрес местонахождения или жительства, телефон, сетевой адрес электронной почты)

 

В незаполняемые строки заявки вносится отметка «Нет».

Шаг 2. Подача заявки в уполномоченный орган

Заявка подается заявителем в научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем» (далее - уполномоченный орган) (п.4.11 Единого перечня, п.2 постановления № 32).

Заявка представляется в уполномоченный орган заявителем в течение 3 месяцев с даты подписания акта приемки информационной системы в постоянную эксплуатацию (часть первая п.19 Положения).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 марта 2020 г. следует руководствоваться п.19 Положения в ред. постановления Совмина от 20.03.2020 № 159.

 

В случае регистрации негосударственных информационных систем заявки могут представляться на любом этапе эксплуатации таких систем.

Заявка может быть представлена как в виде документа на бумажном носителе, так и в виде электронного документа (часть третья п.19 Положения).

 

Справочно

Электронный документ - документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность (абзац 14 ст.1 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»), соответственно, к заявке в виде электронного документа должны применяются нормы указанного нормативного правового акта.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 февраля 2019 г. электронный документ - документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, которые подтверждаются путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием при проверке электронной цифровой подписи открытых ключей организации или физического лица (лиц), подписавших этот электронный документ (абз.16 ст.1 Закона № 113-З в ред. Закона от 08.11.2018 № 143-З).

Шаг 3. Рассмотрение заявки в уполномоченном органе

В поданную заявку вносятся соответствующие сведения со стороны уполномоченного органа:

• номер заявки (присваивается по порядку, в хронологической последовательности поступления заявок с указанием через дефис текущего года);

• число листов заявки;

• дата внесения записи о регистрации заявки в журнале поступления заявок;

• код регистратора, принявшего заявку;

• фамилия, собственное имя, отчество регистратора;

• подпись регистратора.

В соответствии с п.7 Инструкции о порядке ведения делопроизводства по административным процедурам в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.05.2009 № 39, все поступающие в уполномоченный орган заявления заинтересованных лиц, административные жалобы регистрируются в день подачи в установленном порядке. Указанная норма должна применяться и в рассматриваемом случае, так как данный нормативный правовой акт определяет порядок ведения в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры, делопроизводства по административным процедурам.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 июня 2024 г. Инструкция № 39 изложена в новой редакции постановлением Минюста от 30.05.2024 № 31. Следует руководствоваться п.6 новой редакции Инструкции № 39.

 

Уполномоченный орган в трехдневный срок со дня поступления заявки осуществляет проверку правильности ее оформления.

Неправильно оформленная заявка возвращается уполномоченным органом заявителю с указанием выявленных недостатков. В свою очередь заявитель вправе в 10-дневный срок со дня возврата такой заявки устранить недостатки и представить их для дальнейшего рассмотрения. При отказе устранить выявленные недостатки или неустранении таких недостатков в установленный срок уполномоченный орган отказывает в государственной регистрации информационной системы, о чем письменно извещает заявителя.

Уполномоченный орган создает экспертную комиссию, состав которой утверждается приказом руководителя уполномоченного органа по согласованию с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь (части первая, вторая п.21, п.23 Положения).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 марта 2024 г. следует руководствоваться п.21 Положения в ред. постановления Совмина от 15.03.2024 № 184.

Шаг 4. Принятие решения о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) информационной системы

Экспертная комиссия рассматривает заявку в месячный срок со дня ее поступления и дает экспертное заключение, которое может содержать выводы о соответствии (положительное экспертное заключение) либо несоответствии (отрицательное экспертное заключение) информационной системы условиям государственной регистрации информационных систем, указанным в п.22 Положения (п.24 Положения).

Если в ходе рассмотрения заявки экспертная комиссия приходит к выводу о необходимости доработки этой системы, данная комиссия извещает об этом заявителя. В свою очередь заявитель вправе в срок, согласованный с экспертной комиссией, устранить выявленные недостатки и представить заявку экспертной комиссии для повторного рассмотрения (часть вторая п.25 Положения). В таком случае срок рассмотрения этой заявки, установленный в п.24 Положения, отсчитывается со дня повторной ее подачи.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 марта 2024 г. в п.24 Положения внесены изменения, п.25 Положения исключен постановлением № 184.

Шаг 5. Включение информационной системы в Государственный регистр информационных систем и направление заявителю регистрационного свидетельства (обжалование решения об отказе в государственной регистрации информационной системы)

В случае положительного экспертного заключения уполномоченный орган в семидневный срок со дня получения такого заключения включает информационную систему в Государственный регистр информационных систем с присвоением ей регистрационного номера и направляет заявителю регистрационное свидетельство согласно форме, утвержденной постановлением № 32.

 

Справочно

Государственный регистр информационных систем - республиканский государственный информационный ресурс, включающий в себя сведения о составе и назначении зарегистрированных информационных систем с указанием их собственников (владельцев), условий использования и доступа к информации, содержащейся в них (п.31 Положения).

 

При получении отрицательного экспертного заключения уполномоченный орган отказывает в регистрации информационной системы, о чем в семидневный срок письменно извещает заявителя с указанием причин отказа и направлением ему отрицательного экспертного заключения (п.27 Положения).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 марта 2024 г. следует руководствоваться п.27 Положения в ред. постановления № 184.

 

Постановление № 673 не содержит норм об обжаловании решения об отказе в государственной регистрации информационной системы. В связи с тем что государственная регистрация информационных систем входит в перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к указанной процедуре применимы нормы законодательства об административных процедурах. Соответственно, заявитель обладает правом на обжалование решения об отказе в государственной регистрации информационной системы в административном (внесудебном) порядке (ст.30 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур», далее - Закон № 433-З).

Административная жалоба направляется в государственный орган, иную организацию, вышестоящую по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь относится рассмотрение таких жалоб. В рассматриваемом случае заявитель может подать административную жалобу в Министерство связи и информатизации Республики Беларусь. Вместе с тем согласно п.3 ст.30 Закона № 433-З обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами. Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.

Проблемные моменты в правовом регулировании государственной регистрации информационных систем

Проблемные моменты в правовом регулировании государственной регистрации информационных систем аналогичны проблемным аспектам, связанным с государственной регистрацией информационных ресурсов. Так, согласно п.4.11 Единого перечня срок осуществления рассматриваемой процедуры для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 15 дней. В то же время п.24 Положения устанавливает иной срок, который может превышать 1 месяц.

В случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действует положение акта, принятого (изданного) позднее (часть вторая ст.71 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). В рассматриваемом случае должны действовать положения Единого перечня, который утвержден 17 февраля 2012 г.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Комментарий см. здесь.

 

Процедура регистрации информационной системы, заявленной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относится к административным процедурам, и соответственно, к ней применимы нормы законодательства об административных процедурах. Согласно ст.25 Закона № 455-З в качестве создателей (заявителей) информационных систем также могут выступать и физические лица. В перечне административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200, рассматриваемая процедура отсутствует. В связи с этим можно сделать вывод, что нормы законодательства об административных процедурах не распространяются на процедуру государственной регистрации информационной системы, заявленной физическим лицом. Рассматривая нормы ст.2 Закона № 433-З, можно сделать иной вывод, так как среди исключений из сферы действия данного Закона, исключений, которые бы относились к государственной регистрации информационных систем, нет.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 июня 2024 г. ст.2 Закона № 433-З изложена в новой редакции Законом от 07.12.2023 № 314-З.

 

На основании вышеизложенного полагаем, что с учетом требований ст.25 Закона № 455-З необходимо устранить рассмотренные коллизии в части сроков осуществления рассматриваемой процедуры и распространить нормы законодательства об административных процедурах с включением в соответствующий перечень процедуры регистрации информационных систем, заявленных физическими лицами.

 

01.02.2017

 

Александр Бекиш, главный юрисконсульт научно-инженерного республиканского унитарного предприятия «Институт прикладных программных систем», старший преподаватель Белорусского государственного университета