Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, НЕ СОДЕРЖАЩИХ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ
1. Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Закон № 455-З).
2. Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник. |
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2009 № 673 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "Об информации, информатизации и защите информации" и о признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - постановление № 673).
4. Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 05.08.2009 № 32 «О некоторых вопросах государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем и о признании утратившим силу постановления Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. № 51» (далее - постановление № 32).
Определение информационной системы
Информационная система - совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств (абзац 14 ст.1 Закона № 455-З).
| Основные элементы информационной системы | Определение |
| 1. Банк данных | Организационно-техническая система, включающая одну или несколько баз данных и систем управления ими (абзац 3 ст.1 Закона № 455-З). Справочно Под базой данных понимается совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях (абзац 2 ст.1 Закона № 455-З) |
| 2. Информационная технология | Совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации (абзац 15 ст.1 Закона № 455-З) |
| 3. Комплекс программно-технических средств | Совокупность программных и технических средств, обеспечивающих осуществление информационных отношений с помощью информационных технологий (абзац 20 ст.1 Закона № 455-З). Справочно Информационные отношения - отношения, возникающие при поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, пользовании информацией, защите информации, а также при применении информационных технологий (абзац 17 ст.1 Закона № 455-З) |
Цели государственной регистрации информационных систем, не содержащих сведений, составляющих государственные секреты
Государственная регистрация информационных систем осуществляется в целях создания единой системы учета информационных систем, обеспечения их сохранности, а также информирования государственных органов, физических и юридических лиц об информационных системах в Республике Беларусь (часть первая ст.26 Закона № 455-З). В то же время государственная регистрация информационных систем направлена на:
• обеспечение взаимодействия информационных систем на основе использования общих требований, правил, протоколов и форматов;
• создание единых (унифицированных) способов доступа пользователей к информации, содержащейся в информационных ресурсах (п.15 Положения о порядке государственной регистрации информационных систем, использования государственных информационных систем и ведения Государственного регистра информационных систем, утвержденного постановлением № 673, далее - Положение).
Государственной регистрации подлежат государственные информационные системы; негосударственные информационные системы регистрируются в Государственном регистре информационных систем на добровольной основе, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (части пятая, шестая ст.26 Закона № 455-З).
![]() |
Справочно Под государственной информационной системой понимается информационная система, создаваемая и (или) приобретаемая за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юридических лиц (абзац 5 ст.1 Закона № 455-З). |
Условия государственной регистрации информационных систем
Условиями государственной регистрации информационных систем являются:
• соответствие информационной системы заявленным характеристикам и требованиям Положения;
• регистрация всех информационных ресурсов, содержащихся в ней (п.22 Положения).
Алгоритм юридических действий по государственной регистрации информационных систем
|
Составление заявки на государственную регистрацию информационной системы | |
| ▼ | |
|
Подача заявки в уполномоченный орган | |
| ▼ | |
|
Рассмотрение заявки в уполномоченном органе | |
| ▼ | |
|
Принятие решения о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) информационной системы | |
| ▼ | |
|
Включение информационной системы в Государственный регистр информационных систем и направление заявителю регистрационного свидетельства (обжалование решения об отказе в государственной регистрации информационной системы) | |
Шаг 1. Составление заявки на государственную регистрацию информационной системы
Форма заявки на государственную регистрацию информационного системы утверждена постановлением № 32 (далее - заявка).
| № п/п | Какие сведения указываются в заявке | Примечание |
|
1 |
Наименование заявителя | Для юридического лица указываются его полное наименование и юридический адрес, для физического лица - фамилия, собственное имя и отчество |
|
2 |
Объект регистрации (созданная информационная система) | |
|
3 |
Общие сведения об информационной системе | Вносятся общие сведения об информационной системе, составляющие ее индивидуальное описание, с учетом требований п.4 Инструкции о порядке заполнения формы заявки на государственную регистрацию информационной системы и формы свидетельства о государственной регистрации информационной системы, утвержденной постановлением № 32 (далее - Инструкция) |
|
4 |
Сведения о заказчике, разработчике информационной системы и субъектах информационных отношений | Указываются с учетом требований п.5 Инструкции |
|
5 |
Сведения об аттестации информационной системы, сертификации и лицензировании частей информационной системы | Указываются с учетом требований п.6 Инструкции |
|
6 |
Сведения об интеграции информационной системы в общегосударственную автоматизированную информационную систему | Указываются с учетом требований п.7 Инструкции |
|
7 |
Сведения об услугах информационной системы | Указываются с учетом требований п.8 Инструкции |
|
8 |
Сведения о классификаторах информационной системы | Указывается перечень классификаторов и справочников информации, используемых в информационной системе с учетом требований п.9 Инструкции |
|
9 |
Дополнительные сведения | Указывается любая информация, имеющая, по мнению заявителя, значение для государственной регистрации информационной системы и придания сведениям об информационной системе публичности |
|
10 |
Наименование должности, фамилия, собственное имя, отчество и подпись должностного лица заявителя (если заявитель юридическое лицо); фамилия, собственное имя, отчество заявителя (если заявитель физическое лицо) | |
|
11 |
Дата составления заявки | |
|
12 |
Контактное лицо | Указываются сведения, необходимые для установления оперативного контакта регистрирующего органа и заявителя (фамилия, собственное имя, отчество, адрес местонахождения или жительства, телефон, сетевой адрес электронной почты) |
В незаполняемые строки заявки вносится отметка «Нет».
Шаг 2. Подача заявки в уполномоченный орган
Заявка подается заявителем в научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем» (далее - уполномоченный орган) (п.4.11 Единого перечня, п.2 постановления № 32).
Заявка представляется в уполномоченный орган заявителем в течение 3 месяцев с даты подписания акта приемки информационной системы в постоянную эксплуатацию (часть первая п.19 Положения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 марта 2020 г. следует руководствоваться п.19 Положения в ред. постановления Совмина от 20.03.2020 № 159. |
В случае регистрации негосударственных информационных систем заявки могут представляться на любом этапе эксплуатации таких систем.
Заявка может быть представлена как в виде документа на бумажном носителе, так и в виде электронного документа (часть третья п.19 Положения).
![]() |
Справочно Электронный документ - документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность (абзац 14 ст.1 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»), соответственно, к заявке в виде электронного документа должны применяются нормы указанного нормативного правового акта.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 февраля 2019 г. электронный документ - документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, которые подтверждаются путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием при проверке электронной цифровой подписи открытых ключей организации или физического лица (лиц), подписавших этот электронный документ (абз.16 ст.1 Закона № 113-З в ред. Закона от 08.11.2018 № 143-З). |
Шаг 3. Рассмотрение заявки в уполномоченном органе
В поданную заявку вносятся соответствующие сведения со стороны уполномоченного органа:
• номер заявки (присваивается по порядку, в хронологической последовательности поступления заявок с указанием через дефис текущего года);
• число листов заявки;
• дата внесения записи о регистрации заявки в журнале поступления заявок;
• код регистратора, принявшего заявку;
• фамилия, собственное имя, отчество регистратора;
• подпись регистратора.
В соответствии с п.7 Инструкции о порядке ведения делопроизводства по административным процедурам в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.05.2009 № 39, все поступающие в уполномоченный орган заявления заинтересованных лиц, административные жалобы регистрируются в день подачи в установленном порядке. Указанная норма должна применяться и в рассматриваемом случае, так как данный нормативный правовой акт определяет порядок ведения в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры, делопроизводства по административным процедурам.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июня 2024 г. Инструкция № 39 изложена в новой редакции постановлением Минюста от 30.05.2024 № 31. Следует руководствоваться п.6 новой редакции Инструкции № 39. |
Уполномоченный орган в трехдневный срок со дня поступления заявки осуществляет проверку правильности ее оформления.
Неправильно оформленная заявка возвращается уполномоченным органом заявителю с указанием выявленных недостатков. В свою очередь заявитель вправе в 10-дневный срок со дня возврата такой заявки устранить недостатки и представить их для дальнейшего рассмотрения. При отказе устранить выявленные недостатки или неустранении таких недостатков в установленный срок уполномоченный орган отказывает в государственной регистрации информационной системы, о чем письменно извещает заявителя.
Уполномоченный орган создает экспертную комиссию, состав которой утверждается приказом руководителя уполномоченного органа по согласованию с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь (части первая, вторая п.21, п.23 Положения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 марта 2024 г. следует руководствоваться п.21 Положения в ред. постановления Совмина от 15.03.2024 № 184. |
Шаг 4. Принятие решения о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) информационной системы
Экспертная комиссия рассматривает заявку в месячный срок со дня ее поступления и дает экспертное заключение, которое может содержать выводы о соответствии (положительное экспертное заключение) либо несоответствии (отрицательное экспертное заключение) информационной системы условиям государственной регистрации информационных систем, указанным в п.22 Положения (п.24 Положения).
Если в ходе рассмотрения заявки экспертная комиссия приходит к выводу о необходимости доработки этой системы, данная комиссия извещает об этом заявителя. В свою очередь заявитель вправе в срок, согласованный с экспертной комиссией, устранить выявленные недостатки и представить заявку экспертной комиссии для повторного рассмотрения (часть вторая п.25 Положения). В таком случае срок рассмотрения этой заявки, установленный в п.24 Положения, отсчитывается со дня повторной ее подачи.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 марта 2024 г. в п.24 Положения внесены изменения, п.25 Положения исключен постановлением № 184. |
Шаг 5. Включение информационной системы в Государственный регистр информационных систем и направление заявителю регистрационного свидетельства (обжалование решения об отказе в государственной регистрации информационной системы)
В случае положительного экспертного заключения уполномоченный орган в семидневный срок со дня получения такого заключения включает информационную систему в Государственный регистр информационных систем с присвоением ей регистрационного номера и направляет заявителю регистрационное свидетельство согласно форме, утвержденной постановлением № 32.
![]() |
Справочно Государственный регистр информационных систем - республиканский государственный информационный ресурс, включающий в себя сведения о составе и назначении зарегистрированных информационных систем с указанием их собственников (владельцев), условий использования и доступа к информации, содержащейся в них (п.31 Положения). |
При получении отрицательного экспертного заключения уполномоченный орган отказывает в регистрации информационной системы, о чем в семидневный срок письменно извещает заявителя с указанием причин отказа и направлением ему отрицательного экспертного заключения (п.27 Положения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 марта 2024 г. следует руководствоваться п.27 Положения в ред. постановления № 184. |
Постановление № 673 не содержит норм об обжаловании решения об отказе в государственной регистрации информационной системы. В связи с тем что государственная регистрация информационных систем входит в перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к указанной процедуре применимы нормы законодательства об административных процедурах. Соответственно, заявитель обладает правом на обжалование решения об отказе в государственной регистрации информационной системы в административном (внесудебном) порядке (ст.30 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур», далее - Закон № 433-З).
Административная жалоба направляется в государственный орган, иную организацию, вышестоящую по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь относится рассмотрение таких жалоб. В рассматриваемом случае заявитель может подать административную жалобу в Министерство связи и информатизации Республики Беларусь. Вместе с тем согласно п.3 ст.30 Закона № 433-З обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами. Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.
Проблемные моменты в правовом регулировании государственной регистрации информационных систем
Проблемные моменты в правовом регулировании государственной регистрации информационных систем аналогичны проблемным аспектам, связанным с государственной регистрацией информационных ресурсов. Так, согласно п.4.11 Единого перечня срок осуществления рассматриваемой процедуры для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 15 дней. В то же время п.24 Положения устанавливает иной срок, который может превышать 1 месяц.
В случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действует положение акта, принятого (изданного) позднее (часть вторая ст.71 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). В рассматриваемом случае должны действовать положения Единого перечня, который утвержден 17 февраля 2012 г.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Комментарий см. здесь. |
Процедура регистрации информационной системы, заявленной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относится к административным процедурам, и соответственно, к ней применимы нормы законодательства об административных процедурах. Согласно ст.25 Закона № 455-З в качестве создателей (заявителей) информационных систем также могут выступать и физические лица. В перечне административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200, рассматриваемая процедура отсутствует. В связи с этим можно сделать вывод, что нормы законодательства об административных процедурах не распространяются на процедуру государственной регистрации информационной системы, заявленной физическим лицом. Рассматривая нормы ст.2 Закона № 433-З, можно сделать иной вывод, так как среди исключений из сферы действия данного Закона, исключений, которые бы относились к государственной регистрации информационных систем, нет.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июня 2024 г. ст.2 Закона № 433-З изложена в новой редакции Законом от 07.12.2023 № 314-З. |
На основании вышеизложенного полагаем, что с учетом требований ст.25 Закона № 455-З необходимо устранить рассмотренные коллизии в части сроков осуществления рассматриваемой процедуры и распространить нормы законодательства об административных процедурах с включением в соответствующий перечень процедуры регистрации информационных систем, заявленных физическими лицами.
01.02.2017
Александр Бекиш, главный юрисконсульт научно-инженерного республиканского унитарного предприятия «Институт прикладных программных систем», старший преподаватель Белорусского государственного университета
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль

