Материал помещен в архив
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ СОВМЕСТНОГО ДОМОВЛАДЕНИЯ
Правовое регулирование
В последнее время увеличивается число небольших нежилых зданий, в которых можно не создавать товарищества собственников (здание включает в себя не более 5 единиц нежилых помещений, принадлежащих различным собственникам).
Правоотношения собственников недвижимого имущества в таких нежилых зданиях напрямую регламентируются:
• Законом Республики Беларусь от 08.01.1998 № 135-З «О совместном домовладении»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. Закон № 135-З изложен в новой редакции Законом от 04.01.2021 № 78-З. Комментарий см. здесь; |
• постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.03.2015 № 161 «Об утверждении Типового договора о совместном домовладении и Типового устава товарищества собственников»
• Инструкцией о порядке определения общих размеров обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь и Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 12.05.2015 № 12/17/17 (далее - Инструкция № 12/17/17).
Являясь потребителями коммунальных услуг, собственники недвижимого имущества в своей деятельности руководствуются:
• Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее - ГК), в частности, ст.510-518;
• Правилами пользования тепловой энергией, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 19.01.2006 № 9.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 декабря 2019 г. следует руководствоваться Правилами теплоснабжения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.09.2019 № 609. Комментарии см. здесь. |
![]() |
Обратите внимание! На собственников недвижимого имущества в небольших нежилых зданиях не распространяют свое действие ни Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», ни постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг"», так как данные нормативные правовые акты регламентируют правоотношения только граждан (физических лиц), которые заказывают либо имеют намерение заказать жилищно-коммунальные услуги или пользуются ими исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ст.1 названного Закона).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 июня 2020 г. Закон № 405-З изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 280-З. Потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее жилищно-коммунальные услуги или пользующееся жилищно-коммунальными услугами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (подп.1.6 п.1 ст.1 новой редакции Закона № 405-З). |
Способы управления недвижимым имуществом совместного домовладения
Согласно ст.6 Закона № 135-З совместное домовладение возникает с момента возникновения права собственности на нежилые помещения в здании у 2 и более собственников.
В соответствии со ст.15 Закона № 135-З управление недвижимым имуществом совместного домовладения может осуществляться одним из следующих способов:
• непосредственным управлением;
• управлением через товарищество собственников;
• иным способом, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.
Непосредственное управление недвижимым имуществом совместного домовладения осуществляется собственниками в случаях, когда недвижимость включает в себя не более 5 единиц нежилых помещений, принадлежащих различным собственникам.
Решение о выборе способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения принимается на общем собрании собственников.
Способ управления недвижимым имуществом совместного домовладения может быть изменен в любое время по решению собственников в порядке, установленном Законом № 135-З.
В случае выбора непосредственного управления недвижимым имуществом совместного домовладения собственники могут заключить между собой договор о совместном домовладении (часть первая ст.19 Закона № 135-З). Типовой договор о совместном домовладении утвержден постановлением № 161.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. Типовой договор о совместном домовладении изложен в новой редакции постановлением Совмина от 02.07.2021 № 384. |
![]() |
Обратите внимание! Законодательно предусмотрена возможность, а не обязанность заключения договора о совместном домовладении. Однако, как показывает практика, заключение такого договора желательно. |
Кроме того, участники совместного домовладения по взаимному согласию могут поручить управление недвижимым имуществом совместного домовладения одному из его участников либо нанять управляющего (часть третья ст.19 Закона № 135-З).
![]() |
Обратите внимание! Нормы ст.19 Закона № 135-З могут трактоваться как определение иных способов управления недвижимым имуществом, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. |
Таким образом, законодательством предусмотрено, что собственники недвижимого имущества в совместном домовладении, которое включает не более 5 единиц нежилых помещений, могут осуществлять:
• непосредственное управление;
• управление одним из участников этого домовладения;
• управление посредством управляющего.
При этом решение о способе управления должно приниматься единогласно (ст.19 Закона № 135-З).
Собственникам нежилых помещений совместного домовладения, в составе которого не более 5 единиц нежилых помещений, необходимо соблюдать иные нормы Закона № 135-З, в частности, нормы, касающиеся обязанностей собственника по содержанию и ремонту недвижимого имущества совместного домовладения (ст.11 Закона № 135-З). К таким нормам относятся обязанность надлежаще содержать свое имущество и оплачивать коммунальные услуги и обязанность участвовать в расходах по содержанию и ремонту общей долевой собственности.
![]() |
Обратите внимание! Законодательно не предусмотрена возможность понуждать собственника недвижимого имущества к отчуждению своего имущества по каким-либо обстоятельствам (наличие задолженности за предоставленные коммунальные услуги или отказ от обязанности участвовать в расходах по содержанию имущества). Все спорные вопросы, в том числе и о взыскании задолженности, решаются в судебном порядке. |
Порядок определения общих размеров обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества, в том числе и в совместных домовладениях, которые включают не более 5 единиц недвижимого имущества, установлен Инструкцией 12/17/17.
Разрешение конфликтных ситуаций между собственниками недвижимого имущества
На практике бывают случаи, когда собственники недвижимого имущества не могут договориться о способе управления общим имуществом. При этом собственники желают самостоятельно, не в соответствии с установленным порядком в совместном домовладении, оплачивать причитающуюся им часть расходов по содержанию и эксплуатации общего имущества. Такой подход к решению проблемы не совсем корректен по следующим причинам.
Основными коммунальными услугами, которыми пользуются собственники недвижимого имущества в нежилом здании вне своего нежилого помещения, являются:
• водо-, тепло-, электроснабжение;
• горячее водоснабжение;
• канализация.
Как правило, потребление этих услуг (за исключением канализации) определятся показаниями приборов учета соответствующей коммунальной услуги. Потребление этих коммунальных услуг варьируется, определить заранее количество потребления не представляется возможным.
При этом доступ к таким приборам ограничен, и снимать показания могут только специалисты, которые обслуживают нежилое здание.
![]() |
Справочно Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при использовании энергии (п.1 ст.514 ГК). |
Кроме того, невозможно четко определить самого абонента (потребителя) услуг, с которым организациям, предоставляющим коммунальные услуги, необходимо будет заключить договор. Напомним, речь идет о потреблении коммунальных услуг в рамках всего нежилого здания, а не конкретного нежилого помещения.
Следует также учитывать предписания ст.8 Закона № 135-З (доля в праве собственности на общее имущество не может быть отделена от права собственности на нежилые помещения и переходит исключительно вместе с ним), а также предписания ст.4 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»
Таким образом, не представляется возможным конкретно выделить соответствующие доли в общем имуществе совместного домовладения.
![]() |
Справочно Общее имущество - обслуживающие более одного собственника части недвижимого имущества: лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, другие места общего пользования, конструкции дома, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри нежилых помещений, элементы инженерной инфраструктуры, озеленения и благоустройства, а также отдельно стоящие объекты, служащие целевому использованию здания, и право землепользования (ст.1 Закона № 135-З). |
При возникновении конфликта собственников недвижимого имущества невозможно кого-либо из конфликтующих сторон понудить к отчуждению своей собственности ввиду конфликта или других обстоятельств. Выход один - договариваться.
31.08.2017
Дания Рузыева, юрист
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль


