Корреспонденция счетов от 26.09.2017
Автор: Прохожая В.

Ввоз транспортных средств для формирования уставного фонда организации с освобождением от ввозных таможенных пошлин


СОДЕРЖАНИЕ

 

Условия освобождения от уплаты таможенных пошлин

Возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин

Учет доплаченных пошлин в бухгалтерском учете

Отражение доплаченных пошлин в налоговом учете

Транспортные средства, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, переоцениваются в общеустановленном порядке

 

Материал помещен в архив

 

ВВОЗ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСТАВНОГО ФОНДА ОРГАНИЗАЦИИ С ОСВОБОЖДЕНИЕМ ОТ ВВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

пример ситуация

Ситуация

Организация в качестве взноса в уставный фонд ввезла автомобиль с освобождением от уплаты таможенных пошлин согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее - Декрет № 6).

Нужно ли доплачивать таможенные пошлины при реализации автомобиля?

Нужно ли подтверждать целевое использование автомобиля и доплачивать пошлину, если он не использовался по назначению по Декрету № 6?

Как учитывать в налоговом и бухгалтерском учете доплату таможенных пошлин?

Нужно ли переоценивать автомобиль по истечении срока действия льгот по Декрету № 6?

Условия освобождения от уплаты таможенных пошлин

Декретом № 6 предусмотрены льготы для коммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

Так, коммерческие организации освобождаются от ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на территорию Республики Беларусь, вносимых в уставный фонд этих коммерческих организаций при его формировании в качестве неденежного вклада учредителей, с даты изготовления которых прошло не более 5 лет, и классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в товарных позициях 7301, 7302, 7308, 7309 00, 7311 00, 8401-8408, 8410-8426, 8430-8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501-8519, 8521-8523, 8525-8537, 8543, 8545, 8601-8609 00, 8707, 8709-8713, 8716, 8801 00-8805, 8901-8908 00 000 0, 9005-9008, 9010-9020 00 000 0, 9022-9032, 9103-9107 00 000 0, 9201, 9202, 9205-9208, 9401-9406, 9503 00-9508 (далее - товары). Дата изготовления товаров подтверждается сведениями, указанными в технической документации либо иных документах, имеющих отношение к товарам, или содержащимися на самом товаре. Если имеется информация только о годе изготовления товара, датой его изготовления считается 1 июля года изготовления, если имеется информация о месяце и годе изготовления, - 15-е число месяца изготовления, если имеются противоречивые данные или отсутствует информация о дате изготовления, считается, что с даты изготовления прошло более 5 лет (часть первая подп.1.9 п.1 Декрета № 6).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2022 г. действуют единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, утв. решением Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80.

 

Указанное освобождение предоставляется, если на территорию Республики Беларусь товары ввозятся для:

• формирования уставного фонда коммерческой организации до ее государственной регистрации - после государственной регистрации коммерческой организации и отражения в учредительных документах внесения в уставный фонд коммерческой организации этих товаров в качестве неденежного вклада;

• формирования уставного фонда коммерческой организации после ее государственной регистрации (за исключением организации, уставный фонд которой в соответствии с законодательством или учредительными документами должен быть сформирован до ее государственной регистрации) - в пределах сроков, установленных законодательством или в соответствии с ним в учредительных документах коммерческой организации для формирования такого фонда (часть вторая подп.1.9 п.1 Декрета № 6).

Если на территорию Республики Беларусь ввозятся товары, классифицируемые по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в товарной позиции 8709 (транспортные средства промышленного назначения), то освобождение предоставляется при соблюдении вышеперечисленных требований и при условии наличия в коммерческой организации (создания ею) рабочих мест в количестве, соответствующем количеству ввезенных товаров, подлежащих занятию (занятых) работниками с квалификацией, отвечающей требованиям, установленным законодательством в области автомобильного транспорта (часть третья подп.1.9 п.1 Декрета № 6).

 

справочно

Справочно

На протяжении срока действия Декрета № 6 товарные позиции в его подп.1.9 претерпевали некоторые изменения.

Так, первоначально освобождение предоставлялось не только в отношении ввозных таможенных пошлин, но и по налогу на добавленную стоимость.

Возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин

В отношении товаров, ввезенных с освобождением от ввозных таможенных пошлин, обязанность по их уплате подлежит исполнению в установленном законодательством порядке, если в течение 5 лет со дня помещения этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления совершено хотя бы одно из следующих действий:

1) принято в установленном порядке решение о ликвидации коммерческой организации, в уставный фонд которой внесены товары, либо осуществлена реорганизация данной коммерческой организации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юридическому лицу, либо осуществлена реорганизация данной коммерческой организации в форме выделения, в результате которого данная организация утрачивает право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления на товары;

2) коммерческой организацией изменено место нахождения на территорию городов, указанных в подстрочном примечании к абзацу 1 части первой подп.1.1 п.1 Декрета № 6;

3) осуществлен выход (исключение) участника из состава коммерческой организации, в результате которого данная организация утрачивает право собственности на товары;

4) коммерческой организацией (собственником имущества организации) совершены сделки, предусматривающие переход права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления на товары, либо товары переданы во временное пользование;

5) собственником имущества коммерческой организации из ее хозяйственного ведения или оперативного управления изъяты товары (часть четвертая подп.1.9 п.1 Декрета № 6).

Требования по уплате таможенных пошлин в случае совершения вышеназванных действий применяются в том числе в отношении товаров, принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления юридическим лицам, созданным в результате преобразования коммерческих организаций, в уставный фонд которых эти товары были внесены (часть шестая подп.1.9 п.1 Декрета № 6).

Следовательно, если автомобиль будет реализован до истечения 5 лет, то организации нужно будет уплатить ввозные таможенные пошлины.

Представления в какие-либо органы подтверждения целевого использования ввезенных транспортных средств Декретом № 6 не предусмотрено.

Однако уплатить таможенные пошлины следует в случае сдачи транспортного средства в аренду либо безвозмездное пользование, а также в случае перехода права хозяйственного ведения, права оперативного управления на это транспортное средство до истечения 5 лет со дня помещения его под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Исполнение данной нормы проверяют контролирующие органы в ходе проводимых ими контрольных мероприятий.

Учет доплаченных пошлин в бухгалтерском учете

Первоначальная стоимость приобретенных основных средств определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, включая (часть первая п.10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26, далее - Инструкция № 26):

• стоимость приобретения основных средств;

таможенные сборы и пошлины;

• проценты по кредитам и займам;

• затраты по страхованию при доставке;

• затраты на услуги других лиц, связанные с приведением основных средств в состояние, пригодное для использования;

• иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Первоначальная стоимость основных средств, внесенных собственником имущества (учредителями, участниками) в счет вклада в уставный фонд организации, определяется исходя из оценки их стоимости, произведенной в соответствии с законодательством (часть четвертая п.10 Инструкции № 26).

Поскольку при ввозе транспортного средства ввозные таможенные пошлины не уплачивались, то и в первоначальную стоимость основного средства они в любом случае не включались.

Первоначальная стоимость основных средств не изменяется, кроме случаев:

• реконструкции (модернизации, реставрации) основных средств, проведения иных аналогичных работ;

• переоценки основных средств в соответствии с законодательством;

• иных случаев, установленных законодательством (п.14 Инструкции № 26).

Отнесение ввозных таможенных пошлин на стоимость основного средства в случае их доплаты после принятия основных средств к бухгалтерскому учету, в том числе в случае доплаты в соответствии с Декретом № 6, законодательством не предусмотрено.

При доплате ввозных таможенных пошлин в соответствии с Декретом № 6 будет иметь место изменение в учетной оценке.

 

справочно

Справочно

Изменение в учетной оценке - корректировка учетной оценки активов или обязательств, величины погашения стоимости активов, обусловленная появлением относящейся к этим активам или обязательствам новой информации или изменением обстоятельств, на которых основывалась их учетная оценка, и не являющаяся исправлением ошибки в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности (абзац 2 п.2 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80, далее - Стандарт № 80).

 

Сумма изменения в учетной оценке, за исключением изменения, указанного в части второй п.7 Стандарта № 80, отражается в составе:

• доходов или расходов того отчетного периода, в котором произошло это изменение, если это изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности за отчетный период;

• доходов или расходов в будущих периодах, если это изменение повлияет на показатели бухгалтерской отчетности за будущие периоды (часть первая п.7 Стандарта № 80).

Таким образом, доплата ввозной таможенной пошлины отражается в том отчетном периоде, в котором она была начислена.

 

справочно

Справочно

Инвестиционная деятельность - деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке, строительных материалов у заказчика, застройщика, осуществлению (предоставлению) и реализации (погашению) финансовых вложений, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации (абзац 3 п.2 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, далее - Инструкция № 102).

 

С учетом приведенного определения представляется, что доплату ввозных таможенных пошлин по ранее ввезенным основным средствам следует отразить в составе прочих расходов по инвестиционной деятельности на основании абзаца 14 п.14 Инструкции № 102.

Неуплаченные таможенные пошлины взыскиваются таможенным органом в порядке, предусмотренном ст.117 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - Закон № 129-З) (п.3 ст.91 Таможенного кодекса таможенного союза; далее - ТК ТС).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2022 г. неуплаченные таможенные пошлины взыскиваются таможенным органом в порядке, предусмотренном гл.11 Закона № 129-З в ред. Закона от 19.07.2021 № 121-З.

 

При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный ст.82 ТК ТС срок таможенных пошлин уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней (п.4 ст.91 ТК ТС).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017.

 

справочно

Справочно

Порядок уплаты пеней по таможенным платежам регулируется ст.102 и главой 15 Закона № 129-З.

Пени по платежам в бюджет учитываются в составе прочих расходов по текущей деятельности (абзац 15 п.13 Инструкции № 102).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2022 г. порядок уплаты пеней по таможенным платежам регулируется гл.7 Закона № 129-З в ред. Закона № 121-З.

 

В бухгалтерском учете при доплате таможенных пошлин следует сделать записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Начислены к доплате ввозные таможенные пошлины
Уплачены ввозные таможенные пошлины
68, 76
Начислена пеня по таможенным пошлинам
68, 76
Уплачена начисленная пеня
68, 76
51

Отражение доплаченных пошлин в налоговом учете

Расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, признаются внереализационными расходами (п.1 ст.129 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).

Суммы доплаченных ввозных таможенных пошлин, поскольку их доплата произведена в соответствии с законодательством, включаются во внереализационные расходы как «другие расходы, потери, убытки плательщика при осуществлении своей деятельности, непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав». Такие расходы отражаются не ранее даты их фактического осуществления (возникновения) (подп.3.27 п.3 ст.129 НК).

Пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет или государственные внебюджетные фонды, при налогообложении не учитываются (подп.1.11 п.1 ст.131 НК).

Поэтому пени, начисленные по ввозным таможенным пошлинам, при налогообложении прибыли не учитываются.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться ст.173 и 175 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

Транспортные средства, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, переоцениваются в общеустановленном порядке

Порядок переоценки основных средств регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке» (далее - Указ № 622).

Инструкция о порядке переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 05.11.2010 № 162/131/37.

Не производится переоценка (подп.1.5 п.1 Указа № 622 и п.3 названной Инструкции):

• имущества, расположенного на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;

• земельных участков, объектов природопользования; жилищного и библиотечных фондов; фильмофондов, историко-культурных ценностей, сценическо-постановочных средств и оборудования; объектов лизинга; жилой части многоквартирных жилых домов;

• имущества потребительских кооперативов, осуществляющих строительство и (или) эксплуатацию стоянок транспортных средств, гаражей, принадлежащих гражданам; жилищно-строительных кооперативов и иных организаций застройщиков, товариществ собственников; дачных, садоводческих товариществ (кооперативов);

• имущества, по которому принято решение о выбытии, с даты принятия соответствующего решения в соответствии с законодательством до даты фактического выбытия либо отмены данного решения;

• объектов незавершенного строительства, за исключением установленного оборудования и оборудования, не требующего монтажа в составе объектов незавершенного строительства, переоцениваемых в соответствии с подп.1.1.2 п.1 Указа № 622.

Как видим, транспортные средства, ввезенные для внесения в уставный фонд с освобождением от ввозных таможенных пошлин, не поименованы в числе не подлежащих переоценке. Исключение составляют случаи, если такие транспортные средства являются собственностью организации, расположенной на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

 

26.09.2017

 

Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»