Корреспонденция счетов от 31.10.2017
Автор: Прохожая В.

Раздача рекламных материалов дилерам: документальное оформление, бухгалтерский и налоговый учет


СОДЕРЖАНИЕ

 

Транспортные документы при перевозке рекламной продукции

Оформление накладной и путевого листа

Налоговый учет расходов на рекламу у производителя

Бухгалтерский учет расходов на рекламу у производителя

 

Материал помещен в архив

 

РАЗДАЧА РЕКЛАМНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДИЛЕРАМ: ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

пример ситуация

Ситуация

Организация «А» (производитель) имеет дилерскую сеть.

Рекламные материалы (проспекты, буклеты, листовки и т. п.) раздаются дилерам бесплатно и без сопроводительных документов. Списание рекламной продукции производится в организации «А».

Работник организации «А», занимающийся рекламой, получает рекламную продукцию на складе и развозит ее на автомобиле дилерам. При этом изначально неизвестно, кому из дилеров какая и в каком количестве рекламная продукция будет выдана: выдача производится исходя из недостаточности у дилера той или иной рекламной продукции. Поэтому накладные организацией не выписываются.

Какие документы следует оформить на перевозку рекламной продукции?

Можно ли для ГАИ и транспортной инспекции оформлять какой-либо документ на внутреннее перемещение?

На основании какого документа списывается рекламная продукция и отражаются расходы на рекламу в налоговом и бухгалтерском учете?

Транспортные документы при перевозке рекламной продукции

Транспортными документами при выполнении автомобильных перевозок грузов признаются, в частности, путевой лист и товарно-транспортная накладная.

Использование транспортного средства при выполнении автомобильной перевозки груза оформляется путевым листом.

Для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляется товарно-транспортная накладная (ст.40 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2018 г. согласно части третьей ст.40 Закона № 278-З для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляются товарно-транспортная накладная или CMR-накладная (в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2017 № 50-З).

С 26 февраля 2018 г. субъектам хозяйствования при осуществлении транспортной деятельности разрешено выполнять автомобильные перевозки без оформления путевых листов (подп.4.5 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

 

Водитель, выполняющий автомобильные перевозки грузов, в зависимости от вида перевозки и перевозимого груза должен согласно п.340 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее - Правила № 970), иметь:

• полученные от автомобильного перевозчика документы, указанные в частях второй и третьей п.15 Правил № 970, в том числе путевой лист;

• полученные от грузоотправителя транспортные и грузосопроводительные документы, указанные в п.22 Правил № 970, в том числе накладную ТТН-1;

• карточку водителя (при управлении транспортным средством, оборудованным цифровым тахографом);

• свидетельство о профессиональной компетентности водителя в международных автомобильных перевозках грузов (при выполнении международных автомобильных перевозок);

• иные документы в соответствии с законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь.

Накладная ТТН-1 и накладная ТН-2 заполняются организациями для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя (часть четвертая п.1 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 (далее - Инструкция № 58)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться частью четвертой п.1 Инструкции № 58 в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 10.08.2018 № 58: накладная ТТН-1 и накладная ТН-2 заполняются организациями для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя.

 

Накладная ТТН-1 заполняется, в частности, при осуществлении внутриреспубликанских автомобильных перевозок для собственных нужд, в том числе при доставке товаров в (из) другие (других) организации (организаций), покупателям интернет-магазинов, а также при внутреннем перемещении товаров с выездом на автомобильные дороги общего пользования, если для документального оформления такого внутреннего перемещения республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь не установлены иные виды и (или) формы первичных учетных документов (абзац 3 части пятой п.1 Инструкции № 58).

Накладная ТН-2 заполняется при перемещении товаров без участия автомобильного транспорта, в том числе при доставке товаров в (из) другие (других) организации (организаций), покупателям интернет-магазинов, а также при внутреннем перемещении товаров с выходом на земли общего пользования, если для документального оформления такого внутреннего перемещения республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь не установлены иные виды и (или) формы первичных учетных документов (абзац 3 части шестой п.1 Инструкции № 58).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2021 г. из абз.3 ч.5 и абз.3 ч.6 п.1 Инструкции № 58 постановлением Минфина от 03.05.2021 № 35 слова «Республики Беларусь» исключены.

 

Таким образом, при перевозке рекламной продукции на автомобиле наличие накладной ТТН-1 и путевого листа обязательно.

Оформление накладной и путевого листа

Поскольку рекламная продукция списывается непосредственно организацией, то на ее перевозку следует выписать накладную ТТН-1 на внутреннее перемещение.

Грузоотправителем и грузополучателем следует указать саму организацию. Основанием отпуска должен быть приказ либо распоряжение на пополнение рекламной продукции у дилеров.

В строке «Принял грузополучатель» свою подпись должен поставить работник, который развозит рекламную продукцию.

В строке «Пункт разгрузки» следует указать: «Согласно путевому листу № __» или «Согласно приложению к путевому листу № ___ », номер которого указан в строке «К путевому листу № ___».

Порядок оформления путевых листов установлен Инструкцией о порядке оформления транспортных документов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.11.2010 № 138 (далее - Инструкция № 138).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2018 г. Инструкция № 138 утратила силу постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 24.10.2017 № 36.

 

Инструкция № 138 содержит лишь общие требования к оформлению путевого листа, конкретный порядок заполнения информации по графам не определен, поэтому организации при его заполнении следует исходить из необходимости указания той или иной информации и сложившейся практики работы.

Так, п.2 Инструкции № 138 установлено, что все необходимые сведения в транспортных документах заполняются уполномоченными автомобильным перевозчиком лицами. При этом реквизиты, по которым информация отсутствует, могут не заполняться. В транспортные документы допускается вносить дополнительную информацию (реквизиты), не предусмотренную Инструкцией № 138.

Если необходимо развезти рекламную продукцию в такое количество мест, что указать их в разделе «Задание водителю» невозможно, то можно сделать дополнение к путевому листу на этот раздел.

При этом в путевом листе в разделе «Задание водителю» следует указать «Согласно приложению № 1 от ____».

На приложении также нужно указать, что оно составлено к путевому листу № ___ от __________.

При составлении приложения к путевому листу необходимо соблюсти все требования к наличию информации, которая предусмотрена для первичных учетных документов п.2 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З).

Следует помнить, что путевой лист оформляется водителю на 1 рабочий день при условии сдачи путевого листа за предыдущий день работы. На более длительный срок путевой лист оформляется только в случае выполнения междугородных и международных перевозок сроком более суток (п.5 Инструкции № 138).

Задание водителю может быть оформлено следующим образом.

Приложение
к путевому листу №
5 от 20.09.2017 на период с 20 по 21 сентября 2017 г.

Дата Номер и дата ТТН Маршрут
пункт отправления адреса мест разгрузки
20.09.2017 № 0536984 от 20.09.2017 ОАО «А», г. Минск, ул. Кабушкина, д. 35 ООО «Б», г. Лида, ул. Жукова, д. 4
ООО «В», г. Щучин, ул. Полевая, д. 5
ООО «Г», г. Гродно, ул. Горького, д. 90
УП «Х», г. Гродно, ул. Дзержинского, д. 55

Налоговый учет расходов на рекламу у производителя

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.1 ст.170 и п.1 ст.169 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

Затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, а также корректировок, определенных с учетом положений ст.301 НК. Такие затраты отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (п.2 ст.130 НК).

Расходы на рекламу в целях налогообложения прибыли не нормируются, а учитываются в фактически произведенных размерах как расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Бухгалтерский учет расходов на рекламу у производителя

В качестве рекламных материалов у производителя могут выступать:

• собственные произведенные товары;

• материалы, изготовленные собственными силами;

• материалы, изготовленные сторонними организациями.

Выдача и списание рекламных материалов - это хозяйственные операции, которые в обязательном порядке должны быть оформлены первичными учетными документами (п.1 ст.10 Закона № 57-З).

Такими документами могут быть:

• товарная накладная формы ТН-2 или товарно-транспортная накладная формы ТТН-1;

• накладная на внутреннее перемещение материалов;

• акт списания рекламных материалов.

В рассматриваемой ситуации для списания рекламных материалов с подотчетного лица следует составить акт списания. Состав комиссии по списанию рекламных материалов определяется в приказе.

 

внимание

Обратите внимание!

Представляется, что было бы правильным работнику, который развозит рекламные материалы, составлять ведомость их выдачи дилерам и указывать в ней наименование и количество выданных рекламных материалов. Также целесообразно было бы, чтобы в этой ведомости проставлялась подпись представителя дилера. Такая ведомость служила бы основанием для оформления акта списания и давала бы возможность контролировать количество использованной рекламной продукции.

 

В бухгалтерском учете получение изготовленной по договорам со сторонними организациями рекламной продукции и ее списание отражаются записями:

 

Содержание операции Дебет Кредит Первичный учетный документ
Приняты к учету рекламные материалы по цене изготовления за минусом НДС Накладные на поступление: ТТН-1 или ТН-2
На сумму НДС, предъявленного изготовителем рекламных материалов
60
Накладные на поступление: ТТН-1 или ТН-2
Переданы рекламные материалы лицу, ответственному за их раздачу дилерам
10-14
Накладная ТТН-1 на выдачу рекламных материалов со склада организации
Списаны розданные дилерам рекламные материалы
71
Акт списания рекламных материалов

 

31.10.2017

 

Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»