Материал помещен в архив
РАЗДАЧА РЕКЛАМНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДИЛЕРАМ: ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
![]() |
Ситуация Организация «А» Рекламные материалы (проспекты, буклеты, листовки и т. п.) раздаются дилерам бесплатно и без сопроводительных документов. Списание рекламной продукции производится в организации «А». Работник организации «А», занимающийся рекламой, получает рекламную продукцию на складе и развозит ее на автомобиле дилерам. При этом изначально неизвестно, кому из дилеров какая и в каком количестве рекламная продукция будет выдана: выдача производится исходя из недостаточности у дилера той или иной рекламной продукции. Поэтому накладные организацией не выписываются. Какие документы следует оформить на перевозку рекламной продукции? Можно ли для ГАИ и транспортной инспекции оформлять какой-либо документ на внутреннее перемещение? На основании какого документа списывается рекламная продукция и отражаются расходы на рекламу в налоговом и бухгалтерском учете? |
Транспортные документы при перевозке рекламной продукции
Транспортными документами при выполнении автомобильных перевозок грузов признаются, в частности, путевой лист и товарно-транспортная накладная.
Использование транспортного средства при выполнении автомобильной перевозки груза оформляется путевым листом.
Для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляется товарно-транспортная накладная (ст.40 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2018 г. согласно части третьей ст.40 Закона № 278-З для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляются товарно-транспортная накладная или CMR-накладная (в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2017 № 50-З). С 26 февраля 2018 г. субъектам хозяйствования при осуществлении транспортной деятельности разрешено выполнять автомобильные перевозки без оформления путевых листов (подп.4.5 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). |
Водитель, выполняющий автомобильные перевозки грузов, в зависимости от вида перевозки и перевозимого груза должен согласно п.340 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее - Правила № 970), иметь:
• полученные от автомобильного перевозчика документы, указанные в частях второй и третьей п.15 Правил № 970, в том числе путевой лист;
• полученные от грузоотправителя транспортные и грузосопроводительные документы, указанные в п.22 Правил № 970, в том числе накладную ТТН-1;
• карточку водителя (при управлении транспортным средством, оборудованным цифровым тахографом);
• свидетельство о профессиональной компетентности водителя в международных автомобильных перевозках грузов (при выполнении международных автомобильных перевозок);
• иные документы в соответствии с законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь.
Накладная ТТН-1 и накладная ТН-2 заполняются организациями для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя (часть четвертая п.1 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 (далее - Инструкция № 58)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться частью четвертой п.1 Инструкции № 58 в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 10.08.2018 № 58: накладная ТТН-1 и накладная ТН-2 заполняются организациями для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя. |
Накладная ТТН-1 заполняется, в частности, при осуществлении внутриреспубликанских автомобильных перевозок для собственных нужд, в том числе при доставке товаров в (из) другие (других) организации (организаций), покупателям интернет-магазинов, а также при внутреннем перемещении товаров с выездом на автомобильные дороги общего пользования, если для документального оформления такого внутреннего перемещения республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь не установлены иные виды и (или) формы первичных учетных документов (абзац 3 части пятой п.1 Инструкции № 58).
Накладная ТН-2 заполняется при перемещении товаров без участия автомобильного транспорта, в том числе при доставке товаров в (из) другие (других) организации (организаций), покупателям интернет-магазинов, а также при внутреннем перемещении товаров с выходом на земли общего пользования, если для документального оформления такого внутреннего перемещения республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь не установлены иные виды и (или) формы первичных учетных документов (абзац 3 части шестой п.1 Инструкции № 58).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2021 г. из абз.3 ч.5 и абз.3 ч.6 п.1 Инструкции № 58 постановлением Минфина от 03.05.2021 № 35 слова «Республики Беларусь» исключены. |
Таким образом, при перевозке рекламной продукции на автомобиле наличие накладной ТТН-1 и путевого листа обязательно.
Оформление накладной и путевого листа
Поскольку рекламная продукция списывается непосредственно организацией, то на ее перевозку следует выписать накладную ТТН-1 на внутреннее перемещение.
Грузоотправителем и грузополучателем следует указать саму организацию. Основанием отпуска должен быть приказ либо распоряжение на пополнение рекламной продукции у дилеров.
В строке «Принял грузополучатель» свою подпись должен поставить работник, который развозит рекламную продукцию.
В строке «Пункт разгрузки» следует указать: «Согласно путевому листу № __» или «Согласно приложению к путевому листу № ___ », номер которого указан в строке «К путевому листу № ___».
Порядок оформления путевых листов установлен Инструкцией о порядке оформления транспортных документов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.11.2010 № 138 (далее - Инструкция № 138).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2018 г. Инструкция № 138 утратила силу постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 24.10.2017 № 36. |
Инструкция № 138 содержит лишь общие требования к оформлению путевого листа, конкретный порядок заполнения информации по графам не определен, поэтому организации при его заполнении следует исходить из необходимости указания той или иной информации и сложившейся практики работы.
Так, п.2 Инструкции № 138 установлено, что все необходимые сведения в транспортных документах заполняются уполномоченными автомобильным перевозчиком лицами. При этом реквизиты, по которым информация отсутствует, могут не заполняться. В транспортные документы допускается вносить дополнительную информацию (реквизиты), не предусмотренную Инструкцией № 138.
Если необходимо развезти рекламную продукцию в такое количество мест, что указать их в разделе «Задание водителю» невозможно, то можно сделать дополнение к путевому листу на этот раздел.
При этом в путевом листе в разделе «Задание водителю» следует указать «Согласно приложению № 1 от ____».
На приложении также нужно указать, что оно составлено к путевому листу № ___ от __________.
При составлении приложения к путевому листу необходимо соблюсти все требования к наличию информации, которая предусмотрена для первичных учетных документов п.2 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»
Следует помнить, что путевой лист оформляется водителю на 1 рабочий день при условии сдачи путевого листа за предыдущий день работы. На более длительный срок путевой лист оформляется только в случае выполнения междугородных и международных перевозок сроком более суток (п.5 Инструкции № 138).
Задание водителю может быть оформлено следующим образом.
Приложение
к путевому листу № 5 от 20.09.2017 на период с 20 по 21 сентября 2017 г.
| Дата | Номер и дата ТТН | Маршрут | |
| пункт отправления | адреса мест разгрузки | ||
| 20.09.2017 | № 0536984 от 20.09.2017 | ОАО «А», г. Минск, ул. Кабушкина, д. 35 | ООО «Б», г. Лида, ул. Жукова, д. 4 |
| ООО «В», г. Щучин, ул. Полевая, д. 5 | |||
| ООО «Г», г. Гродно, ул. Горького, д. 90 | |||
| УП «Х», г. Гродно, ул. Дзержинского, д. 55 | |||
Налоговый учет расходов на рекламу у производителя
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.1 ст.170 и п.1 ст.169 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
Затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, а также корректировок, определенных с учетом положений ст.301 НК. Такие затраты отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (п.2 ст.130 НК).
Расходы на рекламу в целях налогообложения прибыли не нормируются, а учитываются в фактически произведенных размерах как расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
Бухгалтерский учет расходов на рекламу у производителя
В качестве рекламных материалов у производителя могут выступать:
• собственные произведенные товары;
• материалы, изготовленные собственными силами;
• материалы, изготовленные сторонними организациями.
Выдача и списание рекламных материалов - это хозяйственные операции, которые в обязательном порядке должны быть оформлены первичными учетными документами (п.1 ст.10 Закона № 57-З).
Такими документами могут быть:
• товарная накладная формы ТН-2 или товарно-транспортная накладная формы ТТН-1;
• накладная на внутреннее перемещение материалов;
• акт списания рекламных материалов.
В рассматриваемой ситуации для списания рекламных материалов с подотчетного лица следует составить акт списания. Состав комиссии по списанию рекламных материалов определяется в приказе.
![]() |
Обратите внимание! Представляется, что было бы правильным работнику, который развозит рекламные материалы, составлять ведомость их выдачи дилерам и указывать в ней наименование и количество выданных рекламных материалов. Также целесообразно было бы, чтобы в этой ведомости проставлялась подпись представителя дилера. Такая ведомость служила бы основанием для оформления акта списания и давала бы возможность контролировать количество использованной рекламной продукции. |
В бухгалтерском учете получение изготовленной по договорам со сторонними организациями рекламной продукции и ее списание отражаются записями:
| Содержание операции | Дебет | Кредит | Первичный учетный документ |
| Приняты к учету рекламные материалы по цене изготовления за минусом НДС | Накладные на поступление: ТТН-1 или ТН-2 | ||
| На сумму НДС, предъявленного изготовителем рекламных материалов |
60 |
Накладные на поступление: ТТН-1 или ТН-2 | |
| Переданы рекламные материалы лицу, ответственному за их раздачу дилерам |
10-14 |
Накладная ТТН-1 на выдачу рекламных материалов со склада организации | |
| Списаны розданные дилерам рекламные материалы |
71 |
Акт списания рекламных материалов |
31.10.2017
Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль


