Материал помещен в архив
ЕСЛИ ТРАНСПОРТНЫЕ ЗАТРАТЫ ИЗВЕСТНЫ, А МАТЕРИАЛЫ ЕЩЕ НЕ ПОСТУПИЛИ
![]() |
Ситуация Согласно учетной политике строительной организации (подрядчика) датой поступления строительных материалов на склад организации избрана дата оприходования на склад, указанная в приходном ордере. Строительные материалы импортирует и доставляет на склад временного хранения (СВХ) перевозчик. С СВХ на склад организации строительные материалы организация везет собственным транспортом. В отдельных случаях из-за особенностей таможенного оформления строительные материалы поступают на склад позже, чем перевозчик выставляет счет и составляется акт оказанных услуг по перевозке. На какой счет отнести расходы по перевозке строительных материалов, если они еще не оприходованы в бухгалтерском учете: на счет 97 «Расходы будущих периодов» |
Транспортные затраты, связанные с приобретением строительных материалов, включаются в стоимость приобретения строительных материалов (счет 10 или счет 16 «Отклонение в стоимости материалов»).
Строительные материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, определяемой в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133) (п.5 Инструкции о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.01.2008 № 4, далее - Инструкция № 4).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы», утв. постановлением Минфина от 28.12.2022 № 64. Комментарий см. здесь. С 1 мая 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией об особенностях бухгалтерского учета материалов и оборудования в строительстве, утв. постановлением Минстройархитектуры от 31.01.2024 № 5. Комментарии см. здесь. |
Методологические основы и порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах в коммерческих и некоммерческих организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций), у индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета, определены в Инструкции № 133.
Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение.
К фактическим затратам на приобретение запасов относятся:
• стоимость запасов по ценам приобретения;
• таможенные сборы и пошлины;
• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;
• затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;
• затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;
• транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов (п.7 Инструкции № 133).
В состав транспортно-заготовительных затрат, связанных с приобретением и доставкой материалов в организацию, включаются:
• затраты по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов;
• вознаграждения за оказанные услуги, причитающиеся посредническим организациям;
• затраты на хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах;
• другие затраты, непосредственно связанные с приобретением и доставкой материалов в организацию (п.36 Инструкции № 133).
Таким образом, транспортные затраты по доставке строительных материалов должны включаться в фактические затраты на их приобретение:
| Содержание операции | Дебет | Кредит |
| Отражены транспортные затраты по доставке строительных материалов |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться п.20 (счет 16) Инструкции № 50 с изменениями, внесенными постановлением № 64. |
Вышеприведенные нормы законодательства не ставят в зависимость порядок учета транспортных затрат при приобретении строительных материалов от выбранного в учетной политике момента их оприходования.
Отметим, что организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета (п.3 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, далее - Инструкция № 50).
Необходимо помнить, что отражение фактически произведенных расходов на приобретение строительных материалов на счетах бухгалтерского учета производится по одному из следующих вариантов (п.7 Инструкции № 4):
• с использованием счета 10;
• с использованием счетов 10 и 16. При этом на счете 10 строительные материалы учитываются по учетной цене. Разница между фактической себестоимостью приобретаемых материальных ценностей и их стоимостью по учетным ценам отражается на счете 16.
Счет 16 предназначен для обобщения информации об отклонениях фактической себестоимости приобретаемых материалов от их стоимости по учетным ценам. Этот счет может применяться организациями без использования счета 15 «Заготовление и приобретение материалов».
Накопленные на счете 16 отклонения фактической себестоимости приобретаемых материалов от их стоимости по учетным ценам списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и других счетов, по которым отражено использование соответствующих материалов (п.20 Инструкции № 50).
Счет 97 в данном случае не применяется, поскольку он предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в отчетном периоде, но относящихся к будущим периодам (п.76 Инструкции № 50).
При необходимости организация может внести изменения в свою учетную политику в части изменения даты оприходования строительных материалов.
При определении даты принятия активов к бухгалтерскому учету организации необходимо исходить, в первую очередь, из специфики осуществления своей хозяйственной деятельности, условий заключенных внешнеторговых договоров, определяющих обязанности по поставке товаров и переход рисков от продавца к покупателю (Инкотермс 2010), используемых видов транспорта и оформляемых транспортных и иных документов, наличия или отсутствия складских помещений, особенностей приемки товаров по количеству и качеству. Также следует учитывать условия помещения товаров под определенный таможенный режим или таможенную процедуру, использование в своей деятельности складов временного хранения и зон временного таможенного контроля и другие факторы.
В качестве одного из основных критериев надлежит рассматривать переход к организации рисков и выгод, связанных с правом собственности на поступающие активы.
Исходя из вышеизложенного датой принятия организацией активов к бухгалтерскому учету может являться:
• дата их фактического получения, указанная в транспортных, коммерческих и иных документах (ТТН-1, CMR-накладной, счете-фактуре (инвойсе), акте приема-передачи, приходном ордере и др.), которые в соответствии с законодательством, соглашением сторон или обычаями делового оборота используются для подтверждения совершения сделок;
• дата помещения товаров под таможенные режимы (процедуры), предусмотренные таможенным законодательством;
• дата принятия активов к перевозке, если она осуществляется собственным транспортом организации;
• дата принятия активов к перевозке экспедитором (перевозчиком), если оплату их услуг производит организация - получатель активов.
Организация исходя из специфики осуществляемой ею деятельности и условий заключенных внешнеторговых договоров самостоятельно определяет дату принятия активов к бухгалтерскому учету. Порядок ее определения должен быть закреплен в учетной политике организации (см. разъяснение Министерства финансов Республики Беларусь от 12.03.2011 № 15-1-6/131 «Об определении даты принятия товаров к бухгалтерскому учету»).
Изменения в учетную политику организации могут быть внесены, в том числе если изменены способы ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации, но вносятся эти изменения с начала отчетного года (абзац 3 части первой, часть вторая п.7 ст.9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
27.12.2017
Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль

