


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Вправе ли руководитель расширять должностные обязанности работников?
ОТВЕТ: Трудовой договор должен содержать в качестве обязательных в числе прочих сведения о трудовой функции (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией) (часть вторая ст.19 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. в часть вторую ст.19, ниженазванные ст.32, 53, 55 ТК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь. |
В подп.3.1 п.3 Примерной формы контракта нанимателя с работником, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180, предусмотрена обязанность работника добросовестно выполнять работу согласно перечисленным в данном пункте должностным обязанностям или прилагаемой должностной инструкции.
Аналогичные нормы предусмотрены подп.8.1 п.8 примерной формы трудового договора, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27.12.1999 № 155.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. следует руководствоваться новой примерной формой трудового договора согласно приложению к постановлению № 155 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.11.2019 № 60). С 28 января 2020 г. примерная форма контракта нанимателя с работником изложена в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2019 № 882. Комментарий см. здесь. |
Таким образом, законодательство о труде допускает два варианта закрепления сведений о трудовой функции (должностных обязанностях) работника:
1) непосредственно в трудовом договоре (контракте);
2) в должностной инструкции, прилагаемой к трудовому договору (контракту).
Должностная инструкция служащего разрабатывается в соответствии с содержанием раздела «Должностные обязанности» квалификационной характеристики должности, которую он занимает. Должностная инструкция является локальным нормативным правовым актом организации, который разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно. В должностной инструкции определяется конкретная трудовая функция (должностные обязанности) служащего, а также его права и ответственность (части первая - третья п.10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2021 г. следует руководствоваться п.10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, изложенных в новой редакции постановлением Минтруда и соцзащиты от 22.07.2021 № 55. |
Должностные инструкции включены в примерный перечень документов, подлежащих утверждению (приложение 3 к Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 4 с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь.. |
Для работников обязанность подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным правовым актам, а также исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, установлена п.2 и 11 ст.53 ТК
В свою очередь, в соответствии с п.10 ст.55 ТК при организации труда работников наниматель обязан своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними. Порядок и сроки ознакомления законодательством не установлены.
Если изменения вносятся в должностную инструкцию работника в пределах должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, то правовых последствий для этого работника в данном случае не наступает. В силу предписаний п.10 ст.55 ТК наниматель обязан ознакомить работника с внесенными в должностную инструкцию изменениями. При этом предварительное уведомление работника, а также заключение с ним дополнительного соглашения к трудовому договору (контракту) об изменении должностной инструкции не требуется.
Внесение же в должностную инструкцию новых должностных обязанностей, не предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, будет для работника изменением существенных условий труда (изменением трудовой функции). Поэтому такое изменение должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст.32 ТК.
На основании приведенных норм изменение (дополнение) должностной инструкции работника в пределах должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, не является изменением трудовой функции.
02.03.2018
Мария Ковалевич, юрист