Вопрос-ответ от 29.03.2018
Автор: Жданович Г.

Следует ли разрабатывать положение о службе охраны труда, если в организации такая служба не создана, а введена должность специалиста по охране труда? Нужно ли разрабатывать положение о службе охраны труда в случае привлечения нанимателем для выполнения функций специалиста по охране труда юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: 1. Следует ли разрабатывать положение о службе охраны труда, если в организации такая служба не создана, а введена должность специалиста по охране труда?

2. Нужно ли разрабатывать положение о службе охраны труда в случае привлечения нанимателем для выполнения функций специалиста по охране труда юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда?

 

ОТВЕТ: 1. Разрабатывать положение о службе охраны труда не нужно.

Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством (часть первая ст.20 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда», далее - Закон).

Полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда) установлены ст.21 Закона.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2020 г. ст.20 и 21 Закона изложены в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 274-З. Комментарий см. здесь.

 

Под службой охраны труда следует понимать структурное подразделение организации (управление, отдел, сектор). Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98, определены основные задачи и функции службы охраны труда организации.

Принимая во внимание часть первую п.1 и п.7 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, специалист по охране труда относится к категории служащих.

На служащих всех организаций разрабатываются должностные инструкции (часть вторая п.1 названных Общих положений).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 сентября 2021 г. следует руководствоваться пп.1 и 7 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, изложенных в новой редакции постановлением Минтруда и соцзащиты от 22.07.2021 № 55.

 

Услуги в области охраны труда оказываются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными на оказание услуг в области охраны труда, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание услуг в области охраны труда, заключенным с нанимателем (часть первая ст.22 Закона).

Таким образом, если в организации не создана служба охраны труда, а введена должность специалиста по охране труда, для названного специалиста должна быть разработана соответствующая должностная инструкция. Разрабатывать положение о службе охраны труда не нужно.

2. Разрабатывать положение о службе охраны труда не нужно.

В случае привлечения нанимателем для выполнения функций специалиста по охране труда юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, договором об оказании услуг в области охраны труда должен быть определен конкретный перечень услуг, которые обязуется оказать юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) (часть вторая ст.22 Закона).

 

29.03.2018

 

Галина Жданович, юрист