Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО АКЦИЙ
Государственную регистрацию закрытого акционерного общества (далее - ЗАО) условно можно разделить на два основных этапа: государственную регистрацию ЗАО в соответствующем регистрирующем органе и государственную регистрацию акций ЗАО в территориальном органе по ценным бумагам.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок представления документов для государственной регистрации ЗАО и его акций и требования к их оформлению, являются:
• Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК);
• Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»
• Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации, Декрет № 1);
• Инструкция о некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 78 (далее - Инструкция).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 сентября 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией с учетом изменений, внесенных постановлением Минфина от 19.07.2024 № 39; |
• Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг»
Рассмотрим порядок государственной регистрации ЗАО и его акций в Республике Беларусь в виде алгоритма.
![]() |
Обратите внимание! Представленный ниже алгоритм является общим, предполагает учреждение ЗАО со стандартной структурой органов (общее собрание акционеров, единоличный исполнительный орган, ревизор) и не отражает специфику создания ЗАО в результате реорганизации, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, а также ЗАО, в отношении которых законодательством установлены специальный порядок и требования к документам, представляемым для государственной регистрации, с учетом осуществляемого ими вида деятельности. В рамках настоящего алгоритма также не рассматриваются нюансы каждого этапа государственной регистрации ЗАО и его акций. |
| Этап 1 | ||||||||||||
|
Принятие учредителями решения о создании ЗАО.
Между учредителями заключается договор о создании ЗАО (примечание 1) |
||||||||||||
|
||||||||||||
| Этап 2 | ||||||||||||
|
Подготовка к государственной регистрации ЗАО
|
||||||||||||
|
|
Согласование наименования ЗАО (примечание 2)
|
|||||||||||
|
|
Поиск помещения, в котором будет размещено ЗАО (примечание 3)
|
|||||||||||
|
|
Разработка проекта устава ЗАО и согласование его положений между учредителями, разработка решения о выпуске акций (примечание 4) | |||||||||||
|
|
Проведение учредительного собрания (примечание 5)
|
|||||||||||
|
|
Формирование уставного фонда ЗАО: открытие временного счета для аккумуляции денежных средств, предназначенных для формирования его уставного фонда (в случае формирования уставного фонда до обращения за государственной регистрацией), и (или) обращение учредителя (учредителей) ЗАО к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, правомочным проводить оценку стоимости неденежного вклада, вносимого в уставный фонд ЗАО (примечание 6) | |||||||||||
|
|
Уплата государственной пошлины за государственную регистрацию ЗАО (примечание 7) | |||||||||||
|
|
Перевод документов и нотариальное заверение (примечание 8)
|
|||||||||||
|
|
Подготовка пакета документов для представления в регистрирующие органы и органы государственной регистрации ЗАО (примечание 9) | |||||||||||
| ▼ | ||||||||||||
| Этап 3 | ||||||||||||
|
Обращение в регистрирующий орган за государственной регистрацией ЗАО (примечание 10)
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||
| Государственная регистрация ЗАО (примечание 11) | Неосуществление государственной регистрации ЗАО (примечание 12) | |||||||||||
|
||||||||||||
| Этап 4 | ||||||||||||
|
Оформление отношений с единоличным исполнительным органом ЗАО
(примечание 13) |
||||||||||||
|
||||||||||||
| Этап 5 | ||||||||||||
|
Изготовление печати ЗАО (необязательно) (примечание 14)
|
||||||||||||
|
||||||||||||
| Этап 6 | ||||||||||||
|
Оформление отношений с лицом, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность ЗАО (примечание 15)
|
||||||||||||
|
||||||||||||
| Этап 7 | ||||||||||||
|
Получение документов, подтверждающих постановку ЗАО на учет в государственных органах (органах статистики, ИМНС, органах ФСЗН) и Белгосстрах (примечание 16)
|
||||||||||||
|
||||||||||||
| Этап 8 | ||||||||||||
|
Представление информации об исполнительном органе ЗАО, о лице, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность ЗАО, об основном виде деятельности и сроках выплаты заработной платы в ЗАО в государственные органы (налоговые органы, органы ФСЗН) и Белгосстрах (примечание 17)
|
||||||||||||
|
||||||||||||
| Этап 9 | ||||||||||||
|
Открытие счетов ЗАО и закрытие временного счета для аккумуляции денежных средств, предназначенных для формирования уставного фонда ЗАО (примечание 18)
|
||||||||||||
|
||||||||||||
| Этап 10 | ||||||||||||
|
Оформление отношений с сотрудником с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо заключение договора на депозитарное обслуживание и оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг (примечание 19)
|
||||||||||||
|
||||||||||||
| Этап 11 | ||||||||||||
|
Подготовка пакета документов для представления в регистрирующие органы и органы государственной регистрации акций ЗАО, уплата государственной пошлины (примечание 20)
|
||||||||||||
|
||||||||||||
| Этап 12 | ||||||||||||
|
Обращение в регистрирующий орган за государственной регистрацией акций ЗАО (примечание 21)
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||
| Государственная регистрация акций ЗАО (примечание 22) | Отказ в государственной регистрации акций ЗАО (примечание 23) | |||||||||||
Примечание 1. Согласно ст.67 Закона № 2020-XII, п.53 Инструкции договор о создании ЗАО должен:
• содержать сведения об учредителях ЗАО. Законодательством установлены определенные ограничения по составу и количеству учредителей ЗАО - единственным учредителем ЗАО не может являться хозяйственное общество, состоящее из одного участника, и число учредителей ЗАО не может превышать пятидесяти;
• определять порядок осуществления учредителями совместной деятельности по созданию ЗАО, их права и обязанности по созданию ЗАО, в том числе порядок подготовки проекта устава ЗАО;
• распределять между учредителями обязанности по подготовке к государственной регистрации ЗАО, в том числе по согласованию в установленном порядке наименования ЗАО, открытию временного счета для аккумуляции денежных средств, предназначенных для формирования его уставного фонда в случае, если согласно решению об учреждении ЗАО его уставный фонд должен быть сформирован до его государственной регистрации, по совершению иных действий, предусмотренных законодательством;
• определять размер уставного фонда, порядок внесения учредителями вкладов в уставный фонд ЗАО;
• содержать сведения о категории акций (простые (обыкновенные) и привилегированные), подлежащих распределению среди учредителей, их номинальной стоимости и количестве акций каждой категории;
• устанавливать порядок размещения акций среди учредителей ЗАО;
• определять юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которые будут осуществлять оценку стоимости неденежного вклада в уставный фонд ЗАО или проводить экспертизу достоверности оценки стоимости неденежного вклада в уставный фонд ЗАО в случае, если согласно решению об учреждении ЗАО его уставный фонд должен быть сформирован до его государственной регистрации;
• определять учредителя ЗАО, уполномоченного на подписание заявления о государственной регистрации, в случае, если количество учредителей ЗАО более трех и ими принято решение уполномочить одного из них на подписание указанного заявления;
• определять порядок созыва и проведения учредительного собрания ЗАО;
• содержать иные сведения, не противоречащие законодательству, по решению учредителей ЗАО, а также прямо предусмотренные законодательством.
Представляется целесообразным включить в договор о создании ЗАО условие, в соответствии с которым каждый из учредителей проверяет наличие у него оснований для отказа в государственной регистрации ЗАО и обязуется сообщать остальным учредителям об их наличии до представления документов для государственной регистрации ЗАО.
С 1 марта 2018 г. основанием для отказа в государственной регистрации ЗАО является наличие хотя бы у одного из учредителей одного из нижеперечисленных обстоятельств (часть первая п.19 Положения о регистрации):
• для учредителя - юридического лица:
- имеется неисполненное вступившее в законную силу судебное постановление о взыскании денежных средств и (или) обращении взыскания на иное имущество;
- на дату государственной регистрации является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен;
- на дату государственной регистрации является собственником имущества (участником), руководителем юридического лица, в отношении которого судом, рассматривающим экономические дела, вынесено определение об открытии конкурсного производства и подготовке дела об экономической несостоятельности (банкротстве) к судебному разбирательству;
- на дату государственной регистрации являлся собственником имущества (участником) юридического лица, задолженность которого была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами, с даты исключения которого из ЕГР прошло менее 3 лет;
- на дату государственной регистрации являлся собственником имущества (участником), руководителем юридического лица - должника, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из ЕГР прошло менее одного года;
- на дату государственной регистрации является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, находящейся в реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере по основаниям, предусмотренным в абзацах 2, 4 и 5 подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 апреля 2019 г. Указ № 488 и абзац 10 части первой п.19 Положения о регистрации утратили силу на основании Указа Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151. Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере не обновляется и носит справочный характер; |
- имеются ограничения на обращение за государственной регистрацией в связи с признанием государственной регистрации недействительной;
- законодательством либо судом установлены иные запреты и ограничения на обращение за государственной регистрацией;
• для учредителя - физического лица:
- имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
- имеет неисполненное вступившее в законную силу судебное постановление о взыскании денежных средств и (или) обращении взыскания на иное имущество, исполнительную надпись о взыскании с физических лиц, в том числе с индивидуальных предпринимателей, налогов, сборов (пошлин) и пеней, задолженности по обязательным страховым взносам и пеням в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
- на дату государственной регистрации является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен;
- на дату государственной регистрации является собственником имущества (участником), руководителем юридического лица, в отношении которого судом, рассматривающим экономические дела, вынесено определение об открытии конкурсного производства и подготовке дела об экономической несостоятельности (банкротстве) к судебному разбирательству;
- на дату государственной регистрации являлся собственником имущества (участником) юридического лица, индивидуальным предпринимателем, задолженность которого была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами, с даты исключения которого из ЕГР прошло менее 3 лет;
- на дату государственной регистрации являлся собственником имущества (участником), руководителем юридического лица - должника, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из ЕГР прошло менее одного года;
- на дату государственной регистрации является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации (индивидуальным предпринимателем), находящейся (находящимся) в реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере по основаниям, предусмотренным в абзацах 2, 4 и 5 подп.1.1 п.1 Указа № 488;
- имеет ограничения на обращение за государственной регистрацией в связи с признанием государственной регистрации недействительной (часть вторая п.28 Положения о регистрации);
- законодательством либо судом установлены иные запреты и ограничения на обращение за государственной регистрацией (например, учредитель является государственным служащим) (подп.1.1 п.1 ст.22 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. ограничения, связанные с гражданской службой, приведены в ст.26 Закона от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе». |
Если учредителем ЗАО выступает юридическое лицо, то до подписания договора о создании уполномоченным органом учредителя должно быть принято решение об участии в ЗАО, при необходимости получено согласие антимонопольного органа и принято решение о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность аффилированных лиц, а также совершены иные обязательные действия и формальности в соответствии с действующим законодательством исходя из конкретной ситуации.
В случае если учредители приняли решение сформировать уставный фонд за счет денежных средств до государственной регистрации ЗАО, договор о создании ЗАО подписывается на один экземпляр больше, чем количество учредителей ЗАО, поскольку не только выдается на руки каждому учредителю, но и представляется в банк при открытии временного счета.
Договор о создании ЗАО не является учредительным документом и его действие прекращается с момента исполнения всеми учредителями обязательств по данному договору.
Примечание 2. Согласование наименования вновь создаваемой организации осуществляется на основании Положения о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 № 154 (далее - Положение № 154). Для согласования наименования ЗАО в соответствующий регистрирующий орган обращается учредитель (его представитель), уполномоченный договором о создании ЗАО (либо доверенностью на согласование наименования ЗАО).
Согласование наименования ЗАО может производиться при личном обращении заявителя в регистрирующий орган (в этом случае согласование осуществляется в день обращения), при направлении им необходимых документов по почте (в этом случае согласование осуществляется в течение 2 рабочих дней) либо при представлении заявителем электронных документов (согласование наименования в электронном виде осуществляется учредителем - физическим или юридическим лицом - резидентом Республики Беларусь путем заполнения на открытой части веб-портала http://egr.gov.by интерактивной формы заявления, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь).
Государственная пошлина за согласование наименования не взимается.
В регистрирующий орган представляются:
• заявление по форме согласно приложению к Положению № 154;
• копия документа, подтверждающего в установленном порядке полномочия заявителя, в случае представления документов представителями юридического или физического лица;
• разрешение на использование фамилий, псевдонимов известных лиц или использование наименований в случаях, установленных законодательством.
При личной явке заявитель должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.
По результатам рассмотрения наименования ЗАО заявителю выдается письменное подтверждение о согласовании наименования по форме, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2009 № 20 (справка о согласовании наименования). При наличии оснований для отказа в согласовании наименования заявителю сообщается об этом письменно.
Согласованное наименование ЗАО резервируется в базе данных согласованных наименований сроком на 1 месяц.
Примечание 3. Местом нахождения (юридическим адресом) ЗАО может быть нежилое помещение. Жилые помещения по общему правилу используются только для проживания граждан (п.1 ст.14 Жилищного кодекса Республики Беларусь, далее - ЖК).
Использование жилого помещения не по назначению (в том числе размещение в жилом помещении организаций и их обособленных подразделений) допускается только после перевода его в нежилое. Использование помещения, переведенного в соответствии с ЖК в нежилое, в качестве нежилого возможно после государственной регистрации в установленном порядке изменения назначения недвижимого имущества (в том числе изменения целевого назначения земельного участка при переводе одноквартирного жилого дома либо жилых помещений в блокированном жилом доме в нежилые) (п.9 ст.21 ЖК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. ЖК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З. Нормы п.1 ст.14, п.9 ст.21 старой редакции содержатся в п.1 ст.14, п.9 ст.21 новой редакции ЖК. |
Согласно п.2 ст.50 ГК минимальная единица площади для юридического адреса - квартира или иное помещение. На практике возникают вопросы: можно ли зарегистрировать ЗАО на части помещения (нескольких квадратных метрах) и можно ли зарегистрировать ЗАО в помещении, в котором зарегистрировано другое юридическое лицо. Законодательство не дает прямого ответа на эти вопросы, как и не содержит прямого запрета на государственную регистрацию нескольких юридических лиц в одном помещении.
Однако следует учитывать, что:
• юридическое лицо обязано заключить отдельный договор аренды на арендуемую им часть помещения и не вправе располагаться на площадях, арендованных другим юридическим лицом;
• при проведении в отношении одного из юридических лиц проверок контролирующими органами, ареста имущества судебным исполнителем и в тому подобных ситуациях могут возникнуть проблемы у других юридических лиц, зарегистрированных в этом помещении;
• для исключения вышеуказанного риска и соблюдения требований п.3 ст.578 ГК об индивидуализации арендованных площадей помещение может быть разделено перегородкой на несколько помещений. Однако такая «перепланировка» должна быть согласована и зарегистрирована согласно п.2 ст.7 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2021 г. из п.2 ст.7 Закона № 133-З слова «Республики Беларусь» исключены Законом от 06.01.2021 № 90-З; |
• к помещению, используемому в качестве юридического адреса, не предъявляются специальные требования, например в отношении площади. Однако существует целый ряд строительных, санитарных, противопожарных норм, в которых закрепляются требования, например, по размерам (объему и площади) рабочего места на одного сотрудника. В частности, для административных помещений в соответствии с ТКП 45-3.02-209-2010 «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267, площадь помещений следует принимать из расчета 4 м2 на одного работника управления;
• после государственной регистрации ЗАО и найма хотя бы одного работника, который будет выполнять свою работу в помещении, используемом в качестве юридического адреса, к указанному помещению предъявляются требования целого ряда технических нормативных правовых актов, касающихся обеспечения безопасных условий труда на рабочем месте. Согласно ст.55 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности в соответствии с законодательством. Среди норм технических нормативных правовых актов, касающихся обеспечения безопасных условий труда на рабочем месте, имеются не только требования по размерам рабочих мест, но и ряд других нормативов, соблюдение которых должно обеспечиваться субъектами хозяйствования (уровень шума, инсоляция, температура в помещении и т. д.).
Как только помещение под юридический адрес найдено, учредителю рекомендовано получить гарантийное письмо арендодателя, подтверждающего его намерение заключить договор аренды на данное помещение после государственной регистрации ЗАО. Несмотря на то что гарантийное письмо по своей природе является не более чем одним из видов информационных писем, оно служит доказательством соблюдения учредителями порядка создания ЗАО, в частности соблюдения требования об определении предполагаемого места размещения создаваемого юридического лица до представления документов для его государственной регистрации.
Примечание 4. Устав ЗАО в обязательном порядке должен содержать сведения, установленные частью первой п.2 ст.48 ГК, частью второй ст.14, частью второй ст.69 Закона № 2020-XII:
• наименование ЗАО;
• место нахождения ЗАО;
• цели деятельности ЗАО;
• размер уставного фонда ЗАО;
• об общем количестве акций, их номинальной стоимости, о категориях акций, эмитируемых ЗАО, количестве акций каждой категории;
• о фиксированном размере дивиденда по привилегированным акциям (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций) либо о порядке его определения (в случае эмиссии привилегированных акций);
• о фиксированной стоимости имущества (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций), подлежащего передаче владельцу привилегированной акции в случае ликвидации акционерного общества, либо о порядке ее определения (в случае эмиссии привилегированных акций);
• об очередности выплаты дивидендов по каждому типу привилегированных акций, а также распределения имущества между акционерами - владельцами этих акций в случае ликвидации ЗАО (в случае эмиссии привилегированных акций нескольких типов);
• права и обязанности акционеров;
• структуру, порядок избрания или образования, состав и компетенцию его органов;
• порядок управления деятельностью ЗАО;
• орган управления ЗАО или лицо (работник), уполномоченные на подготовку, созыв и проведение общего собрания его акционеров;
• порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов;
• условия и порядок распределения прибыли и убытков;
• перечень представительств и филиалов;
• ответственность общества, его акционеров;
• порядок утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности ЗАО (данных книги учета доходов и расходов), его представительств и филиалов;
• порядок и объем предоставления участникам информации о ЗАО.
В устав ЗАО по согласию учредителей могут быть включены и иные сведения, не противоречащие законодательству.
В уставе по желанию учредителей могут указываться виды деятельности, осуществляемые ЗАО. Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе ЗАО осуществляемых ими видов деятельности (п.20 Положения о регистрации).
Учредители также составляют решение о выпуске акций (именных эмиссионных ценных бумаг) согласно требованиям главы 3 Инструкции и выносят его на утверждение вместе с уставом ЗАО на учредительном собрании.
Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг должно содержать:
• полное и сокращенное наименование ЗАО;
• место нахождения ЗАО;
• дату утверждения и наименование уполномоченного органа ЗАО, утвердившего решение о выпуске акций;
• вид, категорию, тип акций;
• указание на то, что акции являются именными эмиссионными ценными бумагами;
• указание на то, что акции выпускаются в бездокументарной форме;
• права владельца и обязанности ЗАО, удостоверяемые эмиссионной ценной бумагой;
• указание количества акций в этом выпуске акций;
• номинальную стоимость акции;
• объем выпуска акций;
• условия размещения акций, которые должны включать:
- способ размещения акций;
- перечень лиц (указание категории лиц), среди которых будет проводиться размещение акций (в ЗАО - акционеры этого общества);
• срок размещения акций;
• срок обращения акций;
• информацию о правах акционера, удостоверяемых акцией, которая должна включать точные положения устава о правах акционеров, удостоверяемых акциями соответствующей категории, соответствующего типа привилегированных акций, в том числе о наличии (отсутствии) преимущественного права акционеров на приобретение акций дополнительного выпуска и сроках реализации этого права, о фиксированном размере дивиденда или о порядке его определения, о фиксированной стоимости имущества, подлежащего передаче владельцу привилегированной акции в случае ликвидации акционерного общества, либо о порядке ее определения, об очередности выплаты дивидендов по каждому типу привилегированных акций, распределения имущества между акционерами в случае ликвидации ЗАО;
• указание, за счет каких источников осуществляется эмиссия акций: за счет инвестиций - средств учредителей, акционеров;
• порядок раскрытия ЗАО информации об эмиссии, об эмиссионных ценных бумагах, о внесении изменений в решение о выпуске, изменений и (или) дополнений в проспект эмиссии, информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности, о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента, которые могут повлиять на стоимость эмиссионных ценных бумаг, иной информации, в том числе наименование печатного средства массовой информации, в котором будет осуществлено раскрытие данной информации, сроки ее раскрытия (часть вторая ст.13 Закона № 231-З, п.10 Инструкции).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2023 г. следует руководствоваться ч.2 ст.13 Закона № 231-З с учетом изменений, внесенных Законом от 18.07.2022 № 197-З. Комментарий см. здесь. |
При обращении за государственной регистрацией акций решение должно также содержать подпись руководителя ЗАО либо уполномоченного им лица, главного бухгалтера ЗАО либо руководителя организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих эмитенту услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, печать ЗАО (при наличии).
![]() |
Обратите внимание! С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», далее - Декрет № 7). |
Примечание 5. На учредительном собрании ЗАО учредители:
• утверждают оценку стоимости неденежных вкладов в уставный фонд ЗАО в случае, если согласно решению об учреждении ЗАО его уставный фонд должен быть сформирован до его государственной регистрации;
• утверждают устав ЗАО;
• образуют органы ЗАО и избирают их членов;
• утверждают решение о выпуске акций.
Каждый из учредителей участвует в учредительном собрании ЗАО с правом голоса. Число принадлежащих учредителям голосов определяется пропорционально количеству подлежащих распределению среди них акций. Решения на учредительном собрании ЗАО принимаются учредителями единогласно, за исключением решения об образовании органов управления ЗАО, его контрольных органов и избрании их членов, которое принимается учредителями большинством (не менее 3/4 голосов) от общего количества голосов учредителей ЗАО (ст.12, 68 Закона № 2020-XII).
Примечание 6. Объявленный в уставе уставный фонд ЗАО должен быть сформирован в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом (часть вторая п.7 Положения о регистрации).
Минимальный размер уставного фонда ЗАО установлен в сумме, эквивалентной 100 БВ (часть первая п.8 Положения о регистрации), то есть 2 450 руб. на 26 марта 2018 г. Минимальный размер уставного фонда определяется в белорусских рублях исходя из размера БВ, установленного на день, в который устав представляется в регистрирующий орган.
Уставный фонд может быть сформирован за счет денежных и (или) неденежных вкладов учредителей. Следует учитывать, что в соответствии с частью третьей ст.29 Закона № 2020-XII уставный фонд ЗАО не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав. При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд ЗАО, не может быть более 50 % уставного фонда ЗАО.
В случае если учредители решили сформировать уставный фонд до обращения за государственной регистрацией ЗАО, порядок его формирования следующий:
1) при внесении денежного вклада - учредители уполномочивают в договоре о создании ЗАО одного из них на открытие временного счета для формирования уставного фонда ЗАО в одном из банков Республики Беларусь. Уполномоченный учредитель обращается в указанный банк с оригиналом документа, удостоверяющего личность, и договором о создании ЗАО, на основании которых открывает на свое имя временный счет для формирования уставного фонда ЗАО. Порядок открытия временного счета регламентирован ст.208 Банковского кодекса Республики Беларусь. После открытия счета все учредители (либо уполномоченный учредитель от имени всех учредителей, если это предусмотрено договором о создании ЗАО) вносят свои вклады на временный счет в размере, определенном договором о создании ЗАО;
2) при внесении неденежного вклада - учредитель, который вносит вклад в уставный фонд ЗАО в неденежной форме, обращается к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, правомочным проводить оценку стоимости неденежного вклада в уставный фонд или экспертизу достоверности оценки стоимости неденежного вклада в уставный фонд, согласно договору о создании ЗАО, по результатам которой учредитель получает соответствующее заключение и отчет.
Примечание 7. По общему правилу за государственную регистрацию ЗАО взимается государственная пошлина в размере 1 БВ (подп.1.1 п.1 приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь, далее - НК).
Законодательством также установлены исключения. Например, за государственную регистрацию ЗАО, в котором число учредителей-инвалидов превышает 50 % либо создаваемого организацией ветеранов, обществом инвалидов, взимается государственная пошлина в размере 0,8 БВ (подп.1.2 п.1 приложения 22 к НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.1 приложения 22 к НК, изложенному в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Размеры вышеназванных государственных пошлин не изменились. |
Примечание 8. В случаях, когда в состав учредителей ЗАО входят нерезиденты Республики Беларусь и представляемые ими для государственной регистрации ЗАО документы составлены на иностранном языке, учредители обязаны обратиться в организацию, оказывающую услуги по переводу иностранных документов на один из государственных языков Республики Беларусь. После перевода документов учредитель обращается к нотариусу за нотариальным удостоверением подписи переводчика на указанных документах.
Примечание 9. Для государственной регистрации ЗАО в регистрирующий орган представляются (часть первая п.14 Положения о регистрации):
• заявление о государственной регистрации ЗАО (приложение 1 к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 № 8);
• устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);
• легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее 1 года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями;
• копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
• оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (при представлении копии должностному лицу регистрирующего органа предъявляется оригинал для сверки) (часть вторая п.4 ст.251 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться частью второй п.6 ст.287 новой редакции НК. |
Истребование иных документов для государственной регистрации ЗАО запрещается (часть третья п.14 Положения о регистрации).
Примечание 10. По общему правилу учредители обращаются за государственной регистрацией ЗАО в городской или областной исполнительный комитет согласно месту нахождения, например, ЗАО с местом нахождения в г. Минске - в Минский городской исполнительный комитет. Однако законодательством установлены исключения в п.9 Положения о регистрации, например, за государственной регистрацией страховой организации необходимо обращаться в Министерство финансов Республики Беларусь.
Документы для государственной регистрации ЗАО представляются в регистрирующий орган непосредственно учредителями ЗАО либо их представителями при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия (части четвертая, пятая п.19 Положения о регистрации).
В случае когда ЗАО создается с участием более чем трех учредителей, они могут уполномочить договором о создании ЗАО одного из учредителей на представление документов в регистрирующий орган для государственной регистрации ЗАО (часть третья п.19 Положения о регистрации).
Примечание 11. Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют учредителям ЗАО правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством (часть первая п.23 Положения о регистрации).
В случае отсутствия основания для неосуществления государственной регистрации уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов, представленных для государственной регистрации, ставит на уставе ЗАО штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава ЗАО учредителям (уполномоченному учредителю, представителю) и вносит в ЕГР запись о государственной регистрации ЗАО. С этого момента ЗАО считается зарегистрированным и приобретает правоспособность. Свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации ЗАО.
![]() |
Обратите внимание! После государственной регистрации ЗАО у учредителей - юридических лиц возникает обязанность уведомить налоговые органы по месту постановки на учет об участии в ЗАО в течение 5 рабочих дней со дня его государственной регистрации (подп.1.9.2 п.1 ст.22 НК).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. согласно подп.1.9.1 п.1 ст.22 новой редакции НК плательщик обязан не позднее 10 рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации, сообщить об участии в иностранной организации. При этом физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, или иностранная организация не обязаны сообщать об участии в других иностранных организациях, если такое участие не связано с налогообложением в Республике Беларусь. |
Примечание 12. Пункт 24 Положения о регистрации содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию ЗАО:
• непредставление в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации ЗАО документов, определенных законодательством;
• оформление заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
• представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
При неосуществлении государственной регистрации ЗАО уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов ставит на заявлении о государственной регистрации соответствующий штамп и указывает основания, по которым не осуществлена государственная регистрация. Неосуществление регистрирующим органом государственной регистрации может быть обжаловано в экономическом суде.
В случае неосуществления государственной регистрации ЗАО учредителям производится возврат 50 % уплаченной государственной пошлины (подп.2.1.1 п.2 ст.259 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.4.2.1 п.4 ст.292 новой редакции НК. |
Примечание 13. После государственной регистрации ЗАО собирается первое общее собрание акционеров ЗАО, на котором рассматриваются вопросы избрания председателя общего собрания акционеров, вопросы оформления трудовых отношений с руководителем ЗАО либо заключения гражданско-правового договора с управляющим (управляющей организацией), определения условий оплаты труда руководителя ЗАО либо размера оплаты услуг управляющего (управляющей организации) (ст.53 Закона № 2020-XII).
Примечание 14. С 26 февраля 2018 г. субъектам хозяйствования предоставлено право не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета № 7).
Однако если принято решение об использовании печати, то порядок ее изготовления следующий: после государственной регистрации ЗАО руководитель обращается непосредственно в граверную мастерскую за изготовлением печати (законодательство не предусматривает выдачу коммерческим организациям разрешения на право изготовления печати).
Закрытое акционерное общество может иметь и изготавливать простую печать круглой формы в одном экземпляре. По окружности указывается: «Республика Беларусь», юридический адрес (город или район), а в центре - полное наименование ЗАО. Описание текста печати должно строго соответствовать официальному наименованию ЗАО, определенному в его уставе. Официальное название ЗАО в тексте печати выполняется на белорусском и (или) русском языках и не может включать слова и символы иных алфавитов.
Законодательством не установлены ограничения по цвету печати, то есть печать может быть изготовлена синего, красного, черного, зеленого, иного цвета. Следует иметь в виду, что черная печать выглядит как копия и на практике в банке возникают затруднения с удостоверением карточки с образцами подписей должностных лиц, которые имеют право подписи в организации. Однако упомянутые затруднения не имеют правовых оснований.
На практике в граверную мастерскую представляются следующие документы:
• заявление, подписанное руководителем ЗАО, с указанием оснований обращения за изготовлением печати;
• эскиз печати в одном экземпляре, подписанный руководителем ЗАО;
• документ, подтверждающий право на товарный знак (знак обслуживания), в случае размещения в печати товарного знака (знака обслуживания);
• оригинал устава со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации.
Примечание 15. После государственной регистрации ЗАО руководитель обязан в соответствии с пп.1, 3 ст.7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»
На должность главного бухгалтера ЗАО может быть назначено лицо, имеющее высшее или среднее специальное образование, предоставляющее в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стаж работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет, у которого отсутствует непогашенная или неснятая судимость за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности согласно п.3 ст.8 Закона № 57-З.
Руководитель микроорганизации вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает вышеуказанным требованиям (п.2 ст.7 Закона № 57-З).
![]() |
Справочно Микроорганизация - зарегистрированная в Республике Беларусь коммерческая организация со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно (ст.3 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2024 г. к субъектам малого предпринимательства относятся: • физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность; • малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 100 человек включительно (ч.1 ст.3 Закона № 148-З в ред. Закона от 22.04.2024 № 365-З). |
Примечание 16. В течение 5 рабочих дней со дня государственной регистрации ЗАО один из учредителей ЗАО либо его руководитель получает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах ФСЗН, регистрацию в Белгосстрах (часть первая п.25 Положения о регистрации).
Примечание 17. Требование о представлении информации о руководителе и бухгалтере в налоговый орган, органы ФСЗН и Белгосстрах в законодательстве отсутствует. Однако, как свидетельствует практика, после оформления отношений с исполнительным органом ЗАО и лицом, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность ЗАО, представляются соответствующие сведения:
• в налоговые органы о (об):
- исполнительном органе ЗАО с указанием его контактного телефона, а также копии документов, подтверждающих его полномочия;
- лице, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность ЗАО, с указанием его контактного телефона, а также копии документов, подтверждающих его полномочия.
Следует также приобрести в РУП «Издательство "Белбланкавыд"» книгу замечаний и предложений (п.3 Положения о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 № 285) и книгу проверок (п.2 Правил ведения книги учета проверок, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383), электронный банк данных которых ведут налоговые органы.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 января 2023 г. постановлением Совмина от 19.12.2022 № 877 п.3 Положения № 285 изложен в новой редакции. Комментарий см. здесь; |
• в органы ФСЗН, подразделения Белгосстрах о (об):
- исполнительном органе ЗАО с указанием его контактного телефона;
- лице, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность ЗАО, с указанием его контактного телефона;
- основном виде деятельности ЗАО;
- сроках выплаты заработной платы в ЗАО.
![]() |
Обратите внимание! Закрытое акционерное общество, претендующее на применение упрощенной системы налогообложения со дня его государственной регистрации, обязано в течение 20 рабочих дней со дня государственной регистрации подать в налоговый орган по месту постановки на учет заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее сведения о списочной численности работников организации и выбранной налоговой базе (налоговых базах) (п.3 ст.287 НК).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться п.3 ст.327 НК в ред. Закона от 31.12.2021 № 141-З. |
Примечание 18. Для открытия счета (счетов) ЗАО в банк обращаются руководитель и главный бухгалтер ЗАО, которые будут иметь право подписи в карточке с образцами подписи должностных лиц ЗАО. В случае когда ведение бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляется организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалистом-бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем, права подписи в карточке с образцами подписи должностных лиц ЗАО такие лица (их представители, должностные лица) иметь не будут.
В банк представляются:
• заявление на открытие текущего (расчетного) банковского счета;
• копия (без нотариального засвидетельствования) устава ЗАО, имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации (часть первая подп.2.3 п.2 Декрета № 1).
Другие документы для открытия текущих (расчетных) счетов ЗАО в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию не представляются (часть вторая подп.2.3 п.2 Декрета № 1).
Однако Национальный банк Республики Беларусь определил свою позицию по данному вопросу в письме от 24.03.2009 № 11-19/130 «О применении Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» - во избежание возможных злоупотреблений при движении денежных средств по счетам при свидетельствовании уполномоченным сотрудником банка подлинности подписей, включаемых в карточку с образцами подписей и оттиска печати субъектов хозяйствования, в банк в соответствии с требованиями гражданского и трудового законодательства должны быть предъявлены для ознакомления соответствующие документы, подтверждающие полномочия и правоспособность этих лиц, чьи подписи включаются в карточку с образцами подписей и оттиска печати, что не будет считаться нарушением норм частей первой и третьей подп.2.3 п.2 Декрета № 1.
Примечание 19. Закрытое акционерное общество обязано заключить договор на депозитарное обслуживание, а также назначить сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо заключить с профессиональным участником рынка ценных бумаг договор, предусматривающий оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг (если оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг не предусмотрено договором на депозитарное обслуживание ЗАО) (часть вторая п.6 Инструкции).
Примечание 20. Государственная регистрация акций ЗАО осуществляется Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь - в отношении облигаций, а также акций эмитентов, являющихся банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, эмитентов с местом нахождения на территории Минской области, г. Минска; отделами (управлениями) по ценным бумагам главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь (по территориальной принадлежности эмитента) - в отношении акций иных эмитентов согласно п.35, подп.51.3 п.51 Инструкции.
До подачи документов для государственной регистрации акций ЗАО обязано заключить депозитарный договор с депозитарием, установившим корреспондентские отношения с центральным депозитарием в соответствии с подп.51.2 п.51 Инструкции, п.119 Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.11.2006 № 143 «О регулировании депозитарной деятельности».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 февраля 2019 г. следует руководствоваться главой 10 (пп.83-98) «Депозитарный договор с эмитентом» Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28.04.2018 № 30. |
Для государственной регистрации акций ЗАО представляет следующие документы:
• заявление по форме, установленной приложением 4 к Инструкции;
• решение о выпуске акций в трех экземплярах на бумажном носителе и одном экземпляре на цифровом (магнитном) носителе либо в виде электронного документа;
• документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере 0,2 % объема выпуска акций, но не более 300 БВ (подп.17.1 п.17 приложения 22 к НК) (подп.51.3 п.51 Инструкции, п.15.19 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник. |
При создании ЗАО акции эмитируются в размере объявленного в уставе уставного фонда.
Представляемые в регистрирующий орган документы должны быть подписаны руководителем или иным уполномоченным лицом и скреплены печатью ЗАО (при наличии).
Копии документов должны иметь заверительную отметку, в которую входят:
• надпись «Копия верна»;
• наименование должности лица, заверившего копию, его личная подпись, фамилия и инициалы;
• дата заверения;
• печать ЗАО (при наличии).
Документы (копии документов), насчитывающие более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты, подписаны руководителем или иным уполномоченным лицом и скреплены печатью ЗАО (при наличии).
Примечание 21. Для государственной регистрации акций ЗАО в Государственном реестре ценных бумаг руководитель (представитель) ЗАО обращается в регистрирующий орган в зависимости от расположения юридического адреса ЗАО, предъявляет оригинал документа, удостоверяющего личность, и документ, подтверждающий его полномочия.
Документы для государственной регистрации акций ЗАО в Государственном реестре ценных бумаг должны быть поданы в двухмесячный срок с даты государственной регистрации ЗАО. Срок рассмотрения документов - 15 дней, а в случае направления запроса в другие государственные органы, иные организации - до 1 месяца.
Примечание 22. При осуществлении государственной регистрации акций ЗАО выдается свидетельство о государственной регистрации ценных бумаг.
После получения свидетельства о государственной регистрации акций ЗАО не позднее 10 рабочих дней с момента государственной регистрации выпуска акций ЗАО обязано представить депозитарию копию свидетельства, заверенную подписью руководителя и печатью ЗАО (п.123 Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.11.2006 № 143).
После государственной регистрации акций они размещаются путем их распределения среди учредителей (участников) ЗАО.
Примечание 23. Регистрирующий орган отказывает ЗАО в регистрации выпуска акций:
• если было допущено:
- нарушение ЗАО требований законодательства Республики Беларусь о ценных бумагах или о хозяйственных обществах, в том числе наличие в документах, представленных для государственной регистрации выпуска акций, сведений, не соответствующих установленным законодательством Республики Беларусь условиям эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг;
- несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска акций, и состава содержащихся в них сведений требованиям Закона № 231-З и иных актов законодательства Республики Беларусь о ценных бумагах или об административных процедурах;
- наличие в решении о выпуске акций, иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска акций, недостоверных и (или) неполных сведений;
• в иных случаях, определенных законодательными актами Республики Беларусь (часть первая ст.15 Закона № 231-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2023 г. следует руководствоваться ч.1 ст.15 Закона № 231-З в ред. Закона № 197-З. Комментарий см. здесь. |
06.06.2018
Лариса Кожич, юрист
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль


