Корреспонденция счетов от 22.05.2018
Автор: Андреева А.

Учет затрат по ремонту автопогрузчика


СОДЕРЖАНИЕ

 

Формирование тарифов на услуги по ремонту

Первичные документы для оформления услуг по ремонту

Налоговый учет затрат по ремонту основных средств

Бухгалтерский учет затрат по ремонту основных средств

 

Материал помещен в архив

 

УЧЕТ ЗАТРАТ ПО РЕМОНТУ АВТОПОГРУЗЧИКА

пример ситуация

Ситуация

Организация обратилась на СТО для замены фильтра на автопогрузчике. Фильтр заменен, и от СТО получен акт оказанных услуг, в котором отдельными строками указаны стоимость работ и стоимость фильтра.

Следует ли принимать к учету установленный фильтр или же его стоимость можно списать в общей стоимости оказанных услуг?

Формирование тарифов на услуги по ремонту

Основным документом, регулирующим вопросы ценообразования в Республике Беларусь, является Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».

В приложении 1 к данному Указу приведен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями).

Услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств в названный выше перечень не включены. Это значит, что тарифы на ремонт и техническое обслуживание транспортных средств государством не регулируются, а формируются организациями самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.

Каких-либо нормативных документов, устанавливающих порядок формирования тарифов на такие услуги, в настоящее время также нет. Поэтому организации самостоятельно определяют порядок формирования цен на услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств.

Первичные документы для оформления услуг по ремонту

Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (п.1 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З)).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. ст.10 Закона № 57-З изложена в новой редакции Законом от 11.10.2022 № 210-З.

 

Перечень первичных учетных документов, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360, не содержит формы документа, которым оформляется оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобильной техники.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться перечнем первичных учетных документов в ред. постановления Совмина от 30.12.2022 № 962.

 

Так, организации вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов (часть вторая п.4 ст.10 Закона № 57-З).

До 18 мая 2011 г. действовала типовая форма ЗН-1 «Заказ-наряд», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28.10.2010 № 126, которой оформлялся ремонт транспортных средств.

Заказ (на обслуживание) - договор, заказ-наряд или иной подтверждающий заказ документ, определяющий юридические, экономические и технические отношения сторон, содержащий условия выполнения услуги заказчику организацией автосервиса (подп.3.2 п.3 ТКП 248-2010 (02190) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и правила проведения», утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.05.2010 № 36).

Таким образом, при разработке первичного документа на ремонт транспортных средств можно использовать ранее применявшийся заказ-наряд формы ЗН-1.

В заказе-наряде отдельно указываются:

• стоимость выполненных работ;

• стоимость запасных части и материалов исполнителя, оплачиваемых заказчиком. При этом на материалы и запасные части, использованные при ремонте, отгрузочные документы для заказчика исполнитель не выписывает;

• наименование и количество запасных частей и материалов, принятых от заказчика;

• общая стоимость заказа, ставка и сумма НДС, общая стоимость с учетом НДС.

Налоговый учет затрат по ремонту основных средств

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (часть первая п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

Затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, а также корректировок, определенных с учетом положений ст.301 НК. Такие затраты отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (п.2 ст.130 НК).

Так, затраты на ремонт основных средств, используемых в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются при налогообложении прибыли.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. В главе 11 (ст.87-101) новой редакции НК описаны принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения, в ст.169 и 170 новой редакции НК говорится о затратах, учитываемых при налогообложении, и затратах по производству и реализации.

Бухгалтерский учет затрат по ремонту основных средств

Фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены (часть вторая п.20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).

Для обобщения информации о затратах, связанных с обслуживанием и управлением структурными подразделениями основного и вспомогательных производств организации, предназначен счет 25 «Общепроизводственные затраты».

На этом счете отражаются затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, начисленная амортизация и затраты на ремонт основных средств, используемых в производстве, затраты на оплату труда работающих в организации лиц, занятых обслуживанием производства, другие аналогичные по назначению затраты.

Произведенные организацией общепроизводственные затраты отражаются по дебету счета 25 и кредиту счетов 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и других счетов.

Затраты, учтенные на счете 25, списываются с этого счета в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и других счетов. Затраты, учтенные на счете 25, являющиеся условно-постоянными затратами, могут списываться в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (п.27 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее - Инструкция № 50)).

Для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя организациями заполняются накладные ТТН-1 и ТН-2 (часть вторая п.1 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58).

Поскольку на запасные части исполнителя, использованные им при ремонте автопогрузчика, накладные не выписываются, то и нет документа, на основании которого их следует принимать к учету у заказчика.

Таким образом, на счете 25 отражается общая стоимость работ по замене фильтра, включая стоимость как самого фильтра, так и других материалов, использованных исполнителем при его замене.

Налог на добавленную стоимость, предъявленный исполнителем, отражается в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2012 № 41 (далее - Инструкция № 41).

К вычету предъявленный НДС принимается после отражения его в бухгалтерском учете на основании ЭСЧФ, выставленного исполнителем и подписанного заказчиком (п.61 ст.107 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. вопросы выставления электронного счета-фактуры регулируются ст.131 новой редакции НК.

С 23 февраля 2019 г. следует применять форму ЭСЧФ с изменениями, внесенными постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 3. Комментарий см. здесь.

 

При приобретении плательщиком на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговые вычеты производятся на основании ЭСЧФ, полученных в установленном порядке от продавцов этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, при условии подписания плательщиком в установленном порядке электронных счетов-фактур электронной цифровой подписью (п.51 ст.107 НК).

В бухгалтерском учете на основании акта оказанных услуг следует сделать записи:

 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Первичный учетный документ
Основание для записи
Отражены затраты на замену фильтра (без учета НДС, предъявленного исполнителем) Акт оказанных услуг Часть вторая п.27 Инструкции № 50
Отражен НДС, предъявленный исполнителем услуг
60
Акт оказанных услуг Абзац 4 п.2 Инструкции № 41
Принят к вычету предъявленный НДС
18
Электронный счет-фактура Пункт 4 Инструкции № 41

 

22.05.2018

 

Анна Андреева, экономист