Материал помещен в архив
ВОПРОС: Организация в декабре 2017 г. приобрела и установила на автомобиль новые зимние шины. Расходы по их приобретению и установке отнесены на затраты, учитываемые при налогообложении. После непродолжительной эксплуатации (3 месяца) организация планирует продать автомобиль.
Нужно ли в целях налогового учета восстанавливать затраты в связи с недопробегом шин?
ОТВЕТ: По мнению автора, если автомобиль будет реализован с установленными на нем зимними шинами, восстанавливать стоимость недопробега не надо. Если же зимние шины будут реализованы отдельно, следует стоимость восстановить.
По общему правилу понесенные расходы по приобретению и установке автомобильных шин (при использовании автомобиля в производственной деятельности организации) относятся в состав затрат, учитываемых при налогообложении, на основании п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) (п.2 ст.130 вышеназванного Кодекса).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться пп.1 и 2 ст.170 Налогового кодекса Республики Беларусь, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
На каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации (в том числе на запасную шину), заводится карточка учета работы автомобильных шин и утверждаются эксплуатационные нормы пробега. Данная карточка может вестись в электронном виде (часть первая подп.9.1 п.9, подп.10.1 п.10 ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденного приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/261907/359613), далее - ТКП).
Если организация перевозит на транспортном средстве пассажиров и грузы только для собственных нужд, ведение карточки и установление эксплуатационных норм пробега необязательно (часть вторая подп.9.1 п.9 ТКП).
При выходе шин из строя по эксплуатационным причинам комиссия составляет заключение (приложение У к ТКП), в котором указываются эти причины. Одновременно определяются лица, виновные в преждевременном выходе шин из строя, для принятия мер в соответствии с действующими положениями (подп.12.4 п.12 ТКП).
В рассматриваемой ситуации речь не идет о технологических причинах выбытия шин, а происходит их реализация исходя из коммерческих интересов и, таким образом, осуществляется реализация запасов.
Следует подчеркнуть, что каких-либо определенных нормативных предписаний в отношении методики отражения в бухгалтерском, а тем более в налоговом учете недопробега шин нет.
Вместе с тем, по мнению автора, на практике возможны два варианта.
При сезонной замене снятые с транспортного средства шины могут быть оприходованы на склад по стоимости недопробега, рассчитанной на основании данных карточек учета работы автомобильных шин с учетом применения норм эксплуатационного пробега.
Но возможен и вариант, когда снятые с транспортного средства шины при их сезонной замене в бухгалтерском учете не отражаются. Движение шин в этом случае происходит только в складском учете в количественном выражении.
Выбранный вариант отражается в учетной политике.
По мнению автора, если перед реализаций автомобиля зимние шины будут заменены на летние и реализованы отдельно, то для оприходования шин следует определить их стоимость исходя из недопробега независимо от порядка их учета, определенного в учетной политике организации.
Стоимость недопробега шины определяется следующим образом:
| Стоимость приобретения шины × |
(Норма пробега - Фактический пробег) |
. |
|
Норма пробега |
Оприходование в учете отражается по дебету счета 10 (субсчет 10-5) в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат или финансовых результатов (п.45 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы», утв. постановлением Минфина от 28.12.2022 № 64. Комментарий см. здесь. |
Если же автомобиль будет реализован с установленными на нем зимними шинами, то происходит выбытие запасов, стоимость которых ранее была учтена в бухгалтерских расходах и налоговых затратах организации, и с учетом отсутствия нормативных ограничений никакого принципиального отличия от обычного выбытия товарно-материальных ценностей не видится, следовательно, оснований для корректировки затрат, учитываемых при налогообложении, нет.
26.06.2018
Евгений Герштейн, заместитель директора общества с ограниченной ответственностью «РСМ Бел Аудит»
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль
