Вопрос-ответ от 28.06.2018
Автор: Шостак Л.

Тетя и ее племянник проживали и были прописаны в однокомнатной квартире г. Витебска. Между племянником (собственник) и тетей заключено письменное соглашение о признании тети членом его семьи. Со дня переезда племянника на новое место службы ЖКХ стало взимать с тети оплату по полному тарифу за все услуги. При обращении в ЖКХ предложили оформить договор найма квартиры, мотивируя тем, что с момента переезда племянника тетя перестала считаться членом его семьи. Правомерно ли это? В каком размере в данном случае тетя должна оплачивать услуги ЖКХ?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Тетя и ее племянник долгое время проживали и были прописаны в однокомнатной квартире г. Витебска. Основным квартиросъемщиком была тетя. Квартира приватизирована за деньги племянника. Он теперь собственник квартиры. Между племянником и тетей заключено письменное соглашение о признании тети членом его семьи.

Племянник - военный офицер. Спустя некоторое время после приватизации ему по долгу службы пришлось сменить место жительства. В другом городе он получил в пользование арендное жилье и был зарегистрирован по новому месту жительства.

В однокомнатной квартире осталась проживать тетя-пенсионерка. Со дня смены племянником места регистрации ЖКХ стало взимать с нее оплату по полному тарифу за все услуги. При обращении в ЖКХ предложили оформить договор найма квартиры, мотивируя тем, что с момента переезда племянника на новое место службы тетя перестала считаться членом его семьи.

Правомерно ли это?

В каком размере в данном случае тетя должна оплачивать услуги ЖКХ?

 

ОТВЕТ: В случае наличия у плательщика жилищно-коммунальных услуг в собственности и (или) во владении и пользовании одного или нескольких жилых помещений и отсутствия в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства плательщика жилищно-коммунальных услуг и (или) членов его семьи плата за техническое обслуживание, газо-, электро- и теплоснабжение, горячее водоснабжение вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг (абзацы 1 и 2 п.12 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571 (далее - Положение, постановление № 571)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2020 г. следует руководствоваться п.12 Положения с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2020 № 152.

 

К членам семьи относятся супруг (супруга), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), и родители, усыновители (удочерители). К членам семьи относятся также родные братья и сестры, дед, бабка и внуки, проживающие совместно с собственником жилого помещения и ведущие с ним общее хозяйство; иные родственники, свойственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно с собственником жилого помещения, ведущие с ним общее хозяйство и заключившие письменное соглашение о признании членом семьи; иные граждане, не менее 5 лет проживающие совместно с собственником жилого помещения, ведущие с ним общее хозяйство и признанные в судебном порядке членами его семьи (п.62 ст.1 Жилищного кодекса Республики Беларусь).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. следует руководствоваться п.63 ст.1 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З.

 

Таким образом, обязательным условием для признания членом семьи в данном случае является наличие родства, совместное проживание и ведение общего хозяйства, а также наличие заключенного соглашения о признании членом семьи.

В рассматриваемой ситуации тетя не относится к членам семьи собственника (племянника). Следовательно, плата за техническое обслуживание, газо-, электро- и теплоснабжение, горячее водоснабжение должна начисляться по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.

Вместе с тем Положением предусмотрен единый подход в начислении платы за жилищно-коммунальные услуги в отношении всех плательщиков жилищно-коммунальных услуг.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 декабря 2024 г. постановлением Совмина от 11.11.2024 № 825 внесены изменения в вышеназванное Положение, в частности, изменено название: «Положение о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию».

 

Так как с 27 июня 2014 г. (дата вступления в силу постановления № 571) наниматель, заключивший договор найма жилого помещения, относится к плательщикам жилищно-коммунальных услуг, на него распространяются все нормы Положения, касающиеся начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, как и к собственнику жилого помещения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 января 2021 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 № 772 изменено название постановления № 571: «О порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию».

 

Из п.12 Положения следует, что если гражданин-плательщик жилищно-коммунальных услуг и (или) члены его семьи зарегистрированы в жилом помещении по месту жительства, то начисление платы за техническое обслуживание, газо-, электро- и теплоснабжение, горячее водоснабжение осуществляется в пределах установленных норм по субсидируемым тарифам для населения.

Плата за капитальный ремонт в многоквартирном жилом доме вносится плательщиком жилищно-коммунальных услуг ежемесячно для возмещения затрат по капитальному ремонту в доле, соразмерной общей площади принадлежащих и (или) занимаемых жилых помещений, - по субсидируемым тарифам для населения (п.24 Положения).

Плата за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации) в жилых домах (жилых и нежилых помещениях), оснащенных приборами индивидуального учета расхода воды, взимается с плательщиков жилищно-коммунальных услуг по субсидируемым тарифам для населения - до 140 л в сутки на одного зарегистрированного по месту жительства или месту пребывания (подп.36.1 п.36 Положения). В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными приборами учета расхода воды, начисление платы за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации) осуществляется по нормативам водопотребления и тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (часть вторая п.362 Положения).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2019 г. следует руководствоваться частью первой подп.36.1 п.36 Положения в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2019 № 81.

С 27 октября 2019 г. следует руководствоваться частью второй п.362 Положения в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2019 № 713.

 

Учитывая вышеизложенное, плата гражданину, заключившему договор найма жилого помещения и зарегистрированному в нем по месту жительства, начисляется в таком же порядке и на тех же условиях, как и собственнику жилого помещения.

Таким образом, плата за перечисленные в п.12 Положения жилищно-коммунальные услуги по субсидируемым тарифам для населения (в пределах норм и нормативов) в отношении жилого помещения будет начисляться со дня:

• регистрации собственника (племянника) по месту жительства в данном помещении;

• предоставления в организацию, осуществляющую учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, заключенного договора найма жилого помещения между собственником квартиры и его тетей.

 

28.06.2018

 

Людмила Шостак, бизнес-аналитик отдела биллинговых систем открытого акционерного общества «Небанковская кредитно-финансовая организация "Единое расчетное и информационное пространство"»