Материал помещен в архив
ЕЩЕ РАЗ О ПРАВИЛАХ ВЕДЕНИЯ ОХОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Нарушение правил охоты влечет обязанность возместить вред, причиненный окружающей среде.
Фабула дела
Поводом для обращения Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь в суд с иском о взыскании суммы вреда, причиненного окружающей среде, и стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира, послужили результаты проведенной проверки соблюдения учреждением «Л»
Позиция заявителя
По результатам проверки было установлено, что ответчиком в период с февраля 2013 г. по март 2015 г. в нарушение Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 (далее - Правила, Указ № 580), допущены организация и (или) проведение незаконных охот, в результате которых незаконно добыты (изъяты) три особи кабана и три особи бобра.
Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде физическими и юридическими лицами в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания, определяется по таксам согласно приложению к Указу № 580 (часть первая подп.1.4 п.1 Указа № 580).
Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляется уполномоченным государственным органом в соответствии с таксами, установленными Указом № 580 и Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде», исходя, в частности, из вида, количества или массы диких животных (их эмбрионов) (п.6 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042, далее - Положение № 1042).
Вред, причиненный объектам животного мира и (или) среде их обитания в результате нарушения законодательства об охране и использовании животного мира, подлежит возмещению лицом, его причинившим, в размере, определенном по таксам, установленным Президентом Республики Беларусь (п.1 ст.63 Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 № 257-З «О животном мире»).
Факт причинения вреда окружающей среде согласно части второй ст.101 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»
В частности, учреждением «Л» было допущено проведение охот по разовым разрешениям в отсутствие охотничьих путевок к разовым разрешениям на добычу охотничьего животного; по недействительным охотничьим путевкам к разовым разрешениям (с исправленным сроком действия) и по охотничьей путевке к недействительному разовому разрешению (с исправленным сроком действия).
Граждане могут проводить охоту при наличии в том числе охотничьей путевки либо разового разрешения на добычу охотничьего животного и охотничьей путевки к нему, выданных в соответствии с главой 12 Правил (абзац 4 п.192 Правил (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 21.06.2012 № 284, далее - Указ № 284)).
Пунктом 119 Правил установлено, что бланки охотничьих путевок, разовых разрешений на добычу охотничьего животного и охотничьих путевок к ним являются бланками строгой отчетности. Они заполняются рукописным способом и (или) с использованием технических и других средств. Исправления даты действия охотничьих путевок, разовых разрешений на добычу охотничьего животного и охотничьих путевок к ним, вида, пола и возраста разрешенного к добыче охотничьего животного, даты добычи, вида, пола и возраста добытого животного запрещаются. Прочие исправления вносятся в порядке, установленном для заполнения бланков строгой отчетности.
В охотничьей путевке при ее оформлении указываются виды разрешенных к добыче охотничьих животных, сроки охоты, а также место охоты и при необходимости количество разрешенных к добыче охотничьих животных, способы и орудия охоты, вид использования продукции охоты (для экономической деятельности пользователя охотничьих угодий или собственных нужд охотника), другие условия охоты. В охотничьей путевке к разовому разрешению на добычу охотничьего животного указываются серии и номера разовых разрешений на добычу охотничьего животного, виды разрешенных к добыче охотничьих животных, место охоты, время, дата начала и окончания срока действия путевки, способы и орудия охоты, другие условия охоты (п.125 Правил).
Охота должна проводиться в соответствии с условиями, перечисленными в охотничьей путевке или разовом разрешении на добычу охотничьего животного и охотничьей путевке к нему (п.204 Правил).
Запрещается охота при отсутствии или использовании недействительных документов, перечисленных в пп.192 и (или) 193 Правил (п.208 Правил).
Граждане при проведении охоты должны иметь при себе в том числе охотничью путевку или разрешение на добычу охотничьего животного и охотничью путевку к нему, выданные этим гражданам (либо они должны быть записаны в охотничьей путевке к разрешению на добычу охотничьего животного, находящейся у руководителя охоты) (часть третья п.110 Правил)
В соответствии с п.123 Правил охота проводится в соответствии с Правилами, условиями, указанными в охотничьей путевке или разрешении на добычу охотничьего животного и охотничьей путевке к нему.
Запрещается охота в том числе при отсутствии или использовании недействительных документов, перечисленных в пп.110 и (или) 111 Правил (п.129 Правил).
Факты причинения вреда подтверждались актом проверки ответчика, актами об установлении фактов причинения вреда окружающей среде, разовыми разрешениями на добычу охотничьего животного и охотничьими путевками к ним, требования истца удовлетворены в полном объеме.
Решение суда
Утверждение ответчика о законности проведения охот со ссылкой на п.11 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18.12.2003 № 13 судом во внимание не принято, так как факт проведения охот в запрет п.208 Правил (в редакции Указа № 284), п.129 Правил (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 05.12.2013 № 551) без надлежащих на то разрешений, охотничьих путевок с достоверностью подтверждался материалами дела.
Доводы ответчика о проведении охот в соответствии с Временным положением об особом режиме использования ресурсов дикого кабана на территории Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2013 № 758, судом отклонены, так как исходя из содержания пп.6-8 Временного положения изъятие дикого кабана в охотничьих угодьях, предоставленных в аренду или безвозмездное пользование, в том числе в зонах покоя, осуществляется по разовым разрешениям на добычу охотничьего животного и охотничьим путевкам в соответствии с Временным положением и требованиями Правил (в редакции Указа № 284).
Доводы ответчика о том, что фактически ущерб окружающей среде причинен не был, об отсутствии умысла, описках также отклонены судом, так как согласно абзацу 30 п.3 Положения № 1042 вред окружающей среде считается причиненным при установлении одного из следующих фактов, в том числе незаконное изъятие или уничтожение диких животных.
В соответствии с частью первой ст.101 Закона № 1982-XII вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено настоящей статьей, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.
20.06.2018
Татьяна Батракова, судья экономического суда Гомельской области
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль