


Материал помещен в архив


КАМЕРАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - ШАГ НАВСТРЕЧУ ПЛАТЕЛЬЩИКУ
В настоящее время работа налоговых органов все больше акцентируется на дистанционном контроле плательщиков.
С развитием электронных сервисов и систем уровень вмешательства налоговых органов в работу субъектов хозяйствования постепенно снижается, а сама форма взаимодействия с налогоплательщиками меняется. И тут можно открыто заявить, что сегодня концепцией деятельности налоговых органов является предупредительный характер работы и ориентация плательщиков к добровольному и добросовестному исполнению налоговых обязательств.
В связи с этим особая роль отводится камеральному контролю, проводимому налоговыми органами, и прежде всего камеральному контролю НДС при помощи автоматизированной информационной системы «Учет счетов-фактур»
Камеральная проверка позволяет осуществлять контроль за уплатой налогов по месту нахождения налогового органа, без ведома плательщика и без оформления предписания на проведение проверки. Алгоритмом такой проверки является сопоставление показателей налоговых деклараций (расчетов) с имеющимися в налоговом органе документами и сведениями о деятельности субъекта хозяйствования, в том числе с данными, содержащимися в АИС «Учет счетов-фактур» и иных информационных ресурсах. При выявлении по результатам такой проверки отклонений, предусматривающих доплату сумм налогов, плательщику направляется уведомление в электронном виде в личный кабинет, расположенный на Портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (portal.nalog.gov.by). Таким образом, плательщику предоставляется возможность объяснить причины установленных отклонений (представить дополнительные сведения или пояснения) либо исправить ошибки (внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет)).
В случаях когда плательщик в установленный в уведомлении срок не отреагировал на направленное налоговым органом уведомление (либо если плательщиком представлены пояснения, не способствующие решению ситуации, и факт установленного при камеральной проверке нарушения не устранен), налоговым органом составляется акт камеральной проверки.
Хочется еще раз отметить, что подходы в работе налоговых органов смещены с фиксации и наказания на предупреждение выявленных нарушений. Соответственно, целью камерального контроля является не составление акта камеральной проверки, а предоставление плательщику времени и права на добровольное устранение причин отклонений или исполнение налоговых обязательств.
![]() |
Справочно В целом по республике за 2017 г. по результатам камерального контроля, проведенного налоговыми органами, добровольно поступило в бюджет 238,0 млн руб. |
Так в чем же преимущества камерального контроля для плательщика, в том числе контроля, проводимого с использованием АИС «Учет счетов-фактур»?
Введение в Республике Беларусь в электронный документооборот электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость (далее - ЭСЧФ) в настоящее время позволяет плательщикам:
• минимизировать и выявить ошибки в исчислении НДС, откорректировать их до срока подачи налоговой декларации (расчета) путем осуществления предварительного камерального контроля, включающего в себя сопоставление данных бухгалтерского учета с выставленными (направленными), полученными (подписанными) ЭСЧФ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 февраля 2019 г. следует применять форму ЭСЧФ с изменениями, внесенными постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 3. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Справочно Камеральный контроль плательщик может осуществить самостоятельно в АИС «Учет счетов-фактур» на странице «Запуск камерального контроля». Для этого необходимо войти в подраздел «Камеральный контроль», выбрать функцию «Запуск камерального контроля», нажать кнопку «Создать камеральный контроль», указать период, за который будет проводиться камеральный контроль, выбрать правила, по которым будет проводиться камеральный контроль, и нажать кнопку «Запустить». После выполнения указанных действий в списке завершенных проверок появятся протоколы с результатами камерального контроля. В протоколах можно увидеть список сработавших правил камерального контроля, а также (при наличии) суммы отклонений между показателями из налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость (далее - декларация по НДС) и сведениями из АИС «Учет счетов-фактур».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 февраля 2019 г. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 установлена новая форма налоговой декларации (расчета) по НДС. |
Кроме того, предварительный камеральный контроль позволяет плательщику своевременно определить невыставленные ЭСЧФ, скорректировать их, тем самым избежать ответственности за невыставление (несвоевременное) выставление ЭСЧФ;
• ускорить процесс перехода от бумажного учета к автоматизированному.
Данный процесс способствует минимизации затрачиваемого времени на ведение бухгалтерского и налогового учета, делает бизнес-процессы более прозрачными, что играет немаловажную роль в совершенствовании систем управления финансами на предприятии.
И тут хочется обратить внимание на то, что в бухгалтерских программах обработки данных («1С:Бухгалтерия», «Галактика» и др.) имеется возможность настроить функцию, позволяющую плательщику в автоматизированном режиме загружать созданные и подписанные ЭСЧФ на Портал электронных счетов-фактур (далее - Портал), выгружать с Портала входящие ЭСЧФ для их подписания напрямую из бухгалтерской программы;
• избежать мер административной ответственности, своевременно представив уточненные налоговые декларации (расчеты) по выявленным налоговым органом ошибкам и неточностям по результатам камерального контроля.
![]() |
Пример Организацией в августе 2017 г. направлен ЭСЧФ на Портал по оборотам по розничной торговле в сумме 1,2 млн руб., при этом в декларации по НДС данные обороты не были отражены. По результатам полученного уведомления от налогового органа плательщиком была представлена уточненная декларация по НДС и исчислен налог; |
• снизить налоговые риски добросовестных плательщиков и исключить наличие взаимоотношений с субъектами хозяйствования, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», с изменениями и дополнениями.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 апреля 2019 г. Указ № 488 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151. Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере не обновляется и носит справочный характер. |
Это основывается на том, что в случае выставления (получения) ЭСЧФ в адрес (от) неблагонадежного контрагента плательщик в реальном времени в АИС «Учет счетов-фактур» получит уведомление о наличии взаимоотношений с таким контрагентом.
![]() |
Справочно Данные уведомления отобразятся в личном кабинете АИС «Учет счетов-фактур» субъекта хозяйствования (раздел «Уведомления», вкладка «Лжеструктура») после загрузки и обработки ЭСЧФ на Портале. Кроме того, в указанном разделе плательщик имеет возможность проверить наличие сделок (согласно выставленным (полученным) ЭСЧФ) с так называемыми лжеструктурами за определенный (заданный) период времени; |
• избежать значительных финансовых потерь в случае выявления налоговым органом признаков нарушений при камеральном контроле на самых ранних стадиях.
До настоящего времени контроль налоговых органов осуществлялся преимущественно посредством выездных проверок, как правило, в среднем один раз в 5 лет. При этом выявление ошибок в исчислении налогов приводило к начислению значительных сумм, которые влекли, кроме уплаты самого налога, начисление и уплату пеней (в размере ставки рефинансирования за каждый год) и административных штрафов за неуплату (несвоевременную уплату) налогов, сборов (в размере 20 % от неуплаченной суммы).
![]() |
Пример При проведении камеральной проверки установлено, что организацией занижен оборот по НДС, облагаемый по ставке в размере 10 %, на суммы, фактически полученные за реализованные товары сверх цены их реализации, а также завышение сумм налоговых вычетов на суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг) за счет безвозмездно полученных средств бюджета. По результатам направленного уведомления налогового органа плательщиком представлена уточненная декларация по НДС, сумма НДС к доплате составила 0,02 млн руб. Так, в случае выявления указанного нарушения через 5 лет в ходе выездной проверки примерная сумма, подлежащая уплате в бюджет, составила бы порядка 0,034 млн руб., в том числе: сумма налога - 0,02 млн руб., пени - 0,01 млн руб., сумма административного штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы - 0,004 млн руб.; |
• избежать излишних проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия, проводимых налоговым органом, а именно: не стать претендентом для включения в план выборочных проверок при отсутствии нарушений в части исчисления и уплаты НДС (иных налогов) по результатам камерального контроля, а также при добровольном устранении выявленных налоговым органом нарушений после направления соответствующего уведомления.
Бесспорно, существующая система камерального контроля продолжает совершенствоваться.
В целом наладка данного механизма со временем позволит прийти к пониманию плательщиками, что система контроля становится более прозрачной. При этом камеральный контроль непременно станет ассоциироваться с такими понятиями, как эффективность, точность, удобство и надежность.
11.05.2018
Ю.В.Туманова, главный государственный налоговый инспектор управления камерального контроля инспекции МНС по Гомельской области