


Материал помещен в архив
ПОРЯДОК АННУЛИРОВАНИЯ ПРИКАЗОВ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ
Причины аннулирования документов
У руководства организации может возникнуть необходимость в отмене (аннулировании) ранее изданных документов или их отдельных пунктов.
Возможные причины аннулирования документа
Действия нанимателя | Действия работника | Независимо от воли сторон трудовых отношений |
Отмена запланированной командировки повлекла отмену приказа о направлении в командировку | Отказ от вступления в должность; изменение персональных данных работника, в отношении которого ранее были изданы соответствующие документы (так, изменение паспортных данных влечет отмену выданной работнику доверенности) |
Изменение законодательства; отмена нормативных правовых актов и (или) локальных актов организации, на основании которых был издан документ; изменение обстоятельств, которые существенны для надлежащего исполнения приказа |
Перечисленные обстоятельства могут привести к невозможности или отсутствию необходимости выполнять положения изданного приказа или его отдельных пунктов.
Смысл приказа об отмене (изменении) ранее изданного приказа (или отдельных его пунктов) заключается в документировании факта обоснованной отмены соответствующего управленческого решения (его отдельного пункта) посредством издания нового приказа.
Структура приказа
Специалист по кадрам отражает в тексте приказа о внесении изменений в ранее изданный приказ по личному составу следующие сведения:
1) дату, регистрационный индекс и заголовок приказа, который будет отменен.
![]() |
Пример «Считать утратившим силу приказ директора общества от 23.11.2018 № 55-к "Об увольнении Прохорова А.В."» или «Считать утратившим силу п.3.2 приказа директора общества от 23.11.2018 № 55-к "По личному составу"»; |
2) основание для отмены соответствующего приказа (с кратким изложением обстоятельств, послуживших причиной для издания приказа об отмене).
Текст любого приказа состоит из двух композиционных частей: констатирующей и распорядительной (часть первая п.99 Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, далее - Инструкция).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь. |
В констатирующей части излагают факты, послужившие основанием для издания приказа. Обычно в приказах по основной деятельности она начинается словами «В соответствии с», «В целях» и т. п.
В приказах по личному составу композиционные части располагают, как правило, в обратном порядке: в начале - распорядительная часть, в конце текста - констатирующая.
При подготовке приказов, отменяющих ранее изданные документы, можно указать факты, послужившие основанием для издания приказа (отмены ранее изданного документа), как в начале текста приказа, так и в конце;
3) указания лицам (структурным подразделениям) организации о действиях, которые надлежит выполнить в связи с отменой приказа (внесения в него изменений) и изданием нового.
![]() |
Пример «Начальнику отдела кадров Демидовой С.Т. обеспечить своевременную и полную выдачу Прохорову А.В. принятых от него в связи с трудоустройством документов»; |
4) меры по обеспечению контроля за исполнением приказа.
![]() |
Пример «Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела снабжения Варьялова К.П.». |
Структурное подразделение или лицо, на которое возлагают контроль, указывают в винительном падеже. Если такое указание отсутствует, то контроль за исполнением приказа будет осуществлять руководитель, от имени которого он издан.
![]() |
Обратите внимание! Не допускается в приказе формулировка «Контроль за исполнением приказа оставляю за собой» |
Оформление заголовка
Заголовок должен быть кратким и точно передавать смысл текста (часть третья п.54 Инструкции).
![]() |
Пример «Об отмене приказа директора общества от 20.11.2018 № 50 "Об увольнении Прохорова А.В."»; «О внесении изменений в приказ директора общества от 25.11.2018 № 50-к»; «О признании утратившим силу приказа директора общества от 20.11.2018 № 42-к "По личному составу"». |
В конце заголовка точка не ставится, сам заголовок в кавычки не заключается (подп.7.19 п.7 СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь от 26.10.2016 № 83).
Сама процедура составления и оформления соответствующих приказов несложная, но особое внимание следует обратить на подготовку документов, являющихся основаниями для отмены изданных распорядительных документов.
![]() |
Справочно Ознакомьтесь с примерами форм приказов: • о признании утратившим силу ранее изданного приказа; • о внесении изменений в пункт ранее изданного приказа. |
19.12.2018
Наталия Кондакова, специалист по внедрению систем электронного документооборота