Пособие от 11.01.2019
Автор: Аналитическая редакция Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

Изменения налогового законодательства в 2019 году: Общая часть Налогового кодекса


СОДЕРЖАНИЕ

 

Изменение структуры

Принципы налогообложения сформулированы отчетливо

Обратная сила и коллизии правовых налоговых норм

Термины и определения

Взаимозависимые лица и подлинные владельцы организации

Трансфертное ценообразование

Права плательщика

Порядок представления перечня дебиторов в налоговые и таможенные органы при возникновении задолженности по налогам и сборам

Информирование налоговых органов об открытии или закрытии счетов за границей

Полномочия налоговых консультантов

Экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков

Порядок взаимодействия с плательщиком

Определение выручки по псевдовалютным договорам

Налоговые льготы

Порядок и сроки уплаты налогов

Способы обеспечения исполнения налогового обязательства

Пеня

Взыскание налога, сбора (пошлины), пеней

Постановка и снятие с учета в налоговом органе

Новации в налоговых проверках

Обжалование решений налоговых органов

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 2019 ГОДУ: ОБЩАЯ ЧАСТЬ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

1 января 2019 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З (далее - Закон № 159-З), который внес изменения и дополнения в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК-2018), изложив его в новой редакции (далее - НК-2019, НК, новая редакция). Она предусматривает новые подходы в порядке исчисления налогов и упрощение налогового администрирования.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться НК с учетом изменений, внесенных Законом от 30.12.2022 № 230-З. Комментарии см. здесь.

 

В предлагаемом пособии рассмотрены важнейшие новации налогового законодательства в 2019 году, приведены аналитические материалы и разъясняющие комментарии, которые помогут вам в работе.

Пособие будет обновляться. Следите за оперативным разъяснением всех нюансов налогового законодательства текущего года.

Изменение структуры

Общая часть НК, как и Общая часть НК-2018, состоит из четырех разделов. В новой редакции изменились структура разделов II и III, название, наполнение и количество глав.

Структура Общей части НК

Разделы Главы и их название Статьи
2019 2018 2019 2018
Раздел I «Общие положения»
«Основные положения»
«Основные положения»
«Плательщики налогов, сборов (пошлин). Налоговые агенты* и иные лица»
«Плательщики налогов, сборов (пошлин) и иные обязанные* лица»
«Элементы налогообложения»
«Объекты налогообложения»
Раздел II «Налоговое обязательство»
«Налоговый учет. Налоговая декларация. Налоговое обязательство и его исполнение»
«Налоговое обязательство и его исполнение»
«Изменение установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней»
«Изменение организации и индивидуальному предпринимателю установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, за исключением налогов, сборов (пошлин), взимаемых таможенными органами»
«Способы обеспечения исполнения налогового обязательства и (или) уплаты пеней»
«Способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней»
«Принудительное исполнение налогового обязательства, взыскание пеней»
«Принудительное исполнение налогового обязательства, взыскание пеней»
«Зачет, возврат налогов, сборов (пошлин), пеней»
«Зачет, возврат налогов, сборов (пошлин), пеней, а также иных денежных средств»
Раздел III «Учет плательщиков. Налоговый контроль»
«Учет плательщиков»
«Налоговый учет. Налоговая декларация (расчет). Личный кабинет плательщика»
«Налоговый контроль»
«Налоговый контроль»
-
-
«Принципы определения цены на товары, работы (услуги) для целей налогообложения»
Раздел IV «Обжалование решений налоговых органов. Налоговые и таможенные органы»
«Порядок и сроки обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц»
«Порядок и сроки обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц»
«Налоговые и таможенные органы»
«Налоговые и таможенные органы Республики Беларусь»

 

* Жирным шрифтом и курсивом выделены отличия.

 

справочно

Справочно

Дополнительно см. «Комментарии к новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь. Общая часть».

 

Дополнительно по теме см.:

Налоги, сборы (пошлины) - 2019: термины и определения.

Принципы налогообложения сформулированы отчетливо

В новой редакции Общей части НК приведена четкая формулировка общих принципов налогообложения. Сформулированы принципы (п.1 ст.2 НК):

1) законности налогообложения (подп.1.1; в НК-2018 описан в п.1);

2) обязательности налогообложения (подп.1.2; в НК-2018 описан в п.2);

3) равенства налогообложения (подп.1.3; в НК-2018 описан в пп.3, 4);

4) презумпции добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин) (подп.1.4);

5) справедливости налогообложения (подп.1.5; в НК-2018 описан в п.4);

6) стабильности налогового законодательства (подп.1.6);

7) гласности налогового законодательства (подп.1.7);

8) экономической обоснованности налогообложения (подп.1.8).

Принцип презумпции добросовестности плательщика означает: пока налоговый орган не докажет документально, что плательщик совершил налоговое правонарушение, последний будет считаться добросовестным. Данный принцип упоминается и в абзаце 2 п.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

Введенный принцип стабильности налогового законодательства предполагает, что в течение финансового года в любые элементы налогообложения изменения вноситься не могут: плательщик должен планировать бизнес-процессы и выстраивать работу с учетом законодательства, сформированного на финансовый год.

 

справочно

Справочно

В связи с введением этого принципа в Общую часть новой редакции не включены нормы, предусматривающие, что в исключительных случаях законы и нормативные правовые акты (решения) местных Советов депутатов по вопросам налогообложения могут приниматься при уточнении бюджета на текущий финансовый год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

 

Принцип гласности налогового законодательства означает обязательное незамедлительное опубликование в средствах массовой информации принятых новых законов о налогообложении для того, чтобы плательщики имели возможность ознакомиться с ними и при необходимости получить разъяснения уполномоченных органов по их применению на практике.

 

Дополнительно по теме см.:

Комментарий к главе 1 «Основные положения» новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.

Принципы налогообложения.

Обратная сила и коллизии правовых налоговых норм

Новая редакция не содержит норм, регулирующих вопросы придания обратной силы актам налогового законодательства (п.7 ст.3 НК). Возможность придания обратной силы таким актам будет обеспечиваться с учетом положений ст.14, 67 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон № 361-З).

 

справочно

Справочно

С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З будет действовать Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Нормы абзаца 11 ст.1, ст.14, 67 и 71 Закона № 361-З перенесены соответственно в ст.1566 и 70 Закона № 130-З.

 

Кроме того, Общая часть НК дополнена нормой, позволяющей более четко определить правовую неопределенность в случае коллизии норм Общей и Особенной частей НК. Так, в случае выявления пробелов в налоговом законодательстве (правовом регулировании), внутренних противоречий в актах налогового законодательства либо иных недостатков, создающих правовую неопределенность, решения должны приниматься в пользу плательщиков налогов, сборов (пошлин) (часть вторая п.6 ст.3 НК).

 

справочно

Справочно

Коллизия нормативных правовых актов - противоречие (несоответствие) норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения (абзац 11 ст.1 Закона № 361-З).

В случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой. Если нормативные правовые акты обладают равной юридической силой и ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действуют положения акта, принятого (изданного) позднее (ст.71 Закона № 361-З).

 

Дополнительно по теме см.:

Комментарий к главе 1 «Основные положения» новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.

Термины и определения

В НК-2019 в отдельную ст.13 в п.2 выделены понятия и определения, как новые, требующие более четкого понимания для целей применения НК (например, «имущественные права» (подп.2.9), «иное обязанное лицо» (подп.2.11), «счет» (подп.2.24), «таможенное законодательство» (подп.2.25)), так и те, которые используются в двух и более главах НК.

 

справочно

Справочно

Термины, которые употребляются лишь для целей одной главы, приводятся исключительно в ней.

 

Дополнительно по теме см.:

Комментарий к главе 1 «Основные положения» новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.

Взаимозависимые лица и подлинные владельцы организации

Расширена категория лиц, признаваемых взаимозависимыми (ст.20 НК-2018 и ст.20 НК-2019).

 

справочно

Справочно

К взаимозависимым лицам, в частности, дополнительно отнесены:

• организации, учредителями (участниками) которых являются физические лица, находящиеся в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, опекуна, попечителя и подопечного, с установлением доли участия и порядка ее определения, а также когда физическое лицо единолично или с учетом взаимозависимых по степени родства лиц осуществляет контроль над организацией;

• организации, когда их подлинным владельцем является одно и то же физическое лицо, а также организация и физическое лицо, которое является подлинным владельцем такой организации.

 

Определено понятие «подлинный владелец организации».

Подлинным владельцем организации понимается физическое лицо, которое непосредственно или через взаимозависимых с ним лиц имеет возможность оказывать решающее влияние на управление организацией или на ее предпринимательскую деятельность путем:

• реализации права собственности на все имущество организации;

• реализации права назначать единоличный исполнительный орган организации, либо формировать коллегиальный исполнительный орган или совет директоров (наблюдательный совет) организации, либо оказывать решающее влияние на формирование его состава;

• прямого или косвенного участия в уставном фонде организации в размере, позволяющем влиять на принимаемые ею решения по осуществлению предпринимательской деятельности (п.3 ст.20 НК-2019).

 

Дополнительно по теме см.:

Комментарий к главе 2 «Плательщики налогов, сборов (пошлин). Налоговые агенты и иные лица» новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.

Трансфертное ценообразование

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Статья 301 НК-2018, регламентирующая порядок контроля трансфертного ценообразования (ТЦО), изложена в НК-2019 в виде отдельной главы 11 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения» (ст.87-101).

В ст.87 НК расширен перечень определений и терминов, используемых в данной главе.

В ст.88-95 НК подробно представлены положения, раскрывающие механизм контроля трансфертных цен, порядок и условия сопоставления со сделками, которые считаются рыночными, увеличено число критериев для поиска и определения сопоставимых сделок. Кроме того, расширено описание методов определения рыночной цены для целей определения налоговой базы, определены основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при их выборе, и соотносимость методов определения рыночной цены с характером сделок.

Сокращен круг лиц, сделки между которыми подлежат контролю применения ТЦО, а также увеличен суммовой порог таких сделок. Так, для крупных плательщиков к контролируемым сделкам по трансфертному ценообразованию отнесены внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами (ранее контролю подлежали все внешнеторговые сделки), сумма которых с каждым из таких лиц превышает 2 000 000 руб. (без учета косвенных налогов) (абзац 3 подп.3.1 п.3 ст.88 НК).

Сумма контролируемых сделок со стратегическими товарами также увеличена в два раза и составляет 2 000 000 руб. и более (подп.3.3 п.3 ст.88 НК). В четыре раза (до 400 000 руб.) увеличен суммовой порог в отношении остальных сделок, подлежащих контролю применения трансфертного ценообразования (абзац 2 подп.3.1 п.3 ст.88 НК).

Помимо указанного, при совершении сделок стоимостью от 400 000 руб. контролю применения ТЦО также подлежат сделки с резидентами оффшорных зон; с взаимозависимыми белорусскими организациями, которые не уплачивают налог на прибыль ввиду того, что такие организации относятся к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяют особые режимы налогообложения, и (или) осуществляют деятельность на определенных законодательством территориях (абзац 2 подп.3.2 п.3 ст.88 НК).

Одновременно сужен круг сделок по реализации и приобретению недвижимого имущества, подлежащих контролю применения трансфертного ценообразования.

Во избежание спорных ситуаций между налоговыми органами и плательщиками НК содержит норму, предусматривающую использование сведений о рыночной стоимости объектов оценки, проведенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь или иностранных государств об оценочной деятельности и определенной на основании фактически сложившихся рыночных цен в сделках с сопоставимыми условиями (абзац 3 п.5 ст.88 НК).

Статья 90 НК содержит информацию, которую, как плательщики, так и налоговые органы, вправе использовать при применении механизма контроля ТЦО.

 

справочно

Справочно

В частности, могут использоваться (п.1 ст.90 НК):

• данные о ценах фондовых и товарных бирж;

• таможенная статистика;

• информация, размещенная на государственных ресурсах;

• сведения, полученные информационно-ценовыми организациями;

• данные о сопоставимых операциях, уже проведенных субъектами;

• финансовая и статистическая отчетность, как национальная, так и иностранных государств, и др.

 

Исключена норма, установленная в подп.1.1 п.1 ст.301 НК-2018, когда налоговые органы осуществляют контроль, если цена сделки по реализации или приобретению недвижимого имущества (его части) отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на идентичное (однородное) недвижимое имущество, что также соответствует международным подходам.

Для крупных плательщиков, а также лиц, совершивших сделки со стратегическими товарами, введена обязанность представлять в налоговый орган (по его требованию) к 1 июня года, следующего за отчетным, документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены (п.3 ст.97 НК).

Вместе с тем количество сделок, по которым составляется документация, уменьшено за счет сужения круга лиц, сделки между которыми подлежат контролю трансфертного ценообразования, а также увеличения суммового порога таких сделок.

Введена возможность заключения между плательщиком и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь соглашения о ценообразовании, в котором плательщиком и налоговым органом на стадии планирования сделки применительно к контролируемой сделке согласовывается методика определения рыночной цены (ст.98 НК).

Заключение соглашения позволит плательщику не составлять документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены, а налоговый орган не будет осуществлять выездную налоговую проверку по вопросу контроля ТЦО по таким сделкам, если документы, которые плательщик представит в налоговый орган, будут подтверждать выполнение положений соглашения.

Для того чтобы заключить соглашение (продолжительность которого составляет до 3 лет), плательщик должен будет подать соответствующее заявление в налоговый орган. За заключение соглашения предусмотрено взимание государственной пошлины (п.5 ст.98 НК).

В целях облегчения адаптации плательщиков к применению новых положений о трансфертном ценообразовании предлагается не начислять пени за налоговые периоды 2019-2022 гг. на сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в связи с проведением корректировки налога на прибыль, при условии уплаты этой суммы налога на прибыль не позднее 5 дней со дня представления в налоговый орган по месту постановки на учет налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль с отраженной суммой такого налога на прибыль.

Указанное положение не будет распространяться на случаи корректировки налога на прибыль по результатам проведения налоговым органом проверок по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) (п.11 ст.4 Закона № 159-З).

Права плательщика

Новая редакция ст.21 НК, определяющей перечень прав плательщика, кардинальных изменений не претерпела.

Так, из нее исключены положения о порядке взаимодействия плательщика и налоговых органов в электронной форме, поскольку они включены в отдельную новую ст.27 НК. Одновременно в подп.1.4 п.1 ст.21 НК включена общая норма, предусматривающая, что плательщик может обращаться в налоговые органы за изменением установленного законодательством срока уплаты налога, сбора (пошлины), пеней, а также осуществлением административных процедур. Это позволяет плательщику подавать заявления не только с целью зачета (возврата) налога, сбора (пошлины) или выдачи ему выписки из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней, но и для осуществления иных предусмотренных законодательством административных процедур.

Расширен перечень организаций, которые не обязаны ежегодно представлять в налоговые органы годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность. К таким организациям помимо некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, относятся бюджетные организации и иностранные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, Национальный банк Республики Беларусь и его структурные подразделения; крестьянские (фермерские) хозяйства, ведущие на 31 декабря отчетного года бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства (часть вторая подп.1.4.2 п.1 ст.22 НК).

 

Дополнительно по теме см.:

Комментарий к главе 2 «Плательщики налогов, сборов (пошлин). Налоговые агенты и иные лица» новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.

Порядок представления перечня дебиторов в налоговые и таможенные органы при возникновении задолженности по налогам и сборам

Новой редакцией Общей части НК установлен единый срок представления копий документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, в налоговые и таможенные органы - не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней (подп.1.5 п.1 ст.22 НК).

Кроме этого, определены конкретный перечень таких документов, а также возможность представления в налоговые органы перечня дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности как в письменной, так и в электронной форме. Перечень не является закрытым ввиду специфики деятельности субъектов хозяйствования в различных сферах экономики.

 

Дополнительно по теме см.:

Комментарий к главе 13 «Налоговые и таможенные органы» новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.

Информирование налоговых органов об открытии или закрытии счетов за границей

В связи с необходимостью получения Национальным банком Республики Беларусь от Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь информации не только об открытии или закрытии белорусскими организациями счетов в банке и иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь, но и об операциях по таким счетам в Общей части НК закреплена обязанность белорусских организаций ежегодно сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет о движении денежных средств по этим счетам не позднее 10 рабочих дней со дня открытия или закрытия такого счета (подп.1.9.2 п.1 ст.22).

Полномочия налоговых консультантов

Обновленная ст.24 «Право на представительство в отношениях, регулируемых налоговым законодательством» Общей части НК объединила в себе предписания, содержащиеся в ст.24-27 НК-2018. Кроме того, учитывая введение института налоговых консультантов, она дополнена нормой, предусматривающей, что налоговый консультант является уполномоченным представителем плательщика, который осуществляет свои полномочия не на основании доверенности, а на основании договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию.

Экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков

Новая ст.26 «Право на участие в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, в налоговых органах независимо от места постановки на учет, места жительства» НК предусматривает возможность обращения физических лиц в налоговый орган не только по месту жительства, но и в любой налоговый орган, что позволяет реализовать на практике так называемый экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков и создает комфортные условия для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств.

 

справочно

Справочно

В рамках создания комфортных условий для приема плательщиков и повышения эффективности работы налоговых органов Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь внедрена и успешно функционирует новая форма работы с плательщиками непосредственно в инспекциях - центры обслуживания плательщиков с использованием системы электронной очереди.

 

Экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков означает, что любое физическое лицо (за исключением нотариуса и адвоката, осуществляющих деятельность индивидуально) сможет подавать налоговую декларацию по подоходному налогу, декларацию о доходах и имуществе, уведомление о начале осуществления деятельности по заявительному принципу либо обратиться за выполнением любой административной процедуры в любой налоговый орган, а не только в налоговый орган по месту своего жительства.

 

справочно

Справочно

На первоначальном этапе принцип экстерриториальности обслуживания вводится только для физических лиц, поскольку иные плательщики (организации и индивидуальные предприниматели) активно используют электронное взаимодействие с налоговыми органами.

Порядок взаимодействия с плательщиком

В целях уточнения способов взаимодействия налоговых органов с плательщиками и обмена между ними документами или информацией в Общую часть НК введена ст.27.

Так, документы или информация могут быть представлены плательщиком в налоговый орган или направлены налоговым органом плательщику в письменной или электронной форме (часть первая п.1 ст.27 НК).

В электронной форме документы или информация могут быть представлены плательщиком в виде электронного документа, а физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в электронном виде, то есть в форме документа, подтверждение целостности и подлинности которого осуществляется без применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи (п.3 ст.27 НК).

В свою очередь налоговым органом плательщику документы или информация в электронной форме будут направляться в виде электронного документа в личный кабинет плательщика (ст.28 НК), за исключением случая отсутствия у плательщика личного кабинета, при котором документы или информация будут направляться в письменной форме (часть вторая п.1 ст.27 НК).

Статья 28 Общей части НК, определяющая порядок взаимодействия плательщиков и налоговых органов посредством личного кабинета плательщика, предусматривает прямую норму, регулирующую порядок получения учетной записи и пароля физическим лицом и иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме для физических лиц.

 

справочно

Справочно

Так, учетная запись и пароль предоставляются физическому лицу любым налоговым органом независимо от места его жительства, постановки на учет или нахождения объекта налогообложения земельным налогом и (или) налогом на недвижимость при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а представителю - также документа, подтверждающего его полномочия (п.3 ст.28 НК).

 

Учетная запись и пароль иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме для физических лиц, направляются инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску. Доступ к личному кабинету плательщика предоставляется иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме для физических лиц, со дня ее постановки на учет в налоговом органе и сохраняется в течение 6 месяцев после снятия ее с учета в налоговом органе (п.4 ст.28 НК).

С целью расширения практики применения личного кабинета плательщика введено положение, устанавливающее возможность осуществлять доступ к личному кабинету плательщика с помощью иных способов в соответствии с законодательством (абзац 4 п.2 ст.28 НК), например:

• посредством межбанковской системы идентификации (МСИ).

 

справочно

Справочно

Для этого должны быть внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 01.12.2015 № 478 «О развитии цифровых банковских технологий», предоставляющие право Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь быть участником данной системы на безвозмездной основе;

 

• с помощью мобильной электронной цифровой подписи.

 

справочно

Справочно

Такая возможность появится после доработки АИС «Расчет налогов», в том числе создания подсистемы камерального контроля, подсистем «Взаимосвязи плательщика» и «Прослеживаемость товаров» (мероприятие 48 Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2016 № 235).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 ноября 2020 г. следует руководствоваться вышеназванным мероприятием 48 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2020 № 621 (далее - постановление № 621);

 

• с помощью ID-карты физического лица Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы.

 

справочно

Справочно

Возможность практической реализации такого способа появится после выполнения мероприятия 12 «Создание Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы» вышеназванной Государственной программы.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 ноября 2020 г. следует руководствоваться вышеназванным мероприятием 12 в редакции постановления № 621.

Определение выручки по псевдовалютным договорам

В целях совершенствования структуры ст.31 «Реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав» НК, а также упрощения восприятия изложенных в ней норм в нее внесены редакционные правки.

Из данной статьи исключены нормы, устанавливающие особенности определения в целях налогообложения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, в которых обязательства выражены в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте. По таким договорам выручка будет приниматься в той же сумме и в таком же порядке, как она определяется в бухгалтерском учете.

Налоговые льготы

Статья 35 «Льготы по налогам, сборам (пошлинам)» НК дополнена положениями, предусматривающими необходимость проведения оценки эффективности применения стимулирующих налоговых льгот в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь, с учетом результатов которой принимается решение об их сохранении или отмене (п.7).

Плательщик вправе использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам) с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований. Льготы по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы и которые не использованы плательщиком, могут быть использованы им при наличии в совокупности следующих условий (п.4 ст.35 НК):

• плательщиком не заявлен письменный отказ от использования льгот по налогам, сборам (пошлинам);

• налоговое обязательство по налогам, сборам (пошлинам) возникло в период действия правовых оснований для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам);

• не истекло 5 лет со дня возникновения налогового обязательства, при исполнении которого возникли правовые основания для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам), если иное не предусмотрено НК.

 

Дополнительно по теме см.:

Комментарий к главе 3 «Элементы налогообложения» новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.

Порядок и сроки уплаты налогов

Общая часть НК приведена в соответствие с положениями подп.2.1 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее - Указ № 29) посредством включения в нее нормы, предоставляющей право уплатить налог, сбор (пошлину) за плательщика иному лицу, которое не вправе требовать возврата (зачета) уплаченного за плательщика налога, сбора (пошлины) (часть вторая п.2 ст.42 НК).

Существенные корректировки предусмотрены в отношении изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней (ст.37 НК).

Изменен действующий подход к предоставлению плательщикам отсрочки и (или) рассрочки погашения долгов перед бюджетом.

Решения о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки по налогам, сборам (пошлинам), пеням будут принимать налоговые органы (ст.49 НК).

 

Дополнительно по теме см.:

Комментарий к главе 4 «Налоговый учет. Налоговая декларация. Налоговое обязательство и его исполнение» новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.

Комментарий к главе 8 «Зачет, возврат налогов, сборов (пошлин), пеней» новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.

Способы обеспечения исполнения налогового обязательства

Способы обеспечения исполнения налогового обязательства дополнены тремя новыми способами:

• залогом (ст.58 НК);

• поручительством (ст.59 НК);

• банковской гарантией (ст.60 НК).

 

справочно

Справочно

Таким образом, способами обеспечения исполнения налогового обязательства и (или) уплаты пеней являются (п.1 ст.54 НК):

• пени (подп.1.1);

• приостановление операций по счетам, электронным кошелькам (подп.1.2);

• арест имущества (подп.1.3);

залог имущества (подп.1.4);

поручительство (подп.1.5);

банковская гарантия (подп.1.6).

 

Плательщик может по своему выбору обеспечить исполнение налогового обязательства и (или) уплату пеней одним или несколькими из вышеуказанных способов:

• при изменении установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней - на срок, на который плательщику изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней;

• либо при неисполнении налогового обязательства, неуплате пеней, начисленных по результатам проверок (в том числе камеральных), - на срок не более 3 месяцев (п.3 ст.54 НК).

В период действия этих способов обеспечения в отношении неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней, обеспеченных такими способами, налоговым или таможенным органом не принимаются решения о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней за счет денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках плательщика, за счет наличных денежных средств плательщика, о наложении ареста на его имущество, о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам плательщика, а также не проводятся мероприятия по выявлению имущества плательщика и его дебиторов (п.4 ст.54 НК).

В период действия договоров залога имущества, поручительства и банковской гарантии в отношении неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней, обеспеченных такими способами обеспечения, налоговым органом не будут применяться меры принудительного взыскания данной задолженности, выноситься решения о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам таких плательщиков, а уже вынесенные решения будут отменяться.

При невыполнении условий этих договоров налоговый орган наделяется правом взыскания причитающихся сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в том числе с поручителя или банка-гаранта.

При невыполнении условий договора залога налоговым органам предоставлено право в отношении заложенного имущества вынести решение о наложении на такое имущество ареста в порядке, установленном НК, и обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет него (п.3 ст.58 НК).

 

Дополнительно по теме см.:

Комментарий к главе 6 «Способы обеспечения исполнения налогового обязательства и (или) уплаты пеней» новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.

Комментарий к главе 7 «Принудительное исполнение налогового обязательства, взыскание пеней» новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.

Пеня

Пенями признается денежная сумма, которую плательщик должен уплатить в случае неисполнения или исполнения налогового обязательства в более поздний срок по сравнению со сроком, установленным налоговым или таможенным законодательством (п.1 ст.55 НК).

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки в течение всего периода неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства, если иное не установлено частью третьей п.2 ст.55 НК. При этом размер пеней, начисленных на сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины), не должен превышать сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины) (часть вторая п.2 ст.55 НК).

Взыскание налога, сбора (пошлины), пеней

Для исключения правовой неопределенности при применении положений Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510), предусматривающих пресекательный срок проверяемого периода по вопросам соблюдения налогового законодательства, в п.2 ст.61 НК установлено, что взыскание налогов, сборов (пошлин) не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение 5 лет со дня истечения срока уплаты, за исключением случаев, когда:

• проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает 5 лет;

• плательщиком представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями.

В целях реализации мероприятий по дедолларизации экономики структурные элементы статей, определяющих порядок взыскания налога, сбора (пошлины), пеней за счет денежных средств на счете, электронных денег в электронном кошельке и за счет средств дебитора плательщика, дополнены положениями, определяющими, что взыскание налога, сбора (пошлины), пени с валютного счета плательщиков и их дебиторов производится с покупкой валюты банком (п.3 ст.62 НК).

Одновременно из п.1 ст.57 НК-2018 исключены положения, предоставляющие налоговым органам право взыскивать налог, сбор (пошлину), пеню за счет наличных денежных средств плательщика в иностранной валюте (ст.63 НК).

Усовершенствован порядок взыскания задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням за счет средств дебиторов плательщика и соблюдения их законных прав и интересов (ст.58 НК-2018).

Теперь налоговый орган:

информирует дебитора о принятом решении о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет его средств путем направления электронного сообщения в его личный кабинет (п.5 ст.64 НК);

обязан при установлении факта представления плательщиком недостоверной информации о наличии дебиторской задолженности возвращать взысканные денежные средства (п.6 ст.64 НК).

Для законодательного закрепления субъектного состава дебиторов конкретизировано, что указанный порядок взыскания распространяется как на дебитора - организацию, так и на дебитора - индивидуального предпринимателя (часть первая п.1 ст.64 НК).

Взыскание задолженности за счет средств дебитора плательщика ограничено сроком исковой давности по соответствующей сделке (часть третья п.1 ст.64 НК).

Ряд корректировок внесен в ст.65 НК.

Так, взыскание налога, сбора (пошлины), пеней за счет имущества плательщика (залогодателя, поручителя), за исключением имущества, указанного в ст.62-64 НК, производится на основании:

• исполнительной надписи нотариуса о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней за счет имущества плательщика - физического лица, в том числе являющегося индивидуальным предпринимателем;

• решения суда о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней за счет имущества плательщика (залогодателя, поручителя) (часть первая п.1 ст.65 НК).

 

справочно

Справочно

Исполнительная надпись нотариуса - это внесудебная процедура взыскания долга. Последствия совершения исполнительной надписи приравнены к вынесению судебного решения, так как она является исполнительным документом и подлежит принудительному исполнению в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве».

Перечень оснований для получения исполнительной надписи нотариуса на признаваемую должниками задолженность содержится в части первой п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности».

 

В целях совершенствования порядка проведения зачета и (или) возврата излишне уплаченной плательщиком суммы налога, сбора (пошлины), пени сокращены сроки:

• проведения налоговыми органами зачета - с 5 до 3 рабочих дней в отношении излишне уплаченных сумм налога, сбора и с 1 месяца до 15 рабочих дней - в отношении излишне уплаченной государственной пошлины (часть третья п.3 ст.66 НК);

• возврата указанных сумм - с 1 месяца до 15 рабочих дней (часть третья п.5 ст.66 НК).

Срок информирования плательщика о проведенном налоговым органом зачете в счет исполнения налогового обязательства и уплаты пени по другим налогам уменьшен до 3 рабочих дней (часть третья п.3 ст.66 НК).

Увеличен период, в течение которого плательщик может реализовать свое право подать заявление о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, сбора (пошлины), пеней, - с 3 до 5 лет со дня уплаты указанных сумм (часть вторая п.3, часть вторая п.5 ст.66 НК). Аналогичный период установлен и для проведения налоговыми органами самостоятельного зачета, возврата излишне уплаченных платежей в бюджет (п.2 ст.66 НК).

Соответствующие корректировки внесены в ст.67 НК, регулирующую вопросы зачета, возврата излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пеней.

 

Дополнительно по теме см.:

Комментарий к главе 8 «Зачет, возврат налогов, сборов (пошлин), пеней» новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.

Постановка и снятие с учета в налоговом органе

Кардинальных изменений в порядке постановки на учет и снятия с учета субъектов хозяйствования в налоговом органе не произошло (ст.69 НК).

Установлены единые подходы для постановки на учет некоммерческих организаций: все некоммерческие организации (а не только религиозные, как это предусмотрено п.1 ст.66 НК-2018) к заявлению о постановке на учет будут прилагать копию свидетельства о государственной регистрации, копию устава, копии документов, подтверждающих служебное положение руководителя юридического лица, лица, исполняющего его обязанности, а также подтверждающих полномочия лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, с одновременным предъявлением для сверки оригиналов таких документов (п.5 ст.69 НК).

Изменился подход к постановке на учет физических лиц. В частности, поскольку в налоговые органы поступает информация о физических лицах, получаемых ими доходах, принадлежащем им недвижимом имуществе и иных объектах налогообложения, предусмотрено, что первоочередная постановка на учет физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть осуществлена на основании полученных налоговым органом документов и (или) информации о таком плательщике и (или) об объектах налогообложения (п.9 ст.69 НК). Это устранит необходимость обращения физических лиц в налоговые органы для совершения административной процедуры по их постановке на налоговый учет.

При этом сохранена возможность постановки на учет физического лица по его заявлению.

Особенности постановки на учет и снятия с учета в налоговом органе иностранных организаций для более удобного восприятия выделены в отдельную ст.70 НК.

Кроме того, данная статья приведена в соответствие с положением абзаца 2 части первой п.8 Указа № 29, согласно которому не требуются легализация в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Республики Беларусь, а также заверение верности перевода или подлинности подписи переводчика нотариально либо дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Беларусь документов, представляемых в налоговый орган в соответствии с законодательством об административных процедурах.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. в НК включены положения п.8 Указа № 29 с одновременным уточнением, что белорусские индивидуальные предприниматели обязаны исчислять НДС согласно ст.114 НК при приобретении электронных услуг у тех нерезидентов, которые не состоят на учете в налоговом органе Республики Беларусь (п.1 ст.141 НК в ред. Закона № 230-З). Комментарий см. здесь.

 

Дополнительно по теме см.:

Комментарий к главе 4 «Налоговый учет. Налоговая декларация. Налоговое обязательство и его исполнение» новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.

Новации в налоговых проверках

Общая часть НК дополнена основаниями и порядком проведения налоговыми органами проверок, на которые нормы Указа № 510 не распространяются. Основания для проведения проверок приведены в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь».

Новые подходы к проведению камеральной проверки приведены в ст.73 НК. Они обусловлены спецификой организации камерального контроля плательщиков на основании информации, получаемой налоговым органом посредством внедренных систем учета электронных счетов-фактур, контроля торговых автоматов и кассового оборудования, в том числе возможности проведения камерального контроля в отношении плательщиков, не представивших налоговые декларации (расчеты).

Введено поэтапное проведение камеральной проверки:

• в форме предварительного контроля (осуществляется автоматический предварительный контроль налоговых деклараций с использованием программных и технических средств и направлением плательщику информационного сообщения) (п.5 ст.73 НК);

• последующего контроля (при установлении отклонений плательщику направляется уведомление с предложением добровольно исполнить налоговые обязательства) (п.7 ст.73 НК);

• камеральной проверки (при наличии нарушения и неисполнении плательщиком налогового обязательства по предложению налогового органа) (п.8 ст.73 НК).

Встречная проверка - метод (способ) проведения проверки, используемый для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям (абзац 2 п.2 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510). Аналогичный подход установлен к встречным проверкам, проводимым налоговыми органами в порядке, предусмотренном ст.75 НК.

В порядок наблюдения хронометражным методом внесено изменение в части применения индекса потребительских цен, которое обусловлено практикой поступления сведений от Национального статистического комитета Республики Беларусь (часть пятая п.5 ст.76 НК).

Кроме того, сокращена минимальная продолжительность наблюдения хронометражным методом в каждом из обслуживающих объектов с 10 до 7 последовательных дней его функционирования (п.3 ст.76 НК).

 

справочно

Справочно

Данное изменение связано с использованием на практике недельного периода наблюдения, которое более корректно для расчета среднедневной выручки (дохода) плательщика.

 

Претерпели изменения и особенности проведения налогового контроля за крупными плательщиками (ст.82 НК).

 

Дополнительно по теме см.:

Комментарий к главе 10 «Налоговый контроль» новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.

Обжалование решений налоговых органов

Внесены корректировки в порядок и сроки обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц (глава 12 НК).

Так, в развитие обновленных положений о порядке взаимодействия налоговых органов с плательщиком внесены изменения в части формы подачи жалобы: жалоба может быть подана в письменной или электронной форме. Дополнительно для физических лиц предусмотрена возможность подачи жалобы в электронном виде через личный кабинет плательщика.

Кроме того, расширены права заинтересованных лиц в части выбора вышестоящего налогового органа, в который может быть подана жалоба: в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области (г. Минску) или, минуя указанную ступень, напрямую в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. При этом сохранено право обжалования такого решения в Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь после обжалования в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области (г. Минску) (ст.104 НК).

 

Дополнительно по теме см.:

Комментарий к главе 12 «Порядок и сроки обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц» новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.

 

11.01.2019

 

Материал подготовлен аналитической редакцией АПС «Бизнес-Инфо»

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»