Пособие от 31.01.2019
Автор: Белявский С.

Отказ в госрегистрации создания объекта капитального строительства


 

Материал помещен в архив

 

ОТКАЗ В ГОСРЕГИСТРАЦИИ СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

пример ситуация

Ситуация

Объект строительства принят с нарушениями процедуры приемки. Может ли это стать основанием для отказа в госрегистрации создания объекта?

 

Может при определенных условиях.

Для осуществления государственной регистрации создания объекта капитального строительства заявитель предоставляет в регистрирующий орган - агентство по государственной регистрации и земельному кадастру следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации;

2) документы, содержащие идентификационные сведения, подлежащие занесению в регистрационную книгу при совершении регистрационных действий, а также документы, подтверждающие полномочия представителей и должностных лиц, и (или) документы, подтверждающие полномочия лиц, подписавших документ, выражающий содержание сделки, на его подписание, если иное не установлено законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь;

3) документы, являющиеся основанием для государственной регистрации, если иное не установлено законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь;

4) документы, подтверждающие внесение платы за осуществление государственной регистрации;

5) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь (п.1 ст.32 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее - Закон № 133-З)).

Документами, подтверждающими создание вновь построенного капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, машино-места, являются:

• решение (приказ, постановление, распоряжение) лица (органа), назначившего приемочную комиссию, об утверждении акта приемки объекта в эксплуатацию;

• решение местного исполнительного и распорядительного органа, определяющее назначение капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, машино-места в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества;

• технический паспорт на капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение, машино-место (п.1 ст.49 Закона № 133-З).

При приемке документов для регистрации и при ее осуществлении регистратор проверяет в том числе - содержат ли представленные документы достоверные сведения. И если у него не будет доказательств того, что сведения в акте приемки в эксплуатацию указаны недостоверные, он не вправе отказать в совершении регистрационного действия.

Таким образом, при наличии решения (приказа, постановления, распоряжения) лица (органа), назначившего приемочную комиссию, об утверждении акта приемки объекта в эксплуатацию и отсутствии у регистратора доказательств недостоверности сведений в акте регистратор не вправе отказать в совершении регистрационного действия.

Однако если при приемке документов к регистрации регистратором будет установлено, что представленные документы содержат недостоверные сведения, то в приеме документов, представленных для совершения регистрационного действия, регистратором должно быть отказано на основании ст.34 Закона № 133-З. Если же такое обстоятельство будет им установлено на стадии совершения регистрационного действия - регистратор обязан отказать в его совершении на основании ст.36 Закона № 133-З.

Если объект по «недостоверному» акту будет зарегистрирован, такую регистрацию можно оспорить в судебном порядке путем подачи заявления о признании регистрации объекта капитального строительства недействительной со ссылкой на ст.34 и 36 Закона № 133-З. Факт нарушений приемки в эксплуатацию может быть подтвержден судом в ходе рассмотрения подобного дела.

Кроме того, допущенные при приемке объекта в эксплуатацию нарушения процедуры приемки, предусмотренной Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716, могут явиться основанием для привлечения председателя, членов приемочной комиссии, а также представителей государственного органа, иной государственной организации (подписавших при приемке в эксплуатацию объекта строительства не соответствующее действительности заключение о соответствии объекта проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности) к административной ответственности, установленной ст.21.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.22.5 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарий см. здесь.

 

Названным Кодексом предусмотрено наложение штрафа на виновных лиц из числа перечисленных в размере от 2 до 200 базовых величин (на различных лиц и за различные разновидности допущенных нарушений).

 

31.01.2019

 

Сергей Белявский, судья экономического суда Гродненской области