Пособие от 24.05.2019
Автор: Городецкая Т.

Обязанности плательщика налогов


 

Материал помещен в архив

 

ОБЯЗАННОСТИ ПЛАТЕЛЬЩИКА НАЛОГОВ

Плательщики налогов

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2021 г.

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться НК с учетом изменений, внесенных Законом от 30.12.2022 № 230-З. Комментарии см. здесь.

 

Плательщики налогов, сборов (пошлин) - организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК) возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, пошлины (п.1 ст.14 НК).

Под организациями понимаются (п.2 ст.14 НК):

• юридические лица Республики Беларусь;

• иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

• простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования).

Под физическими лицами понимаются (п.5 ст.14 НК):

• граждане Республики Беларусь;

• граждане либо подданные иностранного государства;

• лица без гражданства (подданства).

Обязанности плательщика

Плательщик обязан:

1) стать на учет (подп.1.1 п.1 ст.22 НК).

Организации и ИП подлежат постановке на учет независимо от обстоятельств, с наличием которых связаны возникновение и исполнение налогового обязательства по своему месту нахождения (пп.1, 3 ст.69 НК).

При первом обращении для постановки на учет организации присваивается учетный номер плательщика (УНП), который указывается в извещении о присвоении УНП (часть вторая п.1 ст.69 НК). Плата за присвоение учетного номера плательщика, снятие с учета и выдачу плательщику соответствующих документов не взимается (часть четвертая п.1 ст.69 НК).

 

справочно

Справочно

Как правило, постановка на учет юридических лиц Республики Беларусь и ИП осуществляется автоматически при их государственной регистрации в течение 2 рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа посредством автоматизированной информационной системы «Взаимодействие» информационной карты (п.4 ст.69 НК, Положение о порядке взаимодействия государственных органов, иных организаций с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие», утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 № 141, постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 21.10.2011 № 233 «Об установлении форм»).

Регистрирующие органы обязаны сообщать в ИМНС сведения о произведенной регистрации (п.1 ст.85 НК):

• организации и ИП, постановка на налоговый учет которых осуществляется при их государственной регистрации, - в течение 1 рабочего дня со дня государственной регистрации;

• иных организаций - в течение 10 рабочих дней со дня регистрации.

Регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах (часть первая п.25 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1).

 

Изменение места нахождения (жительства) влечет переход на учет в другую ИМНС и плательщик обязан стать на учет в налоговых органах по месту нахождения (жительства) (п.3 ст.69 НК). При этом снятие с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения производится в течение 2 рабочих дней со дня получения налоговым органом:

• от государственного органа сведений об изменении места нахождения (жительства) субъекта хозяйствования (постановка на учет которого производится при регистрации);

• сообщения (заявления) об изменении места нахождения (жительства) плательщика (постановка на учет которого производится по заявительному принципу) (п.11 ст.69 НК);

2) уплачивать налоги, сборы (пошлины) в установленные сроки (подп.1.2 п.1 ст.22 НК).

Нарушение сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) плательщиками, а также своевременность и полнота удержания и перечисления в бюджет налогов налоговыми агентами и иными обязанными лицами выявляются налоговым органом в ходе предварительного этапа камеральной проверки (подп.5.7 п.5 ст.73 НК). За несвоевременную уплату (неудержание, неперечисление) налогов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

 

внимание

Обратите внимание!

Порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административного взыскания установлены Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП).

Статьи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), по которым должностные лица налоговых органов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, перечислены в п.26 части первой ст.3.30 ПИКоАП.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь.

С 1 марта 2021 г. действует новый ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь.

 

В частности, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности за следующие правонарушения:

• нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (части 1-3 ст.12.1 КоАП);

• отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов (ст.13.5 КоАП);

• непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля, иных подлежащих представлению документов, отчетов, сведений либо представление недостоверных сведений (части 1, 2 ст.13.8, ст.23.16 КоАП);

• воспрепятствование проведению проверки, экспертизы (ст.23.2 КоАП);

• неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины) (ст.13.6 КоАП);

• невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины) (ст.13.7 КоАП);

• нарушение законодательства в отдельных сферах деятельности, а именно:

- нарушение законодательства об обязательной продаже иностранной валюты (ст.11.3 КоАП);

- нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь (ст.11.5 КоАП);

- нарушение порядка ведения кассовых операций (ст.11.7 КоАП);

- превышение сроков проведения внешнеторговых операций (часть 2 ст.11.37 КоАП);

- незаконные действия с простыми и (или) переводными векселями (ст.11.59 КоАП);

- нарушение порядка приема наличных денежных средств при осуществлении нотариальной и адвокатской деятельности (ст.11.74 КоАП);

- нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности (ст.12.8 КоАП);

- нарушение порядка расчетов в Республике Беларусь (ст.12.19 КоАП);

- нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, платежных терминалов, использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовое оборудование (часть 2 ст.12.20 КоАП);

- незаконное обращение нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь (часть 5 ст.12.30 КоАП);

- уклонение от проведения обязательного аудита (ст.12.31 КоАП);

- осуществление незаконной страховой деятельности (часть 2 ст.12.39 КоАП);

- нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет (ст.22.16 КоАП);

- нарушение порядка работы с имуществом, обращенным в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, или освобожденным от ареста (части 1-3 ст.23.8 КоАП);

- нарушение порядка размещения заказов на изготовление бланков строгой отчетности, их использования (части 1 и 3 ст.23.21 КоАП);

- нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи (части 1-4 ст.23.84 КоАП);

- нарушение порядка использования иностранной безвозмездной помощи (части 1 и 2 ст.23.23 КоАП);

- нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи (ст.23.24 КоАП);

- нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности (ст.23.57 КоАП);

- нарушение порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст.23.64 КоАП);

- непредставление либо несвоевременное представление документов, связанных с изменением вещных прав на простые и (или) переводные векселя (ст.23.73 КоАП);

- нарушение порядка осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (ст.23.74 КоАП);

- нарушения в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции, рекламы алкогольных напитков и табачных изделий (части 1-6 ст.12.21, части 1-11 ст.12.23, ст.12.24, части 1-5 ст.12.25, части 1-7 ст.12.26, части 1-5 ст.12.27, части 1-3 ст.12.28, ст.12.48 КоАП);

- нарушения, выявляемые налоговыми органами в ходе проведения внеплановых тематических оперативных проверок (ст.9.24, части 1-2 ст.11.1, часть 1 ст.11.2, части 1-2 ст.11.7, части 1-2, 4 ст.12.7, части 1-10 ст.12.11, часть 4 ст.12.17, части 1-2 ст.12.18, часть 1 ст.12.20, части 1, 3, 5 ст.12.30, ст.12.33, ст.12.35, части 1-2 ст.12.37, ст.13.13, ст.13.14, ст.18.32, ст.18.33, ст.23.2, ст.23.4, ст.23.68, части 1-2 ст.23.74 КоАП).

По указанным административным правонарушениям должностными лицами налогового органа составляется протокол. Далее следует рассмотрение дела об административном правонарушении, которое производится налоговым либо иным органом, ведущим административный процесс в соответствии с главой 3 ПИКоАП, после чего выносится постановление по делу об административном правонарушении (ст.10.2, 11.9 ПИКоАП).

Лица, совершившие правонарушения, могут быть освобождены от штрафа в случае признания совершенного правонарушения малозначительным (ст.8.2 КоАП);

 

3) вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения (подп.1.3 п.1 ст.22 НК).

Налоговый учет - осуществление плательщиками учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета. Ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля (п.1 ст.39 НК).

Налоговый учет основывается на данных бухучета (п.2 ст.39 НК);

4) представлять в налоговый орган по месту постановки на учет (подп.1.4 п.1 ст.22 НК):

• налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и (или) информацию, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) (подп.1.4.1).

Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) устанавливаются для каждого налога. Нарушение сроков их представления выявляется налоговым органом в ходе предварительного этапа камеральной проверки (подп.5.2 п.5 ст.73 НК).

Плательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 15 человек, а также все плательщики НДС в обязательном порядке осуществляют представление налоговых деклараций (расчетов) по установленным форматам в виде электронного документа с помощью программных и технических средств (п.4 ст.40 НК).

 

внимание

Обратите внимание!

При представлении плательщиками, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила 15 человек и плательщиками НДС, налоговых деклараций (расчетов) в письменной форме такая декларация не считается представленной (часть третья п.4 ст.40 НК).

 

Остальными плательщиками налоговые декларации (расчеты) по установленной форме (формату) могут быть представлены в налоговый орган по выбору одним из следующих способов (пп.2, 3 ст.40 НК):

- в письменной форме лично или через представителя плательщика;

- в письменной форме в виде почтового отправления с описью вложения;

- в виде электронного документа с помощью программных и технических средств.

 

справочно

Справочно

Налоговая декларация (расчет) может быть отправлена по почте или с помощью программных и технических средств в виде электронного документа до 24 ч. последнего дня срока ее представления (часть восьмая ст.4 НК);

 

• годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 31 марта года, следующего за отчетным (подп.1.4.2).

Наряду с некоммерческими организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, освобождены от обязанности представлять в налоговый орган годовую индивидуальную отчетность:

- крестьянские (фермерские) хозяйства, ведущие на 31 декабря отчетного года бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства;

- бюджетные организации;

- Национальный банк Республики Беларусь и его структурные подразделения;

- иностранные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;

• копию разделительного баланса или передаточного акта в случае реорганизации организации в течение 5 рабочих дней со дня реорганизации (подп.1.4.).

 

внимание

Обратите внимание!

Нарушение этого требования может повлечь наложение административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин (часть 1 ст.13.8 КоАП).

 

справочно

Справочно

Актуальный размер базовой величины см. здесь.

 

5) вести учет дебиторской задолженности и представлять перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности и истечение срока исполнения обязательств дебиторов перед плательщиком не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней. Перечень дебиторов по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, может представляться в письменной или электронной форме (часть первая подп.1.5 п.1 ст.22 НК).

К перечню дебиторов необходимо приложить копии документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности (п.2 ст.64, часть вторая подп.1.5 п.1 ст.22 НК). Это могут быть:

• договоры;

• товарные и товарно-транспортные накладные;

• акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);

• оборотно-сальдовые ведомости по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

• платежные поручения;

• подписанные акты сверки;

• иные документы.

 

внимание

Обратите внимание!

Копия документа должна воспроизводить все реквизиты этого документа, в том числе реквизиты бланка. Для придания копии документа юридической силы она должна быть заверена (засвидетельствована) уполномоченным должностным лицом организации. При этом отметка о заверении копии включает слово «Верно», наименование должности лица, заверившего копию, его собственноручную подпись, расшифровку подписи и дату заверения (части вторая и пятая п.64 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 4 с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь;

 

6) представлять документы и (или) информацию, необходимые для налогообложения, взыскания неуплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней (подп.1.6 п.1 ст.22 НК);

7) подписать акт (справку) проверки (подп.1.7 п.1 ст.22 НК).

В случае отказа плательщика от подписания акта проверки должностными лицами налогового органа в нем делается соответствующая отметка. Лицо, отказавшееся от подписания акта проверки, вправе письменно мотивировать свой отказ (п.69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510, далее соответственно - Указ № 510, Положение о проверках).

 

справочно

Справочно

Отказ от подписания акта проверки не влечет негативных последствий в виде административной ответственности лиц, отказавшихся от подписи. Однако к дате подписания акта привязан срок, установленный для представления в налоговый орган возражений по акту проверки (часть первая п.4 ст.81 НК, п.71 Положения о проверках);

 

8) выполнять законные требования налогового органа и их должностных лиц, в том числе требования об устранении выявленных нарушений законодательства (подп.1.8 п.1 ст.22 НК);

9) сообщать по установленной форме не позднее 10 рабочих дней:

- со дня, когда плательщик стал участником организации, об участии в белорусской или иностранной организации (подп.1.9.1 п.1 ст.22 НК).

Форма сообщения плательщика (иного обязанного лица) приведена в приложении 30 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2021 г. следует руководствоваться приложением 30 к постановлению № 14 в ред. постановления  МНС  от 16.06.2021 № 28.

 

- об открытии или закрытии счетов в банке за пределами Республики Беларусь (подп.1.9.2 п.1 ст.22 НК);

- со дня принятия решения о ликвидации или реорганизации организации (подп.1.9.3 п.1 ст.22 НК);

- со дня создания или ликвидации филиала юридического лица Республики Беларусь (подп.1.9.4 п.1 ст.22 НК).

 

справочно

Справочно

Форма сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица приведена в приложении 4 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 96 (далее - постановление № 96). Бланки выдаются налоговой инспекцией бесплатно, а подробные указания о том, как его заполнить, содержатся в главе 5 Инструкции о порядке заполнения заявлений о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица, утвержденной постановлением № 96. Исправления при заполнении сообщения не допускаются. С целью постановки филиала на налоговый учет вместе с сообщением в налоговую инспекцию представляется копия положения о филиале и его оригинал (для сверки) (пп.2, 39 названной Инструкции, часть вторая п.7 ст.69 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 мая 2022 г. следует руководствоваться пп.2 и 39 Инструкции № 96 в ред. постановления МНС от 31.03.2022 № 14.

 

внимание

Обратите внимание!

За несообщение в налоговую инспекцию сведений о создании филиала должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин (часть 1 ст.13.8 КоАП);

 

- со дня наступления обстоятельства, в связи с которым возникает обязанность филиала по исполнению налоговых обязательств организации (подп.1.9.5 п.1 ст.22 НК);

- со дня изменения места нахождения организации (подп.1.9.6 п.1 ст.22 НК);

- со дня изменения сведений, ранее сообщенных иностранной организацией при постановке на учет в налоговом органе (подп.1.9.7 п.1 ст.22 НК);

10) с 2019 года необходимо представлять информацию о движении денежных средств по счетам, открытым в банке за пределами Республики Беларусь, за исключением корреспондентских счетов. Данная информация представляется в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, не позднее 31 марта года, следующего за отчетным (подп.1.10 п.1 ст.22 НК);

11) при использовании налоговых льгот плательщики не обязаны представлять в налоговые органы вместе с декларациями по соответствующему налогу документы, подтверждающие обоснованность применения данных льгот. Вместе с тем по требованию налогового органа при проведении им камеральной проверки плательщик обязан представить указанные документы (подп.1.11 п.1 ст.22, ст.27, абзац 3 части первой п.4 ст.73 НК).

Перечень документов, которые служат основанием для применения льгот, в некоторых случаях законодательно не определен. В таких случаях плательщики могут представлять любые документы, позволяющие наиболее достоверно подтвердить право на льготу;

12) зачислять выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также внереализационных доходов на свои текущие (расчетные) банковские счета в банке в соответствии с правовым режимом этих счетов и осуществлять платежи с них в порядке, предусмотренном законодательством. Указанный порядок зачисления выручки должен быть обеспечен со дня образования задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням и иным платежам в республиканский и местные бюджеты, а также задолженности по штрафам за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и против порядка налогообложения до полного ее погашения (подп.1.12 п.1 ст.22 НК).

Данная обязанность не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность, в отношении которой действуют предоставленные согласно законодательству отсрочка и (или) рассрочка ее погашения;

13) в течение 2 рабочих дней со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса его заверенную копию необходимо представить в налоговый орган по месту постановки на учет (подп.1.13 п.1 ст.22 НК). Такое же правило установлено в отношении окончательного ликвидационного баланса после его утверждения.

 

внимание

Обратите внимание!

За несоблюдение этой обязанности установлена административная ответственность. Так, в случае непредставления указанных документов в установленный срок ответственному должностному лицу юридического лица выносится предупреждение или на него налагается штраф в размере от 2 до 20 базовых величин (часть 1 ст.13.8 КоАП);

 

14) обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения (подп.1.14 п.1 ст.22 НК).

 

внимание

Обратите внимание!

Сроки хранения документов, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, установлены главой 12 Перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения (приложение 1 к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140).

Срок хранения документов исчисляется с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством (п.12 примечаний к названному Перечню).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться Перечнем № 140 в ред. постановления Минюста от 30.08.2022 № 115. Комментарий см. здесь.

 

Ответственность за организацию хранения указанных документов несет руководитель юридического лица (п.3 ст.18 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться ст.18 Закона № 57-З в ред. Закона от 11.10.2022 № 210-З.

 

внимание

Обратите внимание!

Предусмотрена административная ответственность должностного лица юридического лица или индивидуального предпринимателя в виде штрафа в размере:

от 50 до 100 базовых величин - за уничтожение бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (часть 2 ст.12.1 КоАП);

от 4 до 35 базовых величин - за необеспечение сохранности названных документов, повлекшее их утрату (часть 3 ст.12.1 КоАП).

 

При отсутствии у плательщика (непредставлении им) документов, связанных с налогообложением, проверяющие вправе определять размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке либо сведений, полученных от третьих лиц либо расчетным методом (п.3 ст.107 НК, п.18 Указа № 510);

15) обеспечивать наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товарно-материальных ценностей (подп.1.15 п.1 ст.22 НК).

С 2019 года достаточно обеспечить наличие таких документов у плательщика, и необязательно в месте хранения или реализации;

16) обеспечивать проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя проверять принадлежность их отправителю товара и действительность бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (часть первая подп.1.16 п.1 ст.22 НК).

Обязанность проверять первичные документы не распространяется на физлиц при совершении ими сделок, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (часть вторая подп.1.16 п.1 ст.22 НК).

 

справочно

Справочно

Информация о покупателе бланка, дате реализации бланка, признании его недействительным является общедоступной и может быть получена на сайте ОАО «Белорусский межбанковский расчетный центр» по адресу: http://blank.bisc.by (пп.14, 15 Положения о порядке ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2011 № 912);

 

17) при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, установленном законодательством (подп.1.17 п.1 ст.22 НК).

 

справочно

Справочно

Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 июня 2020 г. постановлением Совмина и Нацбанка от 29.11.2019 № 819/16 внесены изменения в Положение № 924/16, в частности, название изложено в новой редакции: «Положение об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа».

 

Организации и ИП с 1 июля 2018 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг обязаны принимать наличные денежные средства с применением кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов (СКНО) (подп.2.2 п.2 названного постановления);

18) при проведении проверок либо мероприятий по выявлению имущества плательщика, а также его дебиторов обеспечивать должностным лицам налоговых органов возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки и таких мероприятий (в случае наличия таких помещений) (подп.1.18 п.1 ст.22 НК, абзац 4 часть первая п.8 Положения о проверках).

При отсутствии возможности разместить работников налогового органа, несовпадении режимов работы либо ввиду других причин проверяющие по своему усмотрению могут проводить проверку в служебном помещении налогового органа. Несмотря на то что такой вариант избавит проверяемую организацию от длительного присутствия посторонних, он имеет свои минусы. Необходимые для проверки документы нужно доставить в налоговую инспекцию, предварительно пронумеровав по листам и поместив в папки, поскольку по факту их передачи проверяющими оформляется акт приема-возврата документов.

 

справочно

Справочно

Проведение проверки в служебном помещении налогового органа не означает, что проверяющие не могут получить доступ к территориям и помещениям плательщика. Осуществлять мероприятия налогового контроля, включая осмотр территорий, помещений, иных объектов плательщика, проверяющие вправе вне зависимости от места проведения выездной проверки (подп.1.16.2 п.1 ст.107 НК, абзац 2 п.4 Положения о проверках);

 

19) исполнять другие обязанности, установленные налоговым или таможенным законодательством (подп.1.19 п.1 ст.22 НК).

В случае составления документов на иностранном языке в налоговый орган представляется перевод документа на белорусский или русский язык. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, либо перевод должен быть заверен Белорусской торгово-промышленной палатой (ее унитарным предприятием, его представительством или филиалом) (часть первая п.4 ст.22 НК).

Указанное свидетельствование (заверение) не требуется в отношении переводов:

• документов, подтверждающих для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, физическое лицо является резидентом иностранного государства;

• заключений аудиторской организации (аудитора) иностранного государства, договоров, первичных учетных документов и иных документов, составленных иностранными организациями, относящихся к затратам (внереализационным расходам), понесенным за пределами Республики Беларусь для целей деятельности иностранной организации на территории Республики Беларусь через постоянное представительство (часть вторая п.4 ст.22 НК).

 

24.05.2019

 

Татьяна Городецкая, экономист