Пособие от 28.06.2019
Автор: Лялюк И.

Исчисление земельного налога бюджетными организациями в 2019 году


 

Материал помещен в архив

 

ИСЧИСЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА БЮДЖЕТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Согласно пункту 1 статьи 237 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) бюджетные организации не признаются плательщиками земельного налога, за исключением случаев сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках (частях земельных участков), находящихся в постоянном или во временном пользовании бюджетных организаций.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2025 г. следует руководствоваться НК с изменениями, внесенными Законом от 13.12.2024 № 47-З. Комментарии см. здесь.

 

Такие земельные участки (части земельных участков) подлежат налогообложению земельным налогом в порядке, установленном главой 20 НК.

Бюджетные организации не признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков (частей земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные указанными бюджетными организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование:

• бюджетным организациям;

• организациям, осуществляющим деятельность в сферах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и получающим субсидии из бюджета;

• организациям и индивидуальным предпринимателям (далее - ИП) для организации питания воспитанников, учащихся, курсантов и студентов в учреждениях образования;

• организациям и ИП для организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, а также для подготовки спортсменов-учащихся в специализированных учебно-спортивных учреждениях;

• дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;

• специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования;

• научным организациям;

• научно-технологическим паркам;

• центрам трансфера технологий;

• организациям культуры.

Обращаем внимание, что указанный перечень возможных арендаторов в 2019 г. уточнен и дополнен:

• для сохранения освобождения от уплаты налога бюджетные организации могут передать капитальные строения в аренду не всем организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета (как в 2018 г.), а только организациям, осуществляющим деятельность в сферах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и получающим субсидии из бюджета;

• с сохранением освобождения от уплаты налога бюджетные организации могут сдавать в аренду капитальные строения организациям и ИП для организации питания не только воспитанников, учащихся и студентов, но и курсантов в учреждениях образования;

• для сохранения освобождения от уплаты налога бюджетные организации могут передать капитальные строения в аренду организациям и ИП для подготовки только спортсменов-учащихся в специализированных учебно-спортивных учреждениях, а не всех детей, как это было в 2018 г.

Бюджетные организации не признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков (частей земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные указанными бюджетными организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование, в случае, когда дата передачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и дата их возврата бюджетной организации (арендодателю, ссудодателю) приходятся на один и тот же календарный месяц.

Напомним, что в соответствии с абзацем десятым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» капитальное строение (здание, сооружение) - любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 июня 2025 г. капитальное строение (здание, сооружение) - любой возведенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (подп.1.9 п.1 ст.1 Закона № 133-З в ред. Закона от 05.12.2024 № 44-З).

 

пример ситуация

Пример

Бюджетная организация сдала в аренду часть здания (актовый зал) на 7 марта 2019 г. для проведения торжественного мероприятия.

В указанном случае земельный налог не исчисляется.

Основания для исчисления земельного налога

Основаниями для исчисления земельного налога являются:

• решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации;

• сведения о земельных участках, принадлежащих плательщикам на праве частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования, а также о земельных участках, в отношении которых плательщики в соответствии с законодательством имеют право осуществлять пользование (в том числе сведения, содержащиеся в земельно-информационной системе, в регистре стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра, сведения о земельных участках (площадь, функциональное использование, целевое назначение и кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода)), а также сведения о принятых решениях, являющихся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, представляемые в налоговые органы структурными подразделениями местных исполнительных комитетов по землеустройству;

• иные документы или сведения, представленные плательщиком, государственными органами, организациями и иными лицами, в том числе документы, позволяющие определить данные земельного участка (площадь, категория, функциональное использование, кадастровая стоимость земельного участка), при наличии таких документов и отсутствии документов, указанных выше;

• фактическое использование плательщиком земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, самовольно занятых, включая случаи такого использования, установленные уполномоченными государственными органами, сведения о которых представляются налоговым органам структурными подразделениями местных исполнительных органов по землеустройству (п.3 ст.243 НК).

Сведения о земельных участках, принадлежащих плательщикам на праве частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования, а также о земельных участках, в отношении которых плательщики в соответствии с законодательством имеют право осуществлять пользование, имеющиеся по состоянию на 1 января налогового периода, представляются в налоговый орган по месту нахождения земельных участков структурными подразделениями местных исполнительных комитетов по землеустройству не позднее 1 марта текущего налогового периода (абз.2 подп.19.1 п.19 ст.243 НК).

Начало исчисления земельного налога

В соответствии с пунктом 4 статьи 243 НК исчисление земельного налога начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем:

• принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода прав на земельный участок;

• государственной регистрации права собственности на земельный участок, прав постоянного или временного пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения либо государственной регистрации перехода таких прав (в случае, когда в соответствии с законодательством решение, указанное выше, не требуется);

• возникновения в соответствии с законодательством права осуществлять пользование земельным участком (при отсутствии обстоятельств, перечисленных выше).

Налоговая база земельного налога

В качестве налоговой базы земельного налога установлена кадастровая стоимость земельного участка (п.1 ст.240 НК).

Налоговая база земельного налога определяется в белорусских рублях на 1 января календарного года, за который производится исчисление земельного налога (п.5 ст.240 НК).

При этом определение кадастровой стоимости зависит от функционального использования земельного участка (вида оценочной зоны) (п.2 ст.240 НК).

Кадастровая стоимость на 1 января 2019 г. (налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога в 2019 г.) определяется в белорусских рублях с применением индексации по отдельным оценочным зонам на прогнозный уровень инфляции:

• для производственной зоны - в белорусских рублях путем пересчета действующей на 1 января 2018 г. кадастровой стоимости этой зоны, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на 1 января 2016 г., проиндексированной с применением сложившегося индекса роста потребительских цен за 2017 г. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2018 и 2019 гг.;

• для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон - в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2018 и 2019 гг.;

• для общественно-деловой зоны - в белорусских рублях на дату оценки такой зоны (п.1 ст.4 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»).

Вместе с тем если кадастровая стоимость земельного участка за гектар небольшая (менее установленного порога), в качестве налоговой базы выступает площадь земельного участка (подп.6.5-6.11 п.6 ст.240 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В 2020 году площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы по земельному налогу для земельных участков, перечисленных в абзацах 2-8 подп.9.1 п.9 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503.

 

Ставки земельного налога

Ставки земельного налога определяют исходя из налоговой базы. Если в качестве налоговой базы установлена кадастровая стоимость земельного участка, применяют ставку в процентах от нее. Когда налоговая база - площадь земельного участка, ставка налога - фиксированная сумма за гектар (пп.1, 6, 9 ст.241, прил.6 к НК).

Областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов (далее - местные Советы депутатов) на основании своих решений вправе увеличить (уменьшить) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков:

• на 2019 г. - не более чем в два с половиной раза;

• на 2020 г. и последующие годы - не более чем в два раза (п.10 ст.241 НК).

Дополнительно определено, что с 2019 г. решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не будут распространяться на земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, в отношении которых применяются коэффициенты, установленные в пункте 12 статьи 241 НК (п.11 ст.241 НК).

Организации, которые после 2019 г. будут вводить в эксплуатацию капитальные строения, смогут применять понижающие коэффициенты к ставке земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены указанные строения, со второго по пятый годы с даты приемки этих строений в эксплуатацию:

0,2 - в отношении земельных участков (частей земельных участков), на которых расположены возведенные после 1 января 2019 г. плательщиками-организациями капитальные строения (здания, сооружения), их части, в течение второго года (12 месяцев) с даты приемки таких капитальных строений, их частей в эксплуатацию;

0,4 - в отношении земельных участков (частей земельных участков), на которых расположены возведенные после 1 января 2019 г. плательщиками-организациями капитальные строения (здания, сооружения), их части, в течение третьего года (12 месяцев) с даты приемки таких капитальных строений, их частей в эксплуатацию;

0,6 - в отношении земельных участков (частей земельных участков), на которых расположены возведенные после 1 января 2019 г. плательщиками-организациями капитальные строения (здания, сооружения), их части, в течение четвертого года (12 месяцев) с даты приемки таких капитальных строений, их частей в эксплуатацию;

0,8 - в отношении земельных участков (частей земельных участков), на которых расположены возведенные после 1 января 2019 г. плательщиками-организациями капитальные строения (здания, сооружения), их части в течение пятого года (12 месяцев) с даты приемки таких капитальных строений, их частей в эксплуатацию (п.12 ст.241 НК).

Налоговый период земельного налога

Налоговым периодом земельного налога признается календарный год (ст.242 НК).

С 2019 г. бюджетные организации исчисляют земельный налог в случае передачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем передачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование этих объектов (ч.1 п.8 ст.243 НК).

Бюджетные организации прекращают исчислять земельный налог с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование, возвращены арендатором (ссудополучателем) бюджетным организациям (ч.3 п.8 ст.243 НК).

 

пример ситуация

Пример

Бюджетная организация по договору аренды, заключенному сроком на один календарный год, сдает часть здания коммерческой организации и уплачивает земельный налог за часть земельного участка, на котором находится здание, исходя из площади, занимаемой арендатором. 31 марта 2019 г. истекает срок аренды и переданный в аренду объект возвращается арендодателю.

С апреля 2019 г. бюджетная организация не исчисляет и не уплачивает земельный налог.

 

Суммы земельного налога исчисляются пропорционально площадям капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, занимаемым арендаторами (пользователями).

Площадь земельного участка, облагаемого земельным налогом, определяется по формуле:

 

Площадь участка, облагаемого земельным налогом (м2)
 = 
Общая площадь земельного участка (м2)
 × 
Площадь помещений, сдаваемых в аренду (м2)
Общая площадь здания
2)

 

Разделив полученный при расчете результат на 10 000, получим площадь земельного участка, облагаемого налогом, в гектарах.

Приведем примеры расчета площади земельного участка, облагаемой земельным налогом, при сдаче бюджетной организацией помещений в аренду.

 

пример ситуация

Пример

Бюджетная организация сдает в аренду административные помещения площадью 120 м2. Общая площадь здания составляет 800 м2. Площадь земельного участка, на котором расположено здание, составляет 1 000 м2.

В рассматриваемом примере площадь земельного участка, подлежащего налогообложению, будет равна 150 м2 (1 000 м2 / 800 м2 × 120 м2), или 0,015 га (150 м2 / 10 000 м2).

 

пример ситуация

Пример

Бюджетная организация по договору аренды сдала в аренду на один год часть здания (50 м2) коммерческой организации. Общая площадь здания - 200 м2, площадь земельного участка, на котором находится здание, - 260 м2.

В этом случае бюджетная организация исчислит и уплатит земельный налог за часть земельного участка, которая приходится на площадь здания, занимаемую коммерческой организацией, - 0,006 5 га ((260 м2 / 200 м2 × 50 м2) / 10 000 м2).

Представление налоговых деклараций (расчетов) и уплата земельного налога

Налоговая декларация (расчет) по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки) с организаций представляются плательщиками-организациями не позднее 20 февраля текущего налогового периода в налоговые органы по месту постановки на учет исходя из наличия на 1 января календарного года объектов налогообложения земельным налогом (п.1 ст.244 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 февраля 2025 г. следует применять налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу с организаций в ред. постановления МНС от 23.01.2023 № 2 с изменениями, внесенными постановлением МНС от 31.01.2025 № 4.

 

По общему правилу уплата налога организациями производится по их выбору без изменения в течение налогового периода:

• один раз в год в размере исчисленной суммы за год - не позднее 22 февраля текущего года;

• ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала - в размере одной четвертой годовой суммы земельного налога (абз.2 подп.6.1 п.6 ст.244 НК).

 

28.06.2019

 

И.Н.Лялюк, начальник отдела информационно-разъяснительной работы инспекции МНС по Московскому району г. Бреста