Пособие от 12.02.2020
Автор: Василенко В.

Текущий ремонт здания: какие нормы расхода включать в смету


 

Материал помещен в архив

 

Текущий ремонт здания: какие нормы расхода включать в смету

пример ситуация

Ситуация

Организация планирует осуществить текущий ремонт административного здания. Необходимо составить смету.

Какие нормативы расхода ресурсов должны быть применены при ее составлении?

 

1. При бюджетном финансировании ремонта в обязательном порядке применяются общереспубликанские и ведомственные нормативы расхода ресурсов, а также могут применяться нормативы расхода ресурсов, содержащиеся в сборниках ресурсно-сметных норм.

2. При финансировании ремонта за счет собственных средств заказчика кроме вышеуказанных нормативов расхода ресурсов могут применяться производственные нормативы расхода ресурсов, разработанные и утвержденные в установленном законодательством порядке.

Составление сметной документации по текущему ремонту здания, финансируемому за счет бюджетных (приравненных к бюджетным) средств

Сметная документация на строительство объектов независимо от источников финансирования разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и цен на ресурсы и (или) на основании укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта или стоимости объектов-аналогов.

 

справочно

Справочно

Сборники нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении утверждены приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.10.2016 № 238.

Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2017), Сборник норм на строительство временных зданий и сооружений (НРР 8.01.102-2017) и Сборник норм на дополнительные расходы при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НРР 8.01.103-2017, часть I, часть II) утверждены приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2016 № 319.

 

Сметная стоимость строительства объекта определяется на дату начала выполнения строительных, специальных, монтажных работ, устанавливаемую заказчиком, застройщиком с учетом нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации (часть первая подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 апреля 2025 г. следует руководствоваться п.1 Указа № 361 в ред. Указа от 31.03.2025 № 130.

 

В зависимости от органов (организаций), их утверждающих, НРР подразделяются на:

• общереспубликанские;

• ведомственные;

• производственные (п.4 Положения о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение № 1553)).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 июня 2025 г. следует руководствоваться Положением № 1553 в ред. постановления Совмина от 15.05.2025 № 266. Комментарии см. здесь.

 

Общереспубликанские и ведомственные нормативы расхода ресурсов являются обязательными при составлении сметной документации и определении сметной стоимости строительства объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).

При этом ведомственные нормативы расхода ресурсов, разработанные с учетом технологических особенностей организации строительства, применяются для отдельных видов строительства, к которым относятся:

• дорожное и мелиоративное строительство;

• создание объектов энергетики, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности.

По объектам, финансируемым из иных источников, заказчик (застройщик) самостоятельно определяет и устанавливает в задании на проектирование, какие нормативы расхода ресурсов (общереспубликанские, ведомственные или производственные) применяются при составлении сметной документации.

В случае отсутствия общереспубликанских и ведомственных нормативов расхода ресурсов при составлении сметной документации на строительство объектов, финансируемых за счет бюджетных средств (средств, приравненных к бюджетным средствам), могут применяться производственные нормативы расхода ресурсов (п.7 Положения № 1553).

С учетом вышеизложенного при составлении сметной документации по текущему ремонту зданий и сооружений, финансируемому за счет бюджетных средств (средств, приравненных к бюджетным средствам), в обязательном порядке применяются общереспубликанские и (или) ведомственные нормативы расхода ресурсов, а также могут применяться нормативы расхода ресурсов, содержащиеся в сборниках ресурсно-сметных норм, утвержденных Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь до вступления в силу Положения № 1553.

Составление сметной документации по текущему ремонту здания, финансируемому за счет собственных средств заказчика

При составлении сметной документации по текущему ремонту зданий и сооружений, финансируемому за счет собственных средств заказчика, кроме вышеуказанных нормативов расхода ресурсов могут применяться производственные нормативы расхода ресурсов, разработанные и утвержденные в установленном законодательством порядке.

 

12.02.2020

 

Виктор Василенко, инженер-строитель