Материал помещен в архив
Ценовое регулирование.
Комментарий к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 15.04.2020 № 30 «О регулировании цен на социально значимые товары»
Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.04.2020 № 239 признано утратившим силу вызвавшее множество вопросов постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2020 № 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке», принятое с целью недопущения роста цен и обеспечения потребительского рынка товарами.
Вместе с тем в качестве замены ему с 18 апреля 2020 г. на 90 дней Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее - МАРТ) постановлением от 15.04.2020 № 30 «О регулировании цен на социально значимые товары»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 октября 2022 г. действует постановление Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен». |
Социально значимые товары, цены на которые регулирует МАРТ
Перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение одного года, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2021 г. следует руководствоваться перечнем № 35 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2021 № 22. |
Ценовое регулирование введено на товары названного перечня, перечисленные в приложении 2 к постановлению № 30.
![]() |
Обратите внимание! Не подлежат ценовому регулированию свежие картофель, свекла столовая, морковь столовая, откалиброванные, мытые, расфасованные в перфорированные пакеты и сетчатую тару с применением клипсатора, а также мыло туалетное твердое, относящееся к дезинфицирующим (антибактериальным, обеззараживающим) средствам. |
Ограничены норматив рентабельности, надбавки импортера, торговые надбавки
Для производителей установлен предельный максимальный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на указанные социально значимые товары, реализуемые на территории Республики Беларусь, в размере:
• фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося в январе - феврале 2020 г. по соответствующей товарной позиции (абзац 2 подп.1.1 п.1 постановления № 30);
• 10 % в случае, если фактический уровень рентабельности реализованной продукции в январе - феврале 2020 г. по соответствующей товарной позиции составил менее 10 % (абзац 3 подп.1.1 п.1 постановления № 30).
Для импортеров установлена предельная максимальная надбавка импортера на социально значимые товары в размере 10 % (подп.1.2 п.1 постановления № 30).
Для организаций, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам производителей (импортеров) (подп.1.3 п.1 постановления № 30, приложение 2 к постановлению № 30).
| Социально значимые товары | Предельная максимальная торговая надбавка, % |
| Молоко коровье пастеризованное, кефир из коровьего молока, сметана, творог, детское питание: сухие смеси, каши, консервы, молоко сухое |
15 |
| Масло сливочное, масло подсолнечное и рапсовое, хлеб ржаной и ржано-пшеничный, хлеб пшеничный, изделия булочные (батон) из муки пшеничной, мясо (говядина, свинина, мясо кур и цыплят-бройлеров), отрубы и крупнокусковые полуфабрикаты, изделия колбасные вареные (колбасы вареные, сосиски, сардельки), консервы мясные |
20 |
| Рыба свежая (семейство карповых), рыба свежемороженая в тушках, с головой и без, потрошеная и непотрошеная (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых), яйцо куриное свежее, консервы из рыбы |
25 |
| Мука пшеничная, соль поваренная пищевая, рис белый шлифованный, крупа манная, крупа пшенная, хлопья овсяные без вкусовых и иных добавок, сухие макаронные изделия, не содержащие муки из твердых сортов пшеницы, сыр (твердый, полутвердый), свежий картофель продовольственный, свежая свекла столовая, свежая морковь столовая, свежая капуста белокочанная, свежий лук репчатый, свежие огурцы, свежие помидоры, свежие яблоки, чай черный байховый, кофе, вода питьевая (расфасованная в емкости), мыло туалетное твердое, мыло хозяйственное твердое, спички, прокладки женские гигиенические, подгузники, туалетная бумага |
30 |
Регулирование цен на сахар и крупу гречневую
Ранее МАРТ уже введено регулирование цен на сахар и крупу гречневую.
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 30.12.2019 № 99 «Об установлении предельных минимальных цен на сахар белый кристаллический»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. постановление № 99 утратило силу в связи с истечением срока действия. С 1 января 2021 г. предельные минимальные цены на сахар белый кристаллический не применяются. Комментарий см. здесь. |
Размер предельной максимальной торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене производителя (импортера) на сахар, реализуемый на территории Республики Беларусь, ограничен 15 % (подп.1.2 п.1 постановления № 99).
Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 30.01.2020 № 10 «О регулировании цен на крупу гречневую» по 28 апреля 2020 г. продлено государственное регулирование цен на крупу гречневую, реализуемую на территории Республики Беларусь. Названным постановлением предельная максимальная оптовая надбавка к отпускной цене производителя (импортера) ограничена 10 % (подп.1.1 п.1), а предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) - 25 % (подп.1.2 п.1).
Регулирование цен на маски и дезинфицирующие средства
Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.04.2020 № 27 с 8 апреля 2020 г. на 90 дней введено государственное регулирование цен на маски и дезинфицирующие средства. Названным постановлением на средства защиты органов дыхания (маски, предназначенные для индивидуального применения) и дезинфицирующие (антибактериальные, обеззараживающие) средства (в том числе гели, спреи) установлено следующее.
| Организации | Регулирование цены | Предельный размер, % |
| Производители | Предельный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены |
10 |
| Импортеры | Предельная максимальная надбавка |
10 |
| Организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю | Предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене производителя (импортера) |
15 |
Формирование цен на социально значимые товары производится с учетом конъюнктуры рынка, но не выше предусмотренных ограничений.
Административная ответственность за нарушение дисциплины цен
Нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) оптовых и (или) торговых надбавок влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров, и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров по ценам, установленным в соответствии с законодательством (часть 2 ст.12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее - КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, предельных надбавок (скидок, наценок) влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (часть 2 ст.13.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З (далее - КоАП-2021)). Комментарии см. здесь. |
![]() |
Справочно Размер базовой величины см. здесь. |
Протоколы по части 2 ст.12.4 КоАП имеют право составлять уполномоченные должностные лица органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь и органов МАРТ (пп.16 и 64 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее - ПИКоАП).
Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьей экономического суда области (г. Минска) (часть 2 ст.3.2 ПИКоАП), а по протоколам, составленным должностными лицами органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, - органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь (часть 1 ст.3.7 ПИКоАП).
Административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения (п.4 части 1 ст.7.6 КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. сроки наложения административного взыскания предусмотрены в ст.7.6 КоАП-2021. Комментарии см. здесь. С 1 марта 2021 г. действует ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарий см. здесь. |
22.04.2020
Яна Глинская, экономист
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль


