


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

Особенности разработки должностных инструкций в учреждении образования
Должностная инструкция необходима для организации труда работника учреждения образования, рационального использования труда, поддержания трудовой дисциплины. Как ее грамотно составить, пояснил автор.
Должностная инструкция:
• составляется по каждой штатной должности, действующей в учреждении;
• носит обезличенный характер;
• объявляется работнику под подпись при заключении трудового договора (контракта), в том числе при перемещении на другую должность, а также при временном исполнении обязанностей по должности.
Подготовительный этап
Перед тем как приступить к разработке должностных инструкций работников, целесообразно разработать и утвердить в учреждении правила (положение) разработки, согласования и утверждения должностных инструкций либо в виде отдельного документа, либо включить его отдельным разделом в локальную инструкцию по делопроизводству в учреждении.
![]() |
Дополнительно по теме • Положение о порядке разработки и управления должностными инструкциями (пример). |
Разрабатывать должностные инструкции необходимо в соответствии с положением о подразделении (отделе). Качественно подготовленный комплект должностных инструкций охватывает все функции подразделения и равномерно распределяет нагрузку между работниками с учетом уровня их квалификации. Каждая должностная инструкция должна давать четкое представление о том, чем данная работа отличается от других работ.
Ответственность за разработку должностных инструкций в учреждении образования, как правило, возлагается на инспектора отдела кадров согласно должностной инструкции, а в структурных подразделениях (отделах) - на лиц, ответственных за ведение делопроизводства, под непосредственным контролем кадровой службы.
Разработка должностной инструкции
Этапы разработки должностной инструкции
1. Определение места каждой должности в структуре организации, ее подчиненности и взаимосвязей |
2. Выявление тех работ, которые выполняются по данной должности |
3. Отбор типичных должностей для анализа |
4. Выбор метода анализа работ по отобранным должностям (наблюдение, собеседование, вопросники) |
5. Сбор необходимой информации для анализа |
6. Описание работы по должности, то есть фиксация данных о содержании работы по этой должности |
7. Составление личностной спецификации, то есть определение требований к работнику, который будет занимать эту должность, к его знаниям, навыкам, опыту |
8. Составление должностной инструкции на основании собранной информации и проведенного анализа |
При разработке должностных инструкций в учреждении образования следует руководствоваться:
• ТК;
• ОКРБ 014-2017 «Занятия», утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 24.07.2017 № 33;
• Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 02.01.2012 № 1;
• Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией по делопроизводству с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь; |
• перечнем типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, уст. постановлением Минюста от 24.05.2012 № 140;
• Унифицированной системой организационно-распорядительной документации, утв. приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Минюста от 28.11.2019 № 41;
• выпуском 28 ЕКСД «Должности служащих, занятых в образовании», утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 29.07.2020 № 69.
Структура и содержание
Структура должностной инструкции состоит из разделов:
• «Общие положения»;
• «Должностные (профессиональные) обязанности»;
• «Права»;
• «Взаимоотношения (связи по должности)»;
• «Оценка работы и ответственность».
Однако при необходимости должностная инструкция может включать и другие разделы, например «Функции», «Организация рабочего места и оптимальные условия труда».
Оформляется должностная инструкция на общем бланке формата А4 и имеет установленный состав реквизитов:
1) наименование вышестоящей организации;
2) наименование организации;
3) наименование вида документа;
4) дата документа;
5) регистрационный индекс;
6) место составления документа;
7) гриф утверждения;
8) заголовок к тексту;
9) текст;
10) подпись;
11) визы;
12) отметка об ознакомлении.
![]() |
Пример Комитет по образованию
Государственное учреждение
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
________ № ___
г. Минск
<...> |
Заголовок должностной инструкции согласовывается в дательном падеже с наименованием документа и пишется со строчной буквы от границы левого поля.
![]() |
Пример Должностная инструкция (кому?) учителю начальных классов. Должностная инструкция (кому?) проректору по учебной работе. |
Текст инструкции делится на разделы и включает общие положения, функции, должностные (профессиональные) обязанности, права, ответственность, взаимоотношения (связи по должности), оценку работы.
Тексты сложных по содержанию инструкций делятся на пункты, пункты могут подразделяться на подпункты, а подпункты - на абзацы. В больших по объему инструкциях пункты могут объединяться в главы (п.73 Инструкции по делопроизводству).
Главы нумеруются арабскими цифрами, после которых точка не ставится. Главы должны иметь заголовки, точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. В заголовках не допускается перенос слов на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.
![]() |
Пример ГЛАВА 1 |
Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и записываются с абзацного отступа.
Подпункты нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа. Номер подпункта включает номер пункта и номер подпункта, после которых ставятся точки.
![]() |
Пример 2.1. 2.2. 2.3. |
Нумерация пунктов должна быть сквозной для всего документа, подпунктов - сквозной для каждого пункта.
Абзацы не нумеруются и выделяются абзацным отступом.
Заголовок раздела (подраздела или пункта) печатают с прописной буквы, без точки в конце и подчеркивания. При этом номер раздела (подраздела или пункта) следует печатать после абзацного отступа.
Положения должностной инструкции должны конкретизировать обязанности и виды работ, выполняемых по той или иной должности, исключая их неоднозначное толкование. Глаголы следует употреблять в изъявительном наклонении: «Педагог-организатор выполняет», «Учитель организует», «Референт составляет» и т. д.
Согласование и утверждение
Порядок согласования инструкций устанавливается руководителем учреждения образования.
Как правило, инструкции согласовываются с юридической службой, а также с руководителем соответствующего структурного подразделения (отдела) или должностным лицом, курирующим соответствующее направление деятельности учреждения.
Реквизиты согласования, визы оформляются в соответствии с требованиями пп.60, 61 Инструкции по делопроизводству.
После процедуры согласования инструкция утверждается руководителем учреждения образования.
![]() |
Пример
|
После подписания и утверждения должностная инструкция должна быть зарегистрирована (подп.139.2 п.139 Инструкции по делопроизводству) в журнале регистрации внутренних документов либо в журнале регистрации должностных инструкций (при наличии).
![]() |
Дополнительно по теме • Приказ об утверждении формы журнала регистрации должностных (рабочих) инструкций. |
Журнал регистрации должностных инструкций ведет инспектор по кадрам (либо иной работник согласно его должностной инструкции).
![]() |
Обратите внимание! Должностная инструкция не сшивается, листы в ней не нумеруются, печатью не заверяется. |
Ознакомление
Каждый работник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией под подпись, которую располагают на последнем листе документа ниже подписи руководителя учреждения и виз согласования.
![]() |
Пример
|
На усмотрение учреждения можно также использовать для ознакомления:
• лист ознакомления - в случае отсутствия необходимого места для ознакомления на самом документе;
• журнал учета ознакомления работников с должностными инструкциями.
![]() |
Дополнительно по теме • Варианты оформления ознакомления с должностной инструкцией (пример). |
Хранение
Должностная инструкция может храниться в отдельном деле или в личном деле работника.
Однако у личных дел и должностных инструкций разные сроки хранения:
• у должностных инструкций - 50 лет (после замены новыми) (п.30 Перечня № 140).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться п.31 Перечня № 140 в ред. постановления Минюста от 30.08.2022 № 115. Комментарий см. здесь; |
• копий должностных инструкций - 3 года (п.57 главы 6 Методических рекомендаций по составлению и применению номенклатур дел организаций, типовых и примерных номенклатур дел, утв. приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Минюста от 01.07.2020 № 23).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2024 г. действуют Методические рекомендации по составлению и применению номенклатур дел организаций, типовых и примерных номенклатур дел, утв. приказом Департамента по архивам и делопроизводству Минюста от 25.07.2024 № 36; |
• журнала регистрации должностных инструкций - 3 года (п.103 Перечня № 140).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться п.123 Перечня № 140 в ред. постановления № 115. Комментарий см. здесь. |
Пересмотр и изменение инструкций
В содержание должностной инструкции вносятся изменения, с которыми работник также должен быть ознакомлен под подпись, в случаях:
• изменений в законодательстве;
• изменения организационной структуры учреждения образования;
• изменения штатного расписания учреждения;
• перераспределения функций между должностными лицами и подразделениями учреждения.
Должностную инструкцию целесообразно пересматривать не реже одного раза в 3-5 лет.
После замены должностной инструкции она подлежит передаче в архив учреждения, где включается в сводную опись дел по личному составу.