Материал помещен в архив
Оптимизация строительства нефтяных и газовых скважин.
Комментарий к постановлению Совмина от 10.12.2021 № 708
12 декабря 2021 г. вступили в силу изменения, которые внесены комментируемым постановлением в постановления Совмина от 06.06.2011 № 716 и от 30.09.2016 № 791. Пункт 17 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утв. постановлением № 716, дополнен нормой в части назначения приемочных комиссий по объектам нефтяных и газовых скважин. Перечень проектной документации на объекты строительства, финансируемые без привлечения бюджетных средств, государственная экспертиза которой не является обязательной (приложение 4 к Положению о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утв. постановлением № 791), дополнен документацией на строительство нефтяных и газовых скважин, за исключением проектной документации по обустройству скважин для добычи нефти и газа.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2024 г. действует Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З. Комментарии см. здесь. С 22 марта 2025 г. в названии вышеназванного перечня слова «государственная экспертиза» заменены словом «госстройэкспертиза» постановлением Совмина от 18.12.2024 № 969. |
Чем регулируется строительство скважин
Состав и содержание проектной документации на строительство скважин, а также содержание сводного сметного расчета стоимости строительства скважины определены СТБ 2543-2019 «Скважины нефтяные и газовые. Требования к разработке проектной документации», утв. постановлением Госстандарта от 01.02.2019 № 5.
Этим СТБ определен цикл строительства скважины. Он включает этапы:
• подготовка площадки строительства;
• монтаж бурового оборудования;
• бурение и крепление скважины;
• испытание и освоение скважины;
• демонтаж бурового оборудования.
Соответственно процесс бурения нефтяных и газовых скважин является одной из неотъемлемых составных частей строительства этих скважин.
Работы по строительству и монтажу нефтяных и газовых скважин включены в п.32 перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, утв. постановлением Минстройархитектуры от 10.05.2011 № 17.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2022 г. следует руководствоваться перечнями основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте, капитальном ремонте, модернизации зданий и сооружений, приведенными в приложениях А-В к СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений», утв. постановлением Минстройархитектуры от 22.12.2021 № 106. |
При предоставлении земельного участка устанавливается единое целевое назначение земельного участка - для строительства и обслуживания такого объекта. Это не предусматривает предоставление земельных участков для целей только бурения нефтяных и газовых скважин как отдельного этапа их строительства (Указ от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 января 2023 г. действует постановление Совмина от 13.01.2023 № 32 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З "Об изменении кодексов"». |
Кроме того, при определении вида деятельности «бурение нефтяных и газовых скважин» становится невозможным выдача местными исполнительными и распорядительными органами власти разрешительной документации на проведение проектно-изыскательских работ и строительство объектов (технические условия и технические требования от организаций - владельцев сетей и сооружений при подключении, примыкании, пересечении и параллельном следовании временных и постоянных сооружений, предусмотренных проектами строительства скважин) (Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утв. постановлением Совмина от 20.02.2007 № 223).
Таким образом, определение вида деятельности «бурение нефтяных и газовых скважин» создаст ситуацию правового вакуума и не позволит обеспечить выполнение программы бурения новых скважин и нарастить темпы добычи углеводородного сырья.
До разработки строительного проекта проектная документация на геологическое изучение недр и пользование недрами проходит ряд государственных процедур:
• геологическая экспертиза проектной документации на геологическое изучение недр (соответствие проекта поисково-разведочного бурения на изучаемой площади требованиям законодательства о недрах, условиям пользования недрами; рассматриваются методы производства работ, ожидаемые результаты проектируемых работ, технология производства буровых работ и конструкция скважины, продолжительность работ, а также соответствие проектных решений требованиям экологической и промышленной безопасности) является основанием для разработки рабочего (строительного) проекта на строительство скважины;
• государственная экологическая экспертиза проекта строительства эксплуатационных скважин (производится оценка проектных решений на соответствие законодательным и нормативным актам в области охраны окружающей среды и охраны недр, указываются локальные правовые документы, требования которых необходимо учитывать при производстве работ).
![]() |
Обратите внимание! Вместе с тем пользователи недр обязаны получить положительные заключения государственной строительной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для каждой конкретной скважины, что создает для них дополнительный административный барьер и является дублированием предыдущих экспертиз по отдельным частям (скважинам) (Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утв. постановлением Совмина от 30.09.2016 № 791).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 марта 2025 г. название Положения № 791 изложено в новой редакции постановлением № 969: «Положение о порядке проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации». |
Органы государственного строительного надзора регистрируют объекты строительства и принимают их на учет на основании уведомлений, направленных в порядке, установленном Положением о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ, утв. постановлением Совмина от 08.05.2018 № 343, и в течение 3 рабочих дней после поступления таких уведомлений направляют уведомителям извещения о получении уведомлений и регистрации объектов строительства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 июня 2025 г. в названии Положения № 343 слово «производстве» заменено словом «выполнении» постановлением Совмина от 15.05.2025 № 266. |
Объем работ по строительству нефтяных и газовых скважин определяется СТБ 2543-2019.
Строительно-монтажные работы при строительстве скважин составляют всего несколько процентов от объема всего объекта.
По завершении цикла строительства скважина передается нефтегазодобывающему управлению для реализации проекта ее обустройства в зависимости от полученных результатов бурения и освоения:
• обустройство для добычи нефти;
• обустройство под нагнетание;
• обустройство под другие цели (наблюдательная, контрольная и т. д.).
Обустройство скважин для добычи нефти и газа выполняется после их строительства (бурения) и включает в себя следующие работы:
• организация площадки скважины размером 60×60 метров;
• обвязка устья скважины под механизированный способ добычи;
• строительство выкидных трубопроводов для транспортировки добываемой нефти;
• строительство подводящих трубопроводов воды для эксплуатации скважины в качестве нагнетательной;
• строительство сетей электроснабжения;
• строительство подъездной дороги к скважине.
Работы по обустройству скважин выполняются отдельным проектом и в полном соответствии с требованиями НПА (ТНПА).
Продолжительность строительства скважины - предполагаемая
Результат строительства скважины на добычу нефти и газа, в отличие от других видов деятельности, в большей части является не заданным, а предполагаемым. Соответственно продолжительность строительства скважины (создания горной выработки), определенная проектом, также является предполагаемой.
При строительстве скважин могут возникнуть непредвиденные работы и затраты по причинам, не зависящим от исполнителя работ, и не предусмотренные рабочим проектом:
• осложнения, вызванные причинами геологического характера;
• необходимость выполнения дополнительных исследований, возникшая в процессе проводки скважины (геофизические исследования, испытание пластов, отбор керна);
• неподтверждение разреза и необходимость углубления скважины сверх проекта (до 500 м без корректировки проекта);
• неподтверждение структурных построений и необходимость перебура скважины в другие проектные точки;
• увеличение объемов работ, связанных с изменением способа освоения скважины и интенсификации притока при неподтверждении фильтрационно-емкостных характеристик продуктивного пласта;
• испытание и отработка новой техники и технологии.
Ввод в эксплуатацию объектов строительства нефтяных и газовых скважин
20 сентября 2021 г. принят Указ № 352 «О строительстве нефтяных и газовых скважин». Для приведения актов законодательства в соответствие с ним установлен отдельный порядок для ввода объектов строительства нефтяных и газовых скважин в эксплуатацию.
Таким образом, с 18 декабря 2021 г. установлены отдельные формы акта приемки объекта в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства и перечня документов, представляемых приемочной комиссии (приложения 81, 91, 101 к постановлению Минстройархитектуры от 06.12.2018 № 40).
![]() |
Справочно В настоящее время для упорядочения требований ТНПА в строительстве и в соответствии с Указом от 05.06.2019 № 217 «О строительных нормах и правилах» ТНПА, утвержденные решениями органов государственного управления, устанавливающие обязательные для соблюдения требования и добровольные для применения правила в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, признаются утратившими силу с момента введения в действие строительных норм и правил. В связи с этим после ввода в действие СП «Состав и содержание проектной документации» в соответствии с подп.1.5 п.1 Указа № 217 СТБ 2543-2019 подлежит отмене. Для безусловного выполнения доведенных объемов добычи нефти в рамках государственной программы будут разработаны строительные нормы на основании СТБ 2543-2019, определяющие состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство нефтяных и газовых скважин, а также специальных скважин буровыми установками нефтяного ряда. |
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль


