Пособие - навигатор от 27.05.2016
Автор: Морозевич М.

5 основных ошибок при формировании неизменной договорной (контрактной) цены


 

Материал помещен в архив

 

5 ОСНОВНЫХ ОШИБОК ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НЕИЗМЕННОЙ ДОГОВОРНОЙ (КОНТРАКТНОЙ) ЦЕНЫ

Ошибки заказчика, подрядчика при формировании неизменной договорной (контрактной) цены Нормы законодательства, соблюдение которых поможет избежать ошибок
1. Включение в договор строительного подряда условия изменения неизменной договорной (контрактной) цены (далее - неизменная цена) в зависимости от изменения курсов иностранных валют, установленных на даты формирования неизменной цены и оформления расчетов за выполненные работы (оформления актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ) Порядок формирования неизменной цены на строительство объектов и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов определен Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение № 1553). При этом нормы Положения № 1553 обязательны для применения как заказчиком, так и подрядчиком независимо от источников финансирования строительства объектов (бюджет, собственные средства заказчиков).
Пунктом 10 Положения № 1553 установлены следующие исключительные случаи корректировки неизменной цены в зависимости от видов источников финансирования

Собственные средства заказчика (приравненные к собственным средствам заказчика) Средства республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой
неизменная цена корректируется в случаях изменения:
- по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации
- налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот
- прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке
- стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда)
-
- индексов цен в строительстве по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь за период строительства, предусмотренный договором строительного подряда, по сравнению с прогнозным, учтенным при формировании неизменной цены, более чем на 2 процентных пункта
-
- сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком

Иных случаев изменения неизменной цены действующим законодательством не установлено. Поэтому установление в договоре строительного подряда условия изменения неизменной цены в зависимости от колебаний курсов иностранных валют противоречит действующему законодательству
2. Применение понижающих (повышающих) коэффициентов, не предусмотренных законодательством, к укрупненным нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов (ОХР и ОПР), плановой прибыли (ПП), при расчете цены предложения подрядчика Методы определения цены предложения подрядчика предусмотрены п.7 Положения № 1553.
При определении цены предложения подрядчика ресурсным методом (подп.7.1 п.7 Положения № 1553) к расходу ресурсов применяются средневзвешенные и (или) действующие (текущие) цены, тарифы с учетом иных расходов, определяемых на основании норм в процентном и стоимостном выражении, и прогнозных индексов цен в строительстве.
При формировании цены предложения подрядчика ресурсным методом ОХР и ОПР, ПП определяются в порядке, установленном Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (подп.7.1 п.7 Положения № 1553), то есть в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке разработки и утверждения норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли, применяемых при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации, утвержденными постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.12.2011 № 59 (далее - Методические рекомендации № 59).

Обратите внимание!

Формулой для расчета цены предложения подрядчика ресурсным методом, приведенной в подп.7.1 п.7 Положения № 1553, применение каких-либо понижающих (повышающих) коэффициентов к стоимости ресурсов и иным расходам подрядчика не предусмотрено
С учетом вышеизложенного применение понижающих (повышающих) коэффициентов к укрупненным нормам ОХР и ОПР, ПП, кроме предусмотренных Методическими рекомендациями № 59, при расчете цены предложения подрядчика нарушает действующее законодательство
3. Неправильное установление норм задела в строительстве по месяцам (в процентах) в нормативный период строительства при расчете неизменной цены Цена предложения подрядчика определяется на дату начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанную в конкурсной документации (документации для переговоров), с применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики Республики Беларусь, с учетом нормативной продолжительности строительства, налогов и отчислений согласно законодательству (п.5 Положения № 1553).
При этом указанные прогнозные индексы должны быть применены подрядной организацией с учетом технологически обоснованных норм задела в строительстве по месяцам в нормативный период строительства объекта, увязанных с объемами выполняемых строительных работ в календарном графике производства работ (комплексном сетевом графике) проекта производства работ, разработанном в установленном порядке по объекту строительства
С учетом изложенного несоблюдение указанного порядка расчета неизменной цены, как правило, ведет к ее завышению в связи с необоснованным увеличением процентных величин норм задела в строительстве, приходящихся на последние месяцы нормативного срока строительства с максимальными коэффициентами, применяемыми для определения средств, учитывающих применение прогнозных индексов, нарушает действующее законодательство
4. Включение в расчет неизменной цены в заключаемом договоре строительного подряда статей затрат, отсутствующих в цене предложения подрядчика, с которой данный подрядчик был признан победителем подрядных торгов в строительстве При проведении подрядных торгов на строительство объекта за счет средств бюджета.
Не допускается изменение цены договора на стадии его заключения или исполнения, за исключением случая изменения цены договора, если изменение стоимости приобретаемых строительных работ невозможно было предусмотреть в начале процедуры государственной закупки, а также в связи с изменением законодательства (абзац 3 п.7 ст.25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. по 1 января 2019 г. закупки работ, услуг при строительстве, в том числе возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов, осуществлялись с учетом требований Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». Подробнее см. здесь.
До 1 января 2019 г. нормы законодательства о государственных закупках при строительстве не применяются (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.02.2017 № 04-3-05/1944 «О проведении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве»).

При проведении подрядных торгов на строительство объекта за счет средств заказчика.
В заключаемый договор включаются существенные условия, сформированные по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров).
При заключении договора в него могут быть внесены по взаимному согласию сторон отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения на подрядных торгах (торгах, переговорах), но не изменяющие их существенных условий (п.80 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88).

Справочно

Последствием несоблюдения требований законодательства, предусматривающих запрет на изменение условий торгов, может быть установление факта ничтожности соглашения сторон о внесении изменений в условия договора строительного подряда (часть четвертая п.35 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда»).
Вместе с тем, исходя из сложившейся практики, нередки ситуации, когда при заключении договора строительного подряда подрядчик включает в расчет неизменной цены затраты (например, средства, связанные с подвижным и разъездным характером работ, с перевозкой рабочих автомобильным транспортом и командированием рабочих подрядчика), отсутствующие в цене его предложения на стадии проведения подрядных торгов, по результатам которых данный подрядчик был выбран победителем

С учетом вышеизложенного включение подрядчиком в расчет неизменной цены затрат, отсутствующих в его цене предложения на стадии проведения подрядных торгов, по результатам которых данный подрядчик был выбран победителем, нарушает действующее законодательство
5. Применение в расчете неизменной цены прогнозных индексов цен в строительстве в период, превышающий нормативный срок строительства объекта, в отсутствие фактов несвоевременного финансирования строительства заказчиком Неизменная цена корректируется в случае изменения сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком (абзац 7 части первой и абзац 5 части второй п.10 Положения № 1553).
В данном случае для принятия обоснованного решения о корректировке неизменной цены в связи с изменением сроков строительства объекта в соответствующем дополнительном соглашении к договору строительного подряда рекомендуется в качестве причины продления сроков строительства указывать несвоевременное финансирование строительства заказчиком (что должно подтверждаться документально)
С учетом вышеизложенного корректировка неизменной цены в связи с изменением сроков строительства объекта без указания в дополнительном соглашении к договору в качестве причины продления сроков строительства несвоевременное финансирование строительства без документального подтверждения нарушает действующее законодательство

 

Справочно

Дополнительно см.:

пособие «Формы документов при формировании договорной (контрактной) цены на строительство объектов»;

подборку «Неизменная цена на строительство объекта».

 

27.05.2016

 

Михаил Морозевич, специалист по ценообразованию в строительстве, инженер-строитель