Материал помещен в архив
Утвержден регламент согласования отступлений от требований ТНПА и НПА, утверждаемых Минстройархитектуры.
Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 27.01.2022 № 10
Комментируемым постановлением утвержден регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования «Согласование отступлений от требований технических нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, утверждаемых Минстройархитектуры», по подп.3.14.7 Перечня № 548.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 июля 2023 г. постановлением Минстройархитектуры от 19.06.2023 № 61 изменено название вышеназванного регламента: Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 3.14.7 «Согласование отступлений от требований технических нормативных правовых актов, утверждаемых Минстройархитектуры». С 6 июня 2025 г. подп.3.14.7 п.3.14 Перечня № 548 на основании постановления Совмина от 15.05.2025 № 266 изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь. |
Данная административная процедура является новой, Перечнем № 156 (утратил силу с 27.03.2022) она не была предусмотрена.
Министерство архитектуры и строительства согласовывает отступления от требований ТНПА, им утвержденных (подп.5.52 п.5 Положения о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 31.07.2006 № 973).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 июня 2025 г. подп.5.52 п.5 Положения № 973 на основании постановления № 266 изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь. |
![]() |
Обратите внимание! Согласование отступлений от требований НПА, утверждаемых Минстройархитектуры, на практике не осуществляется. Поэтому, несмотря на то, что процедура звучит «согласование отступлений от требований технических нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, утверждаемых Минстройархитектуры», регламент выписан, в общем-то, для процедуры по согласованию отступлений от требований ТНПА. |
Для конкретного объекта проектирования и (или) строительства обоснованные отступления от требований ТНПА, взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», утв. постановлением Совмина от 31.12.2009 № 1748, допускаются только при наличии согласования республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, которые утвердили и ввели в действие такие ТНПА (п.34 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утв. постановлением Совмина от 08.10.2008 № 1476, и п.4.13 ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утв. приказом Минстройархитектуры от 27.03.2014 № 85).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 октября 2023 г. введены в действие СН 1.02.02-2023 «Состав и содержание проектной документации», утв. постановлением Минстройархитектуры от 09.06.2023 № 57. |
В рамках реализации приказа Минстройархитектуры от 13.09.2019 № 181, связанного с принятием обоснованных решений по согласованию министерством отступлений от строительных норм (далее - СН), РУП «Стройтехнорм» осуществляет работу по подготовке материалов для рассмотрения коллегией министерства.
При подготовке материалов для работы коллегии возникает необходимость изучения объемно-планировочных и конструктивных решений, принятых проектной организацией, проверки или проведения дополнительных расчетов, изучения иных материалов, касающихся объекта проектирования, разработки или оценки достаточности, и (или) достоверности компенсирующих мероприятий и т. п.
При этом часть поступающих обращений в Минстройархитектуры готовится субъектами хозяйствования некачественно, без указания объекта проектирования, пунктов требований СН, по которому согласовываются отступления, обращения не содержат достаточной информации по объекту, отсутствуют графические материалы или они нечитаемые или не содержат информации по сути обращения и т. п.
Обоснованные отступления от требований действующих ТНПА допускаются при наличии разработанных компенсирующих мероприятий. Разработанные компенсирующие мероприятия должны обеспечивать существенные требования безопасности согласно ТР 2009/013/BY, а их достаточность должна подтверждаться не только результатами научно-исследовательских работ, расчетов, испытаний, экспериментов, разработанных организационно-технических и объемно-планировочных решений, других инженерных мероприятий и подходов, но и согласованием с органами государственного надзора, в компетенцию которых данные разработанные мероприятия входят.
Министерство архитектуры и строительства при рассмотрении заявления заинтересованного лица определяет, заключение какой организации-разработчика необходимо для принятия возможности отступления от требований ТНПА, и запрашивает его. Данный процесс является сложившейся практикой, закрепляемой в комментируемом регламенте.
Исчерпывающий перечень предприятий - разработчиков ТНПА для осуществления административной процедуры, закрепляемой в данном регламенте, установить невозможно. В каждом конкретном случае при обращении заявителя это могут быть разные организации - разработчики или их совокупность.
В связи с этим в регламенте не прописана конкретная организация, у которой уполномоченный орган (Минстройархитектуры) запрашивает документ, необходимый для осуществления данной административной процедуры, а именно: заключение по результатам изучения достаточности компенсирующих мероприятий по конкретному объекту проектирования и строительства.
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль


