Пособие от 20.12.2022
Автор: Киеня Р.

Цели и порядок разработки перечней должностей и полномочий государственных должностных и приравненных к ним лиц


СОДЕРЖАНИЕ

 

Нужны ли перечни, и если да, то какие?

Государственные должностные и приравненные к ним лица: в чем отличия?

Для чего нужны перечни?

Кто разрабатывает и утверждает перечни?

Какие еще перечни можно утвердить?

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Для всех отраслейБюджетные организации

Цели и порядок разработки перечней должностей и полномочий государственных должностных и приравненных к ним лиц

Руслан Киеня

Руслан Киеня
юрист

20.12.2022

Многие организации, в которых не предусмотрено прохождение государственной службы спрашивают: правом или обязанностью является разработка и утверждение перечней должностей и полномочий государственных должностных лиц (далее - ГДЛ) и лиц, приравненных к ним?

 

Мотивированный ответ на этот вопрос и рекомендации по разработке и утверждению соответствующих перечней приведены в разделах:

Нужны ли перечни, и если да, то какие?

В рамках применения Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» все организации, в которых не предусмотрено прохождение госслужбы, можно разделить на три группы:

1) государственные организации (далее - госорганизации);

2) негосударственные организации, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (далее - негосударственные организации с преобладающей долей госсобственности в уставных фондах);

3) иные негосударственные организации.

 

справочно

Справочно

К иным негосударственным организациям можно отнести ЧУП, хозобщества без доли госсобственности в уставных фондах или с долей госсобственности в уставных фондах менее 50 %, производственные кооперативы, частные учреждения, общественные организации и др.

 

Законодательством не установлена обязанность организаций разрабатывать и утверждать перечни должностей и полномочий ГДЛ и приравненных к ним лиц.

Предложение разрабатывать и утверждать подобные перечни было выдвинуто автором настоящего материала несколько лет назад и нашло поддержку у правоприменителей.

Во многих организациях, в которых не предусмотрено прохождение госслужбы, разработка и утверждение подобных перечней стали неотъемлемым элементом антикоррупционной работы.

В госорганизациях и негосударственных организациях с преобладающей долей госсобственности в уставных фондах рекомендуется разработать и утвердить два перечня:

1) должностей ГДЛ;

2) должностей и полномочий лиц, приравненных к ГДЛ.

В иных негосударственных организациях рекомендуется разработать и утвердить один перечень - должностей и полномочий лиц, приравненных к ГДЛ.

Государственные должностные и приравненные к ним лица: в чем отличия?

При разработке перечней следует учитывать нормы Закона № 305-З, из которых следует в том числе, что:

• в госорганизациях и негосударственных организациях с преобладающей долей госсобственности в уставных фондах есть как ГДЛ, так и приравненные к ним лица;

• в иных негосударственных организациях есть только лица, приравненные к ГДЛ.

Работник может иметь статус ГДЛ в силу занятия определенной должности, а статус лица, приравненного к ГДЛ, - как в силу занятия определенной должности, так и в силу наличия специальных полномочий на совершение юридически значимых действий (абз.3 и 5 ст.1 Закона № 305-З).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 апреля 2024 г. следует руководствоваться абз.3 и 5 ст.1 Закона № 305-З в ред. Закона от 07.02.2023 № 248-З.

 

справочно

Справочно

Совершение юридически значимых действий - совершение таких действий, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица (п.8 постановления Пленума Верховного Суда от 16.12.2004 №12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (статьи 424-428 Уголовного кодекса Республики Беларусь)»).

 

В госорганизациях и негосударственных организациях с преобладающей долей госсобственности в уставных фондах:

✓ ГДЛ являются лица, занимающие в этих организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;

✓ лицами, приравненными к ГДЛ, являются в том числе лица, занимающие в этих организациях:

- должности, не связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, однако в силу занятия таких должностей уполномоченные на совершение юридически значимых действий;

- должности, связанные либо не связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей и получившие специальные полномочия на совершение юридически значимых действий.

Совершение лицом, занимающим в организации определенную должность, юридически значимых действий по специальному полномочию означает, что право совершать такие действия:

• не входит в круг полномочий для этой должности;

• предоставляется лицу, занимающему эту должность, дополнительно в пределах, строго ограниченных актами законодательства или локальными документами организации (приказом, распоряжением, доверенностью и т. д.).

При этом специальные полномочия, как правило, предоставляются на определенное время или для выполнения определенного задания.

 

пример ситуация

Пример

Работник организации может быть наделен специальными полномочиями на совершение юридически значимых действий:

• приказом о создании комиссии по закупкам за счет собственных средств - путем включения этого работника в состав такой комиссии и наделения его правом участия в принятии решений о закупках;

• доверенностью на участие в судебных заседаниях в качестве представителя организации при рассмотрении конкретного гражданского дела по иску организации - путем наделения этого работника правом принятия решений об отказе от иска, о заключении мирового соглашения, об уменьшении или увеличении объема исковых требований.

В иных негосударственных организациях все вышеуказанные лица имеют одинаковый антикоррупционный статус - лица, приравненного к ГДЛ.

Для чего нужны перечни?

Утверждение перечней помогает упорядочить антикоррупционную работу с ГДЛ и приравненными к ним лицами, в частности, позволяет:

• разъяснять нормы антикоррупционного законодательства, установленные для ГДЛ (лиц, приравненных к ГДЛ), лишь тем лицам, должности (должности и (или) полномочия) которых включены в соответствующие перечни;

• требовать только от этих лиц соблюдения соответствующих норм законодательства и привлекать только этих лиц к ответственности за их нарушение;

• истребовать письменное обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений (далее - обязательство) исключительно у тех лиц, которые претендуют на занятие должностей (занимают должности), включенных (включенные) в перечень должностей ГДЛ.

Поскольку истребование обязательства у ГДЛ является обязанностью кадровых служб организаций, утверждение перечней позволяет:

1) снять с кадровых служб явно завышенную ответственность за ошибки при определении круга ГДЛ;

2) исключить со стороны кадровых служб злоупотребления при определении круга ГДЛ;

3) предотвратить попытки неправомерного влияния на кадровые службы в целях исключения конкретных лиц из круга ГДЛ или, наоборот, включения конкретных лиц в круг ГДЛ.

Ошибки и злоупотребления при определении круга ГДЛ и приравненных к ним лиц могут привести к незаконному ограничению конституционных прав конкретных лиц, снижению эффективности антикоррупционной работы, создать благоприятные условия для совершения правонарушений, связанных с коррупцией.

 

пример ситуация

Пример

Ситуация 1. Истребование обязательства у лиц, не являющихся ГДЛ, может привести к ограничению права этих лиц на занятие предпринимательской деятельностью, выполнение иной оплачиваемой работы и других конституционных прав.

Ситуация 2. Лица, которые не уведомлены о наличии у них статуса ГДЛ и не подписали обязательство, могут неумышленно нарушать требования антикоррупционного законодательства для ГДЛ (заниматься предпринимательской деятельностью, принимать подарки в связи с исполнением служебных обязанностей с нарушением установленных ограничений, нарушать установленный порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов и т. п.), а привлечение этих лиц к ответственности за такие нарушения является проблематичным.

Аналогичные проблемы могут возникнуть и с лицами, которые не уведомлены о наличии у них статуса лица, приравненного к ГДЛ.

Кто разрабатывает и утверждает перечни?

Подготовку перечней целесообразно поручить кадровой службе совместно, как минимум, с юридической службой и службой организации труда и заработной платы.

Особое внимание необходимо уделить изучению штатного расписания и документов, в которых могут быть закреплены полномочия по выполнению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, а также совершению юридически значимых действий, - положений о структурных подразделениях, должностных инструкций, действующих доверенностей, приказов о создании и полномочиях различных комиссий, других локальных документов организации.

В перечни рекомендуется вносить лишь наименования должностей и полномочий без указания персональных сведений (Ф.И.О.) о лицах, занимающих соответствующие должности или выполняющих соответствующие полномочия.

В противном случае перечни придется постоянно корректировать в связи с различными организационными изменениями (перевод, перемещение, увольнение, изменение составов комиссий, истечение срока действия или отмена доверенностей и т. п.).

Утверждать перечни целесообразно руководителю организации, который в соответствии с Законом № 305-З обязан обеспечить принятие в организации всех необходимых мер по борьбе с коррупцией и несет за это персональную ответственность.

В организациях, в которых создана антикоррупционная комиссия, перечни до их утверждения целесообразно также рассмотреть и согласовать на заседании такой комиссии. Это позволит не только повысить роль антикоррупционной комиссии в координации деятельности по борьбе с коррупцией, но и стать дополнительной гарантией полноты перечней.

Перечни могут быть рассмотрены и утверждены решением антикоррупционной комиссии без дополнительного их утверждения руководителем организации, если он является председателем указанной комиссии (п.1, ч.1 п.2 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции, утв. постановлением Совмина от 26.12.2011 №1732).

 

справочно

Справочно

Полномочия антикоррупционной комиссии по согласованию (утверждению) перечней рекомендуется закрепить в ЛПА (например, в Положении о комиссии).

 

Содержание перечней следует постоянно контролировать, поскольку оно может изменяться, например, в связи с:

• изменением доли государства в уставном фонде организации;

• изменением штатного расписания (введение в штатное расписание новой руководящей должности или, наоборот, сокращение такой должности и т. п.);

• выдачей доверенностей на совершение новых юридически значимых действий;

• созданием новых комиссий и других коллегиальных структур, уполномоченных принимать решения, влекущие юридически значимые последствия.

Какие еще перечни можно утвердить?

В некоторых организациях помимо вышеназванных перечней дополнительно утверждается перечень должностей с наиболее высоким риском коррупционных проявлений. В указанный перечень могут быть включены, например, должности руководителя организации и его заместителей, главного бухгалтера, руководителя контрольно-ревизионной службы и ревизоров, руководителей специализированных подразделений по закупкам, руководителей других служб, которые реализуют свои полномочия в сферах деятельности, наиболее подверженных коррупции.

В отношении кандидатов на должности с наиболее высоким риском коррупционных проявлений (далее - кандидаты) рекомендуется следующее.

1. Истребовать характеристики с предыдущих мест их работы.

 

справочно

Справочно

Всем нанимателям предоставлено право при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы (независимо от его согласия) (ч.1 п.11 Декрета от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций).

 

Кроме того, при приеме на работу работника в госорганизации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в госсобственности, наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:

1) характеристику с предыдущего места его работы;

2) характеристику из госорганизации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которой находится в госсобственности, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет. Если таким местом работы являлось несколько указанных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них (ч.2 п.11 Декрета № 5).

2. Истребовать сведения о привлечении их к уголовной и административной ответственности из органов внутренних дел.

 

справочно

Справочно

Такие сведения могут быть предоставлены организациям только с согласия кандидатов (ч.1 ст.12 Закона от 09.01.2006 № 94-З «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений»). В то же время при приеме на работу работника на руководящие должности в госорганизации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в госсобственности, наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать такие сведения в отношении кандидата на указанные должности независимо от его согласия (абз.14 ч.2 ст.12 Закона № 94-З, ч.2 п.11 Декрета № 5). И при этом такие сведения предоставляются нанимателям бесплатно.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 апреля 2024 г. в абз.15 ч.2 ст.12 Закона № 94-З слова «привлечением их к административной и (или) уголовной ответственности» заменены словами «совершением ими правонарушений» Законом от 24.10.2023 № 307-З.

 

3. Проводить собеседование и проверку знания основ антикоррупционного законодательства (с согласия кандидатов).

Кандидатам может быть также предложено представить декларацию о конфликте интересов.

 

справочно

Справочно

Декларация о конфликте интересов - это анкета, в которой кандидат отвечает на конкретные вопросы и сообщает о конфликтах интересов, которые могут возникнуть в связи с назначением его на должность с наиболее высоким риском коррупционных проявлений.

Заполнение декларации о конфликте интересов законодательством не предусмотрено. Форму такой декларации и необходимость ее заполнения кандидатами (с их согласия) организации должны предусмотреть в локальном правовом акте.

 

Некоторые организации проводят в отношении кандидатов (с их согласия) психологическое или психофизиологическое (с применением полиграфа) тестирование с привлечением квалифицированных специалистов.

Для лиц, должности которых включены в перечень должностей с наиболее высоким риском коррупционных проявлений, целесообразно установить компенсационные преимущества, стимулирующие антикоррупционное поведение. Например, преимущества в оплате труда с учетом возможного коррупционного вознаграждения за злоупотребление ими служебными полномочиями или иное противоправное использование служебного положения.

В отношении лиц, занимающих такие должности, следует осуществлять повышенный антикоррупционный контроль, в том числе путем проведения в порядке внутрихозяйственного контроля регулярных проверок осуществляемой ими деятельности.

 

список

Дополнительно по теме

Положение о комиссии по противодействию коррупции (с комментариями).

Основы противодействия коррупции в организациях.

Обязательно ли разрабатывать перечни должностей и полномочий государственных должностных лиц (ГДЛ) и лиц, приравненных к ним?