Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
Управление конфликтом интересов как инструмент борьбы с коррупцией
Управление конфликтом интересов - один из способов обеспечения надлежащего исполнения должностными лицами своих служебных (трудовых) обязанностей (далее - служебные обязанности), используемый в качестве инструмента борьбы с коррупцией, особенно ее предупреждения.
Автор раскрыл тему в разделах:
1. Понятие и основные признаки конфликта интересов: теория и законодательство
В теории борьбы с коррупцией под конфликтом интересов, как правило, понимается противоречие между личными интересами должностного лица и близких ему лиц и публичными (общественно-правовыми, служебными) интересами, когда есть основания полагать, что под влиянием личных интересов должностное лицо уже не в состоянии действовать объективно и беспристрастно и при исполнении своих служебных обязанностей может принять решения или совершить иные действия, нарушающие права и законные интересы других граждан, организаций, общества, государства.
При этом к лицам, близким должностному лицу, относят не только его супруга (супругу), близких родственников и свойственников, но и любых других лиц, которых должностное лицо признает своими близкими.
Конфликт интересов условно можно разделить на потенциальный и реальный.
Потенциальный конфликт интересов - это ситуация, когда должностное лицо в случае исполнения в будущем определенных служебных обязанностей может оказаться под влиянием личных интересов, что приведет к возникновению реального конфликта интересов.
Реальный конфликт интересов - это ситуация, когда должностное лицо фактически исполняет служебные обязанности, которые находятся в сфере влияния личных интересов.
Возникновение конфликта интересов не доказательство совершения коррупционного деяния, однако может привести к его совершению.
Ситуацию, при которой должностное лицо под влиянием личных интересов ненадлежащим образом исполнило свои служебные обязанности, следует рассматривать уже не как конфликт интересов, а как состоявшийся факт неправомерного поведения, в том числе коррупции.
Конфликт интересов может присутствовать в деятельности любых должностных лиц, но на законодательном уровне регулируются чаще всего механизмы управления конфликтом интересов, с которым сталкиваются государственные служащие и другие лица, уполномоченные на выполнение так называемых государственных функций.
Управление конфликтом интересов в организациях частного сектора экономики, как правило, осуществляется в порядке, предусмотренном ЛПА этих организаций, в том числе кодексами профессиональной этики.
В национальном законодательстве определение термина «конфликт интересов» впервые дано в Законе от 22.12.2011 № 332-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией"» и впоследствии продублировано в Законе от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией».
Конфликт интересов - это ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе) (абз.12 ст.1 Закона № 305-З).
Таким образом, национальный законодатель определил конфликт интересов как ситуацию, которая возникает в деятельности государственного должностного лица.
![]() |
Справочно Исчерпывающий перечень государственных должностных лиц приведен в абз.3 ст.1 Закона № 305-З и включает в себя в том числе: • всех государственных гражданских служащих; • лиц, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающих должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (далее - организации с преобладающей долей государства в уставных фондах).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 апреля 2024 г. следует руководствоваться абз.3 ст.1 Закона № 305-З с учетом изменений, внесенных Законом от 07.02.2023 № 248-З. |
При этом в ст.21 Закона № 305-З установлен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица.
Вышеизложенное не означает, что ситуации, которые в соответствии с Законом № 305-З возникают в деятельности государственных должностных лиц и называются конфликтом интересов, не могут возникать в деятельности лиц, приравненных к государственным должностным лицам.
![]() |
Справочно Исчерпывающий перечень лиц, приравненных к государственным должностным лицам, приведен в абз.5 ст.1 Закона № 305-З. Государственные должностные лица, как и лица, приравненные к ним, являются должностными лицами.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 апреля 2024 г. следует руководствоваться абз.5 ст.1 Закона № 305-З с учетом изменений, внесенных Законом № 248-З. |
Порядок предотвращения и урегулирования подобных ситуаций, возникающих в деятельности лиц, приравненных к государственным должностным лицам, может быть определен в ЛПА организаций, и для целей соответствующих актов эти ситуации также могут называться конфликтом интересов, однако без ссылки на абз.12 ст.1 и ст.21 Закона № 305-З.
![]() |
Обратите внимание! Закон № 305-З ограничил круг ситуаций конфликта интересов ситуациями, в которых государственное должностное лицо находится под влиянием своих собственных личных интересов либо личных интересов своих супруга (супруги), близких родственников или свойственников. |
Из Закона № 305-З следует, что государственное должностное лицо, оказавшееся под влиянием личных интересов других близких ему лиц (бывший супруг или родственник, не относящийся к близким родственникам, или близкий друг и др.), не находится в ситуации конфликта интересов.
Мнение автора
Такое ограниченное понимание конфликта интересов в Законе № 305-З на данном этапе представляется оправданным.
По мере наработки правоприменительной практики перечень должностных лиц - субъектов конфликта интересов в Законе № 305-З может быть расширен.
Конфликт интересов - сложная правовая категория с неоднозначными характеристиками, допускающими различные, часто субъективные трактовки.
В практике применения института конфликта интересов один из наиболее сложных по содержанию термин «личные интересы».
В Законе № 305-З личные интересы отнесены к категории внеслужебных интересов.
Системный анализ актов национального законодательства свидетельствует, что в этих актах используются:
• наряду с терминами «личные интересы», «личный интерес» - схожий термин «личная заинтересованность»;
• термины «имущественный и иной личный интерес» и «корыстная и иная личная заинтересованность».
![]() |
Справочно См. п.2 ст.424, п.2 ст.425, п.2 ст.426 УК, п.2 ст.17 Закона от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», п.2 ст.7, п.1 ст.26 Закона от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности»,ч.2 п.14 Указа от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», ч.6 п.231 Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и др.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 сентября 2024 г. Указом от 27.03.2024 № 112 в новой редакции изложен Указ № 300, в частности его название: «О безвозмездной (спонсорской) помощи». Комментарий см. здесь. С 11 июня 2025 г. текст Закона № 133-З изложен в новой редакции Законом от 05.12.2024 № 44-З. Следует руководствоваться п.2 ст.19 Закона № 133-З. Комментарий см. здесь. |
Поскольку в Законе № 305-З не указано иное, следует констатировать, что под личными интересами в нем понимаются как имущественные, так и неимущественные интересы.
| Личные имущественные интересы | ||||||||
|
|
||||||||
| Охватывают реальную или потенциальную имущественную выгоду |
|
Получение наличных или безналичных денежных средств, начисление дивидендов по акциям, увеличение стоимости имеющегося в собственности движимого или недвижимого имущества, приобретение в собственность нового имущества, получение услуг имущественного характера и т. п. | ||||||
| Личные неимущественные интересы | ||||||||
|
|
||||||||
| Связаны с различными нематериальными благами |
|
Жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и др., могут вытекать из семейных и иных личных (например, дружеских) отношений, участия в политической, культурной, спортивной, иной общественной деятельности (п.1 ст.151 ГК) | ||||||
|
| ||||||||
| К личным неимущественным интересам можно отнести стремление: - создать благоприятные условия жизни и труда для близких родственников; - оздоровить себя и своего ребенка; - обеспечить близкому родственнику победу на спортивных соревнованиях; - получить авторское право на результат интеллектуальной деятельности; - удовлетворить интересы политической партии, членом которой является должностное лицо, и т. д. Личные неимущественные интересы могут также выражаться в стремлении, обусловленном такими побуждениями личного характера, как карьеризм, протекционизм, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, скрыть свою некомпетентность и т. п. (ч.2 п.21 постановления Пленума Верховного Суда от 16.12.2004 № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (статьи 424-428 Уголовного кодекса Республики Беларусь)») | ||||||||
Важно понимать, что:
• у каждого должностного лица имеются личные интересы, что само по себе неизбежно;
• в некоторых случаях у должностного лица личные интересы хотя и присутствуют, однако в силу своей незначительности не оказывают никакого влияния на совершаемые им при исполнении служебных обязанностей действия и не приводят к каким-либо нарушениям.
2. Основы управления конфликтом интересов
Понятие «управление конфликтом интересов» встречается в научной литературе, однако не используется в Законе № 305-З.
Управление конфликтом интересов можно представить как комплекс мер, принимаемых в целях недопущения возникновения (предотвращения) и выявления потенциального и реального конфликта интересов, а в случае возникновения реального конфликта интересов - его урегулирования.
Управление конфликтом интересов должно быть организовано таким образом, чтобы соблюсти баланс между интересами должностного лица и интересами других граждан, организаций, общества и государства.
Принятие чрезмерно жестких мер в этой сфере может привести к тому, что приобретение статуса должностного лица станет абсолютно непривлекательным.
Управление конфликтом интересов можно условно разделить на следующие основные этапы.
1. Определение лица, ответственного за организацию и координацию работы по управлению конфликтом интересов.
Мнение автора
Таким лицом может быть определен, например, руководитель организации, или председатель созданной в организации коллегиальной структуры по координации деятельности по борьбе с коррупцией, или работник, выполняющий функции контактного лица по вопросам противодействия коррупции.
2. Определение лиц, вовлекаемых в процесс управления конфликтом интересов, и их полномочий в этом процессе.
3. Закрепление в ЛПА принципа конфиденциальности информации о конфликте интересов, который означает недопустимость разглашения информации о конфликте интересов лицом, которому такая информация стала известна при исполнении служебных обязанностей.
Мнение автора
Нормы о неразглашении информации о конфликте интересов целесообразно закрепить, например, в положении об управлении конфликтом интересов и должностных инструкциях работникам, которые могут получить доступ к такой информации.
4. Определение примерного перечня ситуаций конфликта интересов.
5. Принятие мер общей профилактики конфликта интересов.
6. Установление процедуры выявления ситуаций конфликта интересов,
в том числе раскрытия должностными лицами информации о конфликте интересов в своей деятельности, а также самостоятельного выявления организацией ситуаций конфликта интересов в деятельности должностных лиц.
7. Принятие мер по предотвращению или урегулированию конкретных ситуаций конфликта интересов.
8. Анализ накопленного опыта управления конфликтом интересов и принятие мер по совершенствованию работы в этом направлении.
3. Лица, вовлекаемые в процесс управления конфликтом интересов
Обязанности в сфере управления конфликтом интересов должны быть возложены как на самих должностных лиц - субъектов такого конфликта, так и на организации, в которых они работают (далее - наниматель).
Основные обязанности должностных лиц:
• обеспечивать постоянный личный самоконтроль;
• руководствоваться исключительно требованиями законодательства и ЛПА;
• соблюдать антикоррупционные запреты и ограничения;
• быть объективными и беспристрастными, игнорировать любые личные выгоды, пресекать возникающие побуждения оказать кому-либо неправомерную услугу или иное противоправное предпочтение, предоставить необоснованные льготы и привилегии;
• обеспечить независимость совершаемых действий, в том числе принимаемых решений, от своих семейных, политических, религиозных, этнических или иных вкусов и предпочтений;
• принимать все возможные меры по недопущению возникновения в своей деятельности потенциального конфликта интересов;
• при выявлении в своей деятельности потенциального или реального конфликта интересов в установленном порядке уведомлять об этом представителя нанимателя;
• содействовать нанимателю в предотвращении и урегулировании конфликта интересов.
Основные обязанности нанимателя:
• общая профилактика конфликта интересов;
• принятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, уведомления о возникновении или возможности возникновения которого поступили от самих должностных лиц;
• самостоятельное выявление конфликта интересов в деятельности должностных лиц и принятие мер по его предотвращению или урегулированию.
При этом в процесс управления конфликтом интересов со стороны нанимателя должны быть вовлечены не только руководитель организации и непосредственные руководители должностных лиц, но и, например:
• кадровая служба;
• служба экономической безопасности;
• контрольно-ревизионная служба;
• созданная в организации коллегиальная структура по координации деятельности по борьбе с коррупцией.
4. Ситуации конфликта интересов
Привести универсальный исчерпывающий перечень ситуаций конфликта интересов невозможно.
Актами законодательства могут быть утверждены примерные перечни ситуаций конфликта интересов для всех должностных лиц или их отдельных категорий, а ЛПА организаций - основанные на вышеуказанных перечнях примерные перечни ситуаций конфликта интересов, учитывающие особенности структуры, производственной, финансовой, иной хозяйственной, контрольной и другой деятельности организаций.
Утверждение таких перечней должно дисциплинировать должностных лиц, поскольку они будут обязаны уведомлять обо всех ситуациях, указанных в перечнях, и за невыполнение этой обязанности понесут дисциплинарную и иную ответственность.
К ситуациям конфликта интересов можно отнести, например, следующие ситуации.
![]() |
Ситуация 1 Должностное лицо - учредитель (участник, собственник имущества), руководитель, заместитель руководителя или главный бухгалтер другой организации либо супруг (супруга), близкий родственник или свойственник учредителя (участника, собственника имущества), руководителя, заместителя руководителя или главного бухгалтера другой организации, если отношения с такой организацией входят в вопросы служебной деятельности должностного лица, в том числе если это лицо: • осуществляет в отношении такой организации государственно-властные, контрольные, надзорные и другие подобные полномочия; • принимает решение (участвует в принятии решения) о заключении с такой организацией договора (является членом конкурсной комиссии, составляет и подписывает конкурентный лист, дает оценку соответствия конкурсного предложения техническому заданию, визирует проект договора, подписывает договор и т. д.); • подписывает или визирует дополнительные соглашения и спецификации к договору с такой организацией, товаросопроводительные, платежные, таможенные и другие документы к этому договору; • контролирует исполнение такой организацией заключенного договора; • принимает у такой организации результаты выполненных работ, проверяет качество поставленных товаров и т. п.; • проводит с такой организацией претензионно-исковую работу; • инициирует применение или принимает решение о применении к такой организации мер ответственности за нарушение условий договора. |
![]() |
Ситуация 2 В вопросы служебной деятельности должностного лица входят отношения с: • индивидуальным предпринимателем или лицом, осуществляющим деятельность без регистрации в качестве ИП (на условиях самозанятости), являющимся его супругом (супругой), близким родственником или свойственником; • ним самим как с ИП или лицом, осуществляющим деятельность без регистрации в качестве ИП (на условиях самозанятости); • организацией, ИП или лицом, осуществляющим деятельность без регистрации в качестве ИП (на условиях самозанятости), перед которыми должностное лицо, его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники имеют имущественные обязательства. |
![]() |
Ситуация 3 Должностное лицо принимает подарки ко дню рождения или другому событию личного характера от физического лица или организации, отношения с которыми входят в вопросы его служебной деятельности. |
![]() |
Ситуация 4 Должностное лицо планирует трудоустроиться в другую организацию, отношения с которой входят в вопросы его служебной деятельности. |
![]() |
Ситуация 5 Должностное лицо рассматривает обращение своего супруга (супруги), близкого родственника или свойственника либо организации, в которой его супруг (супруга), близкий родственник или свойственник является учредителем (участником, собственником имущества), руководителем, заместителем руководителя или главным бухгалтером. |
![]() |
Ситуация 6 Должностное лицо находится в непосредственной подчиненности или подконтрольности другого должностного лица, являющегося его супругом (супругой), близким родственником или свойственником. |
![]() |
Ситуация 7 В непосредственной подчиненности или подконтрольности должностного лица находится работник, являющийся его супругом (супругой), близким родственником или свойственником. |
![]() |
Ситуация 8 Должностное лицо: • принимает решение или участвует в принятии решения о приеме на оплачиваемую работу лица, которое является его супругом (супругой), близким родственником или свойственником; • входит в состав аттестационной (квалификационной и т. п.) комиссии, на которой рассматривается вопрос об аттестации (присвоении разряда и т. п.) работника (работнику), являющегося (являющемуся) его супругом (супругой), близким родственником или свойственником; • проводит проверку в порядке внутрихозяйственного контроля или служебное разбирательство (участвует в проведении такой проверки или такого разбирательства), в ходе которых дает оценку (участвует в оценке) деятельности работника, являющегося его супругом (супругой), близким родственником или свойственником, или подразделения, которое возглавляет работник, являющийся его супругом (супругой), близким родственником или свойственником; • принимает решение или участвует в принятии решения о привлечении к ответственности или поощрении работника, являющегося его супругом (супругой), близким родственником или свойственником. |
![]() |
Ситуация 9 Должностное лицо принимает индивидуальные подарки от непосредственно подчиненного ему работника, выходящие за рамки символических знаков внимания. |
![]() |
Ситуация 10 Должностное лицо имеет доступ к информации, которая затрагивает его личные интересы и (или) личные интересы его супруга (супруги), близкого родственника или свойственника. |
5. Общая профилактика конфликта интересов
Общая профилактика конфликта интересов ориентирована прежде всего на то, чтобы не допустить возникновения потенциального конфликта интересов и, как следствие, реального конфликта интересов.
Важная мера общей профилактики конфликта интересов - установление для должностных лиц в актах законодательства специальных обязанностей, запретов и ограничений, нарушение которых может привести к возникновению конфликта интересов.
Например, в ст.17, 20, 25 Закона № 305-З для государственных должностных лиц установлены:
• ограничения по:
занятию предпринимательской деятельностью;
совершению сделок от имени государственных и негосударственных организаций;
участию в управлении коммерческими организациями;
выполнению иной оплачиваемой работы;
• обязанности:
не вмешиваться в деятельность других должностных лиц, юрлиц и ИП, если это не входит в круг полномочий государственных должностных лиц и не основано на законодательном акте;
не оказывать при подготовке и принятии решений неправомерное предпочтение интересам физических или юридических лиц, не предоставлять им необоснованные льготы и привилегии и не оказывать содействие в их предоставлении.
Кроме того, в ст.17, 19, 25 Закона № 305-З для государственных должностных и приравненных к ним лиц установлены:
• ограничения по:
принятию имущества, получению другой выгоды в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных обязанностей;
осуществлению поездок за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы служебной (трудовой) деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц;
вхождению в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в организации;
• обязанности не использовать:
служебное положение при решении вопросов, затрагивающих их внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью;
во внеслужебных интересах информацию, полученную при исполнении служебных обязанностей.
Приведем примеры ограничений для некоторых категорий должностных лиц.
1. Регистраторы организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее - регистраторы).
Регистраторы не вправе:
• быть поверенными у третьих лиц по вопросам, связанным с государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
• самостоятельно или через посредника принимать участие в управлении юрлицами, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь (п.3 ст.17 Закона № 133-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 июня 2025 г. следует руководствоваться п.3 ст.19 Закона № 133-З в ред. Закона № 44-З. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Справочно Регистраторы являются лицами, приравненными к государственным должностным лицам, в связи с наличием у них полномочий на совершение юридически значимых действий (абз.5 ст.1 Закона № 305-З). При этом некоторые ограничения, установленные для регистраторов в п.3 ст.17 Закона № 133-З, схожи с ограничениями, которые установлены в ст.17 Закона № 305-З для государственных должностных лиц. |
2. Проверяющие.
Проверяющий не имеет права участвовать в проверке и обязан заявить самоотвод, когда он, в частности:
• является учредителем (акционером, участником, членом) либо работником проверяемого субъекта - юридического лица;
• является супругом (супругой), близким родственником или свойственником проверяемого субъекта - физического лица;
• является супругом (супругой), близким родственником или свойственником учредителя (участника, собственника имущества, члена), руководителя проверяемого субъекта - юридического лица или другого должностного лица, чья деятельность будет проверяться;
• являлся работником проверяемого субъекта в течение срока менее 3 лет до дня начала проверки (п.10 Положения о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом № 510).
![]() |
Справочно Проверяющий - должностное лицо контролирующего (надзорного) органа, уполномоченное на проведение проверок по вопросам, отнесенным к компетенции этого контролирующего (надзорного) органа (абз.12 п.2 Положения № 510). Проверяющие, которые являются государственными гражданскими служащими, имеют статус государственного должностного лица, а иные проверяющие как минимум могут быть признаны лицами, приравненными к государственным должностным лицам, в связи с наличием у них полномочий на совершение юридически значимых действий (абз.3 и 5 ст.1 Закона № 305-З). |
3. Члены комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок за счет собственных средств.
В организациях, имущество которых находится в республиканской собственности, и иных организациях, для которых требования постановления Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» являются обязательными, членами комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок за счет собственных средств, не могут быть, например:
• физические лица, подавшие предложения на участие в процедуре закупки;
• работники и иные лица, входящие в состав органов управления потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения на участие в процедуре закупки;
• физические лица, являющиеся участниками, учредителями (собственниками имущества) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (подп.1.1 п.1, подп.2.7 п.2 постановления № 229).
4. Члены комиссии по государственным закупкам.
Схожие ограничения установлены в п.3 ст.14 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и к составу комиссий по государственным закупкам.
![]() |
Справочно Члены комиссий, создаваемых для проведения процедур закупок за счет собственных средств, и комиссий по государственным закупкам являются лицами, приравненными к государственным должностным лицам, в связи с наличием у них полномочий на участие в принятии комиссиями решений, влекущих правовые последствия (абз.5 ст.1 Закона № 305-З). |
Большое значение для общей профилактики конфликтов интересов имеет установленная законодательством для отдельных категорий должностных лиц, их супруга (супруги) и близких родственников обязанность декларировать доходы и имущество (ст.29-32 Закона № 305-З).
Представление деклараций о доходах и имуществе в определенной степени создает препятствия для злоупотреблений по службе (работе), поскольку в декларациях должностные лица, их супруг (супруга) и близкие родственники обязаны отражать сведения о некоторых своих личных интересах, вытекающих из совершенных ими сделок по реализации и приобретению имущества, связанных с получением ими доходов по трудовым договорам и договорам подряда и др.
К мерам общей профилактики конфликтов интересов следует также отнести совершенствование организационно-кадровой структуры организации (ее обособленных и структурных подразделений) в целях исключения совместной службы (работы) лиц, являющихся супругами, близкими родственниками или свойственниками, если такая работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из этих лиц другому.
Между супругами, близкими родственниками и свойственниками, как правило, есть особая моральная и материальная общность, отмечается стремление оказывать содействие друг другу в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей. Служба (работа) таких лиц в одной организации, сопряженная с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, создает благоприятную почву для различных злоупотреблений, направленных в том числе на совместное обогащение, сокрытие одним из них правонарушений, совершенных другим, и т. д.
Если на государственной службе такая совместная работа супругов, близких родственников и свойственников полностью запрещена, то для иных лиц, работающих в государственных организациях, соответствующие ограничения более либеральные.
![]() |
Справочно См. ч.1 ст.18 Закона № 305-З, подп.1.6 п.1 ст.38, подп.1.2 п.1 ст.46 Закона от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе», подп.40.3 п.40 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь, утв. Указом от 15.03.2012 № 133, и др.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 марта 2025 г. подп.40.3 п.40 Положения № 133 изложен в новой редакции Указом от 09.09.2024 № 353. |
Запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении), организации с преобладающей долей государства в уставном фонде (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, лиц, состоящих между собой в близком родстве (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки) или свойстве (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры супруга (супруги)), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (ч.2 ст.18 Закона № 305-З, ч.1 ст.27 ТК).
Аналогичный запрет может устанавливаться и в иных организациях (обособленных подразделениях) по решению собственника имущества организации или уполномоченного им органа (ч.2 ст.27 ТК).
Предусмотренные ч.2 ст.18 Закона № 305-З и ч.1 ст.27 ТК ограничения по совместной работе в государственных организациях и организациях с преобладающей долей государства в уставных фондах супругов, близких родственников и свойственников нельзя признать в достаточной степени всеобъемлющими и эффективными мерами в предотвращении конфликта интересов, а тем более коррупции.
Из содержания таких ограничений следует, например, что руководитель структурного подразделения государственной организации и организации с преобладающей долей государства в уставном фонде может являться супругом (супругой), близким родственником или свойственником лица, занимающего должность заместителя руководителя этого же структурного подразделения.
Однако ничто не препятствует как государственным, так и негосударственным организациям в целях предупреждения коррупционных проявлений избегать назначения конкретных лиц на должности, не перечисленные в ч.2 ст.18 Закона № 305-З и ч.1 ст.27 ТК, если, занимая такие должности, эти лица будут находиться в непосредственной подчиненности или подконтрольности своих супруга (супруги), близких родственников или свойственников, руководить ими или принимать в отношении их иные решения по работе.
При этом в государственных организациях и организациях с преобладающей долей государства в уставных фондах такая практика назначения на соответствующие должности может быть прямо обоснована требованиями ст.21 Закона № 305-З о необходимости принятия мер по предотвращению конфликта интересов в деятельности государственных должностных лиц.
Кроме того, в целях общей профилактики конфликта интересов целесообразны:
• предварительный анализ имеющихся сведений в отношении лиц, претендующих на занятие должности должностного лица, в целях выявления конфликта интересов, который может возникнуть в случае назначения этих лиц на соответствующую должность;
• ротация кадров;
• регулярное уточнение и оптимизация служебных обязанностей должностных лиц в целях исключения случаев:
наделения нескольких должностных лиц одинаковыми полномочиями по одним и тем же вопросам;
наличия у должностных лиц дискреционных полномочий, то есть полномочий действовать по своему личному усмотрению;
наличия у должностных лиц полномочий осуществлять контроль за законностью и обоснованностью своих собственных решений либо решений работников, которые являются их супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками;
• включение норм, связанных с управлением конфликтом интересов, в должностные инструкции должностным лицам;
• установление эффективной системы контроля за исполнением должностными лицами своих служебных обязанностей, соблюдением ими антикоррупционных запретов и ограничений.
Мнение автора
Обязанности по осуществлению контроля за соблюдением должностными лицами антикоррупционных запретов и ограничений целесообразно возложить на тех работников, которые при исполнении служебных обязанностей в рамках имеющихся полномочий могут получить информацию о нарушении таких запретов и ограничений, в том числе на:
- руководителя организации и его заместителей;
- кадровую, контрольно-ревизионную, юридическую службу;
- службу экономической безопасности;
- непосредственных руководителей должностных лиц;
• ведение учета подарков, получаемых должностными лицами, их супругом (супругой), близкими родственниками и свойственниками в связи с исполнением должностными лицами служебных обязанностей.
Мнение автора
Постановлением Совмина от 02.05.2023 № 289 утверждено Положение, которым определен порядок сдачи, учета, хранения, определения стоимости и реализации имущества, в том числе подарка, предоставленного должностному лицу, его супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам, принятого в связи с исполнением должностным лицом служебных обязанностей.
В п.2 Положения № 289 установлен перечень случаев, на которые действие Положения № 289 не распространяется, включающий в том числе случаи, предусмотренные абз.3 и 4 ч.7 ст.17 Закона № 305-З.
В результате Положение № 289 не обязывает, к примеру, учитывать по месту работы должностного лица подарки, принятые должностным лицом, его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, которые получены ими в связи с исполнением должностным лицом служебных обязанностей при проведении протокольных и иных официальных мероприятий (далее - официальные мероприятия), если стоимость каждого подарка не превышает 20-кратного размера БВ на дату его получения.
Для обеспечения надлежащего контроля за соблюдением должностными лицами ограничений по принятию подарков и предотвращения конфликта интересов в ЛПА организаций целесообразно:
- установить обязанность должностных лиц сообщать по месту работы о получении в связи с исполнением служебных обязанностей:
от нескольких дарителей на одном официальном мероприятии подарков, совокупная стоимость которых превышает, например, 40 БВ;
от одного и того же дарителя на нескольких официальных мероприятиях в течение одного календарного года нескольких подарков, стоимость каждого из которых не превышает 20 БВ;
- предусмотреть ведение учета таких подарков;
• заблаговременное предоставление членам коллегиальных органов и других коллегиальных структур организации (дирекция, комиссия, совет, комитет и т. п.) повестки дня заседания в целях выявления ими потенциального конфликта интересов с их участием.
В интересах общей профилактики конфликта интересов дополнительно рекомендуем внедрить в практику ведение:
• реестра деловых партнеров организации с отражением в нем в том числе наименования каждого делового партнера, сведений о его участниках (учредителях, собственнике имущества), руководителе и главном бухгалтере, характере деловых отношений с организацией;
• реестра личных интересов должностных лиц.
В реестр личных интересов должностных лиц целесообразно включать применительно к каждому должностному лицу сведения о:
• его супруге, близких родственниках и свойственниках;
• наличии у него долей (акций) в уставных фондах других организаций, а также прав собственника имущества других организаций;
• совершении им крупных сделок (приобретение или отчуждение объектов недвижимости, транспортных средств и другого имущества значительной стоимости);
• принятии им в связи с исполнением служебных обязанностей от одного и того же дарителя на нескольких официальных мероприятиях в течение одного календарного года нескольких подарков, стоимость каждого из которых не превышает 20 БВ;
• выполнении им иной оплачиваемой работы;
• выявленных ситуациях конфликта интересов с его участием, а также мерах, принятых по предотвращению и урегулированию каждого такого конфликта.
Мнение автора
Критерии крупной сделки следует определить в ЛПА.
При этом в реестре следует отражать сведения об организациях и физических лицах, которые приобрели у должностного лица имущество, выплатили ему вознаграждение, сделали ему подарок и т. д.
Ведение такого реестра должно быть возложено на конкретного работника организации, например работника кадровой службы.
Источниками информации о личных интересах должностного лица могут быть:
• документы, полученные при приеме должностного лица на службу (работу);
• декларации о доходах и имуществе должностного лица, его супруги (супруга), близких родственников и свойственников, а также результаты проверок этих деклараций;
• уведомления о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов в деятельности должностного лица, полученные от самого должностного лица или других уполномоченных работников организации;
• акты (заключения, справки и т. п.) проверок в порядке внутрихозяйственного контроля и служебных разбирательств;
• документы из правоохранительных, судебных, контролирующих, надзорных и других государственных органов;
• обращения граждан и юридических лиц, в том числе анонимные;
• публикации в средствах массовой информации.
Значительную роль в общей профилактике конфликта интересов играет антикоррупционная образовательная и воспитательная работа, одной из целей которой должно стать распространение знаний о конфликте интересов (понятие конфликта интересов, примерный перечень ситуаций конфликта интересов, порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов и др.).
Соответствующая информация должна доводиться:
• до назначения на должность должностного лица (в том числе в ходе профессиональной подготовки лиц, входящих в кадровые реестры, а также иных лиц, претендующих на занятие должности);
• при назначении на должность должностного лица (при заключении трудового договора);
• в период службы (работы) в должности должностного лица.
В этих целях целесообразно, а в случаях, предусмотренных законодательством, обязательно:
• ознакомление государственного должностного лица и лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, под подпись с письменным обязательством, предусмотренным ст.16 Закона № 305-З;
• вручение должностному лицу под подпись памятки об основных требованиях антикоррупционного законодательства, в том числе о порядке предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
• ознакомление должностного лица под подпись с кодексом профессиональной этики, другими ЛПА организации по вопросам управления конфликтом интересов;
• вручение должностному лицу под подпись памятки о порядке раскрытия информации о конфликте интересов с примерным перечнем ситуаций конфликта интересов;
• направление должностного лица (кандидата на соответствующую должность) на обучающие мероприятия, на которых освещаются вопросы управления конфликтом интересов (лекции, семинары, тренинги, консультации и др.);
• распространение тематических листовок, памяток, письменных рекомендаций, других методологических материалов;
• размещение необходимой информации в СМИ, на информационных стендах, в локальных компьютерных сетях организаций.
В организациях целесообразно определить работников, которые обязаны давать заинтересованным лицам консультации по вопросам управления конфликтом интересов.
Мнение автора
Это могут быть, например:
- председатель или другой член созданной в организации коллегиальной структуры по координации деятельности по борьбе с коррупцией;
- работник, выполняющий функции контактного лица по вопросам противодействия коррупции;
- работник кадровой или юридической службы.
Владение должностными лицами необходимыми знаниями в области управления конфликтом интересов следует регулярно проверять, в том числе при проведении квалификационных экзаменов и аттестаций.
6. Выявление, предотвращение и урегулирование конфликта интересов
Общие положения
Информация о конкретном потенциальном или реальном конфликте интересов чаще всего поступает нанимателю от самого должностного лица - субъекта такого конфликта.
По общему правилу должностное лицо обязано самостоятельно устанавливать наличие признаков потенциального или реального конфликта интересов в своей деятельности и уведомлять об этом представителя нанимателя, который в свою очередь обязан принять меры по:
• недопущению возникновения (предотвращению) реального конфликта интересов, если уже возник потенциальный конфликт интересов;
• урегулированию реального конфликта интересов, если уже возник такой конфликт.
![]() |
Справочно Урегулировать реальный конфликт интересов - значит принять меры по устранению такого конфликта, а также предупреждению или устранению его негативных последствий. |
Однако роль нанимателя в выявлении конфликта интересов не должна ограничиваться работой только с информацией, поступающей от самого должностного лица.
Целесообразно разработать и закрепить в ЛПА механизм самостоятельного выявления нанимателем конфликта интересов в деятельности должностных лиц.
Например, можно установить:
• что все руководящие работники организации, которые при исполнении служебных обязанностей самостоятельно обнаружили признаки конфликта интересов в деятельности непосредственно подчиненных им должностных лиц, обязаны по собственной инициативе в письменной форме (служебная записка, докладная записка и др.) уведомить об этом руководителя организации для принятия мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта;
• перечень работников организации, которые обязаны по собственной инициативе в письменной форме (служебная записка, докладная записка и др.) уведомить руководителя организации о самостоятельном обнаружении при исполнении служебных обязанностей признаков конфликта интересов в деятельности любых, в том числе неподчиненных им, должностных лиц.
Мнение автора
В такой перечень могут быть включены:
- заместители руководителя организации;
- руководитель кадровой службы;
- руководитель службы экономической безопасности;
- руководитель контрольно-ревизионной службы и ревизоры и др.
Вышеуказанные руководящие и иные работники организации могут самостоятельно выявить признаки конфликта интересов, например, в ходе:
• текущего руководства подчиненными должностными лицами;
• проверок в порядке внутрихозяйственного контроля и служебных разбирательств;
• проверок деклараций о доходах и имуществе;
• совместного анализа имеющихся сведений о деловых партнерах организации, личных интересах должностных лиц и выполняемых ими служебных обязанностях;
• рассмотрения обращений граждан и юрлиц, в том числе анонимных, сообщений правоохранительных, судебных, контролирующих, надзорных и других государственных органов;
• изучения публикаций в СМИ.
При этом в ЛПА следует установить, что в случае самостоятельного выявления конфликта интересов в деятельности должностных лиц организации наниматель обязан по собственной инициативе принять меры по его предотвращению или урегулированию.
При определении мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должны учитываться:
• степень возможного влияния личных интересов на решения и иные действия должностного лица.
Мнение автора
Степень такого влияния может быть обусловлена, например:
- размером доли участия должностного лица в уставном фонде другой организации;
- стоимостью подарков, принятых должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей, и регулярностью их получения;
- уровнем должности, которую должностное лицо занимает в другой организации, и характером служебных обязанностей, выполняемых по этой должности;
• наличие у должностного лица реальной возможности повлиять на конкретное решение, связанное с личными интересами;
• характер последствий, которые могут наступить при непринятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Если конфликт интересов незначителен и не способен повлечь какие-либо негативные последствия для организации, других граждан, общества и государства, меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта интересов могут не приниматься.
Мнение автора
Если должностное лицо владеет мизерной долей в уставном фонде хозяйственного общества, это вряд ли существенно скажется на объективности действий по службе (работе) этого лица в отношении указанного хозяйственного общества, а возникший конфликт интересов не потребует предотвращения или урегулирования.
За неуведомление в установленном порядке о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов должностное лицо может нести дисциплинарную и иную ответственность только при наличии вины, если будет установлено, что возникшая ситуация однозначно свидетельствовала о потенциальном или реальном конфликте интересов (например, была включена в утвержденный нанимателем примерный перечень ситуаций конфликта интересов), должностное лицо знало или обязано было знать о конфликте и не уведомило о нем.
Мнение автора
В ЛПА организации целесообразно предусмотреть, что сокрытие и (или) намеренное несвоевременное либо неполное раскрытие должностным лицом информации о конфликте интересов:
- основание для привлечения должностного лица к ответственности независимо от того, повлекло ли это за собой негативные последствия или нет;
- принимается во внимание при решении вопросов о продлении трудового договора с должностным лицом, его поощрении и переводе на вышестоящую должность.
Аналогичную ответственность должны нести руководитель организации, непосредственный руководитель должностного лица, иные работники организации, вовлеченные в процесс управления конфликтом интересов, которые знали или обязаны были знать о том, что должностное лицо находится (будет находиться) в ситуации конфликта интересов, и не приняли мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Разногласия между должностным лицом - субъектом конфликта интересов и его нанимателем, возникающие в процессе предотвращения и урегулирования конфликта интересов, должны разрешаться в порядке, установленном трудовым и иным законодательством, а также ЛПА.
Требования Закона № 305-З
Общие подходы к порядку выявления конфликта интересов, возникающего в деятельности государственных должностных лиц, определены в ч.1 ст.21 Закона № 305-З.
| Государственное должностное лицо | Непосредственный руководитель государственного должностного лица | |||||
|
|
| |||||
| Обязано уведомить в письменной форме своего непосредственного руководителя о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно | Обязан принять письменное уведомление государственного должностного лица о конфликте интересов (далее - уведомление о конфликте интересов) | |||||
|
|
| |||||
| Вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов | Вправе отклонить заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать его совершить соответствующие действия по службе (работе) | |||||
|
| ||||||
| Обязан информировать руководителя организации о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного государственным должностным лицом самоотвода. Форма (устная или письменная) направления информации в ч.1 ст.21 Закона № 305-З не конкретизирована |
Окончательное решение о порядке предотвращения или урегулирования конфликта интересов в деятельности государственного должностного лица принимает руководитель организации (ч.2 ст.21 Закона № 305-З).
![]() |
Справочно В Законе № 305-З отсутствуют нормы, которые бы регулировали порядок реагирования на информацию о конфликте интересов в деятельности государственных должностных лиц, которая поступила не от самих таких лиц, а из иных источников. |
В ч.3 ст.21 Закона № 305-З приведен примерный перечень мер, которые может принять руководитель организации для предотвращения или урегулирования конфликта интересов, например:
• отстранить государственное должностное лицо от совершения действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать у него конфликт интересов, а именно:
исключить из состава коллегиальной структуры;
сохранить членство в коллегиальной структуре, однако лишить права участия в голосовании и наделить правом рекомендательного голоса по обсуждаемым вопросам;
отстранить от визирования конкретного документа;
ограничить доступ к определенным сведениям;
• перевести государственное должностное лицо в порядке, установленном актами законодательства, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, на другую равнозначную должность.
Такой перевод должен осуществляться в порядке, предусмотренном ст.30 ТК.
В чч.4, 5 ст.21 Закона № 305-З определен особый порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности руководителя организации.
| Руководитель организации | Вышестоящий госорган, лицо, назначившее руководителя госоргана, иной организации на должность, коллегиальный орган управления организации, учредитель организации (в зависимости от того, кого уведомил руководитель организации) | |||||
|
|
| |||||
| Обязан уведомить в письменной форме о возникновении у него конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно: - вышестоящий госорган либо - лицо, назначившее его на должность (в случае отсутствия вышестоящего госоргана), коллегиальный орган управления организации либо - учредителя организации (в случае отсутствия коллегиального органа управления) (ч.4 ст.21 Закона № 305-З) |
Обязан незамедлительно принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта интересов, предусмотренные ч.3 ст.21 Закона № 305-З (ч.5 ст.21 Закона № 305-З) | |||||
|
|
||||||
|
Обратите внимание! Для руководителя организации не предусмотрено право заявлять самоотвод от совершений действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов |
Рекомендации к Закону № 305-З
Установленные ст.21 Закона № 305-З механизмы выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности государственных должностных лиц не являются исчерпывающими и могут быть конкретизированы в ЛПА (в том числе с учетом информации, изложенной в подразделе «Общие положения» настоящего материала).
Например, в таких актах можно дополнительно:
• установить полномочия в сфере управления конфликтом интересов не только для государственных должностных лиц, их непосредственных руководителей и руководителя организации, но и для других работников организации;
• уточнить вид документа (служебная записка, заявление и т. п.), посредством которого государственное должностное лицо обязано оформить уведомление о конфликте интересов, и основные требования к содержанию такого документа;
• обязать непосредственного руководителя государственного должностного лица:
проверять полноту отражения в уведомлении о конфликте интересов всех обстоятельств, которые свидетельствуют о возникновении или возможности возникновения такого конфликта, и при необходимости предложить государственному должностному лицу внести в указанное уведомление дополнительные сведения;
в письменной форме (служебная записка, докладная записка и др.) информировать руководителя организации о поступлении уведомления о конфликте интересов и результатах рассмотрения заявленного государственным должностным лицом самоотвода;
вносить руководителю организации предложения по предотвращению или урегулированию соответствующего конфликта интересов;
• определить порядок делопроизводства по уведомлениям о конфликте интересов и иным документам, связанным с предотвращением и урегулированием такого конфликта (порядок регистрации, сроки и порядок хранения соответствующих документов и др.);
• срок, в течение которого непосредственный руководитель государственного должностного лица обязан рассмотреть полученное от него уведомление о конфликте интересов и разрешить заявленный им самоотвод, а также проинформировать о принятых мерах руководителя организации;
• срок, в течение которого руководитель организации обязан принять окончательное решение о порядке предотвращения или урегулирования конфликта интересов.
В ЛПА целесообразно также уточнить перечень мер, которые могут быть приняты для предотвращения или урегулирования конфликта интересов в деятельности государственного должностного лица, например:
• перевести в порядке, установленном актами законодательства, работника, который в силу занимаемой должности находится в непосредственной подчиненности или подконтрольности своего супруга (супруги), близкого родственника или свойственника, на другую равнозначную должность, исключающую такие подчиненность или подконтрольность;
• переподчинить работника, который в силу занимаемой должности находится в непосредственной подчиненности или подконтрольности своего супруга (супруги), близкого родственника или свойственника, другому должностному лицу;
• предложить государственному должностному лицу:
отказаться от выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов (например, реализовать долю (акции) в уставном фонде коммерческой организации, вернуть полученные подарки дарителю и др.);
отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы;
уволиться по собственному желанию, если конфликт интересов носит постоянный и неустранимый характер.
В ЛПА рекомендуется дополнительно предусмотреть:
• право руководителя организации выносить спорные вопросы, связанные с предотвращением и урегулированием конфликта интересов, на рассмотрение созданной в организации коллегиальной структуры по координации деятельности по борьбе с коррупцией;
• обязанность такой коллегиальной структуры рассматривать:
вопросы, связанные с предотвращением и урегулированием конфликта интересов, вынесенные на рассмотрение этой структуры руководителем организации, с соблюдением принципа конфиденциальности информации о конфликте интересов;
вопрос об эффективности проводимой в организации работы по управлению конфликтом интересов.
![]() |
Справочно Постановлением Совмина от 26.12.2011 № 1732 утв. Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции, которое обязывает создавать комиссии по противодействию коррупции в организациях, перечисленных в п.1 Типового положения. |
Комиссия по противодействию коррупции уполномочена рассматривать в том числе вопросы, связанные с предотвращением и урегулированием конфликта интересов, однако из Типового положения не следует, что на заседаниях такой комиссии подлежит рассмотрению каждая ситуация конфликта интересов (п.4, ч.3 п.13 Типового положения).
В ЛПА организации могут быть установлены механизмы выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности лиц, приравненных к государственным должностным лицам, такие же, как и для государственных должностных лиц, с учетом особенностей, вытекающих из законодательства (например, из Закона от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных»).
![]() |
Дополнительно по теме • Может ли заместитель директора по хозяйственной работе государственной организации выполнять дополнительную работу по вакантной должности коменданта на условиях совмещения должностей служащих? • Визирование главным бухгалтером договоров: возможные ситуации конфликта интересов. • Ситуации конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих. |
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль





