


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

Алгоритм закупки информационно-правовой системы за счет бюджетных средств
Рассмотрим алгоритм приобретения информационно-правовой системы по процедуре закупки из одного источника бюджетной организацией.
Предварительные организационные действия заказчика
Важно: основанием для проведения процедуры государственной закупки является годовой план государственных закупок, размещенный в государственной информационно-аналитической системе (ГИАС) (ч.2 п.2 ст.19 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).
Исключение: закупки по пп.5, 10, 17 (при приобретении преподавательских услуг), 22-231, 31, 35, 40, 45 и 55 приложения к Закону (в этих случаях в годовой план государственных закупок могут не включаться соответствующие товары (работы, услуги)).
Предварительные организационные действия заказчика:
1. Принять решение о самостоятельном проведении процедуры закупки либо с привлечением организатора | ||||
| ||||
2. Назначить ответственных за выполнение функций по организации и проведению процедуры | ||||
| ||||
3. Сформировать комиссию по государственным закупкам (по решению заказчика, нет обязанности) (ст.14 Закона) |
Алгоритм проведения процедуры закупки
Шаг 1 | ||||
Выберите вид процедуры государственной закупки (комментарий) | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Примите решение о проведении процедуры закупки из одного источника (компетенция руководителя или иного уполномоченного лица заказчика), определите ориентировочную стоимость предмета государственной закупки (изучите конъюнктуру рынка) (комментарий) | ||||
| ||||
Шаг 3 | ||||
Разработайте проект договора государственной закупки (если заказчик примет такое решение) (комментарий) | ||||
| ||||
Шаг 4 | ||||
Изучите конъюнктуру рынка (при необходимости), в том числе составьте запрос о предоставлении сведений (комментарий) | ||||
| ||||
Шаг 5 | ||||
Определите участника, которому направляется приглашение о заключении договора государственной закупки (комментарий) | ||||
| ||||
Шаг 6 | ||||
Заключите договор государственной закупки (комментарий) | ||||
| ||||
Шаг 7 | ||||
Составьте и утвердите справку о проведении процедуры закупки из одного источника (комментарий) | ||||
| ||||
Шаг 8 | ||||
Разместите справку о проведении процедуры закупки из одного источника на ЭТП (комментарий) | ||||
| ||||
Шаг 9 | ||||
Сформируйте дело по процедуре государственной закупки (комментарий) |
Комментарий к шагу 1
Вид процедуры государственной закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок, с учетом требований Закона (ч.1 п.2 ст.18 Закона). При выборе процедуры закупки следует учитывать:
1) предмет закупки - товары (работы, услуги), определенные заказчиком для приобретения в рамках процедуры государственной закупки;
2) ориентировочную стоимость годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанную в годовом плане государственных закупок;
3) наличие предмета закупки в перечнях товаров (работ, услуг) (установлены постановлением Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»).
Как правило, стоимость информационно-правовых систем либо связанных с ними услуг (далее - ИПС) не превышает 500 БВ. В перечни товаров (работ, услуг), установленных постановлением № 395, ИПС не включены. Поэтому при закупке ИПС, как правило, применяют процедуру закупки из одного источника.
![]() |
Справочно Процедура закупки из одного источника - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственной закупки, при которой заказчик предлагает заключить договор государственной закупки только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) (ч.1 п.1 ст.49 Закона). Процедура закупки из одного источника применяется в случаях, указанных: • в приложении к Закону; • п.13 Указа от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики»; • постановлении Совмина от 15.12.2022 № 869 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания»; • подп.1.9 п.1 постановления № 395; • и других НПА. Подробнее см. здесь. |
Закупка ИПС подпадает под: | ||||
п.9 приложения к Закону: |
п.38 приложения к Закону: | |||
приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 500 БВ |
приобретение имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, а также работ и услуг в отношении объектов интеллектуальной собственности у лица, обладающего исключительными правами на соответствующие объекты интеллектуальной собственности |
То есть провести закупку ИПС можно по процедуре закупки из одного источника:
✓ по п.9 приложения к Закону, если ориентировочная стоимость ИПС составляет до 500 БВ;
✓ по п.38 приложения к Закону, если ИПС является объектом интеллектуальной собственности независимо от стоимости.
![]() |
Справочно Кроме процедуры закупки из одного источника при желании (по выбору заказчика) можно провести конкурентную процедуру закупки: процедуру запроса ценовых предложений (при стоимости от 300 БВ) или электронный аукцион (независимо от стоимости).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 мая 2024 г. процедура запроса ценовых предложений применяется при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности государственной закупки товаров (работ, услуг) более 500 БВ (подп.1.3 п.1 постановления № 395 в ред. постановления Совмина от 23.05.2024 № 371). |
Комментарий к шагу 2
Решение принимает руководитель или иное уполномоченное лицо (может быть оформлено приказом или иным распорядительным документом). Порядок принятия решения заказчик может установить самостоятельно в локальном правовом акте. Такое решение не требуется размещать в открытом доступе.
Определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением МАРТ от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 мая 2024 г. действует постановление МАРТ от 30.04.2024 № 34 «О порядке и способах определения предельной стоимости предмета государственной закупки». |
![]() |
Справочно Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки - общая стоимость предмета государственной закупки, включающая предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), НДС и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением государственной закупки, определенная с учетом конъюнктуры рынка либо на основании проектной документации или иными способами в случае их установления законодательством (абз.11 ст.1 Закона). |
Один из способов и наиболее приоритетный - изучение конъюнктуры рынка.
Для изучения конъюнктуры рынка используются источники информации (достаточно одного из них):
• информация, содержащаяся в реестре договоров государственных закупок, размещенном в ГИАС;
• информация о складывающихся на товарных рынках в результате процедур государственных закупок ценах, размещенная в ГИАС;
• информация о предельных ценах, размещенная в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства;
• данные государственной статистической отчетности о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги);
• информация о ценах на товары (работы, услуги), содержащаяся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, рекламных материалах и каталогах, в том числе размещенных на сайтах в сети Интернет;
• информация о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), содержащаяся в официальных источниках информации государственных органов (организаций), осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством.
Могут также использоваться результаты изучения рынка при условии указания в таких результатах используемой методологии расчета цен, а также иные источники информации, информация о ценах на товары (работы, услуги), полученная по запросу у потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Также необходимо соотносить полученную информацию с теми условиями конкретной закупки, которая проводится, например, со сроками и порядком исполнения обязательств, в том числе условиями оплаты.
Рекомендация: целесообразно зафиксировать определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки в каком-либо документе (например, справке, докладной записке на имя руководителя заказчика, отчете и т. п.), в котором также отразить использованные источники информации, всю полученную информацию от потенциальных поставщиков необходимо включить в дело по процедуре государственной закупки.
![]() |
Формы документов • Приказ о проведении процедуры государственной закупки из одного источника по п.38 приложения к Закону № 419-З (приобретение имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности) (пример). |
Комментарий к шагу 3
Проект договора может быть разработан заказчиком или предложен потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Проект договора должен содержать существенные условия, определенные в п.6 ст.24 Закона.
Комментарий к шагу 4
После определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки проводится изучение конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг), являющихся непосредственно предметом государственной закупки (в нашем случае ИПС).
Таким образом, заказчик фактически проводит изучение конъюнктуры рынка дважды:
✓ первый раз - для определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки (в нашем случае ИПС);
✓ второй - для выбора потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) ИПС.
Порядок изучения конъюнктуры рынка определен в постановлении МАРТ от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника».
![]() |
Обратите внимание! С 4 февраля 2024 г. существенно сокращен перечень случаев, при которых обязательно проводить изучение конъюнктуры рынка. Если ранее изучение конъюнктуры рынка было обязательным для заказчика независимо от основания применения процедуры закупки из одного источника (то есть по всем пунктам приложения к Закону), то с 4 февраля 2024 г. для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик (организатор) проводит изучение конъюнктуры в случае приобретения товаров (работ, услуг) по пп.7, 9 (при приобретении товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой (общей) потребности государственной закупки которых составляет от 50 до 500 БВ включительно), 181, 24, 25, 30, 44, 56 и 60 приложения к Закону. В иных случаях заказчик (организатор) вправе определять поставщика (подрядчика, исполнителя) без изучения конъюнктуры рынка, если иное не предусмотрено законодательными актами или постановлениями Совмина. |
Таким образом, при закупке ИПС по процедуре закупки из одного источника:
✓ по п.9 приложения к Закону (если ориентировочная стоимость ИПС составляет от 50 до 500 БВ) нужно проводить изучение конъюнктуры рынка (как и ранее);
✓ по п.38 приложения к Закону (если ИПС является объектом интеллектуальной собственности независимо от стоимости) изучение конъюнктуры рынка необязательно, заказчик вправе направить предложение о заключении договора непосредственно поставщику (исполнителю).
Обращаем внимание, что иные требования законодательства о государственных закупках (включение потребности в годовой план, оформление и размещение справки о процедуре закупки и т. д.) заказчик обязан соблюсти.
Рассмотрим способы изучения конъюнктуры рынка.
Способы изучения конъюнктуры рынка | |||
Способ 1 | Направление запросов о предоставлении сведений не менее чем 5 (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в сети Интернет (абз.2 ч.1 подп.1.1 п.1 постановления № 30). Обратите внимание! Применяется в случае отсутствия информации о ценах на товары (работы, услуги) на официальных сайтах в сети Интернет, ЭТП (ч.2 подп.1.1 п.1 постановления № 30) | ||
Способ 2 | Направление запросов о предоставлении сведений участникам открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений в случае признания такой процедуры несостоявшейся и проведения процедуры закупки из одного источника (абз.3 ч.1 подп.1.1 п.1 постановления № 30) | ||
Способ 3 | Изучение информации о ценах на товары (работы, услуги), содержащейся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информации, размещенной потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в сети Интернет, ЭТП (абз.4 ч.1 подп.1.1 п.1 постановления № 30) | ||
Способ 4 | Размещение запросов о предоставлении сведений на одной из ЭТП в случае приобретения по п.9 приложения к Закону товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет от 50 до 300 БВ включительно (абз.5 ч.1, ч.3 подп.1.1 п.1 постановления № 30) | ||
Для изучения рынка при закупке ИПС можно использовать следующие способы:
Если закупка из одного источника проводится по п.9 приложения к Закону и ориентировочная стоимость годовой потребности предмета государственной закупки составляет сумму до 50 БВ |
|
Изучение конъюнктуры рынка необязательно | |||
Если закупка из одного источника проводится по п.9 приложения к Закону и ориентировочная стоимость годовой потребности предмета государственной закупки составляет сумму от 50 до 500 БВ |
|
Обязательно способ 4. Дополнительно способ 3. При отсутствии информации о ценах на официальных сайтах потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ЭТП - дополнительно способ 1 | |||
Если закупка из одного источника проводится по п.38 приложения к Закону (независимо от стоимости) |
|
Изучение конъюнктуры рынка необязательно. Если заказчик все же принял решение изучить конъюнктуру рынка, то он может применить любой из вышеуказанных способов |
Запрос о предоставлении сведений (способы 1 и 4) должен содержать (подп.1.2 п.1 постановления № 30):
Содержание запроса | Примечание |
наименование вида процедуры государственной закупки | процедура закупки из одного источника |
наименование предмета государственной закупки, его объем (количество), а также срок (сроки) и место (места) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, и порядок их оплаты |
- |
наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и УНП (при наличии) заказчика, организатора |
- |
указание источника финансирования государственной закупки | средства республиканского бюджета (или иное) |
ориентировочная стоимость предмета государственной закупки | определяется путем изучения конъюнктуры рынка (см. Шаг 2) |
дата и порядок предоставления сведений о предлагаемых потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) товарах (работах, услугах) и ценах на них (далее - ответ на запрос) | сроки предоставления ответа на запрос законодательством не регламентированы. Такие сроки заказчик определяет самостоятельно с учетом потребности в товаре (работе, услуге) |
описание предмета государственной закупки, его частей (лотов) в случае, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), а также (при необходимости) перечень документов и (или) сведений, подтверждающих соответствие предмету государственной закупки и требованиям к предмету государственной закупки |
Обратите внимание! При описании предмета государственной закупки в документах, предоставляемых для подготовки предложения, заказчик должен руководствоваться правилами в п.4 ст.21 Закона.В частности, не включать требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя), страны происхождения товаров (работ, услуг), за исключением случая, если отсутствует другой способ, обеспечивающий более точное и четкое описание предмета государственной закупки. При этом обязательным условием является включение в описание предмета государственной закупки слов «или аналог», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения совместимости таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Невозможность использования аналогичных товаров должна быть обоснована заказчиком в документах, предоставляемых для подготовки предложения |
иная информация, предусмотренная заказчиком (организатором) |
- |
Рекомендация: максимально подробно описать в запросе требования к функционалу ИПС и технические требования для работы с ИПС: наличие необходимых заказчику сервисов и дополнительных услуг, совместимость с параметрами устройства (компьютера), установленным браузером и возможностями интернета, с программным обеспечением для работы с документами и таблицами, предоставление технической поддержки и т. д.
![]() |
Обратите внимание! Результаты изучения конъюнктуры рынка должны быть включены в дело по процедуре государственной закупки, которое хранится в течение 5 лет со дня заключения договора (признания процедуры государственной закупки несостоявшейся или ее отмены) (ч.2 п.1 ст.28 Закона). |
![]() |
Дополнительно по теме • При проведении процедуры закупки из одного источника по п.9 приложения к Закону от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» годовая потребность заказчика составляет 380 базовых величин. Требуется ли размещать запрос о предоставлении сведений на электронной торговой площадке? |
Комментарий к шагу 5
По результатам изучения конъюнктуры рынка (если оно проводилось) заказчик определяет участника, которому направляет предложение о заключении договора государственной закупки.
Содержание предложения заказчика о заключении договора государственной закупки, направляемого выбранному им потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю), Законом не регламентировано.
![]() |
Формы документов • Предложение о заключении договора государственной закупки по результатам процедуры закупки из одного источника (пример). |
![]() |
Обратите внимание! Порядок выбора участника процедуры закупки из одного источника, а также критерии такого выбора законодательством о государственных закупках не определены. Обязанности заключать договор с лицом, предложившим наименьшую цену, законодательство для данного вида процедуры государственной закупки не предусматривает. Соответственно, заказчик определяет самостоятельно, как выбрать такого участника для заключения договора государственной закупки. Следовательно, заказчик вправе по своему усмотрению определить поставщика (подрядчика, исполнителя), основываясь как на наименьшей цене, так и принимая иные критерии (из разъяснения МАРТ по запросу). |
Такими критериями, которые могут служить обоснованием приобретения более дорогостоящей ИПС, могут быть, например:
✓ наличие необходимого функционала, дополнительные сервисы и услуги (например, вебинары, онлайн-семинары, онлайн-чат, площадка для общения, обсуждения документов, важных тем, возможность задавать вопросы экспертам, конкретным специалистам, возможность заказать подготовку авторского материала или ответа на вопрос по персональной ситуации и т. д.);
✓ уникальные функциональные возможности (например, сервис персонального информирования, сравнение редакций НПА, документы на контроле, отраслевые рассылки, подписки и др.);
✓ условия обслуживания (персональный менеджер, профильные каналы в Viber и Telegram);
✓ условия технической поддержки, технические требования для работы с ИПС (совместимость с параметрами устройства (компьютера), установленным браузером и возможностями интернета, с программным обеспечением для работы с документами и таблицами и т. д.);
✓ другие критерии, которые, по мнению заказчика, являются существенными или определяющими при выборе ИПС.
![]() |
Обратите внимание! В ходе проведения процедуры закупки из одного источника допускается изменение объема (количества) предмета государственной закупки и (или) его части (лота), предусмотренное п.2 ст.21 Закона, с учетом ч.2 п.2 ст.49 Закона (вступает в силу с 04.05.2024) - не более чем на 10 % (ч.3 п.3 ст.49 Закона). |
![]() |
Дополнительно по теме • Каким образом при проведении процедур государственных закупок осуществлять сравнение цен предложений участников с разными системами налогообложения? |
До заключения договора необходимо подтвердить соответствие участника закупки из одного источника требованиям к участникам, предусмотренным п.2 ст.16 Закона. Одновременно с проектом договора участнику может быть направлено заявление. Участник должен заполнить и подписать заявление.
Комментарий к шагу 6
Заключение договора, его исполнение и расторжение осуществляются в соответствии с гражданским законодательством. При этом следует учитывать требования ст.24-26 Закона.
Договор заключается в письменной форме, допускается так называемый бумажный вариант, при этом возможно проведение переговоров между заказчиком и потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Договор между заказчиком и участником заключается на условиях, согласованных сторонами (ч.4 п.1 ст.24 Закона).
Срок заключения договора законодательством не установлен, определяется заказчиком.
Договор заключается в редакции проекта, предложенного заказчиком либо поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Как правило, при закупке ИПС проект договора предоставляет поставщик (подрядчик, исполнитель). Это может быть договор возмездного оказания услуг, лицензионный договор, публичный договор или иной в зависимости от предмета договора.
Существенные условия договора определены в п.6 ст.24 Закона.
Срок, на который возможно заключение договора, зависит от особенностей финансирования заказчика. Поскольку финансирование заказчика из бюджета осуществляется в течение календарного года, то договор государственной закупки заключается в пределах данного календарного года. Возможно заключение договора на необходимый срок, то есть более календарного года, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более календарного года. Однако исполнение такого договора должно осуществляться в пределах выделенных годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей. При необходимости сумма уточняется ежегодно в договоре (ч.1 п.3 ст.24 Закона).
Договор по результатам процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с п.38 приложения к Закону, может быть заключен сроком более чем на 1 год. При этом исполнение такого договора должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных на эти цели и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре (ч.2 п.3 ст.24 Закона).
![]() |
Дополнительно по теме • На какой максимальный срок можно заключить договор государственной закупки по результатам проведения процедуры закупки из одного источника по п.38 приложения к Закону от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»? • В случае заключения договора на срок более одного года (например, на 5 лет) по результатам процедуры закупки из одного источника по п.38 приложения к Закону от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» цену договора можно указать на один календарный год (и на каждый последующий год подписывать допсоглашение) или исполнитель обязан указать цену договора на весь срок его действия? • В течение какого срока после изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника заказчик должен направить потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) предложение заключить договор государственной закупки? • Нужно ли соблюдать срок для обжалования при заключении договора по результатам закупки из одного источника за счет средств бюджета? Установлен ли срок для заключения договора по результатам проведения этой процедуры закупки? |
Комментарий к шагу 7
По результатам проведения процедуры закупки из одного источника заказчик в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договора составляет и утверждает справку о проведении процедуры закупки из одного источника.
![]() |
Справочно Примерная форма справки о проведении процедуры закупки из одного источника содержится в приложении 14 к постановлению МАРТ от 26.08.2020 № 56. |
Справка должна содержать сведения, указанные в ч.2 п.3 ст.49 Закона и подп.1.4 п.1 постановления № 30.
Комментарий к шагу 8
В редакции Закона от 04.02.2024 срок размещения справки не определен. Однако специалисты МАРТ рекомендуют размещать справку на ЭТП как и ранее - не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем ее утверждения.
С 4 августа 2024 г. справка о проведении процедуры закупки из одного источника, за исключением справки, содержащей сведения, составляющие государственные секреты или относящиеся к служебной информации ограниченного распространения, не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем ее утверждения, размещается заказчиком (организатором) на ЭТП (ч.3 п.4 ст.49 Закона в ред. от 04.08.2024).
![]() |
Дополнительно по теме • Что предпринять заказчику, если он не разместил своевременно справку о проведении процедуры закупки из одного источника на электронной торговой площадке? Каковы правовые последствия такого неразмещения? |
Комментарий к шагу 9
Дело по процедурам государственных закупок формируется в соответствии со ст.28 Закона.
В дело по процедурам государственных закупок должны быть включены документы, предоставляемые для подготовки предложения, протоколы заседаний комиссии, протоколы оператора ЭТП, предложения участников, договор, справка о проведении процедуры закупки из одного источника и результаты изучения конъюнктуры рынка в случае его проведения.
Дело хранится в течение 5 лет со дня заключения договора, признания процедуры государственной закупки несостоявшейся или ее отмены.
Рекомендация: При недостаточности бюджетного финансирования или при необходимости приобретения дополнительной ИПС можно рассмотреть вариант закупки ИПС за счет собственных средств организации в порядке, определенном постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств».