Алгоритм предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи с 30 сентября 2024 года
27 марта 2024 г. подписан Указ № 112, в соответствии с которым Указ от 01.07.2005 № 300 «О безвозмездной (спонсорской) помощи» изложен в новой редакции (вступил в силу с 30.09.2024). 13 октября 2024 г. также вступило в силу постановление Совмина от 09.10.2024 № 742 «О договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи».
Рассмотрели, какие действия необходимы для предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи по Указу № 300 в новой редакции, в разделах:
Порядок предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи регламентируют:
• Указ № 300;
• постановление № 742.
Дополнительно по теме • Правила предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи с 30 сентября 2024 года. Комментарий к Указу от 27.03.2024 № 112. |
Справочно Дарение между коммерческими организациями запрещено. Однако Указ № 300 нивелирует этот запрет путем предоставления возможности таким организациям получать спонсорскую помощь (подп.4 ч.1 ст.546 ГК). |
Алгоритм предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи
Шаг 1 | ||||
Получите ходатайство (письмо) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Определите лицо, уполномоченное принимать решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, и примите решение о ее предоставлении | ||||
| ||||
Шаг 3 | ||||
Оформите решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи | ||||
| ||||
Шаг 4 | ||||
Заключите договор о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи | ||||
| ||||
Шаг 5 | ||||
Получите согласование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи | ||||
| ||||
Шаг 6 | ||||
Предоставьте безвозмездную (спонсорскую) помощь и надлежаще оформите ее предоставление | ||||
| ||||
Шаг 7 | ||||
Получите отчет об исполнении договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи | ||||
| ||||
Шаг 8 | ||||
Оформите отчет о предоставленной безвозмездной (спонсорской) помощи (если такое условие предусмотрено договором) |
Понятие безвозмездной (спонсорской) помощи
Юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь вправе предоставлять безвозмездную (спонсорскую) помощь, а юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства вправе получать и использовать безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, иного имущества, включая имущественные права (в том числе исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), электронные деньги, цифровые знаки (токены), а также в виде работ и услуг, на условиях, определяемых Указом № 300 (чч.1, 2 п.1 Указа № 300).
Таким образом, безвозмездная спонсорская помощь - помощь, предоставляемая на безвозвратной основе белорусскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Безвозмездная (спонсорская) помощь может быть предоставлена в следующих формах:
1) денежные средства.
Безвозмездная (спонсорская) помощь в виде денежных средств предоставляется в белорусских рублях. Безвозмездная (спонсорская) помощь не может быть предоставлена в иностранной валюте.
Исключение: Предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи допускается в иностранной валюте, когда она направляется для:
- приобретения организациями здравоохранения за пределами Республики Беларусь лекарственных средств, медицинских изделий;
- оказания медицинской помощи физическим лицам за пределами Республики Беларусь;
- получения безвозмездной (спонсорской) помощи дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь, организациями культуры;
- обеспечения участия представляющих Республику Беларусь физических лиц, в том числе в составе команд, групп, делегаций, в международных мероприятиях, решение об участии Республики Беларусь в которых принято Президентом, государственными органами (п.4 Указа № 300);
2) имущество (товары);
3) работы, услуги;
4) имущественные права, в том числе исключительные права на объекты интеллектуальной собственности;
5) электронные деньги, цифровые знаки (токены) (ч.2 п.1 Указа № 300).
Обратите внимание! Безвозмездная (спонсорская) помощь, полученная в виде цифровых знаков (токенов), может быть использована только после их отчуждения получателями за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, то есть использовать цифровые знаки (токены) получатель вправе только после их продажи за белорусские рубли, валюту или электронные деньги. Безвозмездная (спонсорская) помощь, полученная в виде электронных денег, в том числе поступивших в результате отчуждения цифровых знаков (токенов), может быть использована после погашения электронных денег с зачислением денежных средств на текущий (расчетный) банковский счет либо благотворительный счет, открытый получателю. Непосредственное использование электронных денег, предоставленных в качестве помощи, допускается при соблюдении требований законодательства, регулирующего порядок совершения операций с электронными деньгами (п.4 приложения 2 к Указу № 300). |
Сторонам целесообразно указать в договоре оказания безвозмездной (спонсорской) помощи счет получателя, на который нужно перечислить деньги.
Закрытый перечень случаев, на которые действие Указа № 300 не распространяется, содержится в п.6 Указа № 300.
С 30.09.2024 не будет признаваться спонсорской помощью и регулироваться Указом № 300 (подп.6.2, 6.7, 6.8 п.6 Указа № 300):
• передача денежных средств, иного имущества, работ, услуг в пределах одного холдинга, государственного объединения, подчиненного Министерству промышленности;
• внесение вкладов в имущество хозобщества, которое не приводит к увеличению уставного фонда и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам;
• направление денежных средств, полученных по результатам проведения аукционов на право заключения договора на регистрацию доменного имени, учреждениям, обеспечивающим условия для проживания и содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития.
Условия предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи
Предоставление денежных средств, иного имущества, включая имущественные права (в том числе исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), электронные деньги, цифровые знаки (токены), а также в виде работ и услуг будет признаваться безвозмездной (спонсорской) помощью при совокупном (одновременном) соблюдении следующих условий (п.1 Указа № 300):
1. Помощь предоставляется безвозмездно.
Какое-либо встречное предоставление от получателя безвозмездной (спонсорской) помощи в пользу спонсора отсутствует (например, размещение рекламы спонсора).
2. Помощь предоставляется безвозвратно.
3. Помощь предоставляется на основе добровольности.
4. Помощь предоставляется на основе свободы выбора ее целей в соответствии с Указом № 300 (приложение 1 к Указу № 300).
Обратите внимание! Правонарушение, создающее условия для коррупции, это требование должностным лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение должностным лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства (абз.13 ч.1 ст.25 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»). |
Дополнительно по теме • Ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства: дисциплинарная, административная, уголовная. |
Безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется получателям только на цели, определенные в приложении 1 к Указу № 300, а получателям в лице дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь - на цели, определенные в п.5 приложения 2 к Указу № 300 (подп.2.1 п.2 Указа № 300).
Исключение: безвозмездная (спонсорская) помощь может предоставляться на цели, не предусмотренные в приложении 1 и п.5 приложения 2 к Указу № 300, а также в порядке, не предусмотренном Указом № 300, по решению Президента или с его согласия (подп.2.2 п.2 Указа № 300).
Мотивы оказания безвозмездной (спонсорской) помощи могут быть различными (например, реализация политики социальной ответственности бизнеса, создание положительной репутации субъекта хозяйствования и т. д.), но правового значения они не имеют.
5. Помощь предоставляется и получается надлежащим субъектным составом (новая редакция Указа № 300 уточняет, кому спонсоры могут предоставлять безвозмездную (спонсорскую) помощь).
Кто может оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь
Безвозмездную (спонсорскую) помощь на основании Указа № 300 могут оказывать только следующие субъекты:
1. Юрлица Республики Беларусь.
Спонсор должен обладать статусом юридического лица (иметь свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица либо признании таковым законодательным актом) и являться резидентом - создан в соответствии с законодательством Республики Беларусь и имеет место нахождения в Республике Беларусь.
Справочно Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом (п.1 ст.44 ГК). Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь (п.1 ст.15 НК). |
Отношения по получению (предоставлению) безвозмездной помощи оформляются в ином порядке в любом из следующих случаев:
• спонсор не резидент Республики Беларусь. В таком случае следует руководствоваться Декретом от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи»;
• в качестве спонсора выступает физлицо (не ИП). В таком случае можно руководствоваться нормами о дарении (пожертвовании) ст.543-553 ГК;
• отчуждение, передача без перехода права собственности государственного имущества, приобретение имущества в государственную собственность, за исключением денежных средств (подп.6.3 п.6 Указа № 300). В таких случаях следует руководствоваться нормами Указа от 19.09.2022 № 330 «О распоряжении государственным имуществом»
Дополнительно по теме • Спонсорская помощь или безвозмездная передача в государственную собственность. |
2. Индивидуальные предприниматели Республики Беларусь.
Физическое лицо, выступающее спонсором, должно быть зарегистрировано в качестве ИП (иметь свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП) и иметь намерение или обязанность (например, если предметом спонсорской помощи являются выполняемые ИП работы, услуги) выступать в отношениях по предоставлению спонсорской помощи именно как ИП.
Справочно Белорусским индивидуальным предпринимателем признается физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в Республике Беларусь (п.1 ст.19 НК). |
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве ИП. Количество физических лиц, привлекаемых индивидуальным предпринимателем на основании гражданско-правовых и (или) трудовых договоров для осуществления предпринимательской деятельности, а также количество имущества, используемого для этих целей, может быть ограничено законодательными актами (п.1 ст.22 ГК).
Государственные органы вправе получать и оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь с учетом ограничений и процедур, предусмотренных Указом № 300.
Справочно Государственные органы - образованные в соответствии с Конституцией, иными законодательными актами организации, осуществляющие государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности (п.2 приложения 3 к Указу № 300). |
С 30.09.2024 безвозмездную спонсорскую помощь не вправе оказывать:
• госорганизации;
• хозобщества, 50 % и более процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит государству и (или) ее административно-территориальным единицам;
• хозобщества - дочерние компании холдингов с участием государства, акции (доли в уставном фонде) которых ранее принадлежали Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, если:
- есть просроченная задолженность по платежам в бюджет (республиканский и (или) местные бюджеты), в том числе в бюджет государственных целевых бюджетных фондов, бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Такая задолженность учитывается на первое число месяца, предшествующего месяцу оказания безвозмездной спонсорской помощи.
Справочно Просроченная задолженность по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, в том числе в бюджеты государственных целевых бюджетных фондов, бюджет фонда, - задолженность, образовавшаяся в результате необеспечения уплаты соответствующих платежей в указанные бюджеты начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения задолженности по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, в том числе в бюджеты государственных целевых бюджетных фондов, бюджет фонда. |
При этом под задолженностью по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, в том числе в бюджеты государственных целевых бюджетных фондов, бюджет фонда, понимается сумма не уплаченных в срок налогов, сборов (пошлин), штрафов, административных взысканий в виде взыскания стоимости, пеней, неналоговых и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в указанные бюджеты в соответствии с законодательством, включая платежи в счет погашения задолженности по бюджетным ссудам, бюджетным займам, исполненным гарантиям Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов, начисленным процентам и пеням по ним (п.5 приложения 3 к Указу № 300);
- не выполнены показатели, определенные в качестве условий оказания индивидуальной господдержки, по результатам календарного года, предшествующего году оказания безвозмездной спонсорской помощи;
- есть просроченная задолженность по выплате зарплаты работникам, госпособий семьям, воспитывающим детей. Такая задолженность учитывается на 1-е число месяца, предшествующего месяцу предоставления безвозмездной спонсорской помощи;
- есть чистый убыток за отчетный период, предшествующий предоставлению безвозмездной спонсорской помощи (п.11 приложения 2 к Указу № 300).
За отчетный период, предшествующий предоставлению безвозмездной спонсорской помощи, принимается:
• при предоставлении безвозмездной спонсорской помощи в январе - календарный год, предшествующий году предоставления такой помощи;
• при предоставлении безвозмездной спонсорской помощи с февраля по декабрь - период с января текущего года по месяц (включительно), предшествующий месяцу, в котором предоставляется эта помощь (подстрочное примечание «*» к абз.5 п.11 приложения 2 к Указу № 300).
Справочно Просроченная задолженность по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, в том числе в бюджеты государственных целевых бюджетных фондов, бюджет фонда, - задолженность, образовавшаяся в результате необеспечения уплаты соответствующих платежей в указанные бюджеты начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения задолженности по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, в том числе в бюджеты государственных целевых бюджетных фондов, бюджет фонда. |
При этом под задолженностью по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, в том числе в бюджеты государственных целевых бюджетных фондов, бюджет фонда, понимается сумма не уплаченных в срок налогов, сборов (пошлин), штрафов, административных взысканий в виде взыскания стоимости, пеней, неналоговых и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в указанные бюджеты в соответствии с законодательством, включая платежи в счет погашения задолженности по бюджетным ссудам, бюджетным займам, исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, начисленным процентам и пеням по ним.
Обратите внимание! Бюджетными организациями безвозмездная спонсорская помощь в виде денежных средств предоставляется только из средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности (внебюджетных средств) (подп.2.4 п.2 Указа № 300). |
Кто вправе получать безвозмездную (спонсорскую) помощь
Безвозмездную (спонсорскую) помощь вправе получать юрлица, ИП, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе государственные органы и бюджетные организации, дипломатические посольства и консульские учреждения (ч.1 п.1 Указа № 300).
Резиденты Республики Беларусь:
• физлица - граждане Республики Беларусь, а также лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь;
• юрлица и организации, не являющиеся юрлицами, с местонахождением в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством, а также их представительства и филиалы, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
• дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь;
• Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы (абз.3 подп.1.49 п.1 ст.2 БК).
Нерезиденты Республики Беларусь:
• физлица - иностранные граждане и лица без гражданства, кроме лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
• юрлица и организации, не являющиеся юрлицами, с местонахождением за пределами Республики Беларусь, созданные по праву иностранных государств, а также их представительства, находящиеся в Республике Беларусь;
• дипломатические и другие официальные представительства иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь (подп.1.38 п.1 ст.2 БК).
Справочно Иностранные граждане и лица без гражданства - лица, получившие в установленном законодательством порядке разрешение на постоянное проживание и вид на жительство в Республике Беларусь, биометрический вид на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина или биометрический вид на жительство в Республике Беларусь лица без гражданства (п.3 приложения 3 к Указу № 300). |
Использование безвозмездной (спонсорской) помощи некоммерческими организациями
Получатели - некоммерческие организации вправе использовать безвозмездную (спонсорскую) помощь в том числе на административно-хозяйственные расходы, оплату труда и иные выплаты, предусмотренные законодательством, работникам таких организаций (п.6 приложения 2 к Указу № 300).
Исключение: государственные органы и бюджетные организации, получающие безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств на цели, предусмотренные в пп.3-5, 10, 12 и 17 приложения 1 к Указу № 300.
В число указанных бюджетных организаций не включаются организации физкультуры и спорта, участвующие в высшей лиге (в хоккее с шайбой - в экстра-лиге) чемпионата Республики Беларусь и (или) чемпионатах, розыгрышах кубков других государств и получающие поддержку в соответствии с Указом от 15.04.2013 № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта», и организации культуры, получающие субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Справочно Административно-хозяйственные расходы - расходы по оплате коммунальных, эксплуатационных услуг, услуг связи, банка, аренды имущества, приобретению канцелярских принадлежностей, а также обязательные платежи (налоги, сборы (пошлины), штрафы, пени, неналоговые и иные обязательные платежи, подлежащие уплате в республиканский и местные бюджеты, включая бюджеты государственных целевых бюджетных фондов), обязательные страховые взносы и иные платежи в бюджет фонда (п.1 приложения 3 к Указу № 300). |
Безвозмездная (спонсорская) помощь государственным органам
Безвозмездная (спонсорская) помощь госорганам предоставляется в общем порядке и в любых формах, за исключением безвозмездной (спонсорской) помощи в форме денежных средств. В последнем случае денежные средства в установленном порядке перечисляется соответственно в республиканский, местные бюджеты, зачисляется на счета этих органов, учитывается отдельно и используется на цели, указанные в пп.1, 5, 7, 9 и 14 приложения 1 к Указу № 300, если иное не определено законодательными актами, решениями Президента (ч.1 п.7 приложения 2 к Указу № 300).
Денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи выделяются государственным органам с обязательным указанием целевого назначения:
• из республиканского бюджета - по распоряжению Президента;
• из местного бюджета - по решению соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа (ч.2 п.7 приложения 2 к Указу № 300).
Установление такого особого порядка предоставления и использования государственными органами безвозмездной (спонсорской) помощи в форме денежных средств не исключает возможности предоставления государственным органам безвозмездной (спонсорской) помощи в иных формах, в том числе в виде товаров (имущества). Цель этой нормы - установить единый порядок поступления и расходования государственными органами данного вида внебюджетных средств.
Исключение: исполнительные и распорядительные органы, получающие безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств в соответствии с п.10 приложения 2 к Указу № 300. Указанная помощь перечисляется на текущие (расчетные) банковские счета по учету прочих государственных средств или благотворительные счета местных исполнительных и распорядительных органов для последующего предоставления непосредственным получателям (ч.3 п.7 приложения 2 к Указу № 300).
Безвозмездная (спонсорская) помощь, предназначенная организациям, подчиненным местным исполнительным и распорядительным органам (учрежденным ими), иным организациям, осуществляющим деятельность на территории соответствующей административно-территориальной единицы, может предоставляться местному исполнительному и распорядительному органу, который распределяет полученную помощь организациям, указанным в договоре (п.10 приложения 2 к Указу № 300).
При предоставлении (получении) безвозмездной спонсорской помощи налоги, сборы (пошлины) исчисляются и уплачиваются спонсорами и получателями в соответствии с налоговым законодательством (п.5 Указа № 300).
Цели, на которые запрещено предоставление и использование безвозмездной (спонсорской) помощи
Цели, на которые запрещено предоставление и использование безвозмездной (спонсорской) помощи:
• осуществление террористической и иной экстремистской деятельности, других деяний, запрещенных законодательством, а равно причиняющих вред национальной безопасности, государственным и (или) общественным интересам или создающих угрозу причинения такого вреда, а также связанных с названными деятельностью и деяниями;
• подготовка или проведение выборов, референдумов, отзыв депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутата местного Совета депутатов, организация либо проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовление и (или) распространение агитационных материалов о данных мероприятиях;
• организация мероприятий, направленных на проведение политической и агитационно-массовой работы среди населения, не соответствующих целям предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (п.2 Указа № 112).
Цели, на которые разрешено предоставлять и использовать безвозмездную (спонсорскую) помощь с 30.09.2024 (приложение 2 к Указу № 300):
1. Создание и (или) укрепление материально-технической базы, возмещение расходов, связанных с содержанием и арендой производственных зданий, сооружений, помещений, благоустройство населенных пунктов, иных территорий.
Справочно Создание и (или) укрепление материально-технической базы получателя - поступление в адрес получателя денежных средств, иного имущества (движимого и (или) недвижимого), а также работ, услуг, способствующих улучшению материального обеспечения получателя (п.7 приложения 3 к Указу № 300). |
2. Приобретение сельскохозяйственной техники и (или) запасных частей к ней, горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, средств защиты растений, иного имущества, работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным производством, а также поддержка мероприятий государственных программ в агропромышленном комплексе.
3. Поддержка олимпийского и паралимпийского движения Республики Беларусь, игровых видов спорта, проведение организациями физической культуры и спорта, общественными объединениями и профессиональными союзами, их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий, осуществление спортивной подготовки, строительство и содержание физкультурно-спортивных сооружений.
4. Охрана историко-культурного наследия, развитие библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусства (в том числе создание новых произведений художественной литературы и искусства, концертных программ, театральных постановок, проведение выставок), а также развитие и поддержка народного творчества, народных художественных ремесел, образования в сфере культуры, проведение культурно-зрелищных мероприятий белорусскими коллективами художественного творчества и отдельными исполнителями.
5. Поддержка организаций, осуществляющих в соответствии с их уставами патриотическое воспитание детей и молодежи, деятельность, направленную на сохранение истории Великой Отечественной войны, исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, а также организаций, в которых созданы объединения по интересам - военно-патриотические клубы, действующие на основании Указа от 04.05.2022 № 160 «О развитии военно-патриотических клубов».
6. Приобретение организациями здравоохранения лекарственных средств, медицинских изделий, дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты, оказание медицинской помощи физическим лицам, содействие деятельности в области охраны здоровья населения, в том числе пропаганде здорового образа жизни.
7. Проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций, смотров, соревнований, государственных статистических наблюдений, иных мероприятий, организуемых по решению Президента, государственных органов.
Список мероприятий, на которые можно будет оказать безвозмездную спонсорскую помощь, дополнен конференциями и государственными статистическими наблюдениями.
Справочно Государственные статистические наблюдения - сбор первичных статданных, осуществляемый органами госстатистики или госорганизациями, уполномоченными на ведение госстатистики, для формирования официальной статистической информации (абз.6 и 13 ст.1 Закона от 28.11.2004 № 345-З «О государственной статистике»). |
8. Обеспечение участия представляющих Республику Беларусь физических лиц, в том числе в составе команд, групп, делегаций, в международных мероприятиях, решение об участии Республики Беларусь в которых принято Президентом, государственными органами.
Справочно Обеспечение участия представляющих Республику Беларусь физических лиц, в том числе в составе команд, групп, делегаций, в международных мероприятиях - обеспечение подготовки физических лиц, в том числе в составе команд, групп, делегаций, для участия в международных мероприятиях, приобретение необходимых материалов, оборудования, оплата проезда к месту проведения этих мероприятий и обратно, питания, проживания, командировочных и иных связанных с участием в таких мероприятиях расходов. |
Таким образом, безвозмездную спонсорскую помощь, которая оказывается физлицам-представителям, можно использовать для:
- подготовки таких лиц для участия в международных мероприятиях;
- приобретения необходимых материалов, оборудования;
- оплаты проезда к месту проведения международных мероприятий и обратно;
- оплаты питания, проживания, командировочных и других расходов (п.4 приложения 3 к Указу № 300).
9. Выпуск и приобретение учебных изданий, средств обучения и воспитания, организация питания воспитанников, учащихся, курсантов и студентов в учреждениях образования, военнослужащих.
Список дополнен курсантами, студентами, военнослужащими.
10. Поддержка некоммерческих организаций, оказывающих социальную помощь и (или) социальные услуги физическим лицам, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
11. Поддержка физических лиц, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая оказание им социальной помощи и (или) социальных услуг.
Справочно Трудная жизненная ситуация - обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающее (ухудшающее) условия нормальной жизнедеятельности физического лица, семьи либо представляющее опасность для жизни и (или) здоровья физического лица, последствия которого сложны для самостоятельного разрешения (п.8 приложения 3 к Указу № 300). |
Отнесение физических лиц, семей к категории лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, при предоставлении безвозмездной спонсорской помощи осуществляется спонсорами самостоятельно.
Поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется путем заключения договора между спонсором и одним из дееспособных членов семьи, являющимся получателем (п.8 приложения 2 к Указу № 300).
12. Поддержка зарегистрированных в Республике Беларусь религиозных организаций.
13. Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, прошедших государственную научную, государственную научно-техническую экспертизу и зарегистрированных в соответствующем государственном реестре.
Список стал значительно шире. Безвозмездную спонсорскую помощь можно оказать на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, которые прошли научную или научно-техническую экспертизу и зарегистрированы в соответствующем госреестре.
14. Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или ликвидация их последствий, обеспечение национальной безопасности.
Список стал значительно шире. Безвозмездную спонсорскую помощь теперь можно оказать кроме ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций также с целью:
- предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или ликвидации;
- обеспечения нацбезопасности;
- развития особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы), поддержки мероприятий и программ, направленных на обеспечение экологической безопасности, осуществления деятельности в сфере защиты животных, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, проведения исследований в этих направлениях.
15. Развитие особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы), поддержка мероприятий и программ, направленных на:
- обеспечение экологической безопасности;
- защиту животных;
- охрану окружающей среды;
- защиту животного и растительного мира;
- проведение исследования в вышеуказанных областях.
16. Развитие пожарного добровольческого движения, в том числе создание и обеспечение деятельности добровольных и внештатных пожарных формирований, а также осуществление пожарно-профилактических мероприятий.
17. Поддержка общественных объединений, ассоциаций (союзов), направленная на достижение их уставных целей, а также политических партий, осуществляемая с соблюдением ограничений, установленных законодательством о политических партиях.
18. Аккумулирование некоммерческими организациями в соответствии с целями (задачами), определенными в их уставах, безвозмездной (спонсорской) помощи для предоставления в соответствии Указом № 300 поддержки иным юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям.
Такая поддержка должна предоставляться в рамках целей, определенных Указом № 300, на основании заключаемого договора.
Исключение: госорганы и иные бюджетные организации.
Таким образом, помимо расширения перечня целей, с 30.09.2024 появилась возможность для всех общественных объединений и союзов получать и использовать безвозмездную спонсорскую помощь не только на непосредственно перечисленные в приложении 2 к Указу № 300 цели, но и на собственные уставные цели, а также появились определенные возможности по аккумулированию средств (при этом Указом № 300 в новой редакции не предусмотрена возможность аккумулирования средств, необходимых для деятельности непосредственно самих организаций-получателей).
Обратите внимание! К случаям использования безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором, не относятся случаи ее списания с текущих (расчетных) банковских счетов в бесспорном порядке в соответствии с законодательными актами (п.9 приложения 2 к Указу № 300). |
Должностные лица юридических лиц - получателей не вправе использовать безвозмездную спонсорскую помощь в личных целях, для приобретения служебных легковых автомобилей, проведения ремонта служебных помещений непроизводственного назначения.
Справочно Служебные помещения непроизводственного назначения - служебные кабинеты (комнаты, иные подобные помещения) руководителей организаций, их заместителей, руководителей филиалов, представительств, структурных подразделений организации, расположенных вне места ее нахождения либо по месту ее нахождения, их заместителей, которым для совершения операций организацией открыт текущий (расчетный) банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этих обособленных подразделений на основании доверенности, иные помещения непроизводственного назначения, предназначенные для единоличного использования руководителями организаций, их заместителями, руководителями указанных обособленных подразделений, их заместителями (п.6 приложения 3 к Указу № 300). |
Шаг 1. Получите ходатайство (письмо) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи
На практике предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи часто начинается с обращения юрлица, ИП, физического лица к потенциальному спонсору с ходатайством, письмом или иным подобным документом (далее - ходатайство (письмо)) с просьбой о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи. Иногда обращению к спонсору с ходатайством (письмом) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи предшествуют устные переговоры сторон. Ходатайство (письмо) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в этом случае - формальный повод начать процедуру ее оказания.
Безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется на основе добровольности. Требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи запрещается (чч.3-4 п.1 Указа № 300).
Таким образом, субъекты, претендующие на получение безвозмездной (спонсорской) помощи, вправе направлять юрлицам и ИП - спонсорам ходатайства (письма) с просьбой, а не требованием о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи. Однако эти ходатайства (письма) не обязывают предоставлять безвозмездную (спонсорскую) помощь.
Таким образом, субъекты, претендующие на получение безвозмездной (спонсорской) помощи, вправе направлять юрлицам и ИП - спонсорам ходатайства (письма) с просьбой, а не требованием о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи. Эти ходатайства (письма) не обязывают предоставлять безвозмездную (спонсорскую) помощь.
Ходатайство (письмо) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи составляется в произвольной форме.
В ходатайствах (письмах) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, как правило, указываются:
• просьба предоставить безвозмездную (спонсорскую) помощь;
• вид (денежные средства, в том числе в иностранной валюте, товары (имущество), работы, услуги, имущественные права, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности) и размер (сумма, расчет стоимости)) безвозмездной (спонсорской) помощи;
• виды имущества, работ, услуг, которые были приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи;
• сведения о получателе безвозмездной (спонсорской) помощи и о целях ее использования и др.
Обращение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи (для бюджетных организаций) (пример)
На бланке организации
(для бюджетных организаций)
Директору ООО «Рассвет» ул. Брестская, 15 220000, г. Минск Малинину А.С. |
О предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи
Уважаемый Александр Сергеевич!
Учреждение здравоохранения «Здоровье» в соответствии с п.6 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» в целях содействия деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни в рамках финансирования расходов, связанных с приобретением лекарственных средств, медицинских изделий, дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты, просит рассмотреть вопрос оказания безвозмездной (спонсорской) помощи в виде денежных средств в размере ________________ руб.
В случае предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи» нами будет предоставлен в Ваш адрес отчет об исполнении договора с приложением подтверждающих документов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300.
С уважением, главный врач |
Подпись |
С.А.Марчук |
Справочно Для предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи получение ходатайства (письма) необязательно. Ходатайство (письмо) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, исходя из определения термина «обращение» и его видов («предложение», «заявление» «жалоба»), установленных ст.1 Закона от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», не относится к категории обращений соответственно юрлиц и граждан. Организации целесообразно самостоятельно установить порядок работы с ходатайствами (письмами) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в своих локальных правовых актах с учетом общих требований законодательства по делопроизводству. |
Шаг 2. Определите лицо, уполномоченное принимать решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, и примите решение о ее предоставлении
Принятие решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в хозяйственном обществе
По общему правилу к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества относится решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательными актами (абз.10 ч.1 ст.35 Закона от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»).
Однако Законом от 15.07.2015 № 308-З порядок оказания спонсорской помощи был упрощен, и теперь в уставе общества можно предусмотреть, что ее оказание входит в компетенцию исполнительного органа, то есть устав хозяйственного общества может предусматривать отнесение принятия решения по вопросам предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи к компетенции:
• совета директоров (наблюдательного совета) (ч.2 ст.35 Закона № 2020-XII);
• исполнительного органа (например, директора) при условии возложения на него обязанности ежеквартально отчитываться о предоставлении такой помощи:
- перед советом директоров (наблюдательным советом) - при его наличии в хозяйственном обществе;
- общим собранием участников - при отсутствии в хозяйственном обществе совета директоров (наблюдательного совета) (ч.4 ст.35 Закона № 2020-XII).
Итак, второй шаг после получения ходатайства о предоставлении спонсорской помощи - определение лица, которому уставом спонсора предоставлено право оказывать такую помощь.
Требования к форме и содержанию отчета исполнительного органа об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи законодательством не предусмотрены. Они могут устанавливаться в уставе хозяйственного общества или его ЛПА.
В отчете исполнительного органа об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи необходимо указать как минимум следующую информацию:
• получателей безвозмездной (спонсорской) помощи;
• вид и размер (сумма, расчет стоимости) предоставленной безвозмездной (спонсорской) помощи;
• виды имущества, работ, услуг, которые были приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи или будут приобретены (если еще не предоставлен отчет об исполнении договора);
• цели предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
• реквизиты заключенных договоров;
• предоставлены ли отчеты об исполнении договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
• иное.
Рекомендации:
1. Указать в уставе сроки представления исполнительным органом отчета о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.
Пример «4.4. Директор обязан:
<...>
4.4.15. представлять отчет о безвозмездной (спонсорской) помощи общему собранию участников Общества не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;» или «5.6. Решение по вопросу предоставления Обществом безвозмездной (спонсорской) помощи принимает директор Общества. По итогам каждого квартала директор Общества обязан отчитываться перед общим собранием участников Общества о предоставлении такой помощи: - за период с января по март - до 15 мая; - период с апреля по июнь - до 15 августа; - период с июля по сентябрь - до 15 ноября; - период с октября по декабрь - до 15 февраля.». |
2. Предусмотреть в уставе наличие или отсутствие обязанности исполнительного органа представлять соответствующий отчет, если в отчетном квартале безвозмездная (спонсорская) помощь хозяйственным обществом не оказывалась.
Пример «4.5. Если Общество не предоставляло безвозмездную (спонсорскую) помощь в отчетном квартале, то директор не представляет отчет о безвозмездной (спонсорской) помощи.» или «4.4. Директор обязан:
<...>
4.4.15. представлять отчет о безвозмездной (спонсорской) помощи Общему собранию участников Общества не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчет представляется директором независимо от факта оказания или неоказания безвозмездной (спонсорской) помощи в отчетном квартале;». |
Принятие решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи хозяйственным обществом может быть отнесено к компетенции исполнительного органа вне зависимости от наличия в хозяйственном обществе совета директоров (наблюдательного совета).
Уставом также может быть предусмотрена ограниченная компетенция совета директоров (наблюдательного совета) или исполнительного органа в принятии решений о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, например: не более определенной суммы в определенный период (квартал, месяц и т. п.), или единовременно в отношении одного получателя, или только в отношении определенных субъектов (например, за исключением государственных органов и организаций).
Пример «5.6. Решение по вопросу предоставления Обществом безвозмездной (спонсорской) помощи в совокупном размере не более 10 000,00 руб. в квартал имеет право принимать директор Общества. Решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в большем размере принимается общим собранием участников Общества.» или «5.6. Решение по вопросу предоставления Обществом безвозмездной (спонсорской) помощи в размере не более 3 000,00 руб. одному получателю имеет право принимать директор Общества. Решение о предоставлении получателю безвозмездной (спонсорской) помощи в большем размере принимается общим собранием участников Общества.» или «5.6. Решение по вопросу предоставления Обществом безвозмездной (спонсорской) помощи имеет право принимать директор Общества, за исключением безвозмездной (спонсорской) помощи, оказываемой государственным органам или государственным организациям, в том числе бюджетным организациям, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям. В таком случае решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи принимается общим собранием участников Общества.». |
Обратите внимание! Если в уставе хозяйственного общества отсутствуют положения о принятии решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи советом директоров (наблюдательным советом) или исполнительным органом, такое решение принимает общее собрание участников. |
В протоколе общего собрания участников общества о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи целесообразно отразить следующие моменты:
• получателя безвозмездной (спонсорской) помощи;
• вид безвозмездной (спонсорской) помощи;
• размер (сумма, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной (спонсорской) помощи;
• цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
• порядок представления получателем безвозмездной (спонсорской) помощи отчета о ее целевом использовании (если такое условие предусмотрено договором);
• виды имущества, работ, услуг, которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи;
• иное по усмотрению общего собрания участников.
Формы документов • Протокол внеочередного общего собрания участников общества (о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи). |
Принятие решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в унитарном предприятии
Законодательством вопрос о компетенции принятия решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи унитарным предприятием не урегулирован и не отнесен к исключительной компетенции собственника имущества унитарного предприятия (п.6 ст.113 ГК). При этом уставом унитарного предприятия может быть предусмотрено отнесение этого вопроса к компетенции как собственника имущества унитарного предприятия, так и его руководителя.
Если в уставе унитарного предприятия отсутствуют положения о принятии решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи собственником имущества унитарного предприятия, то такое решение принимает его руководитель (ч.1 п.4, п.6 ст.113 ГК).
Таким образом, перед оформлением сделки необходимо изучить устав и определить, кто и в каком порядке принимает решение о предоставлении спонсорской помощи.
Шаг 3. Оформите решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи
Решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи оформляется приказом руководителя организации. В нем необходимо отразить получателя безвозмездной (спонсорской) помощи, ее размер и цель. В последующем эти сведения будут перенесены в договор об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи. Кроме того, в приказе можно дать указания другим службам, например, подготовить договор или перевести денежные средства получателю после подписания договора.
Для предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи руководитель организации издает приказ (ч.1 ст.55 Закона № 2020-XII, абз.22 п.3 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4).
Справочно Приказ о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи оформляется в любом случае, в том числе если решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи принимается общим собранием участников (наблюдательным советом (советом директоров)) хозяйственного общества или собственником имущества унитарного предприятия: приказ носит распорядительный характер и устанавливает порядок предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи и ответственных лиц. |
Законодательством прямо не установлен вид приказа о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.
Целесообразно приказ о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи относить к приказам по основной деятельности, так как вопрос оказания безвозмездной (спонсорской) помощи имеет существенное значение для деятельности организации, в том числе в силу особой процедуры принятия решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи и налоговых последствий ее предоставления, а также напрямую не отнесен к административно-хозяйственным вопросам (подп.21.2 п.21 Перечня № 140).
В приказе о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи целесообразно отразить следующие моменты (основные существенные условия договора о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи и организационные моменты ее предоставления):
• получателя безвозмездной (спонсорской) помощи;
• размер (сумма, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной (спонсорской) помощи;
• цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
• виды имущества, работ, услуг, которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи;
• порядок представления отчета об исполнении договора (за исключением получателей - физических лиц), включая срок представления отчета;
• срок предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
• порядок предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
• мероприятия по предоставлению безвозмездной (спонсорской) помощи и ответственных лиц (разработка договора, осуществление платежей после подписания договора, контроль за представлением отчета об исполнении договора безвозмездной (спонсорской) помощи и т. д.);
• иное (при необходимости).
Формы документов • Приказ о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи. • Приказ о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи (при необходимости согласования предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи). |
Шаг 4. Заключите договор о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи
При предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи заключается договор. Требования к договору, а также его примерная форма устанавливаются Совмином (п.3 Указа № 300).
Обратите внимание! Из Указа № 300 исключена норма, регламентирующая существенные условия договора безвозмездной (спонсорской) помощи (п.5 Указа № 300). |
Постановлением № 742 определены:
• дополнительные существенные условия договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
• порядок составления отчета об исполнении договора;
• примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.
Обратите внимание! Постановление № 742 вступило в силу с 13 октября 2024 г. и не распространяет свое действие на договоры, заключенные до этой даты. Постановление Совмина от 13.07.2005 № 779 «Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи» утратило силу. |
Форма договора
Договор заключается в простой письменной форме в двух экземплярах, один остается у получателя спонсорской помощи, другой - у спонсора.
Примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи утверждена постановлением № 742.
В отличие от типовых договоров примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи не обязательная и носит рекомендательный характер независимо от субъектного состава договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (пп.4, 5 ст.396 ГК). Поэтому стороны вправе как дополнить примерную форму договора любыми условиями, которые обе стороны (спонсор и получатель) сочтут необходимыми, так и не использовать ее вообще, а разработать договор безвозмездной (спонсорской) помощи самостоятельно. При этом сторонам стоит учитывать, что в договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) должны быть предусмотрены дополнительные существенные условия, регламентированные п.1 постановления № 742.
Условия примерных договоров становятся обязательными для сторон в случае их непосредственного включения в договор или отсылки к ним в конкретном договоре. Акты, которыми утверждаются примерные договоры, - это нормативные правовые акты, содержащие рекомендательные нормы. Издавая такой акт, государственный орган исходит из того, что утверждаемый примерный договор будет применяться участниками договорных отношений при заключении конкретного договора как модель или образец, ввиду чего стороны вправе как дополнить примерную форму договора любыми условиями, которые обе стороны (спонсор и получатель) сочтут необходимыми, так и не использовать ее вообще, а разработать договор безвозмездной (спонсорской) помощи самостоятельно.
В силу принципа свободы договора (п.1 ст.391 ГК) его условия определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством (ст.392 ГК) (ч.1 п.3 ст.391 ГК).
Договор считается заключенным, если сторонами в соответствующей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ч.1 п.1 ст.402 ГК).
1. Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи должен содержать помимо существенных условий, установленных законодательством, следующие существенные условия:
✓ сведения о сторонах договора:
- наименование юридического лица Республики Беларусь, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя Республики Беларусь, являющихся спонсорами;
- наименование юридического лица Республики Беларусь, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина, лица без гражданства, являющихся получателями безвозмездной (спонсорской) помощи;
✓ размер (сумма, расчет стоимости) и вид предоставляемой безвозмездной (спонсорской) помощи (денежные средства, иное имущество, включая имущественные права (в том числе исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), электронные деньги, цифровые знаки (токены), работы, услуги;
✓ цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
✓ виды имущества, работ, услуг, которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи, иные направления ее использования в соответствии с Указом № 300, за исключением предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с п.18 приложения 1 и п.5 приложения 2 к Указу № 300;
✓ реквизиты текущих (расчетных) банковских счетов по учету прочих государственных средств, иных текущих (расчетных) банковских счетов, благотворительных счетов для зачисления денежных средств безвозмездной (спонсорской) помощи, электронных кошельков, на которых учитывается безвозмездная (спонсорская) помощь в виде электронных денег, либо виртуальных кошельков для поступления безвозмездной (спонсорской) помощи в виде цифровых знаков (токенов);
✓ порядок представления получателем спонсору отчета об исполнении договора (за исключением получателей - физических лиц), включая срок представления отчета;
✓ сведения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в установленных размерах - для юридических лиц, указанных в ч.1 п.1 приложения 2 к Указу № 300;
✓ иные условия, определенные соглашением сторон с соблюдением требований Указа № 300 и других актов законодательства. Это могут быть любые, не противоречащие законодательству условия.
Обратите внимание! При предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в виде цифровых знаков (токенов) в договоре указывается их количество и стоимость. |
2. Специальные дополнительные существенные условия.
Договор, заключаемый между спонсором и бюджетной организацией, обеспечение деятельности которой осуществляется государственным учреждением, созданным в соответствии с Указом от 23.12.2019 № 475 «Об обеспечении деятельности бюджетных организаций», дополнительно к существенным условиям, должен содержать:
✓ обязанность бюджетной организации по представлению в центр информации, необходимой для надлежащего выполнения условий договора;
✓ порядок передачи бюджетной организации безвозмездной (спонсорской) помощи и представления спонсору отчета об исполнении договора с учетом обязанностей центра по обеспечению деятельности бюджетной организации;
✓ реквизиты текущего (расчетного) банковского счета по учету прочих государственных средств, открытого бюджетной организации, на который подлежат зачислению денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи.
Договор, заключаемый между спонсором и местным исполнительным и распорядительным органом, по которому непосредственным получателем безвозмездной (спонсорской) помощи является организация, подчиненная местному исполнительному и распорядительному органу (учрежденная им), иная организация, осуществляющая деятельность на территории соответствующей административно-территориальной единицы, дополнительно к существенным условиям, должен содержать:
✓ cведения о непосредственном получателе (получателях) безвозмездной (спонсорской) помощи, а также порядок ее передачи получателю (получателям) и предоставления отчета.
Договор, заключаемый между спонсором и органом военного управления, соединением, воинской частью Вооруженных Сил и транспортных войск, организацией Вооруженных Сил, осуществляющей финансовое обеспечение другой воинской части, по которому непосредственным получателем безвозмездной (спонсорской) помощи является воинская часть, зачисленная на финансовое обеспечение, дополнительно к существенным условиям, должен содержать:
✓ сведения о воинской части, зачисленной на финансовое обеспечение, и порядок передачи ей такой помощи;
✓ банковские реквизиты воинской части, осуществляющей финансовое обеспечение, определенные в абз.8 ч.1 п.1 постановления № 742.
Обратите внимание! В случае, если воинская часть, зачисленная на финансовое обеспечение, является спонсором, заключаемый между такой воинской частью и получателем договор дополнительно к существенным условиям, должен содержать: ✓ сведения о воинской части, осуществляющей финансовое обеспечение, и ее банковские реквизиты. |
Договор, заключаемый между спонсором и организацией, в которой создано объединение по интересам - военно-патриотический клуб, действующий на основании Указа № 160, по которому предоставляется безвозмездная (спонсорская) помощь для военно-патриотического клуба, дополнительно к существенным условиям, должен содержать сведения о таком военно-патриотическом клубе.
Обратите внимание! В случае, если военно-патриотический клуб создан в воинской части, зачисленной на финансовое обеспечение, заключаемый договор дополнительно к существенным условиям, должен содержать: ✓ сведения о воинской части, осуществляющей финансовое обеспечение ✓ ее банковские реквизиты. |
Шаг 5. Получите согласование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи
Необходимость согласования договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи зависит от того, какой субъект выступает спонсором.
Перечень субъектов, которыми и с согласия которых предоставляется безвозмездная (спонсорская) помощь, приведен в п.1 приложения 2 к Указу № 300:
№ п/п | Спонсор | Согласующий орган |
1 |
Совет Республики, Палата представителей Национального собрания | Президент |
2 |
Администрация Президента | |
3 |
Государственный секретариат Совета Безопасности | |
4 |
Комитет государственного контроля | |
5 |
Генеральная прокуратура | |
6 |
Национальный банк | |
7 |
Управление делами Президента | |
8 |
Высшая аттестационная комиссия | |
9 |
Иные государственные организации, подчиненные Президенту. Исключение: Национальная академия науки Беларуси, Академия управления при Президенте, Белорусский институт стратегических исследований и Национальный центр законодательства и правовой информации | |
10 |
Конституционный Суд | Председатель Всебелорусского народного собрания |
11 |
Верховный Суд | |
12 |
Центральная избирательная комиссия | |
13 |
Секретариат Всебелорусского народного собрания | |
14 |
Академия управления при Президенте | Администрация Президента |
15 |
Белорусский институт стратегических исследований | |
16 |
Национальный центр законодательства и правовой информации | |
17 |
Имеющие право заключения договоров территориальные органы государственных органов, имеющие право заключения договоров структурные подразделения государственных органов и иные государственные организации, государственные организации, подчиненные государственным органам и иным государственным организациям или входящими в их состав (систему) | Руководитель этих государственных органов и иных государственных организаций |
18 |
Областные (Минский городской) суды, экономические суды областей (города Минска), районные (городские) суды | Верховный суд |
19 |
Государственные организации, подчиненные местным исполнительным и распорядительным органам или их структурные подразделения, подчиненные данным органам, - с согласия председателей местных исполнительных и распорядительных органов | Председатели местных исполнительных и распорядительных органов |
20 |
Хозобщества, 50 % и более акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам | Руководитель госоргана и иной госорганизации, осуществляющий управление этими акциями (долями в уставных фондах), в случае передачи уставом в компетенцию исполнительного органа хозобщества вопроса о предоставлении безвозмездной спонсорской помощи |
21 |
Хозобщества - дочерние компании холдингов с участием государства, акции (доли в уставном фонде) которых ранее принадлежали Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам | Руководитель управляющей компании холдинга с участием государства в случае предоставления безвозмездной спонсорской помощи получателю, не являющемуся участником этого холдинга |
Справочно Если принадлежащие Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам акции (доли в уставных фондах) хозобщества находятся в управлении двух или более госорганов и (или) госорганизаций, для получения согласия хозобщество обращается в госорган, госорганизацию, в управлении которых находится преобладающий процент акций (доли в уставном фонде) (ч.5 п.1 приложения 2 к Указу № 300). |
Заключение и изменение договора
Договор может быть заключен любым способом, предусмотренным законодательством, при котором:
✓ считается соблюденной письменная форма договора;
✓ можно установить достижение соглашения сторон по всем существенным условиям договора (ч.1 п.2 постановления № 742).
Обратите внимание! В случае изменения условий договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в ходе его исполнения стороны заключают дополнительное соглашение к нему в порядке, предусмотренном для заключения договора (ч.5 п.2 постановления № 742). |
Договор считается заключенным:
1) для спонсоров - юридических лиц, указанных в ч.1 п.1 приложения 2 к Указу № 300, и соответствующих получателей - с даты получения согласия на предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи;
2) для иных спонсоров и получателей - с даты его подписания сторонами.
Договор считается заключенным с момента его подписания уполномоченными представителями сторон: руководителями получателя спонсорской помощи, действующими на основании уставов представляемых организаций, или иными работниками, уполномоченными на заключение договора безвозмездной (спонсорской) помощи доверенностями, выданными руководителями указанных организаций (ст.48, 49, 186 ГК).
Обратите внимание! Постановление № 742 вступает в силу после его официального опубликования и не распространяет свое действие на договоры, заключенные до вступления в силу настоящего постановления. То есть приводить договоры, заключенные до 13 октября 2024 г., в соответствие с постановлением № 742 не нужно (п.6 постановления № 742, п.2 ст.392 ГК). |
Юридические лица, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь, для получения согласия в соответствии п.3 приложения 2 к Указу № 300 направляют должностным лицам в соответствующие государственные органы (организации):
• подписанный сторонами договор безвозмездной (спонсорской) помощи;
• решение органа управления спонсора, к чьей компетенции относится принятие решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи согласно его учредительным документам.
Обратите внимание! Порядок получения такого согласия может быть определен локальным правовым актом соответствующего органа (организации) (ч.1 п.3 приложения 2 к Указу № 300). |
На бланке организации
№ ___________ от _________
На № ________ от _________
_______________________________
(наименование юридического лица, | |
_______________________________
(почтовый адрес) |
СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО
о согласовании предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи
«___» _______ 20___ г. в адрес ___________________________ (наименование организации-спонсора) поступило обращение _____________________________ (наименование организации-получателя) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи (исх. № ___ от ___.___.20___) в размере _________________ белорусских рублей в целях ____________________________________.
В порядке Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»
В связи с вышеизложенным, руководствуясь абз.___ ч.____ п.1, п.3 приложения 2 к Указу № 300, ______________ (наименование организации-спонсора) просит согласовать предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи __________________________ (наименование организации-получателя, Ф.И.О. ИП, гражданина Беларуси, иностранного гражданина, лица без гражданства, являющихся получателями спонсорской помощи) в размере ______________ белорусских рублей в целях _______________________.
Дополнительно сообщаем, что совокупный размер безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставленной нами в течение календарного ______ года, не превышает одного процента от выручки, полученной нами от реализации продукции (товаров), работ, услуг за __________ год, предшествующий году предоставления такой помощи и _____________ (наименование спонсора) не нарушен и соблюдаются п.11 приложения 2 к Указу № 300.
Приложение: |
1. Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи на ___ л. в 2 экз. 2. Протокол внеочередного общего собрания участников от _______ № ____ на ___ л. в 1 экз. 3. Приказ от ________ № ___ «О предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи» на 1 л. в 1 экз. |
(должность) |
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
______________________________
(Ф.И.О., телефон исполнителя)
Совокупный размер безвозмездной спонсорской помощи, предоставляемой в течение календарного года юридическими лицами, указанными в ч.1 п.1 приложения 2 к Указу № 300, не может превышать 1 % от выручки, полученной ими от реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления такой помощи (без учета видов поддержки, оказываемой организациям физкультуры и спорта в рамках Указа № 191.
Исключение: по решению должностных лиц (органов), согласующих предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи, возможно ее предоставление в размере, превышающем указанное ограничение.
Предоставление безвозмездной спонсорской помощи государственными органами, организациями, указанными в ч.1 п.1 приложения 2 к Указу № 300, не получающими выручки от реализации продукции (товаров), работ, услуг, размером не ограничивается (чч.2-4 п.1 приложения 2 к Указу № 300).
Иные категории спонсоров праве предоставлять безвозмездную спонсорскую помощь без ограничения ее размера (п.2 приложения 2 к Указу № 300).
Шаг 6. Предоставьте безвозмездную (спонсорскую) помощь и надлежаще оформите ее предоставление
После заключения договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи следует направить безвозмездную (спонсорскую) помощь получателю:
• перечислить денежные средства на банковский или благотворительный счет получателя;
• зачислить электронные деньги (цифровые знаки (токены));
• приобрести у сторонних организаций товары для передачи организациям-получателям помощи, передать продукцию собственного производства либо собственное имущество;
• передать имущественные права (в том числе исключительные права на объекты интеллектуальной собственности);
• выполнить (оказать) для организаций-получателей работы (услуги) непосредственно самой организацией (спонсором) и т. д.
Обратите внимание! Для перечисления безвозмездной (спонсорской) помощи в виде денежных средств получателю необязательно специально открывать благотворительный счет. |
При этом:
1. Безвозмездная спонсорская помощь, полученная в виде электронных денег, в том числе поступивших в результате отчуждения цифровых знаков (токенов), может быть использована после погашения электронных денег с зачислением денежных средств на текущий (расчетный) банковский счет либо благотворительный счет, открытый получателю. Зачисленные на текущий (расчетный) банковский счет либо благотворительный счет денежные средства в результате погашения электронных денег признаются безвозмездной (спонсорской) помощью с распространением на них требований Указа № 300.
2. Дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Республики Беларусь безвозмездная (спонсорская) помощь может предоставляться в целях создания и (или) укрепления материально-технической базы, проведения соответствующих их функциям протокольных, представительских, торгово-экономических, культурных и иных мероприятий. Такая помощь, предоставляемая в виде денежных средств, перечисляется на текущие (расчетные) банковские счета либо благотворительные счета, открытые за пределами Республики Беларусь дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь (ч.2 п.4, п.5 приложения 2 к Указу № 300).
По договору благотворительного счета банк или небанковская кредитно-финансовая организация обязуются открыть физическому или юридическому лицу банковский счет для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной (спонсорской) помощи или пожертвований (ст.210 БК).
Таким образом, получатель может открыть благотворительный счет и получить безвозмездную (спонсорскую) помощь на него. Однако в законодательстве не содержится обязанности спонсора перечислить безвозмездную (спонсорскую) помощь исключительно на благотворительный счет, равно как и у получателя отсутствует обязанность открыть благотворительный счет и получать безвозмездную (спонсорскую) помощь исключительно на него.
Шаг 7. Получите отчет об исполнении договора безвозмездной (спонсорской) помощи
С 30 сентября 2024 г. в Указе № 300 отсутствовала норма об обязанности предоставления спонсору отчета о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи.
Однако постановлением № 742 введена норма об обязанности предоставления спонсору отчета об исполнении договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (дополнительное существенное условие договора), включая срок предоставления такого отчета.
Исключение: Получатели безвозмездной (спонсорской помощи) - физические лица (абз.9 п.1 постановления № 742).
Обратите внимание! Постановление № 742 ввело новое наименование отчета - отчет об исполнении договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи. |
Справочно Ранее (Указ № 300 в редакции до 30.09.2024) предусматривал отчет о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи. |
Отчет об исполнении договора представляется в произвольной форме, если иное не установлено договором. То есть стороны вправе утвердить форму такого отчета в договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.
В отчете указываются:
✓ виды имущества, работ, услуг, которые были приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи, в том числе полученные после погашения электронных денег и (или) отчуждения цифровых знаков (токенов), с приложением документов (копий документов), подтверждающих приобретение этих имущества, работ, услуг;
✓ иные направления и результаты использования такой помощи в соответствии с Указом № 300 (ч.4 п.2 постановления № 742).
Таким образом, получатели - физические лица не обязаны представлять спонсору отчет. Однако в силу принципа свободы договора по соглашению сторон можно предусмотреть в договоре порядок подачи такого отчета и для них (ст.391 ГК).
Если получатель безвозмездной (спонсорской) помощи в установленный договором срок не представит спонсору отчет об исполнении договора или не приложит документы (копии документов), подтверждающие приобретение имущества, работ, услуг, то на основании общих норм ст.290 ГК спонсор может направить получателю претензию с требованием о представлении отчета.
Формы документов • Претензия о представлении отчета об исполнении договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (срок представления отчета предусмотрен в договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи). |
Как было отмечено выше, исполнение любых обязательств может обеспечиваться неустойкой (ст.310, 311 ГК). Целесообразно предусмотреть в договоре о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи неустойку за несвоевременное представление получателем спонсорской помощи отчета о ее использовании (например, штраф, размер которого может быть рассчитан в процентах от суммы оказываемой помощи, или пеню за каждый день просрочки представления отчета).
Пример «6.2. За непредставление или несвоевременное представление отчета об исполнении договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи и (или) непредставление документов, подтверждающих приобретение имущества, работ, услуг на представленные Спонсором денежные средства, Получатель уплачивает Спонсору неустойку (штраф) в размере 10 % от размера безвозмездной (спонсорской) помощи, указанного в п.1.2 Договора.» или «6.2. За непредставление или несвоевременное отчета об исполнении договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи и (или) непредставление документов, подтверждающих приобретение имущества, работ, услуг на представленные Спонсором денежные средства в качестве безвозмездной (спонсорской) помощи, Получатель уплачивает Спонсору пеню в размере 0,1 % от суммы спонсорской помощи, указанной в п.1.2 Договора, за каждый день просрочки представления отчета.» или «6.2. За непредставление или несвоевременное представление отчета об исполнении договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи и (или) непредставление документов, подтверждающих приобретение имущества, работ, услуг на представленные Спонсором денежные средства в качестве безвозмездной (спонсорской) помощи, Получатель уплачивает Спонсору штраф в размере 10 базовых величин.». |
Формы документов • Отчет об исполнении договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи. |
Шаг 8. Оформите отчет о предоставленной безвозмездной (спонсорской) помощи
Если уставом хозяйственного общества принятие решения о предоставлении обществом безвозмездной (спонсорской) помощи отнесено к компетенции исполнительного органа (например, директора), то директор обязан ежеквартально отчитываться о предоставлении такой помощи:
• перед советом директоров (наблюдательным советом) - при его наличии в хозяйственном обществе;
• общим собранием участников - при отсутствии в хозяйственном обществе совета директоров (наблюдательного совета) (ч.4 ст.35 Закона № 2020-XII).
Отчет директора о предоставленной безвозмездной (спонсорской) помощи утверждается на общем собрании участников (заседании совета директоров (наблюдательного совета)), а принятое по данному вопросу решение оформляется протоколом (ч.1 ст.47, ч.2 ст.52 Закона № 2020-XII).
Сроки хранения протокола общего собрания участников (совета директоров (наблюдательного совета)) об утверждении отчета директора о предоставленной безвозмездной (спонсорской) помощи (п.17 Перечня № 140; абз.8 ч.1, ч.2 ст.63 Закона № 2020-XII):
Спонсор | Срок хранения протокола |
Государственный орган, иная организация, являющаяся источником комплектования государственных архивов, негосударственная организация, ИП |
Постоянно |
Государственная организация, не являющаяся источником комплектования государственных архивов |
10 лет |
Для исполнения этой обязанности директору необходимо обеспечить подготовку, созыв и проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) или общего собрания в соответствии с законодательством и уставом хозяйственного общества (ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Закона № 2020-XII).
Обратите внимание! Требования к форме и содержанию отчета директора о предоставленной безвозмездной (спонсорской) помощи законодательством не предусмотрены. Они могут устанавливаться в уставе хозяйственного общества или его ЛПА. |
В отчете исполнительного органа об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи необходимо указать как минимум следующую информацию:
• период оказания безвозмездной (спонсорской) помощи;
• получателей безвозмездной (спонсорской) помощи;
• вид и размер (сумма, расчет стоимости) предоставленной безвозмездной (спонсорской) помощи;
• виды имущества, работ, услуг, которые были приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи или будут приобретены (если еще не предоставлен отчет об исполнении договора);
• цели предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
• реквизиты заключенных договоров;
• предоставлены ли отчеты об исполнении договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
• иное.
Кроме того, в качестве подтверждения приобретения товаров (работ, услуг) лицом, получающим безвозмездную (спонсорскую) помощь, за денежные средства, переданные в качестве помощи, к отчету можно приложить отчет об исполнении договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.
Сроки хранения отчета директора о предоставлении обществом безвозмездной (спонсорской) помощи (п.39 Перечня № 140):
Спонсор | Срок хранения отчета |
Государственный орган, иная организация, являющаяся источником комплектования государственных архивов, негосударственная организация, ИП |
10 лет ЭПК |
Государственная организация, не являющаяся источником комплектования государственных архивов |
10 лет |
Рекомендации:
1. Указать в уставе сроки представления исполнительным органом отчета о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.
Пример «4.4. Директор обязан:
<...>
4.4.15. представлять отчет о безвозмездной (спонсорской) помощи общему собранию участников Общества не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;» или «5.6. Решение по вопросу предоставления Обществом безвозмездной (спонсорской) помощи принимает директор Общества. По итогам каждого квартала директор Общества обязан отчитываться перед общим собранием участников Общества о предоставлении такой помощи: - за период с января по март - до 15 мая; - период с апреля по июнь - до 15 августа; - период с июля по сентябрь - до 15 ноября; - период с октября по декабрь - до 15 февраля.». |
2. Предусмотреть в уставе наличие или отсутствие обязанности исполнительного органа представлять соответствующий отчет, если в отчетном квартале безвозмездная (спонсорская) помощь хозяйственным обществом не оказывалась.
Пример «4.5. Если Общество не предоставляло безвозмездную (спонсорскую) помощь в отчетном квартале, то директор не представляет отчет о безвозмездной (спонсорской) помощи.» или «4.4. Директор обязан:
<...>
4.4.15. представлять отчет о безвозмездной (спонсорской) помощи общему собранию участников Общества не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчет представляется директором независимо от факта оказания или неоказания безвозмездной (спонсорской) помощи в отчетном квартале;». |
Независимо от того, урегулированы ли уставом или иным ЛПА хозяйственного общества требования к форме, содержанию и порядку представления отчета директора о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, целесообразно подготовить такой отчет в письменной форме и ознакомить с ним участников общего собрания или членов совета директоров (наблюдательного совета) до проведения общего собрания или заседания соответственно. Это позволит им сформировать позицию по этому вопросу до принятия по нему решения, а также своевременно внести свои предложения в повестку дня при необходимости.
Формы документов • Отчет директора о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи. • Протокол общего собрания участников хозяйственного общества об утверждении отчета директора о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи. |
Обратите внимание! Требование предоставления безвозмездной спонсорской помощи, нарушение порядка ее предоставления и использования не допускаются и влекут: • дисциплинарную ответственность по решению нанимателя (гл.14 ТК); • административную ответственность. Предоставление и использование безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставление которой запрещено законодательными актами, - влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ, а на ИП - от 20 до 50 БВ (ст.24.53 КоАП). |
Обратите внимание! С 30.09.2024 если безвозмездная спонсорская помощь будет оказана с нарушением требований Указа № 300, ее нужно будет возвратить спонсору полностью (подп.2.3 п.2 Указа № 300). |
Руководители юрлиц, предоставляющих безвозмездную (спонсорскую) помощь, и ИП несут персональную ответственность за достоверность документов и сведений о предоставлении такой помощи, направляемых в соответствии с ч.1 п.3 приложения 2 к Указу № 300 (ч.2 п.3 приложения 2 к Указу № 300).
Дополнительно по теме • Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (в виде услуг, для получателей - юрлиц и ИП). • Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (в виде услуг, для получателей - физлиц). • Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (в виде денежных средств, для получателей - юрлиц и ИП). • Допускается ли законодательством предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи в отношениях между участниками холдинга? |