Горячая тема от 18.03.2025
Автор: Аналитическая редакция Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

Контроль трансфертного ценообразования по займам


СОДЕРЖАНИЕ

 

Контрагенты, с которыми сделки по займам контролируются

Контролируемая сумма сделок по займам

Критерии сопоставимости сделок по займам

Информация, используемая при сопоставлении условий сделок по займам

Применение метода сопоставимых рыночных цен

Контроль соответствия цены сделки по займам рыночным ценам

Корректировка налоговой базы налога на прибыль

Заполнение налоговой декларации при корректировке налоговой базы по налогу на прибыль в связи с контролем трансфертного ценообразования

ЭСЧФ при совершении контролируемых сделок по займам

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии  

Для всех отраслей

Контроль трансфертного ценообразования по займам

Правовая платформа «Бизнес-Инфо»

Материал подготовлен аналитической редакцией Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

18.03.2025

При определенных условиях налоговые органы контролируют сделки по займам на соответствие ставки процентов по ним рыночным ценам. Проведение контроля зависит от того, с кем заключен договор займа, и суммы займа.

 

Разделы материала:

Контрагенты, с которыми сделки по займам контролируются

На соответствие рыночным ценам контролируются сделки по предоставлению (получению) займов, заключенные с:

✓ взаимозависимыми лицами;

✓ плательщиками, применяющими особые режимы налогообложения;

✓ резидентами оффшорных зон.

Для контроля за трансфертным ценообразованием (п.1 ст.87 НК):

• анализируемая сделка - подлежащая контролю соответствия рыночным ценам сделка, определенная ст.88 НК (подп.1.1);

• займы - займы независимо от способа их оформления, за исключением коммерческого займа (подп.1.12);

• рыночная цена по займам - сложившаяся в сопоставимых сделках ставка процентов (сумма дохода) по займам (подп.1.8).

 

Анализируемые сделки по займам - сделки по предоставлению (получению) займа (ст.88 НК) Примечание
С взаимозависимыми лицами (подп.1.1 п.1) С 2025 года к анализируемым сделкам относятся сделки по предоставлению (получению) займа с любым взаимозависимым лицом, независимо от того, резидент оно или нерезидент, юрлицо или физлицо, плательщик налога на прибыль или нет.
Физические лица и (или) организации признаются взаимозависимыми лицами при наличии между ними отношений, которые оказывают и (или) могут оказывать непосредственное влияние на условия и (или) экономические результаты их деятельности и (или) деятельности представляемых ими лиц (ч.1 п.1 ст.20 НК). Признаки взаимозависимости лиц указаны в ч.2 п.1 ст.20 НК, а доли участия лица в организации определяются согласно п.2 ст.20 НК
С плательщиком, применяющим особые режимы налогообложения (абз.4 подп.1.3 п.1) Особые режимы налогообложения:
для юрлиц:
- УСН (гл.32 НК);
- единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (гл.34 НК);
- налог на игорный бизнес (гл.35 НК);
- налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности (гл.36 НК);
- налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр (гл.37 НК);
для физлиц:
- единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (гл.33 НК);
- сбор за осуществление ремесленной деятельности (гл.38 НК);
- сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (гл.39 НК);
- налог на профессиональный доход (гл.40 НК)
С резидентом оффшорной зоны (подп.2.2 п.2) Резидент оффшорной зоны - лицо с местом нахождения (местом жительства) в оффшорной зоне - государстве (на территории), в котором действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (подп.1.7 п.1 ст.87 НК). Перечень таких оффшорных зон - государств (территорий) определен Указом от 25.05.2006 № 353

 

справочно

Справочно

С 2022 до 2025 года при предоставлении (получении) займов контролю соответствия рыночным ценам подлежали сделки:

• с взаимозависимыми лицами, совершенные:

- с иностранной организацией;

- иностранным гражданином;

• белорусским юрлицом, имеющим право не исчислять налог на прибыль (освобождено от налога на прибыль):

- резидентом СЭЗ;

- плательщиком, применяющим особые режимы налогообложения;

- плательщиком, осуществляющим деятельность на определенных законодательными актами территориях;

- резидентом ПВТ;

- резидентом специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал»;

- резидентом Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;

• резидентом оффшорной зоны (подп.1.3 п.1, п.2 ст.87, подп.1.1, 1.2 п.1, подп.2.2 п.2 ст.88 НК).

 

Не подлежат контролю соответствия рыночным ценам займы:

• предоставленные организациям, включенным в перечни неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению, утверждаемые областными исполнительными комитетами в порядке, установленном Совмином (абз.7 п.5 ст.88 НК);

• коммерческие займы (подп.1.12 п.1 ст.87 НК, ст.770 ГК).

 

список

Дополнительно по теме

Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об изменении законов» (в части применения главы 11 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения»).

НК-2025: изменения в трансфертном ценообразовании. Комментарий к Закону от 13.12.2024 № 47-З «Об изменении законов».

НК-2025: изменения в сделках с взаимозависимыми лицами. Комментарий к Закону от 13.12.2024 № 47-З «Об изменении законов».

Какие сделки по займам налоговые органы контролируют по трансфертному ценообразованию?

Контролируемая сумма сделок по займам

Сделки с белорусским контрагентом (взаимозависимым лицом или плательщиком, применяющим особые режимы налогообложения) по предоставлению (получению) займа подлежат контролю, если цена сделки (сумма цен сделок) как для крупных, так и для обычных плательщиков с одним контрагентом в календарном году превышает 400 000 руб. (без учета НДС и акцизов) (подп.3.4 п.3 ст.88 НК).

Эти сделки входят в одну группу по ценовому порогу со сделками по реализации или приобретению акций (паев (их частей), долей (их частей) в уставном фонде) организации.

 

справочно

Справочно

Операции по предоставлению возмездных денежных займов не облагаются НДС (подп.2.27 п.2 ст.115 НК).

 

Для сделок по предоставлению (получению) займов ценой сделки признается сумма займа. Сумма цен сделок с одним контрагентом по предоставлению (получению) займов определяется путем суммирования значения цены каждой сделки с ним по предоставлению (получению) займов, части (транша) займов в календарном году и суммы непогашенного остатка займов такого контрагента на начало календарного года, в котором совершены указанные сделки (ч.2 п.4 ст.88 НК).

С 2025 года изменен порядок расчета общей суммы цен сделок с одним контрагентом для сравнения с суммовым порогом и определения, относится ли сделка к контролируемым. Суммирование займов проводится только по сделкам, поименованным в абз.4 ч.1 подп.1.3 п.1 ст.88 НК, то есть сумма сделок по предоставлению (получению) займов суммируется только с суммой сделок по реализации (приобретению) акций (паев, долей). Важная новация: в общую сумму цен сделок начиная с 2025 года следует включать суммы непогашенного остатка займов контрагента на начало календарного года, в котором совершены указанные сделки (ч.2 п.4 ст.88 НК).

 

пример ситуация

Пример

Организация «Z» (ОСН) в мае 2023 г. предоставила взаимозависимой организации «Х» заем № 1 на 2 года в сумме 350 000 руб. В 2024 году заемщик частично погасил заем. По состоянию на 01.01.2025 остаток задолженности - 180 000 руб. В январе 2025 г. стороны заключили новый договор займа № 2 на сумму 150 000 руб. и в марте еще один договор займа № 3 на сумму 90 000 руб.

Проверим, подлежат ли контролю трансфертного ценообразования сделки по этим займам в 2025 году.

Сумма цен сделок в календарном 2025 году составила 420 000 руб. (180 000 руб. (задолженность по займу № 1 на 01.01.2025) + 150 000 руб. (заем № 2 в 2025 году) + 90 000 руб. (заем № 3 в 2025 году)) и превысила установленный суммовой порог (400 000 руб.). Таким образом, в 2025 году сделки подлежат контролю.

В данной ситуации при необходимости организации должны представить налоговому органу обоснование примененных процентных ставок по займам в соответствии с п.5 ст.97 НК. Если ставки по ним не соответствуют рыночным, то рекомендуется самостоятельно скорректировать налоговую базу по налогу на прибыль и доплатить налог на прибыль (см. раздел «Корректировка налоговой базы налога на прибыль»).

 

справочно

Справочно

До 2025 года при определении суммы цен сделок с взаимозависимым юрлицом - налоговым резидентом Республики Беларусь, который не исчислял и не уплачивал налог на прибыль (освобожден от налога на прибыль):

• предоставленные займы суммировались с ценами всех сделок с этим контрагентом в календарном году, которые при контроле трансфертного ценообразования относились к сделкам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

• полученные займы суммировались с ценами всех сделок с этим контрагентом в календарном году, которые при контроле трансфертного ценообразования относились к сделкам по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Остатки не погашенных на начало года займов в расчете суммы цен сделок не участвовали.

Суммовой порог для этих групп сделок был (без НДС и акцизов) (подп.1.2 п.1, подп.3.2 п.3 ст.88 НК):

• 400 000 руб. - для организации, не включенной в перечень крупных плательщиков;

• 2 000 000 руб. - для организации, включенной в перечень крупных плательщиков.

 

Сделки по займам с взаимозависимыми юрлицами - налоговыми резидентами Республики Беларусь, которые имеют право не исчислять и не уплачивать налог на прибыль (освобождены от налога на прибыль), которые контролировались по трансфертному ценообразованию в соответствии с подп.1.2 п.1 и подп.3.2 п.3 ст.88 НК, с 2025 года контролируются на основании абз.4 подп.1.3 п.1 ст.88 НК как сделки с взаимозависимыми лицами с применением единого суммового порога 400 000 руб., предусмотренного подп.3.4 п.3 ст.88 НК.

Сделки по займам с взаимозависимыми иностранными организациями и гражданами, как и ранее, контролируются согласно подп.1.1 п.1 ст.88 НК.

Суммовой порог по внешнеторговым сделкам (без НДС и акцизов) (подп.1.3 п.1 ст.87, подп.3.1 п.3 ст.88 НК):

• 400 000 руб. - для организации, не включенной в перечень крупных плательщиков;

• 2 000 000 руб. - для организации, включенной в перечень крупных плательщиков, за исключением сделок с резидентом оффшорной зоны.

Суммовой порог для внешнеторговых сделок с резидентом оффшорной зоны - 400 000 руб. независимо от того, включена или нет организация в перечень крупных плательщиков (подп.2.2 п.2, подп.3.4 п.3 ст.88 НК).

Критерии сопоставимости сделок по займам

Для определения рыночной цены анализируемой сделки проводится сопоставление анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) с одной или несколькими сопоставляемыми сделками.

 

справочно

Справочно

Сопоставляемая сделка - сделка по реализации (приобретению) товаров (работ, услуг), имущественных прав с лицом, которое не является взаимозависимым и (или) резидентом оффшорной зоны (подп.1.10 п.1 ст.87 НК).

 

Анализируемая и сопоставляемая сделки признаются сопоставимыми, когда они совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях (чч.1, 2 п.1 ст.89 НК).

Коммерческие и (или) финансовые условия анализируемой и сопоставляемой сделок считаются сопоставимыми, если различия между ними (ч.3 п.1 ст.89 НК):

• не оказывают существенного влияния на финансовый результат сделки;

• могут быть устранены путем корректировки цены анализируемой сделки или цены по сопоставляемой сделке, условий и (или) финансовых результатов анализируемой или сопоставляемой сделок.

Для определения сопоставимости анализируемой и сопоставляемой сделок, а также для осуществления при необходимости корректировок их коммерческих и (или) финансовых условий в п.2 ст.89 НК установлены общие критерии.

Для сделок по займам дополнительно учитываются (ч.2 подп.2.1 п.2 ст.89 НК):

• кредитная история и платежеспособность получателя займа и лица, обязательства которого обеспечиваются поручительством или банковской гарантией;

• характер и рыночная стоимость обеспечения исполнения обязательства;

• срок, на который предоставляется заем;

• валюта займа;

• порядок определения процентной ставки (фиксированная или плавающая), дохода от долгового обязательства;

• иные условия, которые оказывают влияние на величину процентной ставки, дохода от долгового обязательства (вознаграждения).

Информация, используемая при сопоставлении условий сделок по займам

Для установления правильности определения налоговой базы налога на прибыль или размера убытка при контроле трансфертного ценообразования по займам чаще используются (абз.6, 7 п.1 ст.90 НК):

✓ информация о сопоставляемых сделках, совершенных плательщиком и (или) его контрагентом - анализируемой стороной сделки;

✓ данные информационно-ценовых агентств, располагающих сведениями о ставках процентов по кредитам (займам).

При отсутствии или недостаточности такой информации можно использовать сведения о совершенных в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях банковских вкладах (депозитах), выпусках облигаций юридических лиц, размещенных (находящихся в обращении) в месяце заключения договора анализируемого займа (внесения изменений в заключенный договор анализируемого займа, предусматривающих корректировку условий о размере процентов (дохода от долговых обязательств)) или в месяце обращения (размещения) эмиссионных ценных бумаг или выдачи (передачи) векселя в случаях оформления анализируемого займа векселем или облигацией, - при отсутствии информации о сопоставимых сделках по предоставлению (получению) займа (абз.4 п.2 ст.90 НК).

Применение метода сопоставимых рыночных цен

Для сопоставления результатов анализируемой и сопоставляемой сделок по займам в основном используют метод сопоставимых рыночных цен.

При применении методов определения рыночных цен сопоставляется цена анализируемой сделки с диапазоном рыночных цен, определенным на основании двух и более сопоставимых сделок (при их отсутствии - двух и более организаций, осуществляющих сопоставимую деятельность) (п.7 ст.91 НК).

Метод сопоставимых рыночных цен заключается в сопоставлении цены в анализируемой сделке с диапазоном рыночных цен, примененных в сопоставимых сделках.

Диапазон рыночных цен может быть сформирован из цен, рассчитанных с применением корректировок к ценам сопоставимых сделок.

Сопоставление цены анализируемой сделки с диапазоном рыночных цен проводится на основании информации о ценах, сложившихся до даты совершения анализируемой сделки. При этом выбираются даты, ближайшие к анализируемой сделке.

Сопоставление цены анализируемой сделки по предоставлению (получению) займа с диапазоном рыночных цен проводится при:

✓ предоставлении (получении) займа, части (транша) займа;

✓ внесении изменений в заключенный договор анализируемого займа, предусматривающих изменение условий, влияющих на размер ставки процентов (суммы дохода) по займу.

 

справочно

Справочно

Ранее, по разъяснениям МНС, анализировалась ставка процентов по каждому перечисленному траншу, только если договором займа предусмотрено изменение размера процентов при перечислении каждого транша денежных средств. Разъяснения МНС по вопросам трансфертного ценообразования см. здесь.

 

При предоставлении (получении) займа частями (траншами) срок возврата суммы займа определяется для каждой части (транша) займа со дня предоставления (получения) части (транша) займа до дня возврата суммы займа (чч.1-3, 5, 6 п.1 ст.92 НК).

Для применения метода сопоставимых рыночных цен возможно использование информации о сделке, совершенной плательщиком, при условии, что она сопоставима с анализируемой сделкой (п.2 ст.92 НК).

Контроль соответствия цены сделки по займам рыночным ценам

Контролю соответствия рыночным ценам подлежат проценты по займу как цена анализируемой сделки (ч.1 подп.1.13 п.1, ч.2 п.3 ст.87 НК).

Цена анализируемой сделки при предоставлении (получении) беспроцентного займа определяется как ставка процентов 0 % (ч.2 подп.1.13 п.1 ст.87 НК).

Цена анализируемой сделки соответствует рыночной цене, если ее значение находится в диапазоне рыночных цен (ч.2 п.3 ст.87, ч.1 п.5 ст.92 НК).

 

справочно

Справочно

Диапазон рыночных цен - выборка значений рыночных цен, содержащая минимальное и максимальное значения рыночных цен, определенных в соответствии с гл.11 НК (подп.1.5 п.1 ст.87 НК).

 

Для целей налогообложения рыночной признается цена, которая соответствует (чч.2, 3 п.5 ст.92 НК):

✓ минимальному значению диапазона рыночных цен, - если цена анализируемой сделки меньше минимального значения диапазона рыночных цен;

✓ максимальному значению диапазона рыночных цен, - если цена анализируемой сделки превышает максимальное значение диапазона рыночных цен.

Порядок определения диапазона рыночных цен в общем случае изложен в п.12 ст.91 НК.

Совокупность цен, примененных в однородных сделках, которые используются для определения диапазона рыночных цен, упорядочивается по возрастанию, образуя выборку. Каждому значению цены, начиная с минимального, присваивается порядковый номер.

 

внимание

Обратите внимание!

В случае если выборка содержит два и более одинаковых значения цены, в выборку включаются все такие значения. При определении диапазона рыночных цен не учитывается цена, примененная в анализируемой сделке (подп.12.1 п.12 ст.91 НК).

 

Рассмотрим определение диапазона рыночных цен на конкретных примерах.

 

пример ситуация

Пример 1

Определение диапазона рыночных цен, когда число сопоставимых сделок кратно 4, а его произведение с 0,75 - целое число

Организация получила от взаимозависимого лица заем под ставку 16 %. Имеется четыре сопоставимых сделки:

 

№ п/п Ставка, %
1
15,3
2
15,5
3
15,8
4
16,2

 

Если частное от деления на 4 числа значений цен в выборке является целым числом, то минимальным значением диапазона рыночных цен признается среднее арифметическое значения цены, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу, и значения цены, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке (абз.2 подп.12.2 п.12 ст.91 НК).

Частное от деления на 4 числа сопоставимых сделок в выборке равно 1 (4/4).

Среднее арифметическое цен под номерами 1 и 2 выборки: 15,4 % ((15,3 + 15,5) / 2).

Эта цена и будет минимальным значением диапазона рыночных цен для этой сделки.

Если произведение 0,75 и числа значений цен в выборке является целым числом, то максимальным значением диапазона рыночных цен признается среднее арифметическое значения цены, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу, и значения цены, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке (абз.2 подп.12.3 п.12 ст.91 НК).

Число значений цен в выборке, умноженное на 0,75, равно 3 (4 × 0,75).

Среднее арифметическое цен под номерами 3 и 4 выборки: 16,0 % ((15,8 + 16,2) / 2). Эта цена - максимальное значение диапазона рыночных цен для этой сделки.

Диапазон рыночных цен 15,4-16,0 %. Ставка полученного займа 16 % не превышает максимальное значение диапазона, поэтому соответствует рыночной цене (ч.1 п.5 ст.92 НК).

 

пример ситуация

Пример 2

Определение минимального значения диапазона рыночных цен, когда число сопоставимых сделок не кратно 4, его произведение с 0,75 - не целое число

Организация получила от взаимозависимого лица заем под ставку 16 %. Имеется шесть сопоставимых сделок:

 

№ п/п Ставка, %
1
15,3
2
15,5
3
15,8
4
16,1
5
16,2
6
16,3

 

Если частное от деления на 4 числа значений цен в выборке не является целым числом, то минимальным значением диапазона рыночных цен признается значение цены, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу (абз.3 подп.12.2 п.12 ст.91 НК).

Частное от деления на 4 числа сопоставимых сделок в выборке равно 1,5 (6 / 4).

Целым числом является 1, которое необходимо увеличить на 1.

Минимальное значение диапазона 15,5 % (цена сопоставляемой сделки, соответствующая порядковому номеру 2 выборки).

Если произведение 0,75 и числа значений цен в выборке не является целым числом, то максимальным значением диапазона рыночных цен признается значение цены, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу (абз.3 подп.12.3 п.12 ст.91 НК).

Число значений цен в выборке, умноженное на 0,75, равно 4,5 (6 × 0,75).

Целым числом является 4, которое необходимо увеличить на 1.

Максимальное значение диапазона рыночных цен для этой сделки - 16,2 % (цена с порядковым номером в выборке под номером 5 (4 + 1)).

Диапазон рыночных цен 15,5-16,2 %. Ставка полученного займа 16 % соответствует рыночной цене (ч.1 п.5 ст.92 НК).

При использовании данных информационно-ценовых агентств о ставке процентов (сумме дохода) по займам при применении метода сопоставимых рыночных цен по займам минимальным и максимальным значениями диапазона рыночных цен могут признаваться соответственно опубликованные минимальное и максимальное значения цен по сделкам, совершенным в аналогичный период времени в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях (п.41 ст.92 НК).

Корректировка налоговой базы налога на прибыль

Если между сторонами анализируемой сделки устанавливаются коммерческие и (или) финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках, и это повлекло занижение суммы налога на прибыль (завышение суммы убытка), то при налогообложении соответственно (п.4 ст.87 НК):

• выручка (доход, прибыль) по такой сделке принимается в размере суммы выручки (дохода, прибыли), которая могла бы быть получена плательщиком в анализируемой сделке, но вследствие указанного отличия не была им получена;

• затраты (расходы) по такой сделке принимаются в размере суммы затрат (расходов), которые должны были быть понесены плательщиком в анализируемой сделке, но вследствие указанного отличия были им понесены в ином размере.

Как правило, в анализируемой сделке соответствие рыночным ценам контролируется у одной стороны (анализируемая сторона сделки).

 

справочно

Справочно

Анализируемая сторона сделки - сторона анализируемой сделки, в отношении которой проверяются цена, показатель рентабельности в соответствии с выбранным методом определения рыночных цен (подп.1.2 п.1 ст.87 НК).

 

Налоговая база налога на прибыль или сумма убытка корректируются при выявлении занижения суммы налога на прибыль или завышения суммы убытка. При этом плательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы налога на прибыль или суммы убытка и доплатить налог на прибыль (ч.1 п.5 ст.87 НК).

В таких случаях налоговая база по налогу на прибыль (сумма убытка) корректируется:

• у заимодавца - если ставка процентов по займу ниже минимального значения диапазона рыночных цен, так как в таком случае он недополучил доход;

• у заемщика - если ставка процентов по займу выше максимального значения диапазона рыночных цен, вследствие чего он завысил затраты.

По беспроцентным займам анализируемой стороной сделки будет заимодавец.

 

справочно

Справочно

Предоставленные займы, в том числе беспроцентные, не учитываются в затратах при налогообложении прибыли (подп.1.16 п.1 ст.173 НК).

Проценты за пользование кредитами, займами, признаваемые в бухгалтерском учете расходами, принимаются в качестве затрат по производству и реализации, за исключением процентов по (ч.1 подп.2.4 п.2 ст.170 НК):

• кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством;

• просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам.

 

список

Дополнительно по теме

Денежный заем от взаимозависимого лица: бухгалтерский и налоговый учет контролируемой задолженности.

Организация в 2025 году получила от взаимозависимого лица беспроцентный заем в сумме, превышающей 400 000 руб. Будет ли у организации корректироваться налоговая база по налогу на прибыль?

Заполнение налоговой декларации при корректировке налоговой базы по налогу на прибыль в связи с контролем трансфертного ценообразования

С 2025 года при корректировке налоговой базы по налогу на прибыль в связи с проведением контроля за трансфертным ценообразованием начисляются пени.

 

справочно

Справочно

При корректировке налоговой базы по налогу на прибыль в связи с проведением контроля за трансфертным ценообразованием за период 2019-2024 гг. пени не начислялись при условии доплаты суммы налога на прибыль не позднее 5 дней со дня представления декларации по налогу на прибыль с отраженной корректировкой (п.11 ст.4 Закона от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», п.1 ст.5 Закона от 30.12.2022 № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения»). В связи с этим с 2025 года в налоговой декларации не нужно отдельно указывать сумму налога на прибыль к доплате в связи с корректировкой налоговой базы из-за применения контроля трансфертного ценообразования.

 

Прибыль, откорректированная в связи с контролем трансфертного ценообразования, отражается:

• по стр.7.1 налоговой декларации по налогу на прибыль для белорусских организаций (приложение 4 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей»);

• по стр.5 налоговой декларации по налогу на прибыль для иностранных организаций (приложение 41 к постановлению № 2).

С 2025 года этот показатель учитывается при расчете убытка:

• по стр.9 - в налоговой декларации для белорусских организаций;

• по стр.7 - в налоговой декларации для иностранных организаций.

Если сумма корректировки налоговой базы окажется больше суммы убытка, то у организации возникнет обязательство по уплате налога на прибыль с начислением пеней.

Плательщик, который скорректировал налоговую базу или сумму убытка, отражает сведения об этом в налоговой декларации по налогу на прибыль (ч.2 п.5 ст.87 НК).

Отражение сведений в налоговой декларации по прибыли о сделке, в отношении которой произведена корректировка

Сведения о сделке, в отношении которой произведена корректировка в соответствии с гл.11 НК Часть IV «Другие сведения» налоговой декларации по налогу на прибыль
для белорусских организаций для иностранных организаций
Сведения о сделке, в отношении которой произведена корректировка
Строки 8.1.1, 8.1.2
Строки 4.1.1, 4.1.2
Скорректированная сумма налоговой базы налога на прибыль
Строка 8.2
Строка 4.2
Скорректированная сумма убытка
Строка 8.3
Строка 4.3

 

Эти сведения могут быть дополнены иной информацией в произвольной форме, поясняющей произведенную корректировку, которую плательщик вправе представить в налоговый орган вместе с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на прибыль, содержащей такую корректировку (ч.3 п.5 ст.87 НК).

 

список

Дополнительно по теме

Налоговые декларации по налогу на прибыль: изменения 2025 года. Комментарий к постановлению МНС от 31.01.2025 № 4.

ЭСЧФ при совершении контролируемых сделок по займам

Плательщик налога на прибыль обязан предоставлять информацию о совершенной им в налоговом периоде анализируемой сделке путем внесения сведений о ней в ЭСЧФ и направления его на Портал (п.1 ст.97, абз.3 ч.1 п.1 ст.131 НК, ч.1 п.5 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утв. постановлением МНС от 25.04.2016 № 15).

 

внимание

Обратите внимание!

1. Обязанность создавать ЭСЧФ по таким сделкам установлена исключительно для плательщиков налога на прибыль. Поэтому организациям на УСН составлять ЭСЧФ не нужно.

2. Сделки по предоставлению (получению) займа контролируются при превышении цены сделки (суммы цен сделок) с одним контрагентом в календарном году 400 000 руб. (подп.3.4 п.3 ст.88 НК). Но сведения о таких сделках вносятся в ЭСЧФ независимо от цены сделки и отклонения цен от рыночных цен (п.1 ст.97 НК).

3. По анализируемым сделкам ЭСЧФ создается в том числе в тех случаях, когда его создание не предусматривается ст.131 НК (сделки по займам не облагаются НДС и оборот по ним не отражается в декларации по НДС).

 

ЭСЧФ создается по каждой сделке и направляется на Портал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на который приходится указанная в нем дата совершения операции (п.231 ст.131 НК).

Если заем предоставлен (получен) в течение месяца несколькими перечислениями, плательщик создает один ЭСЧФ за истекший месяц (абз.6 ч.2 подп.21.3 п.21 Инструкции № 15).

Создание и заполнение ЭСЧФ при совершении контролируемых сделок по займам зависит, в частности, от вида сделки (предоставление или получение займа) и от того, кем является контрагент (резидентом или нерезидентом).

При получении займа от белорусских взаимозависимых лиц ЭСЧФ в настоящее время не создается, так как нет технической возможности на Портале. Организация - плательщик налога на прибыль не сможет указать статус поставщика «Продавец» для белорусского взаимозависимого лица, а проставлять статус «Иностранная организация» в отношении его неправомерно (ч.3 п.5 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утв. постановлением МНС от 25.04.2016 № 15, правило 10 раздела 7 «Правила заполнения полей» Руководства пользователя при работе c программным обеспечением программно-технического комплекса АИС «Учет счетов-фактур»).

Руководство пользователя см. здесь.

 

внимание

Обратите внимание!

С 12.03.2025 внесены изменения в Инструкцию № 15. С этой даты отменяется выставление ЭСЧФ на Портал при начислении процентов по займу по анализируемым сделкам.

 

список

Дополнительно по теме

Изменения в порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения ЭСЧФ. Комментарий к постановлению МНС от 19.02.2025 № 7.

Особенности заполнения ЭСЧФ по займам

№ строки (графы) Что указывается
Раздел I
«Общий раздел»
Строка 3
«Дата совершения операции»
Указывается дата отражения хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета. При предоставлении (получении) плательщиком в течение месяца займов несколькими перечислениями - последний календарный день истекшего месяца (абз.5, 6 ч.2 подп.21.3 п.21 Инструкции № 15)
Раздел II
«Реквизиты поставщика»
Строка 6
«Статус поставщика»
Выбирается:
статус «Продавец» для юридического или физического лица, предоставившего заем (за исключением иностранных лиц);
статус «Иностранная организация» для иностранного юридического или физического лица, предоставившего заем (ч.2 подп.22.1 п.22 Инструкции № 15)
Строка 6.1
«Взаимозависимое лицо»
Указывается признак взаимозависимости поставщика и получателя. Взаимозависимость поставщика и получателя определяется в порядке, установленном ст.20 НК. Реквизит доступен для заполнения поставщику при создании ЭСЧФ (ч.1 подп.22.2 п.22 Инструкции № 15)
Строка 6.2
«Сделка с резидентом оффшорной зоны»
Указывается признак принадлежности контрагента поставщика к оффшорной зоне согласно перечню № 353 (подп.22.3 п.22 Инструкции № 15)
Раздел 3
«Реквизиты получателя»
Строка 15
«Статус получателя (по договору/контракту)»
Выбирается статус «Покупатель» для юридического или физического лица, получившего заем (ч.2 подп.23.1 п.23 Инструкции № 15)
Строка 15.1 «Взаимозависимое лицо» Указывается признак взаимозависимости получателя и поставщика, определяемый в соответствии со ст.20 НК. Реквизит доступен для заполнения получателю при создании им ЭСЧФ (подп.23.2 п.23 Инструкции № 15)
Строка 15.2
«Сделка с резидентом оффшорной зоны»
Указывается признак принадлежности контрагента получателя к оффшорной зоне согласно перечню № 353 (подп.23.3 п.23 Инструкции № 15)
Признак «Продажа физическому лицу» Признак «Продажа физическому лицу» указывается в отношении анализируемых сделок по займам, когда получателем выступает физлицо. При указании признака «Продажа физическому лицу» обязательны для заполнения:
- строка 18 «Получатель»;
- строка 19 «Адрес места нахождения (адрес места жительства индивидуального предпринимателя)».
При этом строка 17 «УНП» и строка 17.1 «Код филиала (обособленного подразделения)» не заполняются (подп.23.52 п.23, абз.6 ч.1 п.64 Инструкции № 15)
Раздел 5
«Условия поставки»
Строка 31
«Дополнительные сведения»
Указывают дополнительные сведения или комментарии ко всему ЭСЧФ (ч.1 подп.25.2 п.25 Инструкции № 15), например:
Анализируемая сделка. Основание: подп.1.12 п.1 ст.87, п.1 ст.97 НК. Заем. Оборот в декларации по НДС не отражается
Раздел 6
«Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам»
Графа 2
«Наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав»
Указывают вид сделки (получение займа, предоставление займа), дату (даты) погашения займа, размер процентной ставки по займу (при представлении беспроцентного займа указывать «0 %» или «беспроцентный»), наименование валюты займа (ч.5 подп.26.1 п.26 Инструкции № 15)
Графа 3
«Коды»
Графа 3.2
«ОКЭД»
При получении (предоставлении) займа в графе 3.2 «ОКЭД» указывается код 6499 (ч.3 подп.26.2.2 п.26 Инструкции № 15).

Обратите внимание!

Заполнение графы 3.2 обязательно при реализации на территории Республики Беларусь работ (услуг) взаимозависимыми лицами, в отношении которых в строках 6.1 «Взаимозависимое лицо» и (или) 15.1 «Взаимозависимое лицо» указан признак «Взаимозависимое лицо» (абз.2 ч.2 подп.26.2.2 п.26 Инструкции № 15)
Графа 7
«Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без учета НДС, руб.»
Указывают сумму займа (ч.3 подп.26.6 п.26 Инструкции № 15)
Графа 9
«НДС ставка, %»
В отношении финансовых объектов, не подлежащих отражению в налоговой декларации, указывают «Без НДС» (подп.26.8 п.26 Инструкции № 15)
Графа 10
«НДС сумма, руб.»
Указывают число ноль (0) (подп.26.9 п.26 Инструкции № 15)
Графа 11
«Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом НДС, руб.»
Указывают сумму займа (подп.26.10 п.26 Инструкции № 15)
Графа 12
«Дополнительные данные»
Указывают признак дополнительных данных «Анализируемая сделка» (абз.11 ч.1 подп.26.11 п.26 Инструкции № 15).
При предоставлении или получении займа при выставлении (направлении) ЭСЧФ, в котором в строках 6.1 или 15.1 «Взаимозависимое лицо» указан признак «Взаимозависимое лицо», в строке 7 «Код страны поставщика» и в строке 16 «Код страны получателя» указаны коды стран, соответствующие значению «Республика Беларусь», а также в графе 3.2 «ОКЭД» указан код 6499, признак дополнительных данных «Анализируемая сделка» проставляется без указания иных дополнительных признаков (абз.14 подп.26.11 п.26 Инструкции № 15).
При сделках по займам с иностранными лицами, подлежащих контролю соответствия рыночным ценам, в графе 12 указывают признаки дополнительных данных:
- при предоставлении займа иностранному заемщику - «Анализируемая сделка» и (или) «Реализация за пределами РБ» (абз.11 ч.1 п.64 Инструкции № 15);
- при получении займа у иностранного заимодавца - «Анализируемая сделка» и (или) «Приобретение за пределами РБ» (абз.11 ч.1 п.65 Инструкции № 15)

 

внимание

Обратите внимание!

За непредставление в установленный срок плательщиком в налоговый орган сведений, которые он обязан представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, либо представление недостоверных сведений ст.14.6 КоАП предусмотрена административная ответственность.

 

список

Дополнительно по теме

Порядок выставления (направления) и заполнения ЭСЧФ по займам с взаимозависимыми лицами.

Заполнение ЭСЧФ заимодавцем при предоставлении беспроцентного займа работнику.

Предоставление займа взаимозависимому юрлицу - резиденту Республики Беларусь: заполнение ЭСЧФ.

Заполнение ЭСЧФ заимодавцем при предоставлении беспроцентного займа нерезиденту - взаимозависимому юрлицу.

Заполнение ЭСЧФ заимодавцем по начисленным процентам по займу, выданному нерезиденту - взаимозависимому юрлицу.

Заполнение ЭСЧФ заемщиком при получении беспроцентного займа у нерезидента - взаимозависимого юрлица.

Заполнение ЭСЧФ заемщиком при начислении процентов по займу нерезиденту - взаимозависимому юрлицу.

Заполнение ЭСЧФ заемщиком при начислении процентов по займу нерезиденту - взаимозависимому физлицу.

Заполнение ЭСЧФ: получение займа от взаимозависимого иностранного физического лица.

Белорусская организация, применяющая общую систему налогообложения, выдала заем своему работнику, гражданину Беларуси. Нужно ли создавать ЭСЧФ?

Белорусская организация, применяющая общую систему налогообложения, получила беспроцентный заем от учредителя (физлицо, гражданин Республики Беларусь, доля в уставном фонде организации - 25 %). Надо ли создавать ЭСЧФ?

Организация, применяющая общую систему налогообложения, продала работнику б/у ноутбук. Работник организации - взаимозависимое лицо организации (абз.9 ч.2 п.1 ст.20 НК). Как выставить ЭСЧФ по этой сделке?

Нужно ли организации, применяющей общую систему налогообложения, создавать ЭСЧФ при возврате займа взаимозависимым лицом?