Пособие от 28.12.2015
Автор: Навойчик Ю.

Административная ответственность в сфере игорного бизнеса, за нарушение требований проведения рекламной игры и порядка осуществления лотерейной деятельности


СОДЕРЖАНИЕ

 

Административная ответственность в сфере игорного бизнеса

Административная ответственность за нарушение требований проведения рекламной игры

Административная ответственность за нарушение порядка осуществления лотерейной деятельности

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА, ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОВЕДЕНИЯ РЕКЛАМНОЙ ИГРЫ И ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛОТЕРЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Административная ответственность в сфере игорного бизнеса

Деятельность в сфере игорного бизнеса (игорный бизнес) - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между несколькими участниками азартной игры (абзац 6 п.1 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 № 9 (далее - Положение № 9)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2019 г. Указом Президента Республики Беларусь от 07.08.2018 № 305 изложено в новой редакции Положение № 9, в частности, его название: «Положение об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса».

 

На территории Республики Беларусь разрешено осуществление следующих видов деятельности в сфере игорного бизнеса:

• содержание букмекерской конторы;

• содержание зала игровых автоматов;

• содержание казино;

• содержание тотализатора (п.3 Положения № 9).

На территории Республики Беларусь разрешены организация и проведение следующих видов азартных игр:

• букмекерская игра;

• игра в карты;

• игра в кости;

• игра на игровых автоматах;

• игра тотализатора;

• цилиндрическая игра (рулетка) (п.4 Положения № 9).

Запрещается организовывать и проводить азартные игры, если:

• правила организации и проведения азартной игры, за исключением игры на игровых автоматах, не согласованы с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - МНС РБ);

• не обеспечена безопасность посетителей игорных заведений и участников азартных игр;

• азартные игры организуются и проводятся с нарушением требований;

• соглашение о выигрыше в азартной игре и (или) получение выигрыша связаны с проведением референдума, выборов или их результатами, необходимостью приобретения алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, табачных изделий, совершением противоправных деяний или деяний, направленных на осуществление экстремистской деятельности либо представляющих угрозу жизни и здоровью, национальной безопасности, осуществлению прав и свобод, исполнению обязанностей (п.14 Положения № 9).

Организаторам азартных игр запрещается:

• допускать в игорное заведение физических лиц, самостоятельно ограничивших себя в посещении игорных заведений;

• допускать в игорное заведение лиц, не достигших 18-летнего возраста;

• принимать на работу в игорное заведение лиц, не достигших 18-летнего возраста (п.15 Положения № 9).

Организатор азартных игр обязан обеспечить выполнение требований, содержащихся в п.20 Положения № 9.

Административная ответственность за нарушения в сфере игорного бизнеса установлена ст.12.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 января 2020 г. ст.12.11 КоАП изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 276-З. Комментарий см. здесь.

 

Иные нарушения должностным или иным уполномоченным лицом организатора азартных игр требований законодательства в сфере игорного бизнеса влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (часть 10 ст.12.11 КоАП).

 

Пример 1

Физическое лицо может самостоятельно ограничить себя в посещении игорных заведений на срок от 6 месяцев до 3 лет путем подачи письменного заявления организатору азартных игр. Письменное заявление должно содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, срок отказа от посещения игорного заведения, личную подпись. Поданное заявление не подлежит возврату. Подача заявления любому организатору рассматривается как подача заявления всем организаторам азартных игр на территории Республики Беларусь. Копия принятого и зарегистрированного организатором азартных игр заявления не позднее дня, следующего за днем его принятия, представляется в МНС РБ (п.141 Положения № 9).

В нарушение требований части третьей п.141 Положения № 9 общество с ограниченной ответственностью «Р» представило в МНС РБ копию письменного заявления гражданина А. от 26.01.2015 позднее дня, следующего за днем его принятия, а именно - 28.01.2015.

 

Пример 2

Выдача и возврат в кассу стоимостных фишек (чипов) производятся кассиром казино по передаточным ведомостям. Форма бланка передаточной ведомости устанавливается юридическим лицом и должна предусматривать дату и время выдачи и возврата стоимостных фишек (чипов), название стола, количество фишек (чипов) каждого номинала, номинальную стоимость фишек (чипов), сумму в белорусских рублях. Исправления в передаточных ведомостях не допускаются. Юридическое лицо обеспечивает ведение учета передаточных ведомостей. Ведение передаточных ведомостей по выдаче и возврату фишек (чипов) осуществляется кассиром казино (п.10 Положения о порядке содержания казино, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2011 № 211 (далее - Положение № 211, постановление № 211)).

В нарушение требований части первой п.10 Положения № 211 форма 25-ФС бланка передаточной ведомости выданных из кассы фишек (чипов) и форма 24-ФС бланка передаточной ведомости поступивших в кассу фишек (чипов) в унитарном предприятии (УП) «П» не предусматривала время выдачи и возврата стоимостных фишек (чипов).

Кассир казино регистрирует передаточные ведомости в журналах учета передаточных ведомостей, пронумерованных, прошнурованных, скрепленных печатью юридического лица и подписью руководителя юридического лица. Форма журнала учета передаточных ведомостей устанавливается юридическим лицом. Записи в журнале производятся ежедневно (ежесменно) в хронологическом порядке. Нумерация передаточных ведомостей в журнале должна быть сквозной. Исправление записей осуществляется путем учинения записи «Запись под номером ___ недействительна» и внесения правильной записи. Зачеркивание ранее внесенных неправильных или неточных записей, исправление их с указанием «Исправленному верить» либо «Исправленное верно» не допускаются (п.14 Положения № 211).

В нарушение требований частей третьей и четвертой п.14 Положения № 211 в журнале учета ведомостей поступления чипов (фишек) в соответствующей строке была зачеркнута дата поступления чипов (фишек), рядом была указана другая дата и подпись, внизу данной страницы имелась запись «Дата исправлена верно», печать предприятия и подпись. В журнале учета ведомостей выдачи чипов (фишек) в соответствующих строках была зачеркнута общая стоимость выданных чипов (фишек), в строках выше указана другая.

 

Пример 3

Выплата (передача, перечисление) выигрышей (возврат несыгравших ставок) регистрируется в журнале учета выплат по форме согласно приложению, ведение которого обеспечивается специальной компьютерной кассовой системой (СККС) в электронном виде. При его заполнении используется сквозная нумерация. Записи в данном журнале производятся в хронологическом порядке (часть шестая п.19 Положения о порядке содержания букмекерской конторы, утвержденного постановлением № 211).

Прилагаемая форма журнала учета выплат предусматривает указание фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) участника букмекерской игры; наименования, номера, даты выдачи документа, удостоверяющего личность, органа, его выдавшего. В то же время УП «П» при регистрации выплаты выигрышей (возврата несыгравших ставок) участникам букмекерской игры в журнале учета выплат не указало отчество участников букмекерской игры, а также орган, выдавший документ, удостоверяющий их личность, и дату его выдачи.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию казино и Положением о порядке осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию букмекерской конторы, утвержденными постановлением № 211, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2019 № 139. Комментарий см. здесь.

Административная ответственность за нарушение требований проведения рекламной игры

Необходимо отличать административную ответственность в сфере игорного бизнеса от административной ответственности за нарушение требований проведения рекламной игры.

Рекламная игра - деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) и обеспечивающая розыгрыш выигрышей между участниками рекламной игры (абзац 6 п.2 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51 (далее - Положение № 51)).

Запрещается проводить рекламные игры:

• в целях стимулирования азартных игр, реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, табачных изделий, лекарственных средств;

• в виде ответов на вопросы;

• в виде выполнения заданий, не связанных с заказом, приобретением или использованием товаров (работ, услуг);

• лицам, которые не могут быть организаторами (п.3 Положения № 51).

Не являются рекламными играми:

• рекламные акции в форме проводимых в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) мероприятий, в процессе которых все их участники, выполнившие условия, установленные проводящей эти мероприятия организацией или индивидуальным предпринимателем, а также представительством иностранной организации, получают одинаковые подарки;

• лотереи;

• займы, вклады (депозиты), ценные бумаги, условием дополнительной выплаты по которым является розыгрыш, в ходе которого случайным образом определяются выигравшие лица;

• конкурсы и иные подобные мероприятия, для участия в которых не требуется осуществление заказа, приобретение или использование товаров (работ, услуг) и (или) представление документов, подтверждающих их заказ, приобретение или использование, в том числе проводимые: в средстве массовой информации юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации; на сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, доступ к которому предоставляется без взимания платы и заключения договора, юридическим или физическим лицом, являющимся владельцем этого сайта (п.4 Положения № 51).

Рекламные игры, проводимые на территории Республики Беларусь, подлежат государственной регистрации в Министерстве торговли Республики Беларусь (далее - Минторг) (п.5 Положения № 51). Для государственной регистрации рекламной игры организатор представляет в Минторг документы, установленные п.6 Положения № 51.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 сентября 2016 г. согласно п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» Министерство торговли переименовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, на которое возложены функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (на товарных рынках Республики Беларусь, областей (г. Минска), в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен (тарифов), а также контроль в этих сферах.

 

Требования к правилам проведения рекламной игры содержатся в п.7 Положения № 51.

При проведении рекламной игры запрещается:

• изменять состав и размер призового фонда;

• изменять правила проведения рекламной игры;

• взимать дополнительную плату за участие в рекламной игре;

• предоставлять возможность участнику рекламной игры принимать участие в рекламной игре при наличии задолженности по оплате услуг электросвязи, если данные услуги предоставляются на условиях предоплаты; в период с начала рекламной игры и до даты проведения розыгрыша;

• повышать цены (тарифы) на товары (работы, услуги), для стимулирования реализации которых организуется данная игра, в том числе путем отмены скидок на них (п.12 Положения № 51).

Административная ответственность за проведение рекламной игры ее организатором с нарушением требований, предусмотренных законодательными актами, и (или) правил проведения данной игры установлена частью 2 ст.12.15 КоАП.

 

Пример 1

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Б» в нарушение требований абзаца 3 п.12 Положения № 51, пп.9, 10 утвержденных обществом правил рекламной игры изменило правила данной рекламной игры:

1) допустило к участию в рекламной игре лиц, не имевших право участвовать в рекламной игре (лиц, не выполнивших одно из основных условий участия в рекламной игре - оплата при заключении договора страхования с представителем организатора рекламной игры страхового взноса);

2) не определило победителями рекламной игры физических лиц, которые соблюли все условия рекламной игры, в том числе оплатившие страховой взнос в белорусских рублях, и стали по праву ее участниками;

3) не исключило из числа участников розыгрышей призового фонда (начиная последовательно с пятого по восьмой) лиц, выигравших в предыдущих розыгрышах;

4) не уведомило по почте (заказными письмами) победителей о призе, месте и времени его получения.

Общество с ограниченной ответственностью «Б» в лице комиссии по проведению рекламной игры в нарушение частей второй, четвертой п.8 Положения № 51, правил игры:

• не руководствовалось в своей деятельности правилами проведения рекламной игры;

• осуществляло ненадлежащим образом контроль за соблюдением физическими лицами, желающими стать участниками рекламной игры, правил ее проведения, и определение победителей;

• не оформило должным образом решения в части: определения количества участников рекламной игры исходя из сформированного председателем комиссии списка участников; указания членами комиссии рекламной игры занимаемых ими должностей.

Кроме того, ООО «Б» в нарушение требований абзаца 7 части первой п.7 Положения № 51 представило в Минторг правила проведения рекламной игры, которые не содержали информации о работе членов комиссии в должностях экономистов; в нарушение требований абзаца 8 части второй п.14 Положения № 51 в отчете о проведении рекламной игры, представленном в Минторг, вместо сведений о количестве участников указало количество выписанных страховых полисов.

 

Пример 2

Общество с ограниченной ответственностью «С» в нарушение пп.12, 14 Положения № 51, утвержденных правил рекламной игры изменило правила данной игры:

1) допустило к участию в рекламной игре иностранных граждан, проживающих на территории Нидерландов, в то время как правилами рекламной игры было определено, что к участию в ней приглашаются физические лица, являющиеся гражданами Республики Беларусь, граждане других государств, лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь; граждан, не выполнивших условия, при соблюдении которых они могли стать участниками игры: не указавших необходимые для участия предусмотренные анкетой сведения;

2) выдало призы рекламной игры физическим лицам, утратившим право на их получение в связи с тем, что они обратились за призами позднее установленного правилами игры срока (по истечении 7 рабочих дней после проведения каждого из розыгрышей);

3) не вручило призы резервным победителям после того, как победители первого, второго и третьего розыгрышей утратили право на их получение в связи с несвоевременностью обращения;

4) не предусмотрело в бланке анкеты участника рекламной игры среди обязательных для заполнения реквизитов реквизит, указывающий на место для подписи участника;

5) не вносило в протоколы проведения розыгрышей призов рекламной игры номера анкет победителей и резервных победителей, дополнительно выбранных из числа оставшихся участников в каждом розыгрыше на тот случай, если победитель не явится за призом;

6) неправильно определило количество участников розыгрышей призов;

7) не руководствовалось в своей деятельности регламентом в части выполнения правил проведения рекламных игр и контроля за их выполнением физическими лицами, желающими стать участниками;

8) указало при проведении рекламной игры в публикации результатов розыгрыша игры не количество участников рекламной игры, а количество договоров, заключенных с ними.

Административная ответственность за нарушение порядка осуществления лотерейной деятельности

Лотерейная деятельность - деятельность по учреждению, организации и проведению лотерей (абзац 6 п.2 Положения о порядке осуществления лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 04.05.2007 № 209 (далее - Положение № 209)).

Лотерея - игра, предусматривающая заключение в устной или письменной форме договоров, по каждому из которых одна сторона (организатор лотереи) обязывается передать другой (каждому из владельцев лотерейного билета или сделавших лотерейную ставку) определенную сумму денег или имущественный выигрыш в том случае, если на лотерейный билет или лотерейную ставку падет выигрыш, а другая сторона обязывается уплатить определенную сумму денег за лотерейный билет или лотерейную ставку, независимо от того, падет или не падет на ее долю выигрыш, выпадение которого является случайным (не может быть никем специально устроено) (абзац 9 п.2 Положения № 209).

Проведение лотереи - осуществление комплекса мероприятий, включающих разработку и изготовление в установленном законодательством порядке лотерейных билетов (за исключением проведения электронных лотерей); получение организатором лотереи экспертного заключения на комплексы программных, программно-аппаратных, аппаратных средств, используемых при проведении лотереи, о защищенности от несанкционированного доступа, модификации, копирования, хищения, уничтожения информации и иных подобных действий; резервирование в банке денежных средств призового фонда одного тиража лотереи; реализацию лотерейных билетов (прием лотерейных ставок); приобретение имущественных выигрышей; формирование и розыгрыш призового фонда лотереи; формирование банка данных о проведении лотереи; уничтожение нереализованных лотерейных билетов, невыигрышных лотерейных билетов, приобретенных посредством систем электронных платежей, и лотерейных билетов, по которым выдан выигрыш; опубликование результатов розыгрышей призовых фондов тиражей лотереи; экспертизу выигрышных лотерейных билетов; выдачу выигрышей (абзац 14 п.2 Положения № 209).

Виды лотереи указаны в п.4 Положения № 209.

Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. При этом заключение и оформление данного договора от имени организатора лотереи может осуществлять реализатор лотереи в соответствии с законодательством и договором с организатором лотереи (п.6 Положения № 209).

Административная ответственность за нарушения в сфере лотерейного бизнеса установлена ст.12.45 КоАП.

 

Пример 1

До начала реализации лотерейных билетов (приема лотерейных ставок) организатор лотереи обязан принять меры по обеспечению последующего выполнения своих обязательств по выплате выигрышей путем резервирования в банке денежных средств призового фонда одного тиража лотереи в соответствии с бизнес-планом проведения лотереи (п.16 Положения № 209).

Организатор лотереи обязан:

1) в течение всего периода ее проведения обеспечить хранение зарезервированных денежных средств в размере не менее среднеквартального призового фонда одного тиража лотереи, определяемого в соответствии с законодательством. Зарезервированные денежные средства могут быть использованы только на выплату выигрышей в денежной форме либо на приобретение имущественных выигрышей (п.17 Положения № 209);

2) до представления в Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь баз данных о реализованных (нереализованных) лотерейных билетах, игровых комбинациях, содержащихся в лотерейных билетах, обеспечить изъятие у реализаторов лотереи - юридических лиц нереализованных лотерейных билетов (абзац 7 п.30 Положения № 209).

В нарушение абзаца 7 п.30 Положения № 209 УП «Л» до представления в Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь баз данных о реализованных (нереализованных) лотерейных билетах тиража, игровых комбинациях, содержащихся в лотерейных билетах, не обеспечило изъятие у реализаторов лотереи нереализованных лотерейных билетов.

 

Пример 2

До начала реализации лотерейных билетов (приема лотерейных ставок) организатор в установленном порядке открывает в обслуживающем банке единый для всех проводимых им лотерей специальный счет для хранения среднеквартального призового фонда одного тиража лотерей в целях обеспечения выполнения своих обязательств по выплате выигрышей, в том числе при прекращении деятельности (далее - специальный счет), и перечисляет на него с текущего (расчетного) счета денежные средства в размере призового фонда одного (первого) тиража лотереи в соответствии с бизнес-планом проведения лотереи (часть первая п.3 Порядка резервирования организаторами лотерей денежных средств в банках, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 03.08.2007 № 993/13 (далее - Порядок № 993/13)).

Для хранения на специальном счете зарезервированных денежных средств в сумме не менее среднеквартального призового фонда одного тиража лотерей организатор при необходимости не позднее 22 января, 22 апреля, 22 июля и 22 октября перечисляет с текущего (расчетного) счета на специальный счет разницу между размером среднеквартального призового фонда одного тиража лотерей и остатком средств на специальном счете по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября (п.4 Порядка № 993/13).

В нарушение требований п.4 Порядка № 993/13 УП «Л» не перечислило в установленный срок (не позднее 22.01.2015) с текущего (расчетного) счета на специальный счет разницу между размером среднеквартального призового фонда одного тиража лотерей за IV квартал 2014 г. и остатком средств на специальном счете по состоянию на 01.01.2015 для хранения на специальном счете зарезервированных денежных средств в сумме не менее среднеквартального призового фонда одного тиража лотерей.

Таким образом, в нарушение требований п.17 Положения № 209 УП «Л» не обеспечило наличия на специальном счете денежных средств в сумме не менее среднеквартального призового фонда одного тиража лотерей (за IV квартал 2014 г.). Кроме того, в нарушение требований п.17 Положения № 209 УП «Л» использовало зарезервированные денежные средства не на выплату выигрышей в денежной форме и приобретение имущественных выигрышей - предприятием за счет зарезервированных денежных средств была произведена оплата за содействие в организации промоакции.

 

28.12.2015

 

Юрий Навойчик, юрист