


Материал помещен в архив
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Страховая деятельность - деятельность по страхованию, в том числе по сострахованию и перестрахованию (абзац 33 п.2 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение, Указ № 530)).
Страхование - отношения по защите имущественных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, в том числе иностранных и международных, а также Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, иностранных государств при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет страховых резервов, формируемых страховщиками в установленном порядке (абзац 30 п.2 Положения).
Сострахование - страхование по одному договору совместно несколькими страховщиками одного и того же объекта страхования (абзац 29 п.2 Положения).
Перестрахование - страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных в договоре условиях риска выполнения части своих обязательств у другого страховщика (перестраховщика) (абзац 13 п.2 Положения).
Виды страхования, осуществляемые в Республике Беларусь, определены в п.4 Положения.
Административная ответственность за нарушения в сфере страховой деятельности установлена ст.11.21 и 11.64 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.12.18 нового Кодекса. |
Административная ответственность за нарушение установленного порядка формирования, инвестирования, размещения и использования страховых резервов, гарантийных фондов, фондов предупредительных (превентивных) мероприятий либо несоздание таких резервов и фондов (ст.11.21 КоАП)
Несоблюдение страховыми организациями установленного порядка формирования, инвестирования, размещения и использования страховых резервов, формирования, использования и размещения гарантийных фондов, формирования и использования фондов предупредительных (превентивных) мероприятий, а равно несоздание таких резервов и фондов влекут наложение штрафа в размере от 10 до 20 базовых величин (далее - БВ), а на юридическое лицо - от 300 до 500 БВ (ст.11.21 КоАП).
![]() |
Пример 1 Технические резервы образуются из начисленных (поступивших) страховых взносов (страховых премий), а также заявленных убытков и являются выраженной в денежной форме величиной обязательств страховщика по обеспечению предстоящих страховых выплат. Технические резервы рассчитываются ежемесячно на отчетную дату (конец отчетного периода) при составлении бухгалтерской отчетности. Они рассчитываются на основании данных учета и отчетности страховщика по видам страхования согласно перечню составляющих страховую деятельность работ и услуг, указанных в специальном разрешении (лицензии) на осуществление страховой деятельности страховщика (далее - виды страхования). Расчет технических резервов производится в белорусских рублях или иностранной валюте, в которой подлежат уплате (уплачены) страховые взносы (премии) или приняты обязательства по соответствующим видам страхования (перестрахованию) (пп.1, 2 Инструкции о порядке и условиях образования страховых резервов по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2007 № 188 (далее - Инструкция № 188)). Руководитель страховой организации утверждает порядок представления необходимой информации для расчета технических резервов с указанием персональной ответственности руководителей структурных подразделений за полноту и достоверность исходной информации, правильность расчетов и наличие надлежащим образом оформленных документов по техническим резервам на начало каждого месяца, а также специалистов, которые несут персональную ответственность за правильность формирования технических резервов (п.3 Инструкции № 188). Технические резервы состоят из резерва незаработанной премии (далее - РНП); резерва убытков, включающего в себя: резерв заявленных, но неурегулированных убытков (далее - РЗУ); резерв произошедших, но незаявленных убытков. При расчете технических резервов договоры группируются по видам страхования (п.7, часть первая п.14 Инструкции № 188). Расчет РНП производится в порядке, установленном пп.8, 16, частью первой п.17, частью первой п.18 Инструкции № 188. Закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) «С» для расчета величины РНП использовался метод «pro rata temporis». В то же время в нарушение требований п.8, части первой п.17, части первой п.18, п.19 Инструкции № 188 ЗАО «С» по добровольному страхованию от несчастных случаев производило расчет РНП по расторгнутым договорам страхования. Расчет РЗУ производится в порядке, установленном пп.9, 21, 22, 23 Инструкции № 188. В нарушение требований пп.1, 2, 9, 22, 23 Инструкции № 188 ЗАО «С»: • по добровольному страхованию рисков кредитополучателей производило расчет РЗУ по не заявленным страховщику в установленном законом или договором страхования порядке страховым случаям (расторжение договоров по соглашению сторон); • по добровольному страхованию имущества юридического лица не рассчитало РЗУ по заявленному страхователем страховому случаю (поломка банкомата); • при получении документов, подтверждающих размер заявленного убытка, не корректировало РЗУ по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выезжающих в страны системы «Зеленая карта», в соответствии с полученными документами.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2025 г. следует руководствоваться Инструкцией № 188 с изменениями, внесенными постановлением Минфина от 11.06.2024 № 33. |
Административная ответственность за нарушение порядка осуществления страховой деятельности (ст.11.64 КоАП)
Нарушение страховой организацией определенного законодательством порядка учета, хранения, заполнения, использования и выписки страховых полисов (свидетельств, сертификатов) либо квитанций влечет наложение штрафа в размере от 2 до 20 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ (часть 6 ст.11.64 КоАП).
![]() |
Пример 2 Страховые свидетельства, полисы пограничного страхования и страховые сертификаты «Зеленая карта» выписываются подотчетными лицами в хронологической последовательности в порядке возрастания их номеров (п.8 Инструкции о порядке учета, регистрации и использования бланков страховых свидетельств, страховых полисов и страховых сертификатов «Зеленая карта» по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденной приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 22.12.2006 № 25-од). В нарушение требований п.8 указанной Инструкции общество с ограниченной ответственностью «Б» нарушило хронологическую последовательность при выписке страховых свидетельств (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Республики Беларусь). |
Нарушение страховой организацией установленных законодательством или правилами страхования порядка или условий страхования (сострахования, перестрахования), осуществления страховых выплат, определения страховых взносов влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 200 до 500 БВ (часть 7 ст.11.64 КоАП).
![]() |
Пример 3 При заключении договора перестрахования на пропорциональной основе обязательным условием является получение страховщиком (перестрахователем), передающим часть страхового риска в перестрахование, комиссионного вознаграждения. Размер комиссионного вознаграждения определяется по соглашению сторон (п.29 Инструкции об определении состава базового страхового тарифа по видам добровольного страхования, а также о порядке заключения договоров страхования, сострахования, перестрахования и применения страховых тарифов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.06.2014 № 37 (далее - Инструкция № 37)). В нарушение требования п.29 Инструкции № 37 в заключенных унитарным предприятием (далее - УП) «Б» на пропорциональной основе договорах перестрахования отсутствовали сведения о размере получаемого перестрахователем, передающим часть страхового риска в перестрахование, комиссионного вознаграждения. |
![]() |
Пример 4 Передача страховой организацией страховых рисков иностранным страховщикам (перестраховщикам) допускается только при отказе от принятия этих рисков государственной страховой организацией, осуществляющей страховую деятельность исключительно по перестрахованию и согласно законодательству осуществляющей контроль за заключением страховщиками Республики Беларусь договоров перестрахования с иными страховщиками (далее - государственный перестраховщик). При этом отказ или согласие в принятии страховых рисков должны быть даны государственным перестраховщиком в течение 2 рабочих дней с даты получения соответствующего предложения и прилагаемых к нему документов по передаче страховых рисков (часть вторая п.21 Инструкции № 37). В нарушение требований части второй п.21 Инструкции № 37 УП «Б» приняло от закрытого акционерного страхового общества (далее - ЗАСО) «П» в перестрахование страховой риск, превысив установленный законодательством срок, а именно 2 рабочих дня с даты получения соответствующего предложения и прилагаемых к нему документов по передаче страховых рисков.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 ноября 2021 г. следует руководствоваться ч.2 п.21 Инструкции № 37 в ред. постановления Минфина от 03.11.2021 № 62. Передача страховой организацией страховых рисков иностранным страховщикам (перестраховщикам) осуществляется страховыми организациями самостоятельно при соблюдении условий, предусмотренных ч.8 и 9 п.311 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь. |
![]() |
Пример 5 Страховщик, принявший на себя обязательства, превышающие его платежеспособность, обязан заключить договор о перестраховании части страхового риска, принятого им на себя по договору страхования (часть вторая п.58 Положения). Норматив ответственности по договору добровольного страхования (сострахования, перестрахования) иного, чем страхование жизни, за исключением договора страхования экспортных рисков с поддержкой государства, утвержден в размере 20 % от собственного капитала страховой организации, рассчитанного в соответствии с законодательством (абзац 2 п.1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 07.02.2003 № 16 «Об установлении норматива ответственности по договору добровольного страхования (сострахования, перестрахования) иного, чем страхование жизни» (далее - постановление № 16)). Норматив ответственности по договору добровольного страхования (сострахования, перестрахования) иного, чем страхование жизни, рассчитывается на 1-е число квартала, следующего за отчетным, исходя из размера собственного капитала, рассчитанного за отчетный квартал в соответствии с законодательством, и применяется с 1-го числа второго месяца квартала, следующего за отчетным. Указанный норматив распространяется на один объект или группу объектов, которые могут рассматриваться как один объект страхования, принятые на страхование по одному или нескольким договорам страхования (части первая, вторая п.2 постановления № 16). Страховая организация, принявшая на себя по договору добровольного страхования (сострахования, перестрахования) обязательства, превышающие установленный норматив ответственности, обязана обеспечить их исполнение путем перестрахования в установленном законодательством порядке в течение 2 рабочих дней с даты заключения такого договора (часть восьмая п.2 постановления № 16). В нарушение вышеуказанных норм УП «Б» приняло от ЗАСО «К» на себя ответственность по риску страхования ценностей касс. Принятые обязательства, превышающие установленный норматив ответственности по договору перестрахования, были переданы предприятием в перестрахование только на 8-й рабочий день. При этом предприятие оставило на собственном удержании 3 % от принятых в перестрахование обязательств и передало в ретроцессию 97 %, заключив договоры пропорционального квотного перестрахования.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 мая 2021 г. следует руководствоваться пп.1 и 2 постановления № 16 в ред. постановления Минфина от 05.04.2021 № 28. |
![]() |
Пример 6 При приобретении или получении транспортного средства до его регистрации договор внутреннего страхования должен быть заключен владельцем этого транспортного средства на 15 дней (часть третья п.164 Положения, часть третья п.4 Инструкции о порядке проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденной приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 12.10.2000 № 27-од (далее - Инструкция № 27-од)). В нарушение вышеуказанных норм ЗАСО «Б» заключило договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Республики Беларусь с владельцем транспортного средства, не зарегистрированного в органах Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, сроком на 1 год с 13.03.2015 по 12.03.2016. Согласно сведениям из информационной базы данных «Автоматизированная система ГАИ МВД» данное застрахованное транспортное средство было снято с учета 21.02.2015. Страховое свидетельство было выписано страховым агентом отдела страхования управления транспортного страхования ЗАСО «Б».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2019 г. действуют Правила проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 01.08.2019 № 31-од. |
![]() |
Пример 7 Легковые автомобили ВАЗ, ЗАЗ, «Москвич», АЗЛК, ИЖ, ГАЗ, ЛУАЗ, УАЗ с рабочим объемом двигателя свыше 1 800 до 2 500 см3 включительно относятся к типу транспортного средства N3 (абзац 5 подп.18.5 п.18 Инструкции № 27-од). Страховой взнос по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при заключении договоров внутреннего страхования с резидентами Республики Беларусь сроком на 1 год (автомобили ВАЗ, ЗАЗ, «Москвич», АЗЛК, ИЖ, ГАЗ, ЛУАЗ, УАЗ с рабочим объемом двигателя свыше 1 800 до 2 500 см3 включительно) в соответствии с абзацем 2 подп.3.1 п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования» установлен в размере 19,1 евро. В нарушение требований абзаца 5 подп.18.5 п.18 Инструкции № 27-од, абзаца 2 подп.3.1 п.3 приведенного Указа № 531 ЗАСО «Б» при заключении внутреннего договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Республики Беларусь в графе «Тип» страхового свидетельства (выписано 06.05.2015 сроком действия 1 год - с 06.05.2015 по 05.05.2016, застрахованное транспортное средство - автомобиль УАЗ с объемом двигателя 2 500 см3) указало тип транспортного средства А3 (легковые автомобили (за исключением легковых автомобилей ВАЗ, ЗАЗ, «Москвич», АЗЛК, ИЖ, ГАЗ, ЛУАЗ, УАЗ) включая микроавтобусы, с числом посадочных мест до 8 включительно (не считая места водителя)) с рабочим объемом двигателя свыше 1 800 до 2 500 см3 включительно и применил страховой взнос в размере 29,4 евро. В результате допущенного нарушения страхователем был излишне уплачен страховой взнос в размере 165 400 руб. (29,4 евро - 19,1 евро) х 16 060 руб.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2019 г. абзац 2 подп.3.1 п.3 Указа № 531 изложен в новой редакции Указом Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 № 175 (далее - Указ № 175): «по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при заключении договоров внутреннего страхования в отношении транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь (автомобили марок ВАЗ, СЕАЗ, КАМАЗ, ЗАЗ, «Москвич», АЗЛК, ИЖ, ГАЗ, ЛУАЗ, УАЗ)». |
Совершение страховой организацией иных, чем предусмотрено в КоАП, нарушений законодательства или правил страхования в связи со страхованием (сострахованием, перестрахованием), осуществлением страховых выплат, определением страховых взносов влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 200 до 500 БВ (часть 8 ст.11.64 КоАП).
![]() |
Пример 8 В проверяемом периоде общество выплачивало отдельным страховым посредникам вознаграждение по добровольным видам страхования в размере, превышающем установленный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 06.09.2006 № 109 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 "О страховой деятельности"» (далее - постановление № 109) предел 20 % от суммы поступивших страховых взносов. Так, ЗАО «С» был заключен договор поручения. По данному договору доверитель поручает, а поверенный за вознаграждение обязуется от имени и за счет доверителя осуществлять посредническую деятельность по страхованию, а именно: заключать с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоры добровольного страхования банковских пластиковых карточек и принимать по ним денежные средства в уплату страховых взносов в белорусских рублях, а также оказывать доверителю услуги по архивированию и хранению договоров страхования. Согласно данному договору поручения сумма комиссионного вознаграждения составляла 50 % от суммы поступивших страховых взносов. В нарушение требований абзаца 3 п.1 постановления № 109 ЗАО «С» допустило начисление и выплату комиссионного вознаграждения страховым агентам в размере, превышающем установленный Министерством финансов Республики Беларусь предельный норматив. |
![]() |
Пример 9 Пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 10.06.2009 № 302 «О фондах предупредительных (превентивных) мероприятий по отдельным видам страхования» утвержден размер отчислений в фонд предупредительных (превентивных) мероприятий, который составляет: • по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств - 8 % от поступивших страховых взносов по договорам внутреннего страхования либо комплексным договорам внутреннего страхования и договорам пограничного страхования; • по добровольному страхованию медицинских расходов - 5 % от поступивших страховых взносов по каждому из указанных видов страхования. Средства фондов перечисляются страховыми организациями в республиканский бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным (п.2 Положения о порядке и направлениях использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по отдельным видам обязательного и добровольного страхования, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2009 № 302). В нарушение требований п.2 указанного Положения № 302 средства фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по добровольному страхованию медицинских расходов были перечислены с несоблюдением соответствующих сроков. Также в нарушение требований вышеуказанных норм обществом несвоевременно были перечислены в республиканский бюджет средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. |
![]() |
Пример 10 Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, государственные органы, государственные юридические лица, а также юридические лица, на решения которых может влиять государство, владея контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев), осуществляют страхование своих имущественных интересов по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни, в Республике Беларусь только у страховых организаций - государственных юридических лиц либо юридических лиц, в уставных фондах которых более 50 % долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (часть вторая подп.1.1 п.1 Указа № 530). В нарушение данного требования ЗАСО «Б» (доля госсобственности до 50 %) допустило заключение с государственным юридическим лицом и юридическим лицом, на решение которого может влиять государство, владея контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев), договора страхования на условиях добровольного страхования легковых транспортных средств.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2019 г. в часть вторую подп.1.1 п.1 Указа № 530 внесены изменения Указом № 175. Изменения не повлияли на суть материала. |
22.01.2016
Юрий Навойчик, юрист