


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПКИ ИЗ ОДНОГО ИСТОЧНИКА
Процедура закупки из одного источника относится к неконкурентным видам процедур государственных закупок.
Особенность ее проведения в том, что договорные обязательства возникают на основании гражданского законодательства. Одновременно должен быть соблюден ряд процедурных моментов, один из них - изучение конъюнктуры рынка.
Общая характеристика процедуры закупки из одного источника
Процедура закупки из одного источника - это вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственной закупки, при которой заказчик предлагает заключить договор государственной закупки только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) (п.1 ст.49 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
При ее проведении необходимо учесть нормы ст.49 и ст.1-21, 24-26, п.3 ст.27, ст.28-30, 51-53 и 55-57 Закона.
Перед проведением процедуры необходима разработка и утверждение, размещение на электронной торговой площадке (далее - ЭТП) годового плана государственных закупок (ст.19 Закона), форма которого утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.01.2019 № 10.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 марта 2020 г. следует применять форму годового плана государственных закупок в редакции постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24.02.2020 № 16 (далее - постановление № 16). |
![]() |
Обратите внимание! Без включения предмета государственной закупки в годовой план государственных закупок данного заказчика он не вправе проводить процедуру закупки из одного источника, за исключением случаев, указанных в п.5 приложения к Закону. |
Алгоритм действий при изучении конъюнктуры рынка
Важно: предлагаемые в настоящем алгоритме формы документов должны быть оформлены в соответствии с Инструкцией по делопроизводству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4.
Шаг 1 | |
Принятие решения о проведении процедуры закупки из одного источника; определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки | |
▼ | |
Шаг 2 | |
Изучение конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки | |
▼ | |
Шаг 3 | |
Определение участника, которому направляется приглашение о заключении договора государственной закупки | |
▼ | |
Шаг 4 | |
Заключение договора государственной закупки | |
▼ | |
Шаг 5 | |
Составление и утверждение справки о проведении процедуры закупки из одного источника | |
▼ | |
Шаг 6 | |
Размещение справки о проведении процедуры закупки из одного источника на электронной торговой площадке | |
▼ | |
Шаг 7 | |
Формирование дела по процедурам государственных закупок |
Комментарий к шагу 1
Основанием проведения процедуры закупки из одного источника является соответствующее решение, принятие которого относится к компетенции руководителя заказчика (организатора) или иного уполномоченного лица.
![]() |
Справочно Случаи, когда применяется процедура закупки из одного источника, предусмотрены приложением к Закону. |
На этом этапе важно определить ориентировочную стоимость предмета государственной закупки и определиться с теми потребительскими, функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными показателями (характеристиками) предмета государственной закупки (требованиями к предмету), которые окажут влияние на ориентировочную стоимость предмета государственной закупки.
Порядок ее определения установлен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки».
В нем предусмотрены три способа определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки - изучение конъюнктуры рынка, проектно-сметный, затратный.
Изучение конъюнктуры рынка (первый способ) является приоритетным. Второй способ с 1 июля 2019 г. до 1 июля 2021 г. не актуален (поскольку сфера, в которой он используется, на основании Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 не регулируется законодательством о государственных закупках).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2021 г. Указ № 223 утратил силу в связи с истечением срока действия. С этой даты отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь. |
При применении первого способа используются источники информации (достаточно одного их них):
• информация, содержащаяся в реестре договоров государственных закупок, размещенном в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками (далее - ГИАС);
• информация о складывающихся на товарных рынках в результате процедур государственных закупок ценах, размещенная в ГИАС;
• информация о предельных ценах, размещенная в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства;
• данные государственной статистической отчетности о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги);
• информация о ценах на товары (работы, услуги), содержащаяся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, рекламных материалах и каталогах, в том числе размещенных на сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет;
• информация о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), содержащаяся в официальных источниках информации государственных органов (организаций), осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством.
Могут также использоваться результаты изучения рынка при условии указания в таких результатах используемой методологии расчета цен, а также иные источники информации, информация о ценах на товары (работы, услуги), полученная по запросу у потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Также необходимо соотносить полученную информацию с теми условиями конкретной закупки, которая проводится, например, со сроками и порядком исполнения обязательств, в том числе условиями оплаты.
Заказчикам можно порекомендовать зафиксировать определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки в каком-либо документе (например, справке, докладной записке на имя руководителя заказчика, отчете и т. п.), в котором также отразить использованные источники информации.
Комментарий к шагу 2
После определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки проводится изучение конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки.
Порядок изучения конъюнктуры рынка установлен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника»
В постановлении № 30 предусмотрены следующие способы:
Описание способа | Условное обозначение |
Направление запросов о предоставлении сведений не менее чем пяти (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в сети Интернет. В случае приобретения товаров обязательным является направление таких запросов в адрес отечественных производителей. Справочно Информация об отечественных производителях может быть получена на Портале Государственной системы каталогизации продукции - http://gskp.by, в Регистре производителей и их сбытовых организаций - http://www.icetrade.by/articles/view/13 |
I |
Направление запросов о предоставлении сведений участникам открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений в случае признания такой процедуры несостоявшейся и проведения закупки из одного источника |
II |
Изучение информации о ценах на товары (работы, услуги), содержащейся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информации, размещенной потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в сети Интернет, электронных торговых площадках |
III |
Размещение запросов о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок в случае приобретения в соответствии с п.9 приложения к Закону товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет от 50 до 300 базовых величин включительно |
IV |
1. Если закупка из одного источника проводится после несостоявшихся конкурентных процедур (п.7 приложения к Закону), то необходимо применение: II, III; в отсутствие информации о ценах на официальных сайтах потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), электронных торговых площадках - дополнительно применяется I.
2. Если закупка из одного источника проводится по п.9 приложения к Закону и ориентировочная стоимость годовой потребности предмета государственной закупки составляет сумму до 50 БВ, то необходимо применение: III; в отсутствие информации о ценах на официальных сайтах потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), электронных торговых площадках - дополнительно применяется I.
3. Если закупка из одного источника проводится по п.9 приложения к Закону и ориентировочная стоимость годовой потребности предмета государственной закупки составляет сумму от 50 до 300 БВ, то необходимо применение: III, IV; в отсутствие информации о ценах на официальных сайтах потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), электронных торговых площадках - дополнительно применяется I.
4. Если закупка из одного источника проводится в иных случаях, предусмотренных приложением к Закону, необходимо применение: III; в отсутствие информации о ценах на официальных сайтах потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), электронных торговых площадках - дополнительно применяется I.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 марта 2020 г. в порядок изучения конъюнктуры рынка, установленный постановлением № 30, внесены изменения постановлением № 16. Комментарий см. здесь. При проведении процедуры закупки из одного источника в соответствии с п.7 приложения к Закону заказчик (организатор) вправе в целях изучения конъюнктуры рынка размещать запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок. В случае размещения запросов о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок при проведении процедуры закупки из одного источника в соответствии с пп.7 и 9 приложения к Закону заказчик (организатор) вправе не направлять запросы о предоставлении сведений, предусмотренные абзацами 2 и 3 части первой подп.1.1 п.1 постановления № 30, а также не изучать информацию, предусмотренную абзацем 4 части первой подп.1.1 п.1 постановления № 30 (части третья и четвертая подп.1.1 п.1 постановления № 30 в редакции постановления № 16). |
Комментарий к шагу 3
По результатам изучения конъюнктуры рынка определяется участник, которому направляется приглашение о заключении договора государственной закупки.
Для соблюдения требований законодательства о государственных закупках до заключения такого договора необходимо подтвердить соответствие участника закупки из одного источника требованиям к участникам, предусмотренным п.2 ст.16 Закона. Одновременно с проектом договора участнику может быть направлено заявление. Участник должен заполнить и подписать заявление.
Комментарий к шагу 4
Можно воспользоваться примерными формами договора поставки, размещенными на сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/ru/budget_execution/forms/).
![]() |
Справочно Договор государственной закупки (договор поставки) см. здесь. |
Комментарий к шагу 5
По результатам проведения процедуры закупки из одного источника заказчик в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договора составляет и утверждает справку о проведении процедуры закупки из одного источника.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 августа 2020 г. следует руководствоваться примерной формой справки о проведении процедуры закупки из одного источника согласно приложению 14 к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 26.08.2020 № 56. |
Справка должна содержать:
• наименование вида процедуры государственной закупки и основание для его выбора;
• наименование предмета государственной закупки, его объем (количество);
• наименование и код предмета государственной закупки в соответствии с ОКРБ «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»;
• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) заказчика (организатора);
• сведения о результатах изучения конъюнктуры рынка;
• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (номер, дату выдачи, орган, выдавший документ), - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключен договор;
• сведения о соответствии поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключен договор государственной закупки, требованиям к участникам, установленным заказчиком в соответствии с п.2 ст.16 Закона;
• указание источника финансирования государственной закупки;
• ориентировочную стоимость предмета государственной закупки;
• иную информацию, установленную уполномоченным государственным органом по государственным закупкам.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 марта 2020 г. дополнительная информация, которая должна содержаться в справке о проведении процедуры закупки из одного источника, определена в подп.1.4 п.1 постановления № 30 в редакции постановления № 16. |
![]() |
Справочно Примерная форма справки о проведении процедуры закупки из одного источника утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.12.2018 № 93 (приложение 14). |
Указанная примерная форма справки о проведении процедуры закупки из одного источника, например, содержит раздел «Сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор государственной закупки», в котором необходимо указать:
• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (номер, дату выдачи, орган, выдавший документ), - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя) поставщика (подрядчика, исполнителя);
• его местонахождение (место жительства) и УНП (при наличии);
• цену заключенного договора.
Примерная форма справки о проведении процедуры закупки из одного источника содержит раздел «Сведения об изучении конъюнктуры рынка приобретаемых товаров (работ, услуг)», в которых должны быть отражены:
• наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (номер, дату выдачи, орган, выдавший документ), - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя);
• место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) каждого потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя);
• цены предлагаемых ими товаров (работ, услуг).
![]() |
Обратите внимание! Примерная форма справки не содержит сведений о результатах исполнения либо об изменении договора. |
Если по результатам процедуры закупки из одного источника не был заключен договор государственной закупки, то справка о проведении процедуры закупки из одного источника не оформляется. В таком случае с целью завершения процедуры закупки из одного источника заказчик принимает решение об отмене процедуры закупки из одного источника по основаниям, предусмотренным частью первой п.3 ст.27 Закона (например, по такому основанию, как утрата необходимости приобретения товаров (работ, услуг)).
Комментарий к шагу 6
Справку о проведении процедуры закупки из одного источника заказчик размещает в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее утверждения, на электронной торговой площадке.
Комментарий к шагу 7
Дело по процедурам государственных закупок формируется в соответствии со ст.28 Закона.
Формы документов по теме
Наименование адресата
ЗАПРОС
о предоставлении сведений
1. Процедура закупки из одного источника.
2. Бумага белая для офисной техники, 500 шт.
Срок поставки - в течение 10 дней с момента заключения договора.
Место поставки - г. Минск, ул. Парковая, 2.
Порядок оплаты - по факту поставки. Оплата осуществляется платежным поручением Покупателя со счетов органов Государственного казначейства на расчетный счет Поставщика на основании счета-протокола (спецификации).
3. Учреждение «А», г. Минск, ул. Парковая, 2. УНП 000000000.
4. Средства республиканского бюджета.
5. Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки: 0000 бел. руб.
6. Сведения о предлагаемых потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) товарах (работах, услугах) и ценах на них предоставляются до 00.00.0000 до 00:00 часов посредством электронной почты по адресу iii@iii.ii, тел. 0000000,почтовым отправлением по адресу: г. Минск, ул. Парковая, 2.
7. Бумага белая для офисной техники:
- класс «B» и выше;
- цвет - белый;
- размеры листа, мм - 210×297 (формат А4), с допустимым расхождением изготовителя, но не более +0,5 мм;
- плотность, г/м2 - 80, с допустимым расхождением изготовителя, но не более +3;
- белизна, CIE, % - не менее 156, с допустимым расхождением изготовителя, но не более +3 %;
- толщина, мкм - не менее 108 мкм, с допустимым расхождением изготовителя, но не более +4 мкм;
- показатель яркости ISO - не менее 95 %;
- резка и упаковка заводская;
- количество листов в пачке, шт. - 500.
Бумага должна быть пригодна к использованию на любом копировальном оборудовании, лазерных принтерах, факсимильных аппаратах.
Бумага должна быть гладкой, поддерживать единый размер для всех листов в пределах допусков, на кромках бумаги не должно быть заусениц и неровностей, которые могут привести к слипанию листов и нарушению работы офисной техники.
Для подтверждения предлагаемых характеристик должны прилагаться документы от производителя или иного уполномоченного лица, подтверждающие соответствие предмету государственной закупки и требованиям к предмету государственной закупки.
Руководитель учреждения «А» | Лесной В.В. |
Наименование адресата
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
о заключении договора государственной закупки
Настоящим предлагаем в срок до 00.00.0000 заключить договор государственной закупки (приложение 1 в 2 экз. на 00 листах).
При наличии возражений по условиям проекта договора просим направить их в наш адрес с протоколом разногласий в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего предложения. При отсутствии возражений просим подписать проект договора и выслать в наш адрес: г. Минск, ул. Парковая, 2.
До подписания договора также просим заполнить и подписать заявление о соответствии требованиям к участникам, установленным законодательством о государственных закупках (приложение 2 в 1 экз. на 00 листах). Указанное заявление необходимо представить в наш адрес до подписания договора.
Руководитель учреждения «А» | Лесной В.В. |
Настоящим заявлением участник ____________________________________________
(наименование участника)
(далее - участник) подтверждает следующие обстоятельства:
1) у участника отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней на первое число месяца, предшествующего дню подачи предложения (за исключением участника, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации)).
Если участник не является резидентом Республики Беларусь, то должен представить документы об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, выданные уполномоченными органами в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является участник, не ранее чем на первое число месяца, предшествующего дню подачи предложения;
2) участник не включен в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;
3) участник, работник (работники) участника не оказывали заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
4) участник не является заказчиком (организатором) проводимой процедуры государственной закупки;
5) участник не является работником заказчика (организатора) (в случае, если участником является физическое лицо).
Данное обстоятельство не подтверждается, если проводится процедура закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
6) участник не находится в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо) (в случае, если участником является юридическое лицо) / участник не находится в стадии прекращения деятельности (в случае, если участником является индивидуальный предприниматель);
7) в отношении участника не возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (за исключением участника, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации));
8) участник обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;
9) участник обладает правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.
«___» __________ 20___ г. |
_____________________________ |
(дата подготовки заявления) |
(подпись уполномоченного лица) |
13.09.2019
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент