


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ОТКРЫТИЮ ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА, ТОРГОВОГО ЦЕНТРА, РЫНКА
Правовое регулирование
Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее - Закон № 128-З).
Инструкция о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденная постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2014 № 25 (далее - Инструкция № 25).
Правила создания и функционирования рынков, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.07.2014 № 686 (далее - Правила № 686).
Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень).
Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение № 450).
Положение о Торговом реестре Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2014 № 1227 (далее - Положение № 1227).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 мая 2018 г. Положение № 1227 изложено в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2018 № 351. |
Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 24.12.2014 № 41 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2014 г. № 1227» (далее - постановление № 41).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 июля 2018 г. следует руководствоваться постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 05.06.2018 № 46 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2018 г. № 351». |
Методические рекомендации о порядке формирования и ведения Торгового реестра Республики Беларусь, утвержденные приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 18.03.2006 № 29 (далее - Методические рекомендации).
Положение о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее - Положение № 703, постановление № 703).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 февраля 2019 г. Положение о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания изложено в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.2018 № 824 (далее - постановление № 824). |
Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 08.05.2014 № 20 «О перечнях товаров» (далее - постановление № 20).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 августа 2017 г. вместо постановления № 20 действует постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27.06.2017 № 28 «О перечнях товаров». |
Закон Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее - Закон № 429-З).
Положение о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 (далее - Положение № 28).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 июля 2019 г. Декрет № 28 на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 24.01.2019 № 2 изложен в новой редакции. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.2006 № 317 «Об отдельных вопросах регулирования розничной торговли пивом и слабоалкогольными напитками, определении торговых объектов, объектов общественного питания, в которых допускается употребление пива и слабоалкогольных напитков, и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления розничной торговли» (далее - постановление № 317).
Рекомендации о порядке реализации пива и слабоалкогольных напитков с объемной долей этилового спирта не более 7 процентов на территории Республики Беларусь, утвержденные приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 02.07.2009 № 102 (далее - Рекомендации).
Алгоритм открытия торгового объекта, торгового центра, рынка
Стационарные, нестационарные торговые объекты, торговые центры, рынки являются местом розничной торговли и создаются по единому алгоритму.
Торговый объект | Торговый центр | Рынок | ||||||||||||||
капитальное строение (здание, сооружение) или его часть (части) либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, оснащенные торговым оборудованием, предназначенным для продажи товаров, а также передвижные средства развозной и разносной торговли (п.40 ст.1 Закона № 128-З) | совокупность расположенных на определенной территории, спланированных как единое целое и (или) централизующих функции хозяйственного обслуживания | имеющий в своем составе торговые места имущественный комплекс, оборудованный и предназначенный для продажи сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, ягод, продукции рыбоводства, животных и иных товаров, выполнения работ, оказания услуг юридическими лицами или физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (п.23 ст.1 Закона № 128-З) | ||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
розничных торговых объектов и иных объектов, в которых реализуется универсальный ассортимент товаров и оказываются услуги населению (п.41 ст.1 Закона № 128-З) | ||||||||||||||||
Для создания торгового объекта, торгового центра, рынка необходимо:
Шаг 1 | ||||
Определение места размещения торгового объекта, торгового центра, рынка | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Включение сведений о торговом объекте, торговом центре, рынке в Торговый реестр Республики Беларусь (далее - Торговый реестр) и согласование их режима работы | ||||
| ||||
Шаг 3 | ||||
Разработка и утверждение ассортиментного перечня | ||||
| ||||
Шаг 4 | ||||
Получение лицензии (при необходимости) | ||||
| ||||
Шаг 5 | ||||
Обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических, противопожарных, природоохранных и иных требований законодательства |
Шаг 1. Определение места размещения торгового объекта, торгового центра, рынка
Размещение стационарных торговых объектов
Размещение стационарных торговых объектов с торговой площадью 400 м2 и более, в том числе магазинов современного формата, осуществляется в соответствии со схемами размещения стационарных торговых объектов, торговых центров, рынков на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемыми и утверждаемыми городскими (включая Минский городской), районными исполнительными комитетами. Стационарные торговые объекты с торговой площадью до 400 м2, в том числе магазины шаговой доступности, создаются вне зависимости от наличия их на вышеуказанных схемах (п.1 ст.13 Закона № 128-З).
![]() |
Справочно Схемы размещения торговых объектов г. Минска (существующих и планируемых к размещению) можно найти в сети Интернет на сайте Государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка "Мингорисполкома"» www.guprminsk.by в разделе «Актуально». |
![]() |
Обратите внимание! Субъект (субъекты) торговли, осуществляющий (осуществляющие) розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов (за исключением юридических лиц системы потребительской кооперации), доля которого (которых) в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие ему (им) торговые объекты, за предыдущий финансовый год превышает 20 %, не вправе приобретать, арендовать в этих границах дополнительную торговую площадь для осуществления этим субъектом (этими субъектами) розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади. Сделка, совершенная с нарушением вышеуказанных условий, ничтожна (п.4 ст.26 Закона № 128-З). |
Размещение нестационарных торговых объектов
Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется:
• на землях общего пользования населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), находящихся в государственной собственности, - в соответствии с перечнями мест размещения нестационарных торговых объектов, разработанными и утвержденными городскими (включая Минский городской), районными исполнительными комитетами;
• в стационарном торговом объекте, стационарном объекте общественного питания, ином капитальном строении (здании, сооружении), находящемся в частной собственности, - в соответствии с порядком, установленным собственником стационарного торгового объекта, стационарного объекта общественного питания, иного капитального строения (здания, сооружения).
Перечни мест размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в них изменения и (или) дополнения подлежат размещению на официальных сайтах исполкомами, утвердившими эти перечни, в сети Интернет (пп.1-3 ст.14 Закона № 128-З).
Создание торговых центров
Создание торговых центров осуществляется в соответствии со схемами размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров, рынков на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемыми и утверждаемыми городскими (включая Минский городской), районными исполнительными комитетами (п.1 ст.16 Закона № 128-З).
![]() |
Обратите внимание! Организация и предоставление в торговом центре мест для размещения розничных торговых объектов, объектов общественного питания и иных объектов, не предусмотренных схемой размещения в торговом центре розничных торговых объектов, объектов общественного питания и иных объектов, не допускаются (п.5 ст.16 Закона № 128-З). |
Создание рынков
Создание рынков осуществляется в соответствии со схемами размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров, рынков на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемыми и утверждаемыми городскими (включая Минский городской), районными исполнительными комитетами, на которых указываются их тип и специализация.
Потребность в рынках того или иного типа определяется городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в г. Минске исходя из необходимости обеспечения населения этой административно-территориальной единицы определенными товарами (п.2 ст.17 Закона № 128-З).
Рынок создается на основании разрешения на создание рынка (п.10 Правил № 686). Для выдачи разрешения на создание рынка заинтересованное лицо представляет в городской, районный исполнительный комитет, местную администрацию района в г. Минске по месту нахождения рынка (по согласованию с органом государственного пожарного надзора, для зооботанических рынков, рынков, на которых осуществляется продажа продовольственных товаров, - также по согласованию с государственной ветеринарной службой по месту нахождения рынка) заявление с указанием наименования, типа и специализации рынка, а также схему рынка (п.9.9 Единого перечня).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 мая 2017 г. следует руководствоваться п.9.9 Единого перечня с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2017 № 92. Графа «Орган, уполномоченный на осуществление административной процедуры» изложена в новой редакции: городской, районный исполнительный комитет, местная администрация района г. Минска по месту нахождения рынка (для зооботанических рынков, рынков, на которых осуществляется продажа продовольственных товаров, - по согласованию с государственной ветеринарной службой по месту нахождения рынка). |
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, получившие разрешение на создание рынка, согласовавшие в установленном порядке схему рынка и создавшие рынок, признаются администрацией рынка (п.6 ст.17 Закона № 128-З).
Торговые места на рынке размещаются на основе схемы рынка, разрабатываемой и утверждаемой администрацией рынка (согласованной с городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в г. Минске, органом государственного пожарного надзора по месту расположения рынка (для зооботанических рынков, а также рынков, на которых осуществляется продажа продовольственных товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции, - согласованной с государственной ветеринарной службой по месту расположения рынков)). Порядок разработки схемы рынка установлен ст.17 Закона № 128-З. Торговые места предоставляются продавцам на основании договоров аренды или иных договоров, содержащих элементы договора аренды (смешанный договор), либо на основании договоров безвозмездного пользования.
Определение места розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями
Объект, в котором предполагается осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками, должен являться магазином, павильоном с торговым залом, размер площади торговых залов которых составляет не менее 50 м2 (за исключением торговых объектов юридических лиц системы потребительской кооперации, специализированных (фирменных) магазинов юридических лиц, осуществляющих производство и (или) импорт алкогольных напитков, магазинов беспошлинной торговли, расположенных в сельской местности магазинов организаций Управления делами Президента Республики Беларусь) (п.4071 Положения № 450).
Законодательство содержит ряд ограничений и запретов относительно мест продажи алкогольных напитков и табачных изделий, например:
Норма | Содержание нормы |
Пункт 1 постановления № 317 | Розничная торговля пивом и слабоалкогольными напитками с объемной долей этилового спирта не более 7 % не осуществляется: а) в торговых объектах, объектах общественного питания, расположенных: - в помещениях, в которых расположены учреждения образования, организации здравоохранения (за исключением специально предусмотренных помещений в санаториях для взрослых, санаториях для взрослых и детей), детские театрально-зрелищные и культурно-просветительские учреждения; - в зданиях (помещениях, сооружениях) производственных организаций и на объектах строительства; - в физкультурно-спортивных сооружениях и на их территориях, за исключением стационарных объектов общественного питания; - в зданиях (помещениях, сооружениях), в которых расположены государственные органы, за исключением стационарных объектов общественного питания; - на автозаправочных станциях, не имеющих оборудованных объектов общественного питания и (или) магазинов с входом для покупателей; б) в диетических столовых и детских кафе; в) из передвижных средств разносной торговли; г) в торговых объектах и во временной период, определяемых облисполкомами, Минским горисполкомом исходя из особенностей развития соответствующих административно-территориальных единиц |
Пункт 3 Рекомендаций | Предложено в решениях облисполкомов, Минского горисполкома дополнительно установить, что розничная торговля пивом и слабоалкогольными напитками с объемной долей этилового спирта не более 7 % не осуществляется: а) в розничных торговых объектах, не имеющих торгового зала (киоски, павильоны, палатки), расположенных на остановочных пунктах общественного транспорта; б) в розничных торговых объектах, площадь торгового зала которых менее 25 м2 (магазины, павильоны, иные торговые объекты), расположенных на остановочных пунктах общественного транспорта; в) с передвижных средств, за исключением автомагазинов; г) на торговых местах на рынках; д) в иных торговых объектах, определенных облисполкомами и Минским горисполкомом |
Статья 11 Закона № 429-З | Установлены места, в которых запрещено осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками (в том числе пивом с объемной долей этилового спирта 7 % и более) |
Пункт 31 Положения № 28 | Установлен запрет на розничную торговлю табачными изделиями: а) с использованием передвижных средств разносной торговли; б) на торговых местах на рынках; в) в физкультурно-спортивных сооружениях и на их территориях, за исключением стационарных объектов общественного питания; г) в диетических столовых и детских кафе; д) в специализированных магазинах (товарных отделах, секциях иных магазинов), в которых осуществляется продажа товаров для детей, в том числе для подростков; е) в помещениях, в которых расположены учреждения образования, организации здравоохранения (за исключением специально предусмотренных помещений в санаториях для взрослых и детей), театрально-зрелищные и культурно-просветительные учреждения |
Шаг 2. Включение сведений о торговом объекте, торговом центре, рынке в Торговый реестр Республики Беларусь и согласование их режима работы
Включение сведений в Торговый реестр
Субъекты торговли обязаны представлять сведения для включения в Торговый реестр, внесения изменений и дополнений в сведения, внесенные в Торговый реестр, исключения сведений, внесенных в Торговый реестр (п.4 ст.10 Закона № 128-З).
![]() |
Обратите внимание! Стационарный торговый объект, торговый центр, рынок считаются созданными со дня внесения сведений о них в Торговый реестр. Субъекты торговли вправе осуществлять торговлю в нестационарных торговых объектах со дня внесения сведений об этих субъектах в Торговый реестр. |
Не подлежат внесению в Торговый реестр торговые объекты и субъекты торговли, осуществляющие продажу исключительно:
• продуктов переработки нефти и газа;
• лекарственных и наркотических средств, психотропных веществ;
• медицинской техники и изделий медицинского назначения;
• холодного оружия невоенного назначения, оружия охотничьего, спортивного, газового (в том числе газовых баллончиков), а также боеприпасов к указанному оружию (п.3 Методических рекомендаций).
Порядок внесения сведений в Торговый реестр определяется главой 4 Положения № 1227, п.9.10 Единого перечня.
Сведения в Торговый реестр вносятся на основании заявления, заполненного по формам, утвержденным постановлением № 41.
Формат и тип торгового объекта при заполнении заявления указываются в соответствии с Инструкцией № 25.
Заявление направляется в городской, районный исполнительный комитет, местную администрацию района в г. Минске. Порядок заполнения заявления определен Методическими рекомендациями.
Включение сведений в Торговый реестр производится бесплатно.
К заявлению о внесении сведений в Торговый реестр прилагается заявление о согласовании режима работы торгового объекта, торгового центра, рынка, субъекта торговли, осуществляющего розничную торговлю без (вне) торговых объектов (п.9.10 Единого перечня). Заявление заполняется по форме согласно приложению 21 к постановлению № 41.
В случае внесения сведений в Торговый реестр заявителю выдаются либо направляются по почте, а при представлении документов в электронном виде - направляются в виде электронных документов посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы уведомление о внесении сведений в Торговый реестр, документ об установлении режима работы (в случае согласования режима работы).
Согласование режима работы
Режим работы торговых объектов, расположенных на территории производственных организаций, учреждений образования, организаций здравоохранения и иных организаций, согласовывается с органами управления (руководителями) этих организаций.
Режим работы торговых объектов, иных объектов, расположенных в торговом центре, должен соответствовать режиму работы торгового центра.
Режим работы торговых мест на рынке устанавливается в договорах, устанавливающих право пользования торговым местом (аренды, безвозмездного пользования и т. д.) (п.1 ст.20 Закона № 128-З).
Согласование режима работы торговых объектов, рынков, торговых центров осуществляется бесплатно. Согласованный режим работы действует бессрочно. В случае необходимости временного продления или приостановления работы торгового объекта, торгового центра, рынка субъекты извещают о продлении или приостановлении работы городской, районный исполнительный комитет, местную администрацию района в г. Минске, которые согласовали режим работы, и доводят до сведения покупателей информацию об этом в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Установление режима работы оформляется документом по форме, установленной постановлением № 41, в котором указываются время начала и окончания работы, перерывы, выходные и санитарные дни (п.2 ст.20 Закона № 128-З).
Шаг 3. Разработка и утверждение ассортиментного перечня
Ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается субъектом торговли самостоятельно в соответствии с Положением № 703.
![]() |
Обратите внимание! Согласование ассортиментного перечня товаров с местными исполкомами отменено с 22 июля 2014 г. |
Ассортиментный перечень товаров для розничного торгового объекта разрабатывается на основании перечней товаров, установленных постановлением № 20, и утверждается субъектом торговли в зависимости от вида и типа розничного торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера с указанием классов и (или) групп товаров, видов товаров и количества их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов и иных разновидностей), которых в таком перечне должно быть не менее, чем в перечне товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, для соответствующего вида и типа розничного торгового объекта (п.3 Положения № 703).
Ассортиментный перечень товаров не требуется при продаже товаров (п.5 Положения № 703):
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 февраля 2019 г. обновленный список товаров, при котором не требуется ассортиментный перечень, приводится в п.5 Положения № 703 в редакции постановления № 824; |
• на рынках на торговых местах;
• в розничных торговых объектах, в которых осуществляется продажа непродовольственных товаров, бывших в употреблении, в том числе при комиссионной торговле;
• в розничных торговых объектах, в которых реализуется ограниченный ассортимент морально устаревших, не проданных в сезон остатков единичных размеров непродовольственных товаров (магазин «Сток», стоковый магазин);
• в фирменных магазинах, в которых осуществляется продажа не менее 80 % товаров производителя, создавшего такой магазин, либо созданных субъектом торговли, получившим право продажи товаров исключительно определенного производителя с использованием товарного знака либо фирменного наименования этого производителя, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга);
• с использованием передвижных средств разносной торговли;
• при осуществлении розничной торговли без (вне) торгового объекта;
• в принадлежащих на любом законном основании субъекту торговли розничных торговых объектах, представляющих часть неизолированной площади магазина (павильона), торгового центра, иного здания (сооружения);
• в магазинах беспошлинной торговли, реализующих товары иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам и органам международных организаций и межгосударственных образований, консульским учреждениям иностранных государств, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними (магазины беспошлинной торговли типа 2).
Ассортиментный перечень товаров размещается на доступном для покупателей месте.
Шаг 4. Получение лицензии (при необходимости)
На сегодняшний день лицензированию подлежит розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями. Порядок лицензирования установлен главой 40 Положения № 450.
Для получения лицензии ее соискатель или его уполномоченный представитель представляет в соответствующий орган (Минский горисполком, районный и городской исполкомы по местонахождению юридического лица или индивидуального предпринимателя) следующие документы:
1) заявление о выдаче лицензии.
В заявлении указываются сведения, перечисленные в подп.15.1 п.15, п.410 Положения № 450.
![]() |
Обратите внимание! Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками только на объектах общественного питания в розлив. |
Заявление о выдаче лицензии и прилагаемые к нему документы представляются соискателем лицензии либо его уполномоченным представителем с одновременным предъявлением документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия подающего лица (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор, либо доверенность уполномоченного представителя соискателя лицензии);
2) копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя);
3) для иностранной организации - легализованную выписку из торгового реестра страны, в которой она учреждена, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения;
4) документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии.
Нотариальное засвидетельствование представляемых в лицензирующий орган копий документов не требуется при предъявлении их оригиналов или нотариально засвидетельствованных копий.
Документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой вручается соискателю лицензии либо его уполномоченному представителю с отметкой о дате приема этих документов.
До принятия решения по вопросам лицензирования лицензирующий орган вправе провести оценку и (или) назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям.
Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии, лицензиату, указаны в пп.4071, 408 Положения № 450.
Лицензия выдается на 10 лет.
Порядок оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта установлен Законом № 429-З.
Порядок оборота табачных изделий установлен Положением № 28.
Ответственность за нарушение установленного порядка реализации алкогольных напитков и табачных изделий установлена частями 4-6 ст.12.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Шаг 5. Обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических, противопожарных, природоохранных и иных требований законодательства
Стационарные и нестационарные торговые объекты, торговые центры, рынки должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, природоохранным и иным требованиям законодательства Республики Беларусь.
Особое внимание на соответствие торговых помещений санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, природоохранным и иным требованиям законодательства следует уделить во время заключения договора аренды помещения, которое будет использоваться для торговли.
Санитарно-эпидемиологические требования
Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией» утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.08.2012 № 132. Данные нормы и правила устанавливают требования к территории организации, к водоснабжению и водоотведению, к освещению и микроклимату, к содержанию и эксплуатации производственных, вспомогательных и бытовых помещений, к содержанию и эксплуатации оборудования организации, к торговым объектам организаций мелкорозничной (торговой) сети.
Торговые объекты подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе с выдачей санитарно-гигиенического заключения (ст.16 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», перечень работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения (приложение к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2012 № 104)). Порядок проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы установлен Положением о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.01.2013 № 1.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 января 2017 г. перечень № 104 изложен в новой редакции постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.11.2016 № 114. |
Санитарные нормы и правила «Требования к осуществлению торговли на рынках продовольственным сырьем и пищевыми продуктами» утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.09.2012 № 151.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 декабря 2018 г. следует руководствоваться Санитарными нормами и правилами «Требования к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.10.2018 № 80. |
Ветеринарно-санитарные правила о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов растительного происхождения на рынках утверждены постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 18.03.2015 № 9.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 мая 2017 г. следует руководствоваться Положением о порядке проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и ветеринарно-санитарного осмотра продуктов животного происхождения, а также продуктов растительного происхождения при их реализации на рынках, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2017 № 319. |
Пунктом 2 приказа Министерства торговли Республики Беларусь от 29.06.1995 № 40 установлено, что на каждом объекте, осуществляющем розничную торговлю продовольственными товарами и торгово-производственную деятельность, независимо от формы собственности и принадлежности, должны быть в наличии санитарные журналы. Данным приказом также утверждены Указания о ведении санитарного журнала.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 сентября 2018 г. приказ № 40 на основании постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 03.09.2018 № 72 утратил силу. |
В п.12 главы 2 Санитарных норм и правил «Требования к производству и реализации отдельных видов продукции для детей», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.12.2012 № 200, установлены требования для реализации продукции для детей на рынках и в торговой сети.
Противопожарные требования
Глава 30 Правил пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3, устанавливает правила пожарной безопасности объектов торговли, ярмарок и выставок.
Требования в области обращения с отходами
Организации, осуществляющие розничную торговлю, должны обеспечивать сбор от физических лиц товаров, утративших потребительские свойства, и (или) отходов упаковки в местах их реализации по перечню и в порядке, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2014 № 1124 (часть третья подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления»).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами производства, обязаны разработать и утвердить инструкцию по обращению с отходами.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 утверждены:
• Положение о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства;
• Положение о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия;
• Положение о порядке утверждения нормативов образования отходов производства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. вместо постановления № 1104 действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 «О порядке обращения с отходами». |
Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45.
Требования в области применения средств измерений
Все субъекты хозяйствования (независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе и с иностранными инвестициями), осуществляющие оптовую или розничную торговлю на территории Республики Беларусь, имеют право применять только те средства измерений, которые прошли государственный метрологический надзор или метрологический контроль. Средства измерений, допущенные к применению на территории Республики Беларусь, указаны в разделе 1 Государственного реестра средств измерений (далее - Реестр). Положение о Государственном реестре средств измерений Республики Беларусь утверждено постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 06.03.2007 № 13.
![]() |
Обратите внимание! Эксплуатация средств измерений, тип которых исключен из Реестра, осуществляется при условии прохождения поверки или калибровки. |
Номенклатурный перечень средств измерений, подлежащих обязательной поверке в органах государственной метрологической службы, приведен в приложении 1 к Положению о метрологическом контроле за состоянием средств измерений и соблюдением метрологических правил в сфере торговой деятельности, утвержденному приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 07.12.1995 № 75 (далее - Положение № 75).
Поверка средств измерений осуществляется в соответствии с техническим кодексом установившейся практики ТКП 8.003-2011 (03220) «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.08.2011 № 64. Регистрацию поверки средств измерений органами Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (государственная поверка) следует вести на каждом субъекте хозяйствования и у физических лиц, занимающихся торговлей и торгово-производственной деятельностью, на все средства измерений в специальном журнале по форме, приведенной в приложении 2 к Положению № 75.
![]() |
Обратите внимание! Для проверки покупателем правильности цены товаров, меры и массы приобретенных товаров в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование с информацией о возможности его использования покупателями самостоятельно (контрольные весы, средства измерений геометрических размеров, объема и др.). |
Правила пользования средствами измерений в сфере торговой деятельности утверждены приказом Министерства торговли Республики Беларусь и Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки Республики Беларусь от 07.12.1995 № 76/206.
Требования в области использования кассового оборудования
Юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2012 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со средством контроля налоговых органов, с 1 марта 2017 г. - со встроенным кассовым оборудованием с установленным средством контроля налоговых органов либо со средством контроля налоговых органов (подп.2.2 п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 июля 2018 г. следует руководствоваться подп.2.2 п.2 постановления № 924/16 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2017 № 1040/17: юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2012 г. по 30 июня 2018 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со средством контроля налоговых органов. |
![]() |
Справочно Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, можно найти на сайте Белорусского государственного института стандартизации и сертификации по адресу: https://registry.belgiss.by/index.php?#tabsRegistrySksksaCashModels. |
Кассовое оборудование подлежит регистрации в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь до его применения и при условии установки на него в порядке, предусмотренном законодательством, средств контроля. Порядок регистрации кассового оборудования в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь установлен Инструкцией о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования и снятия его с регистрации, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.09.2011 № 44.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 июля 2018 г. в Инструкцию № 44 внесены изменения на основании постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.04.2018 № 14, в частности, изменено название: «Инструкция о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин и снятия их с регистрации». |
Требования законодательства о размещении наружной рекламы
Размещение рекламы может повлечь необходимость получения разрешения на ее размещение. Порядок размещения рекламы и получения разрешения на ее размещение установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь "О рекламе"» (далее - постановление № 1497).
Для получения разрешения на размещение средства наружной рекламы рекламораспространитель представляет в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган заявление по форме согласно приложению 1 к Положению о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденного постановлением № 1497, а также документы, предусмотренные п.9.11 Единого перечня.
Требования о наличии необходимых документов
Торговый объект должен иметь:
• книгу замечаний и предложений (если обязанность ведения книги замечаний и предложений установлена законодательством Республики Беларусь. Порядок выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 № 285);
• книгу учета проверок (форма книги учета проверок и Правила ведения книги учета проверок утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383);
• документы, подтверждающие приобретение (поступление) товаров;
• документы о качестве и безопасности товаров в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь;
• иные документы, установленные законодательством Республики Беларусь.
Администрацией рынка формируются и ведутся реестр продавцов, реестр договоров о предоставлении торговых мест (пп.41, 42 Правил № 686).
Требования к оборудованию рынка
Администрация рынка обязана оборудовать на рынке в соответствии с его типом и специализацией:
• торговые места в соответствии со схемой рынка, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования;
• обособленную от торговых мест автомобильную парковку для автотранспортных средств продавцов и покупателей (при наличии условий);
• служебные помещения для размещения лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы с необходимым оборудованием и средствами связи;
• помещение (места) для разруба мяса;
• камеры хранения, оснащенные средствами измерений, необходимыми для контроля режимов хранения товаров;
• помещение, оснащенное холодильной камерой, включая изолятор, для временного хранения товаров, из которых отобраны пробы для лабораторных исследований, и товаров, реализация которых приостановлена (запрещена) контролирующими (надзорными) органами;
• пункт проката тележек для доставки товара к торговым местам;
• пункт проката средств измерений, санитарной одежды, торгового инвентаря;
• специально предназначенные для курения места;
• общественные туалеты, места (площадки) или специальные объекты для сбора и хранения отходов;
• иные помещения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь (часть первая п.27 Правил № 686).
Администрацией рынка должны быть обеспечены условия по энерго-, тепло- и водоснабжению, а также для приемки, хранения, продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), соответствующие техническим нормативным правовым актам и техническим регламентам Таможенного союза (часть вторая п.27 Правил № 686).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июня 2018 г. часть вторая п.11 Правил № 686 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2018 № 452 изложена в новой редакции. Изменения не повлияли на суть материала. |
На автомобильных рынках и в торговых зонах по продаже автотранспортных средств и запасных частей к ним, на иных рынках администрация рынка обязана обеспечить покупателю условия для осуществления на рынке:
• проверки и оценки технического состояния автотранспортного средства;
• страхования транспортного средства, гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, иных видов страхования (часть третья п.27 Правил № 686).
Оформление информации для покупателя
Рекомендации по оформлению в торговых объектах информации для потребителей утверждены приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 01.12.2008 № 179.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 декабря 2016 г. вышеназванные рекомендации утратили силу приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.12.2016 № 131. |
Продавец обязан довести до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенных на всех входных дверях или фасаде строения (здания, сооружения), временной конструкции, в которых расположен торговый объект, в ином доступном для покупателя месте свое наименование (фирменное наименование), наименование, тип розничного торгового объекта, наименование, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель - фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование торгового объекта и режим работы.
Продавец также обязан довести до сведения покупателя иным доступным способом, принятым в торговле, общественном питании:
• информацию о номере специального разрешения (лицензии), сроке его действия, государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение (лицензию) (если осуществляемый вид деятельности подлежит лицензированию), а также по требованию покупателя предоставить возможность ознакомления с подлинником или копией специального разрешения (лицензии);
• информацию о месте нахождения продавца, если оно не совпадает с местом нахождения торгового объекта;
• если продавцом является индивидуальный предприниматель - дополнительно к информации, указанной в абзацах 2 и 3 части второй п.12 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением № 703, также информацию о его государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, месте жительства;
• дату внесения сведений о торговом объекте в Торговый реестр.
Вышеуказанная информация должна доводиться до сведения покупателя и при осуществлении торговли с передвижных средств развозной и разносной торговли, на ярмарках, рынках, при осуществлении торговли без (вне) торгового объекта.
Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания утверждены постановлением № 703.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 февраля 2019 г. вышеназванные Правила изложены в новой редакции постановлением № 824. Комментарий см. здесь. |
При входе на рынок размещается вывеска с указанием его типа и специализации, наименования рынка, наименования администрации рынка и режима работы рынка. На вывеске рынка, организованного индивидуальным предпринимателем, должна быть также представлена информация о его фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется), дате и номере свидетельства о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию (п.26 Правил № 686).
На территории рынка в доступных для покупателей местах должны быть установлены указатели торговых зон, а также информационные стенды, где для сведения продавцов и покупателей размещаются:
1) схема рынка;
2) схема эвакуации при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций на рынке;
3) тексты Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» и Правил № 686 либо извлечения из них;
4) перечень запрещенных к продаже товаров;
5) инструкция по обращению с отходами производства, согласованная и утвержденная в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
6) информация:
- о местах размещения административно-хозяйственных помещений, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, контрольных весов, автомобильной парковки, общественного туалета, специально предназначенных для курения мест и других объектов;
- о порядке и условиях предоставления торговых мест, оказания услуг, размерах платы за их предоставление;
- о наличии свободных торговых мест;
- о месте нахождения книги замечаний и предложений;
- о мерах ответственности за нарушение правил создания и функционирования рынков;
- о номерах рабочих телефонов руководителей администрации рынка, уполномоченного органа, территориальных органов Министерства торговли Республики Беларусь, органов государственного санитарного и ветеринарного надзора, внутренних дел.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2016 г. согласно п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» Министерство торговли переименовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, на которое возложены функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (на товарных рынках Республики Беларусь, областей (г. Минска), в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен (тарифов), а также контроль в этих сферах. |
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, создавшие торговый центр, доводят до сведения покупателей свое наименование (фирменное наименование), место нахождения, если администрацией торгового центра является юридическое лицо, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства, если администрацией торгового центра является индивидуальный предприниматель, а также режим работы торгового центра.
![]() |
Справочно Рекомендации по организации и размещению объектов мелкорозничной торговой сети на территории г. Минска можно найти на сайте Минского городского исполнительного комитета по адресу: http://minsk.gov.by/ru/org/8728/attach/93581ea/. |
23.09.2015
Марина Шаляева, юрист