


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ПОЛУЧЕНИЮ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТА
Состав разрешительной документации
Проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации, состав, порядок подготовки и выдачи которой устанавливаются с учетом требований законодательных актов Советом Министров РБ, если иное не определено Президентом РБ (ст.21 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон)).
В состав разрешительной документации при возведении, реконструкции (за исключением жилых помещений в многоквартирных жилых домах, одноквартирных, блокированных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории), реставрации, капитальном ремонте (далее - разрешительная документация) на предоставленном земельном участке включены следующие документы:
• решение местного исполнительного и распорядительного органа (далее - исполком) о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта;
• разрешение Министерства культуры РБ на выполнение работ на историко-культурных ценностях, а также на разработку научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на этих ценностях;
• архитектурно-планировочное задание;
• заключения согласующих организаций;
• технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта (подп.4.4 п.4 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.02.2007 № 223 (далее - Положение № 223)).
В случае отсутствия у заказчика прав на земельный участок в состав разрешительной документации, помимо вышеуказанных документов, включается один из нижеперечисленных документов, связанных с предоставлением земельного участка для строительства:
• акт выбора места размещения земельного участка, утвержденный председателем Минского городского исполнительного комитета или городского исполнительного комитета областного центра при предоставлении земельного участка в г.Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений);
• акт выбора места размещения земельного участка, утвержденный председателем исполкома, согласованный председателем областного исполнительного комитета в установленных случаях (если необходимо предварительное согласование места его размещения);
• решение исполкома или администрации свободной экономической зоны об изъятии и предоставлении земельного участка для строительства объекта (если не требуется предварительное согласование места его размещения).
![]() |
Обратите внимание! Помимо документов, названных в законодательстве «разрешительными», заказчику до начала строительно-монтажных работ на объекте следует иметь ряд иных документов: заключение государственной вневедомственной экспертизы, протоколы о результатах торгов по выбору проектной и подрядной организаций, разрешение на производство строительно-монтажных работ. |
Далее в материале посредством рассмотрения последовательных организационных этапов строительства будут освещены вопросы получения:
• разрешительной документации на предоставленный ранее заказчику земельный участок для целей, предполагающих возможным осуществление на нем строительства (возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт);
• иных документов в процессе строительства.
![]() |
Справочно Выполнение организационно-технических мероприятий, подготовка разрешительной и проектной документации при возведении, реконструкции, ремонте, реставрации объекта наряду с выполнением строительно-монтажных, пусконаладочных работ относится к строительной деятельности (строительству) (абзац 35 ст.1 Закона). |
Также следует отметить, что проектирование и строительство оптоволоконных линий связи заказчиками осуществляются на основании решения соответствующих исполнительных комитетов базового уровня, а в г.Минске - по решению Минского городского исполнительного комитета при наличии согласования с республиканским унитарным предприятием «Национальный центр обмена трафиком» (часть вторая п.4 Указа Президента РБ от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»).
Положение о порядке получения решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства вновь создаваемых и (или) реконструируемых оптоволоконных линий связи (за исключением расположенных внутри капитальных строений (зданий, сооружений)) и вводе их в эксплуатацию утверждено постановлением Совета Министров РБ от 29.04.2010 № 648.
![]() |
Справочно Под вводом в эксплуатацию оптоволоконных линий связи понимается процедура приемки в эксплуатацию законченного строительством и (или) реконструкцией объекта (оптоволоконных линий связи), состоящая из следующих этапов: подписание акта приемки объекта в эксплуатацию, законченного строительством и (или) реконструкцией; получение согласования на ввод в эксплуатацию вновь создаваемых и (или) реконструируемых оптоволоконных линий связи; утверждение акта приемки объекта в эксплуатацию. |
Этап 1. Получение разрешительной документации на строительство
Заказчик для получения разрешительной документации на строительство обращается в исполком с письменным заявлением, в котором указываются местонахождение земельного участка и объекты недвижимости (при наличии таких объектов). К заявлению прилагается копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя.
![]() |
Справочно Пример заявления для получения разрешительной документации на строительство объекта на ранее предоставленном земельном участке см. здесь. |
Местный исполнительный и распорядительный орган самостоятельно запрашивает документы, удостоверяющие право на земельный участок, о государственной регистрации объекта недвижимости, подлежащего реконструкции, капитальному ремонту, реставрации, сносу (часть вторая п.17 Положения № 223).
В то же время названные документы могут быть представлены заказчиком самостоятельно, что поспособствует скорейшему разрешению обращения.
После рассмотрения заявления заказчика и при отсутствии оснований для отказа исполком поручает территориальному подразделению архитектуры и градостроительства или коммунальному унитарному предприятию (далее - КУП) (примечание):
• подготовку проектов решений исполкома о разрешении проектно-изыскательских работ и строительства объекта;
• подготовку архитектурно-планировочного задания.
![]() |
Справочно Форма архитектурно-планировочного задания установлена постановлением Минстройархитектуры РБ от 20.05.2011 № 24; |
• сбор технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства;
• сбор заключений согласующих организаций.
При подписании договора подряда с территориальным подразделением архитектуры и градостроительства или КУП на основании п.9 Положения № 223 заказчик должен заполнить прилагаемую к нему сводную ведомость инженерных нагрузок, а также приложить к договору подряда проект задания на проектирование.
![]() |
Справочно Пример сводной ведомости инженерных нагрузок (многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения и паркингом) см. здесь. Пример задания на проектирование (приложение к договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ) см. здесь. |
Территориальное подразделение архитектуры и градостроительства либо КУП:
• подготавливает схему размещения объекта строительства, в которой указываются сведения о месте размещения застраиваемого земельного участка, улично-дорожной сети района застройки, красных линиях улиц и дорог, объектах инженерной и транспортной инфраструктуры, зданиях и сооружениях, градостроительных регламентах;
• подготавливает архитектурно-планировочное задание, которое утверждает главный архитектор города, района;
• направляет запросы о предоставлении технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта в организации по перечню, установленному исполкомом.
После завершения подготовки документы передаются в исполком, который не позднее одного месяца со дня подачи заказчиком заявления должен принять соответствующее решение и направить заказчику:
• выписку из решения исполкома о разрешении проектно-изыскательских работ и строительства объекта;
• архитектурно-планировочное задание;
• заключения согласующих организаций;
• технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.
В случае если заказчик самостоятельно получает заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта в соответствии с условием, предусмотренным в договоре подряда, исполком принимает соответствующее решение не позднее 14 дней со дня представления технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта и заключений согласующих организаций и направляет заказчику:
• выписку из решения исполкома о разрешении проектно-изыскательских работ и строительства объекта;
• архитектурно-планировочное задание.
Наличие разрешительной документации позволяет заказчику приступить к реализации следующего этапа.
Этап 2. Заключение договора подряда на проведение проектных работ
Указ Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 58) устанавливает требование об обязательном проведении подрядных торгов (если иное не установлено Президентом РБ) при заключении договоров на строительство объектов, в т.ч. возведение, реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство объектов, снос, консервацию не завершенных строительством объектов, включая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ (далее - строительство объектов), финансируемых за счет:
• внешних государственных займов, внешних займов, привлекаемых под гарантии Правительства РБ, и кредитов банков Республики Беларусь, выдаваемых под гарантии Правительства РБ, - при стоимости строительства объекта 3 000 базовых величин и более;
• иных источников, за исключением объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, а также полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, - при стоимости строительства объекта 50 000 базовых величин и более.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. Указ № 58 утратил силу в связи с принятием Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве». |
Проведение торгов не является обязательным при заключении договоров за счет вышеуказанных источников:
• на строительство, осуществляемое в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций либо их предупреждения (при наличии заключения уполномоченного органа);
• на строительство жилых домов;
• на строительство объектов в сельскохозяйственных организациях, агрогородках и иных населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс.чел.;
• субподряда, заключаемых генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектно-изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг);
• на поставку товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями Республики Беларусь, по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров РБ;
• в случае, если подрядные торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися из-за отсутствия необходимого количества претендентов.
Указом № 58 предоставлено право без проведения подрядных торгов определять генеральную проектную организацию, генеральную подрядную организацию, субподрядные проектные, строительные и иные организации на строительство объектов, включенных:
• в государственную инвестиционную программу, государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ), а также в перечень объектов Белорусской энергетической системы, строительство которых осуществляется с привлечением кредитных ресурсов банков Китайской Народной Республики, - Совету Министров РБ;
• в инвестиционные программы областей и г.Минска, - соответственно областным исполнительным комитетам и Минскому городскому исполнительному комитету.
![]() |
Обратите внимание! Выбор подрядчиков на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, закупки товаров и услуг за счет указанных средств при строительстве объектов осуществляются в соответствии с Законом РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». |
Подрядные торги на выполнение проектных и изыскательских работ осуществляются в соответствии с главой 7 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 февраля 2014 г. вместо вышеназванного Положения следует руководствоваться Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88. Действие указанного Положения распространяется на отношения по закупке товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты после 1 января 2014 г. |
По результатам торгов между заказчиком и проектной организацией заключается договор на выполнение проектных работ, который является основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, неотъемлемой частью которого является задание на проектирование.
![]() |
Обратите внимание! При разработке научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на объектах, относящихся к историко-культурным ценностям, необходимо получить разрешение Министерства культуры РБ. Выдача такого разрешения регламентирована Палажэннем аб парадку выдачы дазволу на выкананне работ на матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцях i (або) у зонах аховы нерухомых матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 15.06.2006 № 762 (далее - Положение № 762). |
При заключении договоров подряда также следует учитывать нормы Гражданского кодекса РБ, Положения о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 04.11.1999 № 339, Инструкции о порядке расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполнение проектных и изыскательских работ для строительства объектов, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 28.02.2003 № 3, строительных норм Республики Беларусь СНБ 1.03.02-96 «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве», Методических рекомендаций о порядке заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и расчетов за выполненные работы, утвержденных постановлением Минстройархитектуры РБ от 09.11.2012 № 33.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2014 г. СНБ 1.03.02-96 на основании приказа Минстройархитектуры РБ от 27.03.2014 № 85 утратили силу. Порядок разработки, утверждения, а также состав предпроектной (предынвестиционной) документации для строительства с 20 июля 2014 г. установлен техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения», утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 14.07.2014 № 196. Состав и содержание проектной документации в строительстве с 1 апреля 2014 г. установлены в техническом кодексе установившейся практики ТКП 45-1.02-295-2014 (02250) «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденном приказом № 85. С 8 мая 2014 г. приказ № 339 на основании постановления Минстройархитектуры РБ от 07.04.2014 № 22 утратил силу. Следует руководствоваться Правилами заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 297. |
Этап 3. Государственная экспертиза проектной документации
Основные вопросы государственной экспертизы проектной документации регулируют следующие документы:
• Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 08.10.2008 № 1476 (далее - Положение № 1476, постановление № 1476);
• Инструкция об организации проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденная постановлением Госстандарта РБ от 31.08.2011 № 65;
• Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 19.05.2010 № 755;
• приказ РУП «Главгосстройэкспертиза» от 24.07.2013 № 54 «О некоторых мерах по совершенствованию процедуры проведения государственной экспертизы градостроительной и проектной документации».
![]() |
Справочно С дополнительной информацией можно ознакомиться на официальном сайте названного предприятия: http://glavexpertiza.by/index.php. |
Для оценки соответствия разработанной проектной документации требованиям законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности республиканским унитарным предприятием «Главгосстройэкспертиза» или дочерними республиканскими унитарными предприятиями «Госстройэкспертиза» по областям и г.Минску проводится государственная экспертиза проектной документации.
Перечень проектной документации, государственная экспертиза которой не является обязательной, и перечень исполнительной и согласующей документации, представляемой на государственную экспертизу, приведены соответственно в приложениях 1 и 2 Положения № 1476.
Документы, представляемые при проведении государственной экспертизы, перечислены в п.3.8 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2014 г. п.3.8 Единого перечня на основании постановления Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 296 изложен в новой редакции. |
Срок проведения государственной экспертизы обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) не должен превышать одного месяца со дня получения всех необходимых документов. В случае необходимости доработки срок проведения государственной экспертизы может быть увеличен до 2 месяцев по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Срок действия заключения государственной экспертизы по проектной документации ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта, увеличенной на один год. При этом органы государственной экспертизы имеют право продлевать срок действия заключений государственной экспертизы при наличии обоснований заказчиков, застройщиков.
Этап 4. Утверждение проектной документации
Проектная документация на строительство объекта подлежит утверждению после получения в случаях, установленных законодательством, положительного заключения государственной экспертизы.
Утверждению подлежат:
• обоснование инвестирования в строительство (при проектировании в две или три стадии), архитектурный проект (при проектировании в две стадии), архитектурная часть строительного проекта (при проектировании в одну стадию);
• проектная документация для первого этапа работ - при наличии утвержденной стадии проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, проектная документация для следующих этапов работ - при наличии положительного заключения государственной экспертизы предыдущих этапов работ;
• проектная документация очереди строительства, пускового комплекса;
• сметная стоимость объекта в целом при выделении в проектной документации очередей строительства, пусковых комплексов, этапов работ;
• проектная документация в качестве типового проекта (п.42 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением № 1476).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2014 г. п.42 Положения № 1476 на основании постановления Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 301 изложен в новой редакции. |
При финансировании строительства с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, кредитов (включая иностранные), выдаваемых под гарантию Правительства РБ, проектная документация утверждается:
• республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, а при финансировании строительства полностью или частично за счет средств местных бюджетов областными и Минским городским исполнительными комитетами - по представлению заказчиков, застройщиков или уполномоченных ими лиц при расчетной (сметной) стоимости строительства 10 млн.руб. и выше в ценах 1991 г. или 15 млрд.руб. и выше в ценах 2006 г.;
• заказчиками, застройщиками - при расчетной (сметной) стоимости строительства менее 10 млн.руб. в ценах 1991 г. или менее 15 млрд.руб. в ценах 2006 г.
При финансировании строительства за счет иных источников проектная документация утверждается заказчиками, застройщиками либо лицами, определившими таких заказчиков, застройщиков.
Утвержденная проектная документация является основанием для финансирования строительства, а также для заключения договора строительного подряда и получения разрешения на производство строительно-монтажных работ в порядке, установленном законодательством.
Этап 5. Заключение договора строительного подряда
Для заключения договора строительного подряда заказчик должен иметь документы, определенные в подп.8.1 п.8 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450:
• разрешительную документацию на строительство объекта (кроме объектов, при строительстве которых в соответствии с законодательством получение разрешительной документации не требуется или договором предусматривается строительство объекта под ключ);
• выписку из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок, на котором будет осуществляться строительство, выданную не ранее чем за 30 дней до даты заключения договора;
• проектную документацию на строительство объекта, прошедшую государственную экспертизу в случаях и порядке, установленных законодательством, и утвержденную в установленном порядке, если обязанность по обеспечению проектной документацией не возлагается договором на подрядчика;
• протокол о результатах проведения подрядных торгов и выбора их победителя, если проведение подрядных торгов является обязательным.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2014 г. постановлением Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 301 подп.8.1 п.8 Правил № 1450 дополнен абзацем 6. |
Этап 6. Получение разрешения на производство строительно-монтажных работ
Производство строительно-монтажных работ на объектах строительства может быть начато только после получения заказчиком, застройщиком разрешения в инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по областям и г.Минску Государственного комитета по стандартизации РБ (за исключением объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ).
![]() |
Справочно Информацию об инспекциях Департамента контроля и надзора за строительством по областям и г.Минску см. по адресу: http://www.gosstandart.gov.by/ru-RU/inspect-dep-kontr.php#. |
Порядок выдачи таких разрешений изложен в Инструкции о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденной постановлением Госстандарта РБ от 28.02.2008 № 11. Пункт 5 данной Инструкции предусматривает возможность выдачи отдельного разрешения на выполнение внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ, предусмотренных проектно-сметной документацией.
Документы, представляемые для получения разрешения, перечислены в п.3.12 Единого перечня.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 июня 2016 г. постановлением Совета Министров РБ от 25.02.2016 № 151 изложен в новой редакции п.3.12 Единого перечня и взамен Инструкции № 11 утверждено Положение о порядке выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действия. |
Перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 19.10.2006 № 1387.
Разрешение на производство строительно-монтажных работ или решение об отказе в выдаче разрешения должно быть выдано заявителю не позднее 3 рабочих дней с момента подачи заявления на бесплатной основе. Срок действия разрешения ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта.
![]() |
Обратите внимание! При разработке научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на объектах, относящихся к историко-культурным ценностям, необходимо получить разрешение Министерства культуры РБ. Выдача такого разрешения регламентирована Положением № 762. Не требуется разрешение на работы по обеспечению надлежащего технического и санитарного состояния историко-культурных ценностей, в т.ч. работы по текущему ремонту и техническому обслуживанию в рамках охранного обязательства, которые исполняются каждодневно или с иной периодичностью. |
Заключение
Законченные возведением, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом, благоустройством и подготовленные к эксплуатации объекты, в т.ч. очереди строительства, пусковые комплексы (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей), независимо от источников финансирования подлежат приемке в эксплуатацию приемочными комиссиями в порядке, установленном Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716.
Формы актов, составляемых при приемке объектов в эксплуатацию, а также перечни документации, представляемые приемочной комиссии генеральным подрядчиком (подрядчиком) и заказчиком, утверждены приказом Минстройархитектуры РБ от 26.10.2012 № 339.
Примечание. В г.Минске это Минский городской центр инжиниринговых услуг (http://inginiring.by/).
09.12.2013
Татьяна Бакаева, адвокат