Алгоритм от 30.11.2015
Автор: Татун Е.

Алгоритм действий по проведению сертификации работ (услуг) в строительстве


СОДЕРЖАНИЕ

 

Технические нормативные правовые акты, регулирующие вопросы сертификации работ и услуг в строительстве

Органы по сертификации работ

Контролируемые показатели качества при сертификации

Сертификация работ в филиалах, строительных управлениях

Регистрация сертификатов соответствия и срок их действия

Случаи, когда организации вправе не иметь сертификатов соответствия

Этапы сертификации работ в строительстве

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ (УСЛУГ) В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Технические нормативные правовые акты, регулирующие вопросы сертификации работ и услуг в строительстве

Порядок проведения сертификации работ и услуг в строительстве (далее - сертификация работ) в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь установлен техническим кодексом установившейся практики ТКП 5.3.13-2007 (03220)* «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29.12.2007 № 67) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/203340/300741).

Требования ТКП 5.3.13-2007* обязательны для органов по сертификации работ в области строительства, а также участников строительства (исполнителей работ) при проведении сертификации работ.

В ТКП 5.3.13-2007* применяются следующие термины с соответствующими определениями:

• процесс выполнения работ (услуг) в строительстве: Деятельность юридического лица, в том числе иностранного, или индивидуального предпринимателя, необходимая для выполнения работ (услуг) в строительстве;

• работы в строительстве: Процессы, выполняемые юридическими лицами, в том числе иностранными, и индивидуальными предпринимателями, при строительстве, реконструкции, ремонте зданий и сооружений в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актах (далее - ТНПА);

• услуги в строительстве: Работы, выполняемые юридическими лицами, в том числе иностранными, и индивидуальными предпринимателями по индивидуальным заказам населения;

• технический эксперт: Специалист аккредитованной испытательной лаборатории (центра), научного, проектного института, другой организации, осуществляющей деятельность в области строительства, компетентный в выполнении работ (услуг) в строительстве и контроле их качества;

• объект выполнения работ: Строительный объект (помещения одного строительного объекта), на котором заявителем выполнены и приняты в соответствии с требованиями ТНПА работы в строительстве и на котором проводится подтверждение соответствия этих работ;

• заявитель на подтверждение соответствия работ (услуг) в строительстве: Юридическое лицо, в том числе иностранное, или индивидуальный предприниматель, обратившееся с заявкой на сертификацию работ (услуг) в строительстве;

• субъект предоставления работ (услуг) в строительстве: Обособленное структурное подразделение (филиалы, строительные управления и др.), входящее в организационную структуру заявителя согласно его уставу и выполняющее работы в строительстве;

• организация процесса работ (услуг) в строительстве: Целенаправленность всех организационных, технических и технологических решений на выполнение работ, соответствующих требованиям ТНПА;

• типовой представитель работ в строительстве: Работы в строительстве, отобранные и принятые в качестве типовых.

Остальные термины ТКП 5.3.13-2007* соответствуют ТКП 5.1.01-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Основные положения» (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/280129/377930) и ТКП 5.1.04-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация выполнения работ, оказания услуг. Основные положения» (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/280301/378102) (утверждены и введены в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.04.2012 № 23).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. ТКП 5.1.01-2012 и ТКП 5.1.04-2012 отменены постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2017 № 92.

 

При сертификации работ проводится подтверждение их соответствия требованиям, установленным в ТНПА.

 

Справочно

С 1 января 2017 г. будет введен в действие ТКП 567-2015 (33540) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация продукции органического производства. Основные положения», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 21.07.2015 № 36 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/336398/459248).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. ТКП 567-2015 (33540) отменен постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 02.11.2018 № 62.

 

Органы по сертификации работ

Сертификацию работ проводят органы по сертификации работ, аккредитованные в соответствии с требованиями ТКП 50.10-2011 (03220) «Национальная система аккредитации Республики Беларусь. Порядок аккредитации» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.11.2011 № 83) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/272406/370179) Национальным органом по аккредитации, соответствующие критериям Национальной системы аккредитации Республики Беларусь, требованиям ГОСТ ISO/IEC 17065-2013 «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг» (введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.08.2013 № 45 в качестве государственного стандарта Республики Беларусь с 1 марта 2014 г.) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/300204/421186).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 сентября 2017 г. ТКП 50.10-2011 (03220) отменен постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 06.09.2017 № 72.

 

Сертификация работ в строительстве осуществляется экспертами-аудиторами органа по сертификации, имеющими сертификат компетентности (в соответствии с требованиями ТКП 5.1.09-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация профессиональной компетентности экспертов-аудиторов. Основные положения» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.05.2012 № 26) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/281794/379600)), зарегистрированный в реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее - реестр Системы) в соответствии с требованиями ТКП 5.1.10-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок ведения реестра» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.04.2012 № 23) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/280134/377935).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 июля 2017 г. вместо ТКП 5.1.10-2012 (03220) действуют Правила ведения реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденные постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.04.2017 № 31.

 

К работам по сертификации могут быть привлечены технические эксперты.

Сертификация работ в строительстве проводится по схемам № 3 и 4 в соответствии с требованиями ТКП 5.1.04-2012.

Контролируемые показатели качества при сертификации

При проведении сертификации по схеме № 4, если в представленном отчете по сертификационному (инспекционному) аудиту системы менеджмента качества (далее - СМК) по СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 20.02.2009 № 8) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/224508/322002) отражены все элементы проверки организации процесса выполнения работ, орган по сертификации такую проверку не проводит.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2016 г. введен в действие СТБ ISO 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.12.2015 № 58.

 

Обратите внимание!

Проверке подлежат только те элементы организации процесса выполнения работ, которые не отражены в отчете по сертификационному (инспекционному) аудиту СМК.

 

Если сертификат соответствия СМК распространяется не на все сертифицируемые строительные работы, орган по сертификации обязан провести проверку организации процесса выполнения работ по недостающим видам работ.

При сертификации работ в строительстве по схеме № 4 проводится контроль качества (испытания) работ.

Перечень работ в строительстве, подлежащих обязательной сертификации, установлен техническим регламентом Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748 (далее - ТР 2009/013/BY).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Вышеназванный перечень на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2015 № 744 изложен в новой редакции, порядок вступления в силу которой определен п.5 постановления № 744. Комментарий см. здесь.

 

При добровольной сертификации работ номенклатуру контролируемых показателей качества определяет орган по сертификации по согласованию с заявителем.

В номенклатуру показателей в обязательном порядке должны быть включены показатели безопасности согласно Перечню технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с техническим регламентом ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (приложение к приказу Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.03.2010 № 90).

 

Обратите внимание!

Ответственность за предоставленную в процессе сертификации работ информацию несет заявитель.

В случае предоставления заявителем недостоверной информации орган по сертификации имеет право отклонить заявку на сертификацию и прекратить работы на любом этапе. В случае если сертификат соответствия уже выдан - приостановить либо отменить его действие.

 

Орган по сертификации несет ответственность за соблюдение конфиденциальности полученной информации при проведении сертификации работ, кроме случаев, когда результаты сертифицируемой работы представляют опасность для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды.

Сертификация работ в филиалах, строительных управлениях

В случае обращения в орган по сертификации организации, в организационную структуру которой входят несколько субъектов выполнения работ (филиалы, строительные управления и др.), проверка организации процесса выполнения работ и контроль их качества (испытания) проводятся у каждого субъекта выполнения работ. При этом юридическому лицу выдаются сертификаты соответствия для каждого субъекта выполнения работ.

Регистрация сертификатов соответствия и срок их действия

Регистрация сертификатов соответствия на сертифицированные работы осуществляется путем занесения их в реестр Системы в соответствии с требованиями ТКП 5.1.10-2012.

Срок действия сертификатов соответствия составляет 5 лет.

Случаи, когда организации вправе не иметь сертификатов соответствия

Подрядные организации вправе не иметь сертификатов соответствия на конкретные виды работ, подлежащих обязательной сертификации, если эти работы непосредственно выполняются привлекаемыми субподрядными организациями, уже имеющими сертификаты соответствия на их выполнение.

Этапы сертификации работ в строительстве

Этап 1
Подача заявки
 


  
Этап 2
Экспертиза представленных документов и идентификация работ (примечание 3)
 

  

 
 
Заявитель подает заявку на проведение сертификации работ (заявка подается на каждый вид работ) с прилагаемыми документами. Форма заявки установлена и приведена в приложении А ТКП 5.3.13-2007*
   
Заявка подается в орган по сертификации (примечание 1)
 
 
С заявкой представляются заверенные заявителем копии следующих документов:
- положения (устава) заявителя;
- свидетельства о государственной регистрации;
- сведений о системе производственного контроля;
- перечня объектов выполнения работ, на которых за последние 12 месяцев (или в течение срока гарантийного обслуживания объекта) заявителем выполнялись работы и выполняются в настоящее время;
- сертификата СМК с отчетом по сертификационному (инспекционному) аудиту СМК (по схеме № 4);
а также информацию о наличии претензий к качеству выполняемых работ от потребителей и контролирующих органов (примечание 2)
Этап 3
Принятие решения по заявке
(форма решения по заявке приведена в приложении Б ТКП 5.3.13-2007*), выбор схемы сертификации и формирование комиссии
(назначение экспертов-аудиторов)
 
 
 
Отрицательное решение по заявке
 
 
Заявителю возвращается заявка и представленные материалы с решением о невозможности проведения работ по сертификации с указанием причин
 
         
  Положительное решение по заявке
 
 
Заявителю направляется решение по заявке и договор на проведение работ по сертификации
 
   
   
 














Этап 4
Проведение проверки организации процесса выполнения работ
 














  

 
 
  1. Назначение экспертов (формирование комиссии) (в состав комиссии, утверждаемый руководителем органа по сертификации, входят эксперты-аудиторы органа по сертификации и, при необходимости, технические эксперты для проверки организации процесса выполнения работ и (или) проведения контроля (испытания) их качества)
 
   
   
  2. Подготовка к проведению проверки организации процесса выполнения работ включает:
- разработку программы проверки организации процесса выполнения работ (примечание 4);
- разработку программы контроля (испытаний) работ;
- выбор типового представителя для работ в строительстве (для отдельных видов работ при необходимости) (примечание 5);
- выбор аккредитованной лаборатории и оформление направления на проведение контроля (испытаний)
 
   
   
 
3. Идентификация работ, выполняемых заявителем (примечание 6)
 
   
   
 
4. Проверка организации процесса выполнения работ (примечание 7)
 
   
   
  5. Оформление листа выявленных при проверке несоответствий (при необходимости) (примечание 8)
 
   
   
  6. Составление акта по результатам проверки организации процесса выполнения работ (рекомендуемая форма акта проверки организации процесса работ приведена в приложении Г ТКП 5.3.13-2007*)
 
   
Этап 5
Принятие решения по сертификации
 





















  



 
 
Для принятия решения по сертификации орган по сертификации рассматривает следующие материалы:
- акт проверки организации процесса выполнения работ;
- программу и протоколы выборочного контроля (испытаний) качества сертифицируемых работ;
- листы несоответствий (при наличии);
- информацию заявителя об устранении замечаний, отмеченных при оценке соответствия работ;
- сертификат на СМК с отчетом сертификационного аудита или инспекционного контроля СМК (по схеме № 4);
- информацию по проверкам органами государственного строительного надзора (при наличии).
По результатам рассмотрения орган по сертификации принимает решение (форма решения приведена в приложении Е ТКП 5.3.13-2007*)
   
   
   
         
 
Положительное решение
 
Отрицательное решение
         
 
При положительных результатах проверки организации процесса выполнения работ, положительных результатах контроля качества работ, устранении заявителем отмеченных несоответствий   Орган по сертификации письменно информирует заявителя об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа (отрицательные результаты контроля (испытаний) работ, отрицательные акты проверки организации процесса выполнения работ и т. д.)
   
   
   
Этап 6
Оформление, регистрация и выдача сертификата соответствия
 
 
 
Заключение соглашения по сертификации (примечание 9)
 
     
 
Сертификат соответствия (образец 4)
 
     
 
Инспекционный контроль (примечание 10)
 

 

Справочно

Алгоритм действий по продлению срока действия сертификата соответствия на выполнение работ (услуг) в строительстве см. здесь.

 

Примечание 1. Реестр органов по сертификации с указанием адресов и телефонов размещен на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Белорусский государственный центр аккредитации» (http://bsca.by/ru/registry-certif/all).

Примечание 2. Сведения, приведенные в заявке и прилагаемых к ней документах, рассматриваются органом по сертификации как конфиденциальные.

Примечание 3. Орган по сертификации производит экспертизу заявки и прилагаемых к ней документов на предмет оценки правильности заполнения заявки, комплектности представленных документов. Также орган по сертификации проводит анализ информации, имеющейся в реестре Системы, о наличии у заявителя сертификатов соответствия на заявленные виды работ. При идентификации работ орган по сертификации устанавливает принадлежность работ, заявленных на сертификацию, к области строительства и соответствие заявленных на сертификацию работ распространяющимся на них ТНПА.

В случае если по результатам экспертизы установлено, что у заявителя имеется действующий сертификат на заявляемый вид работ либо действие ранее выданного сертификата приостановлено, органом по сертификации принимается решение о непроведении работ по сертификации.

Экспертиза производится в срок не более 10 дней со дня подачи заявки.

Примечание 4. Программу проверки организации процесса выполнения работ разрабатывает орган по сертификации и утверждает его руководитель. Решение о выборе типового представителя, программу контроля (испытаний) и направление на проведение контроля (испытаний) составляет эксперт-аудитор органа по сертификации. Форма решения по выбору типового представителя приведена в приложении Л ТКП 5.3.13-2007*.

Программа должна содержать: цель и объем проверки, место и дату проведения проверки, состав комиссии и распределение обязанностей между ее членами, перечень ТНПА, на соответствие которым проводится проверка, объекты проверки (исполнитель, процесс, испытания).

Примечание 5. Программа контроля (испытаний) работ, предъявляемых на сертификацию, должна включать наименование заявителя на сертификацию работ, наименование объекта (объектов) контроля, номер и дату решения о выборе типового представителя (при необходимости), наименование контролируемых показателей, наименование ТНПА на производство работ и методы контроля.

Примечание 6. Устанавливается, представляет ли заявитель работы от своего имени и несет ли он ответственность перед потребителем за безопасность и качество предоставляемых работ.

Примечание 7. Проверка организации процесса выполнения работ включает в себя:

1) оценку исполнителя работ (проверяется наличие и организация управления персоналом, выполняющим работы в строительстве, включая рабочих, выполняющих работы, и специалистов, ответственных за организацию и производство работ; также проверяются: процедуры повышения квалификации и документы, подтверждающие их выполнение; наличие документов, подтверждающих профессиональное образование и практический опыт у специалистов, ответственных за организацию производства работ; знание ТНПА, технологической документации на выполняемые работы; наличие квалифицированных рабочих, выполняющих работы в строительстве; сведения об опыте работы для индивидуальных предпринимателей);

2) оценку организации процесса выполнения работ у заявителя (в результате оценки комиссия должна получить подтверждение того, что работы проводятся согласно требованиям ТНПА, технологической и проектной документации). При оценке устанавливается:

• наличие и состояние ТНПА, технологической и проектной документации (устанавливается наличие ТНПА, технологической и проектной документации, необходимой для выполнения работ, заявленных на сертификацию, наличие системы обеспечения ТНПА и технологической документацией, ее учета и актуализации; проверяется соответствие технологических карт требованиями ТКП 45-1.01-159-2009 (02250) «Строительство. Технологическая документация при производстве строительно-монтажных работ. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт») (утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.09.2009 № 324) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/238043/335654);

• наличие проектов производства работ (при необходимости) (проверяется принадлежность проекта производства работ соответствующему объекту);

• наличие системы производственного контроля выполняемых работ (для подтверждения наличия и функционирования системы производственного контроля в организации, в том числе и у индивидуального предпринимателя орган по сертификации проводит анализ следующих представленных заявителем документов:

- сведений о наличии системы производственного контроля, прошедшей оценку технической компетентности в соответствии с требованиями ТКП 45-1.01-221-2010 (02250) «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения» (утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2010 № 476) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/259645/357336) или испытательной лаборатории, аккредитованной на соответствие СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», область аккредитации которой включает виды контроля согласно перечню контролируемых показателей при сертификации работ в строительстве по всем заявленным видам работ;

- журнала производства работ с регистрацией результатов операционного контроля качества (параметры измерений), журнал входного контроля;

- актов освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки ответственных конструкций, испытаний и опробования оборудования, систем, сетей и устройств зданий и сооружений;

- актов приемки выполненных работ, результатов контроля (испытаний)).

При этом система производственного контроля выполняемых работ должна обеспечивать:

входной контроль строительных материалов и изделий;

операционный контроль строительных или производственных операций;

приемочный контроль выполненных работ;

• наличие и состояние технических средств, необходимых для выполнения работ. При проведении проверки устанавливают:

- наличие и форму принадлежности заявителю технических средств, используемых при выполнении работ;

- достаточность технических средств для обеспечения требований ТНПА и технологической документации на выполнение работ;

- наличие системы обеспечения исправного состояния технических средств;

- наличие договора на аренду (при использовании арендуемых технических средств) и наличие документов, подтверждающих их исправное техническое состояние, а также фактов и порядка их использования;

• наличие и состояние средств измерений и контроля, необходимых для контроля качества выполняемых работ. При проведении проверки устанавливают:

- наличие и форму принадлежности заявителю средств измерений и контроля, необходимых для осуществления контроля качества выполняемых работ;

- достаточность средств измерений и контроля для обеспечения требований ТНПА и технологической документации на осуществление контроля качества выполняемых работ;

- наличие системы обеспечения исправного состояния средств измерений и контроля;

- наличие документов о результатах калибровки, поверки, аттестации средств измерений и испытательного оборудования;

- наличие договора на аренду (при использовании арендуемых средств измерений и контроля) и наличие документов, подтверждающих их исправное техническое состояние, а также фактов и порядка их использования;

3) выбор объектов выполнения работ для контроля качества (испытаний). При идентификации работ, предоставляемых заявителем для проведения контроля качества (испытаний), устанавливается следующее: представляет ли данный заявитель работы, выполненные непосредственно самим заявителем и, следовательно, несет ли он ответственность перед потребителем за безопасность и качество предоставляемых работ;

4) контроль качества (испытаний) работ. Для проведения контроля качества (испытаний) работ в строительстве заявителю достаточно предоставить один объект выполнения работ. Выборочный контроль качества (испытаний) работ осуществляется специалистами испытательной лаборатории, аккредитованной в системе аккредитации Республики Беларусь, в соответствии с требованиями ТНПА и проектной документации. Контроль качества (испытаний) работ производится в соответствии с программой испытаний на объекте выполнения работ. Протоколы контроля качества (испытаний) работ в строительстве возможно применять в течение 1 года при сертификации. Если при проведении контроля качества (испытаний) работ невозможно осуществить проверку всех показателей, подлежащих подтверждению при оценке соответствия работ требованиям ТР 2009/013/BY, органом по сертификации допускается использовать в качестве документов, подтверждающих их выполнение, акты освидетельствования скрытых работ исполнителя, акты испытания сетей на прочность и герметичность, протоколы испытаний бетона на прочность.

При отсутствии испытательной лаборатории, аккредитованной на техническую компетентность и независимость, орган по сертификации имеет право привлекать испытательную лабораторию, аккредитованную только на техническую компетентность, которая будет осуществлять контроль (испытания) в присутствии экспертов-аудиторов органа по сертификации. При этом ответственность за объективность результатов контроля (испытаний) несет орган по сертификации. Решение о признании результатов испытаний, проведенных заявителем с участием лаборатории, аккредитованной только на техническую компетентность, принимает орган по сертификации. Форму протокола испытаний устанавливает аккредитованная испытательная лаборатория.

Заявителю, который впервые осваивает работы в строительстве, подлежащие обязательной сертификации, сертификаты на работы могут быть выданы без предоставления объектов выполнения работ для контроля качества (испытаний) при условии положительных результатов проверки организации процесса выполнения работ. Срок действия сертификатов в этом случае устанавливается не более 1 года. При этом не позднее чем за 45 суток до окончания срока действия сертификата владелец сертификата должен представить объект выполнения работ для проведения сертификационных испытаний и переоформления сертификата соответствия. В то же время орган по сертификации производит идентификацию представленных объектов выполнения работ вышеописанным образом.

При положительных результатах контроля качества (испытаний) орган по сертификации принимает решение о переоформлении сертификата с сохранением регистрационного номера сроком до 5 лет с первичной даты выдачи сертификата.

При отрицательных результатах испытаний действие сертификата соответствия отменяется с момента получения протокола испытаний. При отмене действия сертификата или истечении срока его действия повторная сертификация проводится на основании вновь поданной заявки с предоставлением объектов для проведения контроля качества (испытаний).

Примечание 8. По всем несоответствиям установленным требованиям, выявленным в ходе проверки, орган по сертификации составляет лист несоответствий (форма листа несоответствий приведена в приложении Д ТКП 5.3.13-2007*). Заявитель разрабатывает план корректирующих мероприятий по их устранению с указанием сроков, согласованных с органом по сертификации. По истечении установленных сроков заявитель представляет письменный отчет об устранении всех несоответствий. Орган по сертификации оценивает проведенные корректирующие действия и принимает решение об их признании или о необходимости проведения повторной проверки по выявленным несоответствиям.

В случае если в орган по сертификации не предоставлен в срок отчет или выявленные несоответствия не могут быть устранены в течение 2 месяцев, орган по сертификации принимает решение о прекращении дальнейших работ по сертификации и письменно информирует заявителя о принятом решении.

При необходимости орган по сертификации может запросить дополнительную информацию о деятельности заявителя в предшествующий период, например:

• перечень используемых ТНПА, технологической документации на сертифицируемые виды работ;

• сведения о персонале, выполняющем сертифицируемые виды работ;

• акты последних проверок органами государственного строительного надзора;

• перечень основных заказчиков с реквизитами;

• краткую информацию о деятельности заявителя в области работ в строительстве.

Примечание 9. Сертификат соответствия оформляется на специальных бланках, подписывается руководством органа по сертификации и заверяется оттиском печати. Сертификат соответствия оформляется на каждый вид строительных работ и выдается сроком на 5 лет (форма сертификата приведена в приложении Ж ТКП 5.3.13-2007*).

При обязательной сертификации в качестве ТНПА, которому соответствуют работы в строительстве, указывают только ТР 2009/013/BY.

При добровольной сертификации указываются ТНПА, устанавливающие требования к производству работ, правила монтажа (технические кодексы установившейся практики) и номенклатуру контролируемых показателей, порядок контроля качества (государственные стандарты Республики Беларусь).

Одновременно с выдачей сертификата соответствия орган по сертификации заключает с заявителем соглашение по сертификации, в котором устанавливаются обязательства органа по сертификации и владельца сертификата (исполнителя работ) (форма соглашения приведена в приложении К ТКП 5.3.13-2007*).

Владелец сертификата (исполнитель работ) наносит знак соответствия ТР 2009/013/BY (далее - знак соответствия) на акты приемки выполненных работ, составленные по форме С-2, установленной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 13 «Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве», согласно ТКП 5.1.08-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Знаки соответствия. Описание и порядок применения» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.04.2012 № 23 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/280139/377940)) в соответствии со ст.8 ТР 2009/013/BY. Знак соответствия должен быть нанесен на форму С-2, если в акте приемки выполненных работ указан хотя бы один вид работ в строительстве, подлежащий обязательной сертификации.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 мая 2018 г. в форме С-2 слова «М.П.» исключены на основании постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.04.2018 № 21. 

 

Примечание 10. После выдачи сертификата соответствия орган по сертификации, выдавший сертификат, осуществляет инспекционный контроль за сертифицированными работами для подтверждения соответствия выполняемых работ требованиям, установленным в ТНПА.

В случае если сертификация проводилась по схеме № 4, инспекционный контроль проводит орган по сертификации СМК, выдавший сертификат на СМК, с привлечением эксперта-аудитора органа по сертификации работ в строительстве.

Инспекционный контроль проводится в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановый инспекционный контроль проводится в период действия сертификата и соглашения по сертификации, но не реже одного раза в год и при продлении срока действия сертификата.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях:

• поступления информации от потребителей о несоответствии качества работ;

• отрицательных результатов проверок органов, осуществляющих государственный надзор, и (или) отрицательных результатов проверок технического надзора заказчика;

• изменения организационной структуры, условий и технологии выполнения работ, требований ТНПА, влияющих на безопасность и качество работ.

Инспекционный контроль проводится посредством выборочного контроля качества (испытаний) сертифицированных работ и (или) проверки организации процесса выполнения работ.

Инспекционный контроль (в общем случае) предусматривает выполнение следующих процедур:

• назначение эксперта-аудитора (или создание комиссии, при необходимости с привлечением технических экспертов);

• анализ предоставленной исполнителем работ информации о результатах проверки качества сертифицированных работ органами государственного строительного надзора;

• анализ акта инспекционного контроля, проведенного органом по сертификации систем управления организацией, осуществляющих деятельность в области строительства, если сертификация работ проведена по схеме № 4;

• контроль организации процесса выполнения работ (согласно утвержденной руководителем органа по сертификации программе);

• проведение выборочного контроля качества (испытания) работ (выборочный контроль качества (испытания) сертифицированных работ проводится органом по сертификации как минимум один раз в течение срока действия сертификата соответствия, при этом орган по сертификации должен учитывать выбор типового представителя работ при проведении сертификации);

• оценка исполнителя работ (согласно утвержденной руководителем органа по сертификации программе);

• оформление листов несоответствий;

• контроль выполнения заявителем корректирующих мероприятий по устранению выявленных несоответствий;

• оформление акта по результатам инспекционного контроля (в течение 1 недели в двух экземплярах (один - в орган по сертификации, один - заявителю));

• принятие решения по результатам инспекционного контроля. При положительных результатах инспекционного контроля (наличие в акте инспекционного контроля заключения о соответствии сертифицированных работ требованиям, установленным в ТНПА) действие сертификата соответствия считается подтвержденным.

 

_______________________

* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.

Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.

 

30.11.2015

 

Елена Татун, специалист по сертификации