


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Основные нормативные правовые акты, регулирующие порядок реорганизации юридического лица в форме преобразования и его государственной регистрации:
• Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК);
• Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее - Декрет № 1, Положение № 1).
• Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII);
• постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - постановление № 8);
• Положение о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 № 154 (далее - Положение № 154);
• постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» (далее - постановление № 20);
• Инструкция о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 № 146 (далее - Инструкция № 146).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 ноября 2017 г. действует Инструкция о порядке эмиссии эмиссионных ценных бумаг, утв. постановлением Минфина от 31.08.2016 № 78; |
• Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).
Регистрирующие органы
Государственная регистрация юридического лица (в том числе созданного в результате реорганизации в форме преобразования) производится по месту его нахождения (п.4 Положения № 1). Государственная регистрация коммерческих и некоммерческих организаций на территории Китайско-Белорусского индустриального парка осуществляется администрацией Китайско-Белорусского индустриального парка; а коммерческих и некоммерческих организаций в свободных экономических зонах - администрациями свободных экономических зон. Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется только областными и Минским городским исполнительными комитетами, а государственная регистрация остальных субъектов хозяйствования - областными, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским городскими исполнительными комитетами. Областные исполнительные комитеты вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные городские исполнительные комитеты - соответствующим администрациям районов в городах (п.9 Положения № 1).
![]() |
Справочно На практике государственную регистрацию коммерческих организаций в г. Минске осуществляет Главное управление юстиции Минского городского исполнительного комитета по адресу: г. Минск, пл. Свободы, 8 (www.just-minsk.gov.by). |
Общая характеристика реорганизации юридического лица в форме преобразования
Преобразование - одна из форм реорганизации, в результате которой юридическое лицо одного вида или организационно-правовой формы преобразовывается в юридическое лицо другого вида или организационно-правовой формы с передачей вновь возникшему юридическому лицу всех прав, обязанностей и имущества реорганизуемого юридического лица, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать указанному юридическому лицу (например, имущество, находящееся в собственности государства). Процесс реорганизации в форме преобразования считается завершенным после государственной регистрации, так как только в момент государственной регистрации создаваемого в результате преобразования лица реорганизуемое юридическое лицо прекращает свою деятельность и вместо него возникает новый субъект хозяйствования.
Преобразование может проводиться одновременно с любой другой формой реорганизации. Например, в процессе слияния реорганизующиеся субъекты могут одновременно преобразовываться в юридическое лицо иной организационно-правовой формы. Например, в результате слияния УП и ОДО может быть создано ООО.
В связи с тем, что преобразование достаточно сложная процедура, при создании юридического лица в результате реорганизации в форме преобразования необходимо внимательно отнестись к каждому этапу данного процесса во избежание возникновения проблемных ситуаций в будущем.
Алгоритм реорганизации в форме преобразования унитарных предприятий и (или) хозяйственных обществ
![]() |
Обратите внимание! В алгоритме рассмотрен порядок реорганизации унитарного предприятия и хозяйственного общества с несколькими участниками (два и более). Порядок реорганизации и создания хозяйственных обществ с одним участником не рассматривается. |
![]() |
Справочно По данному вопросу см.: • «Алгоритм действий при реорганизации общества с ограниченной ответственностью, состоящего из одного участника, в форме преобразования в унитарное предприятие». |
Этап 1. Действия до государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
В случае внесения неденежного вклада |
В случае внесения денежного вклада | |||||||||
|
| |||||||||
Новый учредитель (участник), представитель |
Новый учредитель (участник), представитель | |||||||||
Оценка стоимости неденежного вклада. При необходимости проведение экспертизы достоверности оценки неденежного вклада, вносимого в уставный фонд (примечание 20) | Внесение денежных средств на расчетный счет реорганизуемого юридического лица (примечание 21) | |||||||||
|
| |||||||||
Организация (индивидуальный предприниматель), выполняющая работы по оценке имущества |
Документы, подтверждающие проведение платежа: - квитанция о внесении денежных средств на текущий (расчетный) счет; - платежное поручение о переводе денежных средств на текущий (расчетный) счет | |||||||||
Проведение экспертизы достоверности оценки неденежного вклада в уставный фонд юридического лица (примечание 22) |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||
Примечание 1. В зависимости от того, юридическое лицо какой организационно-правовой формы или какого вида подлежит реорганизации, можно выделить различные обстоятельства. Например, ЧУП подлежит реорганизации в хозяйственное общество в случаях, если:
• после смерти учредителя ЧУП перешло по наследству к двум или более наследникам, желающим продолжить бизнес наследодателя;
• возникает необходимость раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов;
• учредитель ЧУП принимает новое лицо в состав учредителей в качестве партнера. В данном случае от потенциального учредителя должно поступить заявление.
Хозяйственное общество может быть реорганизовано в ЧУП, когда в его составе остается один участник. Такая ситуация может возникнуть, если:
• второй участник общества подал заявление о выходе из состава учредителей;
• второй участник продал свою долю первому участнику или самому обществу.
Напомним, что с 26 января 2016 г. хозяйственное общество может состоять из одного участника (часть третья ст.10 Закона № 2020-XII).
Кроме того, ООО, ОДО или ЗАО подлежат ликвидации или реорганизации, если в их составе стало более 50 участников (часть пятая ст.66, часть первая ст.91 Закона № 2020-XII).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 апреля 2021 г. ч.5 ст.66 Закона № 2020-XII исключена Законом от 05.01.2021 № 95-З. Комментарий см. здесь. |
Примечание 2. Решение о реорганизации принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.
В решении о реорганизации должна быть отражена информация о (об):
• реорганизации юридического лица в форме преобразования;
• возложении на руководителя юридического лица обязанности письменно уведомить его кредиторов о предстоящей реорганизации;
• определении даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация имущества юридического лица и составляется передаточный акт;
• размере вклада реорганизуемого юридического лица в уставный фонд создаваемого юридического лица;
• порядке трансформации акций АО в доли в уставном фонде создаваемого хозяйственного общества (при реорганизации АО в форме преобразования в ООО, ОДО или УП),
а также иные сведения по усмотрению учредителей либо предусмотренные законодательными актами.
Примечание 3. При реорганизации проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно (абзац 2 п.2 ст.13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
Примерная форма приказа о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств приведена в Инструкции № 180 (приложение 1).
Примечание 4. Письмо-уведомление произвольной формы о принятии решения о реорганизации юридического лица должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (подп.1.9.3 п.1 ст.22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)). После получения налоговыми органами соответствующего уведомления реорганизуемое юридическое лицо может быть подвергнуто внеплановой налоговой проверке. Обязательность проведения внеплановой налоговой проверки при реорганизации ранее содержалась в п.4 ст.69 НК (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.). На сегодня назначение такой проверки право, а не обязанность налоговых органов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
Примечание 5. Письмо-уведомление произвольной формы о принятии решения о реорганизации юридического лица должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (абзац 10 п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2022 г. Положение № 40 утратило силу Указом от 22.11.2021 № 448. С 21 января 2022 г. действует Закон от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь». Комментарий см. здесь. |
Страхователь обязан своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации (абзац 13 п.323 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 апреля 2025 г. следует руководствоваться абз.13 ч.2 п.245 Положения об обязательном страховании, утв. Указом от 18.03.2025 № 108. Комментарии см. здесь. |
Страхователи (за исключением прошедших государственную регистрацию в соответствии с Декретом № 1) обязаны письменно сообщить обособленному подразделению страховщика по месту регистрации с приложением подтверждающих документов о реорганизации в 10-дневный срок со дня принятия такого решения (абзац 4 п.16 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1294 (далее - Положение № 1294)).
Уведомление о реорганизации органов государственной статистики необязательно, однако прочно закрепилось на практике.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке регистрации (перерегистрации) страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2019 № 575. Комментарий см. здесь. |
Примечание 6. Статья 56 ГК обязывает реорганизуемое юридическое лицо или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой организации, которые выступают таковыми на дату принятия решения о реорганизации. Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации юридического лица (ст.23 Закона № 2020-XII). Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации при заключении с ними договоров. Срок для уведомления кредиторов при реорганизации ЧУП и предъявления кредиторами требований законодательством не установлен, однако в такой ситуации можно по аналогии руководствоваться сроками, установленными ст.23 Закона № 2020-XII.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться ст.56 ГК в ред. Закона от 13.11.2023 № 312-З. |
Примечание 7. Как разъяснил Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь письмом от 30.06.2008 № 03-29/1397 «О порядке уведомления кредиторов о реорганизации юридического лица», данное уведомление должно быть направлено каждому кредитору учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации. Следовательно, под письменным уведомлением нельзя понимать публикацию о реорганизации юридического лица в соответствующем печатном издании.
Объем обязательной информации, которая должна содержаться в уведомлении кредиторам, действующим законодательством не установлен. Кредиторам должны быть сообщены сведения, необходимые для того, чтобы сделать правильный выбор о продолжении или прекращении хозяйственных связей с реорганизуемым обществом. Способ отправки данного письменного уведомления законодательно также не урегулирован. Предположительно, для этих целей можно использовать заказные письма, телеграммы, электронные документы, предпочтительнее послать заказное письмо с уведомлением с описью вложения.
Примечание 8. При реорганизации юридического лица трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается по п.5 части второй ст.35 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка. Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме разделения следует учесть, что это может повлечь дополнительные расходы, связанные с выплатой работникам выходного пособия.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. следует руководствоваться п.5 ч.2 ст.35 ТК в ред. Закона от 18.07.2019 № 219-З. |
Примечание 9. Законодательством не определено, что согласие на продолжение трудовых отношений обязательно должно быть выражено в письменной форме каждым работником индивидуально. Вместе с тем, чтобы получить согласие работника, наниматель обязан уведомить его о предстоящей реорганизации. Форма такого уведомления также не определена. Поэтому, полагаем, правильным будет, если наниматель проведет общее собрание работников либо вывесит решение о реорганизации юридического лица в доступном для обозрения месте (на информационных стендах и (или) иным способом).
Согласие работника на продолжение трудовых отношений считается полученным, если работник не обратился к нанимателю с письменным заявлением об увольнении и продолжает выполнять работу.
Если трудовой коллектив реорганизуемого юридического лица малочисленный, рекомендуем ознакомить каждого работника с приказом о реорганизации под подпись.
Примечание 10. Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией № 180. Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.) (п.5 Инструкции № 180).
К инвентаризируемым активам относятся:
• внеоборотные активы;
• оборотные активы;
• дебиторская задолженность;
• расчеты с учредителями;
• денежные средства;
• финансовые вложения;
• прочие оборотные активы.
К инвентаризируемым обязательствам организации относятся:
• долгосрочные кредиты и займы;
• краткосрочные кредиты и займы;
• кредиторская задолженность;
• задолженность перед учредителями;
• резервы предстоящих расходов;
• прочие виды обязательств (п.2 Инструкции № 180).
Инвентаризация проводится в сроки, определенные в приказе руководителя реорганизуемого юридического лица.
Примечание 11. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу (п.5 ст.54 ГК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться п.5 ст.54 ГК в ред. Закона № 312-З. |
Налоговое обязательство реорганизованной организации, за исключением реорганизации в форме преобразования, исполняется и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются правопреемником (правопреемниками) этой организации в порядке, установленном ст.39 НК.
Примечание 12. Документом, подтверждающим факт завершения процедуры реорганизации юридического лица, в том числе для иных государственных органов, передаточный акт не является (письмо Министерства юстиции Республики Беларусь от 21.07.2004 № 05-05/1399-3 «О внесении изменений в учредительные документы юридического лица, к которому в рамках установленной формы реорганизации присоединяется иное юридическое лицо»).
Передаточный акт не входит в перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации реорганизации (п.16 Положения № 1), тем не менее он необходим для проведения процедуры реорганизации.
При составлении передаточного акта лица, принявшие решение о реорганизации, могут столкнуться с некоторыми сложностями в определении уполномоченного лица на подписание передаточных документов со стороны вновь создаваемого юридического лица, которое на момент подписания официально таковым еще не является (не пройдена процедура государственной регистрации). На практике передаточные документы подписывают либо сами учредители, либо лица, которые, как предполагается, в дальнейшем будут исполнять обязанности руководителя, главного бухгалтера организации. При этом следует избегать ситуации, когда акт от обеих сторон будет подписан одними и теми же лицами, чтобы не возник вопрос о его недействительности.
Примечание 13. Проведению учредительного собрания юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования, предшествует проведение переговоров с потенциальным(и) участником(ами) создаваемой коммерческой организации. По итогам переговоров учредители заключают договор в письменной форме о создании юридического лица (для АО) либо подписывают протокол собрания учредителей после его проведения (для ООО и ОДО).
В данных документах должна быть отражена следующая информация:
• порядок осуществления учредителями совместной деятельности по реорганизации юридического лица в форме преобразования, их права и обязанности по реорганизации, в том числе порядок подготовки проектов учредительных документов, распределение расходов в связи с преобразованием;
• распределение между учредителями обязанностей по подготовке к государственной регистрации реорганизуемого юридического лица, в том числе по согласованию в установленном порядке наименования организации, по совершению иных действий, установленных законодательством;
• размер уставного фонда, порядок внесения учредителями вкладов в уставный фонд;
• лицо, правомочное проводить экспертизу достоверности денежной оценки имущества, вносимого потенциальным(и) участником(ами) в виде неденежного вклада в уставный фонд организации;
• сведения об учредителях;
• категории акций (простые (обыкновенные) и привилегированные), подлежащих распределению среди учредителей, их номинальная стоимость и количество акций каждой категории;
• порядок размещения акций среди учредителей акционерного общества (при реорганизации в форме преобразования в АО);
• иные сведения.
Данные действия отсутствуют при реорганизации юридического лица в форме преобразования в ЧУП.
Примечание 14. Договор о создании АО признается заключенным с момента его подписания всеми учредителями. В случае единогласного решения учредителей о заключении договора о создании АО в нотариальной форме такой договор признается заключенным с момента его нотариального удостоверения (часть третья ст.67 Закона № 2020-XII).
![]() |
Обратите внимание! Договор о создании АО не относится к учредительным документам, и его действие прекращается с момента исполнения всеми учредителями обязательств по данному договору. |
Примечание 15. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому оно является, и возмещения убытков (п.2 ст.56 ГК).
Требования кредиторов предъявляются реорганизуемому юридическому лицу письменно в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом решении о реорганизации организации (часть четвертая ст.23 Закона № 2020-XII).
Примечание 16. Форму заявления см. в приложении к Положению № 154.
Примечание 17. Порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций для их последующей государственной регистрации определен Положением № 154 и постановлением № 20.
До обращения в регистрирующий орган заявитель может проверить выбранное наименование с помощью перечня согласованных (зарезервированных) наименований юридических лиц, размещаемого на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (http://egr.gov.by) (далее - веб-портал ЕГР) (п.4 Положения № 154).
В регистрирующие органы для согласования наименования юридических лиц обращается учредитель (участник), на которого в соответствии с протоколом собрания учредителей (для ООО и ОДО) или договором о создании организации (для АО) возложена данная обязанность, или их представитель.
Согласование наименования может быть осуществлено:
1) при личном обращении заявителя в регистрирующий орган с предъявлением документа, удостоверяющего его личность (в присутствии заявителя в день обращения);
2) направлении заявителем документов по почте (в течение 2 рабочих дней);
3) представлении заявителем электронных документов в порядке, установленном Положением № 154 (не позднее следующего рабочего дня с даты получения заявления). При этом электронные документы для согласования наименования могут быть представлены учредителем - физическим или юридическим лицом - резидентом Республики Беларусь. Порядок такого обращения за согласованием наименования определен Положением № 154. Для согласования наименования электронные документы представляются посредством веб-портала ЕГР.
По результатам рассмотрения электронных документов уполномоченным сотрудником регистрирующего органа на веб-портал ЕГР направляется подписанная электронной цифровой подписью этого сотрудника справка (подтверждение) о согласовании наименования либо справка об отказе в согласовании наименования - при наличии оснований для отказа в согласовании наименования. Формы указанных документов утверждены в приложениях 2 и 3 к постановлению № 20.
На практике второй вариант менее удобен, так как в любом случае необходимо будет приезжать в исполком за справкой о согласовании наименования. Кроме того, при личном обращении работник регистрирующего органа на месте проверяет, нет ли такого названия в базе ЕГР и соответствует ли оно требованиям законодательства. При наличии такого названия в базе или возникновении каких-либо затруднений учредитель (участник) или его представитель может сразу предложить другое наименование и разрешить все вопросы на месте. При отправлении же документов по почте придется ждать ответа 2 дня, а затем в случае отказа повторить процедуру.
Если организация, создаваемая в результате реорганизации в форме преобразования, желает сохранить свое фирменное наименование, то на практике в регистрирующий орган также необходимо представить решение о реорганизации или протокол общего собрания учредителей (договор о создании организации), в котором будет отражено данное положение. В такой ситуации в справке о согласовании наименования делается указание на то, что организация согласовывает наименование в результате реорганизации.
Примечание 18. В протоколе должна содержаться следующая информация о (об):
• подписании и утверждении учредительных документов;
• утверждении денежной оценки имущества, вносимого в виде неденежных вкладов в уставный фонд юридического лица;
• образовании органов юридического лица и избрании их членов;
• утверждении решения о регистрации акций (в случае преобразования в АО).
Общее собрание участников возникающего в результате преобразования хозяйственного общества другой формы или другого вида либо учредители (участники) возникающего в результате преобразования юридического лица иной организационно-правовой формы утверждают его учредительные документы, а также образуют его органы (часть вторая ст.20 Закона № 2020-XII).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 апреля 2021 г. следует руководствоваться ч.2 ст.20 Закона № 2020-XII с изменениями, внесенными Законом № 95-З. Общее собрание участников хозяйственного общества принимает решение о реорганизации в форме преобразования, в котором определяются порядок и условия преобразования. |
Общее собрание участников, по сути, является учредительным собранием, так как до момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования, его нет ни в правовой, ни в экономической природе, а следовательно, нет и общего собрания его участников. Однако в алгоритме использованы термины, предложенные законодателем.
Протокол общего собрания участников не подписывается при реорганизации юридического лица в форме преобразования в ЧУП.
Примечание 19. В отличие от учредителя реорганизуемого юридического лица, который передает свой вклад в уставный фонд нового юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования, по передаточному акту, новый учредитель должен внести свой вклад в уставный фонд юридического лица.
Объявленный в уставе уставный фонд должен быть сформирован в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом (часть вторая п.7 Положения № 1).
Вклад в уставный фонд не вносится при реорганизации юридического лица в форме преобразования в ЧУП.
Примечание 20. При формировании уставного фонда путем внесения неденежного вклада должна быть проведена оценка стоимости неденежного вклада. В случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд коммерческой организации неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится.
Для проведения экспертизы оценки в организацию, оказывающую услуги по оценке, представляется заявление о проведении экспертизы достоверности оценки имущества (имущественных прав) с приложением документов, указанных в п.44 Положения о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2011 № 173 (далее - Положение № 173).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 марта 2017 г. глава 5 (пп.43-47) Положения № 173 исключена на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2017 № 156. В зависимости от вида имущества, вносимого в уставный фонд, при проведении экспертизы достоверности внутренней оценки стоимости неденежного вклада следует руководствоваться главами 3 и 4 Положения № 173. |
Примечание 21. В зависимости от банка и установленных в нем правил данная процедура может осуществляться по-разному. Часто новый учредитель (участник) или его представитель вносят денежные средства на текущий (расчетный) счет реорганизуемого юридического лица в соответствии с положениями протокола собрания учредителей юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, или договора о создании юридического лица в результате реорганизации в форме преобразования следующими способами:
• физическое лицо - путем внесения денежных средств в кассу банка, в котором открыт текущий (расчетный) счет реорганизуемого юридического лица;
• юридическое лицо - путем перечисления денежных средств со своего текущего (расчетного) счета на текущий (расчетный) счет реорганизуемого юридического лица.
Примечание 22. Срок проведения экспертизы достоверности неденежного вклада в уставный фонд юридического лица установлен п.47 Положения № 173.
Примечание 23. В уставе юридического лица должны содержаться следующие сведения:
• указание на то, что данное юридическое лицо создано в результате реорганизации в форме преобразования;
• наименование юридического лица;
• место его нахождения;
• цели деятельности;
• размер уставного фонда;
• права и обязанности участников;
• структура, порядок избрания или образования, состав и компетенция органов юридического лица;
• порядок управления деятельностью юридического лица;
• орган управления либо лицо (работник) хозяйственного общества, уполномоченные на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников в случае, установленном частью четвертой ст.50 Закона № 2020-XII;
• порядок принятия органами управления решений, перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов;
• условия и порядок распределения прибыли и убытков;
• перечень представительств и филиалов;
• ответственность юридического лица, его участников;
• порядок утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица, его представительств и филиалов;
• основания ликвидации этого юридического лица по решению его участников;
• иные сведения (п.2 ст.48, часть вторая п.2 ст.113 ГК, ст.14 Закона № 2020-XII).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться п.3 ст.48, ч.2 п.2 ст.113 ГК в ред. Закона № 312-З. |
В уставе акционерных обществ дополнительно предусматриваются сведения (ст.69 Закона № 2020-XII):
• о (об) общем количестве акций, их номинальной стоимости, о категориях акций, выпускаемых юридическим лицом, количестве акций каждой категории;
• фиксированном размере дивиденда по привилегированным акциям (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций) либо о порядке его определения (в случае выпуска привилегированных акций);
• фиксированной стоимости имущества (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций), подлежащего передаче владельцу привилегированной акции в случае ликвидации юридического лица, либо о порядке ее определения (в случае выпуска привилегированных акций);
• очередности выплаты дивидендов по каждому типу привилегированных акций, а также распределения имущества между акционерами - владельцами этих акций в случае ликвидации юридического лица (в случае выпуска привилегированных акций нескольких типов);
• иные сведения, если необходимость их включения в устав предусмотрена Законом № 2020-XII (для акционерного общества);
• круге лиц либо о порядке определения круга лиц, среди которых возможно размещение и обращение акций, выпускаемых юридическим лицом (только для ЗАО).
Виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом, могут указываться в его уставе по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица. Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица осуществляемых им видов деятельности (п.20 Положения № 1).
Этап 2. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
Примечание 1. При реорганизации юридического лица в форме преобразования в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений по форме согласно приложению 2 к постановлению № 8 (п.12 постановления № 8).
Примечание 2. К заявлению прилагают документы, необходимые для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций (п.16 Положения № 1).
Примечание 3. Так как при реорганизации юридического лица в форме преобразования в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, то за данные действия взимается пошлина в размере 2 базовых величин (подп.1.3 п.1 приложения 22 к НК).
Примечание 4. Регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования, производится в день обращения в регистрирующий орган.
Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством (часть первая п.23 Положения № 1).
![]() |
Обратите внимание! Наряду с обычной процедурой регистрации (то есть посредством личной подачи документов в регистрирующий орган) с 1 сентября 2011 г. введен альтернативный способ государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - в электронном виде. Порядок такой регистрации установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164, которым утверждена Инструкция о порядке представления юридическими и физическими лицами электронных документов для государственной регистрации субъектов хозяйствования и их рассмотрения регистрирующим органом.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 1164 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 26.07.2024 № 545.
Электронная государственная регистрация проводится путем представления соответствующих документов в электронном виде через веб-портал ЕГР. Документы, подаваемые для государственной регистрации в электронном виде, должны содержать электронную цифровую подпись заявителя, который предварительно должен зарегистрироваться в качестве владельца личного ключа электронной цифровой подписи. Дополнительная информация размещена на сайте ЕГР по адресу: http://egr.gov.by/egrn. |
Примечание 5. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
• ставит на уставе юридического лица штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава лицу, его представившему;
• вносит в ЕГР запись о государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме преобразования;
• представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения о юридическом лице, созданном в результате реорганизации в форме преобразования, для включения их в ЕГР (часть вторая п.23 Положения № 1).
Примечание 6. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственной регистрации юридического лица в случаях:
• непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
• оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
• представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (часть первая п.24 Положения № 1).
Неосуществление либо отказ в государственной регистрации юридического лица по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается (часть четвертая п.24 Положения № 1).
Примечание 7. Устав со штампом регистрирующего органа выдается в день подачи документов для государственной регистрации; свидетельство о государственной регистрации - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации; документы, подтверждающие постановку юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме преобразования, на учет в различных государственных органах, - в течение 5 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГР.
Этап 3. Действия после государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме преобразования
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
Примечание 1. Наличие у юридического лица устава со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, служит основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется (часть седьмая п.23 Положения № 1).
Новое юридическое лицо, созданное в результате реорганизации в форме преобразования, после государственной регистрации должно изготовить новую печать, для чего старая печать должна быть уничтожена.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. часть седьмая п.23 Положения № 1 на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 исключена. С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета № 7). |
![]() |
Справочно Для более детального изучения см.: • «Печать коммерческой организации: правила изготовления, хранения и уничтожения (в вопросах и ответах)». |
Примечание 2. При изменении фирменного наименования организации, в том числе при ее реорганизации, в которой работает работник, в трудовую книжку работника вносится соответствующая запись. В графе 4 трудовой книжки указывается номер и дата приказа (распоряжения) нанимателя, на основании которого указанные изменения произведены (п.57 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40). Приказ о продолжении трудовых отношений издается новым нанимателем после государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме преобразования, и при согласии работника. Законодательством не предусмотрено заключения нового трудового договора (контракта) после реорганизации, вместе с тем стороны могут внести в трудовой договор изменения в части сведений о нанимателе.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. следует руководствоваться п.57 Инструкции № 40 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.01.2020 № 1. Комментарий см. здесь. |
Однако, если работник откажется от продолжения работы, трудовой договор с ним прекращается по п.5 части второй ст.35 ТК с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка.
Продолжение трудовых отношений при реорганизации юридического лица предполагает работу с сохранением всех условий трудового договора (контракта), действующего на момент реорганизации, в том числе трудовой функции. В случае невозможности сохранения хотя бы одного из условий трудового договора новый наниматель вправе уволить работника по п.1 ст.42 ТК. Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников допускается только в том случае, если новый наниматель не имеет возможности сохранить прежние условия трудового договора с работником по объективным причинам (изменение основных видов деятельности, оказываемых услуг и др.). Данное увольнение не является обязанностью нанимателя - возможен перевод работника на имеющееся вакантное место работы. При увольнении по п.1 ст.42 ТК наниматель должен соблюсти определенную процедуру и гарантии прав работников, закрепленные в ст.43, 45, 46, 48, 268, 287, 325 ТК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться ТК с изменениями, внесенными Законом № 312-З. |
Примечание 3. Банки вправе разрабатывать локальные акты, которые более детально регламентируют порядок открытия и переоформления счетов юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Беларусь. Поэтому список документов, необходимых для переоформления счетов в банке, может быть иным. В частности, на практике некоторые банки требуют представить документы, подтверждающие полномочия директора и главного бухгалтера организации.
Примечание 4. Порядок и сроки уведомления банков устанавливаются локальными актами банка.
Примечание 5. В случае назначения новых директора и главного бухгалтера юридического лица дополнительно представляются копии следующих документов:
• протокола, в котором содержатся сведения о назначении директора юридического лица;
• трудовых контрактов с директором и главным бухгалтером;
• паспортов директора и главного бухгалтера;
• диплома о высшем образовании главного бухгалтера;
• трудовой книжки главного бухгалтера, подтверждающей стаж работы по специальности не менее 5 лет (для лиц, не имеющих высшего специального образования);
• договора на оказание бухгалтерских услуг (если руководство бухгалтерским учетом будет осуществлять сторонняя организация или индивидуальный предприниматель).
Примечание 6. Данная обязанность предусмотрена п.16 Положения № 1294.
Примечание 7. Образцы заявлений на получение лицензии можно найти на сайтах соответствующих лицензирующих органов.
Примечание 8. Размер пошлины составляет 5 базовых величин (п.43 приложения 22 к НК).
Примечание 9. При реорганизации лицензиата - юридического лица в форме преобразования созданное юридическое лицо вправе осуществлять деятельность на основании лицензии, выданной реорганизованному юридическому лицу. При этом юридическое лицо, созданное путем преобразования, обязано внести в лицензию изменения и (или) дополнения в порядке, предусмотренном в пп.66-68 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение № 450) (п.70 Положения № 450).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует Закон от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Комментарии см. здесь. |
В случае внесения в лицензию изменений и (или) дополнений лицензиату выдается лицензия, оформленная на новом бланке, если иное не предусмотрено Положением № 450 (п.72 Положения № 450).
В случае подачи в сроки, установленные в пп.66, 70 Положения № 450, заявления о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений лицензиат до получения лицензии, оформленной на новом бланке, осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии при условии, что соответствующая деятельность осуществляется с соблюдением лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату (п.73 Положения № 450).
Примечание 10. Данная стадия возникает лишь при реорганизации в форме преобразования из АО в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
При реорганизации АО в форме преобразования в АО другого вида или в иную форму коммерческой организации акции реорганизуемого АО аннулируются в соответствии с законодательством о ценных бумагах (часть пятая ст.89 Закона № 2020-XII).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 апреля 2021 г. следует руководствоваться ч.5 ст.89 Закона № 2020-XII с изменениями, внесенными Законом № 95-З. |
Исключение из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование) выпуска акций или его части осуществляется регистрирующим органом путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр ценных бумаг (п.123 Инструкции № 146).
Этап 4. Регистрация акций акционерного общества (в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в акционерное общество)
|
||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Примечание 1. Договор с депозитарием на депозитарное обслуживание эмитента должен быть заключен до государственной регистрации акций (п.48 Инструкции № 146).
Примечание 2. В ЗАО обязательно наличие сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо заключение с профессиональным участником договора, предусматривающего оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг (если оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг не предусмотрено договором на депозитарное обслуживание эмитента) (часть вторая п.22 Инструкции № 146). Таким образом, данная стадия необязательна при условии, если в ЗАО есть сотрудник с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо договор на депозитарное обслуживание предусматривает оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг.
Кроме того, данная стадия отсутствует при реорганизации юридического лица в форме преобразования в ОАО, так как наличие в нем сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг обязательно (часть первая п.22 Инструкции № 146), и отсутствует альтернатива заключения договора на оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг, как для ЗАО.
Примечание 3. Форма заявления установлена в приложении 3 к Инструкции № 146.
Примечание 4. Форма решения установлена в приложении 4 к Инструкции № 146.
Примечание 5. Размер платы составляет 30 базовых величин (п.15.19 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник. |
Примечание 6. Срок регистрации - 15 дней, а в случае направления запроса в другие государственные органы, иные организации - до 1 месяца. Государственная регистрация ценных бумаг влечет передачу ценных бумаг на централизованное хранение в депозитарную систему. При создании АО (в том числе и в результате реорганизации в форме преобразования) документы для государственной регистрации акций представляются в двухмесячный срок с даты государственной регистрации АО (п.26 Инструкции № 146).
![]() |
Справочно Сведения об отделах по ценным бумагам главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г. Минску размещены на сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/securities_department/background/doc/db3bf2c3d8e5cb14.html). |
Примечание 7. Территориальный орган по ценным бумагам по истечении срока для рассмотрения документов и при отсутствии нарушений:
• вносит соответствующие сведения в Государственный реестр ценных бумаг;
• присваивает номер государственной регистрации акциям АО;
• выдает письмо, содержащее сведения о зарегистрированных в Государственном реестре ценных бумаг акциях данной категории, данного типа, привилегированных акциях, с приложением свидетельства о государственной регистрации ценных бумаг.
Примечание 8. Территориальный орган по ценным бумагам не осуществляет государственной регистрации акций АО в случаях:
• нарушения эмитентом установленного порядка выпуска ценных бумаг;
• представления документов, несоответствующих требованиям законодательства о ценных бумагах, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов.
Территориальный орган по ценным бумагам не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляет эмитенту мотивированный отказ.
Отказ может быть обжалован эмитентом в судебном порядке.
02.06.2016
Светлана Дашкевич, магистр юридических наук, юрист
Татьяна Дегтяренко, юрист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»