


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ФОРМЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок реорганизации юридического лица в форме присоединения и государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому было осуществлено присоединение, являются:
- Гражданский кодекс РБ (далее - ГК);
- Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации);
- Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон о хозяйственных обществах);
- постановление Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (в редакции от 09.10.2009) (далее - постановление № 8);
- Инструкция о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденная постановлением Минфина РБ от 11.12.2009 № 146 (далее - Инструкция № 146);
- Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).
Где осуществляется регистрация
Согласно п.4 Положения о регистрации государственная регистрация юридического лица (в т.ч. изменений и (или) дополнений, вносимых в его учредительные документы) производится по месту его нахождения. Пункт 9 Положения о регистрации предусматривает, что государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется только областными и Минским городским исполнительными комитетами, а государственная регистрация остальных субъектов хозяйствования - областными, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским городскими исполнительными комитетами. Кроме того, областные исполнительные комитеты вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные городские исполнительные комитеты - соответствующим администрациям районов в городах, что и имеет место быть на практике. Таким образом, если юридический адрес юридического лица, в учредительные документы которого в результате реорганизации в форме присоединения вносятся изменения и (или) дополнения, находится в г.Минске и его учредители - граждане Республики Беларусь зарегистрированы в г.Минске, то в данном случае документы для государственной регистрации таких изменений и (или) дополнений предоставляются в администрацию района г.Минска по предполагаемому месту нахождения такого юридического лица. Если же хотя бы один из учредителей юридического лица, в учредительные документы которого в результате реорганизации в форме присоединения вносятся изменения и (или) дополнения, зарегистрирован не в г.Минске, то документы для осуществления государственной регистрации представляются в Минский городской исполнительный комитет.
Информация о государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в т.ч. изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы (г.Минск):
Название |
Место нахождения |
Кабинет, телефон |
Минский городской исполнительный комитет | Пл.Свободы, 8 | Кабинеты 103, 104; тел.: 220 29 24, 220 29 23 |
Минский областной исполнительный комитет | Ул.Комсомольская, 12 | Кабинет 44; тел.: 226 16 15, 227 66 01 |
Администрация Заводского р-на г.Минска | Ул.Жилуновича, 17 | Кабинет 1; тел. 295 31 10 |
Администрация Ленинского р-на г.Минска | Ул.Маяковского, 83 | Кабинет 220; тел. 223 33 57 |
Администрация Московского р-на г.Минска | Пр-т Дзержинского, 10 | Кабинеты 206, 325; тел. 200 28 52 |
Администрация Октябрьского р-на г.Минска | Ул.Чкалова, 6 | Кабинеты 112, 116; тел.: 224 51 18, 224 49 21 |
Администрация Партизанского р-на г.Минска | Ул.Захарова, 53 | Кабинеты 114, 115; тел. 294 61 82 |
Администрация Первомайского р-на г.Минска | Пер.Чорного, 5 | Кабинет 202; тел. 280 00 53 |
Администрация Советского р-на г.Минска | Ул.Дорошевича, 8 | Кабинеты 1, 7; тел.: 292 62 10, 292 25 88 |
Администрация Центрального р-на г.Минска | Ул.Мельникайте, 6 | Кабинет 302; тел. 306 44 32 |
Минский районный исполнительный комитет | Ул.Ольшевского, 8 | Кабинет 116, 124; тел. 204 78 43 |
Администрация Фрунзенского р-на г.Минска | Ул.Кальварийская, 39 | Кабинеты 209, 217; тел.: 256 11 11, 204 79 25 |
Общая характеристика реорганизации юридического лица в форме присоединения
Присоединение представляет собой одну из форм реорганизации, при которой одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому юридическому лицу, формально прекращая при этом свою деятельность (ст.17 Закона о хозяйственных обществах). В то же время юридическое лицо, к которому произошло присоединение, продолжает свою деятельность с учетом проведенной реорганизации. При присоединении права и обязанности каждого из присоединяемых юридических лиц переходят в соответствии с передаточным актом к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Процесс реорганизации в форме присоединения считается завершенным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, так как в результате реорганизации в форме присоединения новый субъект хозяйствования не возникает и юридическое лицо, к которому произошло присоединение, продолжает свою деятельность с учетом произошедших изменений в составе его участников.
Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме присоединения свою деятельность прекращает лишь присоединяемое лицо, а новое юридического лицо не образуется, т.е. лицо, к которому произошло присоединение, продолжает свою обычную деятельность. При этом остаются прежними его фирменное наименование, учетный номер плательщика, счет в банке и, что самое главное, специальные разрешения (лицензии), сертификаты и т.д. При реорганизации лицензиата в форме присоединения, если сведения, подлежащие указанию в лицензии реорганизованной организации, не изменились, эта организация вправе осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии (п.70 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450).
Напомним, что при реорганизации в форме присоединения деятельность присоединяемых лиц прекращается. Данный факт позволяет в некоторых случаях использовать подобную форму реорганизации как альтернативу ликвидации юридического лица. На сегодняшний день ликвидация даже с учетом упрощения ее процедуры длится не менее 2 месяцев и требует выполнения определенных формальностей (в т.ч. и проведения проверок), которые можно обойти, прибегнув к процедуре реорганизации в форме присоединения.
Обратите внимание!
Согласно нормам Положения о регистрации учредители юридического лица несут ответственность не только за соблюдение процедуры его создания и внесения в его учредительные документы изменений и (или) дополнений, но и за достоверность сведений, содержащихся в предоставляемых ими для регистрации документах.
Несмотря на то что в результате присоединения нового субъекта хозяйствования не возникает, данная форма реорганизации - достаточно сложная процедура, поэтому при реорганизации юридического лица в форме присоединения необходимо внимательно отнестись к каждому этапу данного процесса во избежание возникновения проблемных ситуаций в будущем.
В нижеприведенном алгоритме рассматривается реорганизация в форме присоединения унитарных предприятий и (или) хозяйственных обществ. Действия, необходимые для реализации данных процедур, осуществляются поэтапно.
Этап 1. Действия, предшествующие государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение | |||||||
► | |||||||
Проект |
Собственник имущества |
||||||
решения |
(учредители, участники), |
||||||
о реорганизации |
уполномоченный орган |
||||||
предприятия |
юридического лица |
||||||
в форме | Принятие решения | ||||||
присоединения | о реорганизации в форме | ||||||
присоединения (примечание 1) | ► | ||||||
Решение | |||||||
учредителя (в случае | |||||||
реорганизации частного | |||||||
унитарного предприятия | |||||||
► | ▼ | (далее - ЧУП)), протокол | |||||
Проект приказа |
Руководитель юридического |
общего собрания | |||||
о назначении |
лица |
участников (акционеров) | |||||
и проведении | Издание приказа о назначении | (в случае реорганизации | |||||
инвентаризации | и проведении инвентаризации | хозяйственного общества) | |||||
имущества и финансовых | |||||||
обязательств (примечание 2) | ► | ||||||
Приказ руководителя | |||||||
► | ▼ | о назначении и проведении | |||||
Проект письма- |
Руководитель юридического |
инвентаризации | |||||
уведомления |
лица, уполномоченное лицо |
||||||
для инспекции | Уведомление ИМНС по месту | ||||||
Министерства | постановки на учет | ||||||
по налогам | о реорганизации в форме | ||||||
и сборам РБ | присоединения (примечание 3) | ► | |||||
(далее - ИМНС) | Письмо-уведомление | ||||||
► | ▼ | с приложением копии | |||||
Проект письма- |
Руководитель юридического |
решения о реорганизации | |||||
уведомления |
лица, уполномоченное лицо |
||||||
для Фонда | Уведомление ФСЗН по месту | ||||||
социальной | постановки на учет | ||||||
защиты | о реорганизации в форме | ||||||
населения | присоединения (примечание 4) | ► | |||||
Министерства | Письмо-уведомление | ||||||
труда | с приложением копии | ||||||
и социальной | решения о реорганизации | ||||||
защиты РБ | |||||||
(далее - ФСЗН) | |||||||
► | ▼ | ||||||
Проекты писем- |
Руководитель юридического |
||||||
уведомлений |
лица, уполномоченное лицо |
||||||
кредиторов | Уведомление кредиторов | ||||||
о реорганизации | |||||||
юридического лица в форме | |||||||
присоединения (примечание 5) | ► | ||||||
Письма-уведомления | |||||||
► | ▼ | кредиторов (примечание 6) | |||||
Решение |
Руководитель юридического |
||||||
о реорганизации |
лица, уполномоченное лицо |
||||||
юридического | Уведомление членов | ||||||
лица | трудового коллектива | ||||||
присоединяемой организации | |||||||
о реорганизации | |||||||
юридического лица в форме | |||||||
присоединения (примечание 7) | ► | ||||||
Приказ-уведомление | |||||||
► | ▼ | (примечание 8) | |||||
Приказ |
Инвентаризационная |
||||||
руководителя |
комиссия |
||||||
о назначении | Проведение инвентаризации | ||||||
и сроках | имущества и финансовых | ||||||
проведения | обязательств реорганизуемого | ||||||
инвентаризации | юридического лица | ||||||
(примечание 9) | ► | ||||||
Инвентаризационные | |||||||
► | ▼ | описи, акты | |||||
Инвентаризаци- |
Бухгалтерия реорганизуемого |
инвентаризации, | |||||
онные описи, |
юридического лица |
сличительные ведомости | |||||
акты | Отражение результатов | ||||||
инвентаризации, | инвентаризации | ||||||
сличительные | в бухгалтерском учете. | ||||||
ведомости | Результаты инвентаризации | ||||||
отражаются в учете | |||||||
и отчетности того месяца, | |||||||
в котором была закончена | |||||||
инвентаризация | ► | ||||||
Бухгалтерские проводки, | |||||||
► | ▼ | бухгалтерский баланс | |||||
Бухгалтерские |
Бухгалтерия реорганизуемого |
||||||
проводки, |
юридического лица |
||||||
бухгалтерский | Подготовка передаточного | ||||||
баланс | акта. Передаточный акт | ||||||
должен содержать положения | |||||||
о правопреемстве по всем | |||||||
обязательствам | |||||||
реорганизованного | |||||||
юридического лица | |||||||
в отношении всех | |||||||
его кредиторов и должников, | |||||||
включая и обязательства, | |||||||
оспариваемые сторонами | |||||||
(примечание 10) | ► | ||||||
Передаточный акт | |||||||
► | ▼ | ||||||
Проект договора |
Собственник имущества |
||||||
присоединения |
(учредители, участники), |
||||||
уполномоченный орган |
|||||||
юридического лица |
|||||||
Заключение договора | |||||||
о присоединении | |||||||
(примечание 11) | ► | ||||||
Договор о присоединении | |||||||
► | ▼ | ||||||
Передаточный |
Собственник имущества |
||||||
акт |
(учредители, участники), |
||||||
уполномоченный орган |
|||||||
юридического лица |
|||||||
Утверждение передаточного | |||||||
акта (примечание 12) | ► | ||||||
Решение учредителя | |||||||
об утверждении | |||||||
передаточного акта | |||||||
(в случае реорганизации | |||||||
► | ▼ | ЧУП); | |||||
Проект решения |
Собственник имущества |
протокол общего | |||||
учредителя |
(учредители, участники), |
собрания участников | |||||
об утверждении |
уполномоченный орган |
об утверждении | |||||
договора |
юридического лица |
передаточного акта | |||||
о присоединении | Утверждение договора | (в случае реорганизации | |||||
(в случае | о присоединении | хозяйственного общества) | |||||
реорганизации | (примечание 13) | ► | |||||
ЧУП); | Решение учредителя | ||||||
проект протокола | ▼ | об утверждении договора | |||||
общего собрания |
Кредиторы реорганизуемого |
о присоединении | |||||
участников |
юридического лица |
(в случае реорганизации | |||||
об утверждении | Предъявление требований | ЧУП); | |||||
договора | (примечание 14). | протокол общего | |||||
о присоединении | Требования кредиторов | собрания участников | |||||
(в случае | предъявляются | об утверждении договора | |||||
реорганизации | реорганизуемому | о присоединении | |||||
хозяйственного | юридическому лицу | (в случае реорганизации | |||||
общества) | письменно в течение | хозяйственного общества) | |||||
30 дней с даты направления | |||||||
им уведомления | |||||||
о принятом решении | |||||||
о реорганизации организации | |||||||
(примечание 15) | ► | ||||||
Требование кредитора, | |||||||
► | ▼ | составленное | |||||
Проект протокола |
Собственник имущества |
в письменном виде | |||||
совместного |
(учредители, участники), |
в произвольной форме | |||||
общего собрания |
уполномоченный орган |
||||||
участников |
юридического лица |
||||||
юридических лиц, | Проведение совместного | ||||||
участвующих | общего собрания участников | ||||||
в реорганизации | юридических лиц, | ||||||
участвующих в реорганизации | |||||||
(примечание 16) | ► | ||||||
Протокол совместного | |||||||
► | ▼ | общего собрания | |||||
Проект изменений |
Собственник имущества |
участников | |||||
и (или) |
(учредители, участники), |
юридических лиц, | |||||
дополнений, |
уполномоченный орган |
участвующих | |||||
вносимых |
юридического лица |
в реорганизации | |||||
в учредительные | Подготовка изменений | ||||||
документы | и (или) дополнений, | ||||||
юридического | вносимых в учредительные | ||||||
лица, | документы юридического | ||||||
к которому | лица, к которому | ||||||
осуществляется | осуществляется | ||||||
присоединение, | присоединение, или новой | ||||||
или новой | редакции устава | ||||||
редакции устава | (примечание 17) | ► | |||||
Изменения и (или) | |||||||
дополнения, вносимые | |||||||
в учредительные | |||||||
документы юридического | |||||||
лица, к которому | |||||||
осуществляется | |||||||
присоединение, | |||||||
или новая редакция | |||||||
устава, в 2-х экземплярах | |||||||
(примечание 18) |
Этап 2. Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение (примечание 22) | |||||||
► | |||||||
Заявление |
Регистрирующий орган | ||||||
установленного образца | Государственная регистрация изменений и (или) | ||||||
(примечание 19) | дополнений, вносимых в учредительные документы | ||||||
с приложением | юридического лица, к которому осуществляется | ||||||
следующих документов | присоединение (примечание 22) | ||||||
(примечание 20): | |||||||
- изменения и (или) | ▼ | ▼ | |||||
дополнения, вносимые | Государственная | Отказ в государственной | |||||
в учредительные | регистрация | регистрации | |||||
документы | (примечание 23) | (примечание 24) | |||||
юридического лица, | |||||||
к которому | ▼ | ▼ | |||||
осуществляется | Изменения и (или) | Заявление | |||||
присоединение, или | дополнения, вносимые | о государственной | |||||
новая редакция устава | в учредительные | регистрации со штампом | |||||
(в 2-х экземплярах) | документы юридического | об отказе | |||||
без нотариального | лица, к которому | в государственной | |||||
засвидетельствования | осуществляется | регистрации с указанием | |||||
и его электронная копия | присоединение, | оснований | |||||
(в формате .doc или .rtf); | или новая редакция | ||||||
- оригинал или копия | устава (1 экземпляр) | ||||||
документа об уплате | со штампом | ||||||
государственной | регистрирующего органа | ||||||
пошлины в размере | (примечание 25) | ||||||
1,5 базовых величин | |||||||
(примечание 21); | |||||||
- оригинал | |||||||
свидетельства | |||||||
о государственной | |||||||
регистрации | |||||||
присоединяемого | |||||||
юридического лица |
Этап 3. Действия после государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение | |||||||
► | |||||||
Заявление |
Руководитель юридического |
||||||
об уничтожении |
лица, уполномоченное лицо |
||||||
печати установленного |
Уничтожение печати |
||||||
образца |
присоединенного |
||||||
(примечание 26) |
юридического лица. |
||||||
с приложением: | Печать уничтожается | ||||||
- печати; | работником | ||||||
- доверенности (для | государственного органа | ||||||
уполномоченного | в присутствии заявителя. | ||||||
лица) | По окончании данной | ||||||
процедуры заявителю | |||||||
вручается квитанция | |||||||
об уничтожении печати | ► | ||||||
Квитанция | |||||||
► | ▼ | об уничтожении | |||||
Решение |
Руководитель юридического |
печати юридического | |||||
о реорганизации |
лица |
лица в связи | |||||
юридического лица | Переоформление трудовых | с реорганизацией | |||||
отношений и внесение | |||||||
записей в трудовые книжки | |||||||
работников присоединенного | |||||||
юридического лица | |||||||
(примечание 27) | ► | ||||||
Внесение записи | |||||||
► | ▼ | в трудовые книжки | |||||
Письмо-уведомление |
Обслуживающий банк |
работников; | |||||
с приложением | Закрытие текущих | приказ о продолжении | |||||
следующих | (расчетных) и иных счетов | трудовых отношений | |||||
документов: | присоединенного | (либо об увольнении) | |||||
- платежного | юридического лица | ||||||
поручения на | и перевод денежных | ||||||
перечисление | средств на счет | ||||||
денежных средств | юридического лица, | ||||||
на текущий | к которому было | ||||||
(расчетный) счет | осуществлено | ||||||
юридического лица, | присоединение | ||||||
к которому было | (примечание 28). | ||||||
осуществлено | Юридическое лицо - | ||||||
присоединение; | владелец счета обязано | ||||||
- заявления | направить в банк | ||||||
на закрытие текущих | письменное | ||||||
(расчетных) и иных | уведомление за подписью | ||||||
счетов | уполномоченного лица | ||||||
присоединенного | о реорганизации | ||||||
юридического лица | юридического лица | ||||||
не позднее 3 рабочих дней | |||||||
со дня возникновения | |||||||
данного обстоятельства | |||||||
(примечание 29) | ► | ||||||
Закрытие текущих | |||||||
► | ▼ | (расчетных) и иных | |||||
Для внесения |
Инспекция Министерства |
счетов | |||||
изменений в учетное |
по налогам и сборам РБ |
присоединенного | |||||
дело юридического |
по месту |
юридического лица | |||||
лица предоставляются |
постановки на учет |
||||||
информационное | Внесение изменений | ||||||
письмо с приложением: | в учетное дело | ||||||
-копии изменений | юридического лица, | ||||||
и (или) дополнений, | к которому произошло | ||||||
вносимых в устав | присоединение. | ||||||
юридического лица, | Инспекция Министерства | ||||||
или копия новой | по налогам и сборам РБ | ||||||
редакции устава | по месту постановки на учет | ||||||
со штампом | заводит на юридическое | ||||||
регистрирующего | лицо учетное дело, в котором | ||||||
органа; | содержится вся «история» | ||||||
(примечание 30) | данной организации, | ||||||
включая все изменения, | |||||||
в т.ч. и информация | |||||||
о реорганизации. Поэтому, | |||||||
несмотря на уведомление | |||||||
ИМНС о реорганизации, | |||||||
на практике необходимо | |||||||
в последующем представить | |||||||
соответствующие документы. | |||||||
Снятие с налогового учета | |||||||
присоединенного | |||||||
юридического лица | |||||||
(примечание 31) | ► | ||||||
Письмо-уведомление | |||||||
► | ▼ | со штампом ИМНС | |||||
Письмо-уведомление |
Фонд социальной защиты |
о его приеме; | |||||
с приложением |
населения Министерства |
снятие с налогового | |||||
следующих документов: |
труда и социальной защиты |
учета | |||||
- копии изменений |
РБ по месту постановки |
присоединенного | |||||
и (или) дополнений, |
на учет |
юридического лица | |||||
вносимых в устав | Внесение изменений | ||||||
юридического лица, | в учетное дело | ||||||
или копия новой | юридического лица, | ||||||
редакции устава | к которому произошло | ||||||
со штампом | присоединение. | ||||||
регистрирующего | По месту постановки на учет | ||||||
органа; | ФСЗН заводит | ||||||
- информация | на юридическое лицо | ||||||
о директоре и главном | учетное дело, в котором | ||||||
бухгалтере (в случае | содержится вся «история» | ||||||
назначения нового | данной организации, | ||||||
директора и главного | в т.ч. и информация | ||||||
бухгалтера). | о реорганизации. Поэтому, | ||||||
Письмо-уведомление | несмотря на уведомление | ||||||
о прекращении | ФСЗН о реорганизации, | ||||||
деятельности | на практике необходимо | ||||||
от присоединенного | в последующем | ||||||
юридического лица | представить | ||||||
(примечание 32) | соответствующие | ||||||
документы. | |||||||
Снятие с учета | |||||||
присоединенного | |||||||
юридического лица | ► | ||||||
Письмо-уведомление | |||||||
► | ▼ | со штампом ФСЗН | |||||
Письмо-уведомление |
Белорусское республиканское |
о его приеме; | |||||
с приложением |
унитарное страховое |
снятие с учета | |||||
информации |
предприятие «Белгосстрах» |
присоединенного | |||||
о директоре и главном |
(далее - Белгосстрах) |
юридического лица | |||||
бухгалтере (в случае | Внесение изменений | ||||||
назначения нового | в учетное дело юридического | ||||||
директора и главного | лица, к которому произошло | ||||||
бухгалтера) | присоединение. | ||||||
В законодательстве | |||||||
не предусмотрена | |||||||
обязанность по | |||||||
уведомлению Белгосстраха | |||||||
при реорганизации, однако | |||||||
на практике работники | |||||||
данной организации просят | |||||||
предоставить | |||||||
соответствующее | |||||||
уведомление | |||||||
для внесения изменений | |||||||
в учетное дело | |||||||
юридического лица. | |||||||
Снятие с учета | |||||||
присоединенного юридического лица | |||||||
(примечание 33) | ► | ||||||
Письмо-уведомление | |||||||
► | ▼ | со штампом | |||||
Письмо-уведомление |
Орган статистики |
Белгосстраха | |||||
с приложением | Внесение изменений | о его приеме; | |||||
копии изменений | в учетное дело юридического | снятие с учета | |||||
и (или) дополнений, | лица, к которому произошло | присоединенного | |||||
вносимых в устав | присоединение | юридического лица | |||||
юридического лица, | Снятие с учета | ||||||
или копия новой | присоединенного | ||||||
редакции устава | юридического лица | ||||||
со штампом | (примечание 34) | ► | |||||
регистрирующего | Письмо-уведомление | ||||||
органа | ▼ | со штампом | |||||
Территориальный орган |
органа статистики | ||||||
по ценным бумагам |
о его приеме; | ||||||
Аннулирование | снятие с учета | ||||||
акций акционерного | присоединенного | ||||||
общества (далее - | юридического лица | ||||||
АО) (примечание 35) | ► | ||||||
Исключение акций | |||||||
из Государственного | |||||||
реестра ценных бумаг |
Этап 4. Регистрация акций акционерного общества (в случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к акционерному обществу) (примечание 36) | ||||||||||
► | ||||||||||
Заявление |
Территориальный орган |
|||||||||
о регистрации |
по ценным бумагам |
|||||||||
акций | Государственная регистрация | |||||||||
установленного | дополнительных акций | |||||||||
образца | АО (примечание 40). | |||||||||
(примечание 37) | Срок регистрации - 15 дней, | |||||||||
с приложением | а в случае направления запроса | |||||||||
следующих | в другие государственные органы, | |||||||||
документов: | иные организации - до 1 месяца. | |||||||||
- решения о | Государственная регистрация | |||||||||
выпуске акций | ценных бумаг влечет передачу | |||||||||
(примечание 38); | ценных бумаг на централизованное | |||||||||
- платежного | хранение в депозитарную систему | |||||||||
документа, | ||||||||||
подтверждающего | ▼ | ▼ | ||||||||
уплату | Государственная | Отказ в | ||||||||
государственной | регистрация | государственной | ||||||||
пошлины | дополнительных | регистрации | ||||||||
в размере | акций АО | дополнительных | ||||||||
30 базовых | (примечание 41) | акций АО | ||||||||
величин | (примечание 42) | ► | ||||||||
(примечание 39) | Мотивированный | |||||||||
отказ в регистрации | ||||||||||
дополнительных | ||||||||||
акций | ||||||||||
► | ||||||||||
Письмо, содержащее | ||||||||||
сведения о | ||||||||||
зарегистрированных | ||||||||||
акциях |
Примечание 1. Решение о реорганизации принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.
В решении о реорганизации должна быть отражена следующая информация о (об):
- реорганизации юридического лица в форме присоединения;
- возложении на руководителя юридического лица обязанности письменно уведомить его кредиторов о предстоящей реорганизации (для присоединяемого юридического лица);
- определении даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация имущества юридического лица и составляется передаточный акт (для присоединяемого юридического лица);
- размере вклада присоединяемого юридического лица в уставный фонд юридического лица, к которому происходит присоединение (в случае увеличения размера уставного фонда юридического лица, к которому происходит присоединение).
По общему правилу размер уставного фонда юридического лица, к которому в результате реорганизации происходит присоединение, равен сумме размеров уставных фондов всех субъектов, участвующих в реорганизации. Однако размер уставного фонда данного юридического лица может быть и больше, чем указанная выше сумма, но в этом случае один, несколько или все участвующие в реорганизации субъекты должны заранее определить, за счет чьих вкладов произойдет увеличение уставного фонда. Необходимо также отметить, что возможна ситуация, при которой размер уставного фонда юридического лица, к которому происходит присоединение, остается неизменным, т.е. если договором о присоединении предусмотрено уменьшение уставного фонда юридического лица - правопреемника по сравнению с суммой уставных фондов реорганизуемых организаций, то отражается величина уставного фонда, зафиксированная в договоре, а разница подлежит урегулированию в бухгалтерском балансе юридического лица - правопреемника.
В данном алгоритме рассматривается ситуация, когда уставный фонд юридического лица, к которому происходит присоединение, в результате реорганизации становится равен сумме размеров уставных фондов всех субъектов, участвующих в данной процедуре;
- предоставлении полномочий на заключение договора о присоединении.
Некоторые авторы высказывают мнение о том, что предоставление данных полномочий должно оформляться отдельным решением юридического лица, однако, на наш взгляд, такую информацию можно указать сразу в первом документе;
- порядок трансформации акций акционерного общества (далее - АО) в доли в уставном фонде хозяйственного общества (при присоединении АО к обществу с ограниченной ответственностью или обществу с дополнительной ответственностью);
- иные сведения по усмотрению учредителей либо предусмотренные законодательными актами.
Примечание 2. В соответствии с частью третьей ст.12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» при реорганизации организации проведение инвентаризации является обязательным.
Форма приказа установлена Инструкцией № 180 (см. приложение 1).
Примечание 3. Письмо произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (подп.1.9.3 п.1 ст.22 Общей части Налогового кодекса РБ (далее - НК)). После получения налоговыми органами соответствующего уведомления деятельность реорганизуемого юридического лица может быть подвергнута внеплановой налоговой проверке. Обязательность проведения внеплановой налоговой проверки при реорганизации ранее содержалась в п.4 ст.69 Общей части НК (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.), однако с учетом изменений, внесенных в НК Законом РБ от 29.12.2006 № 190-З, на сегодняшний день назначение такой проверки - право налоговых органов, а не обязанность.
Обратите внимание!
При реорганизации юридического лица в форме присоединения общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в присоединении юридических лиц неоднократно принимает решение о реорганизации юридического лица, а именно:
1-й раз: решение, в котором непосредственно выражено намерение о реорганизации юридического лица в форме присоединения;
2-й раз: на стадии подписания договора о присоединении;
3-й раз: на стадии утверждения договора о присоединении.
В этой связи возникает вопрос: какое же решение о реорганизации считается тем решением, от которого необходимо отсчитывать срок, необходимый для уведомления государственных органов и кредиторов реорганизуемых юридических лиц?
Так как законодательство не дает однозначного ответа на этот вопрос, некоторые авторы пришли к выводу, что в данном случае речь идет о последнем решении юридического лица, в рамках которого утверждается договор о присоединении.
На наш взгляд, такая точка зрения достаточна спорна, и во избежание возникновения проблемных ситуаций предлагаем отсчитывать указанный срок по аналогии с процедурой реорганизации в форме преобразования, т.е. от даты принятия самого первого решения.
Примечание 4. Письмо произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (абзац 10 п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40).
В соответствии с Положением о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294 (в редакции, действовавшей до 31 мая 2008 г.), страхователь был обязан письменно сообщать страховщику по месту регистрации о реорганизации юридического лица в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения (подп.18.2 п.18 данного Положения). Однако постановлением Совета Министров РБ от 31.05.2008 № 783 данное Положение было изложено в новой редакции, не предусматривающей обязанность уведомления страховщика о реорганизации юридического лица у страхователя.
В свою очередь, уведомление о реорганизации органов статистики также не является обязательным, однако прочно закрепилось на практике.
Примечание 5. Статья 56 ГК обязывает орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого предприятия, являющихся его кредиторами на дату принятия решения о реорганизации. Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации (ст.23 Закона о хозяйственных обществах). Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации при заключении с ними договоров. Срок для уведомления кредиторов при реорганизации ЧУП и предъявления кредиторами требований законодательством не установлен, однако в такой ситуации можно по аналогии руководствоваться сроками, установленными ст.23 Закона о хозяйственных обществах.
Независимо от того что в случае реорганизации в форме присоединения юридическое лицо, к которому происходит присоединение, продолжает свою деятельность, претерпевая лишь некоторые изменения, оно также должно уведомить своих кредиторов, так как является участником данного процесса и принимает соответствующее решение о реорганизации.
Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме присоединения, каждое юридическое лицо, участвующее в данном процессе, должно уведомить об этом своих кредиторов.
Примечание 6. В соответствии с разъяснением ВХС РБ от 30.06.2008 № 03-29/1397 «О порядке уведомления кредиторов о реорганизации юридического лица» данное уведомление должно быть направлено каждому кредитору учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации. Следовательно, под письменным уведомлением нельзя понимать публикацию о реорганизации юридического лица в соответствующем печатном издании.
Объем обязательной информации, которая должна содержаться в уведомлении, действующим законодательством не установлен. Кредиторам должны быть сообщены сведения, необходимые для того, чтобы сделать правильный выбор о продолжении или прекращении хозяйственных связей с реорганизуемым юридическим лицом. Способ отправки данного письменного уведомления законодательно также не урегулирован, поэтому предполагается, что для этих целей можно использовать заказные письма, телеграммы, электронные документы. Предпочтительнее посылать заказным письмом с уведомлением с описью вложения.
Примечание 7. При реорганизации юридического лица трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается в соответствии с п.5 ст.35 Трудового кодекса РБ с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее 2-недельного среднего заработка. Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме присоединения следует помнить, что такая реорганизация может повлечь дополнительные расходы, связанные с выплатой работникам выходного пособия.
Примечание 8. Законодатель не определяет, что согласие работника на продолжение трудовых отношений обязательно должно быть выражено в письменной форме каждым работником индивидуально. Вместе с тем, чтобы получить согласие работника, наниматель обязан уведомить работника о предстоящей реорганизации. Форма такого уведомления также не определена. Поэтому, по мнению автора, правильными будут действия нанимателя, если он проведет общее собрание либо вывесит решение о реорганизации юридического лица на доске объявлений. Получение согласия работника на продолжение трудовых отношений подразумевается, если работник не обратился к нанимателю с письменным заявлением об увольнении и продолжает выполнять работу.
В случае если трудовой коллектив реорганизуемого юридического лица малочисленный, рекомендуем ознакомить каждого работника с приказом о реорганизации под роспись.
Примечание 9. Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией № 180. Согласно п.5 Инструкции № 180 инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.). К инвентаризируемым активам относятся: внеоборотные активы, оборотные активы, дебиторская задолженность, расчеты с учредителями, денежные средства, финансовые вложения, прочие оборотные активы. К инвентаризируемым обязательствам организации относятся: долгосрочные кредиты и займы, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, задолженность перед учредителями, резервы предстоящих расходов, прочие виды обязательств.
Необходимо отметить, что в соответствии с частью второй ст.6 Инструкции № 180 при реорганизации организации путем присоединения одной организации к другой инвентаризация активов и обязательств проводится у присоединяемой организации.
Примечание 10. Согласно п.2 ст.54 ГК при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Однако неуказание в передаточном акте налогов и экономических санкций не освобождает юридическое лицо, к которому произошло присоединение, от уплаты налогов и ответственности в виде уплаты экономических санкций. Так, исполнение налогового обязательства, уплата пеней реорганизованной организации возлагаются на ее правопреемника независимо от того, были известны правопреемнику до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией или нет (п.2 ст.39 Общей части НК).
Примечание 11. В соответствии с частью второй ст.17 Закона о хозяйственных обществах юридические лица, участвующие в присоединении, заключают договор о присоединении, в котором определяют порядок и условия данной процедуры.
Важно заметить, что в законодательстве напрямую не установлены те условия, которые в обязательном порядке должны найти отражение в договоре о присоединении. На наш взгляд, в данном договоре должна быть указана следующая информация:
- предмет договора, т.е. реорганизация одной из сторон договора в форме присоединения к другой стороне;
- порядок осуществления учредителями совместной деятельности по реорганизации юридического лица в форме присоединения, их права и обязанности по реорганизации юридического лица, распределение расходов в связи с реорганизацией;
- размер уставного фонда и порядок его формирования;
- принцип определения соотношения долей в уставном фонде между учредителями юридического лица, к которому происходит присоединение;
- сроки, в течение которых будет осуществлен процесс присоединения;
- порядок голосования на совместном общем собрании участников, а также вопрос, связанный с его кворумом и в целом с порядком проведения, в т.ч. с уведомлением лиц, которые могут (должны) принять участие в совместном общем собрании;
- иные сведения.
Примечание 12. Передаточный акт не является документом, подтверждающим факт завершения реорганизации юридического лица, а служит лишь необходимым основанием для ее проведения (письмо Минюста РБ от 21.07.2004 № 05-05/1399-3 «О внесении изменений в учредительные документы юридического лица, к которому в рамках установленной формы реорганизации присоединяется иное юридическое лицо»).
Напомним, что с 1 февраля 2009 г. согласно Положению о регистрации передаточный акт не входит в перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации реорганизации, тем не менее он - необходимый документ для проведения процедуры реорганизации.
Примечание 13. В соответствии с частью второй ст.17 Закона о хозяйственных обществах общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в присоединении юридических лиц, уполномоченные на то учредительными документами, утверждает договор о присоединении. Таким образом, общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в реорганизации юридических лиц должны признать или не признавать условия договора о присоединении, который был совершен, например, исполнительным органом юридических лиц. При этом важно заметить, что они вправе как признать заключенный договор о присоединении и соответственно его утвердить, так и отказать в указанном признании и, следовательно, не утвердить рассматриваемый договор, тем самым приостановив или прекратив процесс реорганизации.
Примечание 14. В соответствии с п.2 ст.56 ГК кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому оно является, и возмещения убытков.
Примечание 15. Важно заметить, что Законом РБ от 15.07.2010 № 168-З внесены изменения в ст.23 Закона о хозяйственных обществах, которые вступили в силу с 3 февраля 2011 г. Так, согласно данным изменениям кредитор должен предъявить свои требования в течение 30 дней с даты направления ему уведомления о принятом решении о реорганизации, а не с даты получения такого уведомления, как было установлено ранее.
Примечание 16. Согласно части второй ст.17 Закона о хозяйственных обществах совместное общее собрание учредителей (участников) юридических лиц или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами, участвующих в присоединении, принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение.
Таким образом, в протоколе данного собрания должна содержаться следующая информация о (об):
- внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение, и их представлении в регистрирующий орган;
- образовании органов юридического лица, к которому происходит присоединение, и избрании их членов (в случае если образуются новые органы и (или) назначаются новые должностные лица);
- утверждении решения о регистрации акций (в случае присоединения к АО).
Примечание 17. Данные изменения и (или) дополнения могут быть как формальными (предусматривать лишь указание в уставе на то, что юридическое лицо является правопреемником присоединяемого к нему лица, на изменение состава участников и перераспределение долей в уставном фонде), так и кардинальными, если они затрагивают структуру и органы управления юридического лица.
Примечание 18. В соответствии с абзацем 3 п.15 Положения о регистрации для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций, в регистрирующий орган представляются изменения и (или) дополнения в 2-х экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу, либо по желанию коммерческой организации новая редакция устава.
Примечание 19. В соответствии с п.12 постановления № 8 при реорганизации юридического лица в форме присоединения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений по форме, утвержденной постановлением № 8 (приложение 2).
Примечание 20. При реорганизации юридического лица в форме присоединения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений. Согласно п.15 Положения о регистрации к нему прилагаются документы, необходимые для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций.
Примечание 21. Так как при реорганизации юридического лица в форме присоединения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, то согласно приложению 22 к Особенной части НК за данные действия взимается пошлина в размере 1,5 базовой величины.
Примечание 22. Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение, производится в день обращения в регистрирующий орган.
Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.
В соответствии с п.11 Положения о регистрации регистрирующие органы обязаны обеспечивать ежедневный в течение всего рабочего времени регистрирующего органа прием документов для государственной регистрации, за исключением выходных, государственных праздников и праздничных дней, являющихся нерабочими днями. Таким образом, подать документы для государственной регистрации изменений и (или) дополнений можно в течение всего рабочего дня регистрирующего органа, за исключением обеденного перерыва.
Примечание 23. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
- ставит на изменениях и (или) дополнениях, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение, или новой редакции устава штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает 1 экземпляр данных документов лицу, их представившему;
- вносит в ЕГР запись о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица или новой редакции устава;
- представляет в Министерство юстиции РБ необходимые сведения для внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединенных юридических лиц.
Примечание 24. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение в случаях:
- непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
- оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Неосуществление либо отказ в государственной регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается.
Примечание 25. Выдается в день подачи документов для государственной регистрации.
Примечание 26. Образец заявления об уничтожении печати взят на сайте Минского городского исполнительного комитета: www.minsk.gov.by.
Порядок изготовления и уничтожения печатей и штампов определен Инструкцией о порядке открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления, учета, хранения и уничтожения печатей и штампов, утвержденной постановлением МВД РБ от 25.09.2000 № 157 (далее - Инструкция № 157).
При анализе п.62 Инструкции № 157 можно прийти к выводу, что в случае реорганизации печати подлежат сдаче для уничтожения:
- в регистрирующие органы, если разрешение на право изготовления этих печатей выдавалось регистрирующими органами (т.е. до 1 февраля 2009 г.),
- в орган внутренних дел по месту нахождения юридического лица - во всех остальных случаях;
Таким образом, в случае реорганизации юридического лица печати следует сдавать либо в регистрирующие органы (для организаций, зарегистрированных до 01.02.2009), либо в органы внутренних дел по месту нахождения юридического лица, где они будут подлежать уничтожению сотрудником разрешительной системы органов внутренних дел в присутствии уполномоченного представителя юридического лица.
Необходимо отметить, что самостоятельно юридическое лицо может уничтожать только те печати, в тексте которых отсутствует наименование юридического лица, угловые, прямоугольные, треугольные и овальные штампы, пломбиры, нумераторы, клише, факсимиле, штемпеля, блокировочные штампы и клейма, металлические печати для опечатывания шкафов, сейфов, дверей и др. Печать же с реквизитами уничтожается только работником соответствующего органа (часть третья п.62 Инструкции № 157).
Примечание 27. Если в период работы происходит реорганизация организации, а трудовые отношения с согласия работника продолжаются, то об этом отдельной строкой в графе 3 трудовой книжки производится соответствующая запись, а в графе 4 записываются номер и дата приказа (распоряжения), на основании которого указанные изменения произведены (п.34 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30).
Однако если работник откажется от продолжения работы, трудовой договор с ним прекращается по п.5 ст.35 Трудового кодекса РБ с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее 2-недельного среднего заработка.
Примечание 28. Так как после государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица, к которому было осуществлено присоединение, присоединенное юридическое лицо исключаются из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) и прекращают свою хозяйственную деятельность, последнее должно закрыть свои текущие (расчетные) и иные счета и перевести оставшиеся на них денежные средства на текущий (расчетный) счет юридического лица, к которому было осуществлено присоединение.
Примечание 29. Порядок и сроки уведомления банков устанавливаются внутренними локальными актами банка, а также п.10 постановления Правления Нацбанка РБ от 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов» (далее - постановление № 40). Согласно данному пункту владелец счета обязан направить в банк письменное уведомление за подписью уполномоченного лица об изменении сведений, позволяющих идентифицировать владельца счета (реорганизация, изменение наименования владельца счета - юридического лица). В данной ситуации возникает вопрос о том, с какого момента начинает течь указанный в постановлении срок. На наш взгляд, данный срок необходимо исчислять со дня государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому произошло присоединение.
Необходимо отметить, что постановление № 40 не регулирует вопросы переоформления и закрытия банковских счетов. Эти вопросы переданы в компетенцию банков, которым поручено принять локальные нормативные правовые акты, определяющие порядок открытия, закрытия, переоформления банковских счетов, в т.ч. особенности по каждому виду банковского счета и по отдельным категориям владельцев счетов (при необходимости), с учетом требований постановления № 40 и иных актов законодательства (п.13 постановления № 40). Таким образом, банк самостоятельно с учетом вышеуказанных требований законодательства определяет перечень документов, необходимых для закрытия счета.
В соответствии с п.2 ст.54 ГК и частью третьей ст.17 Закона о хозяйственных обществах с момента государственной регистрации изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица, к которому произошло присоединение, по передаточному акту к данному юридическому лицу перешли все права и обязанности присоединенного юридического лица, в т.ч. право распоряжения расчетным счетом последнего.
Таким образом, на основании письма-уведомления и документов о произошедшей реорганизации расчетный счет присоединенного юридического лица может быть переоформлен на юридическое лицо, к которому произошло присоединение. Решение о закрытии этого счета будет полномочно принять руководство данного юридического лица уже как своего собственного расчетного счета.
Примечание 30. В случае назначения нового директора и главного бухгалтера юридического лица дополнительно представляются следующие документы:
- копии протокола, в котором содержатся сведения о назначении директора юридического лица;
- копии приказов или трудовых контрактов с директором и главным бухгалтером;
- копии паспортов директора и главного бухгалтера;
- копии диплома о высшем образовании главного бухгалтера;
- копии трудовой книжки главного бухгалтера, подтверждающей стаж работы по специальности не менее 5 лет (для лиц, не имеющих высшего специального образования);
- копии договора на оказание бухгалтерских услуг (если руководство бухгалтерским учетом будет осуществлять сторонняя организация или индивидуальный предприниматель).
Примечание 31. Согласно п.9 Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 96, при реорганизации юридического лица в форме присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу за последним из них сохраняется ранее присвоенный учетный номер плательщика (далее - УНП), а присоединенное юридическое лицо исключается из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), присвоенный ему УНП признается недействительным.
В свою очередь, несмотря на исключение присоединенного юридического лица из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), на практике его учетное дело передается для хранения в ИМНС по месту постановки на учет юридического лица, к которому произошло присоединение.
Примечание 32. В соответствии с п.7 Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.07.2009 № 917, юридические лица, их представительства и филиалы подлежат снятию с учета в качестве плательщиков в органах ФСЗН в течение 2 рабочих дней с даты получения органами ФСЗН уведомления (в произвольной форме) от них о прекращении своей деятельности (в т.ч. и в случае реорганизации). Датой снятия с учета является дата получения органами ФСЗН соответствующего уведомления.
Примечание 33. Согласно части первой п.17 и части третьей п.18 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294, в случае исключения страхователя - юридического лица из ЕГР в течение 3 рабочих дней, исчисляемых со дня получения сведений об исключении страхователя из ЕГР, страховщиком осуществляется снятие с учета данного страхователя.
Примечание 34. Несмотря на то что органы статистики осуществляют внесение изменений в статистический регистр, снятие респондентов с учета в органах государственной статистики на основании информации, передаваемой регистрирующими органами (п.12 Инструкции о порядке постановки на учет, снятия с учета респондентов государственных статистических наблюдений в органах государственной статистики, утвержденной постановлением Белстата от 02.03.2009 № 26), однако на практике работники данных органов просят представить документы юридического лица, к которому в результате реорганизации было осуществлено присоединение, для внесения изменений в его учетное дело.
Примечание 35. Данная стадия возникает лишь в том случае, если присоединяемое юридическое лицо является АО.
Согласно части третьей ст.89 Закона о хозяйственных обществах при реорганизации АО в форме присоединения акции присоединяемого АО аннулируются в соответствии с законодательством о ценных бумагах.
В соответствии со ст.123 Инструкции № 146, исключение из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование) выпуска акций или его части осуществляется регистрирующим органом путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр ценных бумаг в случае реорганизации АО в форме присоединения, в результате которой прекращена деятельность присоединяемого АО, - на основании документов, представленных для государственной регистрации акций АО, к которому осуществлено присоединение.
Примечание 36. Согласно п.48 Инструкции № 146 выпуск акций АО, к которому осуществлено присоединение, включает:
- представление в регистрирующий орган документов для государственной регистрации акций;
- осуществление регистрирующим органом государственной регистрации акций.
Обратите внимание!
Акции, выпущенные АО, к которому осуществлено присоединение юридического лица, распределяются между участниками присоединяемого юридического лица (п.50 Инструкции № 146). Выпуск акций АО, к которому осуществлено присоединение, осуществляется за счет имущества (собственных средств) присоединяемого юридического лица в соответствии с передаточным актом (п.52 Инструкции № 146).
Примечание 37. Форма заявления установлена Инструкцией № 146 (приложение 3).
Примечание 38. Форма решения установлена Инструкцией № 146 (приложение 4).
Примечание 39. Пункт 26 перечня административных процедур, осуществляемых Министерством финансов, государственными организациями, подчиненными Министерству финансов, и другими организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1380.
Примечание 40. При выпуске дополнительных акций (в т.ч. и в результате реорганизации в форме присоединения) документы для государственной регистрации акций представляются в 2-месячный срок с даты государственной регистрации соответствующих изменений и (или) дополнений, вносимых в устав АО (п.26 Инструкции № 146).
Сведения об отделах (управлении) по ценным бумагам главных управлений Министерства финансов РБ по областям и г.Минску.
Название |
Место нахождения |
Контактные телефоны |
Отдел по ценным бумагам по Брестской обл. | 224023, г.Брест, ул.Московская, 332/3, каб.5-7 | (0162) 40 83 82; 41 46 14 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Витебской обл. | 210015, г.Витебск, ул.Ленина, 17 | (0212) 60 51; 36 51 26 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Гомельской обл. | 246050, г.Гомель, ул.Гагарина, 17 | (0232) 74 73 65; 74 17 40 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Гродненской обл. | 230023, г.Гродно, ул.Ожешко, 3, каб.916, областной исполнительный комитет | (0152) 72 16 26; 74 34 33 (факс) |
Управление по ценным бумагам по г.Минску | 220002, г.Минск, ул.Кропоткина, 44, каб.1202-1203 | (017) 283 28 69; 283 27 75 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Минской обл. | 220002, г.Минск, ул.Кропоткина, 44, каб.1204 | (017) 334 68 32; 334 04 23 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Могилевской обл. | 212030, г.Могилев, ул.Первомайская, 71, каб.570, 567 | (0222) 22 11 18; 32 66 54 (факс) |
Примечание 41. Территориальный орган по ценным бумагам по истечении срока для рассмотрения документов и при отсутствии нарушений:
- вносит соответствующие сведения в Государственный реестр ценных бумаг;
- присваивает номер государственной регистрации акциям АО;
- выдает письмо, содержащее сведения о зарегистрированных в Государственном реестре ценных бумаг дополнительно выпущенных акциях данной категории, данного типа привилегированных акций, а также сведения об общем объеме зарегистрированных в Государственном реестре ценных бумаг акций данной категории, данного типа привилегированных акций.
Примечание 42. Территориальный орган по ценным бумагам не осуществляет государственной регистрации акций АО в случаях:
- нарушения эмитентом установленного порядка выпуска ценных бумаг;
- несоответствия представленных документов требованиям законодательства о ценных бумагах, в т.ч. подложных, поддельных или недействительных документов.
Территориальный орган по ценным бумагам не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляет эмитенту мотивированный отказ.
Отказ может быть обжалован эмитентом в судебном порядке.
15.02.2011 г.
Светлана Дашкевич, юрист
От редакции: С 1 сентября 2011 г. в Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании Декрета Президента РБ от 27.06.2011 № 5 внесены изменения и дополнения.
В постановление Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294 «Об утверждении Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» на основании постановлений Совета Министров РБ от 23.09.2011 № 1278 (с 6 октября 2011 г.) и от 11.07.2012 № 637 (с 3 августа 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
С 1 января 2012 г. в Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З внесены изменения и дополнения.
С 1 января 2012 г. в Общую часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З внесены изменения и дополнения.
С 27 марта 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1380 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Министерством финансов, государственными организациями, подчиненными Министерству финансов, и другими организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании постановления Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 утратило силу.
С 6 апреля 2012 г. в Положение о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.07.2009 № 917, на основании постановления Совета Министров РБ от 06.02.2012 № 123 внесены изменения и дополнения.
С 22 июня 2012 г. в Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденное Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40, на основании Указа Президента РБ от 14.06.2012 № 265 внесены изменения и дополнения.
В Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», на основании Указа Президента РБ от 21.06.2012 № 284 внесены изменения и дополнения.