Алгоритм от 15.02.2011
Автор: Дашкевич С.

Алгоритм действий по реорганизации юридического лица в форме присоединения


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ФОРМЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок реорганизации юридического лица в форме присоединения и государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому было осуществлено присоединение, являются:

- Гражданский кодекс РБ (далее - ГК);

- Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации);

- Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон о хозяйственных обществах);

- постановление Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (в редакции от 09.10.2009) (далее - постановление № 8);

- Инструкция о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденная постановлением Минфина РБ от 11.12.2009 № 146 (далее - Инструкция № 146);

- Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).

Где осуществляется регистрация

Согласно п.4 Положения о регистрации государственная регистрация юридического лица (в т.ч. изменений и (или) дополнений, вносимых в его учредительные документы) производится по месту его нахождения. Пункт 9 Положения о регистрации предусматривает, что государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется только областными и Минским городским исполнительными комитетами, а государственная регистрация остальных субъектов хозяйствования - областными, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским городскими исполнительными комитетами. Кроме того, областные исполнительные комитеты вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные городские исполнительные комитеты - соответствующим администрациям районов в городах, что и имеет место быть на практике. Таким образом, если юридический адрес юридического лица, в учредительные документы которого в результате реорганизации в форме присоединения вносятся изменения и (или) дополнения, находится в г.Минске и его учредители - граждане Республики Беларусь зарегистрированы в г.Минске, то в данном случае документы для государственной регистрации таких изменений и (или) дополнений предоставляются в администрацию района г.Минска по предполагаемому месту нахождения такого юридического лица. Если же хотя бы один из учредителей юридического лица, в учредительные документы которого в результате реорганизации в форме присоединения вносятся изменения и (или) дополнения, зарегистрирован не в г.Минске, то документы для осуществления государственной регистрации представляются в Минский городской исполнительный комитет.

Информация о государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в т.ч. изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы (г.Минск):

 

Название
Место нахождения
Кабинет, телефон
Минский городской исполнительный комитет Пл.Свободы, 8 Кабинеты 103, 104;
тел.: 220 29 24,
220 29 23
Минский областной исполнительный комитет Ул.Комсомольская, 12 Кабинет 44;
тел.: 226 16 15,
227 66 01
Администрация Заводского р-на г.Минска Ул.Жилуновича, 17 Кабинет 1;
тел. 295 31 10
Администрация Ленинского р-на г.Минска Ул.Маяковского, 83 Кабинет 220;
тел. 223 33 57
Администрация Московского р-на г.Минска Пр-т Дзержинского, 10 Кабинеты 206, 325;
тел. 200 28 52
Администрация Октябрьского р-на г.Минска Ул.Чкалова, 6 Кабинеты 112, 116;
тел.: 224 51 18,
224 49 21
Администрация Партизанского р-на г.Минска Ул.Захарова, 53 Кабинеты 114, 115;
тел. 294 61 82
Администрация Первомайского р-на г.Минска Пер.Чорного, 5 Кабинет 202;
тел. 280 00 53
Администрация Советского р-на г.Минска Ул.Дорошевича, 8 Кабинеты 1, 7;
тел.: 292 62 10,
292 25 88
Администрация Центрального р-на г.Минска Ул.Мельникайте, 6 Кабинет 302;
тел. 306 44 32
Минский районный исполнительный комитет Ул.Ольшевского, 8 Кабинет 116, 124;
тел. 204 78 43
Администрация Фрунзенского р-на г.Минска Ул.Кальварийская, 39 Кабинеты 209, 217;
тел.: 256 11 11,
204 79 25

Общая характеристика реорганизации юридического лица в форме присоединения

Присоединение представляет собой одну из форм реорганизации, при которой одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому юридическому лицу, формально прекращая при этом свою деятельность (ст.17 Закона о хозяйственных обществах). В то же время юридическое лицо, к которому произошло присоединение, продолжает свою деятельность с учетом проведенной реорганизации. При присоединении права и обязанности каждого из присоединяемых юридических лиц переходят в соответствии с передаточным актом к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Процесс реорганизации в форме присоединения считается завершенным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, так как в результате реорганизации в форме присоединения новый субъект хозяйствования не возникает и юридическое лицо, к которому произошло присоединение, продолжает свою деятельность с учетом произошедших изменений в составе его участников.

Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме присоединения свою деятельность прекращает лишь присоединяемое лицо, а новое юридического лицо не образуется, т.е. лицо, к которому произошло присоединение, продолжает свою обычную деятельность. При этом остаются прежними его фирменное наименование, учетный номер плательщика, счет в банке и, что самое главное, специальные разрешения (лицензии), сертификаты и т.д. При реорганизации лицензиата в форме присоединения, если сведения, подлежащие указанию в лицензии реорганизованной организации, не изменились, эта организация вправе осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии (п.70 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450).

Напомним, что при реорганизации в форме присоединения деятельность присоединяемых лиц прекращается. Данный факт позволяет в некоторых случаях использовать подобную форму реорганизации как альтернативу ликвидации юридического лица. На сегодняшний день ликвидация даже с учетом упрощения ее процедуры длится не менее 2 месяцев и требует выполнения определенных формальностей (в т.ч. и проведения проверок), которые можно обойти, прибегнув к процедуре реорганизации в форме присоединения.

Обратите внимание!

Согласно нормам Положения о регистрации учредители юридического лица несут ответственность не только за соблюдение процедуры его создания и внесения в его учредительные документы изменений и (или) дополнений, но и за достоверность сведений, содержащихся в предоставляемых ими для регистрации документах.

Несмотря на то что в результате присоединения нового субъекта хозяйствования не возникает, данная форма реорганизации - достаточно сложная процедура, поэтому при реорганизации юридического лица в форме присоединения необходимо внимательно отнестись к каждому этапу данного процесса во избежание возникновения проблемных ситуаций в будущем.

В нижеприведенном алгоритме рассматривается реорганизация в форме присоединения унитарных предприятий и (или) хозяйственных обществ. Действия, необходимые для реализации данных процедур, осуществляются поэтапно.

 

Этап 1. Действия, предшествующие государственной регистрации изменений
и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица,
к которому осуществляется присоединение
           
Проект  
Собственник имущества
     
решения    
(учредители, участники),
     
о реорганизации    
уполномоченный орган
     
предприятия    
юридического лица
     
в форме     Принятие решения      
присоединения     о реорганизации в форме      
      присоединения (примечание 1)    
            Решение 
              учредителя (в случае
              реорганизации частного
              унитарного предприятия
        (далее - ЧУП)), протокол
Проект приказа  
Руководитель юридического
    общего собрания
о назначении    
лица
    участников (акционеров)
и проведении     Издание приказа о назначении     (в случае реорганизации
инвентаризации     и проведении инвентаризации     хозяйственного общества)
      имущества и финансовых      
      обязательств (примечание 2)    
            Приказ руководителя
        о назначении и проведении
Проект письма-  
Руководитель юридического
    инвентаризации
уведомления    
лица, уполномоченное лицо
     
для инспекции     Уведомление ИМНС по месту      
Министерства     постановки на учет      
по налогам     о реорганизации в форме      
и сборам РБ     присоединения (примечание 3)    
(далее - ИМНС)           Письмо-уведомление
        с приложением копии
Проект письма-  
Руководитель юридического
    решения о реорганизации
уведомления    
лица, уполномоченное лицо
     
для Фонда     Уведомление ФСЗН по месту      
социальной     постановки на учет      
защиты     о реорганизации в форме      
населения     присоединения (примечание 4)    
Министерства           Письмо-уведомление
труда             с приложением копии
и социальной             решения о реорганизации
защиты РБ              
(далее - ФСЗН)              
         
Проекты писем-  
Руководитель юридического
     
уведомлений    
лица, уполномоченное лицо
     
кредиторов     Уведомление кредиторов      
      о реорганизации      
      юридического лица в форме      
      присоединения (примечание 5)    
            Письма-уведомления
        кредиторов (примечание 6)
Решение  
Руководитель юридического
     
о реорганизации    
лица, уполномоченное лицо
     
юридического     Уведомление членов      
лица     трудового коллектива      
      присоединяемой организации      
      о реорганизации      
      юридического лица в форме      
      присоединения (примечание 7)    
            Приказ-уведомление
        (примечание 8)
Приказ  
Инвентаризационная
     
руководителя    
комиссия
     
о назначении     Проведение инвентаризации      
и сроках     имущества и финансовых      
проведения     обязательств реорганизуемого      
инвентаризации     юридического лица      
      (примечание 9)    
            Инвентаризационные
        описи, акты
Инвентаризаци-  
Бухгалтерия реорганизуемого
    инвентаризации,
онные описи,    
юридического лица
    сличительные ведомости
акты     Отражение результатов      
инвентаризации,     инвентаризации      
сличительные     в бухгалтерском учете.      
ведомости     Результаты инвентаризации      
      отражаются в учете      
      и отчетности того месяца,      
      в котором была закончена      
      инвентаризация    
            Бухгалтерские проводки,
        бухгалтерский баланс
Бухгалтерские  
Бухгалтерия реорганизуемого
     
проводки,    
юридического лица
     
бухгалтерский     Подготовка передаточного      
баланс     акта. Передаточный акт      
      должен содержать положения      
      о правопреемстве по всем      
      обязательствам      
      реорганизованного      
      юридического лица      
      в отношении всех      
      его кредиторов и должников,      
      включая и обязательства,      
      оспариваемые сторонами      
      (примечание 10)    
            Передаточный акт
         
Проект договора  
Собственник имущества
     
присоединения    
(учредители, участники),
     
     
уполномоченный орган
     
     
юридического лица
     
      Заключение договора      
      о присоединении      
      (примечание 11)    
            Договор о присоединении
         
Передаточный  
Собственник имущества
     
акт    
(учредители, участники),
     
     
уполномоченный орган
     
     
юридического лица
     
      Утверждение передаточного      
      акта (примечание 12)    
            Решение учредителя
              об утверждении
              передаточного акта
              (в случае реорганизации
        ЧУП);
Проект решения  
Собственник имущества
    протокол общего
учредителя    
(учредители, участники),
    собрания участников
об утверждении    
уполномоченный орган
    об утверждении
договора    
юридического лица
    передаточного акта
о присоединении     Утверждение договора     (в случае реорганизации
(в случае     о присоединении     хозяйственного общества)
реорганизации     (примечание 13)    
ЧУП);           Решение учредителя
проект протокола         об утверждении договора
общего собрания    
Кредиторы реорганизуемого
    о присоединении
участников    
юридического лица
    (в случае реорганизации
об утверждении     Предъявление требований     ЧУП);
договора     (примечание 14).     протокол общего
о присоединении     Требования кредиторов     собрания участников
(в случае     предъявляются     об утверждении договора
реорганизации     реорганизуемому     о присоединении
хозяйственного     юридическому лицу     (в случае реорганизации
общества)     письменно в течение     хозяйственного общества)
      30 дней с даты направления      
      им уведомления      
      о принятом решении      
      о реорганизации организации      
      (примечание 15)    
            Требование кредитора,
        составленное
Проект протокола  
Собственник имущества
    в письменном виде
совместного    
(учредители, участники),
    в произвольной форме
общего собрания    
уполномоченный орган
     
участников    
юридического лица
     
юридических лиц,     Проведение совместного      
участвующих     общего собрания участников      
в реорганизации     юридических лиц,      
      участвующих в реорганизации      
      (примечание 16)    
            Протокол совместного
        общего собрания
Проект изменений  
Собственник имущества
    участников
и (или)    
(учредители, участники),
    юридических лиц,
дополнений,    
уполномоченный орган
    участвующих
вносимых    
юридического лица
    в реорганизации
в учредительные     Подготовка изменений      
документы     и (или) дополнений,      
юридического     вносимых в учредительные      
лица,     документы юридического      
к которому     лица, к которому      
осуществляется     осуществляется      
присоединение,     присоединение, или новой      
или новой     редакции устава      
редакции устава     (примечание 17)    
          Изменения и (или)
            дополнения, вносимые
            в учредительные
            документы юридического
            лица, к которому
            осуществляется
            присоединение,
            или новая редакция
            устава, в 2-х экземплярах
            (примечание 18)

 

Этап 2. Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение (примечание 22)
           
Заявление  
Регистрирующий орган
установленного образца     Государственная регистрация изменений и (или)
(примечание 19)     дополнений, вносимых в учредительные документы
с приложением     юридического лица, к которому осуществляется
следующих документов     присоединение (примечание 22)
(примечание 20):              
- изменения и (или)  
дополнения, вносимые     Государственная   Отказ в государственной
в учредительные     регистрация   регистрации
документы     (примечание 23)   (примечание 24)
юридического лица,              
к которому      
осуществляется   Изменения и (или)   Заявление
присоединение, или     дополнения, вносимые   о государственной
новая редакция устава     в учредительные   регистрации со штампом
(в 2-х экземплярах)     документы юридического   об отказе
без нотариального     лица, к которому   в государственной
засвидетельствования     осуществляется   регистрации с указанием
и его электронная копия     присоединение,   оснований
(в формате .doc или .rtf);     или новая редакция    
- оригинал или копия     устава (1 экземпляр)    
документа об уплате     со штампом    
государственной     регистрирующего органа    
пошлины в размере     (примечание 25)    
1,5 базовых величин          
(примечание 21);          
- оригинал          
свидетельства          
о государственной          
регистрации          
присоединяемого          
юридического лица          

 

Этап 3. Действия после государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение
           
Заявление  
Руководитель юридического
     
об уничтожении    
лица, уполномоченное лицо
     
печати установленного    
Уничтожение печати
     
образца    
присоединенного
     
(примечание 26)    
юридического лица.
     
с приложением:     Печать уничтожается      
- печати;     работником      
- доверенности (для     государственного органа      
уполномоченного     в присутствии заявителя.      
лица)     По окончании данной      
    процедуры заявителю      
      вручается квитанция      
      об уничтожении печати    
            Квитанция
        об уничтожении
Решение  
Руководитель юридического
    печати юридического
о реорганизации    
лица
    лица в связи
юридического лица     Переоформление трудовых     с реорганизацией
      отношений и внесение      
      записей в трудовые книжки      
      работников присоединенного      
      юридического лица      
      (примечание 27)    
            Внесение записи
        в трудовые книжки
Письмо-уведомление  
Обслуживающий банк
    работников;
с приложением     Закрытие текущих     приказ о продолжении
следующих     (расчетных) и иных счетов     трудовых отношений
документов:     присоединенного     (либо об увольнении)
- платежного     юридического лица      
поручения на     и перевод денежных      
перечисление     средств на счет      
денежных средств     юридического лица,      
на текущий     к которому было      
(расчетный) счет     осуществлено      
юридического лица,     присоединение      
к которому было     (примечание 28).      
осуществлено     Юридическое лицо -      
присоединение;     владелец счета обязано      
- заявления     направить в банк      
на закрытие текущих     письменное      
(расчетных) и иных     уведомление за подписью      
счетов     уполномоченного лица      
присоединенного     о реорганизации      
юридического лица     юридического лица      
      не позднее 3 рабочих дней      
      со дня возникновения      
      данного обстоятельства      
      (примечание 29)    
            Закрытие текущих
        (расчетных) и иных
Для внесения  
Инспекция Министерства
    счетов
изменений в учетное    
по налогам и сборам РБ
    присоединенного
дело юридического    
по месту
    юридического лица
лица предоставляются    
постановки на учет
     
информационное     Внесение изменений      
письмо с приложением:     в учетное дело      
-копии изменений     юридического лица,      
и (или) дополнений,     к которому произошло      
вносимых в устав     присоединение.      
юридического лица,     Инспекция Министерства      
или копия новой     по налогам и сборам РБ      
редакции устава     по месту постановки на учет      
со штампом     заводит на юридическое      
регистрирующего     лицо учетное дело, в котором      
органа;     содержится вся «история»      
(примечание 30)     данной организации,      
      включая все изменения,      
      в т.ч. и информация      
      о реорганизации. Поэтому,      
      несмотря на уведомление      
      ИМНС о реорганизации,      
      на практике необходимо      
      в последующем представить      
      соответствующие документы.      
      Снятие с налогового учета      
      присоединенного      
      юридического лица      
      (примечание 31)    
            Письмо-уведомление
        со штампом ИМНС
Письмо-уведомление  
Фонд социальной защиты
    о его приеме;
с приложением    
населения Министерства
    снятие с налогового
следующих документов:    
труда и социальной защиты 
    учета
- копии изменений    
РБ по месту постановки
    присоединенного
и (или) дополнений,    
на учет
    юридического лица
вносимых в устав     Внесение изменений      
юридического лица,     в учетное дело      
или копия новой     юридического лица,      
редакции устава     к которому произошло      
со штампом     присоединение.      
регистрирующего     По месту постановки на учет      
органа;     ФСЗН заводит      
- информация     на юридическое лицо      
о директоре и главном     учетное дело, в котором      
бухгалтере (в случае     содержится вся «история»      
назначения нового     данной организации,      
директора и главного     в т.ч. и информация      
бухгалтера).     о реорганизации. Поэтому,      
Письмо-уведомление     несмотря на уведомление      
о прекращении     ФСЗН о реорганизации,      
деятельности     на практике необходимо      
от присоединенного     в последующем      
юридического лица     представить      
(примечание 32)     соответствующие      
      документы.      
      Снятие с учета      
      присоединенного      
      юридического лица    
            Письмо-уведомление
        со штампом ФСЗН
Письмо-уведомление  
Белорусское республиканское
    о его приеме;
с приложением    
унитарное страховое
    снятие с учета
информации    
предприятие «Белгосстрах»
    присоединенного
о директоре и главном    
(далее - Белгосстрах)
    юридического лица
бухгалтере (в случае     Внесение изменений      
назначения нового     в учетное дело юридического      
директора и главного     лица, к которому произошло      
бухгалтера)     присоединение.      
      В законодательстве      
      не предусмотрена      
      обязанность по      
      уведомлению Белгосстраха      
      при реорганизации, однако      
      на практике работники      
      данной организации просят      
      предоставить      
      соответствующее      
      уведомление      
      для внесения изменений      
      в учетное дело      
      юридического лица.      
      Снятие с учета      
      присоединенного юридического лица      
      (примечание 33)    
            Письмо-уведомление
        со штампом
Письмо-уведомление  
Орган статистики
    Белгосстраха
с приложением     Внесение изменений     о его приеме;
копии изменений     в учетное дело юридического     снятие с учета
и (или) дополнений,     лица, к которому произошло     присоединенного
вносимых в устав     присоединение     юридического лица
юридического лица,     Снятие с учета      
или копия новой     присоединенного      
редакции устава     юридического лица      
со штампом     (примечание 34)    
регистрирующего           Письмо-уведомление
органа         со штампом
     
Территориальный орган
    органа статистики
     
по ценным бумагам
    о его приеме;
      Аннулирование     снятие с учета
      акций акционерного     присоединенного
      общества (далее -     юридического лица
      АО) (примечание 35)    
          Исключение акций
            из Государственного
            реестра ценных бумаг

 

Этап 4. Регистрация акций акционерного общества (в случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к акционерному обществу)
(примечание 36)
         
Заявление  
Территориальный орган
   
о регистрации    
по ценным бумагам
   
акций     Государственная регистрация    
установленного     дополнительных акций    
образца     АО (примечание 40).    
(примечание 37)     Срок регистрации - 15 дней,    
с приложением     а в случае направления запроса    
следующих     в другие государственные органы,    
документов:     иные организации - до 1 месяца.    
- решения о     Государственная регистрация    
выпуске акций     ценных бумаг влечет передачу    
(примечание 38);     ценных бумаг на централизованное    
- платежного     хранение в депозитарную систему    
документа,                  
подтверждающего          
уплату     Государственная   Отказ в    
государственной     регистрация   государственной    
пошлины     дополнительных   регистрации    
в размере     акций АО   дополнительных    
30 базовых     (примечание 41)   акций АО    
величин           (примечание 42)    
(примечание 39)               Мотивированный
                  отказ в регистрации
                  дополнительных
                  акций
                 
                Письмо, содержащее
                  сведения о
                  зарегистрированных
                  акциях

 

Примечание 1. Решение о реорганизации принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.

В решении о реорганизации должна быть отражена следующая информация о (об):

- реорганизации юридического лица в форме присоединения;

- возложении на руководителя юридического лица обязанности письменно уведомить его кредиторов о предстоящей реорганизации (для присоединяемого юридического лица);

- определении даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация имущества юридического лица и составляется передаточный акт (для присоединяемого юридического лица);

- размере вклада присоединяемого юридического лица в уставный фонд юридического лица, к которому происходит присоединение (в случае увеличения размера уставного фонда юридического лица, к которому происходит присоединение).

По общему правилу размер уставного фонда юридического лица, к которому в результате реорганизации происходит присоединение, равен сумме размеров уставных фондов всех субъектов, участвующих в реорганизации. Однако размер уставного фонда данного юридического лица может быть и больше, чем указанная выше сумма, но в этом случае один, несколько или все участвующие в реорганизации субъекты должны заранее определить, за счет чьих вкладов произойдет увеличение уставного фонда. Необходимо также отметить, что возможна ситуация, при которой размер уставного фонда юридического лица, к которому происходит присоединение, остается неизменным, т.е. если договором о присоединении предусмотрено уменьшение уставного фонда юридического лица - правопреемника по сравнению с суммой уставных фондов реорганизуемых организаций, то отражается величина уставного фонда, зафиксированная в договоре, а разница подлежит урегулированию в бухгалтерском балансе юридического лица - правопреемника.

В данном алгоритме рассматривается ситуация, когда уставный фонд юридического лица, к которому происходит присоединение, в результате реорганизации становится равен сумме размеров уставных фондов всех субъектов, участвующих в данной процедуре;

- предоставлении полномочий на заключение договора о присоединении.

Некоторые авторы высказывают мнение о том, что предоставление данных полномочий должно оформляться отдельным решением юридического лица, однако, на наш взгляд, такую информацию можно указать сразу в первом документе;

- порядок трансформации акций акционерного общества (далее - АО) в доли в уставном фонде хозяйственного общества (при присоединении АО к обществу с ограниченной ответственностью или обществу с дополнительной ответственностью);

- иные сведения по усмотрению учредителей либо предусмотренные законодательными актами.

Примечание 2. В соответствии с частью третьей ст.12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» при реорганизации организации проведение инвентаризации является обязательным.

Форма приказа установлена Инструкцией № 180 (см. приложение 1).

Примечание 3. Письмо произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (подп.1.9.3 п.1 ст.22 Общей части Налогового кодекса РБ (далее - НК)). После получения налоговыми органами соответствующего уведомления деятельность реорганизуемого юридического лица может быть подвергнута внеплановой налоговой проверке. Обязательность проведения внеплановой налоговой проверки при реорганизации ранее содержалась в п.4 ст.69 Общей части НК (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.), однако с учетом изменений, внесенных в НК Законом РБ от 29.12.2006 № 190-З, на сегодняшний день назначение такой проверки - право налоговых органов, а не обязанность.

Обратите внимание!

При реорганизации юридического лица в форме присоединения общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в присоединении юридических лиц неоднократно принимает решение о реорганизации юридического лица, а именно:

1-й раз: решение, в котором непосредственно выражено намерение о реорганизации юридического лица в форме присоединения;

2-й раз: на стадии подписания договора о присоединении;

3-й раз: на стадии утверждения договора о присоединении.

В этой связи возникает вопрос: какое же решение о реорганизации считается тем решением, от которого необходимо отсчитывать срок, необходимый для уведомления государственных органов и кредиторов реорганизуемых юридических лиц?

Так как законодательство не дает однозначного ответа на этот вопрос, некоторые авторы пришли к выводу, что в данном случае речь идет о последнем решении юридического лица, в рамках которого утверждается договор о присоединении.

На наш взгляд, такая точка зрения достаточна спорна, и во избежание возникновения проблемных ситуаций предлагаем отсчитывать указанный срок по аналогии с процедурой реорганизации в форме преобразования, т.е. от даты принятия самого первого решения.

 

Примечание 4. Письмо произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (абзац 10 п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40).

В соответствии с Положением о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294 (в редакции, действовавшей до 31 мая 2008 г.), страхователь был обязан письменно сообщать страховщику по месту регистрации о реорганизации юридического лица в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения (подп.18.2 п.18 данного Положения). Однако постановлением Совета Министров РБ от 31.05.2008 № 783 данное Положение было изложено в новой редакции, не предусматривающей обязанность уведомления страховщика о реорганизации юридического лица у страхователя.

В свою очередь, уведомление о реорганизации органов статистики также не является обязательным, однако прочно закрепилось на практике.

Примечание 5. Статья 56 ГК обязывает орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого предприятия, являющихся его кредиторами на дату принятия решения о реорганизации. Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации (ст.23 Закона о хозяйственных обществах). Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации при заключении с ними договоров. Срок для уведомления кредиторов при реорганизации ЧУП и предъявления кредиторами требований законодательством не установлен, однако в такой ситуации можно по аналогии руководствоваться сроками, установленными ст.23 Закона о хозяйственных обществах.

Независимо от того что в случае реорганизации в форме присоединения юридическое лицо, к которому происходит присоединение, продолжает свою деятельность, претерпевая лишь некоторые изменения, оно также должно уведомить своих кредиторов, так как является участником данного процесса и принимает соответствующее решение о реорганизации.

Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме присоединения, каждое юридическое лицо, участвующее в данном процессе, должно уведомить об этом своих кредиторов.

Примечание 6. В соответствии с разъяснением ВХС РБ от 30.06.2008 № 03-29/1397 «О порядке уведомления кредиторов о реорганизации юридического лица» данное уведомление должно быть направлено каждому кредитору учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации. Следовательно, под письменным уведомлением нельзя понимать публикацию о реорганизации юридического лица в соответствующем печатном издании.

Объем обязательной информации, которая должна содержаться в уведомлении, действующим законодательством не установлен. Кредиторам должны быть сообщены сведения, необходимые для того, чтобы сделать правильный выбор о продолжении или прекращении хозяйственных связей с реорганизуемым юридическим лицом. Способ отправки данного письменного уведомления законодательно также не урегулирован, поэтому предполагается, что для этих целей можно использовать заказные письма, телеграммы, электронные документы. Предпочтительнее посылать заказным письмом с уведомлением с описью вложения.

Примечание 7. При реорганизации юридического лица трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается в соответствии с п.5 ст.35 Трудового кодекса РБ с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее 2-недельного среднего заработка. Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме присоединения следует помнить, что такая реорганизация может повлечь дополнительные расходы, связанные с выплатой работникам выходного пособия.

Примечание 8. Законодатель не определяет, что согласие работника на продолжение трудовых отношений обязательно должно быть выражено в письменной форме каждым работником индивидуально. Вместе с тем, чтобы получить согласие работника, наниматель обязан уведомить работника о предстоящей реорганизации. Форма такого уведомления также не определена. Поэтому, по мнению автора, правильными будут действия нанимателя, если он проведет общее собрание либо вывесит решение о реорганизации юридического лица на доске объявлений. Получение согласия работника на продолжение трудовых отношений подразумевается, если работник не обратился к нанимателю с письменным заявлением об увольнении и продолжает выполнять работу.

В случае если трудовой коллектив реорганизуемого юридического лица малочисленный, рекомендуем ознакомить каждого работника с приказом о реорганизации под роспись.

Примечание 9. Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией № 180. Согласно п.5 Инструкции № 180 инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.). К инвентаризируемым активам относятся: внеоборотные активы, оборотные активы, дебиторская задолженность, расчеты с учредителями, денежные средства, финансовые вложения, прочие оборотные активы. К инвентаризируемым обязательствам организации относятся: долгосрочные кредиты и займы, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, задолженность перед учредителями, резервы предстоящих расходов, прочие виды обязательств.

Необходимо отметить, что в соответствии с частью второй ст.6 Инструкции № 180 при реорганизации организации путем присоединения одной организации к другой инвентаризация активов и обязательств проводится у присоединяемой организации.

Примечание 10. Согласно п.2 ст.54 ГК при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Однако неуказание в передаточном акте налогов и экономических санкций не освобождает юридическое лицо, к которому произошло присоединение, от уплаты налогов и ответственности в виде уплаты экономических санкций. Так, исполнение налогового обязательства, уплата пеней реорганизованной организации возлагаются на ее правопреемника независимо от того, были известны правопреемнику до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией или нет (п.2 ст.39 Общей части НК).

Примечание 11. В соответствии с частью второй ст.17 Закона о хозяйственных обществах юридические лица, участвующие в присоединении, заключают договор о присоединении, в котором определяют порядок и условия данной процедуры.

Важно заметить, что в законодательстве напрямую не установлены те условия, которые в обязательном порядке должны найти отражение в договоре о присоединении. На наш взгляд, в данном договоре должна быть указана следующая информация:

- предмет договора, т.е. реорганизация одной из сторон договора в форме присоединения к другой стороне;

- порядок осуществления учредителями совместной деятельности по реорганизации юридического лица в форме присоединения, их права и обязанности по реорганизации юридического лица, распределение расходов в связи с реорганизацией;

- размер уставного фонда и порядок его формирования;

- принцип определения соотношения долей в уставном фонде между учредителями юридического лица, к которому происходит присоединение;

- сроки, в течение которых будет осуществлен процесс присоединения;

- порядок голосования на совместном общем собрании участников, а также вопрос, связанный с его кворумом и в целом с порядком проведения, в т.ч. с уведомлением лиц, которые могут (должны) принять участие в совместном общем собрании;

- иные сведения.

Примечание 12. Передаточный акт не является документом, подтверждающим факт завершения реорганизации юридического лица, а служит лишь необходимым основанием для ее проведения (письмо Минюста РБ от 21.07.2004 № 05-05/1399-3 «О внесении изменений в учредительные документы юридического лица, к которому в рамках установленной формы реорганизации присоединяется иное юридическое лицо»).

Напомним, что с 1 февраля 2009 г. согласно Положению о регистрации передаточный акт не входит в перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации реорганизации, тем не менее он - необходимый документ для проведения процедуры реорганизации.

Примечание 13. В соответствии с частью второй ст.17 Закона о хозяйственных обществах общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в присоединении юридических лиц, уполномоченные на то учредительными документами, утверждает договор о присоединении. Таким образом, общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в реорганизации юридических лиц должны признать или не признавать условия договора о присоединении, который был совершен, например, исполнительным органом юридических лиц. При этом важно заметить, что они вправе как признать заключенный договор о присоединении и соответственно его утвердить, так и отказать в указанном признании и, следовательно, не утвердить рассматриваемый договор, тем самым приостановив или прекратив процесс реорганизации.

Примечание 14. В соответствии с п.2 ст.56 ГК кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому оно является, и возмещения убытков.

Примечание 15. Важно заметить, что Законом РБ от 15.07.2010 № 168-З внесены изменения в ст.23 Закона о хозяйственных обществах, которые вступили в силу с 3 февраля 2011 г. Так, согласно данным изменениям кредитор должен предъявить свои требования в течение 30 дней с даты направления ему уведомления о принятом решении о реорганизации, а не с даты получения такого уведомления, как было установлено ранее.

Примечание 16. Согласно части второй ст.17 Закона о хозяйственных обществах совместное общее собрание учредителей (участников) юридических лиц или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами, участвующих в присоединении, принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение.

Таким образом, в протоколе данного собрания должна содержаться следующая информация о (об):

- внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение, и их представлении в регистрирующий орган;

- образовании органов юридического лица, к которому происходит присоединение, и избрании их членов (в случае если образуются новые органы и (или) назначаются новые должностные лица);

- утверждении решения о регистрации акций (в случае присоединения к АО).

Примечание 17. Данные изменения и (или) дополнения могут быть как формальными (предусматривать лишь указание в уставе на то, что юридическое лицо является правопреемником присоединяемого к нему лица, на изменение состава участников и перераспределение долей в уставном фонде), так и кардинальными, если они затрагивают структуру и органы управления юридического лица.

Примечание 18. В соответствии с абзацем 3 п.15 Положения о регистрации для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций, в регистрирующий орган представляются изменения и (или) дополнения в 2-х экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу, либо по желанию коммерческой организации новая редакция устава.

Примечание 19. В соответствии с п.12 постановления № 8 при реорганизации юридического лица в форме присоединения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений по форме, утвержденной постановлением № 8 (приложение 2).

Примечание 20. При реорганизации юридического лица в форме присоединения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений. Согласно п.15 Положения о регистрации к нему прилагаются документы, необходимые для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций.

Примечание 21. Так как при реорганизации юридического лица в форме присоединения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, то согласно приложению 22 к Особенной части НК за данные действия взимается пошлина в размере 1,5 базовой величины.

Примечание 22. Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение, производится в день обращения в регистрирующий орган.

Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

В соответствии с п.11 Положения о регистрации регистрирующие органы обязаны обеспечивать ежедневный в течение всего рабочего времени регистрирующего органа прием документов для государственной регистрации, за исключением выходных, государственных праздников и праздничных дней, являющихся нерабочими днями. Таким образом, подать документы для государственной регистрации изменений и (или) дополнений можно в течение всего рабочего дня регистрирующего органа, за исключением обеденного перерыва.

Примечание 23. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

- ставит на изменениях и (или) дополнениях, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение, или новой редакции устава штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает 1 экземпляр данных документов лицу, их представившему;

- вносит в ЕГР запись о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица или новой редакции устава;

- представляет в Министерство юстиции РБ необходимые сведения для внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединенных юридических лиц.

Примечание 24. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение в случаях:

- непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;

- оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Неосуществление либо отказ в государственной регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается.

Примечание 25. Выдается в день подачи документов для государственной регистрации.

Примечание 26. Образец заявления об уничтожении печати взят на сайте Минского городского исполнительного комитета: www.minsk.gov.by.

Порядок изготовления и уничтожения печатей и штампов определен Инструкцией о порядке открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления, учета, хранения и уничтожения печатей и штампов, утвержденной постановлением МВД РБ от 25.09.2000 № 157 (далее - Инструкция № 157).

При анализе п.62 Инструкции № 157 можно прийти к выводу, что в случае реорганизации печати подлежат сдаче для уничтожения:

- в регистрирующие органы, если разрешение на право изготовления этих печатей выдавалось регистрирующими органами (т.е. до 1 февраля 2009 г.),

- в орган внутренних дел по месту нахождения юридического лица - во всех остальных случаях;

Таким образом, в случае реорганизации юридического лица печати следует сдавать либо в регистрирующие органы (для организаций, зарегистрированных до 01.02.2009), либо в органы внутренних дел по месту нахождения юридического лица, где они будут подлежать уничтожению сотрудником разрешительной системы органов внутренних дел в присутствии уполномоченного представителя юридического лица.

Необходимо отметить, что самостоятельно юридическое лицо может уничтожать только те печати, в тексте которых отсутствует наименование юридического лица, угловые, прямоугольные, треугольные и овальные штампы, пломбиры, нумераторы, клише, факсимиле, штемпеля, блокировочные штампы и клейма, металлические печати для опечатывания шкафов, сейфов, дверей и др. Печать же с реквизитами уничтожается только работником соответствующего органа (часть третья п.62 Инструкции № 157).

Примечание 27. Если в период работы происходит реорганизация организации, а трудовые отношения с согласия работника продолжаются, то об этом отдельной строкой в графе 3 трудовой книжки производится соответствующая запись, а в графе 4 записываются номер и дата приказа (распоряжения), на основании которого указанные изменения произведены (п.34 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30).

Однако если работник откажется от продолжения работы, трудовой договор с ним прекращается по п.5 ст.35 Трудового кодекса РБ с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее 2-недельного среднего заработка.

Примечание 28. Так как после государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица, к которому было осуществлено присоединение, присоединенное юридическое лицо исключаются из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) и прекращают свою хозяйственную деятельность, последнее должно закрыть свои текущие (расчетные) и иные счета и перевести оставшиеся на них денежные средства на текущий (расчетный) счет юридического лица, к которому было осуществлено присоединение.

Примечание 29. Порядок и сроки уведомления банков устанавливаются внутренними локальными актами банка, а также п.10 постановления Правления Нацбанка РБ от 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов» (далее - постановление № 40). Согласно данному пункту владелец счета обязан направить в банк письменное уведомление за подписью уполномоченного лица об изменении сведений, позволяющих идентифицировать владельца счета (реорганизация, изменение наименования владельца счета - юридического лица). В данной ситуации возникает вопрос о том, с какого момента начинает течь указанный в постановлении срок. На наш взгляд, данный срок необходимо исчислять со дня государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которому произошло присоединение.

Необходимо отметить, что постановление № 40 не регулирует вопросы переоформления и закрытия банковских счетов. Эти вопросы переданы в компетенцию банков, которым поручено принять локальные нормативные правовые акты, определяющие порядок открытия, закрытия, переоформления банковских счетов, в т.ч. особенности по каждому виду банковского счета и по отдельным категориям владельцев счетов (при необходимости), с учетом требований постановления № 40 и иных актов законодательства (п.13 постановления № 40). Таким образом, банк самостоятельно с учетом вышеуказанных требований законодательства определяет перечень документов, необходимых для закрытия счета.

В соответствии с п.2 ст.54 ГК и частью третьей ст.17 Закона о хозяйственных обществах с момента государственной регистрации изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица, к которому произошло присоединение, по передаточному акту к данному юридическому лицу перешли все права и обязанности присоединенного юридического лица, в т.ч. право распоряжения расчетным счетом последнего.

Таким образом, на основании письма-уведомления и документов о произошедшей реорганизации расчетный счет присоединенного юридического лица может быть переоформлен на юридическое лицо, к которому произошло присоединение. Решение о закрытии этого счета будет полномочно принять руководство данного юридического лица уже как своего собственного расчетного счета.

Примечание 30. В случае назначения нового директора и главного бухгалтера юридического лица дополнительно представляются следующие документы:

- копии протокола, в котором содержатся сведения о назначении директора юридического лица;

- копии приказов или трудовых контрактов с директором и главным бухгалтером;

- копии паспортов директора и главного бухгалтера;

- копии диплома о высшем образовании главного бухгалтера;

- копии трудовой книжки главного бухгалтера, подтверждающей стаж работы по специальности не менее 5 лет (для лиц, не имеющих высшего специального образования);

- копии договора на оказание бухгалтерских услуг (если руководство бухгалтерским учетом будет осуществлять сторонняя организация или индивидуальный предприниматель).

Примечание 31. Согласно п.9 Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 96, при реорганизации юридического лица в форме присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу за последним из них сохраняется ранее присвоенный учетный номер плательщика (далее - УНП), а присоединенное юридическое лицо исключается из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), присвоенный ему УНП признается недействительным.

В свою очередь, несмотря на исключение присоединенного юридического лица из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), на практике его учетное дело передается для хранения в ИМНС по месту постановки на учет юридического лица, к которому произошло присоединение.

Примечание 32. В соответствии с п.7 Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.07.2009 № 917, юридические лица, их представительства и филиалы подлежат снятию с учета в качестве плательщиков в органах ФСЗН в течение 2 рабочих дней с даты получения органами ФСЗН уведомления (в произвольной форме) от них о прекращении своей деятельности (в т.ч. и в случае реорганизации). Датой снятия с учета является дата получения органами ФСЗН соответствующего уведомления.

Примечание 33. Согласно части первой п.17 и части третьей п.18 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294, в случае исключения страхователя - юридического лица из ЕГР в течение 3 рабочих дней, исчисляемых со дня получения сведений об исключении страхователя из ЕГР, страховщиком осуществляется снятие с учета данного страхователя.

Примечание 34. Несмотря на то что органы статистики осуществляют внесение изменений в статистический регистр, снятие респондентов с учета в органах государственной статистики на основании информации, передаваемой регистрирующими органами (п.12 Инструкции о порядке постановки на учет, снятия с учета респондентов государственных статистических наблюдений в органах государственной статистики, утвержденной постановлением Белстата от 02.03.2009 № 26), однако на практике работники данных органов просят представить документы юридического лица, к которому в результате реорганизации было осуществлено присоединение, для внесения изменений в его учетное дело.

Примечание 35. Данная стадия возникает лишь в том случае, если присоединяемое юридическое лицо является АО.

Согласно части третьей ст.89 Закона о хозяйственных обществах при реорганизации АО в форме присоединения акции присоединяемого АО аннулируются в соответствии с законодательством о ценных бумагах.

В соответствии со ст.123 Инструкции № 146, исключение из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование) выпуска акций или его части осуществляется регистрирующим органом путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр ценных бумаг в случае реорганизации АО в форме присоединения, в результате которой прекращена деятельность присоединяемого АО, - на основании документов, представленных для государственной регистрации акций АО, к которому осуществлено присоединение.

Примечание 36. Согласно п.48 Инструкции № 146 выпуск акций АО, к которому осуществлено присоединение, включает:

- представление в регистрирующий орган документов для государственной регистрации акций;

- осуществление регистрирующим органом государственной регистрации акций.

Обратите внимание!

Акции, выпущенные АО, к которому осуществлено присоединение юридического лица, распределяются между участниками присоединяемого юридического лица (п.50 Инструкции № 146). Выпуск акций АО, к которому осуществлено присоединение, осуществляется за счет имущества (собственных средств) присоединяемого юридического лица в соответствии с передаточным актом (п.52 Инструкции № 146).

 

Примечание 37. Форма заявления установлена Инструкцией № 146 (приложение 3).

Примечание 38. Форма решения установлена Инструкцией № 146 (приложение 4).

Примечание 39. Пункт 26 перечня административных процедур, осуществляемых Министерством финансов, государственными организациями, подчиненными Министерству финансов, и другими организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1380.

Примечание 40. При выпуске дополнительных акций (в т.ч. и в результате реорганизации в форме присоединения) документы для государственной регистрации акций представляются в 2-месячный срок с даты государственной регистрации соответствующих изменений и (или) дополнений, вносимых в устав АО (п.26 Инструкции № 146).

Сведения об отделах (управлении) по ценным бумагам главных управлений Министерства финансов РБ по областям и г.Минску.

 

Название
Место нахождения
Контактные телефоны
Отдел по ценным бумагам по Брестской обл. 224023, г.Брест, ул.Московская, 332/3, каб.5-7 (0162) 40 83 82;
41 46 14 (факс)
Отдел по ценным бумагам по Витебской обл. 210015, г.Витебск, ул.Ленина, 17 (0212) 60 51;
36 51 26 (факс)
Отдел по ценным бумагам по Гомельской обл. 246050, г.Гомель, ул.Гагарина, 17 (0232) 74 73 65;
74 17 40 (факс)
Отдел по ценным бумагам по Гродненской обл. 230023, г.Гродно, ул.Ожешко, 3, каб.916, областной исполнительный комитет (0152) 72 16 26;
74 34 33 (факс)
Управление по ценным бумагам по г.Минску 220002, г.Минск, ул.Кропоткина, 44, каб.1202-1203 (017) 283 28 69;
283 27 75 (факс)
Отдел по ценным бумагам по Минской обл. 220002, г.Минск, ул.Кропоткина, 44, каб.1204 (017) 334 68 32;
334 04 23 (факс)
Отдел по ценным бумагам по Могилевской обл. 212030, г.Могилев, ул.Первомайская, 71, каб.570, 567 (0222) 22 11 18;
32 66 54 (факс)

 

Примечание 41. Территориальный орган по ценным бумагам по истечении срока для рассмотрения документов и при отсутствии нарушений:

- вносит соответствующие сведения в Государственный реестр ценных бумаг;

- присваивает номер государственной регистрации акциям АО;

- выдает письмо, содержащее сведения о зарегистрированных в Государственном реестре ценных бумаг дополнительно выпущенных акциях данной категории, данного типа привилегированных акций, а также сведения об общем объеме зарегистрированных в Государственном реестре ценных бумаг акций данной категории, данного типа привилегированных акций.

Примечание 42. Территориальный орган по ценным бумагам не осуществляет государственной регистрации акций АО в случаях:

- нарушения эмитентом установленного порядка выпуска ценных бумаг;

- несоответствия представленных документов требованиям законодательства о ценных бумагах, в т.ч. подложных, поддельных или недействительных документов.

Территориальный орган по ценным бумагам не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляет эмитенту мотивированный отказ.

Отказ может быть обжалован эмитентом в судебном порядке.

 

15.02.2011 г.

 

Светлана Дашкевич, юрист

 

От редакции: С 1 сентября 2011 г. в Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании Декрета Президента РБ от 27.06.2011 № 5 внесены изменения и дополнения.

В постановление Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294 «Об утверждении Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» на основании постановлений Совета Министров РБ от 23.09.2011 № 1278 (с 6 октября 2011 г.) и от 11.07.2012 № 637 (с 3 августа 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2012 г. в Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2012 г. в Общую часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З внесены изменения и дополнения.

С 27 марта 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1380 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Министерством финансов, государственными организациями, подчиненными Министерству финансов, и другими организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании постановления Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 утратило силу.

С 6 апреля 2012 г. в Положение о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.07.2009 № 917, на основании постановления Совета Министров РБ от 06.02.2012 № 123 внесены изменения и дополнения.

С 22 июня 2012 г. в Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденное Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40, на основании Указа Президента РБ от 14.06.2012 № 265 внесены изменения и дополнения.

 В Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», на основании Указа Президента РБ от 21.06.2012 № 284 внесены изменения и дополнения.