


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ФОРМЕ ВЫДЕЛЕНИЯ
Основные нормативные акты
Основные нормативные правовые акты, регулирующие порядок реорганизации юридических лиц в форме выделения и государственной регистрации организации, создаваемой в результате такой реорганизации:
• Гражданский кодекс РБ (далее - ГК);
• Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации, Декрет № 1).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2013 г. в Декрет № 1 на основании Декрета Президента РБ от 24.01.2013 № 2 внесены дополнения и изменения. В частности, Положение о регистрации изложено в новой редакции; |
• Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон о хозяйственных обществах);
• постановление Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - постановление № 8);
• Положение о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 05.02.2009 № 154 (далее - Положение № 154).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 ноября 2014 г. Положение № 154 на основании постановления Совета Министров РБ от 18.08.2014 № 799 изложено в новой редакции; |
• постановление Минюста РБ от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» (далее - постановление № 20);
• Инструкция о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденная постановлением Минфина РБ от 11.12.2009 № 146 (далее - Инструкция № 146);
• Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).
Где осуществляется регистрация
Согласно п.4 Положения о регистрации государственная регистрация юридического лица (в т.ч. созданного в результате реорганизации в форме выделения) производится по месту его нахождения. Пункт 9 Положения о регистрации предусматривает, что государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется только областными и Минским городским исполнительными комитетами, а государственная регистрация остальных субъектов хозяйствования - областными, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским городскими исполнительными комитетами. Областные исполнительные комитеты вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные городские исполнительные комитеты - соответствующим администрациям районов в городах, что и имеет место быть на практике. Таким образом, если юридический адрес юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения, находится в г.Минске и его учредители - граждане Республики Беларусь зарегистрированы в г.Минске, то в данном случае документы для государственной регистрации реорганизации представляются в администрацию района г.Минска по предполагаемому месту нахождения юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения. Если же хотя бы один из учредителей юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения, зарегистрирован не в г.Минске, документы для осуществления государственной регистрации представляются в Минский городской исполнительный комитет.
Информация о государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в том числе созданных в результате реорганизации в форме выделения (г.Минск) | |||
Название | Место нахождения | Кабинет | Телефон |
Минский городской исполнительный комитет | пл.Свободы, 8 |
103, 104 |
220 29 24, 220 29 23 |
Минский областной исполнительный комитет | ул.Комсомольская, 12 |
44 |
226 16 15, 227 66 01 |
Администрация Заводского р-на г.Минска |
ул.Жилуновича, 17 |
1 |
295 31 10 |
Администрация Ленинского р-на г.Минска |
ул.Маяковского, 83 |
220 |
223 33 57 |
Администрация Московского р-на г.Минска |
пр-т Дзержинского, 10 |
206, 325 |
200 28 52 |
Администрация Октябрьского р-на г.Минска |
ул.Чкалова, 6 |
112, 116 |
224 51 18, 224 49 21 |
Администрация Партизанского р-на г.Минска |
ул.Захарова, 53 |
114, 115 |
294 61 82 |
Администрация Первомайского р-на г.Минска |
пер.Чорного, 5 |
202 |
280 00 53 |
Администрация Советского р-на г.Минска |
ул.Дорошевича, 8 |
1, 7 |
292 62 10, 292 25 88 |
Администрация Центрального р-на г.Минска |
ул.Мельникайте, 6 |
302 |
306 44 32 |
Минский районный исполнительный комитет | ул.Ольшевского, 8 |
116, 124 |
204 78 43 |
Администрация Фрунзенского р-на г.Минска |
ул.Кальварийская, 39 |
209, 217 |
256 11 11, 204 79 25 |
Общая характеристика реорганизации юридического лица в форме выделения
Выделение представляет собой одну из форм реорганизации, при которой из юридического лица создается одна или несколько новых организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизованного юридического лица без прекращения его деятельности. При выделении права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят в соответствии с разделительным балансом к каждой из возникших организаций (ст.19 Закона о хозяйственных обществах). Процесс реорганизации в форме выделения считается завершенным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Поскольку при реорганизации в форме выделения работа реорганизуемого юридического лица остается прежней (с учетом изменений, произошедших в результате передачи имущества, прав и обязанностей выделившимся лицам), оно сохраняет свои фирменное наименование, счета, учетные номера, лицензии и прочие специальные разрешения. Организации, созданные в процессе реорганизации в форме выделения, получают самостоятельные реквизиты.
На практике выделение может использоваться в случае, когда у организации возникает необходимость создания самостоятельных юридических лиц при сохранении контроля над ними со стороны организации. Например, организация осуществляет несколько видов деятельности, что затрудняет ведение бухгалтерского учета. В таком случае участникам данной компании следует прибегнуть к реорганизации и выделить из организации юридическое лицо, которое будет специализироваться в каком-то одном направлении. Реорганизация в форме выделения также может использоваться как альтернатива созданию нового юридического лица. Например, участник общества желает выйти из состава его участников и продолжить бизнес в данной отрасли на базе частного унитарного предприятия (ЧУП). Если для этого участник пожелает выйти из общества или продать свою долю, ему придется зарегистрировать новое юридическое лицо и начать работу «с нуля», не имея необходимого оборудования и имущества. Кроме того, денежные средства, которые он должен получить в случае своего выхода из общества, будут ему выплачены только в конце финансового года (на расчет с выбывшим участником дается год), что не позволит ему сразу же вложить средства в бизнес. В случае продажи доли в уставном фонде общества размер полученных в результате данной сделки денежных средств несопоставим с балансовой стоимостью недвижимости, которая может перейти к лицу в случае реорганизации в форме выделения по разделительному балансу. Следовательно, в процессе выделения можно получить как минимум одно новое юридическое лицо, которое сразу после создания и регистрации приступит к осуществлению хозяйственной деятельности.
Таким образом, если организации важно, чтобы вновь возникшее юридическое лицо начало деятельность с чистого листа, то необходимо использовать процесс учреждения. Если же организации надо, чтобы вновь возникший субъект фактически продолжил ту деятельность, которую осуществляло юридическое лицо, необходимо использовать процесс выделения.
![]() |
Обратите внимание! Согласно нормам Положения о регистрации учредители юридического лица несут ответственность не только за соблюдение процедуры его создания (в т.ч. и в результате реорганизации), но и за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими для регистрации документах. |
В связи с тем что выделение - достаточно сложная процедура, при создании юридического лица таким образом необходимо внимательно отнестись к каждому этапу процесса во избежание возникновения проблем в будущем.
В нижеприведенном алгоритме рассмотрена реорганизация в форме выделения унитарных предприятий и (или) хозяйственных обществ. Действия, необходимые для реализации данных процедур, осуществляются поэтапно.
Этап 1. Действия, предшествующие государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения | |||||||
► | |||||||
Проект решения | Собственник имущества (учредители, участники), уполномоченный орган юридического лица | ||||||
о реорганизации | |||||||
в форме | |||||||
выделения | |||||||
Принятие решения | |||||||
о реорганизации в форме | |||||||
выделения (примечание 1) | ► | ||||||
Решение учредителя | |||||||
(в случае реорганизации ЧУП, протокол общего собрания участников (акционеров) (в случае реорганизации хозяйственного общества) | |||||||
► | ▼ | ||||||
Проект приказа | Руководитель юридического лица | ||||||
о назначении | Издание приказа о назначении | ||||||
и проведении | и проведении инвентаризации | ||||||
инвентаризации | имущества и финансовых | ||||||
обязательств (примечание 2) | ► | ||||||
Приказ руководителя | |||||||
► | ▼ | о назначении | |||||
Проект письма- | Руководитель юридического лица, уполномоченное лицо | и проведении | |||||
уведомления, | инвентаризации | ||||||
направляемого | Уведомление ИМНС по месту | ||||||
в инспекцию | постановки на учет | ||||||
Министерства | о реорганизации в форме | ||||||
по налогам | выделения (примечание 3) | ► | |||||
и сборам РБ | Письмо-уведомление | ||||||
(далее - ИМНС) | с приложением копии | ||||||
► | ▼ | решения о реорганизации | |||||
Проект письма- | Руководитель юридического лица, уполномоченное лицо | ||||||
уведомления, | |||||||
направляемого | Уведомление ФСЗН по месту | ||||||
в Фонд | постановки на учет | ||||||
социальной | о реорганизации в форме | ||||||
защиты | выделения (примечание 4) | ► | |||||
населения | Письмо-уведомление | ||||||
Министерства | с приложением копии | ||||||
труда | решения о реорганизации | ||||||
и социальной | |||||||
защиты РБ | |||||||
(далее - ФСЗН) | |||||||
► | ▼ | ||||||
Проект письма- | Руководитель юридического лица, уполномоченное лицо | ||||||
уведомления, | |||||||
направляемого | Уведомление Белгосстраха | ||||||
в Белорусское | по месту постановки на учет | ||||||
республиканское | о реорганизации в форме | ||||||
унитарное | выделения (примечание 5) | ► | |||||
страховое | Письмо-уведомление | ||||||
предприятие | с приложением копии | ||||||
«Белгосстрах» | решения о реорганизации | ||||||
(далее - | |||||||
Белгосстрах) | |||||||
► | ▼ | ||||||
Проекты писем- | Руководитель юридического лица, уполномоченное лицо | ||||||
уведомлений | |||||||
кредиторов | Уведомление кредиторов | ||||||
о реорганизации юридического | |||||||
лица в форме выделения | |||||||
(примечание 6) | ► | ||||||
Письма-уведомления | |||||||
► | ▼ | кредиторов (примечание 7) | |||||
Решение | Руководитель юридического лица, уполномоченное лицо | ||||||
о реорганизации | |||||||
юридического | Уведомление членов трудового | ||||||
лица | коллектива организации | ||||||
о реорганизации юридического | |||||||
лица в форме выделения | |||||||
(примечание 8) | ► | ||||||
Приказ об уведомлении | |||||||
► | ▼ | работников (примечание 9) | |||||
Приказ | Инвентаризационная комиссия | ||||||
руководителя | Проведение инвентаризации | ||||||
о назначении | имущества и финансовых | ||||||
и сроках | обязательств реорганизуемого | ||||||
проведения | юридического лица | ||||||
инвентаризации | (примечание 10) | ► | |||||
Инвентаризационные | |||||||
► | ▼ | описи, акты | |||||
Инвентариза- | Бухгалтерия реорганизуемого юридического лица | инвентаризации, | |||||
ционные описи, | сличительные ведомости | ||||||
акты |
Отражение результатов |
||||||
инвентаризации, |
инвентаризации |
||||||
сличительные |
в бухгалтерском учете. |
||||||
ведомости | Результаты инвентаризации | ||||||
отражаются в учете и отчетности | |||||||
того месяца, в котором была | |||||||
закончена инвентаризация | ► | ||||||
Бухгалтерские проводки, | |||||||
► | ▼ | бухгалтерский баланс | |||||
Бухгалтерские | Бухгалтерия реорганизуемого юридического лица | ||||||
проводки, | |||||||
бухгалтерский |
Подготовка разделительного |
||||||
баланс |
баланса. |
||||||
Разделительный баланс должен | |||||||
содержать положения | |||||||
о правопреемстве по всем | |||||||
обязательствам реорганизованного | |||||||
юридического лица в отношении | |||||||
всех его кредиторов и должников, | |||||||
включая и обязательства, | |||||||
оспариваемые сторонами | |||||||
(примечание 11) | ► | ||||||
Разделительный баланс | |||||||
► | ▼ | ||||||
Разделительный | Собственник имущества (учредители, участники), уполномоченный орган юридического лица | ||||||
баланс | |||||||
Утверждение разделительного | |||||||
баланса (примечание 12) | ► | ||||||
Решение учредителя | |||||||
▼ | об утверждении | ||||||
Кредиторы реорганизуемого юридического лица | разделительного баланса | ||||||
(в случае реорганизации | |||||||
Предъявление требований |
ЧУП); | ||||||
протокол общего | |||||||
Требования кредиторов | собрания участников | ||||||
предъявляются реорганизуемому | об утверждении | ||||||
юридическому лицу письменно | разделительного баланса | ||||||
в течение 30 дней с даты | (в случае реорганизации | ||||||
направления им уведомления | хозяйственного | ||||||
о принятом решении | общества) | ||||||
о реорганизации организации | ► | ||||||
Требование кредитора, | |||||||
► | ▼ | составленное | |||||
Проект решения | Собственник имущества/ участники нового юридического лица | в письменном виде | |||||
учредителя; | в произвольной форме | ||||||
проект | |||||||
протокола | Принятие решения учредителя | ||||||
общего | ЧУП в случае его выделения. | ||||||
собрания | Проведение общего собрания | ||||||
участников | участников хозяйственного | ||||||
юридического | общества, создаваемого | ||||||
лица, | в результате выделения | ||||||
создаваемого | (примечание 14) | ► | |||||
в результате | Решение учредителя | ||||||
выделения | (в случае выделения | ||||||
► | ▼ | ЧУП); | |||||
Заявление | Собственник имущества/ уполномоченный участник нового юридического лица/представитель | протокол общего | |||||
установленного | собрания участников | ||||||
образца | (в случае выделения | ||||||
(примечание 15); | хозяйственного | ||||||
документ, | Согласование наименования | общества) | |||||
удостоверяющий | юридического лица, создаваемого | ||||||
личность | в результате реорганизации | ||||||
заявителя; | в форме выделения, | ||||||
копия документа, | в регистрирующем | ||||||
подтверж- | органе (примечание 16) | ► | |||||
дающего | Справка о согласовании | ||||||
полномочия | наименования | ||||||
заявителя | юридического лица | ||||||
► | ▼ | (срок действия - 3 месяца) | |||||
Проект устава | Собственник имущества/ уполномоченный участник нового юридического лица | ||||||
юридического | |||||||
лица, | |||||||
создаваемого | Подготовка проекта устава | ||||||
в результате | юридического лица, создаваемого | ||||||
реорганизации | в результате реорганизации | ||||||
в форме | в форме выделения | ||||||
выделения | (примечание 17) | ► | |||||
Устав юридического | |||||||
лица, создаваемого | |||||||
в результате | |||||||
реорганизации | |||||||
в форме выделения, | |||||||
в 2 экземплярах |
Этап 2. Государственная регистрация юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения | |||||||
► | |||||||
Заявление установленного |
Регистрирующий орган | ||||||
образца (примечание 18) | Государственная регистрация юридического лица, | ||||||
с приложением следующих | создаваемого в результате реорганизации в форме | ||||||
документов (примечание 19): | выделения (примечание 20) | ||||||
- устав (в 2 экземплярах) | |||||||
без нотариального | ▼ | ▼ | |||||
засвидетельствования | Государственная | Отказ в государственной | |||||
и его электронная копия | регистрация | регистрации | |||||
(в формате .doc или .rtf); | (примечание 22) | (примечание 23) | |||||
- оригинал или копия | |||||||
документа об уплате | ▼ | ▼ | |||||
государственной | Устав юридического | Заявление | |||||
пошлины | лица, создаваемого | о государственной | |||||
(примечание 21); | в результате | регистрации со штампом | |||||
- легализованная выписка | реорганизации в форме | об отказе | |||||
из торгового регистра | выделения (1 экземпляр) | в государственной | |||||
страны учреждения | со штампом | регистрации с указанием | |||||
или иного эквивалентного | регистрирующего органа; | оснований | |||||
доказательства | свидетельство | ||||||
юридического статуса | о государственной | ||||||
организации в соответствии | регистрации; | ||||||
с законодательством | документы, | ||||||
страны ее учреждения | подтверждающие | ||||||
(выписка должна быть | постановку юридического | ||||||
датирована не позднее | лица, созданного | ||||||
1 года до подачи заявления | в результате | ||||||
о государственной | реорганизации в форме | ||||||
регистрации) с переводом | выделения, на учет | ||||||
на белорусский | в налоговых органах, | ||||||
или русский язык | органах государственной | ||||||
(подпись переводчика | статистики, органах | ||||||
нотариально | ФСЗН, регистрацию | ||||||
удостоверяется) - | в Белгосстрахе | ||||||
для учредителей, | (примечание 24) | ||||||
являющихся иностранными организациями; - копии документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами |
Внесение изменений и (или) дополнений в учредительные документы реорганизуемого юридического лица и их государственная регистрация (примечание 25) | |||||||
► | |||||||
Решение | Собственник имущества/ участники реорганизуемого юридического лица | ||||||
о реорганизации | |||||||
юридического | |||||||
лица в форме | Принятие решения о внесении | ||||||
выделения | изменений и (или) дополнений | ||||||
в учредительные документы | |||||||
реорганизуемого юридического | |||||||
лица (примечание 26) | ► | ||||||
Решение учредителя | |||||||
► | ▼ | (в случае реорганизации | |||||
Проект | Собственник имущества (учредители, участники), уполномоченный орган юридического лица | ЧУП); | |||||
изменений | протокол общего | ||||||
и (или) | собрания участников | ||||||
дополнений, | реорганизуемого | ||||||
вносимых в | Подготовка изменений | юридического лица | |||||
учредительные | и (или) дополнений, вносимых | (для хозяйственных | |||||
документы | в учредительные документы | обществ) | |||||
реорганизуемого | реорганизуемого юридического | ||||||
юридического | лица, или новой редакции | ||||||
лица, или новой | устава (примечание 27) | ► | |||||
редакции устава | Изменения | ||||||
и (или) дополнения, | |||||||
▼ | вносимые в учредительные | ||||||
Государственная регистрация изменений, вносимых в устав реорганизуемого юридического лица | документы | ||||||
реорганизуемого | |||||||
юридического лица, | |||||||
или новая редакция | |||||||
устава, в 2 экземплярах |
► |
▼ | ||||||
Заявление установленного |
Регистрирующий орган | ||||||
образца (примечание 28) | Государственная регистрация изменений и (или) | ||||||
с приложением следующих | дополнений, вносимых в учредительные документы | ||||||
документов: | реорганизуемого юридического лица (примечание 29) | ||||||
- изменения и (или) | |||||||
дополнения, вносимые | ▼ | ▼ | |||||
в учредительные документы | Государственная | Отказ в государственной | |||||
реорганизуемого | регистрация | регистрации | |||||
юридического лица, | |||||||
или новая редакция устава | ▼ | ▼ | |||||
(в 2 экземплярах) | Изменения и (или) | Заявление | |||||
без нотариального | дополнения, вносимые | о государственной | |||||
засвидетельствования | в учредительные | регистрации со штампом | |||||
и его электронная копия | документы | об отказе | |||||
(в формате .doc или .rtf); | реорганизуемого | в государственной | |||||
- оригинал или копия | юридического лица, | регистрации с указанием | |||||
документа об уплате | или новая редакция | оснований | |||||
государственной | устава (1 экземпляр) | ||||||
пошлины | со штампом | ||||||
(примечание 30) | регистрирующего | ||||||
органа - выдается | |||||||
в день подачи | |||||||
документов | |||||||
для государственной | |||||||
регистрации |
Этап 3. Действия после государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения | |||||||
► | |||||||
Заявление на изготовление | Штемпельно-граверная мастерская | ||||||
печати с приложением | |||||||
следующих документов: |
Изготовление печати. | ||||||
- копии титульной и первой | Получения специальных | ||||||
страниц устава со штампом | разрешений | ||||||
регистрирующего органа; | на изготовление | ||||||
- доверенности на заказ | печатей (штампов) | ||||||
и получение печати | не требуется | ||||||
(для представителя) | (примечание 31) | ► | |||||
Печать | |||||||
► | ▼ | ||||||
Решение о реорганизации | Руководитель нового юридического лица | ||||||
юридического лица | |||||||
Оформление трудовых | |||||||
отношений и внесение | |||||||
записей в трудовые | |||||||
книжки работников | |||||||
созданного в результате | |||||||
выделения юридического | |||||||
лица (примечание 32) | ► | ||||||
Внесение записи | |||||||
► | ▼ | в трудовые книжки | |||||
Для открытия текущего | Обслуживающий банк | работников; | |||||
(расчетного) счета |
Открытие текущего |
приказ | |||||
выделившимся |
(расчетного) |
о продолжении | |||||
юридическим |
счета юридическим лицом, |
трудовых отношений | |||||
лицом необходимо |
созданным в результате |
(либо | |||||
представить заявление |
реорганизации в форме |
об увольнении) | |||||
на открытие текущего |
выделения |
||||||
расчетного) счета | |||||||
с приложением следующих | Срок осуществления | ||||||
документов: | данной процедуры: | ||||||
- копии (без нотариального | до 2 дней в зависимости | ||||||
засвидетельствования) | от сроков, установленных | ||||||
устава, имеющего штамп, | в банке | ► | |||||
свидетельствующий | Договор банковского | ||||||
о проведении | счета с юридическим | ||||||
государственной | лицом, созданным | ||||||
регистрации; | в результате | ||||||
- карточки с образцами | реорганизации | ||||||
подписей должностных лиц | в форме выделения | ||||||
юридического лица, | |||||||
имеющих право подписи | |||||||
документов для проведения | |||||||
расчетов, и оттиска печати | |||||||
(примечание 34) | |||||||
► | ▼ | ||||||
1. Для формирования | ИМНС по месту постановки на учет нового юридического лица | ||||||
учетного дела необходимо | |||||||
представить | |||||||
информационное письмо с приложением: - копии устава юридического лица со штампом регистрирующего органа; - копии свидетельства о государственной регистрации; - копии решения, в котором содержатся сведения о назначении директора юридического лица; - копии приказов или трудовых контрактов с директором и главным бухгалтером; - копии паспортов директора и главного бухгалтера; - копии диплома о высшем образовании главного бухгалтера и копии трудовой книжки главного бухгалтера, подтверждающей стаж работы по специальности не менее 5 лет (для лиц, не имеющих высшего специального образования); - копии договора на оказание бухгалтерских услуг (если руководство бухгалтерским учетом будет осуществлять сторонняя организация или индивидуальный предприниматель). 2. Для получения книги замечаний и предложений: - заявление на получение книги замечаний и предложений и документ, подтверждающий оплату (примечание 37). 3. Для регистрации книги учета проверок - заполненная и прошитая книга учета проверок. 4. Для перехода на упрощенную систему налогообложения - уведомление установленного образца (примечание 39). 5. Для уведомления об использовании общей системы налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость и представлением по нему отчетов ежеквартально - уведомление в 2 экземплярах |
1. Прием документов для формирования учетного дела юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения. Так как регистрирующий орган самостоятельно уведомляет налоговые органы о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, и выдает документы, подтверждающие его постановку на учет в налоговых органах, то на практике должностным лицам данного юридического лица остается лишь представить своему инспектору необходимые для формирования учетного дела документы. 2. Выдача книги замечаний и предложений (примечание 35). 3. Регистрация книги учета проверок. Срок для обращения - в постановки юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, на налоговый учет (примечание 36). 4. Прием уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения. При желании работать по данной системе налогообложения плательщик обязан подать соответствующее уведомление в течение 20 рабочих дней со дня государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения (примечание 38). 5. Прием заявления об использовании общей системы налогообложения с уплатой НДС и представлением по нему отчетов ежеквартально. При желании работать по такой процедуре плательщик обязан подать соответствующее заявление |
||||||
не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения | |||||||
(примечание 40) | ► | ||||||
Письмо-уведомление | |||||||
► | ▼ | со штампом ИМНС | |||||
Письмо-уведомление | ФСЗН по месту постановки на учет нового юридического лица | о его приеме; | |||||
с приложением | книга замечаний | ||||||
следующих | и предложений; | ||||||
документов: |
Прием документов |
зарегистрированная | |||||
- копии устава |
для формирования учетного |
книга учета | |||||
юридического лица |
дела юридического лица, |
проверок; | |||||
со штампом |
созданного в результате |
прием уведомления | |||||
регистрирующего |
реорганизации в форме |
о переходе | |||||
органа; |
выделения. |
на упрощенную | |||||
- копии свидетельства | Так как регистрирующий орган самостоятельно уведомляет органы ФСЗН о регистрации юридического лица, созданного в результате | систему | |||||
о государственной | налогообложения; | ||||||
регистрации; | прием заявления | ||||||
- копии приказов | об использовании | ||||||
о назначении | общей системы | ||||||
директора и главного | налогообложения | ||||||
бухгалтера; | реорганизации в форме выделения, и выдает документы, подтверждающие его | ||||||
- копии приказа | |||||||
о сроках выплаты | |||||||
заработной платы | |||||||
постановку на учет в этих органах, то на практике должностным лицам данного юридического лица остается лишь представить своему инспектору необходимые для формирования учетного дела документы | |||||||
► | |||||||
Письмо-уведомление | |||||||
► | ▼ | со штампом ФСЗН | |||||
Письмо-уведомление | Белгосстрах | о его приеме | |||||
с приложением |
Прием документов |
||||||
информации: |
для формирования учетного |
||||||
- о юридическом лице, |
дела юридического лица, |
||||||
созданном в результате |
созданного в результате |
||||||
реорганизации; |
реорганизации в форме |
||||||
- о директоре и главном |
выделения |
||||||
бухгалтере с контактными | Поскольку регистрирующий орган самостоятельно уведомляет Белгосстрах о регистрации | ||||||
номерами телефонов; | |||||||
- о сроках выплаты | |||||||
заработной платы | |||||||
юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, и выдает страховое свидетельство, должностным лицам данного юридического лица остается лишь представить сведения о должностных лицах юридического лицо и сроках выплаты заработной | |||||||
платы (примечание 41) | ► | ||||||
Письмо-уведомление | |||||||
► | ▼ | со штампом | |||||
Заявление о выдаче | Лицензирующий орган | Белгосстраха | |||||
лицензии |
Получение новой лицензии. |
о его приеме | |||||
(примечание 42) | В случае реорганизации | ||||||
с приложением | юридического лица в форме | ||||||
следующих документов: | выделения вновь созданное | ||||||
- копии устава со штампом | юридическое лицо | ||||||
регистрирующего органа; | при намерении | ||||||
- копии свидетельства | осуществлять | ||||||
о государственной | лицензируемый вид | ||||||
регистрации; | деятельности | ||||||
- документа об уплате | реорганизованного | ||||||
государственной пошлины | юридического лица | ||||||
в размере 8 базовых | в месячный срок со дня | ||||||
величин (далее - БВ) | своей государственной | ||||||
(примечание 43); | регистрации обязано | ||||||
- другие документы, | обратиться за выдачей | ||||||
предусмотренные | новой лицензии | ||||||
для конкретного | (примечание 44) | ► | |||||
лицензируемого вида | Новая лицензия | ||||||
деятельности либо | |||||||
определенные | |||||||
Президентом РБ | |||||||
► | ▼ | ||||||
Заявление о внесении | Территориальный орган по ценным бумагам | ||||||
изменений | |||||||
(примечание 46) | Внесение изменений | ||||||
с приложением | в Государственный реестр | ||||||
платежного документа, | ценных бумаг в части | ||||||
подтверждающего | сокращения количества | ||||||
уплату госпошлины | акций. Аннулирование | ||||||
в размере 10 БВ | акций АО (примечание 45) | ► | |||||
(примечание 47) | Исключение акций | ||||||
из Государственного | |||||||
реестра ценных бумаг; | |||||||
письмо, содержащее | |||||||
информацию | |||||||
о внесенных | |||||||
изменениях | |||||||
в Государственный | |||||||
реестр ценных бумаг |
Этап 4. Регистрация акций акционерного общества (в случае создания в результате реорганизации акционерного общества) | ||||||||||
Территориальный орган по ценным бумагам | ||||||||||
Заключение договора на депозитарное | ||||||||||
обслуживание (примечание 48) | ► | |||||||||
Договор | ||||||||||
▼ | на депозитарное | |||||||||
Профессиональный участник рынка ценных бумаг | обслуживание | |||||||||
Заключение договора на оказание | ||||||||||
консультационных услуг на рынке | ||||||||||
ценных бумаг (примечание 49) | ► | |||||||||
Договор | ||||||||||
► | ▼ | на оказание | ||||||||
Заявление | Территориальный орган по ценным бумагам | консультационных | ||||||||
о регистрации | услуг на рынке | |||||||||
акций |
Государственная регистрация |
ценных бумаг | ||||||||
установленного |
акций АО (примечание 53). |
(только для ЗАО) | ||||||||
образца | Срок регистрации - 15 дней, а в случае | |||||||||
(примечание 50) | направления запроса в другие | |||||||||
с приложением | государственные органы, иные | |||||||||
следующих | организации -до 1 месяца. | |||||||||
документов: | Государственная регистрация ценных | |||||||||
- решения | бумаг влечет передачу ценных бумаг | |||||||||
о выпуске акций | на централизованное хранение | |||||||||
(примечание 51); | в депозитарную систему | |||||||||
- копии | ||||||||||
свидетельства | ▼ | ▼ | ||||||||
о регистрации АО; | Государственная | Отказ | ||||||||
- платежного | регистрация | в государственной | ||||||||
документа, | акций АО | регистрации | ||||||||
подтверждающего | (примечание 54) | акций АО | ||||||||
уплату | (примечание 55) | ► | ||||||||
госпошлины | Мотивированный | |||||||||
в размере 30 БВ | отказ | |||||||||
(примечание 52) | в регистрации | |||||||||
акций АО | ||||||||||
► | ||||||||||
Свидетельство | ||||||||||
о государственной | ||||||||||
регистрации | ||||||||||
ценных бумаг | ||||||||||
с приложением | ||||||||||
письма |
Примечание 1. Решение о реорганизации принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.
Согласно ст.19 Закона о хозяйственных обществах общее собрание участников реорганизуемого хозяйственного общества принимает решение:
1) о порядке и условиях разделения.
В рамках данного положения должна быть отражена следующая информация:
- о реорганизации юридического лица в форме выделения;
- о возложении на руководителя юридического лица обязанности письменно уведомить его кредиторов о предстоящей реорганизации;
- об определении даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация имущества юридического лица и составляется разделительный баланс;
2) о создании новых юридических лиц на базе реорганизованного общества. Здесь также следует решить вопрос о размере уставных фондов вновь создаваемых лиц;
3) о составе участников вновь возникших в связи с реорганизацией лиц. Поскольку в законодательстве нет четкого указания на то, кто может выступать учредителем юридического лица, созданного в результате выделения, мнения юристов по данному вопросу разделились. Одни выступают за то, что учредителями юридических лиц, создаваемых в результате выделения, могут быть лишь лица из числа участников реорганизуемой организации (все сразу или только некоторые), а также само реорганизуемое юридическое лицо. Они считают, поскольку при выделении юридическое лицо создается на базе имущества реорганизуемой организации, в данном случае нельзя вести речь о приеме в состав участников новой компании сторонних лиц, вносящих свои вклады из вне, так как это противоречит правовой природе и самой сути реорганизации в форме выделения. Другие настаивают на том, что при выделении в состав учредителей нового юридического лица может быть принято третье лицо, поскольку состав новых юридических лиц всегда определяется самими учредителями и именно они в силу принципа свободы договора решают вопрос о том, с кем вступить в соответствующие правоотношения.
Так как законодательством не установлен прямой запрет на включение в состав участников нового юридического лица сторонних лиц, такой подход часто используется на практике.
Также спорным является вопрос о количественном составе участников юридического лица, из которого происходит выделение. Рассмотрим следующую ситуацию: в обществе с ограниченной ответственностью (далее - ООО) есть три участника, один из которых хотел бы прекратить свое участие в ООО и начать собственный независимый бизнес. Можно ли оформить такие отношения выделением унитарного предприятия из ООО и одновременным внесением изменений в учредительные документы ООО? Одни авторы, в т.ч. и Я.И.Функ, считают, что такое вполне возможно. Другие, в частности В.В.Галич, говорят о том, что реорганизация в виде выделения не может служить основанием для изменения состава участников ООО, из которого происходит выделение, так как реорганизация не входит в исчерпывающий перечень оснований прекращения участия в ООО, установленного законодательством о хозяйственных обществах.
По мнению автора, законодательство не содержит запрета или ограничения на изменение состава участников при реорганизации юридического лица в форме выделения.
![]() |
Обратите внимание! Согласно части второй п.9 ст.113 ГК в случае раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов, а также перехода права собственности на имущество унитарного предприятия в порядке наследования, правопреемства либо иными не противоречащими законодательству способами к двум и более лицам унитарное предприятие может быть реорганизовано путем выделения. Таким образом, законодательство допускает возможность применения такой формы реорганизации как выделение и к ЧУП. Полагаем, ЧУП может быть реорганизовано в форме выделения не только в перечисленных выше случаях, но и по решению учредителя. В такой ситуации из ЧУП выделяется ЧУП, учредитель которого будет либо прежним учредителем, либо самим ЧУП. |
Примечание 2. В соответствии с частью третьей ст.12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» при реорганизации организации проведение инвентаризации является обязательным.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. вышеназванный Закон утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». В соответствии с п.2 ст.13 данного Закона проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно при реорганизации или ликвидации организации. |
Форма приказа установлена Инструкцией № 180 (см. приложение 1).
Примечание 3. Письмо произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (подп.1.9.3 п.1 ст.22 Общей части Налогового кодекса РБ (далее - НК)). После получения налоговыми органами соответствующего уведомления деятельность реорганизуемого юридического лица может быть подвергнута внеплановой налоговой проверке. Обязательность проведения внеплановой налоговой проверки при реорганизации ранее содержалась в п.4 ст.69 Общей части НК (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.). На сегодняшний день назначение такой проверки - право налоговых органов, а не обязанность.
Примечание 4. Письмо произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (абзац 10 п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 июля 2015 г. абзац 10 п.26 Положения № 40 на основании Указа Президента РБ от 25.04.2015 № 174 изложен в новой редакции. |
Примечание 5. Страхователь обязан своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации (абзац 13 п.298 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2014 г. вместо абзаца 13 п.298 Положения № 530 действует абзац 13 п.323 Положения № 530 в редакции Указа Президента РБ от 14.04.2014 № 165. |
В соответствии с Положением о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294, страхователи (за исключением прошедших государственную регистрацию в соответствии с Декретом № 1) обязаны письменно сообщить обособленному подразделению страховщика по месту регистрации с приложением подтверждающих документов о реорганизации в 10-дневный срок со дня принятия такого решения (п.16).
Отметим, что уведомление о реорганизации органов государственной статистики не является обязательным, однако прочно закрепилось на практике.
Примечание 6. Статья 56 ГК обязывает орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого предприятия, которые выступают его кредиторами на дату принятия решения о реорганизации. Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации юридического лица (ст.23 Закона о хозяйственных обществах). Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации при заключении с ними договоров. Срок для уведомления кредиторов при реорганизации ЧУП и предъявления кредиторами требований законодательством не установлен, однако в такой ситуации можно по аналогии руководствоваться сроками, установленными ст.23 Закона о хозяйственных обществах.
Примечание 7. В соответствии с разъяснением ВХС РБ от 30.06.2008 № 03-29/1397 «О порядке уведомления кредиторов о реорганизации юридического лица» данное уведомление должно быть направлено каждому кредитору учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации. Следовательно, под письменным уведомлением нельзя понимать публикацию о реорганизации юридического лица в соответствующем печатном издании.
Объем обязательной информации, которая должна содержаться в уведомлении, действующим законодательством не установлен. Кредиторам должны быть сообщены сведения, необходимые для того, чтобы сделать правильный выбор о продолжении или прекращении хозяйственных связей с реорганизуемым юридическим лицом. Способ отправки данного письменного уведомления законодательно также не урегулирован, предположительно, что для этих целей можно использовать заказные письма, телеграммы, электронные документы. Предпочтительнее - посылать заказным письмом с уведомлением с описью вложения.
Примечание 8. При реорганизации юридического лица трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается в соответствии с п.5 ст.35 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее 2-недельного среднего заработка. Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме выделения следует помнить, что это может повлечь дополнительные расходы, связанные с выплатой работникам выходного пособия.
Примечание 9. Законодательством не определено, что согласие работника на продолжение трудовых отношений обязательно должно быть выражено в письменной форме каждым работником индивидуально. Вместе с тем, чтобы получить согласие работника, наниматель обязан уведомить работника о предстоящей реорганизации. Форма такого уведомления также не определена. Поэтому, полагаем, правильными будут действия нанимателя, если он проведет общее собрание либо вывесит решение о реорганизации юридического лица на доске объявлений. Получение согласия работника на продолжение трудовых отношений подразумевается, если работник не обратился к нанимателю с письменным заявлением об увольнении и продолжает выполнять работу.
В случае если трудовой коллектив реорганизуемого юридического лица малочисленный, рекомендуем ознакомить каждого работника с приказом о реорганизации под роспись.
Примечание 10. Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией № 180. Согласно п.5 Инструкции № 180 инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.). К инвентаризируемым активам относятся:
• внеоборотные активы;
• оборотные активы;
• дебиторская задолженность;
• расчеты с учредителями; денежные средства;
• финансовые вложения;
• прочие оборотные активы.
К инвентаризируемым обязательствам организации:
• долгосрочные кредиты и займы;
• краткосрочные кредиты и займы;
• кредиторская задолженность;
• задолженность перед учредителями;
• резервы предстоящих расходов;
• прочие виды обязательств.
Примечание 11. Согласно п.4 ст.54 ГК при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Однако если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного хозяйственного общества, возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам этого общества перед его кредиторами (часть пятая ст.23 Закона о хозяйственных обществах).
В свою очередь, неуказание в разделительном балансе налогов и экономических санкций не освобождает юридическое лицо, созданное в результате реорганизации в форме выделения, от уплаты налогов и ответственности в виде уплаты экономических санкций. Так, исполнение налогового обязательства, уплата пеней реорганизованной организации возлагаются на ее правопреемника независимо от того, были известны правопреемнику до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией или нет (п.2 ст.39 Общей части НК).
Примечание 12. Разделительный баланс не является документом, подтверждающим факт завершения реорганизации юридического лица, а служит необходимым основанием для ее проведения.
С 1 февраля 2009 г. согласно Положению о регистрации разделительный баланс не входит в перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации реорганизации, тем не менее он - необходимый документ для проведения процедуры реорганизации.
![]() |
Обратите внимание! При составлении разделительного баланса лица, принявшие решение о реорганизации, могут столкнуться с некоторыми сложностями в определении уполномоченного лица на подписание передаточных документов со стороны вновь создаваемого лица, которое на момент подписания официально еще не является юридическим лицом (не пройдена процедура государственной регистрации). На практике данные документы подписываются либо самими учредителями, либо лицами, которые, как предполагается, в дальнейшем будут исполнять обязанности руководителя, главного бухгалтера организации. При этом следует избегать ситуации, когда баланс с двух сторон будет подписан одними и теми же лицами и может возникнуть вопрос о его действительности. |
Примечание 13. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому оно является, и возмещения убытков (п.2 ст.56 ГК).
Примечание 14. Согласно ст.19 Закона о хозяйственных обществах общее собрание участников каждого из вновь возникающих в результате выделения хозяйственных обществ и (или) учредители (участники) каждого из вновь возникающих в результате выделения юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждают их учредительные документы и образуют их органы.
Кроме того, при принятии решения о создании новых юридических лиц в результате реорганизации в форме выделения следует обратить внимание и включить в повестку следующие вопросы о (об):
1) организации нового лица.
Здесь должны найти отражение сведения:
- о наименовании новой организации;
- лице, уполномоченном на согласование наименования;
- месте нахождения организации;
2) определении размера уставного фонда, размера долей и вкладов учредителей, порядок их внесения в уставный фонд.
Возможны следующие способы формирования уставного фонда юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения:
- путем передачи части уставного фонда реорганизуемой организации, что влечет его уменьшение. В данном случае нужно иметь в виду, что для акционерных обществ (далее - АО) размер данных уставных фондов должен соответствовать минимальному размеру, установленному Положением о регистрации;
- путем передачи имущества реорганизуемой организации в качестве вклада в уставный фонд. В такой ситуации имущество подлежит оценке, в отношении которой в последующем необходимо провести экспертизу ее достоверности, руководствуясь нормами Положения о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2011 № 173;
- путем перечисления денежных средств с расчетного счета реорганизуемой организации. Для этого необходимо открыть временный счет для формирования уставного фонда новой организации, на который будут зачислены деньги. В таком случае в протоколе должно быть прописано решение об открытии временного счета.
Кроме того, учредитель, участники могут принять решение о том, что уставный фонд создаваемой ими организации будет формироваться не только путем передачи имущества или денежных средств от головной компании, но и за счет внесения ими дополнительных денежных или имущественных вкладов. В случае когда в состав учредителей нового юридического лица принимается стороннее лицо, оно должно сформировать свою долю в уставном фонде организации либо путем перечисления денежных средств на временный счет либо посредством внесения имущества с проведением соответствующих оценок и экспертиз;
3) подписании разделительного баланса.
Новые участники, учредитель должны определить, устраивает ли их то имущество, права и обязанности, которые перейдут к создаваемому ими юридическому лицу в процессе разделения;
4) образовании органов организации и избрании ее членов;
5) подписании и утверждении устава;
6) иные вопросы, которые в каждой конкретной ситуации посчитают необходимым решить участники общего собрания (учредитель).
Сюда можно отнести утверждение решения о выпуске акций в случае выделения из организации АО.
Примечание 15. Форму заявления см. в приложении к Положению № 154.
Примечание 16. Порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций для их последующей государственной регистрации определяется Положением № 154 и постановлением № 20.
В регистрирующие органы для согласования наименования юридических лиц обращается учредитель (участник), на которого в соответствии решением (протоколом) возложена данная обязанность, или их представитель.
Примечание 17. В соответствии с нормами Закона РБ от 28.12.2009 № 97-З «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» учредительным документом ООО и общества с дополнительной ответственностью является только устав. Таким образом, данные изменения исключили необходимость подготовки учредительного договора, который раньше наравне с уставом являлся учредительным документом юридических лиц данных организационно-правовых форм.
Согласно п.2 ст.48, части второй п.2 ст.113 ГК, ст.14 и 69 Закона о хозяйственных обществах в уставе юридического лица должны содержаться сведения:
• о том, что данное юридическое лицо создано в результате реорганизации в форме выделения;
• наименование юридического лица;
• место его нахождения;
• цели деятельности;
• размер уставного фонда, порядок и источники его формирования;
• права и обязанности участников;
• структура, порядок избрания или образования, состав и компетенция органов юридического лица;
• порядок управления деятельностью юридического лица;
• орган управления юридического лица или в случае, когда в АО с числом акционеров менее 50 не создается совет директоров (наблюдательный совет), лицо (работник), уполномоченные на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников;
• порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов;
• условия и порядок распределения прибыли и убытков;
• перечень представительств и филиалов;
• ответственность юридического лица, его участников;
• порядок утверждения бухгалтерской отчетности юридического лица (данных книги учета доходов и расходов), его представительств и филиалов;
• порядок и объем предоставления участникам информации о юридическом лице;
• иные сведения.
В уставе АО дополнительно предусматриваются сведения:
• об общем количестве акций, их номинальной стоимости, о категориях акций, выпускаемых юридическим лицом, количестве акций каждой категории;
• о фиксированном размере дивиденда по привилегированным акциям (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций) либо о порядке его определения (в случае выпуска привилегированных акций);
• о фиксированной стоимости имущества (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций), подлежащего передаче владельцу привилегированной акции в случае ликвидации юридического лица, либо о порядке ее определения (в случае выпуска привилегированных акций);
• об очередности выплаты дивидендов по каждому типу привилегированных акций, а также распределения имущества между акционерами - владельцами этих акций в случае ликвидации юридического лица (в случае выпуска привилегированных акций нескольких типов);
• иные сведения, если необходимость их включения в устав предусмотрена Законом о хозяйственных обществах (для АО);
• о круге лиц либо о порядке определения круга лиц, среди которых возможно размещение и обращение акций, выпускаемых юридическим лицом (только для закрытого акционерного общества (далее - ЗАО)).
В соответствии с п.19 Положения о регистрации виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом, могут указываться в его уставе по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица. Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица осуществляемых им видов деятельности.
Примечание 18. В соответствии с п.12 постановления № 8 при реорганизации юридического лица в форме выделения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации коммерческой организации по форме, утвержденной постановлением № 8 (приложение 1).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 ноября 2014 г. п.12 постановления № 8 на основании постановления Минюста РБ от 19.09.2014 № 197 изложен в новой редакции. С этой даты при создании юридического лица в результате реорганизации в форме выделения в регистрирующий орган представляется заявление по форме согласно приложениям 1, 11, 14 или 24, а при реорганизации юридического лица в форме выделения из него другого(их) юридического(их) лица (лиц) - по форме согласно приложениям 2, 12, 15 или 25. |
Примечание 19. При реорганизации юридического лица в форме выделения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации коммерческой организации. Согласно п.13 Положения о регистрации к нему прилагаются документы, необходимые для государственной регистрации коммерческой организации.
Примечание 20. Государственная регистрация юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, производится в день обращения в регистрирующий орган.
Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.
В соответствии с п.11 Положения о регистрации регистрирующие органы обязаны обеспечивать ежедневный в течение всего рабочего времени регистрирующего органа прием документов для государственной регистрации, за исключением выходных, государственных праздников и праздничных дней, являющихся нерабочими днями. Таким образом, подать документы для государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, можно в течение всего рабочего дня регистрирующего органа, за исключением обеденного перерыва.
![]() |
Обратите внимание! Декретом Президента РБ от 27.06.2011 № 5 внесены изменения в Декрет № 1, которые вступили в силу с 1 сентября 2011 г. Согласно Декрету № 5, наряду с обычной процедурой регистрации (т.е. посредством личной подачи документов в регистрирующий орган), с 1 сентября 2011 г. введен альтернативный способ государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - в электронном виде. Порядок такой регистрации установлен постановлением Совета Министров РБ от 31.08.2011 № 1164 «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь», которым утверждена Инструкция о порядке представления юридическими и физическими лицами электронных документов для государственной регистрации субъектов хозяйствования и их рассмотрения регистрирующим органом. Электронная государственная регистрация проводится путем представления соответствующих документов в электронном виде через веб-портал Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР). Документы, подаваемые для государственной регистрации в электронном виде, должны содержать электронную цифровую подпись заявителя, который предварительно должен зарегистрироваться в качестве владельца личного ключа электронной цифровой подписи. Однако на начальном этапе электронная регистрация вводится только в отношении ЧУП и индивидуальных предпринимателей. То есть, если из юридического лица выделяется ЧУП, то для осуществления его государственной регистрации учредитель может прибегнуть к электронному способу регистрации, если же из организации выделяется хозяйственное общество, то на практике все равно придется регистрировать выделенное юридическое лицо посредством личного обращения в регистрирующий орган. |
Примечание 21. Так как при реорганизации юридического лица в форме выделения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации коммерческой организации, то согласно подп.1.1 п.1 приложения 22 к Особенной части НК за данные действия взимается пошлина в размере 5 БВ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» По состоянию на 1 сентября 2013 г. размер государственной пошлины за регистрацию коммерческой организации составляет 3 БВ (подп.1.1 п.1 приложения 22 к Особенной части НК в редакции Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З). |
Примечание 22. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
• ставит на уставе юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр данных документов лицу, их представившему;
• вносит в ЕГР запись о государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения;
• представляет в Министерство юстиции РБ необходимые сведения о юридическом лице, созданном в результате реорганизации в форме выделения, для включения их в ЕГР и для исключения из него сведений о реорганизованных юридических лицах.
Примечание 23. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, в случаях:
• непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
• оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
• представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Неосуществление либо отказ в государственной регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается.
Примечание 24. Устав со штампом регистрирующего органа выдается в день подачи документов для государственной регистрации. Свидетельство о государственной регистрации - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации. Документы, подтверждающие постановку юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, на учет в различных государственных органах, - в течение 5 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГР.
Примечание 25. Данный этап не обязателен. Он возникает только в том случае, когда в результате выделения в реорганизуемом юридическом лице происходят изменения, требующие отражения в учредительных документах. Например, если часть уставного фонда реорганизуемой организации переходит согласно разделительному балансу новому юридическому лицу, то уставный фонд головной компании соответственно уменьшается, что должно быть зафиксировано в уставе. Также в случае, когда один или несколько участников реорганизуемого юридического лица выступают учредителями выделяемой организации и при этом не хотят больше входить в состав участников головной компании, в последней изменяется состав участников, который должен быть откорректирован в учредительных документах реорганизуемого юридического лица.
Примечание 26. В случае реорганизации ЧУП решение о внесении изменений и (или) дополнений в устав юридического лица принимается собственником имущества ЧУП. Для принятия аналогичного решения в отношении учредительных документов хозяйственного общества его участники должны созвать общее собрание, по окончании которого составляется протокол, которым оформляется решение о внесении соответствующих изменений в учредительные документы организации и об их утверждении. Срок составления протокола - не позднее 5 дней после его закрытия, составляется он в 2 экземплярах.
Примечание 27. В соответствии с абзацем 3 п.15 Положения о регистрации для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций, в регистрирующий орган представляются изменения и (или) дополнения в 2 экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу либо, по желанию коммерческой организации, новая редакция устава.
Примечание 28. Форма заявления установлена постановлением № 8 (приложение 2).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2013 г. форма заявления о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) коммерческой организации изложена в новой редакции в связи с принятием постановления Минюста РБ от 05.04.2013 № 49 (приложение 2). |
Примечание 29. Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы реорганизуемого юридического лица, производится в день обращения в регистрирующий орган.
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с требованиями законодательства в дальнейшем реорганизованное юридическое лицо должно будет уведомить соответствующие государственные органы, а также свой банк о зарегистрированных изменениях, внесенных в учредительные документы. |
Примечание 30. Размер пошлины указан согласно подп.1.5 п.1 приложения 22 к Особенной части НК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» По состоянию на 1 сентября 2013 г. размер государственной пошлины за регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций (учредительные договоры - для коммерческих организаций, осуществляющих деятельность только на основании учредительных договоров) составляет 1 БВ (подп.1.5 п.1 приложения 22 к Особенной части НК в редакции Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З). |
Примечание 31. В соответствии с п.22 Положения о регистрации наличие у юридического лица устава со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий.
Примечание 32. Если в период работы происходит реорганизация организации, а трудовые отношения с согласия работника продолжаются, то об этом отдельной строкой в графе 3 трудовой книжки производится соответствующая запись, а в графе 4 указывают номер и дату приказа (распоряжения), на основании которого указанные изменения произведены (п.34 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30). Приказ о продолжении трудовых отношений издается новым нанимателем после государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, и при согласии работника. Законодательством не предусмотрено заключение нового трудового договора (контракта) после реорганизации, вместе с тем стороны могут внести в трудовой договор изменения в части сведений о нанимателе.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 сентября 2014 г. взамен Инструкции № 30 действует Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 16.06.2014 № 40. С этой даты норма п.34 Инструкции № 30 соответствует п.57 Инструкции № 40. |
Однако если работник откажется от продолжения работы, трудовой договор с ним прекращается по п.5 ст.35 ТК с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее 2-недельного среднего заработка.
Правило о продолжении трудовых отношений при реорганизации юридического лица предполагает работу с сохранением всех условий трудового договора (контракта), действующего на момент реорганизации, в т.ч. трудовой функции. В случае невозможности сохранения хотя бы одного из условий трудового договора новый наниматель вправе уволить работника в соответствии с п.1 ст.42 ТК. Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников допускается только в том случае, если новый наниматель не имеет возможности сохранить прежние условия трудового договора с работником по объективным причинам (изменение основных видов деятельности, направленности оказываемых услуг и др.). Данное увольнение не является обязанностью нанимателя - возможен перевод работника на имеющиеся вакансии. При увольнении по п.1 ст.42 ТК наниматель должен соблюсти определенную процедуру и гарантии прав работников, закрепленные в ст.43, 45, 46, 48, 268, 287, 325 ТК.
Примечание 33. Так как юридическое лицо, созданное в результате реорганизации в форме выделения, является новым самостоятельным субъектом хозяйствования со своим учетным номером плательщика, отличным от регистрационного номера реорганизованного юридического лица, оно должно открыть новый текущий (расчетный) счет в банке.
Примечание 34. Документы представляются в соответствии с подп.2.3 п.2 Декрета № 1. Банки вправе разрабатывать локальные акты, которые более детально регламентируют порядок открытия счетов юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики Беларусь. В связи с этим список документов, необходимых для открытия счетов в банке, может быть более широким. В частности, на практике некоторые банки требуют представить документы, подтверждающие полномочия директора и главного бухгалтера организации, созданной в результате реорганизации в форме выделения.
Примечание 35. Порядок ведения книги замечаний и предложений регулируется Положением о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285.
Примечание 36. Порядок ведения книги учета проверок регулируется Правилами ведения книги учета проверок, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383.
Примечание 37. Форма заявления установлена постановлением МНС РБ от 04.08.2011 № 28 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 99 и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» (приложение 133).
Размер платы за книгу замечаний и предложений определен постановлением Минфина РБ от 29.03.2005 № 37 «Об установлении размера платы за книгу замечаний и предложений».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 июня 2013 г. форма заявления о выдаче книги замечаний и предложений установлена постановлением МНС РБ от 26.04.2013 № 14 (приложение 2). Постановление МНС РБ от 31.12.2010 № 99 признано утратившим силу. С 23 января 2016 г. приложение 2 к постановлению № 14 на основании постановления МНС РБ от 03.12.2015 № 28 утратило силу. Книга замечаний и предложений выдается на основании документов, указанных в п.7 Положения о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285. |
Примечание 38. В соответствии с п.3 ст.287 Особенной части НК.
Примечание 39. Форма уведомления установлена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (приложение 21).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 февраля 2015 г. следует применять форму уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения согласно приложению 23, утвержденную постановлением МНС РБ от 24.12.2014 № 42. |
Примечание 40. В силу п.4 ст.108 НК.
Примечание 41. Согласно нормам Инструкции о порядке постановки на учет, снятия с учета респондентов государственных статистических наблюдений в органах государственной статистики, утвержденной постановлением Белстата от 02.03.2009 № 26, органы статистики осуществляют постановку юридического лица на учет в качестве респондента государственных статистических наблюдений на основании информации, передаваемой регистрирующими органами путем обмена электронными документами. Поэтому на практике не возникает необходимости дополнительного уведомления данных органов со стороны юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения.
Примечание 42. Образцы заявлений на получение лицензии можно найти на сайтах соответствующих лицензирующих органов.
Примечание 43. Размер пошлины указан согласно п.42 приложения 22 к Особенной части НК.
Примечание 44. При подаче в сроки заявления о выдаче новой лицензии лицензиат до получения новой лицензии осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии при условии, что срок ее действия не истек, а соответствующая деятельность осуществляется с соблюдением лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату (пп.69, 73 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450, далее - Положение о лицензировании).
В свою очередь, при реорганизации лицензиата - юридического лица в форме выделения, если сведения, указанные в лицензии реорганизованного юридического лица, не изменились, это юридическое лицо вправе осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии. В случае если данные сведения изменились, реорганизованное юридическое лицо обязано внести в лицензию изменения и (или) дополнения в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании (часть первая п.70).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2016 г. следует руководствоваться пп.69 и 73 и частью первой п.70 Положения о лицензировании в редакции Указа Президента РБ от 26.11.2015 № 475. |
Примечание 45. Данная стадия возникает лишь в том случае, если реорганизуемое юридическое лицо АО. Согласно п.104 Инструкции № 146 внесение изменений в Государственный реестр ценных бумаг осуществляется путем внесения в него соответствующих сведений в случаях:
• изменения номинальной стоимости акции;
• консолидации или дробления акций;
• сокращения количества акций;
• изменения полного и (или) сокращенного наименования эмитента;
• изменения категории акций;
• изменения типа привилегированных акций.
Нами будет рассмотрена ситуация по внесению изменений в Государственный реестр ценных бумаг из-за сокращения количества акций реорганизуемого АО, поскольку в результате реорганизации уменьшился его уставный фонд.
![]() |
Обратите внимание! В соответствии со п.107 Инструкции № 146 сокращение количества акций осуществляется после внесения АО в соответствии с законодательством изменений и (или) дополнений в устав, связанных с уменьшением размера уставного фонда. Для внесения изменений в Государственный реестр ценных бумаг необходимые документы представляются в регистрирующий орган в 2-месячный срок с даты государственной регистрации соответствующих изменений и (или) дополнений в устав эмитента (п.111 Инструкции № 146). |
Согласно части четвертой ст.89 Закона о хозяйственных обществах при реорганизации АО в форме выделения акции реорганизуемого АО аннулируются на величину уменьшения размера его уставного фонда в соответствии с законодательством о ценных бумагах.
В соответствии со п.123 Инструкции № 146 исключение из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование) выпуска акций или его части осуществляется регистрирующим органом путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр ценных бумаг в случае реорганизации АО в форме выделения, результатом которой является уменьшение уставного фонда на сумму номинальных стоимостей акций, поступивших в соответствии с разделительным балансом в распоряжение АО, из которого осуществлено выделение юридического лица (юридических лиц), - на основании документов, представленных реорганизованным АО для внесения изменений в Государственный реестр ценных бумаг в части сокращения количества акций.
Примечание 46. Форма заявления установлена Инструкцией № 146 (приложение 8).
Примечание 47. Пункт 15.22 главы 15 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (далее - единый перечень).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 апреля 2013 г. следует руководствоваться п.15.22 главы 15 единого перечня в редакции постановления Совета Министров РБ от 29.03.2013 № 234. |
Примечание 48. В соответствии с п.48 Инструкции № 146 договор с депозитарием на депозитарное обслуживание эмитента должен быть заключен до государственной регистрации акций.
Примечание 49. В соответствии с п.22 Инструкции № 146 в ЗАО обязательно наличие сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо заключение с профессиональным участником договора, предусматривающего оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг (если оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг не предусмотрено договором на депозитарное обслуживание эмитента). Таким образом, данная стадия не является обязательной при условии, если в ЗАО есть сотрудник с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо договор на депозитарное обслуживание предусматривает оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг.
Кроме того, данная стадия отсутствует, если в результате реорганизации создано открытое акционерное общество, так как в последнем наличие сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг обязательно, и отсутствует альтернатива заключения договора на оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг, как для ЗАО.
Примечание 50. Форма заявления установлена Инструкцией № 146 (приложение 3).
Примечание 51. Форма решения установлена Инструкцией № 146 (приложение 4).
Примечание 52. Пункт 15.19 главы 15 единого перечня.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 апреля 2013 г. следует руководствоваться п.15.19 главы 15 единого перечня в редакции постановления Совета Министров РБ от 29.03.2013 № 234. |
Примечание 53. При создании АО (в т.ч. и в результате реорганизации в форме выделения) документы для государственной регистрации акций представляются в 2-месячный срок с даты государственной регистрации АО (п.26 Инструкции № 146).
Сведения об отделах (управлении) по ценным бумагам главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г.Минску | ||
Название | Место нахождения | Контактные телефоны |
Отдел по ценным бумагам по Брестской обл. | 224023, г.Брест, ул.Московская, 332/3, каб.5-7 | (0162) 40 83 82; 41 46 14 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Витебской обл. | 210015, г.Витебск, ул.Ленина, 17 | (0212) 37 60 51; 36 51 26 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Гомельской обл. | 246050, г.Гомель, ул.Гагарина, 17 | (0232) 74 73 65; 74 17 40 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Гродненской обл. | 230023, г.Гродно, ул.Ожешко, 3, каб.916, областной исполнительный комитет | (0152) 72 16 26; 74 34 33 (факс) |
Управление по ценным бумагам по г.Минску | 220002, г.Минск, ул.Кропоткина, 44, каб.1202, 1203 | (017) 283 28 69; 283 27 75 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Минской обл. | 220002, г.Минск, ул.Кропоткина, 44, каб.1204 | (017) 334 68 32; 334 04 23 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Могилевской обл. | 212030, г.Могилев, ул.Первомайская, 71, каб.567, 570 | (0222) 22 11 18; 32 66 54 (факс) |
Примечание 54. Территориальный орган по ценным бумагам по истечении срока для рассмотрения документов и при отсутствии нарушений:
• вносит соответствующие сведения в Государственный реестр ценных бумаг;
• присваивает номер государственной регистрации акциям АО;
• выдает письмо, содержащее сведения о зарегистрированных в Государственном реестре ценных бумаг акциях данной категории, данного типа, привилегированных акциях, с приложением свидетельства о государственной регистрации ценных бумаг.
Примечание 55. Территориальный орган по ценным бумагам не осуществляет государственной регистрации акций АО в случаях:
• нарушения эмитентом установленного порядка выпуска ценных бумаг;
• несоответствия представленных документов требованиям законодательства о ценных бумагах, в т.ч. подложные, поддельные или недействительные документы.
Территориальный орган по ценным бумагам не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляет эмитенту мотивированный отказ.
Отказ может быть обжалован эмитентом в судебном порядке.
27.09.2012 г.
Светлана Дашкевич, магистр юридических наук, юрист