Алгоритм от 29.10.2019
Автор: Дубовик Э.

Алгоритм действий при создании холдинга в Республике Беларусь


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ СОЗДАНИИ ХОЛДИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Количество холдингов, как частных, так и государственных, в Республике Беларусь растет с каждым годом, что обусловлено экономической целесообразностью, как правило, необходимостью укрепления своих позиций в определенной сфере рынка.

Холдинги могут создаваться с целью:

1) образования взаимосвязанных между собой новых производственных цепочек и каналов сбыта, что уменьшает зависимость от поставщиков и обеспечивает бесперебойную работу всех дочерних организаций;

2) расширения ассортимента продукции и услуг, освоения новых рынков сбыта, улучшения качества производства;

3) диверсификации деятельности. Именно благодаря диверсификации удается повысить эффективность производства и грамотно осуществлять управление активами предприятия в целом;

4) оптимизации механизмов управления бизнесом, наращивания рыночной стоимости акций.

Основные положения

Холдинг - это объединение юридических лиц (участников холдинга), в котором:

1) одно из юридических лиц - коммерческая организация является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими юридическими лицами - участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании:

- владения 25 % и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;

- управления деятельностью дочерних компаний холдинга - унитарных предприятий, учрежденных управляющей компанией холдинга либо по отношению к которым управляющая компания холдинга приобрела статус учредителя по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами, а также учреждений, созданных управляющей компанией холдинга;

- договора доверительного управления 25 % и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга (далее - договор доверительного управления);

- иного договора, в соответствии с которым управляющей компанией холдинга приобретаются права по управлению деятельностью дочерних компаний холдинга (далее - иной договор);

2) физическое лицо - собственник имущества унитарных предприятий, простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ в размерах, определенных в абзаце 2 подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (далее - Указ) (далее - собственник), осуществляет управление (участвует в управлении) этими коммерческими организациями без образования управляющей компании холдинга. В этом случае все участники холдинга считаются его дочерними компаниями (п.1 Указа).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 апреля 2022 г. следует руководствоваться  Указом от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов». Комментарий см. здесь.

 

внимание

Обратите внимание!

Холдинг не является юридическим лицом (п.2 Указа).

 

Дочерняя компания холдинга не может владеть акциями (долями в уставном фонде) управляющей компании холдинга, выступать залогодержателем ее акций, а также осуществлять доверительное управление ими (п.9 Указа).

Участники холдинга имеют право любым не противоречащим законодательству способом сообщать о своей принадлежности к холдингу, в том числе путем использования в реквизитах документов или рекламных материалах единой графической и текстовой символики, а также коллективного знака (п.10 Указа).

 

внимание

Обратите внимание!

Деятельность управляющей компании холдинга по управлению ее дочерними компаниями признается предпринимательской деятельностью (п.11 Указа).

 

Управляющая компания холдинга:

• выступает от имени участников холдинга в отношениях, связанных с созданием и деятельностью холдинга;

• проводит согласованную финансовую, инвестиционную и производственную политику холдинга, в том числе в части определения порядка ведения централизованных закупок, распределения сырья, материалов и комплектующих, продажи готовой продукции, организации маркетинговой, логистической и иной деятельности;

• разрабатывает стратегии и (или) планы перспективного развития холдинга (часть первая п.12 Указа).

Обязанности, указанные в последних двух абзацах, возлагаются также на собственника, осуществляющего управление (участвующего в управлении) коммерческими организациями без образования управляющей компании холдинга.

Иные полномочия управляющей компании холдинга определяются Указом, другими актами законодательства, уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами (учредительными договорами) дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами.

Алгоритм создания холдинга

Шаг 1
Принятие решения о создании холдинга
   
Шаг 2
Получение согласия антимонопольного органа на создание холдинга в установленных случаях
   
Шаг 3
Регистрация холдинга
   
Шаг 4
Изменение наименования управляющей компании или холдинга после регистрации холдинга (в случае принятия такого решения)

Шаг 1. Принятие решения о создании холдинга

Холдинг создается по решению управляющей компании холдинга или собственника, а холдинг, управляющей компанией которого выступает государственное унитарное предприятие, - по решению республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Президенту Республики Беларусь или Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа (далее - государственные органы). Создание и деятельность холдинга, управляющей компанией которого выступает государственное унитарное предприятие или хозяйственное общество с долей государства в уставном фонде 50 % и более (далее - холдинг с участием государства), осуществляются с учетом особенностей, установленных п.41, абзацами 3, 5 части первой, абзацем 3 части одиннадцатой п.5 и п.121 Указа (часть первая п.3 Указа).

 

внимание

Обратите внимание!

Решение о создании объединений юридических лиц, не являющихся юридическими лицами, и об участии в таких объединениях в случае, если данный вопрос не отнесен уставом хозяйственного общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), относится к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества (ст.35 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»).

 

Из этого следует, что до принятия решения управляющей компании или собственника о создании холдинга необходимо:

• провести переговоры на предмет получения согласия организаций на включение их в состав холдинга;

• определить условия и механизмы взаимодействия управляющей компании холдинга и организации, их прав и обязанностей по участию в холдинге;

• подготовить проект договора о передаче отдельных полномочий управляющей компании холдинга по управлению организацией для заключения между управляющей компанией холдинга и организацией.

После принятия органами управления каждого хозяйственного общества решения о вхождении в состав участников холдинга и об одобрении договора, заключаемого с управляющей компанией холдинга, должно приниматься решение управляющей компании о создании холдинга и включении организаций в состав участников холдинга в качестве его дочерних компаний.

Шаг 2. Получение согласия антимонопольного органа на создание холдинга в установленных случаях

До подачи документов для регистрации холдинга управляющей компанией холдинга (собственником или уполномоченным им лицом) должно быть получено согласие антимонопольного органа на его создание (п.4 Указа).

Рассмотрим, в каких случаях получение такого согласия необходимо.

Создание холдингов осуществляется с согласия антимонопольного органа, если:

• суммарная балансовая стоимость активов учредителей создаваемых объединений хозяйствующих субъектов, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления о выдаче документа о согласии на создание холдинга, превышает 200 000 базовых величин;

• суммарный объем выручки учредителей создаваемых объединений хозяйствующих субъектов от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году создания, превышает 400 000 базовых величин;

• если один из названных хозяйствующих субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий (абзац 3 части первой п.1 ст.33 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон)).

Нужно учитывать следующее:

• размер базовой величины определяется на день получения антимонопольным органом заявления о выдаче документа о согласии на создание холдинга;

• объем выручки от реализации товаров по итогам отчетного года определяется за вычетом суммы налога на добавленную стоимость;

• при осуществлении хозяйствующим субъектом деятельности менее одного года объем выручки от реализации товаров учитывается за период осуществления деятельности за вычетом суммы налога на добавленную стоимость (части вторая - четвертая п.1 ст.33 Закона).

 

внимание

Обратите внимание!

Установленные ст.33 Закона требования о получении согласия антимонопольного органа не применяются даже при наличии вышеуказанных условий, если создание холдинга осуществляется:

• хозяйственным обществом и физическим или юридическим лицом, если такое физическое или юридическое лицо в силу своего участия в этом хозяйственном обществе либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, в том числе на основании соглашения, обладает более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) этого хозяйственного общества;

• лицами, у которых более чем 50 % голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде), в совокупности обладают одни и те же лица;

• унитарными предприятиями, собственником имущества которых является одно и то же лицо (п.8 ст.33 Закона).

Создание холдинга вышеперечисленными лицами осуществляется с обязательным уведомлением антимонопольного органа в письменной форме не позднее одного месяца со дня его создания (п.9 ст.33 Закона).

 

справочно

Справочно

Порядок рассмотрения Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее - МАРТ) заявления о выдаче документа о согласии на создание холдинга, а также формы и иные требования к представляемым заявлению, документам и (или) сведениям определяются Инструкцией о порядке рассмотрения заявлений, документов и (или) сведений о даче согласия на реорганизацию хозяйствующих субъектов, создание коммерческих организаций и объединений хозяйствующих субъектов, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 03.01.2018 № 1; п.2.4 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. действует единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник.

С 27 марта 2022 г. действует постановление МАРТ от 31.01.2022 № 11 «Об утверждении регламентов административных процедур в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции».

 

Выдача документа о согласии на создание холдинга осуществляется МАРТ через территориальные органы МАРТ (п.2.4 Единого перечня).

Перечень документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административной процедуры (выдача документа о согласии на создание холдинга):

• заявление с обоснованием целесообразности создания холдинга;

• копия решения о создании холдинга с перечнем участников холдинга;

• сведения о балансовой стоимости активов каждого участника холдинга на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления (за исключением организаций, не составляющих бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством);

• сведения об объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) каждого участника холдинга по итогам отчетного года, предшествующего году создания холдинга;

• сведения об основных видах деятельности, основных видах товаров (работ, услуг), объемах производства, поставки каждого участника холдинга в стоимостном и натуральном выражении, их доле на соответствующем товарном рынке за календарный год, предшествующий году подачи заявления, и отчетный период с начала года подачи заявления;

• сведения о лицах, входящих в одну группу лиц с каждым из участников холдинга, с указанием признаков, по которым такие лица входят в группу лиц, а также перечень основных видов товаров (работ, услуг), поставляемых этими лицами на рынок;

• при осуществлении лицами, входящими в одну группу лиц, деятельности на рынке взаимозаменяемых (аналогичных) товаров, на котором осуществляет деятельность участник(и) холдинга, представляются сведения об объемах производства и поставки этими лицами товаров (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, их доле на соответствующем товарном рынке за календарный год, предшествующий году подачи заявления, и отчетный период с начала года подачи заявления.

 

внимание

Обратите внимание!

Плата при осуществлении данной административной процедуры не взимается.

 

Антимонопольный орган:

• в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о выдаче документа о согласии на создание холдинга принимает решение об отказе в его принятии в случае, если документы и (или) сведения не представлены либо не соответствуют установленным требованиям (п.4 ст.33 Закона);

• в течение 30 календарных дней со дня получения заявления о выдаче документа о согласии на создание холдинга по результатам его рассмотрения может принять следующие решения (п.5 ст.33 Закона):

1) решение о согласии на создание холдинга. При этом в таком решении о согласии могут содержаться условия, обеспечивающие конкурентное поведение хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) на товарном рынке;

2) мотивированное решение об отказе в согласии на создание холдинга, если:

- такие действия могут привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующих субъектов и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции;

- при рассмотрении представленных документов и (или) сведений установлено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения о возможности создания холдинга, является недостоверной и (или) неполной.

 

внимание

Обратите внимание!

Антимонопольный орган вправе принять решение о согласии на создание холдинга при возможности возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов и (или) недопущения, ограничения или устранения конкуренции в случае, если объединяющиеся хозяйствующие субъекты докажут, что их действия имеют или могут иметь своим результатом:

• совершенствование изготовления (производства), реализации товаров или стимулирование технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров, изготовленных (произведенных) в Республике Беларусь, на мировом товарном рынке;

• получение потребителями соразмерной части преимуществ (выгод), приобретаемых соответствующими лицами в результате совершения таких действий (п.6 ст.33 Закона).

 

Решение антимонопольного органа о согласии на создание холдинга действительно в течение одного года со дня принятия решения.

Шаг 3. Регистрация холдинга

Для регистрации холдинга управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) представляет в Министерство экономики Республики Беларусь (далее - Министерство экономики) (п.5 Указа):

1) заявление о регистрации холдинга.

 

справочно

Справочно

Заявление о регистрации холдинга составляется по форме, установленной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 11.02.2010 № 31.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 апреля 2022 г. действует форма свидетельства о регистрации холдинга, утв. постановлением Минэкономики от 08.04.2022 № 6.

 

В нем указываются:

• перечень дочерних компаний холдинга;

• основания, подтверждающие правомочность вхождения юридических лиц в состав участников холдинга в качестве его дочерних компаний;

• иные сведения, предусмотренные формой такого заявления, установленной Министерством экономики.

При подаче заявления граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы юридического или физического лица.

Заявление подписывается руководителем управляющей компании холдинга (собственником или уполномоченным им лицом) или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором) управляющей компании холдинга или доверенностью действовать от ее имени;

2) решение о создании холдинга, принятое управляющей компанией холдинга в порядке, определенном ее уставом (учредительным договором), собственником, государственным органом (для холдингов с участием государства);

3) копии документов, подтверждающих государственную регистрацию юридических лиц - участников холдинга, заверенные их руководителями, а для участников холдинга - нерезидентов Республики Беларусь - легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения, датированную не позднее одного года до дня подачи заявления о регистрации холдинга, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется), подтверждающее государственную регистрацию этой иностранной организации;

4) организационно-экономическое обоснование создания холдинга (для холдингов с участием государства).

Государственные органы, управляющие компании холдингов с участием государства обеспечивают разработку организационно-экономического обоснования создания холдинга. Финансирование разработки этого организационно-экономического обоснования может осуществляться за счет средств указанных государственных органов или управляющих компаний таких холдингов и иных источников в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Содержание и порядок утверждения организационно-экономического обоснования установлены п.41 Указа.

Регистрация холдинга осуществляется Министерством экономики в день подачи документов путем проставления штампа на заявлении о регистрации холдинга и внесения сведений о холдинге в Государственный реестр холдингов (часть шестая п.5 Указа).

Не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем регистрации холдинга, Министерство экономики выдает свидетельство о регистрации холдинга с перечнем участников холдинга по форме, установленной Министерством экономики.

Свидетельство о регистрации холдинга с перечнем участников холдинга выдается на неопределенный срок, если в заявлении о регистрации холдинга не будет указан иной срок, предусмотренный решением о его создании.

Холдинг считается зарегистрированным со дня проставления штампа на заявлении о его регистрации и внесения сведений о холдинге в Государственный реестр холдингов (части седьмая - девятая п.5 Указа).

 

внимание

Обратите внимание!

За регистрацию холдинга государственная пошлина не взимается (часть десятая п.5 Указа).

 

Холдинг считается созданным и приобретает статус холдинга с даты его регистрации.

 

внимание

Обратите внимание!

Министерство экономики отказывает в регистрации холдинга в случаях:

• непредставления необходимых для регистрации холдинга документов, определенных положениями Указа, о которых подробно говорилось выше;

• оформления заявления о регистрации холдинга с нарушением требований законодательства.

Данный перечень исчерпывающий, отказ в какой-либо форме в регистрации холдинга по другим основаниям не допускается.

Осуществление регистрации, отказ в регистрации холдинга могут быть обжалованы в суд (п.71 Указа).

 

Управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) несет ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для регистрации холдинга.

При обнаружении заведомо ложных сведений, представленных в Министерство экономики для регистрации холдинга, регистрация холдинга признается недействительной судом по иску органов внутренних дел, государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства экономики и иных уполномоченных органов (части первая и вторая п.8 Указа).

Шаг 4. Изменение наименования управляющей компании или холдинга после регистрации холдинга (в случае принятия такого решения)

В случае если после регистрации холдинга его управляющей компанией будет принято решение об изменении своего наименования с включением в него слов «управляющая компания холдинга», управляющая компания холдинга обязана в месячный срок со дня государственной регистрации соответствующих изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор) обратиться в Министерство экономики с заявлением о внесении изменений в перечень участников холдинга в связи с изменением наименования управляющей компании холдинга. К заявлению должна прилагаться заверенная руководителем (лицом, уполномоченным уставом (учредительным договором)) управляющей компании холдинга копия документа, подтверждающего изменение наименования управляющей компании холдинга.

 

внимание

Обратите внимание!

Не допускается использование:

• слов «управляющая компания холдинга» в наименовании юридического лица, не являющегося управляющей компанией холдинга;

• слова «холдинг», производных слов от слова «холдинг», равно как и словосочетаний на основе этого слова, в наименовании иных юридических лиц (п.6 Указа).

 

Наименование холдинга после его регистрации может быть изменено по решению управляющей компании этого холдинга. В случае принятия такого решения управляющая компания холдинга обращается в Министерство экономики с соответствующим заявлением с приложением к нему решения уполномоченного органа управления управляющей компании холдинга об изменении его наименования и оригинала свидетельства о регистрации холдинга. Министерство экономики не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем обращения с заявлением об изменении наименования холдинга, выдает новое свидетельство о регистрации холдинга с аннулированием ранее выданного и внесением соответствующих изменений в Государственный реестр холдингов (п.61 Указа).

Преимущества создания холдинга

Объединение юридических лиц в холдинг имеет определенные преимущества, в том числе указанные в пп.12, 14, 15 Указа.

 

справочно

Справочно

Договор о передаче отдельных полномочий по управлению управляющей компании холдинга см. здесь.

 

29.10.2019

 

Эвелина Дубовик, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Юридическая компания "Соломон"»